Когда вы проработали те эмоции, которые клиент уже хорошо выражает, до того момента, когда он может их активизировать, возьмитесь за те, которые у него не совсем получаются, но которые другие люди выражают. Выработайте возможные стратегии для перехода в такие эмоции.
Здесь можно использовать, например, такие ресурсные эмоциональные состояния:
изумленно, радостно, смело, увлеченно, возбужденно, шутливо, преданно, творчески, гордо, заботливо, признательно, безмятежно, доверяюще, умиротворенно, храбро, решительно, довольно, страстно, смешно, соблазнительно, жизнелюбиво, любяще, расслабленно, заинтересованно, восторженно, вызывающе, в экстазе, уравновешенно, любопытно, энергично, интимно, опекающе, неотразимо, сексуально, чувственно, умно, заигрывающе, почтительно, и так далее.
3. Тренировка эмоций
Потренируйте выражение всего диапазона разнообразных эмоций. Простой способ выполнения этого упражнения—брать высказывания из любой художественной книги и говорить их с заданным эмоциональным выражением. Каждая эмоция должна повторяться, пока фасилитатор не будет удовлетворен тем, что клиент её освоил. Потренируйте и отрицательные эмоции. Используйте любой список эмоций, но по крайней мере выполните такие:
апатия, стыд, горе, страх, сожаление, скука, спокойствие, дружественный, любопытный, радостный, восторженный.
4. Эмоциональные блоки
Используйте мускульное тестирование, чтобы проверить способность личности выражать:
экстаз, восторг, радость, любовь, скуку, злость, сожаление, страх
и любые другие эмоции, по выражению которых у нее возможно есть блоки. Если что-то не тестируется положительно, используйте любую технику для проработки этого. Проведите диалог, повторно переживите происшествия, объедините противоположности и так далее. Или просто потренируйте эмоцию, побудите человека выразить её и научите выражать её полнее.
Модуль "Деятельность"
1. Варианты
Спросите клиента о разнообразных вариантах действий. Ему нужно осознать изобилие того, что он может сделать. Неважно, глупо это, невозможно, реально или удобно. Просто узнайте много вариантов.
"Назови мне какие-то варианты действий"
2. Решение
Потребность принимать только "правильные" решения может удерживать человека от действий. Нет 100% правильных решений. Или можно сказать, ВСЕ решения правильны по-своему. В любом случае будет полезно и обсудить это с клиентом, и потренировать его принимать решения без особого прикрепленного к ним багажа.
"Прими решение"
3. Согласование деятельности
Проведите согласование деятельности по основным областям жизни или работы клиента.
¤ Исходное намерение
¤ Желаемые цели
¤ Общий план
¤ Идеальное положение дел
¤ Осязаемая продукция
¤ Измерение количества
¤ Подробные проекты
¤ Повседневные действия
¤ Реальное положение дел
4. Стратегии
Исследуйте стратегию личности по предпринятию действий. Что она делает, прежде чем действовать? Как она решает, когда действовать? Узнайте точные особенности восприятия и так далее. Если нужно, улучшите стратегию.
"Откуда ты знаешь, когда действовать?"
5. Перерывы
Выясните, что клиент делает в промежутках между действиями. Нужны ли перерывы? Что он такое необходимое делает в этих перерывах? Чего недоставало бы, если бы у него не было этих перерывов. Поработайте над объединением любых противоположностей, чтобы он мог делать разные вещи одновременно.
6. Бессмысленное
Потребность делать только то, что логично и правильно, может стеснять способность действовать. Чтобы быть свободным и способным, нужно уметь действовать и без основательных причин. Потренируйте клиента делать "бессмысленные" вещи. Например, становиться на голову, говорить со стулом, или что-то еще. Скорее всего он будет глупо себя чувствовать насчет того, что он не может обосновать аналитически, но именно с этим нам нужно разобраться.
"Сделай что-то бессмысленное"
7. Сделай что-то
Пусть клиент выберет то, что он хотел бы осуществить. Затем снова и снова просите его СДЕЛАТЬ что-то для этого. Сначала он может быть озадачен, или настаивать, что он здесь ничего не может поделать. Настаивайте, чтобы он всё равно это сделал. Ему нужно суметь по крайней мере сесть и записать что-то, сходить позвонить, или просто подпрыгнуть. Идея в том, чтобы выйти за рамки оправданий ничего-не-делания к осознанию, что всегда можно что-то сделать. Могут всплыть всевозможные плохие чувства, и вы можете проработать их с помощью семантического процессинга, или просто настаивать, чтобы он всё равно это сделал. Не будьте слишком услужливыми, подсказывая, что это может быть.
"Что ты хотел бы сделать или осуществить?"
"Сделай что-то для этого" (повторять)
8. Предпринимать действия
Пройдитесь с клиентом по его личной жизни и побудите его предпринять действия относительно всего, что не движется. Лучше всего делать это в его реальном жилом или рабочем пространстве. Например, переберите все, что лежит на его столе, и пусть он либо проработает это, поручит это другому, сохранит в архиве, или выбросит. Затем перейдите к циклам побольше в его жизни. Выясните, относительно чего он не принимает решения, что остается в подвешенном состоянии из-за того, что он не знает как или колеблется действовать. Пусть он предпримет меры относительно этого.
9. Не должен был делать
Одна из причин избегания действий—это что личность сделала что-то неудачное в прошлом, или что-то "доказавшее", что нужно лучше готовиться, или что-то еще. Исследуйте такие случаи. Узнайте все подробности. Если можно, добавьте любые недостающие ресурсы, переосмыслите и так далее. Двигайтесь к готовности предпринимать действия, даже хотя можно что-то сделать не так. Ошибки—это часть жизни, материал для обучения. Проработайте любые встретившиеся причины воздерживаться от действий.
"Что ты сделал, чего не должен был делать?"
10. Вредоносные поступки
Переберите все, что личность сделала и считает это вредоносным. Это к тому же важный повод воздерживаться от действий. Если кто-то кому-то повредил, он вполне может воздерживаться снова действовать в этой области. Осознавайте, что само действие не может быть "плохим". Чем мы здесь занимаемся—так это тем, на что обращено внимание личности, насчет чего она чувствует вину. Здесь неважно, что такого она сделала, нарушив какой-то моральный кодекс, если только она не сдерживает себя из-за этого. Обязательно всегда узнавайте исходные положительные намерения, переосмысливайте всё в положительном направлении, объединяйте расколотые противоположности.
"Ты кому-то навредил?"
"Ты что-то уничтожил?"
"Ты нанес вред хорошему делу?"
"Ты с кем-то плохо обращался?"
"Ты кого-то унизил?"
"Ты обманул чье-то доверие?"
"Ты ослабил группу?"
"Ты навредил сам себе?"
"Ты испортил кому-то настроение?"
"Ты не смог что-то сделать?"
"Ты испортил имущество?"
"Ты сказал что-то не так?"
"Ты кого-то эксплуатировал?"
"Ты не смог что-то предсказать?"
"Ты что-то недостаточно хорошо запланировал?"
"Ты чего-то не смог узнать?"
"Ты чего-то не смог воспринять?"
"Ты что-то не смог сообщить?"
"Ты сделал что-то не подумав?"
"Ты посчитал что-то само собой разумеющимся?"
"Ты сделал что-то, чего не должен был делать?"
11. Сдерживать себя
Личность может по всевозможным поводам воздерживаться от действий. Она может даже не знать этого. В любом случае это полезно исследовать. Может быть, нужно добавить какие-то ресурсы, может быть, нам нужно что-то переосмыслить.
"Ты себя сдерживаешь?" Почему? Как?
"У тебя есть основания не действовать?"
12. Действующая часть
Проверьте, может, у личности недостает части, предпринимающей действия. Она могла быть когда-то потеряна. Как бы там ни было, нам лучше выяснить, что нужно для того, чтобы вернуть эту часть. Проведите возвращение утраченных частей.
13. Противоположности
Большинство людей или действуют, или бездействуют. Они особенно активны в одних ситуациях и особенно неактивны в других. Исследуйте это как расколотость на противоположности. Какие качества и переживания есть у человека в одном режиме, которых нет у него в другом. Проведите объединение противоположностей.
14. Нежелательные ощущения
Проверьте, какие у клиента есть нежелательные ощущения в связи с предпринятием действий. Проведите повторное переживание, чтобы прояснить их.
"Есть ли какие-то нежелательные ощущения в связи с тем, чтобы предпринимать действия?"
15. Требования
Выясните, что нужно для того, чтобы личность могла действовать. Нужны ли какие-то особые условия или требования. Какое положение дел идеально для предпринятия действий. Чего для этого не хватает? Добавьте ресурсы, вообразите сборку составных частей. Если требуемые обстоятельства неразумны, переосмыслите или повторно переживите их.
"Что тебе нужно, прежде чем действовать?"
16. Последствия
Исследуйте последствия предпринятия действий. Может быть, есть неприятные будущие происшествия, с которыми личность не хочет встретиться лицом к лицу. Используйте повторное переживание, чтобы прояснить их.
"Что может произойти, если предпринять действия?"
17. Ожидание
Может быть, личность ждет чего-то и поэтому ничего не делает. Давайте выясним, что это, и разберемся с этим.
"Может быть, ты чего-то ждешь?" Чего?
18. По воле других
Может быть, способность личности действовать привязана к кому-то другому. Может быть, личность воспринимает, что руководит здесь кто-то другой, или она зависит от каких-то действий другого. Исследуйте и высвободите это. Личность сама должна иметь ресурсы.
"Может быть, что-то или кто-то другой решает, действовать тебе или нет?"
19. Нет пространства
Действие требует некоторого пространства. Если клиент воспринимает, что нет пространства, то неудивительно, что ничего не происходит. Используйте разнообразные процессы воображения, чтобы увеличить изобилие пространства.
"Может быть, у тебя нет пространства для действий?"
20. Нет времени
Действия происходят во времени, на протяжении определенного периода. Если личность чувствует, что у нее нет времени, то вряд ли что-то произойдет. Действия обычно не мгновенны, они требуют последовательности шагов. Поработайте с восприятиями и идеями человека, проведите повторное переживание, возвращение утраченных частей, объединение противоположностей, или что-то еще.
"Может быть, у тебя нет времени для действий?"
21. Слишком занят
Это глупо звучит, но довольно часто люди ничего не достигают, потому что они так заняты какими-то делами. Конечно, это нужно переосмыслить, чтобы человек осознал, что он уже что-то ДЕЛАЕТ. Тогда это становится вопросом выбора, и возвращения своей свободы решать, что делать.
"Может, ты слишком занят, чтобы действовать?"
Раздел 3: Гештальт модули
Это несколько модулей, направленных на "вещи" в мире личности, с которыми можно обращаться как с самостоятельно живущими сущностями. Это могут быть мыслеформы, групповые сознания, разнообразные механизмы, существа в других измерениях, или что-то еще.
Было бы неразумно специально заниматься подобными вещами, если клиент еще не достиг определенного рубежа. Ему нужно уметь довольно легко получать материал из других реальностей, и он должен уметь отстраняться, по крайней мере частично, от своей теперешней жизни и от своего тела.
Клиент может делать некоторые из этих вещей сам, когда он познакомился с техниками на сеансах с фасилитатором.
Сюда включены такие гештальт модули:
Мыслеформы
Прояснение связей
Умственные механизмы
Мыслеформы
Идея здесь в том, чтобы поискать в своем пространстве вещи, организованные вокруг собственных мыслей. В основном то, что выглядит чуждым, перенесено от других людей и так далее. Здесь мы сосредоточиваемся на "вещах", а не на проблемах с другими. Возможно, личность подхватила что-то при взаимодействии с другими, или это может быть накопленная непроясненная энергия, которую личность создала вокруг своих мыслей. Они могут выглядеть как сущности или просто как накопленная энергия.
1. Простое прояснение пространства
Клиенту может быть полезно иметь какую-то простую последовательность шагов, чтобы при необходимости прояснять свое пространство. Часто можно подхватить что-то при взаимодействии с другими, так что может быть полезно счищать набравшуюся нежелательную энергию. Это можно просто по-быстрому делать на протяжении дня, когда нет времени входить в особые подробности. Например, можно выполнять такие шаги:
1. Заметь, что здесь что-то есть
2. Реши, ты это или не ты
3. Если оно не нужно, перешли его вверх в духовный мир (возможно, символизируемый Солнцем), или вниз в Землю.
4. Пошли шар вращающегося очищающего света через тело от нижней точки до верхней и от верхней до нижней.
5. В воображении окружи тело защитным светом.
2. Развернутое прояснение пространства
Если у человека есть больше безопасного пространства, чтобы сесть и разобраться с тем, что у него происходит, можно выполнить более сложную процедуру. В частности, можно глубже прояснить любые накопившиеся вещи, выяснив, что на самом деле с ними происходит и потратить время на более тщательную работу. Может подойти любая из многочисленных техник, но скорее всего пригодится повторное переживание происшествий и проработка сущностей.
1. Почувствуй, ощути, что здесь есть.
2. Какие чувства оно в тебе вызывает? Что оно поощряет тебя сделать?
3. Скажи ему "Здравствуй", повзаимодействуй, пообщайся с ним.
4. Для чего оно предназначено?
5. Оно связано с каким-то происшествием?
6. Оно помещается сюда с многочисленных точек зрения?
7. Есть ли в нем что-то незавершенное или непроясненное?
8. Может, ему не хватает ресурсов, связей?
9. Может, его не приняли, не признали, не использовали?
10. Ему нужна новая задача, идеи, и так далее?
11. Возвратите его туда, куда оно подходит, или в момент его создания.
12. Если оно уходит, поместите на его место что-то желательное, или просто пространство.
3. Проработка сущности
Проработку сущности полезно применять в сеансе тогда, когда что-то выглядит самостоятельной единицей. Это может быть часть тела человека, что-то в его пространстве, или что-то в его мире. Неважно, личность это или нет, можно разговаривать со всевозможными вещами.
Вот общая схема эффективного способа работы с сущностью:
1. Заметьте, что есть нечто, что клиент ужу считает отдельным от себя. Не идея, а самостоятельная единица, которую можно распознать по её отличительным восприятиям, предпочтительно включая кинестетику (ощущения).
2. Завладейте вниманием этого нечто, побудив клиента сказать "Здравствуй" или что-то вроде того.
3. Заметьте, что вы получили в ответ. Это не обязательно должны быть слова, но какой-то ответ должен быть.
4. Если это неразговорчивая сущность, установите какую-то кинестетическую систему ответов Да/Нет. Например, какое-то конкретное изменение в ощущении, или автоматические движения пальцев. Затем спросите, согласна ли сущность общаться с нами в сознании. Если нет, вам нужно придерживаться вопросов с ответами да или нет, и вам возможно придется поработать, не зная содержания действий сущности.
5. Если сущность разговаривает, выясните, что она здесь делает.
"Чем ты занимаешься?", "В чем твоя цель?", "В чем твое предназначение?".
6. Если неясно, что это за сущность, клиент может спросить: "Ты моя часть?".
7. Если цель неясна или не особенно полезна для человека, вы можете выяснить, что за происшествие создало сущность, или побудило её делать то, что она делает. Проработайте происшествие с помощью повторного переживания, завершите незавершенное и так далее. Сущность может уйти, перестать существовать, или стать полезнее для клиента.
8. Если сущность старается делать что-то полезное, но очень жестким способом, проследите происхождение этой цели до исходного намерения. "В чем твое исходное намерение?". Мы ищем именно намерение, хорошее по своей сути. Затем попросите сущность найти новые, другие способы осуществления этого намерения. Она должна приобрести по крайней мере три новых способа в дополнение к тому, что она уже делает. Ей нужно либо придумать их самой, или связаться с каким-то доступным творческим источником, внутри или снаружи клиента. Вам не обязательно знать, что она придумала. Аналогично вы можете соединить её с другими полезными ресурсами.
9. Если сущность остается, чтобы помогать личности, вы можете договориться о любых требуемых условиях. Нужно ли дать ей инструкции, будет ли она регулярно отчитываться, и так далее.
10. Если сущность должна уйти или прекратить существовать, но ей трудно это сделать, займитесь тем, что её удерживает. Спросите, что же на самом деле ей мешает. Может быть, она что-то не доделала или не сказала? Может быть, её нужно поблагодарить, похвалить, оценить по достоинству за то, что она сделала или за то, что она такая? Может, ей нужны инструкции, ориентировка или предложения, что еще она может делать? Может быть, кто-то другой её здесь держит? Обязательно уважительно обращайтесь с сущностью, признавая, что она имеет право существовать и принимать самостоятельные решения.
11. Возможно, у сущности есть информация и советы для личности. Возможно, это не обязательно прорабатывать как проблему. Это может просто пригодиться для помощи и информации клиенту.
12. Когда вы завершили работу с данной сущностью, проверьте, гармонирует ли результат с другими частями личности, или есть какие-то конфликты, которые нужно решить.
4. Сети сущностей
Основная техника проработки сети сущностей—это просто выяснить, что здесь есть. Мы каким-то образом воспринимаем, что здесь что-то есть. Мы разговариваем с ним и смотрим, отвечает оно или нет. Если оно отвечает, мы спрашиваем его, что оно такое и что оно делает. Если оно действует само, мы выясняем его исходное хорошее намерение и даем ему больше возможностей выбора. Или можно пройти какие-то относящиеся к нему происшествия. Если оно не одно, мы выясняем, с чем оно связано, и что его здесь держит. Затем мы аналогично разговариваем со следующей частью. Мы делаем это, пока не получаем всю сеть, пока не получаем того, что может проясниться. Возможно, нам нужно добраться до вершины, чтобы получить что-то с достаточной "властью" для роспуска этой структуры. Часто можно найти целую организацию, связанную с определенной темой, Например, можно найти пиццерию, где кто-то—покупатели, кто-то—пиццы, кто-то отвечает на звонки, кто-то начальник, и так далее. Идея в том, чтобы начать откуда возможно, проследить структуру всего этого, и особенно добраться до верхушки.
5. Совместно материализованные реальности
"Что-то", возможно, создается с многочисленных точек зрения. То есть многочисленные участники могут вместе поддерживать существование определенного куска реальности. Помимо простого происшествия, здесь действительно может быть какая-то масса. Что-то в пространстве личности может быть так устроено. Оно не создается ей одной, так что она не всегда может отменить его сама. Это не просто происшествие, так что она не может просто повторно его пережить. Нам иногда нужно привлечь многочисленных участников. По сути, с каждой существующей точки зрения можно взглянуть, что "ЭТО" такое, для чего оно служит, почему оно здесь. Можно проделать это с каждым участником по очереди. И затем можно сделать это с ними всеми одновременно. Пусть все участники одновременно переживут на опыте, что "ЭТО" такое.
6. Массы в теле
Наличие областей тела, которые кажутся более плотными или тяжелыми, или обладают давлением, может быть хорошей отправной точкой для работы с энергией или с сущностями. Идея просто в том, чтобы человек почувствовал изнутри тела, есть ли давление в определенной области. Или, если это очень зрительно-ориентированная личность, область может выглядеть черной массой. Но лучше, если человек может к тому же ощущать ее. Затем вы просто занимаетесь областью. Может стать ясно, что это ваша или чья-то энергия, и ясно, куда ей нужно течь. Если нет, займитесь ей как сущностью. Скажите ей "Здравствуй", спросите, что она здесь делает, и так далее. Идея в том, чтобы разбудить ее, дать ей больше свободы и больше возможностей. Нам хотелось бы, чтобы она перестала быть просто застрявшей здесь массой. Хотелось бы сделать её более гибкой, чтобы она стала полезной помощницей или ушла. Можно систематически пройтись по телу, находя массы, или можно просто ощущать всё тело и ощущать, где нужно внимание. Всё это можно продолжать много времени, пока всё тело не будет ощущаться текучим и прозрачным.
7. Навязчивые мысли
Любая тема, о которой личность много думает, не получая от этого удовольствия, может быть хорошим объектом проработки. Особенно если это отрицательные или угнетающие темы, и особенно если мысли личности происходят как бы автоматически или усиливаются чем-то невидимым. Это не просто темы, о которых кто-то думает или которыми кто-то интересуется. Это темы, о которых лучше не думать. Ниже приведен список возможных тем. Можно пройтись по нему и посмотреть, есть ли навязчивые мысли по какой-либо теме. И кстати, любые другие семантические реакции. Здесь нет оценки, что эти вещи "плохие", это просто общеизвестные области, о которых люди, наверное, предпочтут меньше автоматически думать. В этом модуле нашей первой мыслью будет заняться обнаруженным как перенесенной энергией, сущностями, или сетями сущностей. Вполне могут быть сети сущностей, сознательно разыгрывающие целые сценарии в активных областях. И вполне могут быть связи с другими источниками навязчивых мыслей.
Смерть Болезнь Разрушение Катастрофы Внушение Зло Убийство Изнасилование Пытки Людоедство Переедание
Преступления Несчастные случаи Похищение людей Страшный суд Всеобщая гибель Извращение Садизм Мазохизм Порнография Мастурбация Беспорядочная половая жизнь
Неудача Поражение Боль Грехи Ад Религия Несправедливость Опровержение Заговор Инопланетяне Курение
Наркотики Телевидение Азартные игры Рак Истощение Диета Власти Война Слежка Слепота Глухота
Голод Бедность Безработица Гомосексуализм Проституция
СПИД Депрессия Экономический спад Стресс Коррупция
Алкоголь Безумие Навязчивость Препятствия Беспорядок
Немота Тюрьмы Внутренние запреты Темнота Хаос
Прояснение связей
Этот модуль предназначен для прояснения психических энергетических связей личности, оставшихся от какого-то взаимодействия с другими, особенно с группами. В этом может быть много других аспектов, но здесь мы сосредоточиваемся на связях. Идея в том, чтобы продвинуться к открытым, гармоничным линиям связи с группами, с которыми есть что-то общее, и которые находятся в психическом пространстве личности. Или аккуратный разрыв, если это желательно.
В прояснении связей есть три основных этапа:
1. Найдите какие-то связи
2. Войдите с ними в контакт
3. Проясните любые преграды, разрывы, или огорчения
Этап первый: Найти связи
Что мы ищем—так это группы, с которыми личность или связана сейчас, или была связана, или хотела бы быть связанной. Это начинается с некоторого осознания, что там снаружи "кто-то" есть. Можно использовать разные подходы для поощрения этого осознания. Нет механического способа сделать это. Личности нужно начать осознавать эту область и вынести наружу её чувства. Может помочь, если она будет транслировать в пространство вопросы, запрашивая определенные типы сущностей.
|