Гагин Тимур, Козакевич Станислав "Модели НЛП в работе психолога"

Зачем это нужно нам? В зависимости от размера группы мы выбираем, чтобы представиться, либо тот же уровень, что и у участников (группа небольшая), либо на один уровень выше (группа большая).

  • Обычно ведущий во время работы находится на том же плюс-минус один уровень, что и большинство участников группы. Стоя разговаривать с сидящими или лежащими на полу участниками не очень удобно. И наоборот.

Далее, в небольшой группе нам удобнее находиться для представления в общем кругу (и представляться наряду со всеми, первым или последним), а в группе большой логично предложить людям расположиться аудиторией и занять место на «сцене».

Расположение в микрогруппах мы обычно используем уже в последующей работе: когда предлагаем упражнения или темы для обсуждения. Представляться, когда участники объединены в микрогруппы, и ведущий оказывается как бы вне всех групп, вряд ли удобно.

  • В маленьких группах микрогруппы не нужны. А в больших такое распределение на отдельные эпизоды работы позволяет пользоваться преимуществами небольшой группы, когда это нужно ведущему, и затем возвращаться к работе в атмосфере группы большой.

По этим же причинам для разговора с группой неудобно аморфное состояние. Слишком легко рассеивается внимание участников.

Если группа достаточно большая, и мы выбираем для представления положение перед аудиторией, дополнительно нужно решить, на каком расстоянии от участников мы будем находиться. Обычно нам нужно встать или сесть так, чтобы хотя бы периферийным зрением видеть тех, кто сидит или стоит по краям (иначе они могут «выпасть» из общения). Вместе с тем, важно полагаться и на собственное «чутье»: если требование видеть крайних заставляет вас отойти слишком далеко, лучше пересадите крайних. Или смиритесь с их «недосягаемостью». Еще важнее, чем охватить всех взглядом, сохранять личный контакт с аудиторией, то есть находиться настолько близко, чтобы сидящие перед вами могли понять, на кого именно вы смотрите и к кому обращаетесь.

  • Да и голос повышать сверх меры не придется.

Итак, мы стоим или сидим на возвышении перед большой аудиторией на удобном расстоянии или находимся в общем кругу с группой маленькой.

  • Для представления себя, наверное, неразумно использовать вариант «ведущий в постоянном движении». Даже если обычный ваш стиль — частые перемещения, для начала все-таки дайте людям вас «засечь». В известном смысле происходит импринтинг — первоначальное запечатление. Позвольте группе запечатлеть именно вас, а не смазанное пятно.

Представление

Следующее, что нужно сделать — установить личный контакт. То есть представиться и получить первую обратную связь. На это у вас есть примерно 90 секунд, и здесь свои правила:

Все то время, которое вы будете говорить вы — одновременно — будете устанавливать контакт глаз, что обеспечит вам и личный характер общения, и постоянную сиюминутную обратную связь. При всей простоте приема, он обеспечивает быстрое вхождение в психологическое пространство группы. Суть приема в том, чтобы, говоря с группой, смотреть не в пол, потолок или прямо перед собой, а переводить взгляд с одного участника на другого, задерживаясь на каждом столько, сколько нужно, чтобы человек ваш взгляд заметил и отреагировал. Обычно на это нужно 3-5 секунд. Важно поймать встречный взгляд человека, что и выстроит нужный контакт глаз. Одновременно, напоминаем, вы говорите. Чтобы и говорить, и устанавливать контакт глаз в одно и то же время было для вас легко и естественно, нужна тренировка. Поэтому тренируйтесь.

  • Если, разумеется, вы и без того не владеете этой техникой.

Далее, за эти полторы минуты надо успеть сказать о себе главное (и именно в таком порядке):

  • Здравствуйте (любой подходящий вариант приветствия);

  • Меня зовут (тот вариант своего имени, который будет воспринят этой аудиторией — называться, например, Васёк, перед коллегами-психологами или сотрудниками солидных учреждений вряд ли уместно. Здесь больше подойдет суровое «Василий Ахметбурханович».);

  • Далее от вас ожидается краткий ответ на вопрос «кто я?». Не делайте старой-доброй ошибки, перечисляя все, что вы вообще можете о себе сказать. Помните, что у вас немного времени. Скажите главное: кто вы такой, что это позволяет вам стоять перед людьми и претендовать на место ведущего именно этой группы.

  • Если группа посвящена проблемам семьи и брака, не распространяйтесь о своей уникальной коллекции марок и опыте в лечении бронхитов. Аудиторию интересует, что вы из себя представляете именно в контексте семьи и брака. Вы двадцать лет состоите в счастливом браке, у вас трое детей, вы психолог с десятилетним опытом успешного консультирования именно в этой области, и наибольшие ваши удачи связаны с групповой работой — этой информации более чем достаточно.

Даже если Вы очень честный человек, рассказывать в этом месте, почему Вы НЕ самый лучший ведущий для этой группы — не просто глупо, но еще и не тактично. Эти люди уже пришли к вам. Им хочется, чтобы у них было лучшее.

  • Хотя бы из того, что они могут себе позволить.

Да, в мире есть специалисты лучше вас. (Они всегда есть, хоть в чем-то). Оставьте эту информацию на потом, если Вас кто-то специально спросит. Представьте себя перед началом работы с группой в максимально привлекательном свете — это не только помощь вам, но и долг вежливости по отношению к группе, которую вы беретесь вести.

  • Если вы уже в автобусе, и он набирает скорость, нужна ли Вам внезапная откровенность водителя о том, что он нечасто сидит за рулем и вообще-то побаивается предстоящего путешествия? Ведите смело, и уверенность группы в Вас придаст Вам сил оправдать это доверие. Или не ведите вовсе.

Итак, Вы поздоровались, сказали как Вас зовут и кто Вы такой, чтобы с группой с этого места разговаривать. Все это примиряет аудиторию с вами, но пока не мотивирует на сотрудничество.

  • Для сотрудничества нужно прямо здесь (коротко!) сказать самое важное: чем вы можете быть в контексте этой группы людям ПОЛЕЗНЫ. Зачем вы здесь. Это самое основное место в представлении. Именно тут вы декларируете свою готовность «оправдать доверие», обслужить тот интерес, ради которого ваша группа собралась. Здесь вы, по сути, обещаете. Обещаете, что будет интересно. Или полезно. Или трудно. Или все сразу. Обещаете показать и рассказать. Или помочь найти в себе. Или в других. Или раскрыть возможности. Или что-то еще. Вы провозглашаете цели группы и обещаете обслуживать группу в деле их достижения.

  • И если это место вашей «тронной речи» не встречает выраженного сопротивления, а напротив, понимание и поддержку, то, поддерживая цели, группа будет поддерживать и Вас. Как ведущего.

Вот первые полторы минуты прошли. Что, в результате, вы уже сказали группе? Вы сказали:

— «Здравствуйте» и вообще проявили дружелюбие;

— Как Вас называть (косвенно указав предлагаемый характер общения: Маша, Мария Семеновна и доктор Степанидина — эти разные обращения предполагают и разную дистанцию общения).

— Кто Вы, какова Ваша потенциальная ценность для группы.

— Что Вы здесь делаете, чем можете быть полезны, каковы цели вашей общей работы.

  • Здравствуйте, меня зовут Альберт Сидорович, в нашей группе меня можно называть Альбертом. Я музыковед с пятидесятилетним стажем, автор книг по музыкотерапии. В течение ближайших дней мы с вами разберемся, каким образом возможности такой терапии применимы к вашим повседневным проблемам, и как музыку можно использовать для саморегуляции и просто счастливой жизни…

И вот теперь, когда все это группе уже ясно, вы переходите к — руководству. Вы говорите волшебные слова: «Для этого нужно сделать…» и дальше отдаете первые осмысленные указания.

Первые указания

Так как же начинать работу группы?

Со временем это уже не вопрос: для ведущих со стажем нет проблем вести первые минуты или первое занятие как не первое.

  • Вы, как всегда пришли, мы, как всегда работаем, все традиции, правила, образ действий ведущего и то, что группа работает стабильно — это нормально и естественно. Странно, если не так.

Задача с первых же шагов перейти, минуя взаимное оценивание, к обычной работе (вы, как всегда ведете, управляете процессом, и для группы это естественно и обычно). Такая обычность и естественность с первых шагов достигается соответствием происходящего ожиданиям группы и — формированием у участников привычного восприятия вас, как ведущего и руководителя работы.

  • Не духовного вождя и гуру, а того, кто налаживает и обеспечивает процесс. То есть работает — НА группу, обслуживает ее работу и результат. В том числе и хитрыми вопросами и мудрыми комментариями.

Вряд ли стоит напрягаться, чтобы понравиться всем. Большинство ждет от вас именно той работы, которую вы заявляли. Вот ее и делайте.

  • И — вспоминайте: «Психолог не обязан обслужить всех. Его профессия для этого недостаточно древняя».

Что же касается привычки строить работу под вашим руководством, то это делается так. Поскольку люди пришли работать, но еще не знают, что и как нужно делать в обстановке психологической группы, ваши первые указания будут настолько само собой разумеющимися, что так же, как само собой, люди их и выполнят. И чем чаще поначалу так будет, тем скорее они привыкнут, что вы говорите и предлагаете именно то, что нужно.

  • Это именно предложения и просьбы — доброжелательные и спокойные. Вряд ли стоит «отдавать приказы» или «давать указания» — сама форма вызовет сопротивление. «Учить жить», наверное, тоже не стоит.

Пусть первые просьбы касаются организации работы: «давайте сядем (встанем) в круг». Действительно, почему бы и не встать? «Внимательно посмотрите друг на друга». Мы бы это и сами сделали украдкой, а тут — прямое разрешение. Ну и хорошо. Смотрим.

  • А вы уже — тот, кто может разрешать.

«Чтобы нам было удобнее работать...» — порядок, мы, участники, хотим, чтобы нам было удобнее работать (и попутно утверждается, что мы тут именно работаемы, а не влегкую развлекаемся) — «я бы предложил вам взять вот эти листочки с вопросами-подсказками». Отлично, дают — бери. Да и подсказки в ситуации, где еще не все ясно, вещь хорошая.

Словом, все наши действия ведушего мы объясняем пользой, удобством и целесообразностью с точки зрения работы и результата (что совершенная правда, просто потом нам уже не придется это лишний раз проговаривать), и предложения-просьбы наши не требуют титанических усилий для выполнения. Разве что чуть большей, чем обычно, сосредоточенности и внимания. Но и понятно, мы же работаем — с первых минут — и уж совсем легкие задания нам будут просто скучны.

Так проходит 15-20 минут, и группа уже — работает. То есть она занята делом, и это лучшее для всех участников доказательство вашей состоятельности как ведущего.

  • Точнее, вопрос о вашей состоятельности вообще не встает. Все идет, как должно быть: вы руководите, участники работают, вы делаете свое дело — они свое.

Здесь можно сделать небольшое пояснение. Есть такая теория о когнитивном диссонансе. Согласно ей, новая информация воспринимается легко и непринужденно, если она составляет не более одной пятой от того, что уже известно и принято человеком.

  • Среди моделей работы Милтона Эриксона есть техника «5-4-3-2-1», суть которой (очень грубо!) заключается в том, что команда-внушение легко усваивается, если идет пятым предложением после четырех совершенно очевидных: «вы сидите в кресле, ваши ноги стоят на полу, руки лежат на коленях, глаза закрыты и, возможно, вам захочется сесть поудобнее...» Ну и так далее. Группе мы тоже предлагаем — команды.

В нашем случае, группа достаточно легко выполняет инструкцию ведущего относительно сложного действия или упражнения, если до этого она уже минимум четырежды спокойно и без напряжения согласилась с его предложениями.

  • Давайте встанем в круг... У нас принято стоять «как настоящие мужчины», то есть так, чтобы справа и слева от юношей стояли девушки (если состав позволяет), юноши, кому будет приятно стоять рядом с девушкой, поднимите, пожалуйста руки! Спасибо. Тогда встаньте, «как настоящие мужчины»! Кстати, улыбнитесь друг другу. И — давайте внимательно приглядимся к тем, с кем вместе мы волею судьбы оказались прямо здесь и прямо сейчас. Что это за люди?

Аналогично работают и утверждения о целях и задачах работы: «Мы с вами собрались здесь, чтобы заняться психологической практикой: научиться лучше понимать себя и людей — что нами движет, что и зачем мы делаем, разобраться, как работают и не работают человеческие отношения и как их строить и поддерживать, познакомиться с психологическими техниками и границами их применения» и т.д.

Итак, представившись, вы следующим шагом предлагаете участникам три-четыре организационных инструкции. Инструкции эти просты, а цели предлагаемых действий очевидны: «чтобы нам было удобнее работать»… «чтобы понять, что это такое»… «чтобы перейти к основному упражнению»…

Затем, по мере установления привычки следовать вашим указаниям, можно переходить к более сложным и содержательным инструкциям.

  • Потому что задача вхождения в группу уже выполнена.

Какие инструкции можно считать простыми и пригодными для начала? Простота здесь должна быть двоякая: в понимании и в исполнении. Слушатели должны с первого раза понимать, чего вы от них хотите. А когда они задачу поймут, важно, чтобы выполнить ее было действительно легко. Здесь годятся любые мелочи: «отложите тетради», «возьмите ручки», «посмотрите в окно», «давайте сформируем красивый круг», «закройте глаза», «посмотрите на соседа», «вспомните, пожалуйста…», «представьте, как вы…».

Не слишком годятся задания, подразумевающие физическое напряжение без явной того стоящей цели. «Встаньте на стулья, поднимите на руки соседа, бегите навстречу тому, на кого я покажу» — эти указания не подходят для начала.

Так же не подходят сложные инструкции, которые требуют осмысления: «начинайте вспоминать свой последний удачный шаг сразу, как только вы вспомните то, что предшествовало этому шагу, но после того, как предыдущий шаг был неудачен. И когда это произойдет, поднимайтесь с места и идите искать себе в пару того, чье первое воспоминание структурно совпадает с вашим вторым…»

  • Вы бы стали выполнять такую инструкцию с самого начала работы в группе?

Пусть группа с самого начала привыкает: понять вас легко, предлагаете вы вещи осмысленные и несложные в исполнении.

  • И вообще, знаете, что делаете.

Тогда, когда группа уже вас узнала и привыкла использовать вас для руководства, можно позаботиться об управлении группой. Вхождение завершено.

Подстройка к группе

Прежде чем продолжить, давайте представим все сказанное с точки зрения установления контакта — подстройки. Если рассматривать взаимоотношения «ведущий — группа» как вариант отношений «психолог — клиент», где клиентом является как раз группа, то должна быть и подстройка, установление контакта.

Подстройка к группе осуществляется на трех уровнях:

— Подстройка по целям и ценностям;

— Подстройка по ритму;

— Подстройка по эмоциональному фону.

Это и обеспечивает описанная техника вхождения в группу. Объявленная готовность обслуживать цели и ценности группы дает соответствующую подстройку. Эмоциональный фон воспринимается по ходу контакта глаз и так же возвращается группе. Ритм группы, изначально хаотичный, устанавливается, как правило, в соответствии с сильным ритмом внешним. Обычно это ритм речи ведущего.

Однако, если вы хотите подстраховаться, то можно сначала выровнять ритм с помощью музыки. Включите ее до начала занятия. Или воспользуйтесь другими, казалось бы посторонними звуками и действиями (хлопки, голосовые упражнения, вдохи-выдохи, постукивание по столу и так далее).

Важно, если в группе уже есть доминирующий ритм, чтобы ваш собственный ритмический рисунок сначала совпал с ритмом группы (подстройка), и уже потом начал лидировать (ведение).

Контакт с группой, так же как и контакт с клиентом, нужно удерживать постоянно. И восстанавливать, если что-то пошло не так. Поэтому, если вас что-то начинает беспокоить, привычно проверьте, соответствует ли ваш эмоциональный фон фону группы, совпадает ли ритм группы и ритм вашего голоса и движений. И обязательно спросите себя, очевидно ли для группы, как предлагаемая вами работа связана с групповыми целями и ценностями.

Чуть позже мы рассмотрим, как ведущий может управлять эмоциональным состоянием группы и своим собственным.

Управление группой

Управление группой не имеет практически ничего общего с командованием (хотя так называемый авторитарный стиль управления внешне это самое командование и напоминает). Управлять — не значит командовать. Или, по крайней мере, отнюдь не только командовать. Это предварительное замечание объясняет, зачем после удачного вхождения в группу нужно по-прежнему обращать пристальное внимание на происходящие в ней процессы. (А не отдаваться целиком выполнения своего плана или не углубляться полностью в индивидуальную коррекционную работу). В группе, как в живом организме, постоянно происходят внутренние системные процессы. Мы даже не назовем их скрытыми: они доступны наблюдению. Скрытыми же они зачастую являются для руководителей групп: постольку, поскольку те не обращают на эти процессы своего внимания.

Групповая динамика

Закономерности развития отношений внутри группы называют Групповой Динамикой. Как формируются цели и нормы группы, как образуются внутригрупповые отношения, каковы стадии группового процесса, и как это использовать — ответы на эти вопросы и определяются групповой динамикой. В чем тут суть?

Люди, собравшиеся в одном месте, группой не являются. Пассажиры автобуса или электрички, посетители музея или зрители в театре — все это примеры подобных ситуаций. Максимум, на что способно большое количество людей без сформированных внутригрупповых связей — это стать толпой.

Группа же становится группой настолько, насколько сформированы связи между ее участниками. Как образуются эти связи? Как из собрания малознакомых друг с другом людей получается своего рода организм с — это для нас самое интересное — предсказуемым и управляемым поведением?

Все начинается со знакомства. Когда мы с вами (как и другие люди) попадаем в новое сообщество — новую группу, мы заново начинаем обустраивать себя: свои знакомства, свои связи. И так же все остальные участники. Групповой процесс запускается. В этот первый период жизни группы участники осознанно или неосознанно стараются показать себя так, чтобы закрепить за собой привычный по участию в других группах статус.

  • Если, разумеется, статус этот они не хотят изменить.

Человек на отшибе, или «в каждой бочке затычка», всеобщий любимец или первая красавица, третейский судья, жилетка для плача, массовик-затейник или генерал — у каждого из нас есть ролевые ниши, которые мы занимаем в разных группах. Иногда мы полностью довольны своими ролями, иногда нет. И в новой группе мы будем либо привычно «столбить» за собой знакомый участок, свою роль, демонстрируя себя в обычной манере, либо активно займемся формированием нового имиджа.

Поэтому первая стадия работы группы — это не просто знакомство друг с другом. Это знакомство с претензиями друг друга на то или иное место в группе.

Пока спрос не превышает предложения, на каждую роль свой претендент, и претензии не пересекаются, все хорошо. Каждый получает свое и знакомит с этим окружающих. Однако легкодоступны обычно средние места. А вот места престижные, лидерские, обычно доступны ограниченно. И тогда претенденты на эти места разворачивают конфликт. В группах примитивных — подростковых или уголовных — конфликт этот открыто демонстрирует борьбу за власть. Драки, демонстрация силы, стрельба и поножовщина, «разборки» и так далее — служат делу выяснения: кто тут самый сильный и будет командовать. В более привычных нам психологических группах борьба за власть редко бывает неприкрытой. Обычно конфликт разворачивается на иную тему. При этом не стоит обманываться, содержанием конфликта остается именно борьба за власть. А вот внешне это может быть и морально-нравственный конфликт, и ценностный, и просто сиюминутные мелкие взаимные упреки.

Важной характеристикой такого конфликта является то, что разворачивается он не между личностями, не между, скажем, конкретно Ваней и Аленой, а между претендентами на то или иное место в группе. Претенденты в этом конфликте — это групповые роли, и качества характеров хороших людей Вани и Алены влияют на положение дел в группе ограниченно. Если не Ваня, так Саша, не Алена, так Боря или Камилла в этот конфликт вступят. И в конфликт именно в группе — перед зрителями, которые должны права претендентов — подтвердить и удостоверить.

Претенденты, если они не знают истинной подоплеки своих разногласий, могут о чем угодно договариваться наедине, но в группе, перед зрителями их противостояние имеет один смысл: место. И если место не поделено, конфликт вспыхнет вновь.

  • А нет группы, нет и конфликта за место в ней. И некогда непримиримые противники вдруг легко находят точки соприкосновения.

Процесс распределения ролей в группе не всегда легкий и приятный, но необходимый для существования группы: благодаря ему как раз и формируется структура группы, ее внутренние связи, которые будут известны всем участникам группы. Появляются неписаные законы и правила игры.

Итак, стадия конфликта в группе посвящена распределению ролей и установлению иерархических связей. Это суть процесса, его движущая сила. Но есть и внешняя сторона.

Суть группового конфликта и цели группы

Как мы уже говорили, неприкрытая борьба за власть не встречает сочувствия и понимания в большинстве психологических групп. Их участники достаточно цивилизованные люди, чтобы откровенных властолюбцев просто-напросто опасаться и недолюбливать. Даже в примитивных группах, там, где власть лидера держится на страхе в первую очередь, одного страха обычно недостаточно. Недостаточно, если у членов группы есть возможность из группы уйти. (В тюрьме, армии и подобных структурах такой возможности нет. Поэтому на страхе там основано очень многое). Там, где есть свобода уйти, откровенная тирания лидера ускорит такой уход и, как следствие, распад группы. А распад группы означает и окончание лидерства. Чего лидеру обычно не хочется.

  • Отсюда два попутных вывода: руководство может пытаться сохранить группу, когда в ней уже нет никакой нужды — это во-первых. Противники могут стараться развалить группу лишь для того, чтобы сместить ее лидера — это во-вторых.

Так или иначе, внешний рисунок конфликта в большинстве групп формируется вокруг благ, которые группа обещает своим участникам: вокруг целей, которые и делают группу — группой. Если подчинение тирану спасает от голодной смерти, то кроме страха есть и понимание: без него — хуже. Если наш лидер не просто сильнее всех, но и один знает дорогу за сокровищами — он нам нужен. Если наш руководитель раз за разом демонстрирует способность лучше других организовывать нам занятость и зарплату, то подчиняемся мы ему не только за тяжелый нрав, но и за выгоду…

  • Кнут и пряник…

И именно своей способностью наилучшим образом обеспечить достижение групповых целей аргументируют тогда претенденты на власть свои претензии. Собственно, вы не часто услышите что-то вроде: «Я лучше тебя знаю, как проводить психологическую коррекцию, поэтому я буду здесь командовать». Чаще это будет звучать: «Чтобы Васе было лучше, надо сделать так-то и так-то. Ты, Аня, скажи то-то, а вы, ребята, пока лучше помолчите…» Претензия на лидерство обычно не проговаривается вслух. Участники демонстрируют лидерское поведение, пытаясь провозглашать цели группы в своей редакции, обосновывая их благом группы, ее участников. Они справедливо полагают, что если группа согласится с их целями и поведением, то она примет и их претензии. Поэтому идеологической основой борьбы за власть и вообще всей стадии группового конфликта являются цели группы. Тот, кто контролирует цели, тот и руководит.

  • А значит, еще одним способом сместить или заместить лидера является смещение или замещение прежних целей группы новыми, которые старый лидер обслуживает не так хорошо. Идейные схватки перед участниками группы, споры о ценностях и целях с уже существующими лидерами, столкновения вокруг наилучшего варианта текущей работы на благо все тех же целей — все это борьба за власть.

Зачем группе лидер

Стадия конфликта однажды заканчивается потому, что группе лидер как таковой — ради лидера — даром не нужен, пусть он и исключительно хороший человек. Группе нужен тот, кто лучше других обслужит ее цели. (Даже если это человек достоинств куда более сомнительных). Группе нужен слуга. И слуге этому группа готова его черную работу оплачивать — почетом и полномочиями. (А если лидер профессиональный, то и деньгами). Поэтому если один человек уже зарекомендовал себя как тот, чьими усилиями мы, группа, своих целей устойчиво достигаем, то — от добра добра не ищут — даже если лидер этот нам не слишком симпатичен, ситуация в целом нас устраивает. Пусть не все, пусть через пень-колоду, но жить же можно! И шансы новых претендентов невысоки. Невысоки до тех пор, пока:

— старый лидер совсем не перестанет справляться и устраивать группу,

  • Причем тут важно не то, насколько старый лидер действительно справляется или, а как это оценивается группой. А значит, возможны «идеологические диверсии» — попытки повлиять на эту самую оценку.

— не поменяются цели (так, чтобы старый лидер им не соответствовал),

— старый лидер не откажется сам,

— его человеческая неприемлемость не проявится настолько явно, что этого уже нельзя будет не заметить или, наконец,

— пока не распадется группа.

Во всех остальных случаях группе все равно, кто именно ее лидер, лишь бы ситуация в целом группу устраивала. Вялые бунты неудачливых претендентов не будут поддержаны до тех пор, пока все идет по-старому хорошо. Собственно, мы можем заявить, что смена лидера возможна только при перезапуске группового процесса, когда на смену устойчивости приходит нестабильность начальных стадий.

Устойчивость присуща третьей стадии развития группы — стадии работоспособности, когда все уже поделено, и все роли распределены. Один из претендентов стал лидером, другой сместился на место лояльного лидеру «эксперта» — умного и относительно независимого человека (своего рода «старейшина» в отличие от «вождя»), который не принимает решений сам, но к советам которого лидер прислушивается. Если группа большая, то кто-то из бывших претендентов в лидеры может сместиться в роль «лидера оппозиции» или «альтернативного лидера», возглавляющего формальное меньшинство. Если этот второй лидер лоялен, как «Оппозиция Ее Величества Королевы», то он вполне вписывается в групповую структуру. Если же его борьба не ограничивается внешними проявлениями и оказывается группе помехой, то лидер главный такого оппозиционера будет из группы активно изгонять, требуя поддержки от группы, потому что «он мешает всем нам».

  • Тут самое время вспомнить термин «антилидер». Антилидер в отличие от альтернативного лидера не претендует на лучшее обслуживание целей группы, а ставит под сомнение сами цели, то есть угрожает целостности группы как таковой. Альтернативный лидер предлагает другой план наступления, антилидер говорит, что никакого наступления не нужно вообще, что все мы тут зря собрались и лучше бы нам разойтись по домам и отсидеться там.

Еще одно место, куда может в группе попасть неудавшийся или свергнутый лидер, это место «отверженного» — внутригруппового «козла отпущения», на которого лидер действующий может отводить конфликтные посылы и прочее недовольство группы. Группе «козел» обычно не нужен, но — он нужен лидеру.

Остальные члены группы распределяются в неравной пропорции на:

— «группу поддержки основного лидера» — полностью лояльные к лидеру люди. Обычно их немного.

— «группу поддержки альтернативного лидера» — это оппозиция, членов которой что-то на данный момент в группе не устраивает. Обычно этих еще меньше.

— «нормальных участников», которые участвуют в группе постольку, поскольку групповая цель соответствует их личным целям и ценностям, то есть поскольку группа их обслуживает.

Когда такое распределение завершено, лидер и провозглашенные им цели утверждены, а повседневные нормы работы группы исходя из этих целей лидером установлены, мы можем считать, что группа вступила в фазу устойчивой работоспособности. И лидеру пора оправдывать возложенное на него доверие: обслуживать группу и всячески руководить.

А что дальше? Дальше группа работает, привычно следуя целям, нормам и сложившейся иерархии. Потому что все это нужно не само по себе, а как инструмент для достижения целей. И однажды эти цели оказываются достигнутыми.

  • Или все больше людей в группе считает их недостижимыми в рамках этой группы.

Группа начинает распадаться. Этот период часто приводит начинающих ведущих в панику. Что я сделал не так? Фокус тут в том, что чем лучше, чем более «так» сработал коллега, тем скорее у группы уже нет иного смысла быть вместе, как просто потусоваться. То, зачем люди пришли в группу, они получили.

  • Приходилось сталкиваться? Пик эмоций, полное счастье, победа… И это начало конца. Группы.

Вот почему уходят из коррекционных групп люди, которым стало лучше: у них теперь есть более насущные заботы. А те, прежние, насущными быть перестали. Спасибо за хорошую работу.

Вот почему уходят люди из групп личностного роста: они достигают своего представления о том уровне, который им пока «достаточен». Смутное представление, что в жизни есть еще что-то, в поисках чего они шли за «личностным ростом» преобразовалось в (тоже наивную) уверенность, что «нашли». А раз так, пора заняться делом во вновь открывшейся перспективе.

Сохранить группу (если это зачем-то надо) поможет лишь перезапуск групповой динамики: смена целей, новая стадия конфликта, переформирование группы и т.д.

Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие

Мы описали процесс групповой динамики:

— Стадия знакомства;

— Стадия внутригруппового конфликта, основанная на борьбе за власть на фоне определения групповых целей, ценностей и норм;

— Стадия устойчивой работоспособности, достижения целей;

— Стадия завершения работы («умирания» или «распада» группы).

А теперь скажем, что эта классическая групповая динамика в таком виде в нашей работе практически не встречается. Точнее, она встречается в классических же условиях:

— группа из 9-12 человек;

— соблюдается единство состава, места и времени (группа замкнутая, собирается в одном и том же составе в одном и том же месте и работает либо какое-то время подряд, либо собирается регулярно и часто).

Это описание в психологической работе подходит к небольшим коррекционным группам, но все-таки чаще встречается в практике групп психотерапевтических в медицинском смысле этого слова. Все остальные групповые контексты в работе психолога или психотехнолога предполагают отклонения от «канонического» стандарта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться