Эрнест Цветков "Мастер самопознания"

Более тонкий вариант смещения проявляется в ситуации, когда кто-то в присутствии другого человека начинает рассказывать о своей любви, ненависти, гневе, раздражении по отношению к тем или иным людям. Зачастую такой вид поведения может интерпретироваться как выражение своих чувств именно к данному собеседнику. Нередко можно стать свидетелем сцены, когда женщина в присутствии мужа начинает обсуждать проблемы мужской психологии, делая акценты на агрессивность мужчин и их стремление к подавлению слабого пола. Подобное эмоциональное обобщение является маскировкой ее обиженности поведением собственного супруга и намеком адресует ему высказанный упрек.

Позитивный, сублимационный аспект смещения проявляется в тех случаях, когда агрессивная энергия перенаправляется в созидательную активность — например, в возбужденном состоянии проделывается большое количество домашней работы.

Реактивное образование. Данное явление представляет собой подмену поведения или чувства прямо противоположным действительному желанию. Субъект может проявлять излишнюю чистоплотность в качестве защиты от желания быть все время грязным. Главная черта реактивного образования — преувеличение. Реактивные образования можно увидеть в любом преувеличенном поведении.

За излишней учтивостью может скрываться раздражение. Избыточная вежливость маскирует агрессию.

В повседневной жизни можно встретить людей с «извиняющимся поведением». Они по каждому поводу и даже без такового постоянно просят прощения. Не психоаналитически мыслящий наблюдатель может принять это качество за некую щепетильность в характере, утонченную совестливость, хотя в действительности мы имеем дело с реактивным образованием. Ход логических построений здесь довольно очевиден. Субъект испытывает агрессивные мысли или побуждения. Те, в свою очередь, порождают чувство вины. Виноватый, чтобы не понести наказания, просит прощения.

Кстати, извиняться этимологически буквально означает «из вины». Следовательно, всякое извинение есть автоматическое признание собственной вины.

Что касается щепетильности, то, продолжая лингвистическое исследование, мы легко обнаружим, что данное понятие соотносится со словом «щипать», и оба они восходят к одному индоевропейскому корню skeip — «раскалывать», «расщеплять», где агрессивный и атакующий оттенок выражен более чем наглядно.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что за подобной «щепетильностью» прячется агрессивное желание атаковать.

Все дело в том, что наша эмоциональная ситуация не сводится к какой-то однозначной позиции. Она всегда предполагает некоторую амбивалентность, двойственность. Именно данным свойством объясняется то, что мы обижаем близких людей и можем испытывать ненависть к тем, кого любим. Поэтому, исходя из особенностей динамики глубинных процессов душевной жизни субъекта, можно вывести следующее универсальное положение, отражающее закономерности его психического мира: в то время как субъект испытывает ощущение «X», он также бессознательно испытывает и ощущение «-Х».

Реверсия. Смена ролей, при которой обычно происходит перенаправление собственной потребности на другой объект.

Так неудовлетворенная потребность в заботе может удовлетвориться проявлением со своей стороны заботы о другом человеке, бессознательной идентификацией с тем, кто эту заботу получает, и переживанием соответствующего удовольствия.

Первыми проявлениями реверсии являются детские игры в куклы.

В более зрелом возрасте реверсия может стать причиной альтруизма, чему мы являемся свидетелями, когда бывшие сироты становятся руководителями детских домов и самоотверженными воспитателями.

Древняя мудрость: «Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, чем тебе, и помоги ему» — подразумевает смысл, содержащийся в реверсии.

Отыгрывание. Тенденция к повторению и воспроизведению бессознательных желаний, фантазий, импульсов, сформированных в отдаленном прошлом.

Здесь играет значительную роль весьма важное свойство нашей психики — мы реагируем на то, чего не помним.

В принципе, любое компульсивное поведение, неожиданный поступок могут подразумевать отыгрывание в силу того, что актуальность внутреннего напряжения или фантазийного материала зачастую непредсказуема, а провоцирующим, оживляющим внешним фактором, запускающим каскад активизации глубинных процессов, способна оказаться едва приметная, совсем малозначительная деталь.

Поскольку каждый из нас несет в себе достаточно плотный по своей интенсивности материал ранних впечатлений и актуализация его может произойти в любой момент, то вряд ли можно утверждать со стопроцентной уверенностью, что именно может с нами произойти в следующую минуту и на какие действия мы вдруг решимся.

Эротизация. Преобразование страха, тревоги и других дезорганизующих чувств в переживание радости и жиз-неутверждения.

Сексуальное побуждение является одним из наиболее мощных факторов выживания и одновременно наличием доказательства для организма того, что он жив.

Поэтому вполне естественно допустить, что многие человеческие травмы инстинктивно сексуализируются.

Фобос трансформируется в Эрос. И в данной способности заложен мощный биологический, психологический и ноологический (от греч. noos — «дух») подтекст.

Страх преобразуется в любовь, поскольку уже содержит в себе ее потенцию.

Данное положение можно сформулировать следующим образом: Фобос включает в себя Эрос, а Эрос включает в себя Фобос.

Сексуализировать можно любой объект — власть, профессию, славу, деньги и т. д. Хорошо известно, насколько эротичным бывает процесс обучения, особенно в присутствии талантливого учителя.

Представленный механизм адаптации, с моей точки зрения, может рассматриваться как вариант сублимации.

Сублимация. Применение к данному понятию термина «защита» мне представляется не совсем логически обоснованным, хотя по традиции, положенной Фрейдом, ее и можно определить как «успешную» или «зрелую» защиту.

Строго говоря, сублимация представляет собой продуктивный и высокоэффективный процесс не только разрешения жизненных коллизий, но и поступательного психического и духовного развития. Данный механизм позволяет перенаправить энергию, первоначально направленную на деструктивные побуждения, на творческую, созидательную активность, примером которой служит не только проявление успешности в профессиональной деятельности, но и способность сотворить свою жизнь как произведение искусства.

Если остальные защиты предназначены снизить уровень тревожности, то представляемая стратегия призвана обратить эту тревогу в любовь.

Страх преобразуется в Любовь — пример сублимации.

Слово «страх» связано с русским словом «строгий», и восходит оно к праязыковому корню (s)terg s)trek.

С другой стороны, корневая база sterg:sterk подразумевает образование смысла слова «стеречь».

К нему же восходит словенское street — «прислуживать». В этом же корневом ряду: греческое stergo — «люблю (забочусь), имею удовольствие, терплю, переношу»; storge — «любовь».

Стеречь — сторожить, следить за сохранностью чего-либо (тот же корень — storg)

Строгий — через те же корневые основы (s)ter s)tro Родственно таким значениям, как греческое strenos — «сила».

Обратим внимание на английское strong — «сила».

Греческое strenes — «крепкий».

Продолжая семантический ряд, выходим на понятие «стремиться» — «неудержимо продвигаться». Стремить — «подниматься вверх», но и стремить — «направлять движение», «увлекать». Отсюда стремление — «движение вперед».

Проступает еще одна семантическая линия: strong — «сильный» — соотносится с понятием «веревка, канат», что выражает идею связи, которая соединяет миры и вносит порядок в Хаос.

С другой стороны, индоевропейский корень sterg - означает «любовь».

К тому же смысловому пространству принадлежит и жертвоприношение — священнодействие, призванное способствовать нисхождению божественных энергий. Одна из форм жертвоприношения заключалась в поедании кусков приносимого в жертву животного. В этом плане достаточно показательно сравнение: strong-«сильный» и греческое tropho — «есть, питаться». Тогда становится понятным, как страх (изначально «боязнь Божества») обретает значение «экстаза», что указывает на его исконно сакральную подоплеку. И здесь мы имеем возможность наглядно проследить переход значений: «поить, пить/петь, воспевать», восходящий к обряду жертвенного возлияния. Таким образом, проясняется семантическая основа понятий «восторг», «торжество».

Весьма наглядно проявляет себя соотношение sterg -«любовь» и русское «стержень». И здесь же прусское stri-gens — «мозг». Издревле человек мыслился как микрокосм и олицетворялся вертикально стоящим шестом. Последний воплощал в себе идею мировой оси, соединяющей землю и небо, священными символами которой также являлись лестница, дерево, гора.

В качестве наглядного примера того, как мы можем задействовать тайное значение слова «страх», используем лингвистическую интерпретацию знаменитого выражения ап. Павла: «…жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33).

Ядерные смысловые элементы слова «страх»: стеречь — беречь — служить — связывать — соединять — жертвоприношение — экстаз — радость — улыбаться — продвигаться — подниматься вверх — стержень — восторг — торжество — сила.

Организуем полученный ряд в текстовую структуру. «Жена да боится своего мужа» логически означает: жена оберегает своего мужа и через служение ему связывает, соединяет себя с ним. И тем самым она осуществляет жертвоприношение, которое в свою очередь открывает возможности максимального самораскрытия, реализации и полного воплощения себя в качестве архетипическей женственности. Через подобную трансформацию она переживает сакральный экстаз, продолжающийся в радости и «цветении». Удивляясь происходящим переменам, жена, пребывая в подобном изумлении, вдохновляется еще больше и тем самым обретает дополнительные импульсы к тому, чтобы продвигаться дальше, вперед в своем поступательном развитии. Полное и максимально пережитое осуществление предыдущих этапов предоставляет женщине принципиально новую возможность, воплощающую в явь ее древнюю и вожделенную мечту — приобщиться к фаллической мощи мужа и через силу его стержня подняться вверх, в инобытие духовных измерений, где пребывают вечные восторг и торжество любви.

Разделяя весь процесс подобного восхождения на отдельные ступени, мы получим конкретную формулу индивидуального преображения.

Да боится жена своего мужа.

Пусть оберегает и бережет жена своего мужа.

Пусть служит жена своему мужу.

Пусть соединяет и связывает себя жена со своим мужем.

Пусть приносит себя в жертву жена своему мужу.

Пусть через подобное жертвоприношение жена переживает внутренний сакральный экстаз.

И пусть тогда жена радуется и расцветает при своем муже.

Пусть удивляется и изумляется жена происходящим в ней переменам.

Пусть жена вдохновляется происходящим и движется дальше в совершенствовании своей женственности,

Пусть приобщается жена к фаллической силе и духовной мощи мужественности, воплотившейся в ее муже.

Пусть поднимается жена вверх, в измерение духовного мира вместе с мужем.

Пусть переживает жена восторг и торжество исполнившейся мечты.

Пусть соединяется в любви жена с мужем и «будут двое одна плоть» (Быт. 2:24).

И «Тайна сия велика…» (Еф. 5:32).

Разумеется, все указанные предписания выполнимы и достижимы при наличии одного необходимого и главного условия, а именно — соответствии мужа необходимым в этом случае критериям. А случай же при этом один-единственный: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя…» (Еф. 5:33). И только тогда: «жена да боится своего мужа».

Резюме. Только что мы рассмотрели основные психологические защиты, или адаптационные душевные механизмы.

Подытоживая сказанное, обобщим принципиально важные положения, касающиеся изложенной информации.

По всей видимости, предметом первостепенного интереса здесь послужат вопросы относительно функции защит, их задач, причин предпочтения тех или иных стратегий реагирования, сущности и смысла трансформационного процесса.

Основная функция защитных формирований — выживание особи и адаптация ее к миру.

Предпочтение той или иной защиты зависит от характера стрессов, пережитых в раннем возрасте, подражания образцам защитного поведения взрослых; закрепление сформированных навыков опытным путем.

Почему мы говорим о каких-то защитах как «незрелых», несмотря на то что они содержат в себе и определенные позитивные аспекты, позволяющие в достаточной мере эффективно адаптироваться к жизни?

Причина в том, что они, являясь образцом усвоенных форм поведения, всего лишь повторяют, воспроизводят некую устойчивую матрицу индивидуальных реакций, в то время как смысл развития заключается в обретении, формировании и усилении новых навыков эффективного освоения жизненного пространства.

Защиты временно сглаживают неприятности, но не решают их. Они ретушируют проблему, но не освобождают от нее. Временное дистанцирование от какого-то актуального фактора представляет лишь краткую передышку, после которой снова предстоит неизбежная встреча с тем, что тревожит.

К тому же указанные защиты нуждаются в большом расходе психической энергии для коррекции насущной ситуации, что рано или поздно приводит к истощению жизненных ресурсов. Например, иногда можно выпить Для того, чтобы расслабиться и отключиться от назойливой проблемы, но напиваться всякий раз при малейшей неприятности само по себе уже становится новой и зачастую более серьезной проблемой.

С другой стороны, было бы ошибочным думать, что личностная трансформация предполагает тотальную ликвидацию всех непродуктивных защит. Подобный подход представляется чрезмерно требовательным и в общем-то нереальным. Да и как таковой он грешит некоторым перфекционизмом — немотивированной претензией на абсолютное совершенство, что является выражением примитивной идеализации, к чему, увы, проявляют склонность некоторые невротические проповедники тех или иных систем «оздоровления и совершенствования» личности. Поскольку какая-то инфантильная часть нашего естества продолжает существовать и во взрослом возрасте, речь идет не об уничтожении ранних защитных механизмов, а о сведении их влияния к минимуму в пользу активизации сублимационных процессов.

Такая позиция позволяет уберечь энергию от неадекватной растраты и перенаправить ее на реализацию созидательных намерений. Настоящее положение предоставляет возможность ответить на один из самых частых и животрепещущих вопросов: «Почему многие, даже тщательно продуманные, планы срываются, заветно выношенные мечты не исполняются, а исполненные решимости намерения не превращаются в результаты?» Причиной становится недостаток жизненной энергии, расходуемой на осуществление и поддержание громадного аппарата психологических защит. Как только последние прорабатываются и занимают более скромное место в динамической структуре душевной организации, самым естественным образом освобождается витальная сила, количества которой как раз и не доставало для того, чтобы наполнить будущее.

Глава 3. По ту сторону Эго

Как и всякое живое существо, Эго не хочет погибать. Но цель терапии в том, чтобы разрушить Эго, в том, чтобы оно именно погибло. И возродилось Я. Это-то и является самым сложным в душевном лечении или коррекции личности. Но сложное — не значит невыполнимое.

Возможны и другие варианты, более изощренные. Они возможны не только потому, что Эго агрессивно, завистливо, негативно, но и потому, что оно хитро и коварно.

В настоящее время не трудно встретить умудренных пациентов, стремящихся переиграть психотерапевта и тем самым тонко намекнуть на дееспособность последнего.

Такой умудреный клиент, пациент-профессионал, как правило, заявляет:

— То, что вы говорите, мне хорошо известно. Я это уже пробовал, но все бесполезно. Ничего нового для меня нет.

— А что вы пробовали?

— Ну, например, медитацию. Я прекрасно могу расслабляться. Мои конечности послушно наливаются тяжестью, теплом, лоб холодеет, и мысли уносятся в пустоту. Но на следующий день снова все по-старому.

А другой разочарован в ребефинге:

— Я дышу глубоко и часто. Дышу и дышу — в общем, как положено. А душа все равно болит. А кто-то язвительно чеканит:

— Вот вы говорите: есть Я и есть Эго. Я — спонтанно и естественно, Эго — искусственно и агрессивно. Эго является источником проблем. Чтобы чувствовать себя хорошо и преуспевать в жизни, нужно разрушить Эго. И тем самым высвободить созидательную энергию своего Я. Понимаю и принимаю. Но что из того? У меня не получается разрушить Эго. Мой разум, к примеру, ратует за вегетарианство, а душа тоскует по сочному куску мяса. И ведь душа побеждает!

И он прав, этот клиент. Прав! И не только потому, что клиент всегда прав. Вряд ли было бы осмысленным общаться с китайским крестьянином на шведском языке. Так же и душа — она не понимает наречия разума.

Параллельные миры внутри нас. Это — душа со своим совершенно особым законодательством. Там, где заканчивается логическое, начинается психологическое. А психологическое уже никогда не заканчивается.

Психономика — область, которая имеет дело с Зазеркальем.

Я предлагаю своему подопечному чуть-чуть сместиться в сторону Зазеркалья, отправиться по ту сторону Эго и немножко «поскользить» в пространствах Бытия.

— Итак, приготовьтесь. Мы выполним одно маленькое упражнение. Назовем его «Поток».

Устройтесь поудобнее — без разницы, сидя или лежа. Закройте глаза.

— Глаза обязательно закрывать?

— Необязательно, но желательно. Ведь, когда мы закрываем глаза, мы символически их открываем внутрь себя. Мы автоматически обращаемся во внутреннее пространство. Таким образом, мы мягко и плавно перемещаемся из одного измерения в другое.

— Хорошо, я закрываю глаза. Но вы ведь не будете меня гипнотизировать? Все равно я не поддаюсь гипнозу.

— Что вы, как раз наоборот, я постараюсь вывести вас из состояния гипноза — того состояния, в котором постоянно пребывает большинство людей.

— Ах, раз так… но у меня дрожат веки.

— Ну и пусть себе дрожат. Это естественное напряжение мышц.

— Вы думаете, я так смогу расслабиться?

— А зачем вам расслабляться? Вот видите, вы уже демонстрируете тот факт, что находитесь в гипнотическом состоянии. В данном случае вы загипнотизированы стереотипом, расхожим мнением, согласно которому в задачу психотерапевта входит непременное расслабление пациента. А кто вам сказал, что расслаблением лечат?

— Ну, если так, то я теперь спокоен.

— Ну, если так, то отпустите себя. Даже если бы вы и не были спокойны, все равно отпустите себя.

Отпустить себя — это значит все свои мысли, чувства, ощущения, которые переживаются в настоящий момент, начать воспринимать как единый поток энергии.

Причем здесь не следует что-либо себе воображать или фантазировать. Просто осознайте реальность — ведь в действительности все наши мысли, чувства, ощущения представляют собой некий энергетический поток.

Когда мы фиксируемся на какой-нибудь мысли, каком-нибудь чувстве или ощущении, мы блокируем естественное и свободное протекание этого потока, что сразу же приводит к возникновению застойных явлений, которые и вызывают различные нарушения.

Просто осознавайте то, что существует в реальности, — через вас протекает поток энергии: проплывают образы, обрывки мыслей, какие-то воспоминания, ассоциации. Этот поток откуда-то входит в вас, проходит через вас и спонтанно, беспрепятственно выходит из вас. Он так же свободен и естествен, как ваше дыхание.

И ни в коем случае не старайтесь.

Никаких установок, внушений или настроев.

Неважно, какие мысли, чувства или ощущения проходят через вас здесь и сейчас — мрачные или светлые, грустные или радостные, плохие или хорошие.

Это неважно, ибо все они — частицы единого потока. Каждую из них принимайте легко и отпускайте легко.

— А если я начинаю испытывать чувство тревоги и желание открыть глаза? Легко сказать, а сделать?

— А и делать ничего не надо. В том-то и дело, что ничего не надо делать. Просто пропускайте через себя этот поток. Подставьте себя ему. Как только вы начнете что либо делать, сразу же станете создавать блоки.

— Но я не чувствую, как через меня проходит этот по ток. Вы, наверно, пытаетесь мне это внушить?

— Никакого внушения. Это, во-первых. А во-вторых чувствовать и необязательно. Разве вы чувствуете движение крови по сосудам? И разве это отрицает существование самой крови? Неужели вы чувствуете на себе атмосферное давление? И тем не менее оно существует, не так ли? А чувствуете ли вы свой мозг?

— Нет.

— Почему вы тогда думаете, что должны чувствован и энергетический поток?

Не чувствуйте, а осознавайте. Отражайте происходящее, но сами не вовлекайтесь. Подобно тому, как вода в пруду отражает движение облаков, но какие бы облака не плыли по небосводу, они не изменят зеркальной поверхности водоема. Ваше сознание — это зеркальная поверхность, которая лишь отражает.

— А вот теперь у меня действительно проявляется ощущение некоего потока, оно неявное, нечеткое.

— Почти неуловимый, неосязаемый поток?

— Да, так. И в то же время возникает странное чувство, будто я… не то чтобы пустой, но что-то вроде этого., отрешенность какая-то…

— Ну что ж, пока мы на этом и остановимся. Сосчитайте быстро до трех и откройте глаза. Откройте глаза и войдите в этот мир. Знайте, что что-то в вас изменилось. Не думайте, не внушайте, не настраивайтесь. Просто знайте.

— Но что во мне изменилось?

— У вас рассеялась часть вашего Эго. А это значит, что высвободилось некоторое количество энергии, которое уходило на поддержание этой части. Стало быть, вы усилили себя.

— А почему появилось чувство отрешенности?

— Вы когда-нибудь чистили старую, запылившуюся, поблекшую вещь?

— Чистил. Я помню, что это была старинная серебряная рюмка.

— И после того, как вы ее почистили и придали ей первозданный вид, как вы ее начали воспринимать?

— В первые минуты она казалась чем-то совершенно иным, чем прежде, хотя и оставалась все тем же предметом.

— То же самое и у вас.

— И теперь я смогу изменить свою жизнь?

— Еще нет, но уже близко к этому. Сделаем небольшое отступление в мистагогию.

Мистагогия — мировоззрение, ориентированное на понимание и восприятие того, что реальность мистична. Все мы ежесекундно творим какие-то превращения — перевоплощения, но даже и не подозреваем об этом. Хотя кто-нибудь смутно и догадывается… А кто-то и знает. Тогда про таких говорят, что они наделены способностями. Но что такое способность?

Способность — это знание «как».

Когда у знаменитого пианиста Ван Клиберна спросили, в чем заключается секрет его виртуозной игры, он ответил: «Все очень просто. Я знаю, в какое время и какую клавишу нужно нажать».

Мистике учиться не надо. Она — внутри нас. Как гласит древняя формула: «То, что во мне, то и вовне».

— Но все-таки, как же мне изменить свою жизнь?

— Изменитесь сами. Тогда и жизнь ваша изменится.

Глава 4. Законы зеркала

Мысль о движении — уже движение. А сама жизнь — единая пульсирующая мысль. С чем бы мы ни сталкивались, мы соприкасаемся с разными проявлениями мысли — дома, деревья, водоемы, книги, люди, мечты, фантазии — все это мысли. И все это связано друг с другом и сбалансировано в единой информационно-энергетической системе, где действуют саморегулирующиеся законы, которые призваны поддерживать вечно меняющееся постоянство.

В данной системе различаются лишь уровни организации Бытия: вещество, поле, энергия…

И поэтому любая наша мысль, как и любое наше действие, тут же вызывает каскад цепных реакций в окружающем мире. Подобно тому, как и любое изменение окружающего мира естественно отражается на нас.

Человеческий мозг — очень мощный генератор и чуткий приемник. Но этот же принцип — восприятие и продуцирование — лежит в основе Вселенной, подобной единому гигантскому мозгу, чьи процессы аналогичны тем, что протекают внутри нашей черепной коробки.

Но значит ли это, что череп — граница мыслей? Отнюдь. Потому что за его пределами идет точно такая же жизнь, как и внутри.

Это единство обусловливает действие закона отражения — принцип рефлексии пронизывает все мироздание — от элементарнейших действий, описываемых механикой Ньютона, до механизмов, регулирующих душевную деятельность. Другое дело, что проявления данного закона не всегда очевидны, но наблюдаемые нами результаты позволяют догадываться о его функционировании. Конечно, легко наблюдать этот принцип, когда вы бросаете мяч о стену и видите, как он отскакивает обратно. Труднее лично убедиться в справедливости «предписания»: «Не рой другому яму, не то сам в нее попадешь». Но стоит только повнимательнее посмотреть на последствия его нарушений, как очевидность проявится сама собой.

«Что посеешь, то и пожнешь». Какова причина, таково и следствие. Действие равно противодействию.

Все наши мысли, слова, фантазмы — такие вот мячи, которые мы бросаем в мироздание. Или бумеранги — неважно, все равно они возвращаются к тому, кто их запустил. Ведь то, что нас окружает, — это и то, что нас отражает.

Теперь устройтесь поудобнее в кресле. Руки и ноги не скрещивайте. Отпустите себя. Вы уже знаете, как это делается, — все свои мысли, чувства, ощущения воспринимайте как единый поток энергии. Этот поток входит в вас, проходит через вас и выходит из вас. Не мешайте ему, не контролируйте его. Просто подставьтесь и пропустите его через себя.

А сейчас думайте, но делайте это вяло, пассивно, отрешенно, легко.

Я не есть мои мысли.

Я не есть мои чувства.

Я не есть мои ощущения.

Я не есть мои фантазии.

Подумайте и отпустите эту мысль, пусть она уплывет частицей протекающего через вас потока.

После чего плавно и спокойно перенесите свое сознание в ноги и скользните к ступням. Ощутите, как они опираются на пол. Это очень легко сделать, потому что вам ничего не надо придумывать — просто осознайте, как ваши подошвы соприкасаются с полом, как они контактируют с землей.

Следующий этап: вспомните, что земля является гигантским магнитом. Чтобы вам было проще это сделать, приподнимите ноги, оторвав ступни от пола, и вы почувствуете напряжение — действие требует усилий. Удерживайте позу в таком положении до тех пор, пока не почувствуете усталость и ощущение того, как ноги начинает тянуть вниз.

И тут же отметьте важную деталь: ваши ноги тянет вниз не оттого, что вы устали, а наоборот — вы устали от того, что все это время ваши ноги тянуло вниз. Вы затратили определенное количество энергии на сопротивление магнитной силе. И у вас появилось желание опустить ноги, потому что они сами все это время стремились опуститься.

Я намеренно сделаю повторение, так как данные положения очень важно осознать, пустить их «внутрь себя».

Ваши ноги тянет вниз не оттого, что вы устали. Вы устали оттого, что все это время ваши ноги тянуло вниз. У вас появилось желание опустить ноги потому, что они сами все это время стремились опуститься.

Таким образом, ваше желание вызвано не вашим стремлением. Можно сказать, что ваше желание является следствием «желания земли».

Итак, вы ощутили напряжение, легкую вибрацию в бедрах, усталость — в этот момент быстро расслабьтесь и пусть ноги упадут на пол и «приклеятся» к нему. После чего осознайте, как огромный космический магнит притягивает вас к себе.

Заметьте, я вам не внушаю того, чего нет, а предлагаю осознать то, что есть. И теперь направьте свой энергетический поток вниз, в ноги. Сделайте это легко, без усилий, просто подумайте о том, что этот поток сам собой направляется вниз — под действием магнитной силы земли. И уходит в землю.

— А какова цель данного упражнения? Если предыдущее мне представляется чем-то вроде психического или энергетического очищения, то относительно второго у меня возникает вопрос — а что уходит в землю? И для чего?

— Во-первых, вы освобождаетесь от той энергии, которая создавала излишнее напряжение внутри вашего организма, что является тем же самым очищением. Во-вторых, за счет подобных действий устанавливается более прочный контакт с землей, а следовательно, и возможность получать ее силу, причем это приобретение происходит самым естественным образом.

— В чем же заключается этот естественный образ?

— Прежде всего, в естественности вашего поведения. Вы не стараетесь делать что-либо, вы просто делаете. Делаете — не делая. Происходит то, что древние называли «недеянием». При этом иллюзорная дымка Эго ускользает, растворяется, исчезает.

У вас возникало когда-нибудь ощущение, будто что-то действует помимо вас, что не вы совершаете определенную работу, но сама работа совершается — всего лишь при вашем участии?

— Возникало. И при этом получались удивительные результаты, о которых я и мечтать не мог, находясь в другом состоянии, когда мне приходилось что-то вымучивать из себя, выдавливать последние идеи, как остатки крема из тюбика.

— Совершенно верно. Это потому, что в первом случае вы не делали над собой никаких усилий. Свободная энергия совсем не тратилась на поддержание и содержание аппарата Эго, но направлялась исключительно на спонтанную, творческую активность. Эти состояния обозначают по-разному — вдохновение, медитация, озарение, инсайт, но, в сущности, они указывают на одно и то же явление.

Кроме того, давайте вернемся к тем повторам, которые я позволил себе сделать в ходе упражнения. Они важны не столько как детали той или иной техники, сколько как универсальный принцип, применимый к любому явлению нашей жизни. Давайте еще раз вспомним: «Ваше желание вызвано не вашим стремлением». Это первое. И второе: «Ваше желание является следствием "желания земли"». В данном случае это так, поскольку тематика Данного тренинга касается именно земли. Но как быть с остальными случаями, где речь идет о других вещах?

— Ага. Кажется, я начинаю осознавать. Если я ощутил какое-то желание, то первое, что мне следует сделать, это поинтересоваться: «Чье это желание?»

— Верно! Вспомните, что многие наши желания, импульсы, устремления, которые мы принимаем за свои собственные, не являются нашими. И та небольшая медитация, которую мы с вами только что провели, как бы физиологическим образом это подтверждает.

— Да… физиология вещь упрямая.

— Как и всякий факт. Кстати, с осознавания таких вот «земных» реалий начинаются многие мистические системы. Нетрудно заметить, что такое понятие, как вера, мы даже и не затронули. Веру нам заменяет осознание. Сами посудите — нужна ли ребенку вера для того, чтобы он встал на ноги и пошел? Да ни одному младенцу в мире не придет в голову что-то внушать себе или как-то настраивать себя. Он просто в определенный момент получает знание, как это делается, — и делает: встает и идет. И опять-таки, обратите внимание, данное действие отнюдь не продиктовано его желанием. Оно обусловлено «желанием» природы, которая подняла в свое время человека с четверенек.

— Теперь мне это ясно. Совершенно очевидно, что если я долго карабкаюсь в гору, то моя усталость вызвана силами, противодействующими моему движению. Одна из этих сил — земное притяжение. Или, скажем, наваливающаяся сонливость есть следствие желания природы, которая заботится об оптимальном использовании нервной энергии. Но как на счет того, если, к примеру, возникает чувство ревности, зависти… злобы? Чьи это желания?

— Вот вы и спрашивайте себя постоянно, как только у вас возникает подобное чувство: «Чье это желание?» Вначале каждый подобный аффект будет заслонять вашу мысль. Вы обнаружите, что забываете задать этот вопрос. Что вполне естественно — ведь вы сталкиваетесь с сопротивлением Эго, чьи желания вы и вскрываете. Но в один прекрасный момент у вас это получится, и вы выиграете. Вы непроизвольно спросите: «Чье это желание?» И в тот же миг почувствуете абсурдность происходящего. Голова станет ясной, сознание чистым, а душа спокойной. Вы войдете в мистическое состояние.

— Неужели это так просто?

— Самые великие истины — банальные истины. Но к ним и самый трудный путь. Иной раз, чтобы прийти к пониманию эдакой прописной истины, нужно прожить не один десяток лет. Мы просто сокращаем путь. Но, чтобы прийти к простому, необходимо затратить некоторые усилия.

— А зачем приходить к простому?

— А разве вы по своей воле хотели бы усложнять свою жизнь?

— Нет.

— Я думаю, что и остальные с вами вполне согласятся. Смотрите: если у человека достаточно денег, ему не надо думать о них. Если человек здоров, то ему нет необходимости постоянно беспокоиться о своем здоровье. То, что у вас есть, дает вам возможность меньше думать об этом. А значит, и меньше тратить энергии, которую можно направить на реализацию других целей. Вот и получается, что чем проще жизнь — тем больше выборов. А чем больше выборов, тем проще жить.

— И тогда я в своих интересах смогу реализовать закон исполнения желаний?

— Разумеется. Вы приобретете то, что хотите приобрести, и избавитесь от того, от чего хотите избавиться. И станете настоящим имагинатором.

— Имагинатором? Об этом я что-то слышал, но не совсем представляю себе суть данного слова.

— Я вам расскажу. Все дело в том, что реальность неоднородна и, прежде всего, проявляет себя основным своим свойством — способностью расслаиваться. Скорее, она представляет собой вращение с постепенным приближением к центру — точке неподвижности, в которой замолкает всякое движение, утихает любое действие.

Здесь уже невозможны какие-либо заботы и волнения, ибо, кроме тишины и покоя, в таком месте ничего нет. Впрочем, нет и самого места. Только состояние, невидимая ось, вокруг которой и происходит все вращение.

Этот тайный неподвижный центр есть костяк нашего существования — истинное Бытие. В нем пребывает Я, сотворяющее реальность. Именно отсюда берет начало то излучение, которое затем во внешних кругах обыденности, уплотняясь и овеществляясь, проявляется как случающееся:

то, что с-лучается, есть результат того, что из-лучается.

что излучается, то и случается.

Сам же процесс преобразования излучающегося в случающееся и есть имагинация.

В неисповедимых глубинах наших пребывают невидимые наружному оку образы, которые впоследствии и прорисовывают единый образ, получивший название — жизнь.

Жизнь есть образ, предопределяющий образ жизни. И образ жизни — не что иное, как отображение этого первичного образа.

Познавший внутренние образы обретает способность к преображению.

Имагинация — это, в конечном счете, сотворение реальности. А имагинатор — тот, кто ее сотворяет и тем самым становится ее автором, уникальным конструктором неповторимых миров. И тогда он сам становится образом, равно как и подобием Великого Имагинатора, через пророка Исайю изрекшего: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим» (Ис. 66:22).

Это — величайшее откровение, которое совершенно по-новому раскрывает всю нашу жизнь, растворяя ограничения предустановленных законов и отворяя двери восприятия.

Мы — узники связующих нас законов. Мы чихнуть не можем просто так — если нет соответствующего на то предписания.

И тем не менее…

… тем не менее, сказано, что мир творится каждый миг. И каждый миг — новый мир. Это значит, что в любую секунду все может быть по-новому. И вдруг я проснусь в одно прозрачное утро и постигну, что мой сегодняшний день вовсе не похож на вчерашний, что все причинно-следственные цепи моих обусловленностей совершенно перестали меня обременять, они вовсе исчезли. Началась иная жизнь.

Каждую секунду, в любое мгновение нам предоставляется шанс — возможность — случай — совершить переворот в своей жизни, осуществить прорыв к новым ее измерениям.

Просто следует знать, как это сделать.

И стало быть, имагинация, как и всякое творчество, более того, аспект, воплощающий в себе предельную чистоту творческого принципа, требует своего изучения и постижения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться