Холодная М.А. "Психология интеллекта: парадоксы исследования"

 

события, других людей (например, "добрый - злой", "разрешимый - неразрешимый", "сильный - слабый" и т.д.). В зависимости от того, сколько таких конструктов представлено в индивидуальном ментальном опыте и как они связаны между собой, человек строит либо многомерную, либо упрощенную модель действительности. Соответственно можно говорить о когнитивной сложности либо когнитивной простоте познавательной сферы личности.

Коэффициент интеллекта - соотношение умственного возраста (УВ) к хронологическому (ХВ), определяемое но формуле УВ/ХВ Ч 100 % и обозначаемое символом IQ. Чем больше баллов набирает испытуемый при решении тестовых задач по сравнению с нормой исполнения для своего возраста, тем выше его IQ.

Креативность - способность к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности (в широком смысле); дивергентные способности (в узком смысле).

Критерии эффективности учебного процесса - КИТСУ-критерии (компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума) как показатели уровня развития интеллектуальных возможностей школьника.

Кристаллизация опыта - радикальная реорганизация индивидуального ментального опыта под влиянием некоторого "ключевого" воздействия в условиях взаимодействия личности с определенной предметной областью.

Ментальная репрезентация - актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть то, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее).

Ментальное пространство - субъективный диапазон отражения, в рамках которого возможны разного рода мысленные перемещения.

Ментальные структуры - психические образования, которые в условиях познавательного контакта человека с миром обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения.

Ментальный - имеющий отношение к умственной сфере субъекта (в широком смысле); имеющий отношение к особенностям организации индивидуального умственного опыта (в узком смысле).

Ментальный опыт - система индивидуальных интеллектуальных ресурсов, обусловливающая особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в индивидуальном сознании. Уровень организации М.о. определяется степенью сформированности и мерой интеграции когнитивных, метакогнитивных и интенциональных психических структур.

Мера общности понятия - место данного понятия в системе связей с другими понятиями, определяемое его "долготой" (степенью обобщенности его признаков) и "широтой" (возможностью приложения к определенной точке предметной действительности).

245

 

Метакогнитивная осведомленность - система представлений человека о своих индивидуальных интеллектуальных возможностях.

Метакогнитивный опыт - ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольное и произвольное управление собственной интеллектуальной деятельностью. Их основное назначение - контроль за состоянием индивидуальных интеллектуальных ресурсов и саморегуляция процессов переработки информации.

Модальность опыта - способ (форма) существования ментального опыта в терминах его психического материала (например, кинестетическая, визуальная, словесно-речевая, чувственно-эмоциональная модальности опыта).

Мудрость - высший уровень интеллектуального развития личности, связанный с эффективным анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных характеристик действительности на основе ее анализа и синтеза (в широком смысле); процесс решения и постановки задач (в узком смысле). Мышление - одна из форм проявления интеллекта (наряду с другими познавательными процессами).

Невербальный - имеющий отношение к реальным предметам, наглядным впечатлениям, жестам, а также к процессам оперирования этим материалом. Невербальные тесты интеллекта - тесты, требующие от испытуемого умения выполнять определенные практические действия, а также оперировать рисунками, геометрическими и пространственными фигурами.

Обобщение - мыслительная операция объединения множества объектов на основе выделения присущих им общих признаков. О. объектов может осуществляться как с использованием их несущественных (случайных), так и существенных (закономерных) признаков.

Образ - субъективная картина определенного фрагмента действительности (в широком смысле); наглядное перцептивное впечатление или пространственное представление (в узком смысле).

Обучаемость - восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле).

Онтогенез - процесс развития человека, охватывающий весь его жизненный цикл от рождения до смерти.

Онтология - философское учение о качественно определенных основаниях бытия, универсальных "корнях" реальной действительности. Онтологический статус интеллекта - описание интеллекта как особого рода психической реальности, которая выступает в качестве психического носителя конкретных проявлений интеллектуальной деятельности.

Организация - внутренняя упорядоченность и согласованность взаимодействия дифференцированных частей целого.

Познавательные стили - психологические различия между людьми, характеризующие своеобразие присущих им способов изучения реальности.

246

 

Познавательный - имеющий отношение к процессу отражения и воспроизведения действительности в индивидуальном сознании.

Понятие - форма мышления, отражающая природу определенного круга объектов; единица знания о наиболее общих, существенных и закономерных признаках явлений действительности; синоним "понимания сути дела".

Понятийная психическая структура - интегральное когнитивное образование, которое с точки зрения своего психологического устройства характеризуется разнообразием когнитивного состава, процессами словесно-образного перевода и разноуровневым характером организации семантических признаков. Выступает в качестве психического носителя понятийного знания и психического механизма понятийного отражения.

Прототип - комбинация наиболее частых, типичных сенсорно-перцептивных (наглядных) признаков, хранящихся в памяти и позволяющих принимать решение о соответствии определенного объекта той или иной категории (например, образ типичного "апельсина", образ "стула" как самый яркий пример "мебели" и т.д.).

Семантические структуры - индивидуальная система значений (слов, образов, жестов, предметов и т.д.), отдельные элементы которой устойчиво и закономерно взаимосвязаны. Вербальная семантика - система взаимосвязанных значений слов. Невербальная семантика - система взаимосвязанных значений чувственно-предметных впечатлений.

Синкретизм - характеристика детского мышления на том этапе его развития, когда ребенок связывает между собой самые разнородные явления исключительно на основе своих субъективных (случайных, ситуативных) впечатлений по принципу "все связано со всем".

Синтез - мыслительная операция соединения различных элементов (частей, сторон) в целое.

Способность - индивидуально-психологическое свойство личности, являющееся условием успешности выполнения какой-либо деятельности. Общие способности - психологическая основа успешности познавательной деятельности. Специальные способности - психологическая основа успешности в конкретной области деятельности (балет, математика, лидерство, техника и т.д.).

Способы кодирования информации - субъективные средства, с помощью которых человек представляет (отображает) в своем опыте окружающий мир.

Структура - относительно устойчивое единство некоторого множества взаимосвязанных элементов, характеризующее целостность соответствующего объекта. С. определяет инвариантность любого сложного системного объекта, поскольку обеспечивает сохранение его основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Субъект (букв. - находящийся в основе) - человек как источник собственной активности в условиях взаимодействия с окружающей действительностью.

Талант (в области интеллектуальной деятельности) - высший уровень интеллектуального развития личности, который обеспечивает возможность создания

247

 

идей, теорий, научных, литературных и философских произведений, имеющих ту или иную степень общественной значимости.

Тест - стандартизированное задание (или система заданий), позволяющее измерить уровень выраженности определенного психологического качества. Тесты интеллекта предназначены для измерения результативных свойств интеллекта в виде определенных конвергентных интеллектуальных способностей, обнаруживающих себя в регламентированных условиях деятельности.

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные задания (тесты).

Умственная отсталость - стойкое нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее в результате органического поражения головного мозга. Выделяются три стадии умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия.

Фрейм - схематизированное пространственное представление о той или иной ситуации, состоящее из обобщенного "каркаса", воспроизводящего устойчивые характеристики этой ситуации, и "узлов", чувствительных к ее вероятностным характеристикам и заполняющихся по мере необходимости соответствующими деталями.

Функция (букв. - осуществление, выполнение) - способ поведения, присущий какому-либо объекту и служащий определенной цели. Функциональные свойства интеллекта - это те его свойства, которые характеризуют процесс достижения человеком определенного результата в конкретном виде интеллектуальной деятельности.

Эгоцентризм - неспособность субъекта изменять исходную познавательную позицию по отношению к некоторой ситуации в силу фиксированности на собственных потребностях и субъективных состояниях, а также сосредоточенности внимания на каком-либо одном частном, субъективно значимом аспекте этой ситуации.

Элемент - составная часть (компонент) сложного целого.

Эпистемологические стили - индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к миру, проявляющиеся в особенностях индивидуальной "картины мира".

248

 

Абульханова-Славская К.А. (1986). Личностные типы мышления // Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. М.: Наука. С. 98-130.

Абульханова-Славская К.А. (1991). Стратегия жизни. М.: Мысль.

Азаров Н.Н. (1982). Стиль действования: рефлективность-импульсивность // Вопросы психологии. № 3. С. 121-126.

Айзенк Г.Ю. (1995). Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. № 1. С. 111-131.

Алексеев А.А., Громова Л.А. (1983). Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления... КПб: Экономическая школа.

Амонашвили Ш. (1993). Педагогическая симфония. Ч. I-III. Екатеринбург.

Ананьев Б.Г., Степанова Е.И. (Ред.) (1972). Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М.: Педагогика.

Ананьев Б.Г., Степанова Е.И. (Ред.) (1977). Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость). М.: Педагогика.

Ананьев Б.Г. (1977). О проблемах современного человекознания. М.: Наука.

Анастази А. (1982). Психологическое тестирование. Кн.1, 2. М.: Педагогика.

Арнхейм Р. (1973). Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Ч. 2. Душанбе: Изд-во Тадж. ун-та. С. 8-98.

Артемьева Е.Ю. (1980). Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск. ун-та.

Артемьева Е.Ю. (1999). Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука; Смысл.

Асмус В.Ф. (1984). Историко-философские этюды. М.: Наука.

Бабаева Ю.Д. (1997). Психологический тренинг для выявления одаренности. М.: Молодая гвардия.

Бардин К.В., Похилько В.И. (1988). Многомерность сенсорного пространства простых акустических сигналов // Системный анализ сенсорно-перцептивных процессов. М.: Ин-т психологии АН СССР. С. 103-148.

Берулава Г.А. (1990). Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск: Изд-во НГПИ.

Богоявленская Д.Б. (1983). Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-па-Дону: Изд-во Рост, ун-та.

Богоявленская Д.Б. (1995). О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. Т.1 6. № 5. С. 49-58.

Брунер Дж. (1971). О познавательном развитии. Ч. 1, 2. // Брунер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. (Ред.). Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика.

Брунер Дж. (1977). Психология познания. М.: Прогресс.

249

 

Брушлинский А.В. (1996). Субъект: Мышление, учение, воображение. М.: - Воронеж: НПО "Модэк".

Веккер Л.М. (1976). Психические процессы. Мышление и интеллект. Т. 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та.

Веккер Л.М. (1980). Психические процессы. Т. 3. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та.

Веккер Л.М. (1981). Психические процессы. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Т. 3. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та.

Веккер Л.М. (1998). Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл.

Величковский Б.М. (1982). Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та.

Величковский Б.М., Блинникова И.В., Лапин Е.А. (1986). Представление реального и воображаемого пространства // Вопросы психологии. № 3. С. 103-112.

Величковский Б.М., Капица М.С. (1987). Психологические проблемы изучения интеллекта// Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука. С. 120-141.

Величковский Б.М.. (1987). Функциональная организация познавательных процессов. Дисс. докт. психол. наук. М.: Моск. ун-т.

Венгер Л.А. (Ред.) (1978). Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика.

Вернадский В.И. (1988). Письма к Н.Е. Вернадской (1888-1889). М.: Наука.

Вертгеймер М. (1987). Психология продуктивного мышления. М.: Прогресс.

Виноградов А.Г. (1990). Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Дисс.... канд. психол. наук. Киев: Киев. ун-т.

Воробьева Е.В. (1997). Влияние способа общения на интеллектуальную продуктивность. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М.: Ин-т психологии РАН.

Выготский Л.С. (1982 а). О психологических системах // Собр. соч. Т. 1. М.: Педагогика. С. 109-131.

Выготский Л.С. (19826). Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.: Педагогика. С. 5-361.

Выготский Л.С. (1983). История развития высших психических функций // Собр. соч. Т. 3. М.: Педагогика.

Выготский Л.С. (1984). Психология подростка // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика. С. 5-242.

Гальперин П.Я. (1969). К исследованию интеллектуального развития ребенка// Вопросы психологии. № 1. С. 15-25.

Гальперин П.Я. (1976). К проблеме внимания. // Леонтьев А.Н. и др. (Ред.). Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во Моск. ун-та. С. 220-228.

Гельфман Э.Г., Холодная М.А. (1976). Психологический анализ использования задач на уроках математики // Роль и место задач в формировании системы основных знаний. Вып. 1. М.: НИИ школ. С. 22-34.

250

 

Гельфман Э.Г., Холодная М.А. (1978). Психолого-педагогические основы классификации задач в обучении // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во Томского ун-та. С. 97-112.

Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. (1993). Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) // Психологический журнал. Т. 14. № 6. С. 35-45.

Гилфорд Дж. (1965). Структурная модель интеллекта// Психология мышления. М.: Прогресс.

Гильбух Ю.3. (1991). Психолого-педагогические основы дифференциации обучения в начальном звене общеобразовательной школы. Киев: Ин-т психологии.

Гильбух Ю.3. (1992). Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. Киев: НИИ психологии.

Гриндер Дж., Бэндлер Р. (1993) Из лягушек в принцы. Воронеж.

Гриндер М. (1994). Исправление школьного конвейера // Серия "НЛП в педагогике". Составитель: С. Горин.

Гуревич К.М. (1980). Тесты интеллекта в психологии. // Вопросы психологии. № 2. С. 53-64.

Гутке Ю., Волраб У. (1986). Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М.: Прогресс.

Давыдов В.В. (1986). Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика.

Давыдов В.В. (1995). О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг.

Дворяшина М.Д. (1973). Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения // Человек и общество. Вып. XIII. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. С. 97-105.

Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности (1989) / Под ред. В.Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.

Дисмор Дж. (1996). Ментальные пространства с функциональной точки зрения// Под ред. В.И. Герасимова, В.П. Нерознака. Язык и интеллект. Под ред. В.И. Герасимова и В.П. Нерознака. М.: Прогресс. С. 385-411.

Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. (1994). Экспериментальное исследование формирующего влияния среды па креативность // Психологический журнал. Т. 15. № 4. С. 83-93.

Дружинин В.Н. (1998). Интеллект и продуктивность деятельности: модель "интеллектуального диапазона" // Психологический журнал. Т. 19. № 2. С. 61-70.

Дружинин В.Н. (1999). Психология общих способностей. СПб: Питер.

Дружинин В.Н. (2001). Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. М. - СПб: Per Se, Иматон.

Дункер К. (1965). Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс.

Дусавицкий А.К. (1976). Загадка птицы Феникс. М.: Знание.

251

 

Жинкин Н.И. (1954). О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. № 6. С. 26-38.

Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. (1977). Психофизиология и психофизика. М.: Наука.

Завалишина Д.Н. (1985). Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука.

Занков Л.В. (1990). Избр. педагогические труды. М.: Педагогика.

Иванова А.Я. (1976). Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд-во Моск. ун-та.

"Искусственный интеллект" и психология (1976) / Под ред. О.К. Тихомирова и др. М.: Наука.

Каган М.С., Эткинд А.М. (1989). Индивидуальность как объективная реальность // Вопросы психологии. № 4. С. 5-15.

Калмыкова 3.И. (1981). Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика.

Калошина И.П. (1983). Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Педагогика.

Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. (1985). Критерии интеллектуального развития детей // Вопросы психологии. № 2. С. 52-59.

Карпов Ю.В. (1990). Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. № 2. С. 3-16.

Келер В. (1980). Некоторые задачи гештальт-психологии // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во Моск. университета. С. 102-120.

Юшке Ф. (1983). Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс.

Концепция и программа проекта "Математика. Психология. Интеллект". Математика 5-9 классы (1999). / Под ред. Э.Г. Гельфман, М.А. Холодной. Томск: Изд-во Томского ун-та.

Кострикина И.С. (2001). Соотношение стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности у лиц с высокими значениями IQ. Дисс. канд. психол. наук. М.: Ин-т психологии РАН.

Коул М. (1997). Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр.

Кочарян А.С. (1986). Преодоление эмоционально-трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции. Дисс. канд. психол. наук. Л.: Лен. ун-т.

Крамаренко В.Ю. (1983). Интеллект и уровни его развития. Дисс. канд. филос. наук. М.: Моск. ун-т.

Крутецкий В.А. (1968). Психология математических способностей. М.: Просвещение.

Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.Г. (1990). Мышление учителя. М.: Педагогика.

Курганов С.Ю. (1993). Первоклассники и учитель в учебном диалоге // Под ред. В.С. Библера. Школа диалога культур. Кемерово: Алеф.

Леви-Брюль Л. (1994). Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс.

252

 

Леви-Строс К. (1994). Первобытное мышление. М.: Республика.

Лейтес Н.С. (1971). Умственные способности и возраст. М.: Педагогика.

Лейтес Н.С. (1988). Ранние проявления одаренности. // Вопросы психологии. № 4. С. 98-107.

Ленин В.И. (1973). Философские тетради // Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 29. М.: Политиздат.

Леонтьев А.Н. (1959). Проблема развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР.

Леонтьев А.Н. (1979). Психология образа // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. № 2. С. 3-13.

Ллойд Л. (1964). Школьная магия. (Удивительная технология для учителей и репетиторов.) Серия "НЛП в педагогике".

Луковников Н.Н. (1985). Нарастание дифференциации как закономерность развития психических процессов // Психологический журнал. Т. 6. № 1. С. 20-25.

Лурия А.Р. (1969). Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та.

Лурия А.Р., Виноградова О.С. (1971). Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. М.: Наука.

Лурия А.Р. (1974). Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука.

Маккоби М., Модиано Н. (1971). О культуре общества и понимании эквивалентности // Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться