12,69
9,12
не знач
4) Количество ответов, оцененных в 3 балла
1,18
1,57
2,59
2,64
0,01
III.
"Точки"
5) Сложность пространственных преобразований, в баллах
2,26
1,07
2,70
1,13
не знач
IV.
"Сравнение похожих рисунков"
6) Время первого ответа, в сек
65,0
39,2
71,9
28,1
не знач
7) Количество ошибок
8,46
4,97
3,81
3,86
0,001
V.
"Прогноз будущего"
8) Дифференцированность прогноза
2,88
1,71
4,50
2,16
0,001
9) Оптимистичность прогноза
-0,35
0,84
0,06
0,76
0,05
VI.
"Идеальный компьютер"
10) Количество объективированных вопросов
6,05
3,79
7,44
4,75
не знач
11) Количество субъективированных вопросов
2,91
2,43
2,18
2,54
не знач
12) Количество категориальных вопросов
3,58
2,64
6,21
3,23
0,001
13) Количество фактических вопросов
5,52
4,19
3,59
3,39
0,05
191
Как можно видеть из табл. 8, "одаренные" учащиеся значимо отличаются от "обычных" учащихся по целому ряду показателей. Так, "одаренные" учащиеся:
- 1) при формулировке проблем выходят в более отдаленные семантические области;
- 2) устанавливая связи между тремя категориально изолированными понятиями, конструируют, если судить по показателю "количество ответов, оцененных в три балла", более сложный семантический контекст;
- 3) в своих образах будущего мысленно видят большее количество возможных изменений в экологическом состоянии Земли через 50 лет, кроме того, их прогноз будущего более оптимистичен;
- 4) имеют склонность задавать более обобщенные вопросы, при этом они оперируют более общими категориями и демонстрируют направленность на познание общих принципов устройства мира;
- 5) отличаются выраженностью непроизвольного интеллектуального контроля, о чем говорит значительно меньшее количество ошибок, которые они допускают в ситуации множественного выбора. Данное обстоятельство свидетельствует о точности, тщательности анализа видимого поля до момента принятия решения, а также о способности выделять существенные признаки перцептивных объектов при их идентификации.
В целях уточнения последнего различия был проведен более детальный анализ соотношения показателей "время первого ответа" и "количество ошибок" в рамках когнитивного стиля "импульсивность - рефлективность". Объединив "одаренных" и "обычных" учащихся в одну группу, мы подсчитали (на основе использования медианы основных показателей в качестве критерия) процент учащихся, относящихся к каждому из четырех когнитивных типов (табл. 9).
Таблица 9. Процентное соотношение учащихся по группе "одаренных" и "обычных",
относящихся к разным когнитивным типам в рамках когнитивного стиля
"импульсивность - рефлективность"
Типы испытуемых
"Одаренные" учащиеся
"Обычные" учащиеся
Рефлективные (медленные/точные)
53,1 %
31,6%
Импульсивные (быстрые/неточные)
21,8%
47,4 %
Быстрые/точные
21,9%
5,3 %
Медленные/неточные
3,1 %
15,8%
Как можно видеть из табл. 9, в группе "одаренных" преобладают два наиболее продуктивных когнитивных типа, а именно: рефлективные и быстрые/точные. Оба эти типа имеют некоторую общую особенность - высокую эффективность сканирования видимого поля (полноту охвата, а также способность к выделению релевантных и нерелевантных признаков). Напротив, в группе "обычных" учащихся со значительным удельным весом представлены импульсивные и медленные/неточные испытуемые. По-видимому, у одаренных старшеклассников действительно более выражено действие механизма непроизвольного интеллектуального контроля (в данном случае
192
в виде способности "отсрочивать", замедлять свои интеллектуальные действия, а также в виде способности к более тщательному отслеживанию существенных признаков перцептивного материала).
Таким образом, в рамках данного исследования были получены факты в пользу подтверждения нашей гипотезы о том, что интеллектуальная одаренность в условиях ее реального выражения характеризуется изменением типа репрезентирования, причем эти изменения касаются разных уровней познавательного отражения. В частности, умозрение "одаренных" старшеклассников отличается более богатым семантическим контекстом, который оперативно развертывается их понятийными структурами, эффективностью сканирования перцептивного поля в силу более высокого уровня непроизвольного интеллектуального контроля, большей дифференцированностью "видения" будущих событий как одним из проявлений произвольного интеллектуального контроля, высоким удельным весом обобщенного (категориального) знания в репрезентациях событийного содержания мира как одним из аспектов открытой познавательной позиции.
Дополнительные сведения о характере различий в группах "одаренных" и "обычных" учащихся дают результаты факторного анализа (для факторного анализа были отобраны восемь основных показателей). Факторные матрицы (после вращения) приводятся в табл. 10.
Таблица 10. Факторные матрицы в группах -"одаренных" и "обычных" учащихся
(цит. по: Шавинина, 1993)
Показатели
"Одаренные" учащиеся
"Обычные" учащиеся
Факторы (после вращения)
I
II
III
I
II
III
Сложность пространственных преобразований
0,414
|