6. Потерянное будущее
Займитесь отрицательным прогнозом будущего, основанным на том, что произошло. То есть если человек думает, что "все потеряно", или "теперь всё уже бесполезно". Если есть какие-то конкретные будущие отрицательные происшествия, вы можете прояснить их с помощью повторного переживания. Если была потеряна часть личность, вы можете использовать возвращение утраченных частей.
Потерянные способности
Личность, возможно, разными способами потеряла свои способности или отказалась от них. Этот модуль занимается несколькими из этих способов. Идея здесь в том, чтобы личность вернула себе те способности, от которых отказалась.
1. Изменения в жизни
Чтобы найти способности, от которых личность отказалась, начните с очевидных перемен в его жизни, когда он вступал во взаимоотношения с другими людьми или принимал на себя новую ответственность. Например:
- когда он родился
- когда он пошел в школу
- когда у него появился близкий друг
- когда он пошел в спортивную секцию
- когда у нее появился молодой человек, или у него появилась подруга
- когда он получил работу
- когда она вышла замуж, или он женился
- когда у него родились дети
- когда ему дали подарок
- когда он получил наследство
Пусть клиент рассмотрит все подобные случаи и определит, от каких возможности, свободы или способности он отказался. Займитесь этим как частью личности. Используйте возвращение утраченных частей, чтобы вернуть ее.
Обратите особое внимание на ситуации, в которых клиент отдал свои способности другой личности, с которой у него были взаимоотношения. Клиенту может потребоваться уговорить часть вернуться, и возможно уговорить другого отдать ее. Это может быть прочно закрепленная ситуация или крупная проблема в жизни, и вполне может потребоваться хорошо поработать, чтобы её высвободить. Но когда часть возвратится, это скорее всего глубоко повлияет на их взаимоотношения, и наш клиент снова станет целостным.
В связи с потерянными способностями часто обнаруживаются фиксированные идеи. Вероятно, у личности есть идея, что она ДОЛЖНА так поступать, что она не может иметь всего, что хочет.
Еще вероятно, что есть травматические последствия, которые личность ожидает получить, если не откажется от своих способностей. Ее не будут любить, кто-то ужасно умрет, и так далее. Это может быть задачей для повторного переживания.
Еще этим вполне можно заняться как расколом на противоположности. Например, часто у супружеской пары есть противоположности в некоторых ключевых областях. Один человек занимается тем, что другой игнорирует, и наоборот. Ни один из них не целостен сам по себе, а рассчитывает на другого, чтобы тот делал то, чего первый не может. Но на самом деле они оба могут делать все. Возможно, они просто разделили свои способности на отдельные части, применимые в разных ситуациях.
2. Потери
Еще один способ отказаться от способностей—это дать им уйти с кем-то или чем-то, что уходит. Когда личность что-то теряет, может исчезнуть и её собственная часть. Личность ничего не потеряла бы, если бы уже не отдала эту часть раньше этому человеку или вещи. Но часто личность ничего не замечает, пока не потеряет эту часть. Например, она частично отдала свои способности своему мужу, когда вышла замуж, но заметила это только когда почувствовала боль его смерти через 40 лет. На самом деле уход другого человека может быть только потерей себя. Другие люди не утрачиваются.
Пусть клиент найдет моменты потерь в своей жизни, и исследует, какие части себя он потерял. Это может проявляться как чувство, способность или какой-то другой ресурс, который был у клиента и исчез после потери. Вот некоторые из возможных ситуаций:
- выход из утробы матери
- конец грудного кормления матерью
- поломки любимых игрушек
- отъезд друга
- приезд домой с каникул (отпуска)
- расставание со школой
- отъезд из дома
- разрыв отношений
- увольнение
- чья-то смерть
- развод
- вынужденный переезд
- ограбления
По каждой активной области выясните, какая именно часть клиента ушла. Используйте возвращение утраченных частей, чтобы найти и вернуть ее.
Вполне может потребоваться использовать повторное переживание для прояснения травматических происшествий, прежде чем станет возможным работать с ушедшими частями.
3. Возможные потери
Один из способов выяснить, где личность отказалась от своих способностей—это посмотреть, насчет потери чего у нее может быть проблема. Если мысль о потере кого-то или чего-то вызывает сильные эмоции, то личность явно отдала часть своих способностей этому человеку или вещи.
Пройдитесь по всем людям и имуществу, при мысли о потере которых клиент сильно эмоционально реагирует. Не просто что ему не хотелось бы их терять. Мы ищем те примеры, когда личность не хочет даже рассматривать это. "О боже, я не смогу этого вынести". Именно эти примеры мы и проработаем.
Наверное, здесь лучше всего начать с повторного переживания будущих происшествий. Пусть клиент переживет происшествия потери. Одно это может прояснить дело.
Если страх потери не проясняется с легкостью как будущее происшествие, то нам наверное нужно заняться им как частью, которая была отдана человеку или вещи. Можно найти момент в прошлом, когда эта часть была отдана. В любом случае индивиду нужно её вернуть. Для этого можно использовать технику возвращения утраченных частей.
Возможная потеря человека—это скорее всего комплекс разных типов явлений, и для её проработки иногда нужно хорошо поработать. Может пригодиться расфиксирование и много других техник. Работа с возможной потерей часто выносит на поверхность набор разных связанных с ней проблем.
4. Опровержения
Пройдитесь по разным способам, которыми другие люди могли унизить личность, и она из-за этого согласилась иметь меньше способностей. Ведь на самом деле никто не может уничтожить ничьих чужих способностей. Но человеку вполне может казаться, что его способности забрал другой. Мы согласимся с такой точкой зрения лишь для того, чтобы получить возможность её изменить. Но затем нам желательно поощрить человека вернуть себе свои способности и понять, что они всегда находятся в его руках. Никто на самом деле не может их отнять.
Тебе кто-то говорил, что у тебя нет права жить?
Тебе кто-то вредил?
Тебя кто-то подавлял?
Кто-то лишал тебя жизни?
Тебя кто-то заставлял не жить?
Тебя кто-то унижал?
Тебе кто-то говорил, что тебя здесь не должно быть?
Тебе кто-то говорил, что ты лишний?
Тебе кто-то говорил, что тебе нельзя уходить?
Тобой кто-то управлял?
Тебя кто-то ловил в ловушку?
Кто-то ограничивал твою свободу перемещения?
Кто-то заставлял тебя играть в игру?
Кто-то заставлял тебя следовать правилам?
Кто-то хитростью добивался от тебя согласия?
Кто-то навязывал тебе произвольные ограничения?
Кто-то тебя осуждал?
Кто-то заставлял тебя делать то, что тебе не нравилось?
Кто-то за тебя что-то решал?
Кто-то отнимал у тебя свободу выбора?
Кто-то мешал тебе делать то, что ты хочешь?
Кто-то лишал тебя твоих удовольствий?
Какая-то группа проклинала тебя?
Кто-то другой устанавливал правила?
Ты отдавал свое пространство?
Ты отдавал свое время?
Ты отдавал свою жизнь?
Ты отдавал свою энергию?
Ты отказывался от своих границ?
Ты отказывался от своей защиты?
Ты отказывался от своего спасения?
Ты отказывался от своего прошлого?
Ты отказывался от своего будущего?
Ты отказывался от своего настоящего?
Ты отказывался от своей свободной воли?
Ты отказывался от своих удовольствий?
Ты принимал ложные выводы?
Ты давал другим людям решать за тебя?
Ты позволял, чтобы твоим усилиям помешали?
Ты позволял, чтобы твои связи разорвали?
Ты позволял, чтобы твое общение сдерживали?
Ты позволял, чтобы твой выбор поменяли?
Ты принимал вышестоящую власть?
Ты принимал правила, которых не хотел?
Ты принимал поражение?
("отдал" более причиняющее, чем "позволил", более чем "отказался", более чем "принял")
Фиксированные идеи
Работу с фиксированными идеями, "расфиксирование", можно разделить на три четко отличающихся шага:
1: Обнаружьте фиксированные идеи. Естественно, сначала нужно их находить. По очереди одну за другой.
2. Отделите идею. Личности нужно немного отдалиться от того, что мы нашли.
3. Высвободите идею. Мы исследуем, оспариваем и расширяем идею, пока она не перестанет быть фиксированной.
Шаг первый: Обнаружьте фиксированные идеи
Обнаружение фиксированных идей—это и охота, и искусство, а совсем не механическая процедура. Вам нужно быть очень гибким и уметь издалека чуять фиксированные идеи. У нас есть список возможных способов добраться до области с фиксированными идеями, но когда вы получите эту область, вам нужно самому разнюхать остальное. Главный способ выслеживать сами фиксированные идеи—это оспаривать любую логику, которую вам дает клиент, требовать объяснений и спрашивать, на чем это основано. Это проводится в дружественной и шутливой манере, но очень прямо и любознательно. Не тратьте время, выслушивая рассказы или реакции, ищите части застывшей логики. Вот некоторые полезные для этого вопросы:
"Почему?"
"Как это так?"
"Ты можешь это объяснить?"
"На каком принципе это основано?"
Вам желательно оспаривать или исследовать те идеи, в которых клиент больше всего уверен, а не те области, где он знает о своих проблемах и реакциях. Вы можете натолкнуться на что-то еще кроме фиксированных идей, но это нужно прорабатывать другими техниками. Просто сознавайте, что предмет обнаружения здесь совершенно особый.
Вот некоторые общие вопросы, которые можно использовать для вылавливания фиксированных идей:
1. "Ты в чем-то считаешь других неправыми?"
2. "У тебя есть способы превосходства над другими?"
3. "У тебя есть идеи, которые улучшают твою жизнь?"
4. "У тебя есть способы обеспечивать свою правоту?"
5. "Как ты избегаешь того, чтобы кто-то другой оказался лучше?"
6. "Какие идеи ты используешь как истину?"
7. "Какая идея постоянна в твоей жизни?"
8. "Какой твой принцип действий в жизни?"
9. "Какие логические правила ты используешь в отношениях с другими людьми?"
10. "Какой у тебя принцип оценки чего-то?"
11. "Во что тебе не нравится вовлекаться? Почему?"
12. "Что тебе не нравится? Почему?"
13. "Что для тебя оказалось очень интересным (в процессинге)? Почему?"
14. "Какой уровень активности для тебя приемлем? Почему?"
15. "Что тебя беспокоит насчет других? Почему?"
Еще можно систематически проработать то, что человек делает в разных областях жизни. Обсудите, как он ведет дела, какие у него стандарты и принципы действий. Заметьте, чего он избегает и как. Заметьте, что не подлежит изменениям. Углубитесь в это.
Шаг второй: Отделите идею
Недостаточно выяснить, в чем состоит фиксированная идея. Клиент должен воспринять её как отдельную от себя идею, хотя бы чуть-чуть. Мы не можем расфиксировать идею, если клиент полностью ей является. Ему нужно осознать, что это идея. Она должна перейти из царства однозначной логики (Да) в двухзначную (Да/Нет) или трехзначную (Да/ Нет/ Может быть) логику. То есть идея вместо неоспоримой бессознательной истины должна стать предметом разумного рассмотрения. Клиент может продолжать считать идею вполне истинной и универсально применимой, это прекрасно. Но ему нужно осознать, что это идея, отдельная от других идей.
Часто нужно только обнаружить фиксированную идею. Наилучший результат шага обнаружения—это что клиент попадает в затруднительное положение, понимает что происходит, смеется, и признается в использовании идеи. Тогда идея отделена и можно перейти к дальнейшим шагам по её высвобождению в третьем шаге.
Иногда идея становится очевидной, но клиент не замечает в ней юмора и еще не видит, что её вообще можно обсудить. В таком случае нам нужно еще немного подтолкнуть клиента, чтобы отделить идею. Вопросы в этом направлении:
"Это что, идея?"
"И ты это применяешь?"
"Это улучшает твою жизнь?"
"И ты в этом не сомневаешься?"
"Как долго ты ___?"
"Может, есть люди, которые так не считают?"
Вы просто стараетесь поощрить личность согласиться с тем, что идея—"что-то". То, что личность использует. Это лучше всего делать с помощью встроенных в вопросы предпосылок, а конечно не споря об этом.
Шаг третий: Раскрепостите идею
Теперь нам нужно превратить идею из фиксированной в подвижную. Далее приведен набор способов, с помощью которых это можно сделать. Эффективность разных подходов зависит от того, с какой фиксированной идеей мы работаем. Абстрактная информация требует несколько других действий, чем отстаиваемая роль или действия. К тому же формулировки вопросов нужно приспосабливать к формулировке фиксированной идеи. Это не механическая процедура, а просто набор подсказок по тому, что можно сделать.
1. Преимущества
Спросите о преимуществах, которые человек получает при использовании фиксированной идеи. Часто клиент может сразу отбарабанить все преимущества. Просто дайте ему выдать все, что он может придумать. Преимущества не нужно искать, они должны быть прямо здесь, как только вы о них спросили. Ни с чем не соглашайтесь, просто получите все автоматические ответы.
"В чем преимущество ___?"
"В чем выгоды ___?"
"Что ___ тебе дает?"
2. Улучшение
Выясните, в чем по мнению человека идея помогает ему в делах, делает его лучше, в чем улучшает его условия жизни. Узнайте примеры того, как дела улучшались благодаря идее.
"В чем ___ помогла тебе в делах?"
"В чем ___ тебя улучшила?"
"В чем ___ улучшила твою жизнь?"
3. Не допускать
Выясните, что идея предотвращает. Она скорее всего существует для того, чтобы предотвращать что-то "плохое", не допускать его, или маскировать его как не плохое. Разбирайтесь со всем, что всплывает, по мере необходимости. Например, если появляется нежелательное ощущение, вы можете прояснить его с помощью повторного переживания. Фиксированная идея—это всего лишь простое, близорукое средство исправления нежелательной ситуации. Можно по-настоящему исправить ситуацию с помощью одной из наших техник, и фиксированная идея больше не будет нужна.
"Чему ___ мешает?"
"Чего ___ не допускает?"
"Что ___ предотвращает?"
4. Унижает
Фиксированные идеи часто используются для унижения других, чтобы делать себя лучше по сравнению с ними. Вот некоторые из самых важных сторон, с которыми нужно справиться:
"Как ___ унижает других?"
"Как ___ затормаживает других?"
"Как ___ ставит других на место?"
5. Решения
Личность использует фиксированные идеи, потому что они вроде бы что-то решают. Они обычно ничего не решают, если мы копнем чуть глубже.
"Какую проблему ___ может решать?"
"Что ___ решила?"
6. Наружу и внутрь
Фиксированные идеи вроде бы выводят личность из неприятностей или вводят в желательные ситуации. Но обычно они на самом деле не делают этого, так что нам нужно это рассмотреть.
"Из чего ___ тебя вывела?"
"Во что ___ тебя ввела?"
7. Освободиться
Может, человек просто никогда не думал о том, что случится, если он не будет использовать фиксированную идею. Он к ней просто очень привык.
"Что может случиться, если ты освободишься от ___?"
8. Откуда ты знаешь
Фиксированная идея считается не требующей доказательств и используется без полного обдумывания. Мы можем высвободить ее, если обнаружим, какую систему личность использует для установления "истинности" идеи, на чем основана эта система и так далее. Личность вполне может обнаружить, что идея подтверждается только чем-то очень сомнительным, которое никогда не рассматривалось.
"Откуда ты знаешь, что ___?"
9. Особенности восприятия
Узнайте особенности восприятий темы идеи. Может быть, она ощущается, и если да, то где и как. Может быть, личность это видит или слышит, может это тоненький голос? Связь идеи с реальными восприятиями часто извлекает её из царства абстрактных обобщений.
"Как это ощущается, звучит, выглядит?"
10. Безопасное пространство
Фиксированная идея создает видимость, что личность обеспечила себе пространство, защищенное от внешних возмущений. Личность делает вид, что в рамках безопасной зоны всё находится в неизменном согласии с фиксированной идеей. Скорее всего это только видимость, так что её нужно исследовать. Наличие фиксированных идей на самом деле не обеспечивает никакой безопасности.
"Может быть, ___ обеспечивает безопасное пространство?"
11. Не существует
Фиксированные идеи пытаются устранять из жизни нежелательные беспорядки. Фиксированная идея делает вид, что всё упорядочено, предсказуемо и что непредсказуемых возмущений нет. Нам, конечно, нужно выяснить, что именно устраняется как несуществующее. Потому что когда мы реально встретимся с этим и проясним его, фиксированная идея уже не будет особо нужна.
"Может, ___ делает что-то несуществующим?"
12. Равновесие
Жизнь веселее всего, когда есть наилучшее равновесие предсказуемого и непредсказуемого. Не было бы радостного волнения от управления всем миром. У идей обычно есть противоположные идеи, у действий есть противодействия, и так далее. Личность может отрезвиться, когда поймет, что было бы, если бы фиксированная идея была абсолютно верной и ничего противоположного не существовало.
"Что случилось бы, если бы существовало только ___?"
"Что, если не существовало бы противоположного?"
13. Примеры
Если узнать и получить примеры применения фиксированной идеи, она может лучше заземлиться в реальности и её можно будет исследовать. Если вы можете поощрить человека дать контр-примеры, еще лучше, фиксированная идея уже высвобождается.
"Ты можешь дать мне пример ___?"
"Дай мне пример, когда ___—неправда."
14. Происхождение
Если мы сможем исследовать, откуда происходит идея, как человек принял такое решение, или не принимал такого решения, и тому подобное, это поможет раскрепостить идею. Идея сильнее всего как обособленное утверждение общего характера. Если становится ясно, что личность так решила в определенный момент, то она может с таким же успехом отменить это решение.
"Когда ты решил, что ___?"
"Откуда взялось, что ___?"
"Кто говорит, что ___?"
"Кто считает, что ___?"
15. Кто использует идею
Исследование идеи с разных позиций восприятия раскрепощает ее. Когда человек замечает, что другие используют эту идею, ему становится яснее, что он ИСПОЛЬЗУЕТ ее. Еще очень полезно рассмотреть случаи, когда идея использовалась против этого человека.
"Кто еще использует ___?"
"Кто, как ты заметил, использовал ___?"
16. Предпосылки
Исследуйте, что подразумевается или предполагается. Идея не просто обособленно существует. Чтобы она была правдой, другие вещи тоже должны быть правдой. Проследите ход логики в обоих направлениях, чтобы найти предпосылки. Возможно, личность совсем не думала раньше о родственных идеях, и сможет посмотреть на них более гибко.
"Что должно быть правдой, чтобы ___ было правдой?"
"Что должно быть правдой, если ___ правда?"
17. Преувеличение
Преувеличивайте идею, пока она не станет абсурдной. Обобщите её еще больше, чем это делает клиент. Распространите её за границы, в которых клиент её использовал. Специально найдите её красочные примеры. Это побудит клиента понять, что идея не абсолютна и не универсально применима.
"Это так каждый раз, всегда, для всех, в любых обстоятельствах?"
18. Произойдет и не произойдет
Исследуйте границы и последствия идеи. Извлеките её из царства просто идей и исследуйте, что может реально произойти, если она истинна или используется, что если она ложна или не используется. Что может не произойти, если её использовать, что если не использовать. Всё это проясняет, что всегда есть выбор, есть плюсы и минусы. Что может "не произойти" можно еще выразить как что человек может "упустить". Мы говорим о положительных событиях, которые смогут или не смогут произойти. Просто называть в соответствии с фиксированной идеей хорошие и плохие вещи—ни к чему не приводит.
"Что может произойти, если ___ ___?"
"Что может произойти, если ___ не ___?"
"Что может не произойти, если ___ ___?"
"Что может не произойти, если ___ не ___?"
19. Намерение
Найдите положительное намерение в основе идеи. Преобразовывайте её из фиксированной идеи в гибкий принцип. Найдите другие формы осуществления намерения.
"Какое исходное намерение лежит в основе?"
20. Ценность и важность
Исследуются "ценность" и "важность" идеи. Это делается для того, чтобы разъяснить, что ценность и важность—отвлеченные понятия и не абсолютны. Как можно надеяться, личность сможет сравнить идею с другими идеями, увидеть, как она связана с ситуацией, вместо того чтобы придавать ей фиксированную ценность.
"В чем ценность ___?"
"В чем важность ___?"
Прояснение значения
Перед вами разнообразные способы разбираться со значением чего-то. Это может быть очень полезно делать со всем, с чем у человека проблемы, или с тем что нежелательно. Потому что если он не знает, что это значит, то как же он сможет это разрешить или достичь этого? Забавно, что когда человек проясняет значение чего-то, оно перестает быть таким, как он считал раньше.
1. Что это значит?
Может быть мощной техникой просто прояснять значение чего-то. Это лучше всего делать с дружественной, непредвзятой настойчивостью, чтобы получать реальности, а не абстрактные идеи. Реальности можно воспринимать какими-то чувствами. У них есть особенности восприятия. Они конкретные и точные, а не общие и туманные. Идея здесь в том, чтобы построить связь личности с теми реальностями, к которым она проявляет интерес. Когда личность установила связь с реальностями, они редко представляют собой какие-то проблемы. Проблема—это когда слова и символы мешают личности и она еще не поняла, что слова и символы не реальны.
"Что это для тебя значит?"
"Какое у тебя определение ___?"
"К какому опыту относится ___?"
"Что ты воспринимаешь насчет ___?"
2. Результат
Прояснение желательного результата—само по себе блестящий процесс. Часто больше ничего и не нужно. Или по крайней мере гораздо легче предпринять действия, когда известен желательный результат. Вот критерии, из которых состоит полный результат:
1. Он должен быть сформулирован положительно. Просто избавление от чего-то не подходит как результат. Чего ценного для себя он желает вместо этого? Это должно быть что-то конкретное и желательное.
|