Лесли Камерон-Бэндлер, Дэвид Гордон, Майкл Лебо "НОУ-ХАУ. Руководство по исправлению своей жизни"


Год 1979, и Билл решает, что хочет стать компьютерным программистом. Его жена считает, что это прекрасная мысль, и интересуется, куда он собирается пойти учиться. "Пока не знаю", -- отвечает Билл, -- но начну искать школу с завтрашнего дня." Билл начал искать их везде -- даже школы на другом краю континента. Когда выпадала возможность, он отправлялся в студенческие городки, чтобы там поговорить с людьми. Вскоре у него были горы информации по каждой школе и их программам. Он также начал собирать информацию о потребностях корпораций и тенденциях в промышленности, как в компьютерной сфере, так и в общем. Планировать стало очень сложно. Каждая школа имела свои преимущества и недостатки, которые Билл тщательно взвешивал. Каждый вариант, прежде чем быть отвергнутым, скрупулезно обдумывался. А вдруг в нем что-то есть, чего Билл пока не знает. Конечно, различие школ должно было соотноситься с потребностями и тенденциями в промышленности, экономике и обществе. Билл изучал их досконально, посвящая много часов попыткам оценить, что же это были за потребности и тенденции. Затем, конечно, нельзя было не принимать в расчет, как он будет содержать семью, пока будет проходить обучение. С каждой новой частицей информации или соображения Билл должен был вновь просматривать свои возможные планы действий, корректируя и уточняя их по неделям, месяцам, годам. Билл собирался найти наилучший путь, как стать компьютерным программистом, и потратил весь 1979 год на его поиски. А затем и 1980, 1981, 1982…

Определившись с потребностью, Вы должны затем сформулировать план действий, который, по-вашему, должен привести Вас туда, куда Вы хотите добраться. Например, если Вы решили поехать в Сиэттл, Вы должны решить, как туда попасть. Поедете ли Вы автомобилем, автобусом, самолетом, на судне, поездом или на их комбинации? Какой бы Вы избрали маршрут? Когда бы Вы начали и закончили поездку? И так далее. Иными словами, создав себе цель, необходимо теперь разбить эту цель на этапы, чтобы сделать это будущее возможным. План это рецепт, который расписывает, как же приготовить эту стряпню с обложки журнала КУЛИНАРИЯ, от которой просто текут слюнки. Рецепт расскажет Вам, какие же именно ингредиенты Вам необходимы, когда Вам нужен каждый из них, и что с ними делать. Рецепт не приготовит Вам блюдо, он просто расскажет Вам, КАК его приготовить.

Билл определенно понимает, что достижение цели стать компьютерным программистом требует, чтобы он организовал этот результат в действия, которые ему необходимо предпринять. И вообще, не может же он просто прийти в Ханиуэл, сесть за клавиатуру и провозгласить себя программистом. Однако Билла парализует то, что он дробит свои действия на этапы, которые СЛИШКОМ мелки. Ведомый критерием выбора НАИЛУЧШЕГО плана, Билл занимается сбором и просеиванием гор информации и возможностей. Очень может быть, что тот план, который в конце концов разработает Билл, будет абсолютно исчерпывающим, точным и полностью защищенным от глупостей, но может также статься, что после того, как он закончит свой выбор, компьютеры устареют. Билл потерялся в деталях.

В дополнение к гигантской отсрочке между потребностью и получением, причиной которой может стать столь скрупулезно детализированное планирование, существует также опасность, что столь узко специализированные планы могут впоследствии превратиться в источник негибкости и разочарования. Целью плана является руководство поведением в направлении конкретного результата. Но, поскольку никто из нас будущее точно не знает, самые хорошо расписанные планы легко могут сбить с пути. Неопределенности в жизни убеждают, что могут быть и сюрпризы: школа, которую выбрал Билл, меняет вступительные требования; преподаватель, у которого он решил учиться, уходит на пенсию; его жена беременеет (двойней); ему обещано продвижение по службе на прежней работе, или вдруг обнаруживает, что терпеть не может компьютеры. Что тогда? Бесконечное уточнение будущих возможностей, которое он преследует для обслуживания своего результата, может очень быстро привести его на путь, который более не является ни совпадающим с этим результатом, ни учитывающим его нынешнее положение. То есть, как в случае с Биллом, если Ваши планы слишком подробны и требуют от Вас их точного претворения, жизнь становится для Вас очень похожей на картинку раскрась-по-номерам. Если Вы скрупулезно подбираете цвет для каждого нумерованного пятна, легко упустить из виду, а что вообще из себя представляет картина. Вы теряете возможность изменить картину по ходу дела, и Вы можете быть полностью остановлены, если изготовители набора не удосужились обеспечить Вас достаточным количеством краски данного цвета.

