¤ Проблемы и решения—это две стороны одного и того же
¤ Проблема только тогда проблема, когда её такой воспринимаешь
¤ Проблема перестает быть проблемой, когда решаешь что делать
1. Определение
Поговорите о том, что такое проблема. Намерение здесь в том, чтобы поощрить клиента переосмыслить "проблему" в направлении двухсторонней структуры, а не просто туманного затруднения.
"Что такое проблема?"
2. Размеры проблем
Побудите клиента создавать проблемы разных размеров. Не так уж важно, что он имеет в виду под "размером". Нам просто нужно поощрить какое-то различение проблем.
"Придумай большую проблему"
"Придумай маленькую проблему"
3. Похожий размер
Попросите клиента находить или выдумывать проблемы похожего размера с другими проблемами. Это демонстрирует, что у проблемы есть точно определенная интенсивность, и поощряет сравнение проблем, делая их менее застрявшими.
"Выбери проблему"
"Что может быть проблемой похожего размера?"
4. Решение проблем
Поговорите о том, как решались конкретные проблемы, которые есть у клиента. Под "решениями" мы имеем в виду то, что делалось в связи с проблемой, а не настоящее завершение. Мы надеемся переосмыслить это для клиента. Проблема с её решением просто образует закрепленную пару противоположностей. Нам лучше, чтобы клиент сам до этого додумался. Когда он описывает решение, которое очевидно просто "заметает проблему под ковер", то есть хорошая возможность привлечь к этому внимание.
"Скажи мне, какая у тебя есть проблема."
"Как ты её решал."
5. Проблемы как решения
Исследуйте, как проблемы могут быть решениями и как решения могут быть проблемами. Заметьте, как одна и та же ситуация, в зависимости от восприятия или с течением времени, может превращаться из проблемы в решение или из решения в проблему. Пусть клиент подумает об этом. Скорее всего он поймет, что проблемы и решения—это просто две стороны одной медали.
"Ты можешь найти проблему, которая была решением?"
"А как насчет решения, которое было проблемой?"
"Вспомни свою прошлую проблему, которая стала решением"
"Ты можешь вспомнить решение, которое стало для тебя проблемой?"
"Ты можешь придумать проблему, которая является решением чего-то?"
"Ты можешь придумать решение, которое само является проблемой?"
"Как проблема может быть решением?"
"Как решение может быть проблемой?"
6. Проблемы или нет
Поговорите о том, как люди имеют проблемы с определенными вещами, но не имеют проблем с остальными вещами. Начните вводить идею того, что проблемы выбираются, хотя и не говорите этого прямо. Просто дайте клиенту заметить, где проблемы появляются, а где нет.
"С чем у тебя есть проблемы?"
"С чем у тебя нет проблем?"
7. Исследуйте время проблем
Спросите о периоде, когда у клиента были особенно большие проблемы. Проработайте этой период любыми подходящими техниками. Поищите фиксированные идеи, нежелательные реакции, недостающие части, и так далее. Справьтесь с ними. В общем, исследование проблемного периода подчеркивает для клиента, что проблемы—это не что-то внешнее, они зависят от внутреннего состояния.
"Вспомни время, когда у тебя были проблемы"
"Что тогда происходило?"
8. Новые проблемы
Побудите клиента создавать "новые" проблемы. Пусть он увидит, как придумываются проблемы, и получит в этом больше свободы выбора.
"Создай новую проблему"
"Придумай еще одну проблему"
9. Восприятие проблем
Поиграйте с понятиями больших и маленьких проблем. Продвигайтесь к пониманию того, что всё это вопрос собственного мнения о проблемах.
"Вспомни большую проблему, которая казалась маленькой"
"Вспомни маленькую проблему, которая казалась большой"
"Вспомни свою прошлую проблему, которая не была проблемой для кого-то другого"
"Вспомни о прошлой проблеме кого-то другого, которая не была проблемой для тебя"
10. Решения как проблемы
Исследуйте, каким образом проблемы и решения являются двумя сторонами одного и того же явления. Например, решение часто само становится проблемой.
"Придумай решение"
"Как оно может быть проблемой?"
"Придумай проблему"
"Как она может быть решением?"
11. Когда и где не проблема
Попросите клиента вспоминать свои прошлые проблемы и замечать, что они не были бы проблемами в других временах и местах. Это доводит до клиента идею, что проблема не всегда проблема. Всегда есть ситуация, в которой она на самом деле не проблема.
"Вспомни свою прошлую проблему"
"Когда она не была проблемой?"
"Где она не была бы проблемой?"
"Назови мне проблему, которая у тебя когда-то была"
"Есть ли время, когда это не было бы проблемой?"
"Было ли это проблемой до того, как появилось у тебя?"
"Сейчас это проблема?"
"Есть ли ситуация или физическое место, где это не было бы проблемой?"
"Почему это там не было бы проблемой?"
12. Появляется и пропадает
Займитесь той идеей, что проблемы могут вдруг появляться или вдруг исчезать. Это раскрывает способность по своему желанию делать так, чтобы проблемы исчезали.
"Вообрази, что появилась проблема"
"Вообрази, что проблема исчезла"
13. Как иметь проблему
Исследуйте, как именно клиент ухитряется иметь проблемы. Мы занимаемся этим как способностью. Это само по себе переосмысление.
"С чем у тебя были проблемы?"
"Как ты это сделал?"
14. Желательные проблемы
Вынесите на обсуждение идею, что проблемы могут быть желательными. Что в них нет ничего от природы "плохого", а всё это зависит от мнения о них. Еще что иногда может быть нежелательно не иметь проблем, например может быть скучно, когда нечего решать.
"Придумай какие-то желательные проблемы"
"Придумай какие-то нежелательные отсутствия проблем"
15. Хотелось бы иметь
Спросите о проблемах, которые человеку хотелось бы иметь. Что-то в духе "чтобы Мадонна всё время мне звонила и приглашала вместе пообедать". Получите удовольствие от этого.
"Скажи, какие проблемы ты хотел бы иметь"
16. Не проблема
Спросите о ситуациях, которые не являются проблемами, и о людях, у которых нет проблем.
"Что не является проблемой?"
"У кого нет проблем?"
17. Проблема сейчас
Пусть клиент обратит внимание на то, есть ли у него какие-то проблемы прямо сейчас. Направьте его к тому, чтобы он отвечал только в настоящем. Если он отвечает, вспоминая или предполагая, верните его внимание к восприятиям настоящего времени. Если он воспринимает, что проблема есть здесь прямо сейчас, пусть он подробно опишет, какие же восприятия он воспринимает. Возможно, клиент осознает, что проблема существует только в его теперешних восприятиях.
"У тебя есть проблема прямо сейчас?"
"Она здесь именно сейчас?"
"Как ты воспринимаешь, что она здесь есть?"
18. Особенности восприятия проблем
Возьмите одну или несколько проблем, которые по мнению клиента у него есть. По каждой из них узнайте, из каких конкретно особенностей восприятия состоит проблема, или с какими особенностями она связана. Узнайте, как именно проблема ощущается и где, узнайте конкретные явления, которые клиент видит, слышит или ощущает, и интерпретирует их как проблему.
"Назови мне проблему, которая у тебя сейчас есть"
"Как ты её воспринимаешь?"
(Сосредоточьтесь на внутренних восприятиях, а не на внешних ситуациях, с которыми клиент связывает проблему)
"Где ты ощущаешь её в своем теле?"
"Она тяжелая или легкая, горячая или холодная, движущаяся или неподвижная, твердая или воздушная, и т. д."
(Узнайте много подробностей, пусть клиент хорошо углубится в это и почувствует, что это такое)
"Откуда ты знаешь, когда иметь эту проблему; какие восприятия её включают?"
19. Проработка постоянной проблемы
Найдите область, в которой у клиента есть постоянные проблемы, которые не решаются.
"С чем у тебя всегда проблемы?"
или
"В какой области у тебя постоянные проблемы?"
или
"Что неразрешимо в твоей жизни?"
Получите общее название для области. Это может быть тема, например "Найти работу", или человек, например "Джо". Интенсивно проработайте эту область как проблему, применяя к ней разнообразные техники, пока она не перестанет казаться проблемой в реальной физической жизни человека.
- Проблемы с конкретной темой -
20. Больше и меньше чем
Пусть клиент обнаружит проблемы других размеров, чем данная. Это поощряет клиента разместить проблему по отношению к другим явлениям, и он учится думать в этой области.
"Придумай проблему больше, чем ___."
"Придумай проблему меньше, чем ___."
21. Старался решить
Рассмотрите, как человек старался решить или не решать проблему. Это обращает внимание клиента на то, что он что-то делал в связи с проблемой, и еще что он, возможно, участвовал в сохранении этой проблемы.
"Как ты пытался решить ___?"
"Как ты пытался не решать ___?"
31. У кого это было
Посмотрите, у кого еще была эта проблема. Может обнаружиться, что клиент просто копирует чье-то поведение, или могут обнаружиться новые ресурсы. В любом случае клиент немного отвлечется от проблемы.
"Для кого ___ было проблемой?"
"Что он сделал насчет этого?"
32. Ответственный за
Пусть клиент обратит внимание на ответственности в проблеме. Насколько он может быть за нее ответственен, насколько за нее ответственен кто-то другой, и так далее. Мы используем ответственность не как вину, а как готовность заявить о себе как о причине. Проблема—это по своей природе недостаток принятия ответственности.
"За какую часть ___ ты можешь быть ответственным?"
"За какую часть ___ ты можешь сделать других ответственными?"
"За какую часть ___ ответственны другие?"
"За какую часть ___ ты можешь сделать себя ответственным?"
33. Сравнимая величина
Когда есть проблема, часто не хватает выбора. Нам нужно поощрить клиента увидеть, что его проблема похожа на другие проблемы, которых у него нет, но могли бы быть. Это знакомит клиента с той идеей, что он может выбирать проблемы. Еще это учит клиента думать об этой теме, потому что отсутствие чего-то сравнимого сковывает умственные способности.
"Придумай проблему похожего размера с ___."
34. Решение другой проблемы
Проблема часто является "решением" чего-то другого, которое хуже, но о котором клиент забыл. Вопросы об этом прежде всего изменят точку зрения. Это другой взгляд на проблему, что она возможно является решением, так что проблема немного переосмыслится в направлении большей причины. Но мы к тому же можем действительно обнаружить, решением чего была проблема, внести ресурсы по-другому и сделать "решение" ненужным.
"Решением чего является ___?"
35. Почему это проблема
Люди считают само собой разумеющимся, что определенные ситуации—это "проблемы". Мы не будем слишком доверчивыми, давайте выясним, ПОЧЕМУ это проблема. Из-за чего это проблема, что человек считает в этом проблематичным, какие самые важные элементы проблемы. Это скорее всего выявит какие-то фиксированные идеи, или по крайней мере какие-то подробности восприятия.
"Почему ___ проблема?"
36. Две стороны
Можно определить проблему как две равных по величине противостоящих силы, останавливающие друг друга. В связи с этим мы можем исследовать, что это за две силы. Люди обычно сосредотачиваются на части находящейся между силами, называя её "проблемой". Рассмотрение участвующих сил и осознание возможности выбора может дать больше свободы.
"Что является одной стороной проблемы?"
"Что является другой стороной проблемы?"
37. Неизвестно
Если бы всё в ситуации было известно, можно было бы просто выбрать, что предпочитаешь, и проблемы бы не стало. Так что давайте выясним, что неизвестно.
"Что неизвестно насчет ___?"
38. Вообрази, что есть
Воображая проблемы, можно восстановить контроль над автоматическим их созданием.
"Вообрази, что у тебя есть проблемы с ___."
"Вообрази, что у тебя нет проблем с ___."
39. Рассмотри часть
С помощью разделения проблемы на части и их рассмотрения, в ней увеличивается свобода выбора.
"Какую часть ___ ты можешь рассмотреть?"
"Какую часть ___ должен рассмотреть кто-то другой?"
"Какую часть ___ могут рассмотреть другие?"
"Какую часть ___ ты должен заставить себя рассмотреть?"
40. Думать насчет
Проблемы состоят в способе мышления насчет ситуации. Это может стать более очевидным, если выделить роль мышления в проблеме.
"Что ты думаешь насчет твоей проблемы с ___?"
"Что другие думают насчет твоей проблемы с ___?"
41. Кажется
Часто можно смягчить проблему, если просто снова и снова просить человека рассмотреть проблему и сказать, какой она кажется. Клиент может заметить, что она меняется.
"Какой ___ тебе кажется сейчас?"
"Как тебе теперь ___?"
Проблемы с конкретным человеком или группой
42. Где находится
Когда можешь отличить себя от проблемы, становится легче что-то сделать в связи с этим. Проблемы являются проблемами отчасти потому, что они невидимы и не рассматриваются отдельно от себя.
"Где находится ___?"
"Где ты?"
43. Кто причина
Проблемы ничего не причиняют сами по себе, это всего лишь умственные конструкции. Но мы часто говорим о них как о причине. Выявляя это, можно прояснить, кто же на самом деле является причиной.
"Какую проблему ___ у тебя вызвал?"
"Какую проблему ты вызвал у ___?"
"Какую проблему ___ вызвал у других?"
"Какую проблему ты вызвал у себя из-за ___?"
44. В чем проблема
Два человека, между которыми есть проблема, наверное совсем по-разному её воспринимают. Можно раскрыть это, рассматривая проблему с обеих сторон и замечая, что это на самом деле две разные проблемы.
"В чем у ___ проблема с тобой?"
"В чем у тебя проблема с ___?"
45. Посмотреть в лицо
Проблемы появляются из-за того, что человек не решается посмотреть в лицо тому, что на самом деле происходит. Проблемы—это механизмы избегания реальной ситуации.
"Чему ты можешь посмотреть в лицо насчет ___?"
"Чему тебе не хотелось бы смотреть в лицо насчет ___?"
46. Ответственность за другого
Проблемы—это еще механизм ухода от ответственности за происходящее. Находя то, за что она может взять ответственность, личность движется в направлении решения проблемы.
"В чем ты ответственен за ___?"
"В чем ___ ответственен за тебя?"
Огорчения
Обычно огорчения прорабатываются по отдельности, когда они всплывают. Если клиент приходит и он огорчен, вам нужно заняться этим, над каким бы модулем мы ни работали. Но иногда клиент может быть особенно склонен часто огорчаться, или у него есть очень крупное устойчивое огорчение. Этот модуль подытоживает несколько вещей, которые можно сделать в связи с этим. Выберите те из них, которые подходят к ситуации.
1. Должен был знать
Огорчение очень часто происходит, когда другой человек действует не так, как ожидалось, или не так, как "должен" был действовать. По сути дела у огорченного человека была какая-то умственная карта того, что ожидалось, и другой человек "должен" был знать об этом, но не знал, или по крайней мере пренебрег этим. Если называть это тем, что другой человек "должен был знать", то можно избежать обвинения другого за то, что он "плохой", и сосредоточиться на различии в субъективных реальностях. В зависимости от ситуации вы можете использовать этот прием для любой позиции восприятия.
"Что я должен был знать?"
"Что ___ должен был знать?"
"Что ты должен был знать?"
"Что должно было быть известно?"
2. Четыре волшебных вопроса
Огорчения обычно связаны с тем, что было сделано или с тем, чего кто-то не сделал. Если распознать это и конкретно уточнить, что именно было или не было сделано, и кем, то огорчение часто высвобождается. Еще человеку полезно заметить, что это произошло одновременно с разных точек зрения. Наверное, одновременно что-то было сделано и что-то другое не было сделано. Наверное, и клиент и другой человек играли роль в действии или бездействии. Если клиент так не считает, направьте его к пониманию того, что в проблеме есть несколько сторон.
1. "Что ___ сделал не так?"
2. "Чего ___ не сделал?"
3. "В том что касается ___, что ты сделал не так?"
4. "В том что касается ___, чего ты не сделал?"
3. Разгрузка
Для облегчения огорчений можно использовать любые ключи разгрузки.
"Может, что-то было ..."
неправильно понято
подавлено
осуждено
опровергнуто
уменьшено до минимума
ограничено
проигнорировано
защищено
"Может, ..."
чему-то помешали
в чем-то было отказано
4. Нарушенные ожидания
Огорчение—это в основном проявление разрыва или нарушения чего-то. Проявляться оно может самыми разными способами. Но по сути дела сначала кто-то считает, что есть какая-то связь или соглашение. А затем что-то происходит, так или иначе опровергающее это убеждение. Разрывается связь с представлениями человека. Он думал, что экономически обеспечен, но получает письмо из налоговой инспекции, и всё рушится. Это нарушенная обеспеченность. Общее во всех этих явлениях то, что человек ожидает чего-то, а его не оказывается. Если установить, какое именно ожидание было нарушено, то огорчение часто проясняется. Это уже не что-то общее, неизвестно откуда взявшееся, а определенный случай. Вот примерный список часто встречающихся ожиданий и способов ожидания, которые могут быть нарушены (разбиты, расстроены, не сбыться):
доверие
дружба
любовь
интерес
общение
предсказание
верность
братство
преданность
секретность
понимание
добрая воля
соглашение
обещания
надежность
реальность
ответственность
осознание
контроль
безопасность
мораль
законность
планирование
ожидание
надежды
мечты
желания
поддержка
согласованность
информация
свобода
права
разумность
скромность
тайна
Они расположены без особого порядка. Вы можете по очереди спрашивать о каждом ключе из списка, или вы можете использовать список как источник идей, о чем спрашивать, и сначала спрашивать о самых вероятных вещах. Вам иногда нужно объяснить некоторые из них, если клиенту неясно, как это может быть "нарушено". Идея "нарушения" как бы абстрактна, но в этом-то всё и дело. Люди огорчаются из-за того, что не удовлетворяются их абстрактные идеи. Когда обнаружены подробности, огорчение часто испаряется. "Нарушено" относится к тому, что "должно" было быть здесь, но его не было. Мы нацеливаемся на нереальные ожидания личности, а не на неправильность действий кого-то другого.
"По отношению к ___ было ли нарушено какое-то (доверие)?"
"Может быть, ты ожидал (доверие), но его не было?"
"Было ли нарушено какое-то (доверие)?"
Ищите ключ, на который человек одобрительно отреагирует. Нам нужно заметное изменение после того, как предложен ключ. Мы ищем ответ типа: "Да! ДА! Именно это произошло", а не "Ну... может быть... наверное... как скажешь". Ключ должен оказаться ПРАВИЛЬНЫМ для человека, возвращая ему больше жизненной энергии.
Узнайте подробности по каждому ключу, на который человек реагирует. Точно узнайте, как, когда, и кто. Не соглашайтесь ни с каким приписыванием вины, просто узнайте, что именно произошло, и как наш клиент среагировал на это. Узнайте, между кем и кем воспринималось соглашение. Было ли оно сделано явно, или просто предполагалось. В любом случае, когда, где и как.
"Расскажи мне об этом"
"Какое (доверие) было нарушено?"
"Когда это было?"
"Что именно произошло?"
"Чего ты ожидал?"
"Когда ты стал этого ожидать?"
5. Прошлые ситуации
Поищите в прошлом ситуации, которые похожи на теперешнюю ситуацию. Проследите до источника любые существующие шаблоны поведения, заметьте, были ли в предыдущих ситуациях установлены какие-то шаблоны и тому подобное. Может быть, личность чему-то не научилась в предыдущих ситуациях, и урок повторяется. Используйте для прояснения этого техники повторного переживания.
|