Концепция Фрейда интерпретирует Бессознательное как некое пространство, где происходит взаимодействие, столкновение и напряженное сосуществование таинственных безличных сил, которые в конечном итоге определяют наше поведение. Эти силы трансформируются в различные влечения, инстинкты, желания, импульсы, по большей части являющиеся запретными, и начинают оказывать давление на «Эго», которое в ответ противопоставляет им свою структуру оппозиции — цензуру. Непрорвавшиеся в сознание импульсы устремляются к нему обходными путями и проявляют себя в сновидениях, фантазиях, оговорках, невротических и психосоматических симптомах. Иными словами, Бессознательное — это то, что мы думаем на самом деле, но не подозреваем об этом.
Юнг в значительной степени трансформирует и усложняет эту концепцию, вводя в нее новые понятия и тем самым создавая качественно иной методологический аппарат познания психики. Его подход начинается с положения о том, что «теоретически, поле сознания невозможно ограничить, так как оно способно беспредельно расширяться. Эмпирически, однако, сознание всегда обретает свои границы, — встречая нечто неведомое. Это, собственно, то, чего мы не знаем, и что, таким образом, не связано с Эго — центром сознания. В "неведомом" различаем две группы объектов: внешние — те, которые могут быть восприняты посредством органов чувств, и внутренние, которые постигаются непосредственно. Первая группа вмещает в себя "неведомое" во внешнем мире, вторая — "неведомое" в мире внутреннем. Это и есть пространство бессознательного».
Далее Юнг подвергает это пространство разделению, в котором существуют индивидуальное бессознательное, то есть такое, куда «мы должны включить все более или менее умышленные вытеснения неких болезненных идей и впечатлений», и коллективное бессознательное, содержащее в себе инстинкты и архетипы — изначальные образы, присущие всему человечеству в целом и являющиеся продуктом его мифологической активности. В свою очередь, коллективное бессознательное бесконечно продолжается в некоем направлении и на каком-то этапе сливается с внешним «неведомым»: «Глубинные "слои" психики теряют свою индивидуальную исключительность по мере того, как отступают все дальше и дальше в темноту. Это последовательное "движение вниз" означает, что, по мере их приближения к автономным функциональным системам, они становятся все более коллективными, вплоть до универсализации и растворения в телесной материальности, то есть в химических субстанциях. Углерод человеческого тела есть просто углерод. Следовательно, на своем "дне" психика является просто миром».
Нетрудно увидеть, что последнее заявление выражает идею тождественной связи между миром объектов, то есть Вселенной и миром психическим, то есть душой. И границы между этими мирами нет!
Итак, в том виде, в котором мы собираемся рассмотреть Бессознательное, последнее предстает как некая довольно реальная метаструктура, если судить по ее способности оказывать определенное и конкретное влияние. Она объединяет в себе свойства как психические, так и внепсихические, то есть выходит за грани личностного и личного.
Очевидные наблюдения за текущими процессами душевной жизни индивида позволяют нам представить Бессознательное действительно как образование, обладающее не только качествами, но и строением, и эта архитектоника может быть выражена и описана.
Обратившись к Фрейду, мы обнаружим положение, чья истинность вряд ли вызовет чьи-либо сомнения: «В психической жизни человека всегда присутствует "другой".
Так как психическая жизнь в основе своей бессознательна, что вполне естественно, то из этого следует, что и в Бессознательном человека всегда присутствует "другой"».
Кто же этот «другой»? Фрейд продолжает: «Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником…» Иными словами, все то, с чем сталкивался индивид на протяжении всего своего существования, автоматически поглощалось его Бессознательным. Это, в первую очередь, родители, близкие, приятели, детские игры и игрушки, персонажи сказок, сначала рассказанных, а затем и прочитанных, сновидения, впечатления, ощущения, чувства — то есть любой человек, живое существо, предмет, понятие, персонаж — включаются в структуру Бессознательного и становятся его элементами, несущими определенный энергетический заряд.
Выражаясь более лаконично, можно сказать: «Я — это Другой».
Оперируя понятиями психоэнергетики, мы можем осознать данное положение как включение «другого» в структуру нашего поля. Если мы сравним данный подход с предыдущим, то убедимся в их идентичности. И действительно, поле Бессознательно, а функционирование бессознательного невозможно описать, не используя такого понятия, как энергия (впрочем, так его и описывал основатель психоанализа).
Поскольку мы затронули здесь энергетические категории, то нам остается выяснить, в какой же все-таки форме или в каком состоянии действует этот «другой», наполняя пространство нашего Бессознательного. Разумеется, он не присутствует как лицо физическое, но если мы вспомним, что любой объект окружающего мира воспринимается посредством формирования его образа, то нам ничего не остается, как сделать предположение, что «другой» — это «образ другого», и этот образ живет в нашей душе, обусловливая ее содержание. Получается, что, с одной стороны, данный образ является частью нашей собственной психики, с другой — представляет собой слепок душевной организации (или на языке психоэнергетики — энергетическую матрицу) другого объекта.
В свою очередь, образы объектов можно классифицировать.
Люди — те, с которыми мы встречались, встречаемся, и будем встречаться. Что касается упоминания прошлого, настоящего и будущего времени, то оно станет вполне понятным, исходя из признания того, что в Бессознательном не существует такого понятия, как время, что доказывается весьма просто. Скажем, то, что произошло с нами двадцать или тридцать лет назад, для нашей психики может быть столь же актуальным, как и то, что случилось несколькими минутами раньше. Значит, наше Бессознательное — это некое неведомое измерение, где функция времени отсутствует, его просто не существует. И вместе с тем это измерение — основное место обитания человека, определяющее его поведение, взаимоотношения с окружающими и внешней средой. Еще раз я хочу напомнить здесь афоризм, о котором не раз упоминал: «Сознание размышляет, Бессознательное управляет». Подобное положение дел оказывается гораздо важнее той теоретической значимости, которую может собой представлять, ибо содержит в себе потрясающую возможность практического применения. Согласно данной выкладке, наше настоящее и даже будущее можно изменить, изменив наше отношение к прошлому. Здесь, однако, мы можем натолкнуться на кажущееся противоречие: сначала я говорю о фиктивности времени, а затем утверждаю, что, манипулируя временем, можно производить некие важные изменения. Казалось бы, возникает парадокс. Но он разрешается очень просто: времени не существует в Бессознательном, но в сознании оно не только присутствует, но и является его функцией и даже, в какой-то степени, инструментом. Ведь, вспоминая, мы подразумеваем, что обращаемся к своему прошлому, и оживляем в памяти его зыбкий след. Значит, на уровне сознания мы вновь проявляем активность по отношению к тому событию, которое случилось, но которого уже нет, и при этом нам никаким образом, кроме как мысленно, не удается переместиться туда, хотя интенсивность наших переживаний, испытываемых в настоящий момент, вызывает вполне реальные и фактические изменения в организме. Все встает на свои места — некая ситуация происходит и проходит, исчезает, но эмоции, связанные с ней, остаются, кодируются мозгом в виде неких информационных матриц. Определенным усилием воли я могу воздействовать на эту систему кодов и вспомнить об этом событии, то есть вытащить эту информацию на уровень доступного осознавания. И точно таким же усилием воли можно изменить свое эмоциональное отношение к ней. Разумеется, в «прошлом» от этого ничего не изменится, но изменения произойдут в причинно-следственной цепочке взаимодействий Бессознательного, что в свою очередь приведет к преобразованию программы.
Вещи — и в первую очередь те, которые окружали младенца.
Другие существа — животные и т. д.
Мифы — персонажи сказок, преданий и других литературных произведений.
Религиозные объекты — Бог, Мировой Разум, силы природы, дьявол.
Этические понятия — сколь бы абстрактными последние не представлялись, они персонифицируются уже с детства. Например, Змей Горыныч — образ воплощенного зла, а Илья Муромец — добра. Таким образом, каждый, исходя из собственной мифоструктуры, носит в себе образы и представления этих понятий — добро, совесть, мудрость, хорошо, плохо.
Релятивистские понятия — время, пространство, вечность, сила, бесконечность, род, энергия, ум, глупость, жизнь, смерть, бессмертие.
Качества эмоций — радость, печаль, любовь, ненависть, хорошо, плохо.
Эстетические категории — красота, безобразие,
Сновидения.
Образ самого себя.
Однако, чтобы не запутаться в обилии всех этих символов, сгруппируем их, и в результате получим следующую модель, в которой условно выделяется четыре класса понятий.
1. Метапсихическое: Бог, жизнь, сила, дьявол, смерть, бессмертие, рай, ад.
2. Психическое: люди, отношения, семья, работа, зло, добро, красота, уродство, радость, печаль, хорошо, плохо, отношения с другими живыми существами, секс, Я.
3. Мифическое: сны, персонажи, фантазии.
4. Типическое: деньги, быт, вещи, еда.
Однако из всего этого количества объектов одни являются более, другие — менее значимыми. Ясно, что многое в выборе зависит от индивидуальности человека, его предрасположенности и склонностей, но существуют такие категории, которые, будучи универсальными для всех людей, занимают в системе значимостей доминирующее положение. К примеру, некто испытывает страсть к разведению и коллекционированию кактусов, и данное увлечение определяет смысл его жизни. Он, скажем, абсолютно равнодушен к животным и отказывается понимать своего соседа, который души не чает в собственной собаке. Но, несмотря на эту их разницу, для обоих будет одинаковым стремление к удовольствию, которое способна им дать жизнь. Ими управляет одно и то же влечение. Каждый человек боится смерти и цепляется за жизнь, независимо от его вероисповедания, пристрастий, увлечений и мировоззрения. Видимо, об этом позаботилась сама природа, наделив род людской столь мощным инстинктом самосохранения. Следующий же инстинкт продолжения рода демонстрируется наличием сексуального влечения. В конечном итоге, эти два инстинкта сливаются в одну силу, которую Фрейд обозначил как либидо.
В нашем примере любитель кактусов и любитель собак, различные в типическом, сходны в метапсихическом. Если мы проанализируем соотношение значимостей в различных классах понятий, то придем к тому же результату.
Представим себе зал совещаний, где для обсуждения некой проблемы собралась группа людей. Каждый из них видит свои сны, фантазирует о чем-то своем (мифическое), по-своему относится к семье, работе, имеет свои представления о красоте, добре и зле (психическое). Они о чем-то спорят, что-то бурно обсуждают, увлеченно доказывают, стараются казаться умными и глубокими. Но внезапно распахивается дверь, и в зал влетают террористы, разбрызгивая по потолку и стенам автоматные очереди. Нетрудно вообразить, что в этот момент произойдет с публикой. Сразу же все аргументы, убеждения и полемический задор исчезнут, прихлопнутые шоком, уступив место одному единственному желанию — спастись. Причем в это время человек вовсе не думает, зачем ему спасаться, для чего он это делает. Любитель кактусов забывает о своих кактусах, а знаток творчества Андрея Белого — про Андрея Белого. Просто энергия инстинкта руководит определенным телом, программируя последовательность его действий. Один вступает в схватку, другой прыгает в окно, третий залезает под стол. Здесь нет героев и трусов. Здесь и сейчас проявляет себя метапсихическое и надличное.
Если это так, то проблема проясняется. Но как быть с другим влечением, открытым и описанным Сабиной Шпильрейн, российским психоаналитиком, — Танатосом, влечением к смерти? Логика наших рассуждений снимает кажущееся противоречие. Смерть является принадлежностью Метапсихического и определяет подспудный к ней интерес. Ведь смерть — это не только то, куда мы уйдем, но и то, откуда мы вышли, и в этом наблюдается своеобразная симметрия нашего Бытия. Она представляется некой потусторонней тайной, с одной стороны вызывающей смутный страх и трепет, а с другой — неодолимый интерес ребенка, стремящегося подсмотреть, что же творится за дверью родительской спальни.
Такое же любопытство заставляет нас временами обращаться к тому миру, что лежит за пределами земного существования. О загробной жизни написано великое множество всяческих исследований, начиная от «Книги мертвых» и кончая современными парапсихологическими изысканиями. Ее образы заселяют мифотворчество различных народов и времен, то устрашающе зловещие, то поэтически изысканные. Ее образ, у каждого свой, живет и в нашей душе. Получается, что смерть не вне, а внутри нас.
На протяжении всей истории человечества люди связывали такие явления, как жизнь и смерть, с некой силой, которая регулирует и подчиняет себе эти отношения. Данная сила определяет появление на свет или же уход из него. В зависимости от этноса и уровня развития цивилизации ей давали различные имена: духи, боги, стихии и т. д. С развитием монотеизма появился единый Бог — как отражение коллективной идеи о существовании верховной субстанции, определяющей и предопределяющей развитие всего мироздания в целом и каждого существа в отдельности. Все зависит от Бога, но Бог не зависит ни от кого и ни от чего. И вполне естественно, что его образ, его мыслеформа заняли центральное место в Метапсихическом Бессознательного. Он становится доминирующей фигурой в Бессознательном в силу автономности своих главнейших функций:
если он является источником всего мирового порядка, то он является, прежде всего, Создателем («в том числе и моей жизни»);
если он создал свое творение, то он может его и защитить («в том числе и мою жизнь»);
если создал то, что было, есть и будет, значит, он вечен, и таким образом он любое свое творение («в том числе и мою жизнь») может сделать бессмертным.
Однако бессмертие бессмертию рознь, так как существуют две ипостаси вечного — рай и ад, местопребывание которых также расположено в Бессознательном, хотя и прорывается постоянно в зону осознавания и непосредственного переживания. Никому не хочется ада, и каждый при жизни уже стремится в рай. Но туда нужно еще получить визу, а это зависит от участия самого Господа Бога, который в данном случае выступает в своем следующем качестве — качестве Судьи.
Итак, Бог есть: Создатель, Защитник, Источник, Судья.
Эти его четыре положения универсальны для любого вероисповедания и не зависят от той или иной формы конкретной персонификации. Таким образом, метапси-хическая часть нашего Бессознательного изначально наделена религиозным смыслом, призванием которого, возможно, является связывание мира внутреннего с внешним (ведь само понятие «религия» произошло от латинского religare — «связывать»).
Здесь мы видим, как Бессознательное, открытое мирозданию, растворяется в нем и переходит в него той своей частью, которая определяется как Метапсихическое. Таким образом, получается, что человек через свое Бессознательное открыт Вселенной.
Изъясняясь языком психоэнергетики, человек непосредственно подключен к информационному полю Вселенной, которое в свою очередь (в нашей модели) сообщается с Метапсихическим. Затем, кодируясь в определенные сигналы, проникает в мифический пласт, где развертывается в виде образов сновидений как некое таинственное послание, после чего обрабатывается Психическим, создавая различного рода душевные напряжения, стремящиеся разрядиться в действии.
Возвращаясь к нашей микроорбите, мы имеем теперь возможность наполнить статичную схему динамическим пониманием — применяя метод метаструктуры.
Представленную модель можно определить как уравнение судьбы.
Наша модель подчеркивает, что человек есть уравнение. Исходя из этого положения, человека можно представить как некую систему, деятельность которой вполне поддается расчету и прогнозированию.
Вернемся к нашему уравнению, где все неизвестные нам уже почти известны. Остается только уточнить некоторые его понятия. Традиционно они определяются контекстом закона причинно-следственных связей, взаимодействие которых образует неумолимую детерминированность всех процессов и событий, происходящих во Вселенной, а стало быть, и в жизни человеческой.
Этот подход диалектичен и не оставляет места сомнениям, потому что он еще и очевиден. Однако, уточняя и детализируя эту очевидность, мы можем проанализировать ее внутренние механизмы и полученными результатами дополнить наше уравнение. Последнее можно успешно выполнить, если представить себе Судьбу как некую составляющую трех сил, каждая из которых обусловливает определенную линию развития индивидуума.
1. Сила Рока.
2. Сила Провидения.
3. Сила Воли.
Сила Рока оказывает влияние на существование рода. Если провести параллель с биологией, то нетрудно заметить, что частью этой силы является генетическая передача информации из поколения в поколение. И в этом плане законы генетики почти равносильны законам оккультным.
Сила Провидения на вещественно-материальном уровне может быть определена как судьба, то есть закономерное развертывание событий и ситуаций на протяжении жизни индивидуума.
Сила Воли есть психодинамическая сила, отражающая личностные напряжения, возникающие в результате борьбы мотивов. В свою очередь, это такое напряжение, которое субъект может использовать как возможность определенного выбора.
Гармоничное взаимодействие этих сил определяет гармоничную целостность того, кто является их средоточием, — человека. Исходя из сказанного, индивидуальное бытие последнего складывается из трех факторов.
1. Организм.
2. Психика.
3. Судьба.
Каковы же кармические взаимообусловленности указанных трех сил и трех факторов?
Сила Рока самым естественным образом влияет на физическое здоровье ребенка — хотя бы посредством генетической предопределенности — то есть на организм. То, что душевная организация не ускользает от наследственности, также является фактом проверенным. В свою очередь, состояние организма и психики в какой-то степени обусловливает то, как складывается жизнь их обладателя, — судьбу.
Сила Провидения регулирует взаимоотношения окружающего мира (среды) и материального носителя Рока (индивида). Характер же этих взаимоотношений самым естественным образом складывается из свойств, как среды, так и психофизического статуса ее обладателя.
Сила Воли: импульс психического напряжения программирует поведение, которое, с одной стороны, является следствием внутренних мотиваций, а с другой — причиной тех событий, которые реактивно последуют как ответ на это поведение. Если воля направлена на разрушение, то результат окажется столь же деструктивным. Созидающая воля укрепляет целостность трех факторов: организма (физического здоровья), психики (душевного здоровья), судьбы (ситуативного благополучия).
Ясно, что человек является пассивным носителем первых двух сил — ведь для каждого младенца его род и место пребывания в этой жизни является данностью, куда он попадает независимо от своих желаний. Но третья сила — сила Воли — представляет собой энергию, обладая которой человек становится началом активным, то есть — разумным. Разум же, в первую очередь, проявляется как отношение к чему-либо, оценка этого отношения и предпочтение или отвергание чего-либо. Апеллируя именно к разуму — воле, Моисей сформулировал десять заповедей, соблюдение которых приводит в гармоническое равновесие соотношение трех сил и трех факторов человеческого бытия, описанных выше. Иными словами, закон действия заповедей прост, соблюдаешь — здоров и счастлив, нарушаешь — болен и несчастен. Подобное происходит потому, что сила воли, будучи индивидуальной, призвана диалектически подчиняться первым двум силам, так как она является производной от них, которые, в свою очередь, производны от некой единой силы, ставшей источником их возникновения. Мы выяснили, что последнюю силу определяли понятием Бог.
Механизм же работы заповедей эффективнее всего рассмотреть на примерах. Возьмем первую: «Я Господь Бог твой: да не будет у тебя богов, кроме меня». Что это значит с точки зрения психодинамической? Наше исследование показало, что Бог — центральная фигура нашего Бессознательного (здесь я позволю ссылку на предыдущие страницы данной книги). Следовательно, смысл данной программы сводится к следующему: «Я создал тебя и дал тебе жизнь, и никакие другие боги не дали тебе жизни, и не от них зависит судьба твоя». Легко понять, что под богами подразумеваются другие объекты, которые могут стать источниками поклонения: вещи, деньги, другие люди и т. д. — то есть остальные фигуры нашего Бессознательного. Значит, соблюдая эту заповедь, мы активизируем свою волю в сторону созидания, усиливая ее позитивные влияния на собственную личность и сущность — организм, психику, судьбу.
Отрицание заповеди есть отрицание Бога. Подобный акт автоматически приводит к формированию негативной программы, которая, разрушая центральную часть Бессознательного, естественно, разрушает и само Бессознательное — основу человека. Такая деформация целостности порождает болезни, неудачи, страдания. Нетрудно заметить, что агрессия против Бога оборачивается агрессией против себя. Весьма показательным и печальным свидетельством последнего служит наш зловещий «исторический эксперимент» по созданию новой эпохи и ее представителя — «Хомо советикус».
Разрушив Бога, общество закономерно усилило позиции дьявола, за что и поплатилось — оно разрушило самое себя и превратилось в огромного социального мутанта. Ведь невозможно себя убить и при этом остаться в живых!
Подобная же механика заложена и в остальных заповедях. Например: «Не судите, да не судимы будете». Поскольку в нашей психике всегда присутствует «другой», то, осуждая его, мы автоматически осуждаем себя. Осуждение, соответственно, порождает вину, вина ищет наказание, и наказание обязательно приходит в виде болезни, боли, негативных случаев, травм.
Проклиная другого, мы проклинаем себя и, конечно, при этом заслуживаем соответствующей участи.
Такова наша психодинамика, законы которой одновременно являются и законами Вселенной.
Если вышесказанное обозначить тезисно, то получится следующее.
1. Человек есть Бытие.
2. Человек есть самовыражающееся Бытие.
3. Человек есть точка, сквозь которую проходят два потока Бытия: индивидуальный и надиндивидуальный.
4. Индивидуальное Бытие раскрывается как единство трех факторов (уровней): Организм (Биос), Психика (Логос), Судьба (Фатум).
5. Надиндивидуальное Бытие проявляется как единство трех сил: Сила Рока, Сила Провидения, Сила Воли.
Сила Рока обусловливает движение и развитие рода (генетическая информация — одно из проявлений этой силы на биологическом уровне),
Сила Провидения предопределяет судьбу, то есть последовательность событий и ситуаций на протяжении всей жизни человека, изначально детерминированную.
Сила Воли проявляется как способность осознания возможности выбора и возможность самого выбора.
6. Некоторая часть воли сознательна, и она выступает как психическое (фрагмент индивидуального бытия). Основная часть воли бессознательна (и она является одной из сил надиндивидуального бытия).
7. Человек всегда находится один на один с Бытием, и между ними нет посредников.
8. Жизнь человека есть его взаимоотношение с Бытием.
9. Человек есть место, где Бытие организует свой быт.
10. Бытие, доступное осознанию, предстает как сознание. Бытие, воспринимающееся как некое действие со стороны окружающего мира, может быть названо событием. Неосознаваемое Бытие обозначим просто как Бытие. Из этого следует, что Бытие бессознательно. Значит, «мое Бессознательное» — это Бытие.
11. Все то, что окружает «меня»: предметы, события, люди, другие живые существа, — есть Бытие.
12. Взаимоотношение человека с другим человеком или другими людьми, а равно как и с предметами, событиями или остальными живыми существами, есть, прежде всего, взаимоотношение человека с Бытием.
13. Бытие едино и цельно.
14. Следовательно, человек есть единая и цельная структура.
15. Состояние единства и целостности есть состояние баланса, то есть здоровья.
16. Нарушение единства и целостности есть болезнь.
17. Баланс человека и Бытия есть состояние здоровья.
18. Нарушение баланса человека и Бытия приводит к болезни.
19. Значит, существует некая причина, которая нарушает этот баланс.
20. Поскольку всегда страдает не Бытие, а человек, следовательно, причина заключается в человеке.
21. Осознаваемое страдание помещается в области осознающей части личности — зоне Эго.
22. Получается, что причина нарушения баланса есть Эго.
23. Данная причина становится причиной страдания вследствие нарушения механизма, регулирующего направление Силы Воли.
24. Если сознательная часть воли — Эго-воля — направлена на принятие Бытия, то она сливается с бессознательной волей, и вместе они образуют общий поток, чем достигается состояние единства и цельности. В этом случае человек равен Бытию. И он здоров.
25. Если Эго-воля направлена на неприятие Бытия (что равносильно отторжению), то она начинает диссонировать с Бытием и постепенно разрушается. Человек заболевает.
26. Болезнь проявляется на одном, двух или всех трех уровнях индивидуального Бытия — Биосе, Логосе и Фатуме.
Коль скоро мы говорили об уравнении судьбы, мы можем вывести и ее формулу.
Слово «судьба» происходит от праязыкового корня dhe — «ставить, устанавливать, класть»; и приставки som — «с», которая означает сочетание, соединение, совпадение (например, со-весть — совместная весть).
Получается базовая праформа: som-dhe — буквально «с установлением».
Здесь обнаруживается явное соотнесение с древнеиндийским samdhi — «соединение, договор, мир».
С другой стороны, корень dhe также является основой, из которой выходят понятия: «дело», «деть».
Рассмотрим проявившийся ряд понятий в вариантах их развития.
Древнерусское дело — «деятельность, деяние, поступок, способ, работа, труд, сражение».
Соответственно, мы можем обнаружить и основные жизненные тенденции, или индивидуальные варианты развития, несущие в себе некие устойчивые позиции.
Жизнь — как деятельность.
Жизнь — как деяние.
Жизнь — как поступок.
Жизнь — как способ.
Жизнь — как работа.
Жизнь — как труд.
Жизнь — как сражение.
Значение слова «деть» проявляется смысловым рядом — «поместить, положить что-либо куда-либо».
Древнеиндийское dadhati — «кладет, помещает, ставит».
Древнерусское деяти — «делать, трогать, говорить». Последнее отсылает нас к таким понятиям, как «слово», «речь». И здесь же уместно напомнить, что значение слова «действие» в истории индоевропейских языков переплетается со значением «слово», «речь».
Примечательно также то, что на себя обращает внимание и тесная фоносемантическая связь между значениями «речь» — «рок». Оба они несут в себе один и тот же праязыковый корень rek.
На основании полученных данных уже можно проявить архитектонику изучаемого понятия.
Dhe — ставить, устанавливать — становиться.
Делать = Говорить.
Рок = Речь.
Соединение = Договор (Говорить. Речь).
Обращаясь к очередным источникам, имеющим непосредственное отношение к рассматриваемой теме, находим следующие смысловые соотношения.
Латинское/а£ши, известное в массовом сознании как «судьба», в своем первостепенном значении, однако, раскрывалось как: 1. Слово (изречение, воля, приговор) богов (fata deorum). И только затем уже означало: 2. Рок, сУдьба, удел, участь.
Корень слова «fatum» —for.
For— 1. Говорить, (воз)вещать, повествовать. 2. Воспевать. 3. Прорицать, предрекать, предсказывать.
С другой стороны, известно еще одно значение корневой основы dhe-, а именно — «дух».
Тогда получается som-dhe — «с духом».
Наметившиеся смысловые контуры позволяют при-близиться к возможности дать определение тому, что называют судьбой, но, перед тем как вывести формулу более четко проясним сочетание значений.
Дух ставит — Явление становится.
Дух устанавливает — Явление становится.
Дух говорит — Явление делается.
Дух — Соединение — Явление.
Следовательно, получается, что:
1) рок (rek-) есть функция Речи;
2) явление (uel-) есть проявление Воли.
Если обратиться к традиционной математической символике, то запись получится следующая:
F=f(V),
где F — Fatum — Судьба, V— Verbum — Слово, f — функция.
Данное положение подводит нас к тезису — «То, что происходит в нашей жизни, происходит в точном соответствии с тем, что и как мы говорим».
Вместе с тем, в древнерусском языке понятие «судьба» употреблялось со значением «суд», «суд божий».
Суд: одно из значений — «закон».
Обобщим сказанное.
Праязыковая база представляет собой сложение: приставка som и корень dhe — «ставить, устанавливать» (отсылка к «деть», «дело»).
Древнеиндийское samdhi — «соединение, договор, мир»
Деть — «происходить, твориться, становиться, говорить». Латинское fatum означает не только «судьба», но также и «слово», «изречение», «воля».
Делать — «создавать».
Выстраиваем ряд значений: Судьба — Закон (доначальное, дообычное) — Устанавливать — Соединение — Договор (Завет) — Происходить — Говорить — Становиться.
Вглядываясь в этот ряд представленных смыслов, нетрудно уловить проступающий рельеф нашего главного понятия. И в данном случае мы усматриваем следующие сюжетные линии.
В этом ряду легко выделяются две глагольные группы: активная и пассивная.
Активная группа: «говорить» — «устанавливать».
Пассивная группа: «происходить» — «становиться».
Активная группа имеет прямое отношение к Закону, ибо исходит от него. Пассивная — к началу принимающему, то есть субъекту, и обозначает некое свершение, результат.
Однако это вовсе не означает наличия тотальной фатальности субъекта, подчиненного и подчиняющегося Закону и соединенному с ним, ибо в контексте их отношений мы замечаем еще одно понятие: Договор-Завет. И это весьма существенное примечание. С одной стороны, выясняется, что человек никакой не хозяин своей судьбы. С другой же, видно, что и заявлять о механистической, отчужденной предопределенности, некой тоталитарной «кармической» обусловленности также не представляется чем-то осмысленным.
Человек, безусловно, не есть хозяин своей судьбы, и было бы совершенно неразумно и самонадеянно полагать подобное, но благодаря наличествующему Договору-Завету он становится ее соавтором, вернее, получает такую возможность.
Последнее добавление означает, что в субъекте также присутствует частичка активного принципа, который в какой-то части своего смыслового контекста можно назвать волей. Каждому дана воля, и каждый волен распорядиться ею. И тогда, если желание проявить свою активность присутствует, то посредством воли личность направляет ее на то, чтобы не просто оставаться зомбированным исполнителем неких программ, но стать и быть дееспособным участником Завета. И в этом смысле между человеком и Автором исходящих предписаний устанавливаются отношения со-творчества, сотрудничества, со-авторства — через Слово.
Какова же прагматическая ценность материала, полученного в результате наших исследований? Цель одна - стать осознанным Со-Автором, принять Участие и снискать Счастье.
Связь между понятиями «судьба» и «счастье» очевидна. Счастлив тот, кто использует шанс сделаться соавтором своей судьбы и стать активным участником Договора-Завета между собою и Законом — До-начальным, Предвечным, то есть — Богом. В этом случае человек обретает Судьбу. Отсюда следует, что счастье — это способность обрести свою судьбу. А значит, кто вне Судьбы, тот как бы и вне Игры, вне Счастья, поскольку вне Участия.
Безучастный несчастлив. И кто не имеет участия, тот не имеет и участи.
Отсюда следует, что не бывает судьбы плохой или хорошей. Само по себе наличие таковой есть благо. Снискать последнее можно лишь одним способом — найти и обрести свою судьбу. Она есть у каждого, но у кого-то она в совместном бытии, у кого-то — совершенно отдельно и отделенно. Ощущение этой раздельности и порождает переживание тревожности, сиротливости, потерянности и одинокости.
Семантический ряд: Судьба — Закон — Дух — Устанавливать — Соединение — Договор (Завет) — Воля — Происходить — Говорить — Становиться — Рок — Речь — Слово.
Что ж, поговорим о том, как с помощью слов изменить собственную жизнь.
После долгих лет моей интенсивной деятельности в области психоанализа и психотерапии я все же решился четко и открыто сформулировать вопросы, которые по умолчанию мною отодвигались на задний план, благонамеренно вытеснялись, и до поры до времени оставались в тени прохладного к ним внимания.
И дело заключалось вовсе не в том, что они заслуживали такого отношения, как раз наоборот, в силу своей актуальности требовали серьезной и честной их постановки. Однако явное, которое преднамеренно делается тайным, не может бесконечно быть тайным, и снова становится явным. Пришло время, а если быть более точным, то я пришел (ведь время приходит только тогда, когда приходим мы) к осознанию, что готов высказаться по поводу того, о чем раньше умалчивал.
Вопрос 1. Почему со мною происходит то, что со мною происходит?
Вопрос 2. Почему то, что со мною происходит, происходит именно со мной?
Вопрос 3. Могу ли я изменить то, что со мною происходит, если происходящее со мной мне не нравится?
Я поступил парадоксальным образом. Я наконец-то задал эти вопросы… Но это произошло тогда, когда ответ уже был найден. И, в первую очередь, я стал предлагать их пациентам прямо на первом же собеседовании. «Подумайте и ответьте: почему с Вами происходит то, что с Вами происходит? Почему то, что с Вами происходит, происходит именно с Вами? Возможно ли изменить (именно изменить, а не закрыть на это глаза) то, что с Вами происходит, если Вам это не нравится?»
Психотерапия — единственная область, где клиент не прав. Если же он считает обратное, я отправляю его в магазин — пусть там доказывает свою правоту. С другой стороны, если прав психотерапевт, то почему он исполняет функцию консультанта, а не Господа Бога?
Таким образом, я не ждал от посетителя «правильных ответов», но переживал с ним возможность его озарения, иррационального пробуждения тех душевных энергий, которые, преодолев инерцию предубеждений рассудка, способны внедриться в самую глубину Сокровенного и обнаружить там живой смысл. А затем потустороннее «там» перенести в здешнее «здесь».
В результате наших совместных странствий по «нейронным пространствам», этаких внутренних навигаций, мы кое-что прояснили, но к этому добавился еще один вопрос: «Действительно ли возможно, то есть реально ли на самом деле с помощью слов изменить происходящее или это всего лишь красивая метафора, пленительный миф, чарующая сказка, космическая фантазия о предначальном глаголе Логоса, написавшем этот мир?»
|