Марше не везло всю жизнь. В школе она была мишенью бесконечных шалостей и унижений. Немногое изменилось и когда она окончила колледж и поступила на работу секретаршей на оптовую базу. Ей тридцать лет, на фирме она пять лет и хорошо справляется с работой. Но и сейчас никто не обращает на нее внимания или (если обращает) делает из нее невесть что. Однажды один из младших брокеров вручил ей список покупок и попросил сбегать в магазин. Он был уверен, что она не будет против. Но Марша была против, и, пока она глядела на список, в ней поднималась злость. Марша решила, что с нее хватит. Она знала, что она, по крайней мере, такая же стоящая и толковая, как и любой, работающий здесь и, соответственно она решила, что хочет и уважения и тоже стать брокером. Марша успокоилась, когда поняла, чего она себе хочет. Она уже представляла себе, как все это будет: люди, с которыми она вместе работала, вдруг сознают, что им следует обращаться с ней, как с равной. Некоторые извинились бы и захотели что-то для нее сделать. "Это будет тогда, когда я попрошу их выучить меня на брокера!" -- планировала она. Другие были бы слишком смущены и потихоньку стали бы обращаться с ней лучше. "А затем они начали бы говорить обо мне с начальником, он бы отметил.. продвинул по службе…" -- думала Марша, сидя за столом и усмехаясь. Проходя мимо, младший брокер заметил: "Ну, знай я раньше, что эти списки так тебя осчастливят, я бы уж давно стал их тебе давать". "Порядок", -- сказала себе Марша, возвращаясь к своему печатанию. -- "Скоро вы поймете, чего я стою".

Марша организовала свой план, как ей стать уважаемой и продвигающейся к месту брокера разумным способом, то есть сообразно требуемым поступкам. Проблема, однако, состоит в том, что план, скорее, зависит от действий ДРУГИХ людей, нежели ее собственных. То есть, достигнет она желаемых результатов или нет, зависит от того и определяется тем, что сделают другие люди. Конечно, Вы должны в своем планировании принимать в расчет всяческие возможности, ограничения и ресурсы, но делать свой результат единственно или в большой степени зависящим от реакции других (в случае Марши от ее сослуживцев и начальников), в лучшем случае, рискованно. Например, в случае Марши возможно нереалистично допускать, что ее сослуживцы случайно поймут свою грубость и будут поступать так, как ей этого хочется. Быть может, напротив, они очень добрые люди, которые, учтя свое плохое обращение с Маршей, попытаются его изменить, но ее план даже не включает собственные ЕЁ действия, как сделать их так, чтобы они поняли.

Таким образом, наиболее заметные черты мышления Марши таковы, что для нее изменение находится, скорее, во внешнем мире, чем внутри нее самой, и что у нее есть малая или вообще никакая концепция причинно-следственных отношений ее нынешних действий и достижения ее желания быть уважаемой и продвигаемой по службе.

Джеймс, конечно, не просто решил заняться программированием, и, кстати, он и был программистом. Были некоторые действия, которые он должен был сделать, чтобы стать программистом. В общем, он нуждался в получении диплома и работы в этой области, но каждый из этих больших результатов состоял из малых результатов. Чтобы получить диплом, он должен был поступить в школу и пройти полный курс. Освоение четырехлетней программы, а затем поиск подходящего места были, разумеется, теми мостиками, через которые необходимо было пройти. Но сейчас их перейти пока нельзя. Джеймс знал, что придется столкнуться со многими препятствиями на своем жизненном пути и преодолеть их, но был уверен, что в состоянии перейти эти мостики, когда настанет время. Он это учитывал, но вместо того, чтобы беспокоиться, в какой класс пойти, он организовал дома уголок для учебы, и, решив, как ему организовать расписание, Джеймс сосредоточил усилия на посещении школы. Он решил, что ему необходимо сделать: собрать информацию о разных школах ("Я схожу в библиотеку и обзвоню несколько корпораций для получения у них рекомендаций") и по этой информации выбрать те из них, которые предлагают виды программ, в которых он заинтересован, которые расположены в пределах пригорода и которые он мог бы предположительно себе позволить. Он должен затем связаться с теми, которые его заинтересовали ("Я могу позвонить и затребовать анкеты, и мне надо взять у Билла пишущую машинку, чтобы их заполнить"), а также запросить финансовую помощь ("Я должен запросить каждую школу о том, что доступно, а затем мне вновь понадобится пишущая машинка,"), и все это должно произойти в течение следующих четырех недель, если он хочет начать осенью. Итак, Джеймс выбрал пару школ и решил вопрос о поиске финансовой поддержки, но он не ходил раньше в колледж, поэтому вспомнил о паре друзей, которые закончили полный школьный курс, и спросил их мнение о своих планах. Планы показались им хорошими. Успокоенный, Джеймс сделал запрос. Когда он был принят, Джеймс перешел к следующей стадии плана, окончанию школы. Он определил, какие дисциплины посещать, когда их посещать, как увязать занятия музыкой со школьным расписанием, начал обустраивать дома уголок для занятий и т.д.

Путь от потребности быть программистом до того, чтобы СТАТЬ программистом очень долгий, требующий многого. Джеймс собирается в конце концов, но вместо торможения себя определением всех этих малых шагов до того, как он сможет действовать, он определяет лишь последовательность нескольких ближайших, оставляя последующие относительно неопределенными. Он делает два вида оценок, или тестов: детализированные оценки будущего, которые располагаются в ряд только в недалеком будущем, и менее определенные оценки для всего за пределами этого относительно близкого будущего.

То, что он чувствует себя свободным зафиксировать только несколько первых этапов своего плана, является результатом взаимодействия личного опыта в прошлом по встрече с серьезными задачами, оперирования реакцией выбора (так что его судьба в пределах собственных сил повлиять на нее) и допущении настоящего-будущего причинно-следственного процесса (то есть то, что он делает сейчас, определяет ход будущего). Дополнительные размышления о реакции выбора включают факт, что планы Джеймса зависят, скорее, от него, нежели от других. Например, он не надеется, что кто-то предложит ему пишущую машинку, чтобы заполнить бланки. Также он строит больше, чем единственный путь выполнения действий, в которых он нуждается или хочет сделать (например, поиск школы через библиотеку или контакты с корпорациями), что, таким образом, обеспечивает гибкостью при достижении результата.

Делая оценки, касающиеся того, как действовать по плану, Джеймс пытается определить (из общей и детализированной перспективы), какие из действий будут эффективными (приводящими туда, куда он хочет), и стоят или нет эти действия того, чтобы их делать. "Эффективные" и "стоящие" действия -- это критерии. Первый (эффективность) ведет его к тем поступкам/действиям, которые, как кажется, выведут его на направление, по которому он хочет идти. Второй (стоит делать) заставляет его проверять (используя его целиком личную базу данных) каждый шаг на воздействие на его личное благополучие во всех сферах жизни. Например, одним из средств финансирования учебы могло бы быть ограбление банка, но для Джеймса такой выбор не СТОИЛ БЫ привнесенного риска и удара по самовосприятию, которое неизбежно последовало бы.

И наконец, Джеймс проверяет свои планы сравнением с любыми прошлыми личными ощущениями, которые он имеет по каждому действию общего плана. Если у него нет примера в личной жизни, он доверяет план внешним экспертным ресурсам, таким, как книги или люди. Если он пользуется книгой, он может проверить план сам. Если он несет этот план людям, они могут проверить план и предложить необходимые переделки, если это необходимо. (Джеймс уговорил студентов просмотреть его планы.)

Когда планы сформулированы, настает черед:

ДЕЙСТВИЯ


Клиент только что покинул кабинет Барбы, оставив ей над чем поразмышлять. Это был настоящий великан (однажды он разбил человеку лицо одним ударом), мало образованный, занятый тяжелым трудом, ОЧЕНЬ серьезный и нуждающийся в помощи по поводу неудачной женитьбы. Барба решила, что этому человеку необходимо снять ту безжалостную печальную серьезность, с которой он смотрел на свое положение. Барба сформулировала план, следуя которому, она дала бы новую и более благоприятную перспективу его восприятия своего положения, шутя обыгрывая ситуации. Она воображала себя шутящей и смеющейся над каждой из его торжественно-печальных фраз, пока, наконец, улыбка не разобьет вдребезги его тяжелую маску и он не присоединится к ней в более благоприятной оценке ситуации. Удовлетворенная планом, Барба вызвала его на следующий прием. На встрече Барба привела свой план в действие. На каждый серьезный кивок, каждое печальное утверждение, какое бы он ни делал, Барба отвечала шуткой или какой-либо пародией. Она была невероятно довольна разыгранным ею спектаклем. Чего она, однако, не заметила, -- лицо ее клиента все больше краснело, руки сжимались в кулаки и вновь разжимались, дыхание учащалось. Не успев сообразить, в чем дело, Барба вдруг ощутила себя болтающейся в воздухе на фут от земли, свою блузку сграбастанной одной из огромных лапищ клиента, в то время как другая превратилась в огромный кулак, поднятый для удара.

Мы не знаем, подходил ли для клиента НАМЕЧАЕМЫЙ результат, но можно определенно сказать, что ее план достижения этого результата был НЕподходящим. Установив то, чего она хотела бы получить по отношению к своему клиенту, Барба разработала план, который, по ее представлению, был бы эффективным в достижении человеком более благоприятного видения перспективы своего положения. Ошибка Барбы в том, что, когда она действовала по своему плану, она пренебрегла принятием в расчет текущей, сиюминутной реакции своего клиента. Вместо этого она продолжала выполнять свой план, так как он был ею первоначально задуман. Коль скоро она реагировала только в соответствии с планом, который заранее сформулировала, это сделало ее поведение в данной ситуации ущербной реакцией (раз ЕДИНСТВЕННЫМ решением, которое она имела, было реагировать согласно плану в его первоначальном виде). Как оказалось, план Барбы неподходяще учитывал обстановку, и не будь она заключена в тесные рамки проигрывания действий этого плана, она могла бы иметь возможность использовать реакцию клиента, как показатель для коррекции своего поведения и соответственно своего плана.

Ошибка Барбы состоит в следовании плану без уточнения его в соответствии с ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ. Под обратной связью мы понимаем все те реакции, которые возникают в ситуации и которые могут быть использованы для информации и руководства индивидуальным мышлением и действиями. Другая ошибка, которую люди иногда делают, действуя по своему плану, заключается в пренебрежении следованию плану вообще. Если Вы разработали план, который считаете возможно (а по-видимому, и для источников экспертизы, которые мы упоминали в разделе "Планирование") эффективным в достижении того, чего Вы для себя хотите, то Вы должны следовать этому плану. Только следуя плану, Вы обеспечиваете себя возможностью получить текущую обратную связь, показывающую, является ли действие, осуществляемое Вами в данный момент, полезным в продвижении к Вашему результату или нет.

Первоначально план Джеймса заключался в том, чтобы ходить в школу днем и заниматься музыкой по вечерам. Он понимал, что это будет тяжелый труд, но он полагал, что сможет это делать, и, в любом случае, ему нужны были деньги, чтобы содержать семью. В конце первого семестра Джеймс был похож на зомби. Между освоением азов в школе, учебой, работой по ночам и попытками уделять время семье он мало спал -- и мало отдыхал. Джеймс понял, что ему следовало бы сменить условия.

Он по-прежнему должен был приносить домой деньги, но как? Он понимал, что после первого семестра уже имел некоторые начатки знаний по компьютерам. Он стал предлагать эти знания и в конце концов получил два места с неполной занятостью, вводя данные для одного профессора в школе и для частного бухгалтера. Он ушел из ансамбля. Деньги на этих двух работах он получал небольшие, но это выручало, и появилась некоторая гибкость относительно рабочих часов, так что он смог их подогнать к школьному расписанию. Вдобавок, и, возможно, самое важное, Джеймс смог ложиться спать раньше двух часов ночи, чего не было, когда он играл в ансамбле. Жена сочувствовала ему в отказе от того, что так долго было близко его сердцу, но Джеймс объяснил: "Слушай, я очень люблю музыку, но моя семья и то, к чему я сейчас стремлюсь, гораздо важнее для меня. Настало время выбрать что-то одно".

Полезность плана в том, что это руководство для действия, которое в конце концов сделает для Вас возможным достижение данной цели. Однако план, который кажется наилучшим в мире, может оказаться либо внутренне ущербным, либо может стать неприемлемым вследствие жизненных изменений. Продолжать следование этому устаревшему плану -- безумие. Джеймс хотел бы продолжить занятия музыкой, допуская, что, он это запланировал. Текущая реальность состояла, однако, в том, что пребывание целый день в школе, проглатывание наскоро домашнего обеда и затем бег стремглав на выступления в клубе до двух часов ночи было больше того, что мог бы он сделать без риска для своего здоровья, отношений, будущего и прочего. Единственная наиболее важная черта для отметки текущей гонки Джеймса (действие) за своим будущим программиста такова, что он оценивает свое поведение и ощущения в отношении их эффективности по направлению его к своему результату на текущем базисе. Таким образом, эта информация становится ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ, КОТОРУЮ ОН ИСПОЛЬЗУЕТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОГО, СТОИТ ЛИ ПРОДОЛЖАТЬ ТО, ЧТО ОН ДЕЛАЕТ, ИЛИ ПРОИЗВЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ/ПЛАНЕ. Оказавшись лицом к лицу с изнурительной реальностью ранних уроков и поздних выступлений, Джеймс понял, что ему нужно изменить первоначальный план (вернувшись назад к планированию, описанному в предыдущем разделе).

Другая текущая оценка, которую делает Джеймс, заключается в том, является ли его план стоящим или нет. То есть может быть так, что один из аспектов Вашего плана является эффективность в ведении Вас по пути достижения цели, но в процессе выполнения Вы обнаруживаете, что (для Вас) не СТОИТ этого делать. В случае Джеймса занятия музыкой были, определенно, неэффективны как шаг в достижении цели. Джеймс, однако, обошел это. Он решил, что, принимая во внимание все остальное, происходящее в его жизни, музыкальный бизнес сам по себе перестал более быть действительно стоящим занятием.

Подходящее действие (выход за рамки плана), тем не менее, вовлекает совершение ТЕКУЩИХ сиюминутных оценок эффективности и целесообразности поступков/действий, которые Вы предпринимаете. Эта текущая оценка делается с учетом прошлого плана (планов), который Вы разработали, а также с учетом Вашего нынешнего опыта и потребностей. Исходя из допущения, что реально совершаемое Вами в настоящем в значительной степени влияет на то, что случится в Вашем будущем, и, определяя подходящие (и подходяще детализированные) манеры поведения, Вы потом сможете создать определенную гибкость, которая необходима Вам, когда Вы хотите, или должны, изменить план. Конечно, результатом желания, потребности, планирования и, затем, действия является:

ОБЛАДАНИЕ


Доби мог теперь все это видеть: огород -- его огород -- весь зеленый и цветущий, ряды кукурузы, шелестящие на ветру, сочные красные помидоры, висящие, как рождественские елочные украшения, глянцевую морковь, громадные огурцы… Никогда прежде не занимаясь огородничеством, Доби понятия не имел, есть ли у него к этому жилка, но он твердо решил обзавестись огородом, который он нарисовал себе в мечтах. Он купил инвентарь и семена и нашел, что ему нравится разгуливать вокруг теплицы. Доби усердно трудился, обрабатывая почву и засевая ее. Было приятнее чувствовать себя работающим на воздухе, чем сидеть дома и жить жизнью других людей при помощи волшебства телевизора. Солнце выжгло кожу Доби до орехово-коричневого цвета, пока он возился в огороде, поливая, пропалывая и ожидая -- ожидая слабого потрескивания, которое, как он ожидал, он услышит, когда его ряды маленьких зарядов выстрелят из своей тесной скорлупы. Однажды утром он был вознагражден славным видом крохотных зеленых листочков, проклюнувшихся на солнечный свет. Соседи останавливались порасспросить о его посадках и посудачить о погоде.

В своем воображении Доби уже звонил этим соседям с корзинами излишков овощей, гордо жалуясь: "Я знаю, что уже был у вас вчера, но (пожатие плечами) они так и прут". Неделю спустя, Доби беспомощно наблюдал, как обвисает и выдыхается его рассада. Опоздав, чтобы спасти огород, он привел на панихиду друга -- завзятого огородника. Доби был потрясен глубиной своего невежества по поводу растений. Некоторые из них он посадил слишком глубоко, некоторые слишком мелко, некоторые он переувлажнил, некоторые недостаточно поливал, некоторые убила тень нависающих деревьев, в то время как безжалостное солнце спалило другие. Почва была бесплодной, а улитки здоровыми. Сраженный крушением своих планов, Доби повернулся к огороду спиной, говоря: "Ну, ЭТО была бредовая идея. Интересно, что сегодня по телеку?"

Огород, который желал Доби, казалось, стоило бы иметь, и, определенно, его искренность и преданность в погоне за этим желанием трудно в чем-либо обвинить. Как выяснилось, он просто не обладал в ЭТО время теми знаниями и необходимым опытом, какие требовались для успешного огородничества.

Как и в случае Доби, после всех Ваших желаний, потребностей, планирований и действий будет КАКОЙ-ТО результат. То, что Вы получите, может быть тем, чего Вы первоначально желали, восторгайтесь эффективностью Вашего плана и насладитесь обладанием тем, чего Вы хотели. В случае Доби, однако, может быть и так, что Вы пришли к обладанию чего-то другого, а не того, чего хотели. Что же тогда?

Реакция Доби на отсутствие результата ожиданий свелась к нежеланию иметь огород на первом месте в своих планах, и он отказался от этого. Текущая оценка типа "Отвечает это моим ожиданиям или нет?" зачастую ведет к неудовлетворенности; всякий раз, когда имеется разница между тем, что получилось, и тем, что ожидалось, разочарование является естественным побочным продуктом.

В дополнение к имеющейся оценке удовлетворения ожиданий Доби оперирует предположением, что его неопытность наказала его и что прошлое определяет настоящее. На этом пути Доби отстраняется от того, что производит его текущий опыт. Оглядываясь назад и имея больше информации, он смог бы увидеть, как могло случиться, что его огород не состоялся. Но, оставаясь на том, что с ним что-то случилось, ему не пришло в голову, что этот провал был попросту результатом отсутствия информации и опыта, которые со временем могли быть познаны, так что когда-либо впоследствии он смог бы собирать свои собственные овощи. Положившись, скорее, на обстоятельства, чем на себя, для Доби огородничество превратилось всего лишь в еще что-то, где он и думать не мог преуспеть. И, значит, назад к телевизору.

Джеймс получил в руки свой диплом две недели назад. По какой-то причине, которая ускользала от него, он откладывал со дня на день запланированный поиск места программиста. Он полагал, что его промедление основывается на страхе неудачи. Однажды утром, когда он уговаривал себя сходить на собеседования, он вдруг понял, что не так боится неудачи, как успеха -- он не хотел больше быть программистом. Хотя он очень хорошо успевал на занятиях, два года сидения перед монитором не дали ему тех ощущений, на которые он первоначально надеялся. Он понял, что любил общаться с ЛЮДЬМИ, а не с оперативной компьютерной памятью. Некоторое время это понимание было весьма горькой пилюлей, полученной за прошедшие четыре года, потраченные на учебу и зарабатывание права на программирование. Диплом на его столе стал ему казаться, скорее, простым куском бумаги, чем символом и паспортом, каким он был в действительности. Но, размышляя об этом, Джеймс понял, что удостоверение бакалавра является свидетельством о высшем образовании и что он всегда хотел иметь такое свидетельство. Это само по себе было нечто вроде предмета личной гордости. Кроме этого, почти каждое профессиональное место сейчас в любом случае требовало высшего образования. С образованием и знанием компьютера он очень хорошо подготовлен к работе в тех самых фирмах, которые первоначально планировал запросить, и только теперь с ним согласились бы на собеседование о месте, ориентированном на работу с людьми, а не с технологиями. Впервые за эти недели Джеймс успокоился, так как будущее снова сулило ему возможности, которые он находил притягательными. За время пребывания в колледже он со многими подружился, многому научился, и теперь настало время начать всего лишь другую фазу своей жизни. Джеймс взглянул на часы - было десять часов утра. Он с облегчением вздохнул и подумал про себя: "Слава Богу, что я пошел в колледж, иначе я проснулся бы сейчас после еще одного двадцатипятидолларового выступления".

Поскольку мы не можем всегда в точности добиться того, чем хотели бы обладать, как же быть с нежелательным результатом? Джеймс надеялся и ожидал стать -- и получать удовольствие от этого -- программистом. Не вышло. Вместо решения, что первоначальный замысел был неверен или что четыре учебных года потеряны зря, Джеймс начал конструировать пути, на которых то, что он имеет (то есть степень бакалавра в той области, которая его более не интересовала) БЫЛО, ЕСТЬ И МОГЛО БЫ быть полезным, возможностью, благом и прочее. Соответственно он находит, что получение диплома является вознаграждением само по себе, что, в любом случае, будет плюсом для начала новой карьеры и что его навыки в компьютерах также будут плюсом в поиске любой карьеры, что он освоил хорошее дело, которое бы он иначе не узнал, что он увеличил круг друзей и что действия после получения статуса программиста позволят ему выйти за карьерную колею музыканта "на одну ночь". В самом деле, Джеймс в состоянии комбинировать знания, опыт и удостоверения, которые он заработал в программировании, со своим интересом к людям в создании таких новых возможностей карьеры, как торговля, отношения с клиентами, отношения с работниками и т.д.

Следовательно, искусство обладания состоит в потребности того, что Вы имеете. Это не означает отказа от того, чего Вы хотели первоначально. Обладание, о котором мы здесь говорим, могло бы быть достижением одного из детализированных действий по достижению общего результата, или могло бы быть достижением общего результата как такового. Разница между реакциями Джеймса и Доби на несоответствие между тем, чего они хотели, и тем, что получили, первоначально основана на том, как Джеймс способен оценить прошлое, настоящее и будущее. Оценивая, что он выучил в одном единственном классе или из одного единственного взаимодействия, так же, как и то, что он лично узнал в течение целых семестров и даже за весь процесс целиком, Джеймс варьирует те относительные границы, на что он обращал внимание в своих оценках. И наоборот, Доби установил общую константу желаемого результата при оценке своих усилий. Гибкость в том, как его критерии могли бы быть удовлетворены, внесла вклад в способности Джеймса применять свои ощущения для личного удовлетворения в настоящем и для продолженного личного успеха в будущее. Негибкость Доби вносит вклад только в его растущий список неадекватностей и неспособностей.

Совместимым с гибкостью Джеймса является и его предположение о причинно-следственных отношениях прошлое-к-настоящему-к-будущему. Это обеспечивает его целостностью ощущений и длительной возможностью достижения своих предпочитаемых результатов. У него также есть предположение, что результаты - это нечто зависимое от его выбора. Это ориентирует его на определение, как привести свое поведение в гармонию со своими результатами.

Примени Доби те расчеты, что мы привели выше, вместо самобичевания за допущенную глупость и поворота спиной к своей мечте он мог бы радоваться, что открыл место, которое ему понравилось (теплица), лелеял бы свой загар, хотел бы большего общения с соседями и понял бы, что его неудавшийся огород был исходным опытом, который он смог бы теперь использовать для уверенности в том, что его следующий огород был бы более удачным.

И наконец, раз Вы все же получили то, что однажды захотели, важным является использовать это и хорошо к этому относиться. Частью УДЕРЖАНИЯ результата является высокая оценка того, что Вы имеете и чего это стоило. Время и усилия, которые Вы потратили на то, чтобы сделать Ваше тело бодрым и сильным, продвинуться по службе, приобрести и содержать автомобиль, который Вы хотели, или сформировать и воспитать отношения, являются высокоценными. И тот факт, что Вы ДОБИЛИСЬ Вашего результата, сам по себе является чем-то, что можно лелеять и чем гордиться. Подтянутая фигура может вновь стать дряблой без упражнений; служебное положение может быть утрачено; автомобиль может быть перепродан или разложиться в презренную груду ржавчины, грязи и смазки; отношения могут поблекнуть, если принимать их как сами собой разумеющиеся, а их ритуалами и потребностями пренебречь или забыть о них. Высокая оценка, однако, помогает увериться, что Вы будете продолжать вовлекаться в какие бы то ни было текущие способы поведения или деятельности, которые необходимы для поддержки обладания тем, чего Вы так сильно хотели.

Как мы говорили вначале, те люди, которые явно успешно действуют при переходе от желания к обладанию, применяют пять этапов, которые мы только что описали, скорее, как разворачивающуюся последовательность, нежели как дискретные шаги. Как было, вероятно, очевидно из обсуждения расчетов, не всегда возможно идти сквозь последовательность только в одном направлении. В самом деле, это было бы, скорее, исключением, чем правилом. Усложнения, вовлеченные в достижение большинства целей, и часто непредсказуемое разнообразие реакций окружающего мира сочетаются в виртуальное обеспечение того, что в какой-то момент Вы должны уточнить, чего Вы хотите, Ваш план и Ваши действия. Эти этапы взаимосоотносятся следующим образом:

Желание -- Потребность -- Планирование -- Действие -- Обладание

Иными словами, если какой-то аспект Вашего плана неудовлетворителен для достижения Вашей цели, значит, Вы должны либо соответственно изменить план, либо вернуться на этап расчет/ потребность и каким-то образом изменить то, чего же Вы хотите. Если при реальном действии по Вашему плану Вы получили сигнал обратной связи, что Ваше поведение является либо неэффективным, либо не стоящим, значит, Вы можете либо вернуться на стадию планирования и поменять Ваш план, либо должны будете вернуться назад и сделать переоценку Вашей цели (потребности). А если то, что Вы получили, отличается от того, чего Вы хотели, Вы можете сделать это чем-то, чего Вы все же хотели, ИЛИ вернуться назад и переуточнить Ваш план для приведения его в большее согласование с желаемым результатом, или даже еще дальше вернуться и изменить то, чего Вы хотели. То есть то, что мы только что описали, является способом, каким те люди, которые преуспевают при переходе от желания к обладанию, движутся сквозь эти внутренние процессы и применяют их. Этот талант по превращению снов в реальность является продуктивным в любой ситуации. Следующий раздел содержит ЭМПРИНТ форму, которая научит Вас этой ценной технологии.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАЕМОГО.


ЖЕЛАНИЕ И ПОТРЕБНОСТЬ


1. Первым шагом по обеспечению себя ЭМПРИНТ формой для успешной стратегии от потребности-к-обладанию является отделение желаемого от потребности. В конце этого абзаца постарайтесь определить пять предметов, целей или изменений, которых Вы ЖЕЛАЛИ бы иметь, затем пять, которые являются вашей потребностью. (В этом Вам помогут подсказки: "Я желал бы…" и "Моей потребностью является…".) Определитесь и впишите их ниже:

ЖЕЛАНИЯ

ПОТРЕБНОСТЬ

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться