Введение
Я написал эту книгу так как мне хотелось сделать ссылку на один источник упражнений, которым я научился во время получения удостоверения. Моей целью была организация того, чему я научился из разных источников, семинаров, книг по НЛП, известий ВАКа и собственного опыта. Большая часть этого материала имеет вышеназванные источники. Кредитом я обязан Ричарду Бандлеру, Джону Гриндеру, коллегам и сотрудникам Гриндера, Делозье, Известиям ВАКа, Стиву и Каннирэ Андреас и другим. Благодарен Дженни Гоулд за ее замечания. Некоторые упражнения имеют ясное значение. Они отобраны из-за того, что я являюсь одним из авторов. Остальные - из неустановленных источников.
Я писал эту книгу так, будто Вы не имеете никакого представления об НЛП. Все термины объясняются и ничто несчитается само собой разумеющимся. Эта книга не предназначена заменить опыт семинаров, так же как и не является введением в НЛП. Эта книга поможет освежить вашу память того, как вы пришли к тому, что сейчас имеете или помочь в дальнейшем продвижении роста, или помочь развить дальше свои способности использования этой важной технологии. Для введения в эту область посмотрите книгу Бандлера и Гриндера "Из лягушек в Принцы". Деловой стороны касается книга Дженни Лаборде "Воздействие на целостность". Если Вас интересует терапия, книга Левис и Пуцелик "Демистифицированная магия" Вам подойдет.
Пожалуйста, используйте эти упражнения. Расширьте их. Переорганизуйте их. Составьте новые и запишите. Это начало формального каталога упражнений по НЛП. Ничто не взволнует меня так, как возможность включить ваши упражнения в следующее издание.
Выражаю благодарность и радость.
Рекомендации по пользованию этой книгой.
Тренировка обычно выполняется группами из трех человек, где А ведет себя естетственно, а лицо В практикует упражнение. Третье лицо выполняет функции Мета-Наблюдателя. Задание Мета-Наблюдателя вести двух других по следу и быть справедливым наблюдателем - облегчающим события. Каждый участник работает по очереди в каждой позиции. Вы обнаружите, что ценное обучение происходит в каждой позиции. Не ограничивайте себя форматами семинаров. Экспериментируйте с группами из двух, трех и более человек. Так же попробуйте проделать часть упражнений в одиночку. Многие пригодны для внутренних процессов.
Эта книга организованна свободно; многие базисные упражнения на сенсорную остроту ближе к началу книги, а передовая интерпретация и терапевтические рекомендации ближе к концу. Увеличение сенсорной остроты является целью всех этих упражнений, и вы повсюду отметите подчеркивание этого. Рекомендуется сначала выполнить ранние упражнения, чтобы развить способность замечать то, что происходит вокруг Вас. После того, как Вы почувствуете себя более уверенными, можете выполнять другие упражнения в любом порядке. Во время тренировок я понял очевидную вещь, что невозможно неправильно выполнить эти упражнения. Вы можете научиться чему-либо отличному от того, на что была установка, но вы обязательно чему-нибудь научитесь!
Будьте готовы к неожиданным обучениям и наслаждайтесь этим.
Положения НЛП.
Несколько положений перед технологией НЛП:
-
Не существует провалов, но только сигналы о том, что надо изменить поведение для достижения цели (feetback), не существует ошибок, но лишь результаты.
Сенсорная острота - моделирование.
Цель.
Обучить различению и поведенческой гибкости в трех восприятиях; визуальном, аудиторном, кинестетическом.
Объяснение.
Объект игры в НЛП - изящное влияние. Влияние полностью определяется раппортом. Раппорт зависит от сенсорной остроты восприятия. Под сенсорной остротой я понимаю способность точно наблюдать то, что происходит вокруг. Итак, мы начинаем с развития сенсорной остроты.
Упражнение N1.
1. В каждой из следующих частей этого упражнения, участник А делает что-то, а участник В моделирует это. Участник С помогает В точно смоделировать поведение А.
2. Визуальное:
а) А выполняет что-то, что В может видеть.
б) В воспроизводит действия А. С ведет себя как мета-наблюдатель и помогает В точно воспроизвести движение.
3. Аудиторное:
а) А производит звук или серию звуков В.
б) В воспроизводит звуки. С ведет себя как мета-наблюдатель.
4. Кинестетическое:
а) А дотрагивается до В деликатным способом.
б) В возвращает А прикосновение. В этом упражнении С трудно быть мета-наблюдателем, но он должен постараться.
Замечания: Вариации по этой теме подразумевают движение к чистым модальностям. Т.е. кинестетическое упражнение выполняйте с закрытыми глазами, воспроизведя для себя звук. Аудиторное задание выполняется с закрытыми глазами во время прикосновения.
Наблюдения за движениями глаз.
Цель.
Познакомить Вас с репрезентативными системами и соответствующими им знаками глаз.
Объяснение.
Широко известно, что, наблюдая за движениями глаз во время мышления, можно установить какие репрезентативные системы человек использует. Никто не уверен, почему глаза двигаются в ответ на мысли, но принято считать, что глаза являются окном в мыслительный процесс индивида. Держа это в голове, новичку важно развивать способность тщательного наблюдения за знаками глаз и коррелировать их при достижении различных репрезентативных систем. Конечная цель этой способности - развить раппорт. Зная, какую репрезентативную систему предпочитает Ваш партнер. Вы можете измениться, чтобы встретиться с ним в этой системе. Вы научитесь этому в следующем упражнении.
Упражнение N2.
1. В группах по два человека, В представляет А ряд вопросов.
2. В спрашивает А в следующих категориях, чтобы выявить движения глаз. В наблюдает осторожно за А и отмечает, как движутся глаза А в ответ на вопросы.
а) Визуальная конструкция: "Как бы вы выглядели, если бы у Вас были фиолетовые волосы и зеленая борода?"
б) Визуальное запоминание: "Какого цвета были волосы Вашей учительницы в третьем классе?"
в) Аудиально сконструированные звуки или слова: "Как бы звучал голос Вашей мамы, если бы у нее был акцент Дональда Дака?"
г) Аудиальное запоминание: "Спойте себе национальный гимн."
д) Кинестетические чувства: "Что вы чувствуете, когда ласкаете ягненка?"
е) Аудиальные звуки или слова: "Обратитесь во внутрь себя и спросите, что Вы хотите на обед завтра ночью."
3. Если Вам трудно замечать движение глаз, составьте вопросы, вызывающие более глубокие процессы. Чем труднее им вызвать память, тем более очевидны ключи доступа. Оттачивая свое умение, Вы будете замечать более мелкие движения глаз.
4. Переключите роли.
5. Наблюдая за ключевыми движениями глаз отмечайте, имеет ли кто-нибудь те же самые движения. Есть ли разница?
Цели.
Во многих упражнениях этой книги Вам понадобится пойти внутрь. Уход вовнутрь означает восстановление памяти и, таким образом, возвращение состояния.
Объяснение.
Способность развивать состояние мозга подразумевает способность изменять это состояние. Как только Вы овладеете этой способностью, Вы избавитесь от депрессии, злости и других менее ресурсных состояний мозга. Реальность намного сложнее теории, но чем более способны вы будете изменять свои состояния, тем меньше Вы будете пребывать в нежелательном состоянии. Вы также обнаружите, что эта способность будет помогать в прогрессе использования этой книги, так как Вы сможете достичь состояния обучения, подходящего для усвоения остальных инструкций.
Упражнение N3.
1. Установите результат. Зачем Вы обращаетесь вовнутрь? Вы захотите знать, что Вы есть там, и, когда там о'кей, - вернуться.
2. В месте результата поверните сознание на свои внутренние процессы. Вы можете начать с диалога с самим собой. Вы можете смотреть на картинки, либо получить чувства. В любом случае, начните с обращения внимания вовнутрь.
3. Когда Вы получите что-то - интенсифицируйте это. Сделайте это ярче, громче или почувствуйте более интенсивно. Когда Вы идентифицируете содержание информации, развивайте свое состояние более полно вовлекая другие системы. Вы можете использовать звуки, которые подходят к состоянию, которые помогут Вам увидеть картинки. Вы можете использовать чувства, которые получаете естетственно, чтобы вызвать старую память картинки, которая сопровождала эти чувства в прошлом.
4. Продолжайте разворачивать каждую систему пока не получите полное визуальное, аудиальное и кинестетическое представление.
5. Теперь у Вас состояние, отличное от первоначального. Вы манипулировали своими чувствами. Когда можно использовать эту способность?
Смена направления, отступ.
Цель.
Улучшить способность восприятия и построить гармоничные качества.
Объяснение.
Упражнение учит, к чему прислушиваться и что игнорировать. Оно также о том, как обращать внимание. Это хорошее построение остроты восприятия, но еще более ценный урок коммуникации. Вы научитесь узнавать, какие части известной коммуникации несут информацию; какие части могут быть сокращены без ущерба информации; какие части надо выделить для максимального понимания информации. Эту информацию хорошо знать, когда вы хотите четко изложить свое мнение.
Упражнение N4.
1. А говорит с В о чем-то интересующем его (А) в течении 1-2 минут.
2. В слушает с закрытыми глазами. Когда А заканчивает историю, В возвращает А (рассказывает) основное содержание рассказа.
3. Если В не имеет успеха, А повторяет рассказ до тех пор, пока В не поймет.
4. Вернитесь к упражнению N1. А рассказывает другую историю, а В выполняет различные задания из списка, который ниже. Вставьте это новое задание в упражнение N2:
а) Слушайте с открытыми глазами, передавайте общее содержание.
б) Слушайте с открытыми глазами, передавайте 3 из 5 ключевых слов или фразы.
в) Слушайте с открытыми глазами, передайте тон голоса А, темп и полноту звука, используя общее содержание.
г) Слушайте с открытыми глазами, передайте тон голоса А, темп и полноту звука для 3 из 5 ключевых слов или фразы.
д) Слушайте с открытыми глазами, передайте некоторые жесты и/или осанку.
е) Слушайте с открытыми глазами, совместите 3 из 5 ключевых слов или фразы с ассоциирующимися с ними жестами.
Переключение. Перескакивание. Отбрасывание.
Цель.
Демонстрация различных уровней коммуникации. (На которых мы коммуницируем).
Объяснение.
Попадали ли Вы в ситуацию, когда согласие было важным, но ускользающим? Могло казаться, что Вы говорите с собеседником на разных языках. Проблема могла заключаться в том, что Вы говорили на различных уровнях спецификации. Когда Вы знаете, как идентифицировать различные логические уровни коммуникации, Вы можете установить, когда Вы и Ваш партнер находитесь на различных уровнях и Вы можете что-то сделать. В конце концов на каком-то уровне можно достичь соглашения. Например, Вы можете не согласиться, как продавать автомобиль, но Вы всегда согласитесь, что автомобиль красный. Затем заключите, что автомобиль прекрасен и двигайтесь к его оцениванию. Это глупый пример, но Вы получили идею работать в направлении от общего к частному в поисках соглашения. Упражнение учит Вас, как устанавливать уровень, на котором Вы находитесь и как переключаться между уровнями логично и плавно.
Упражнение N5.
|