Фанч Флемминг "Общие модули процессинга"

"Откуда ты знаешь, когда говорить?"

"Откуда ты знаешь, когда не говорить?"

9. Типы доставки сообщений

Проведите диалог о разных способах доставки сообщений, то есть разных отношениях и стилях. Нам нужно выяснить, что человек чувствует, когда другие применяют эти способы, когда он сам их применяет, и когда другие применяют их друг к другу. Мы разыскиваем все, что застряло или фиксировано, и все, на что есть реакции. Например, наш клиент может сказать, что ему не нравится в других высокомерие. Тогда мы прежде всего выясняем, что он имеет в виду. Не принимайте просто обобщение или номинализацию, нам нужно получить какие-то восприятия. Так, что он видит, слышит, чувствует, и называет это высокомерием. Где, когда и как. Затем выясните, как он на это реагирует. Например, чувствует ли он себя злым, грустным, маленьким и так далее. Что бы вы ни нашли, проработайте это соответствующей техникой. В любом случае улучшите понимание того, как действует этот способ. Но в широком смысле, мы хотели бы, чтобы личность стала более гибкой по отношению к этому способу, получила больше свободы выбора, и утратила фиксированные, слепые манеры поведения по отношению к этому способу.

Вы можете использовать список способов общения, например такой:

- напористый, молчаливый, восторженный, лицемерный, таинственный, высокомерный

"Что ты чувствуешь по отношению к (напористым) людям?"

"Что ты думаешь о (напористых) людях?"

"Откуда ты знаешь, что они (напористые), что ты замечаешь?"

"Как ты реагируешь?"

"Ты бываешь иногда (напористым)?"

"Когда, где, что?"

"Как ты делаешь себя (напористым)?"

"Откуда ты знаешь, что пора быть (напористым)?"

10. Типы реакций на сообщения

Исследуйте разные способы реагирования на сообщения, разные отношения к приходящим сообщениям. Мы в основном стараемся найти нежелательные фиксированные, автоматические реакции. Но мы к тому же можем выяснить, как действуют желательные реакции, чтобы чаще их использовать. Обязательно исследуйте разные позиции восприятия; сам реагируешь, другой реагирует на тебя, другие реагируют друг на друга. Хотелось бы обязательно исследовать, почему люди реагируют именно так. Может быть, что-то включает эти реакции? Как они так реагируют, что они на самом деле делают, чтобы сформировать такую реакцию? Что они думают, чувствуют, говорят себе, вспоминают, и так далее? В частности ищите все, что нужно повторно пережить, расфиксировать, объединить, и так далее. По крайней мере проведите переосмысление.

Вот образец списка реакций:

- отказ, с восторгом, игнорировать, апатия, шок, заинтересованно, скука, болезненно, удивленно, неверие, обиженно, униженно, страх

"На какие сообщения ты реагируешь со (страхом)?"

"Что тогда происходит?"

"Что ты делаешь? Что ты видишь? Что ты себе говоришь?"

11. Общение в разных сферах

Исследуйте общение в самых разных сферах жизни. Цель этого—заметить, что общение происходит на разнообразных уровнях и в разных масштабах. Так что обсудите примеры общения в каждой сфере, того что человек замечал или что может вообразить. Как оно устроено, что сообщается?

"Представь себе (придумай, вспомни) какое-то общение отдельного человека"

"Представь себе какое-то межличностное общение"

"Представь себе какое-то групповое общение"

"Представь себе какое-то планетарное общение"

"Представь себе какое-то общение между разными видами жизни"

"Представь себе какое-то телепатическое общение"

"Представь себе какое-то духовное общение"

"Представь себе какое-то внетелесное общение"

"Представь себе какое-то общение с планетой"

"Представь себе какое-то межпланетное общение"

"Представь себе какое-то галактическое общение"

"Представь себе какое-то вселенское общение"

"Представь себе какое-то общение со всем-что-есть"

12. Неудобство в общении с людьми

Это одна из ключевых техник по общению. Мы спрашиваем о людях или о типах людей, с которыми клиенту неудобно или нежелательно общаться. А затем мы работаем над развитием готовности и способности общаться. Наша мишень—любое застрявшее или фиксированное отсутствие общения с людьми. Мы ищем людей, общению с которыми клиент сопротивляется, людей, которых он старается избегать. А затем мы просим его делать именно то, чего он старается не делать. Не во внешней жизни, а просто как упражнения в воображении. Мы просим нашего клиента говорить что-то человеку, с которым ему неприятно разговаривать. На первых порах подойдет очень общее общение, но желательно, чтобы клиент к тому же научился выдавать очень конкретные разговорные фразы, и даже говорить их как будто бы тому человеку. Вы можете подробнее развить эту тему, если сочтете необходимым. Вы, например, можете поставить стул рядом с нашим клиентом, попросить его вообразить того человека на стуле, и прямо говорить что-то этому человеку. Еще вы можете играть роль человека, которому он не может смело посмотреть в лицо, и помогать ему постепенно это сделать. Обязательно проработайте все соответствующие позиции восприятия, людей, которых ему неловко слушать, говорить им что-то, или просто наблюдать. Прорабатывайте каждый полученный тип людей, пока общение с ним не раскрепостится. Продолжайте узнавать то, что можно сообщить и что нет, пока общение не станет свободным, и только тогда спрашивайте о следующем человеке.

"Насчет кого тебе не хотелось бы, чтобы он тебе что-то говорил?"

"Что было бы приемлемо, чтобы ___ тебе сказал?"

"Что ___ лучше бы не говорил тебе?" (или что ___ не хотел бы тебе говорить)

"Кому тебе не хотелось бы что-то говорить?"

"Что ты можешь сказать ___?"

"Чего бы ты не хотел говорить ___?"

"Насчет кого ты не хотел бы, чтобы они общались друг с другом?"

"Что могут ___ и ___ сказать друг другу?"

"Что ___ и ___ лучше бы не говорили друг другу?"

(Можно спросит вместо двух четыре вопроса, по одному в каждом направлении. Можно еще спросить: "что вряд ли ...", "что немыслимо ...", "что даже трудно вообразить ...", "что было бы неожиданно ...")

"О ком тебе не хотелось бы думать?"

"Что ты согласен думать о ___?"

"Чего тебе не хотелось бы думать о ___?"

Если клиент сам не предлагает активных, красочных людей, а выбирает только безопасных и скучных, можно брать людей из заготовленного списка. Список составляется из общих типов людей, которые могут быть трудными для данного клиента, например:

- Президент, проститутка, убийца, твоя бывшая жена, Бог, психиатр, кредитор.

13. Неловкость насчет тем

Здесь мы ищем любые темы, о которых неприятно разговаривать. Постарайтесь добыть темы, о которых клиенту не хочется говорить, или которые вызывают у него неприятные чувства. Мы ищем не конкретные секреты, а то что вообще вызывает у клиента неловкость. И что бы мы ни извлекли, мы поднимаем уровень общения насчет этого. То есть мы просим клиента говорить об этом. Говорить, почему он не хочет говорить об этом—это и есть говорить об этом, так что здесь используется маленькая уловка. Еще постарайтесь выяснить, что на самом деле происходит, почему ему становится неловко, какой здесь действует механизм, и что лежит в основе этого. И проработайте это любой соответствующей техникой. Найдите много тем и проработайте каждую до раскрепощения. Занимайтесь этим тоже с нескольких позиций восприятия: получать сообщение, выдавать его, наблюдать его, и так далее.

"О чем тебе не хотелось бы слышать?"

"А что именно тебе не хотелось бы слышать о ___?"

"Что произойдет, если ты услышишь об этом?"

"Что ты не против услышать о ___?"

"О чем тебе не хотелось бы говорить?"

"Что тебе не хотелось бы говорить о ___?"

"Что бы произошло, если бы ты рассказал о ___?"

"Что тебе хотелось бы сказать о ___?"

"О чем другие не должны говорить?"

"Что другие не должны говорить о ___?"

"Почему?"

"Что другие могут говорить о ___?"

"О чем тебе не хотелось бы думать?"

"Чего ты не должен думать о ___?"

"Что ты можешь подумать о ___?"

Если клиент не предлагает охотно те темы, насчет которых он чувствует неловкость, мы будем давать ему темы из списка. Подходящими темами могут быть смерть, ходить в туалет, секс, интимные части тела и так далее. Используйте формулировки, которые требуют от клиента усилий, но не ошеломляют его. Ему нужно быть готовым общаться о "бомжах", "говне", "трупах", и тому подобном. Не слишком выходите за рамки словарного запаса клиента. Идея в том, чтобы раскрепостить его готовность общаться, а не в том чтобы говорить "грязные" слова.

14. Неудобные ситуации

Добудьте ситуации, в которых клиенту неудобно общаться. То есть, обстановка или обстоятельства ограничивают его способность хорошо общаться. Затем уточните, что именно насчет этих обстоятельств является проблемой и соответственно проработайте это. Мы ищем что-то типа "когда я не помылся", "когда я о чем-то прошу", "когда кто-то выше меня", "во время полнолуния", какие угодно обстоятельства.

"В каких ситуациях тебе неудобно общаться?"

15. Границы общения

Здесь мы исследуем, есть ли границы того, какое количество общения приемлемо. Постарайтесь установить, есть ли какой-то принцип, определяющий терпимость клиента. Может всплыть что угодно, вероятны фиксированные идеи. Если клиент может принять любое количество общения, мы не будем слишком долго этим заниматься. Но это вряд ли так.

"Сколько ты желаешь слушать, то что тебе говорят?"

"А почему?"

"Как долго ты готов говорить?"

"А почему?"

"Сколько ты можешь выдержать, когда говорят другие?"

"А почему?"

16. Почему не общаться

Поработайте над обнаружением фиксированных идей, которые, возможно, мешают общению. Обсудите этот вопрос. Проработайте каждый намек на фиксированную идею. Найдите неприятные ощущения или что угодно еще, из-за чего клиент не общается. Если трудностей мало, вы можете просто получить от клиента много быстрых ответов.

"Почему ты должен не слушать?"

"Почему ты должен не говорить?"

"Почему другие не должны говорить?"

"Почему ты должен не слушать себя?"

17. Ложь

Неспособность лгать может мешать общению. Лучше научиться и быть готовым лгать, это раскрепостит воображение и способность общаться. Так что просто попросите клиента придумывать ложь и пусть он продолжает делать это, пока это не станет для него совершенно приемлемым. Он может возражать, что лгать нехорошо, и можно проработать эту фиксированную идею.

"Скажи мне какую-нибудь ложь"

18. Говорить что угодно

Пусть клиент просто говорит что-то, без никаких ограничений. Часто люди ранимы и им неудобно просто говорить то, что вздумается. Это упражнение для преодоления такой сдержанности. Так что пусть клиент говорит что-то без никаких подсказок и предпочтительно без какой-то системы ответов, как способа избежать спонтанности. Если клиент начинает вычислять логические или "хорошие" ответы, увеличьте скорость. Требуйте немедленных ответов без обдумывания.

"Скажи что-нибудь"

или

"Скажи что угодно"

19. Осмысленные сообщения

Спросите клиента об осмысленных и бессмысленных сообщениях. Не устанавливайте никаких точных определений или норм того, что это может быть. Идея в том, чтобы побудить клиента осознать, что всё осмысленно или бессмысленно в зависимости от того, как он сам скажет. Но сначала не говорите ему этого. Пусть он поработает над выдачей хороших ответов, пока не поймет что всё зависит от него.

"Скажи что-то осмысленное"

"Скажи что-то бессмысленное"

20. Что-то еще

Получайте быстрые ответы на ряд вопросов, требуя от клиента разнообразные высказывания. Продолжайте работу, несмотря на попытки клиента давать хорошие, логичные ответы или находить в этом большой смысл. Ему должно стать легко просто быстро давать ответы, не сдерживая себя.

1. "Скажи что-то приятное"

2. "Скажи что-то подлое"

3. "Скажи что-то остроумное"

4. "Скажи что-то тупое"

5. "Скажи что-то смешное"

6. "Скажи что-то несмешное"

7. "Скажи что-то интересное"

8. "Скажи что-то скучное"

9. "Скажи что-то странное"

10. "Скажи что-то новое"

11. "Скажи что-то старое"

12. "Скажи то, что ты слышал"

13. "Скажи то, что ты никогда не слышал"

14. "Скажи то, что ты хотел бы услышать"

15. "Скажи то, что ты не хотел бы услышать"

Взаимоотношения

Вот некоторые общие аспекты и направления, относящиеся к взаимоотношениям.

¤ де-номинализация: превратить существительное "Взаимоотношения" в глагол "относиться"

¤ выяснить, что такое безоговорочная любовь

¤ быть не-оценивающим

¤ позволять другим быть такими, как есть

¤ БЫТЬ во взаимоотношениях, а не посторонними людьми

¤ видеть многочисленные точки зрения

¤ распознавать положительные намерения, а не реагировать на символические значения

¤ чтобы взаимоотношения были интересными и обучающими, в них должны быть слабые места

¤ партнер отражает твой собственный недостаток целостности

1. Де-номинализировать

Обсудите некоторые ключевые номинализации, связанные с взаимоотношениями. Исследуйте, какой смысл они имеют для клиента. Разберите их на реальные восприятия и опыт. Де-номинализируйте их: превратите их из застывших существительных в действия и глаголы.

взаимоотношения, доверие, обязательства, любовь, верность

2. История

Пройдитесь по истории взаимоотношений. Обсудите, что получилось так и не так в каждом из них. Выловите пропущенный материал, фиксированные идеи, области, за которые не берется ответственность. Разберитесь со всем, что всплывет. Не вешайте ни на что ярлыки, просто занимайтесь тем, что относится к клиенту.

3. Цель

Исследуйте причины иметь взаимоотношения, результат, намерение, выгоду. Не только поверхностно, например: "Я хочу иметь детей", а действительно узнайте, что это дает человеку в терминах чувств и качеств. Может, это безопасность, уверенность в себе, восхищение, радостное волнение.

"В чем цель взаимоотношений?"

"Что ты надеешься в них найти?"

"Что ты получишь, что ты дашь?"

4. Вспоминание

Пусть клиент вспомнит много примеров разнообразных положительных взаимоотношений с другими людьми. Он получит больше доступа к положительным ресурсам и воспоминаниям, касающимся взаимоотношений.

"Вспомни, когда тебе было хорошо с другим человеком"

"Вспомни, когда тебе было удивительно с другим человеком"

"Вспомни интимный случай с другим человеком"

"Вспомни, когда тебе было радостно с другим человеком"

"Вспомни приключение с другим человеком"

"Вспомни обучающий случай с другим человеком"

"Вспомни, когда ты был расслаблен с другим человеком"

"Вспомни безумный случай с другим человеком"

"Вспомни, когда тебе было спокойно с другим человеком"

5. Определения

Обсудите определение любви. Переосмыслите его в направлении того, что она безоговорочная, принимающая как есть, восхищающаяся. Проследите любые противоречия клиента самому себе.

"Что такое любовь?"

6. Виды отношений

Обсудите, какие у клиента отношения с каждым человеком в его жизни. Не только романтические отношения, но и работа, знакомства, что угодно. Как он и этот человек относятся друг к другу, в чем их общее соглашение, чем они обмениваются.

"Какие у тебя отношения с людьми в твоей жизни?"

7. Сферы

Обсудите сферы жизни вообще и сферу взаимоотношений в частности. Особенно как можно БЫТЬ сферой, действовать как связь двоих, а не быть обособленным и сосредоточенным на себе.

8. Кто

Узнайте много разных людей и типов людей, с которыми клиент может поддерживать отношения. Не просто перечисляя их, но и рассматривая, что именно входит во взаимоотношения с разными типами людей. Но прежде всего создайте изобилие людей, с которыми можно поддерживать взаимоотношения.

"С кем ты можешь поддерживать взаимоотношения?"

9. Как

Исследуйте разные способы взаимоотношений. Пусть клиент переживет на своем опыте изобилие способов поддержания взаимоотношений. Узнайте много разных путей, и обычных, и необычных и причудливых.

"Каким способом ты можешь поддерживать с кем-то отношения?"

"Как можно поддерживать с кем-то отношения?"

10. Где

Исследуйте разные места, где можно поддерживать отношения. Узнайте много разных мест.

"Где ты можешь поддерживать с кем-то отношения?"

11. Важность

Сравните важность отношений с другими вещами в жизни человека или в мире. Идея в том, чтобы преодолеть фиксированность насчет отношений, или навязчивую сосредоточенность на чем-то в отношениях.

"Представь себе что-то более важное, чем взаимоотношения

"Представь себе что-то менее важное, чем взаимоотношения"

12. Качество жизни

Выясните, какие именно качества человек ищет во взаимоотношениях. Не прямые выгоды, а основополагающие стороны отношений. Что это ему дает в очень большом масштабе.

"Какое качество жизни ты ищешь во взаимоотношениях?"

13. Преимущества

Пусть человек рассмотрит плюсы и минусы, преимущества и недостатки взаимоотношений. Проясните, что это выбор, и что в любом выборе есть что-то положительное.

"Какие преимущества взаимоотношения дают?"

"Какие преимущества взаимоотношения не дают?"

14. Произойдет / не произойдет

Определенное желание или решение может быть фиксировано, потому что человек не исследовал последствия всех возможностей. Обязательно узнайте положительные результаты и события.

"Что бы произошло, если бы у тебя были отношения?"

"Что бы произошло, если бы у тебя не было отношений?"

"Чего бы не произошло, если бы у тебя были отношения?"

"Чего бы не произошло, если бы у тебя не было отношений?"

15. Модели

Поищите взаимоотношения, которые стали примерами или моделями для человека. Это могут быть положительные или отрицательные примеры того, что такое "взаимоотношения". Очевидно, стоит рассмотреть родителей. Исследуйте основные взаимоотношения, в которых человек участвовал. Что в них было так, что не так и почему.

"Может быть, есть какие-то взаимоотношения, которые стали для тебя примерами или моделями?"

16. Родители

Если это еще не было рассмотрено, внимательно рассмотрите, ищет ли человек партнеров, которые в чем-то напоминают его родителей. Может быть, он ищет кого-то, кто выглядит, действует или говорит как его мать или отец. Если так, очень тщательно проработайте это. Проведите повторное переживание происшествий и так далее. Наверное, есть какие-то уроки, которые должны усвоить родители, но которые не нужно усваивать за родителей клиенту. Проясните это в соответствующем контексте (происшествия из детства).

"Может быть, ты ищешь кого-то, похожего на твою мать или отца?"

17. Желательные элементы

Пусть человек перечислит все желаемые элементы взаимоотношений. Он может сделать это как домашнее задание на протяжении недели. Затем пройдитесь по списку. Насколько список реалистичен, насколько эгоистичен, представлена ли в нем потребность к зависимости, отражает ли он неуравновешенные части личности, и так далее. Продвигайтесь к тому, чтобы сделать клиента более целостным и полным. Используйте объединение противоположностей, возвращение утраченных частей, и так далее.

18. Способы взаимоотношений

Пройдитесь по разнообразным способам взаимоотношений. Пусть человек просто исследует изобилие разных способов. Заметьте особенности каждого способа, какие чувства он вызывает, что может получиться в итоге, чему здесь можно научиться, и так далее. Но в основном увеличьте гибкость в умении поддерживать отношения.

"Представь себе (придумай, вспомни) (скучный) способ поддерживать взаимоотношения"

интересный, приключенческий, опасный, надежный, традиционный, равнодушный, враждебный, спокойный, пугающий, восторженный, и так далее.

19. Ладить

Исследуйте, с какими людьми человек ладит и с какими нет. В частности, разберитесь почему. Может быть, у него есть фиксированные идеи, или он старается чего-то избежать, или он ищет людей с похожими мета-программами, или что-то еще?

"С какими людьми ты ладишь?"

"С какими людьми ты не ладишь?"

20. Мета-программы

Обсудите, что такое вообще мета-программы. Представьте себе, как действуют люди из разных категорий. Выработайте стратегию общения с ними. Расширьте гибкость личности в обращении с разными типами людей.

Приближаться — Удаляться

Возможность — Необходимость

Схожесть — Различие

Сосредоточенность на себе — Сосредоточенность на других

Обобщения, абстракции — Конкретные подробности

Опора на свое мнение — Опора на мнение других

Во времени — Сквозь время

21. Символьный тест

Проведите символьный тест. Пусть клиент выберет фигуру, которая ему больше всего нравится, и ту которая ему нравится во вторую очередь. Квадрат всегда добивается результатов, но очень шаблонным способом. Прямоугольник действует с помощью комитетов и организаций. Треугольник ориентирован на цель. Круг разбирается со всем с помощью общения, обговаривая всё и стараясь ладить со всеми. Волна творческая и нестандартная. Обсудите различия между фигурами, и в чем каждая из них специализируется. Используя это как повод, переведите разговор на то, как люди относятся друг к другу и как взаимодействовать с конкретными другими людьми.

22. Разбивка на части

Попрактикуйтесь в разбивке на части, переходя от меньших частей к большим и наоборот по логическим уровням. То есть можно рассматривать вещи как большие, общие, абстрактные, глобальные части, или как маленькие, точные, детальные подробности, относящиеся к конкретной ситуации. Или где-то посередине между крайностями. Обеспечьте, чтобы человек мог переходить с одного логического уровня на другой. Например, вы можете выбрать наугад какую-то тему разговора и поиграть вместе с клиентом в разные уровни разбивки на части. Например, дайте клиенту указание говорить только о больших, глобальных частях. Чтобы облегчить ему это, вы можете делать то же самое. Затем вы оба говорите об очень точных деталях. Затем вы можете попробовать выбирать разные уровни и смотреть, что получается. Способность переходить между уровнями важна для взаимоотношений. Во-первых, чтобы уметь подстраиваться под кого-то другого. К тому же, если мешает какая-то деталь, можно переключиться на более высокий уровень, деталь окажется гораздо меньше, станут видны общие исходные намерения, и будет гораздо легче с этим разобраться. Или если кто-то соглашается на общем уровне, можно переключиться ниже на подробности и разобраться, как всё будет на самом деле происходить.

23. Другие культуры

Вообразите и обсудите взаимоотношения в разных культурах и у других видов жизни. Полигамия, матриархат, птицы, муравьи, пауки, и так далее. Подробно вообразите, как это было бы участвовать в этом. Какие были бы плюсы и минусы.

24. Соревнование за энергию

Исследуйте, как люди соревнуются за энергию. Ставят себя в позицию вытягивания энергии из других. Еще обсудите игры с соревнованием за общественное положение. Рассмотрите, как клиент использует их и как их используют другие.

Конкретные взаимоотношения

Если клиент хочет поработать взаимоотношениями с конкретным другим, например над браком или деловым партнерством, то можно применить следующие техники.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться