2. Должен быть какой-то конкретный воспринимаемый признак достижения результата. Должна быть возможность проверить, есть ли у человека результат или нет. И это должна быть не просто идея, а конкретное воспринимаемое доказательство. Откуда человек будет знать, что результат достигнут?
3. Должны быть определлены обстоятельства. Когда результат желателен, где и с кем? Чтобы превратить желаемый результат в реальность, нам нужны подробности, где и как он воплотится в жизнь.
4. Результат должен быть во власти самого человека. Надежда на то, что кто-то другой просто начнет вести себя по-другому, не подходит как результат. Результатом должно быть что-то, что делает и поддерживает сам человек. Оно не должно зависеть от везения или действий кого-то другого.
5. Результат должен вписываться в экологию жизни человека. Он должен соответствовать всему остальному, что человек делает или хочет делать. Как получение результата отразится на его жизни? Может ли быть какая-то польза от того, что он не будет достигнут? Есть ли какие-то положительные или отрицательные побочные результаты?
3. Процедура творческого определения значения
Вот шаги, которые можно использовать, чтобы разобраться с определениями или ассоциациями слова или понятия. Идея в том, что слово не просто определяется другими словами. Его значение—это те ассоциации, которые конкретная личность с ним связывает. Эти шаги можно использовать для слова, на котором клиент особенно зациклился. Еще их можно использовать для общих слов, с которыми полезно разобраться, например "любовь", "будущее", "смерть", "старение", "успех", "неудача", и так далее.
1. "Что слово ___ означает или подразумевает?"
2. "Назови мне несколько вещей, к которым слово ___ не относится"
3. "Назови мне несколько вещей, для понимания которых можно использовать слово ___."
4. "Назови мне несколько вещей, для описания которых нельзя использовать слово ___"
5. "С чем связано слово ___?"
6. "С чем не связано слово ___?"
7. "На что похоже слово ___?"
8. "От чего отличается слово ___?" (Выясните, чем отличается)
9. "Может быть, что-то повлияло на твое понимание слова ___?"
10. "Может быть, нужны какие-то убеждения, чтобы придать смысл слову ___?"
11. "Приведи мне пример неправильного понимания слова ___"
12. "Как именно ты мог бы передать твое понимание слова ___ другому человеку?"
13. "Каким слово ___ кажется тебе сейчас?"
Если нужно, добавьте:
14. "Что правильно в твоем понимании слова ___?"
15. "Как твое определение слова ___ помогает тебе быть свободным?"
16. "Как твое определение слова ___ помогает тебе достигать успеха в жизни?"
4. Искажения и пропуски
Высказывания людей часто немного искажены и пропускают часть информации. Язык—это все-таки символическое упрощение. Можно получить ценную информацию, выяснив, что именно было пропущено или искажено. Это говорит нам о том, как действует ум этого человека. В речи, которую использует человек, мы наблюдаем "поверхностную структуру". Но замечая, что искажено или пропущено, и пытаясь это восстановить, можно получить представление о "глубокой структуре". Вот самые распространенные искажения и пропуски, и примеры того как с ними разбираться.
1. Простой пробел: Упущены подробности. Не включена движущая сила или предмет деятельности.
К: “Я злюсь”
Ф: “Из-за чего ты злишься?”, “На кого ты злишься?”
2. Обобщенные ссылки: Обобщены люди, вещи и события. Не говорится, что это конкретно.
К: “Это неважно”
Ф: “А что именно неважно?”
3. Пробелы в сравнении: Делается видимое сравнение без указания того, с чем что-то сравнивается.
К: “Лучше уйти”
Ф: “Лучше уйти, чем что?”
4. Потеря исполнителя: Пропущен авторитет, источник или исполнитель. Оценки и суждения без источника.
К: “Хорошо быть вежливым”
Ф: “По чьим словам это хорошо?”, “Для кого это хорошо?”
5. Указание на необходимость: То, что человек должен/не должен, обязан / не обязан делать, что необходимо, что нужно делать. Пропущены последствия, точные причины и следствия.
К: “Я должен о ней заботиться”
Ф: “Что произойдет, если ты будешь о ней заботиться?”
“Что произойдет, если ты не будешь о ней заботиться?”
“Что не произойдет, если ты будешь о ней заботиться?”
“Что не произойдет, если ты не будешь о ней заботиться?”
6. Указание на возможность: То, что человек может/не может, мог бы/не мог бы, сможет/не сможет сделать. Это возможно или невозможно. Не включено причинение.
К: “Я не могу стать лучше”
Ф: “Что тебе мешает?”
7. Причина и следствие. Говорится, что будто бы один человек является причиной состояния другого человека, без подробностей того, как он это делает, и как будто сам человек не может ничего с этим поделать. Не включено собственное причинение.
К: “Она меня огорчила”
Ф: “Как именно она тебя огорчила?”
“Что бы случилось, если бы ты не огорчился?”
“Бывает ли, что ты не огорчаешься в такой ситуации?”
8. Указание на всеобщность: Что-то обобщается как происходящее всё время или как никогда не происходящее. Такие слова, как все, всё, всегда, всё время, никогда, никто, каждый, ни один, только. Подробности и исключения пропущены. Нет примеров обратного.
К: “Меня никто никогда не слушает”
Ф: “Тебя НИКОГДА никто не слушал?”
“Ты можешь вспомнить случай, когда кто-то тебя слушал?”
“Что бы случилось, если бы кто-то стал тебя слушать?”
9. Неуточненный глагол: Общий глагол, который не описывает, что на самом деле происходит. Доверять, любить, нравиться, поддерживать, помогать. Пропущены конкретные происходящие или желательные действия.
К: “Она меня не любит”
Ф: “А какие её действия говорят тебе об этом?”
“Как именно она тебя не любит?”
10. Чтение мыслей: Заявление о знании внутреннего состояния сознания кого-то другого, или ожидание от кого-то другого знания собственного состояния. Это скорее всего искаженная догадка, или по крайней мере пропущены подробности, каким образом это известно.
К: “Она не заботится обо мне”
Ф: “Откуда ты это знаешь?”
“Какие именно её действия сказали тебе об этом?”
11. Превращение глаголов в существительные (номинализация): Слова, описывающие процессы (глаголы), преобразованы в вещи (существительные). Человек думает о чем-то как о застывшей вещи, тогда как на самом деле это происходящее сейчас действие.
К: “Мне не хватает уверенности”
Ф: “А в чем ты должен быть более уверен?”
5. Ложная информация
Ложная информация—это информация, на основе которой действует человек, но которая неверна, обманчива или неприменима. Это хороший повод иметь неприятности в какой угодно области. В особенности нужно искать ложную информацию, если у человека вроде бы есть все требующиеся умения и знания, но он почему-то не может делать то, что нужно, в определенной области. Первым делом нужно выделить область, в которой скорее всего есть ложь:
"Что ты слышал о ___?"
"На основе какой информации ты действуешь?"
"Может быть, в ___ есть что-то бессмысленное?"
"Может быть, в ___ есть то, чего ты не понимаешь?"
"Может, в ___ есть что-то бесполезное?"
"Какие основные принципы в ___?"
"Какая информация не вписывается в общую картину?"
"Может, есть какие-то причины не делать ___?"
Затем нам нужно выловить конкретную ложную информацию в этой области:
"Может быть, какие-то из этих сведений неправильны?"
"Какую ложную информацию ты получил?"
"Может быть, кто-то дал тебе информацию по этой теме?"
Когда вы получили то, что возможно является ложной информацией, проверьте это:
"Кто так сказал?"
"Когда это было, где был ты, где были они?"
"Какие были конкретные обстоятельства, что ты видел, слышал, чувствовал?"
"Как эта информация соотносится с тем, что ты знаешь еще?"
"Относится ли эта информация к тебе?"
"В какой ситуации эта информация может подойти, если такие ситуации вообще есть?"
"Есть ли лучшая альтернатива?"
Раздел 2: Модули развития
Модули развития прорабатывают вещи с положительной стороны. Чего личность хочет БОЛЬШЕ, какие способности она хотела бы улучшить, в каких областях она хотела бы развиться. Мы всё так же будем проводить как процессинг положительного, так и процессинг отрицательного. Единственное сильное отличие по сравнению с модулями прояснения—это на что обращено внимание клиента.
Вот некоторые из модулей развития:
Улучшение
Общение
Взаимоотношения
Острота восприятий
Здоровье
Творческие способности
Изменение
Организация жизни
Деньги и изобилие
Время и эффективность
Эмоции
Действия
Улучшение
Этот модуль предназначен для того, чтобы улучшить контакт личности с положительными ресурсами и дать ей положительное направление в жизни. Идея здесь в том, чтобы показать ей, что у нее есть положительные ресурсы, например из прошлого, и что они у нее будут всегда.
1. Положительное переосмысление
При каждой возможности переосмыслить что-то в положительном направлении, делайте это. Идея этого модуля—обратить внимание на положительное, а не на отрицательное. Но когда всплывает что-то неприятное, найдите способ использовать это, чтобы продемонстрировать движение к лучшему. Конечно, если с этим нужно справится с помощью соответствующей техники прояснения, сделайте это. Но лучше придерживайтесь довольно легких вещей.
2. Вспоминание положительных моментов
Спросите о случаях с конкретными обстоятельствами, которые скорее всего положительны или ресурсны. Конкретные вопросы действуют несмотря на любое упорство в том, что не было никаких положительных моментов. Пусть клиент вспомнит несколько случаев каждого типа, например с помощью:
"Вспомни случай, когда ты ___"
"Вспомни еще один случай, когда ты ___"
"Вспомни как можно более ранний случай, когда ты ___"
Используйте окончания из списка, например:
Быть
Делать
Иметь
был счастлив
строил что-то
получил подарок
был преуспевающим
заботился о ком-то
у тебя был друг
был любимым
достигал чего-то
у тебя были деньги
был любящим
играл
видел что-то приятное
был уверенным
выигрывал
имел больше, чем нужно
был продуктивным
совершенствовался
у тебя было много времени
Еще это можно делать с разных позиций восприятия. Например, осчастливил кого-то, заметил кого-то счастливого, услышал о ком-то счастливом и так далее.
3. Повторное переживание конкретных положительных моментов
Используйте список тем, как в положительном вспоминании. Но здесь глубже входите в каждый случай. Не просто кратко его вспоминайте, а входите во все подробности, восприятия и последовательность событий. Переживите случай с разных позиций восприятия, извлеките из него уроки, и так далее. Вот еще несколько тем:
- приятная неожиданность
- узнал что-то новое
- раскрыл тайну
- хорошо узнал кого-то
- сделал правильный выбор
- выиграл что-то—создал что-то
4. Хорошие части
Пусть человек перечислит то, что хорошо и правильно в его жизни. Этим вы поощряете его признать, что ЕСТЬ много прекрасного, и более положительно смотреть на жизнь. Вы можете брать вопросы по очереди от 1 до 10, и пройти по списку столько раз, сколько нужно, чтобы заметить всё то хорошее, что есть.
"Назови мне то, что ___ в твоей жизни."
1) известно
2) уравновешено
3) в порядке
4) на своем месте
5) гармонично
6) полезно
7) происходит вовремя
8) предсказуемо
9) понятно
10) "Назови мне то, что хорошо в этой комнате."
5. Повторное переживание общих положительных моментов
Спросите о любых особенно приятных или положительных случаях в жизни человека. Например, поворотные моменты, когда дела изменились к лучшему. Очень внимательно исследуйте этот случай с помощью повторного переживания. Пройдите через последовательность событий, с разных точек зрения, извлеките все уроки, и так далее.
"Что было положительным поворотным моментом в твоей жизни?"
"Расскажи мне по-настоящему положительный случай, который у тебя был."
"Какой случай был особенно радостным в твоей жизни?"
6. Будущая жизнь
Пусть клиент подробно опишет, какой он хотел бы, чтобы была его жизнь через конкретные промежутки времени в будущем. Идея здесь в том, чтобы клиент установил положительное будущее и был больше уверен в нем. Узнайте много подробностей, сделайте все, чтобы это было реалистичным. "Где ты будешь жить, что ты будешь делать, что ты будешь знать, и так далее."
"Какой бы ты хотел бы, чтобы была твоя жизнь завтра?"
"Какой бы ты хотел бы, чтобы была твоя жизнь через неделю?"
".. 1 месяц?"
".. 1 год?"
".. 5 лет?"
".. 10 лет?"
7. Общее положительное вспоминание
Пусть клиент назовет то, что ему нравится делать или что ему приносит радость. И тогда пусть он вспомнит случаи, когда это было. Обращайте внимание на все восприятия, которые всплывают в каждой ситуации. Идея здесь в том, чтобы поощрить клиента понять, что у него есть богатые запасы воспоминаний благополучия. Эта техника более прямо обращается к личным положительным моментам, чем заготовленный список.
"Что тебе нравится делать?"
"Вспомни случай, когда ты ___"
"Вспомни еще один случай, когда ты ___"
"Вспомни как можно более ранний случай, когда ты ___"
"Что тебе приносит радость?"
"Вспомни случай, когда ты ___"
"Вспомни еще один случай, когда ты ___"
"Вспомни как можно более ранний случай, когда ты ___"
8. Происшествие из прошлой жизни
Если личность еще не переживала воспоминания прошлых жизней и заинтересована в этом, проведите её через какие-то легкие вещи из прошлых жизней.
1) Проинструктируйте клиента принимать то, что он получат и по мере необходимости использовать воображение.
2) "Есть ли человек, которого ты знаешь, и насчет которого ты чувствуешь, что знал его раньше?"
3) "Закрой глаза"
4) "Найди случай, когда ты знал ___ в прошлой жизни"
5) Помогите клиенту получить что-то с помощью наведения ближе к цели, советов и так далее.
6) Разверните то, что клиент получает, в целое происшествие.
7) Спросите, какой урок можно извлечь из этого происшествия.
8) Верните его в настоящее.
9) Заземлите его.
Модуль "Общение"
Общий замысел этого модуля—раскрепостить всю тему общения. Получить изобилие способов общения, тех, с кем можно общаться, тем, на которые можно общаться. И не иметь отрицательных реакций на общение.
1. Говори о чем угодно
Побудите клиента говорить о чем угодно, и тем самым доведите до него идею, что он может это свободно делать. Пусть он обнаружит, о чем ему нравится говорить.
"О чем тебе нравится говорить?"
"Расскажи мне о ___"
"Чем ты интересуешься?"
"Расскажи мне о ___"
"О чем ты часто говоришь?"
"Что ты говоришь о ___?"
2. Методы общения
Исследуйте способы, которыми можно общаться. Тем самым расширьте взгляды клиента на то, сколько есть способов общения. Пусть клиент поймет, что всё—это общение. Ему нужно научиться находить сотни способов. Звонки, письма, поднятые брови, молчание, телепатия, картинки, музыка, спутники, воспоминания, факсы, плач, смех, и так далее. Пусть он продолжает, пока не осознает, что есть бесконечное количество способов.
"Как можно общаться?"
"Назови мне какие-то способы общения"
"Какие ты знаешь способы общения?"
"Скажи, какие ты наблюдал методы общения"
3. Отправители и получатели
Исследуйте разнообразных отправителей и получателей общения. Типы людей, которые общаются. Пусть клиент опять же осознает, что все общаются, и расширит свои взгляды на мир общения. Клиент должен научиться продолжать дальше, перечисляя всё больше и больше тех, кто общается. Полицейские, политики, мамы, коты, дикторы, фотомодели, пожилые люди, молодые люди, муравьи, привидения, боги, герои мультфильмов, и так далее.
"Кто общается?"
"Назови мне кого-то, кто общается"
"Какие есть источники общения?"
"Какие есть получатели общения?"
4. Модель общения
Пусть клиент построит работоспособную модель процесса общения, Лучше, если он нарисует её на бумаге или покажет с помощью небольших предметов на столе. В ней должны быть хотя бы отправитель, получатель, сообщение и канал передачи.
5. Составные части общения
Пройдитесь по разнообразным частям общения и добудьте мысли и реакции клиента по каждой из них. Используйте любые поощряющие вопросы, например: "Подумай о ___", "Расскажи мне о ___", и так далее. Если нужно, подробнее обсудите модель общения.
Говорить
Слушать
Думать
Обращать внимание
Отправлять
Получать
Задумывать идеи
Передавать сообщения
6. Направления общения
Пройдитесь по мыслям и реакциям, связанным с присутствием или отсутствием нескольких направленных потоков общения. Сначала позвольте клиенту понять, что имеется в виду и как это действует. Затем углубитесь в любые мысли клиента по данному виду общения. Например, его может беспокоить, что другие говорят о нем, или ему может быть трудно начинать общение с кем-то. Суть здесь в том, чтобы понять, что существуют все эти разнообразные направления, и заметить, какие из них текут, а какие нет. Если нужно, нарисуйте эту таблицу и обсудите, что относится к каждой клеточке. Позвольте клиенту обнаружить множество возможностей.
К:
ОТ:
Себе
Другому
Другим
Себя
Мысли или еще какое-то общение с собой. Рефлексивный (возвратный) поток.
Сообщение конкретному другому. Исток.
Сообщение другим людям вообще. Исток.
Другого
Сообщение от конкретного другого. Приток.
Общение конкретного другого человека самого с собой. Рефлексивный (возвратный) поток. Например, кто-то думает о клиенте.
Кто-то другой, посылающий сообщения другим людям. Перекрестный поток.
Других
Сообщения от других вообще к человеку. Приток.
Получение другим человеком сообщений от других. Перекрестный поток.
Общение других людей вообще между собой. Рефлексивный (возвратный) поток. Например, когда "люди" говорят.
7. Места
Пусть клиент найдет много мест, где можно общаться. Идея в том, чтобы вывести его за пределы чувства, что таких мест не хватает. По сути можно общаться где угодно. Узнавайте всё больше мест, пока клиент не сможет продолжать бесконечно и поймет это.
"Где можно общаться?"
"Откуда можно посылать сообщения?"
"Где можно получать сообщения?"
8. Говорить или не говорить
Исследуйте, о чем говорится, в противоположность тому, о чем не говорится. Есть и общение, и отсутствие общение. Пусть клиент откроется к той идее, что можно при желании изменить и то, и другое.
"О чем тебе говорят другие?"
"О чем тебе не говорят другие?"
"О чем бы ты хотел, чтобы тебе говорили другие?"
"О чем ты говоришь другим?"
"О чем ты не говоришь другим?"
"О чем бы ты хотел говорить другим?"
"О чем люди говорят друг с другом?"
"О чем люди не говорят друг с другом?"
"О чем люди должны говорить друг с другом?"
еще
"Когда ты говоришь?"
"Когда ты не говоришь?"
или
|