Маркс К. (1955). Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 1. С. 3-27.
Матурана У. (1996). Биология познания// Под ред. В.И. Герасимова, В.П. Нерознака. Язык и интеллект. / Под ред. В.И. Герасимова, В.П. Нерознака. М.: Прогресс. С. 95-142.
Матюшкин А.М. (1972). Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика.
Мелхорн Г., Мелхорн Х.Г. (1989). Гениями не рождаются. М.: Педагогика.
Менчинская Н.А. (1989). Проблема учения и умственное развитие школьника. М.: Педагогика.
Мерлин В.С. (1990). Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие. Пермь: Изд. Перм. пед. ин-та.
Минский М.С. (1978). Структура для представления знания // Психология машинного зрения. Пер. с англ. М.: Мир. С. 249-320.
Музычук С.Т., Холодная М.А. (1989). Проявления психического времени в связи с интеллектуальными и личностными характеристиками человека. Деп. в ИНИОН АН СССР. № 40046 от 13.11.89.
Мышление: процесс, деятельность, общение. (1982) / Под ред. А.В. Брушлинского и др. М.: Наука.
Найссер У. (1980). Познание и реальность. М.: Наука.
Обогащающая модель обучения в проекте МПИ (1998). Составители: Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова и др. Томск: Изд-во Томского ун-та.
253
Обухова Л.Ф. (1972). Этапы развития детского мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Обухова Л.Ф. (1991). Концепция Ж. Пиаже: за и против. М.: Педагогика. Одаренные дети (1991). Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М.: Прогресс.
Осорина М.В. (1976). Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности. Дисс. канд. психол. паук. Л.: Лен. ун-т.
Петер Р. (1968). Игра с бесконечностью. М.: Прогресс.
Петренко В.Ф. (1988). Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Петухов В.В. (1984). Образ Мира и психологическое исследование познания // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. № 4. С. 13-21.
Пиаже Ж. (1969). Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Просвещение.
Подгорецкая Н.А. (1980). Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Пойя Дж. (1976). Математическое открытие. М.: Наука.
Полани М. (1985). Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс.
Пономарев Я.А. (1983). Методологическое введение в психологию. М.: Наука.
Психологические исследования интеллектуальной деятельности (1979) // Под ред. О.К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Равен Дж. К., Курт Дж. X., Равен Дж. (1997). Руководство к тесту Равена. Общий раздел руководства. Раздел 1. М.: Когито-Центр.
Равен Дж. (1999). Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы. М.: Когито-центр.
Рейтман У. (1968). Познание и мышление. М.: Мир.
Ришар Ж.Ф. (1998). Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М.: Ин-т психологии РАН.
Роговин М.С., Карпова Е.В. (1985). Содержание, динамика и уровневая организация понятий в психологическом анализе субъективного времени // Вопросы психологии. № 3. С. 98-107.
Рубинштейн С.Л. (1973). Проблемы общей психологии. М.: Педагогика.
Рубинштейн С.Л. (1997). Избр. философско-психологпческие труды. М.: Наука.
Русалов В.М., Дудин С.И. (1995). Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы // Психологический журнал. Т. 16. № 5. С. 12-23.
Саймон Б.А. (1958). Английская школа и интеллектуальные тесты. М.: Изд-во АПН РСФСР.
Семенов И.Н. (1990). Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: Знание.
Сергеева Н.И. (1990). Обучение одаренных детей в школах Великобритании // Советская педагогика. № 6. С. 137-144.
254
Смирнов А.А. (1967). Проблема корреляции в области памяти // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М.: Просвещение.
Смирнов С.Д. (1985). Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Соколов А.Н. (1968). Внутренняя речь и мышление. М.: Педагогика.
Степанов С.Ю., Семенов И.Я. (1985). Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. № 3. С. 31-40.
Степанова Е.И. (Ред.) (1979). Структура интеллекта взрослых. М.: НИИ ООВ.
Степанова Е.И., Грановская Л.Н. (1980). Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых // Психологический журнал. Т. 1. № 5. С. 54-65.
Стеценко А.П. (1987). Понятие "образа мира" и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. № 3. С. 26-37.
Страницы автобиографии В.И. Вернадского. (1981). М.: Наука.
Субботский Е.В. (1989). Онтогенез сознания и основы рациональности // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. № 1. С. 63-74.
Сухомлинский В.А. (1983). Об умственном воспитании. Киев: Радянська школа.
Талызина Н.Ф. (1975). Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика.
Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. (1987). Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Титченер Э.Б. (1914) Учебник психологии. Ч. 1,2. М., СПб.
Тихомиров О.К. (1969). Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Тихомиров О.К. (Ред) (1976). "Искусственный интеллект" и психология. М.: Наука.
Тихомиров О.К. (1984). Психология мышления. М.: Изд-во МГУ.
Тульвисте П. (1988). Культурно-историческое развитие вербального мышления (Психологическое исследование). Таллинн: Валгус.
Узнадзе Д. (1966). Психологические исследования. М.: Наука.
Ушакова Т.Н. (1979). Функциональные структуры второй сигнальной системы. М.: Наука.
Флейвелл Дж. (1967). Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение.
Франселла Ф.,Баннистер Д.(1987). Новый метод исследования личности. М.: Прогресс.
Фриман Дж. (1999). Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований // Иностр. литература. № 11. С. 10-18.
Фрумкина Р.М. (Peд,.) (1971). Вероятностное прогнозирование в речи. М.: Наука.
Фрумкина Р.М. (1984). Цвет, смысл, сходство: аспекты психолингвистического анализа. М.: Наука.
Холодная М.А. (1983). Интегральные структуры понятийного мышления. Томск: Изд-во Томского ун-та.
Холодная М.А. (1983). Сенсорно-эмоциональный опыт как когнитивная составляющая в структуре индивидуального интеллекта// Психологические проблемы индивидуальности. Вып. I. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. С. 59-61.
255
Холодная М.А., Кочарян А.С. (1985). Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуального интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. II. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. С. 157-162.
Холодная М.А. (1986). О соотношении стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности // Когнитивные стили. Тезисы н.-практ. семинара. Таллинн: Таллиннский пед. ин-т. С. 59-64.
Холодная М.А. (1988). Структурный подход в психологическом исследовании мышления // Проблемы философии: основные принципы построения научных теорий. Вып. 77. Киев: Высшая школа. С. 94-102.
Холодная М.А. (1990 а). Структурная организация индивидуального интеллекта. Дисс. докт. психол. наук. М.: Моск. ун-т.
Холодная М.А. (1990 б). Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта: Учебное пособие. Киев: УМК ВО.
Холодная М.А. (1990 в). Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. № 5. С. 121-128.
Холодная М.А. (1992). Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. Т. 13. № 3. С. 84-93.
Холодная М.А. (1996). Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или "другие" способности? // Психологический журнал. Т. 17. № 1. С. 61-69.
Холодная М.А. (2000). Когнитивный стиль как квадриполярное измерение // Психологический журнал. Т. 21. № 4. С. 46-56.
Хомский Н. (1972). Язык и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Хоффман И. (1986). Активная память. М.: Прогресс.
Цуканов Б.И. (1985). Анализ ошибки восприятия длительности // Вопросы психологии. № 3. С. 149-153.
Чуприкова Н.И. (1995). Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО "Столетие".
Чуприкова Н.И. (1997). Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: Столетие.
Шавинина Л.В. (1993). Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личности. Дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. н. Киев: Ин-т психологии.
Шадриков В.Д. (1989). (Ред.). Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.
Шадриков В.Д. (1994). Деятельность и способности. М.: Логос.
Шенк Р. (1980). Обработка концептуальной информации. М.: Энергия.
Шилков Ю.М. (1992). Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб: Изд-во СПб. ун-та.
Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы (1993). / Под ред. В.С. Библера. Кемерово: Алеф.
256
Шкуратова И.П. (1994). Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. пед. ин-та.
Шмелев А.Г. (1983). Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Эльконин (1978). Психология игры. М.: Педагогика.
Энгельгардт В.А. (1970). Интегратизм - путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. № 11. С. 103-115.
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. (1996). Обучение математике в школе: Укрупнение дидактических единиц. М.: Просвещение.
Юдин Б.Г. (1970). Понятие целостности в структуре научного знания // Вопросы философии. № 12. С. 81-92.
Юдин Э.Г. (1978). Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука.
Якиманская И.С. (1994). Требования к учебным программам, ориентированным па личностное развитие школьников // Вопросы психологии. № 2. С. 64-77.
Якиманская И.С. (1996). Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь.
Abraham P.P., Okoniеwski С.A., Lehman M. (1987). Cognitive synthesis test. Berlin, Heidelberg. N.Y. etc.: Springer.
Bachelor P.A., Bachelor B.G. (1989). An investigation of the higher-order symbolic factors of cognition and convergent production within the structure of intellect model. // Educat. and Psychol. Measurement, V. 49. P. 537-548.
Bieri J. (1955). Cognitive complexity-simplicity and predictive behaviour. // J. of Abnorm. and Soc. Psychology. V. 51. P. 263-268.
Bieri J. (1966). Cognitive complexity and personality development. // In: Harvey O.J. (Ed.). Experience structure and adoptability. N.Y.: Springer. P. 5-32.
Bohman S. (1980). What is Intelligence? Stockholm: Almqist & Wiksell Intern.
Borkowski J.G., Peck V.A., Reid M.K. (1983). Impulsivity and strategy transfer: Mеtamemory as mediator. // Child Development. V. 54 (2). P. 459-473.
Brody В.В., Brody N. (1976). Intelligence: Nature, determinants and consequences. N.Y.: Acad. Press.
Brown A.L. Knowing when, where and how to remember: A problem of mctacognition. In: // Claser R. (Ed.). Advances in instructional psychology. V. 1. N.Y.: Hillsdale.
Brown G., LangerE. (1990). Mindfulness and intelligence: A comparison. // Educat. Psychologist. V. 25 (3-4). P. 305-335.
Bruner J. (1964). The course of cognitive growth. // Amer. Psychologist. V. 19 (1). P. 1-15.
Campione J., Brown A., Ferrara R. (1982). Mental retardation and intelligence. In:// Strenberg R. (Ed.). Handbook of human intelligence. Cambridge etc: Cambridge Univ. Press. P. 392-490.
257
Carroll В. (1976). Psychometric tests as cognitive tasks: A new "Strucsture of Intellect". In: // Resnick L.B. (Ed.). The nature of intelligence. Hillsdale, N.Y.: Erbbaum. P. 27-56.
Case R. (1974). Structures and strictures: Some functional limitations on the course of cognitive growth. // Cognitive Psychology. V. 6. P. 544-573.
Cattel R.B. (1971). Abilities: Their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin.
Ceci S.J., Liker J. (1986). A day at the races: A study of IQ expertise and cognitive complexityy. //J. of Exper. Psychology: General. V. 115. P. 225-266.
Charlesworth W.R. (1976). Human intelligence as adoptation: An ethological approach. In:// Resnick L.B. (Ed.). The nature of intelligence. N.Y.: Erlbaum.
Claus G. (1978). Zur Psychologic kognitiver Stile: Entwiklungen im Grenzbereich von Allgcmeiner und Person-lichkeits-psychologie. Zur Psychogische Personlichkeit-for-schung. Berlin. S. 122-137.
Chi M.Т., Feltovich P.J., Glaser R. (1981). Categorisa-tion and representation of phyisics probmlem by experts and novices. // Cognitive Science. V. 5. P. 121-152.
Chi M.Т., Koeske R.D. (1983). Network representation of a child’s dinosaur knowledge. // Developmental Psychology. V. 19 (1). P. 29-39.
Chi M.Т., CeciS.J. (1987). Content knowledge: Its role, representation and restrucsturing in memory development. //Advances in Child Development. V. 20. P. 91-142.
DeGelder B. et al. (Eds.). (1982). Knowledge and representation. London etc: Rontledge K. Paul.
De Groot A.D. (1965). Thought and choice in chess. The Hague: Mouton.
Detterman D.K. (1993). Giftedness and intelligence: one and the same? In: The origins and development of high ability. Chichester, New York: Wiley (Ciba Foundation Symposium 178).
Dinsmore J. (1987). Mental spaces from a functional perspective. // Cognitive Science. V. 11. P. 1-21.
Dittmann-Kohli F., BaltesP. (1985). Toward a ncofunctional conception of adult intellectual development: wisdom as prototypical case of intellectual growth. In:// Alexander L. et al. (Eds.). Beyond formal operations: Alternative endpoints to human development. N.Y.: Cambridge Univ. Press.
Dodd D.H., White R.M. (1980). Cognition: Mental structure and processes. Boston: Allyn and Bacon, Inc.
Dorfman D.D. (1995). Soft science with a neoconservative agenda // Contemporary Psychology. V. 40. (5).
Estes W.K. (1974). Learning theory and intelligence. // Amer. Psychologist. V. 29. P. 740-749.
Eysenk H.J. (Ed.). (1982). A Model for Intelligence. Berlin: Springer.
Falmagne J.C., Koppen M. (1990). Introduction to knowledge spaces: How to build, test and search them. // Psychological Review. V. 97 (2). P. 201-224.
Fancher R.E. (1985). The intelligence men: Makers of the IQ controversy. N.Y. etc: Norton.
Fauconnier G. (1985). Mental spaces: Aspects of meaning construction in natural language. Cambridge: Bradford Book.
258
Feuerstein R., Rand J., Hoffman M., Miller R. (1980). Instrumental enrichment. An intervention program for cognitive modifiability. Baltimor, M.D.: Univ. Park Press.
Feuerstein R. (1990). The theory of structural cognitive modifiahbity. // In: Presseisen B.Z. (Ed.). Learning and thinking styles: Classroom interaction. Washington, D.C.: Nat. Educat. Association. P. 68-134.
Fischer К.W. (1980). A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills. // Psychological Review. V. 87 (6). P. 477-531.
Flavell J.H. (1976). Metacognitive aspects of problem solving. In: // Resnick L.B. (Ed.). The nature of intelligence. Hillsdale, N.Y.: Erlbaum. P. 231-235.
Flavell J.H. (1979). Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-development inquiry. // Amer. Psychologist. V. 34. P. 906-911.
Fonest-Pressley D.L. et al. (Eds.). (1985). Metacognition, cognition and human perfomance. Orlando etc: Akad. Press.
Frederiksen N. (1986). Toward a broder conception oi human intelligence. // Amcr. Psychologist. V. 41 (4). P. 445-452.
Garcia J. (1981). The logic and limits of mental aptitude testing. // Amer. Psychologist. V. 36(10). P. 1172-1180.
Gardner H. (1983). Frames of mind: The theory of multiple intelligences. L.: Heinemann.
Gardner R.W., Holzman P.S., Klein G.S., Linton H.В., Sprence D.P. (1959). Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior. // Psychological Issues. Monograph 4. V.I (4).
Gardner R.W., Jackson D.N., Messick S.J. (1960). Personality organization in cognitive controls and intellectual abilities. // Psychological Issues. Monograph 8. V. 11 (4).
Gardner R.W., Long R.I. (1962). Cognitive controls of attention and inhibition: A study of scanning behavior.// Brit. J. of Psychology. V. 53 (2). P. 129-140.
Gelfman E.G., Demidova L.M., Lobanenko N.В., Wolfengaut J.J., Kholodnaja M.A. (1996). Concept formation process and an individual chileld’s intellegence. In:// Mansfield H. et al. (Eds.). Mathematics for tomorrow’s young children. Dordrecht etc.: Kluwer Academic Publishers.
Glaser R. (1980). A research agenda for cognitive psychology and psychometrics.// Amer. Psychologist. V. 36 (9). P. 923-936.
Glaser R. (1984). Education and thinking: The role of knowledge.// Amer. Psychologist. V. 39(2). P. 93-104.
Globerson T. (1983). Mental capacity, mental ettort and cognitive style. // Development Review. V. 3. P. 292-302.
Gruber H.E. (1986). The self-construction of the extraordinary. In:// Sternberg R. et al. (Eds.). Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge Univ. Press. P. 247-263.
Gruber H.E. (1984). The E emergence of a sense of purpose: A cognitive case study of young Darvin. In: Commons M. et al. (Eds.). Beyond formal operations: Late adolescent and adult cognitive development. N.Y. etc: Traeger. P. 3-27.
Guilford J.P. (1967). The nature of human intelligence. N.Y.: MC. Graw Hill.
259
Guilford J.P. (1980). Cognitive styles: What are they? // Educat. and Psychol. Measurement. V. 40 (3). P. 715-735.
Guilford J.P. (1982). Is some creative thinking irrational? //J. of Creative Behavior. V. 16 (3). P. 151-154.
Gunningham W.R., Birren J.E. (1980). Age changes in the factor structure of intellectual abilities in adulthood and old age.// Educat. and Psychol. Measurement. V. 40. P. 271-290.
Guttman L. (1955). A new approach to factor analysis: The radex. In: // Lazarsfeld P.E. (Ed.). Mathematical thinking in the social sciences. Glencoe (III): Free Press.
Hargreaves D.J., Bolton N. (1972). Selecting creativing tests for use in research.// The Brit. J. of Psychology. V. 63. (3). P. 451-462.
Harvey O.J., Hunt D.E., Schroder H.M. (1961). Conceptual system and personality organization. N.Y.: Wiley Sons.
Harvey O.J. (1966). System structure, flexibility and creativity. In: // Harvey O.J. (Ed.). Experience structure and adaptability. N.Y.: Springer. P. 39-65.
Herrnstein R.J., Murrey Ch. (1994). The bell curve: Intelligence and class structure in American life. New-York: Free Press.
Hoffmann J., Ziessler M. (1982). Begriffe und ihre Merkmale. Zeitschrift fur Psychologic. V. 19. S. 46-77.
Holliday S.G., Chandler M.J. (1986). Wisdom: Explorations in adult competence. Basel etc: Karger.
Holzman Ph. (1986). A principle of reality contact. Perceptual and Motor Skills. V. 23. P. 835-844.
Howe MJ. (1988). Intelligence as an explanation.//Brit. J. of Psychology. V. 79. P. 349-360.
Humphreys L.G. (1967). Critique of Cattel's theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment. J. of Educational Psychology. V. 58 (3). P. 129-136.
Hunt E., Lunneborg C., Lewis J. (1975). What does it mean to be high verbal? // Cognitive Psychology. V. 7. P. 194-227.
Hunt E. (1980). Intelligence as an information processing concept //. Brit. J. of Psychology. V. 71. P. 449-474.
Hunt E. (1983). On the nature of intelligence. // Science. V. 219. N 4581. P. 141-146.
Hunt E. (1995). The role of intelligence in modern society // American Scientist. V. 83. P. 356-368.
Isen A.M., Daubman K.A. (1984). The influence of affect on categorization. //J. of Personality and Soc. Psychology. V. 47 (6). P. 1206-1217.
Jensen A.R. (1969). How much can we boost IQ and scholastic achievement? // Harvard Educational Review. V. 39 (1). P. 1-123.
Jensen A.R. (1987). Psychometric g as a focus of concerted research effort. // Intelligence. V. 11. P. 193-198.
Kagan J. (1965). Reflection-impulsiviti: The generality and dynamics of conceptual tempo. //J. of Abnormal Psychology. V. 77. P. 17-24.
260
Klein G.S. (1958). Cognitive control and motivation. In: // Lindzey G. (Ed.). Assesment of human motives. Westport: Greenwood press. P. 87-118.
Klein G.S., Gardner R.W., Schlesinger H. (1962). Tolerance for unrealistic experiences: A study of the generality of cognitive control. // Brit. J. of Psychology. V. 53, (1). P. 41-55.
Labouvier- Vief G. (1984). Logic and self-regulation from young to maturity: A model. In:// Commons M. et al. (Eds.). Beyond formal operations: Late adolescent and adult cognitive development. N.Y.: Cambridge Univ. Press. P. 158-179.
Langley C.W. Differentiation and integration of system of personal constructs. // J. ot Personality. V. 39. P. 10-25.
Lessing E.E. (1968). Demographic, developmental and personality correlates of length of future time perspective. //J. of Personality. V. 36. P. 183-201.
|