ИЛЛЮЗИЯ (иллюзия восприятия) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств; искажение восприятия частных признаков некоих предметов или изображений. Иногда так называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное восприятие. Самыми изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти иллюзии оптико геометрические заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу иллюзий относится феномен контраста яркостного; так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения:
1) движение автокинетическое — хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте;
2) движение стробоскопическое — впечатление движения объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком соседстве;
3) движение индуцированное — кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению внешнего фона. К иллюзиям восприятия незрительной природы относится, например, иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии ( > установка). Некоторые иллюзии имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, еще нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, — результат работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, что в нормальных условиях обеспечивают его константность. В основе механизмов, обусловливающих появление иллюзий.
В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов — особенности сфер мотивационной и потребностной, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня развития интеллектуального. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, картины мира. По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. Получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий восприятия в ситуациях актуализации образа другого значимого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека ( > субъектность отраженная). Особенно многочисленны пространственные иллюзии зрительные, хотя известны иллюзии на основе иных модальностей, — в частности такие, что проявляются для разных модальностей (=> движение кажущееся; иллюзия Аристотеля; иллюзия тяжести; полоса Маха; стереоэффект Пульфриха; установка неосознаваемая; цвет фехнеровский; эффект автокинетический).
ИЛЛЮЗИЯ АРИСТОТЕЛЯ — состоит в том, что небольшой шарик, помещенный между скрещенными указательным и средним пальцами, воспринимается как два разных шарика. Относится к иллюзиям осязательным.
ИЛЛЮЗИЯ КОНТРАСТНАЯ — искажение восприятия частных признаков предметов, возникающее при нарушении привычных стереотипов. Проявляется в переоценке признаков, противоположных привычным, особенно часто — в ощущениях температурных и вкусовых. Так, после холодного теплое воспринимается как горячее; после кислого или соленого переоценивается степень сладости.
ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ — иллюзия зрительная, характерная тем, что воспринимаемый размер небесного тела (Луны, Солнца) кажется больше при его положении низко над горизонтом, чем при положении высоко в небе.
ИЛЛЮЗИЯ ОКУЛОГРАВИЧЕСКАЯ — зрительно воспринимаемое кажущееся движение, обусловленное влиянием аппарата вестибулярного при ускорении движения наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. Наблюдается у пилотов во время и по окончании набора высоты или снижения: по окончании набора кажется, что объект продолжает двигаться вниз, а по выходе из пикирования — вверх. Иллюзия может выражаться в искажении формы, размеров и других пространственных характеристик объектов.
ИЛЛЮЗИЯ ОПТИКО ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ — различные иллюзии зрительные, проявляемые в искажении соотношений пространственных признаков видимых объектов. Считается, что они обусловлены действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство этих иллюзий имеют параллели в иллюзиях осязательных.
ИЛЛЮЗИЯ ТЯЖЕСТИ (иллюзия тяжести А. Шарпантье) — искажение восприятия весовых признаков предметов, обусловленное прошлым опытом: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объему предмета, то меньший воспринимается как более тяжелый.
ИМИДЖ — сложившийся в сознании массовом и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого либо или чего либо. Определенным имиджем может обладать политический деятель, профессия, товар и пр. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно — результат работы специалистов в области психологии политической, психологии рекламы, маркетинга и пр. Самый эффективный путь создания имиджа — использование средств массовой коммуникации. Имидж отражает социальные ожидания определенных групп, поэтому его наличие может иногда обеспечить субъекту успех в политической или деловой жизни. Наличие, характер и действенность имиджа выявляются в специальных исследованиях с помощью методик контент анализа, специальных шкал, дифференциала семантического и пр.
ИМПОТЕНЦИЯ — половое бессилие. В психологии понимается расширительно — применительно психологических явлений.
ИМПОТЕНЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ — разнообразные нарушения сексуальной функции, большинство которых носит характер простого торможения. Согласно З. Фрейду — самое распространенное заболевание психическое, встречаемое в клинической практике психоанализа. Получается, что жизнь таких людей,(с сильно выраженной чувствительностью) остается как бы расщепленной: когда они любят, то не желают обладания, а когда желают, то не могут любить. Они ищут такой объект сексуальный, который не нужно любить, чтобы отдалить чувственность от объектов любви. Импотенция психическая — общее страдание культурного человечества, а не болезнь отдельных лиц.
ИМПРИНТИНГ — понятие, введенное К. Лоренцом, означающее раннее запечатление у животных.
ИМПУЛЬС — 1. Толчок к чему либо, побуждение к совершению чего либо; причина, вызывающая некое действие. 2. Импульс электрический — быстрый кратковременный скачок электрического тока или напряжения.
ИМПУЛЬС НЕРВНЫЙ — быстро распространяющаяся по волокну нервному волна возбуждения, возникающая при раздражении окончания чувствительного волокна нервного, самого волокна или тела клетки нервной (нейрона). Сопровождается быстрым изменением возбудимости, проводимости и иных свойств волокна.
ИМПУЛЬС ПОСТЫДНЫЙ — согласно раннему З. Фрейду — название психосексуальных феноменов, кои впоследствии были названы влечениями.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — черта характера, выражаемая в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность проявляется преимущественно у детей возраста дошкольного и школьного младшего, что обусловлено недостаточной развитостью контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно успешно корректируется:
1) в совместных играх детей, где исполнение ролевых правил требует сдерживания непосредственных побуждений и учета интересов других играющих;
2) несколько позднее — в деятельности учебной. При достижении возраста подросткового импульсивность вновь может проявиться как возрастная особенность, связанная с повышением возбудимости эмоциональной в этом возрасте. Для диагностики импульсивности применяются специальные тесты и опросники, — например, опросник импульсивности С. и X. Айзенков.
ИМПУНИТИВНОСТЬ — склонность приписывать ответственность за неудачи преимущественно внешним обстоятельствам и условиям.
ИНВЕРСИЯ — 1. Процесс и результат перестановки или переворачивания (замены) — вплоть до противоположности — мотивов, установок, желаний, реакций, поведенческих актов и пр. 2. Тип ориентации сексуальной мужчин и женщин, при которой в качестве объекта сексуального избираются лица своего пола. Согласно З. Фрейду, инверсия характерна фиксацией либидо на лицах своего пола (=> гомосексуализм; поведение инвертированное; инверсия: механизм психический).
ИНВЕРСИЯ: МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКИЙ — совокупность состояний и процессов психических, обусловливающих появление, развитие и действие инверсии. Согласно З. Фрейду, возникает в детстве, в фазе кратковременной, но интенсивной фиксации на женщине (большей частью — на матери), по преодолении коей инвертированные отождествляют себя с матерью и избирают самих себя в объекты сексуальные — то есть, исходя из нарциссизма, избирают мужчин, похожих на них самих, коих хотят любить, как любила их самих мать. Постоянно воспроизводя механизм появления инверсии, инвертированные мужчины постоянно переносят на мужчин вызванное женщинами возбуждение, отчего их навязчивое устремление к мужчинам обусловливается их тревожным бегством от женщины (=> инверсия; поведение инвертированное).
ИНВЕРТАЦИЯ — явление проявленности некоих психологических качеств, характеристик в «инверсной», «инвертированной» форме — то есть в форме, в некоем смысле или отношении противоположной их нормальному проявлению.
ИНВЕРТАЦИЯ АБСОЛЮТНАЯ — феномен сексуальной ориентации на объекты своего, а не противоположного пола.
ИНВЕРТАЦИЯ АМФИГЕННАЯ (гермафродитизм психосексуальный) — феномен психосексуальной ориентации одновременно на объекты своего и противоположного пола.
ИНГИБИЦИЯ — процесс и результат угнетения, замедления или даже прекращения некоих реакций, процессов, некоей деятельности или активности.
ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — понижение (подавление), ухудшение продуктивности выполняемой индивидом деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, реальных или воображаемых (без вмешательства в его действия), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями ( > субъектность отраженная). Феномен, противоположный фацилитации социальной.
ИНДЕКС — указатель, реестр имен, названий и пр. В психологии — цифровой показатель для количественной оценки, характеризации явлений.
ИНДЕКС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ — система условных обозначений, цифровых и буквенных, для количественной характеризации изучаемых явлений ( > социометрия).
ИНДИВИД (индивидуум) — согласно А. Н. Леонтьеву — об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака:
1) неделимость, или целостность субъекта;
2) наличие у него особенных — индивидуальных — свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные гонотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами — способностями, темпераментом, эмоциональностью. 1. Человек как единичное природное существо, продукт развития филогенетического и онтогенетического, единства врожденного и приобретенного ( > генотип; фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и пр.). 2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Самые общие характеристики индивида:
1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида;
2) устойчивость во взаимодействии с внешним миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая однако существование моментов пластичности, гибкости, вариативности;
3) активность — обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — 1. Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств процессов перцептивных ( > восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. С позиций материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности — анатомо физиологические задатки, кои преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. 2. Понятие психологии экспериментальной, означающее уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.
ИНДИВИДУАЦИЯ — процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Понятие иидивидуации занимает в психологии аналитической центральное место.
ИНДИВИДУУМ > индивид.
ИНДИГО — этноспецифический термин, означающий синдромные проявления регрессии поведения ( > поведение: регрессия) — с внезапно наступающим изменением сознания и неконтролируемым стремлением есть человеческое мясо. Первоначально был описан у индейцев Канады еще в XVIII в. — именно как отклонение от нормального состояния и принятых правил, — но бывал и в нашем столетии (по свидетельству М. Купера, 1933).
ИНДИКАЦИЯ — 1. Процесс и результат указания наличия либо отсутствия некоего состояния или процесса. 2. Процесс и результат отображения состояния или же хода процесса или иного объекта наблюдения, его качественных или количественных характеристик.
ИНДУКТОР — субъект, адресующий сообщение реципиенту. Синоним — коммуникатор.
ИНДУКЦИЯ — движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Тесно связана с дедукцией. Логика рассматривает индукцию как вид умозаключения, различая индукцию полную и неполную. Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. Движение от единичного к общему знанию анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами и строением мыслительной деятельности в целом. Пример экспериментальных исследований индуктивных рассуждений — опыты с образованием искусственных понятий.
ИНЕРТНОСТЬ — понятие, используемое в психофизиологии для обозначения низкой подвижности системы нервной, при коей характерны трудности в переключении раздражителей условных с положительного модуса на тормозной, и наоборот. При патологических нарушениях, например, при поражении долей лобных, инертность может проявляться в виде персеверации.
ИНИЦИАТИВА — проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами.
ИНИЦИАЦИЯ — комплекс действий, в основном обрядовых, посредством коих совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в некое замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий. Примеры инициации: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой; включение в высшие касты в Древней Индии; посвящение в рыцари; конфирмация, первое причастие, посвящение в сан; коронация, и пр. В узком значении инициация — характерное преимущественно для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, важнейший этап социализации личности. Можно выделить ряд самых распространенных форм обрядов инициации:
1) временная изоляция инициируемого от прежнего социального окружения — непосвященных;
2) очистительные обряды — ритуальное омовение, окропление водой, иногда кровью;
3) различные испытания инициируемого — физические или моральные;
4) обряды, символизирующие смерть инициируемого и его возрождение в новом качестве;
5) приобщение посвящаемого к тайным знаниям;
6) получение нового или дополнительного имени;
7) получение особых знаков отличия, подчеркивающих социальную грань между инициированными и неинициированными, — татуировки, шрамов, рисунков, одежды, предметов, имеющих символическое значение. Священные предметы и ритуалы, включенные в инициацию, кроме многопланового сакрального смысла выполняют роль знаков, стимулов средств, используемых для вхождения человека в новую социальную роль и овладения ею.
ИННЕРВАЦИЯ — проведение нервного возбуждения в различные органы.
ИННОВАЦИЯ (нововведение) — в социально психологический аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Различаются социально экономические, организационно управленческие и технико технологические инновации. Инновационная деятельность, не будучи формализуемым процессом, требует учета человеческого фактора, в частности — преодоления социально психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания. В эту деятельность вовлечены различные социальные группы (заказчики, разработчики, изготовители опытных образцов, макетов и пр.), каждая из коих имеет собственные интересы, задачи и цели. Члены каждой из групп могут иметь неоднозначные представления, ожидания ( > экспектация) и эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями инновации. Преодолению социально психологических барьеров инновационной деятельности способствуют:
1) учет установок, ориентации ценностных, этических норм поведения ее участников;
2) применение социально психологических методов активного обучения работников для развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновации.
ИНСАЙТ > озарение.
ИНСТАНЦИЯ (система) — составная часть аппарата психического.
ИНСТИНКТ — совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. Составная часть поведения инстинктивного — наименее пластичная его компонента. У животных — генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанные прежде всего с пищевой, защитной и репродуктивной сферами ( > поведение инстинктивное). Достаточно постоянны и независимы от локальных изменений внешней среды. Выводы о «слепоте» или «разумности» инстинктов некорректны: следует говорить соответственно об их фиксированности, ригидности и о биологической целесообразности. Ригидность инстинкта тоже целесообразна — она отражает приспособленность животного к постоянству условий его обитания. «Ошибки» инстинкта при попадании животного в непривычные для него условия можно сравнить с «ошибками», иллюзиями восприятия ( > восприятие: иллюзия); инстинктам свойственна такая же «непреодолимость» и даже «принудительность». Те и другие «ошибки» возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов — правильных, но оказавшихся в «неправильных», искусственных, маловероятных или даже невозможных в природе ситуациях. Согласно этологической теории ( > этология), инстинкты обусловлены действием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся специальные раздражители — стимулы ключевые. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения. В этом смысле весьма показательны факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия, особенно — факты спонтанного появления последних. Согласно модели К. Лоренца, обычно эндогенная активность инстинктивных действий заторможена и блокирована. Адекватные стимулы снимают блокировку, действуя как ключ, отчего и получили название. Ныне значительно изменились взгляды на вопрос о соотношении инстинкта и научения. Раньше формы поведения, основанные на инстинкте и научении, противоставлялись. Считалось, что инстинктивные действия строго запрограммированы и их индивидуальная «доводка» невозможна. Позже выяснилось, что это далеко не так: многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного — период обучения облигатного. Так что многие инстинктивные акты «достраиваются» в индивидуальном опыте животного, и эта достройка тоже запрограммирована. Она обеспечивает приноровление инстинктивного действия к условиям среды. Разумеется, пластичность инстинктивного действия ограничена и определяется генетически. Гораздо большую пластичность обеспечивает научение факультативное — процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Если при обучении облигатном все особи вида совершенствуются в одних и тех же видотипичных действиях, то при научении факультативном они овладевают индивидуально особенными формами поведения, приспосабливая их к конкретным условиям существования. В связи с вопросом о взаимосвязи инстинкта и научения следует также упомянуть традицию поведенческую. По существу, всякое действие животных — сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. В понятие инстинкта в разные времена вкладывалось различное содержание:
1) иногда инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно человека — служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой психике и пр.;
2) в других случаях инстинктом назывались сложные рефлексы безусловные, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и пр. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство исследователей отказаться от употребления понятия инстинкта как научного термина, сохранив термин инстинктивное как синоним понятий: генетически фиксированное, наследственно закрепленное (поведение, действие и пр.).
ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ — врожденные побуждения и формы поведения, направленные на приспособление к условиям жизни и на выживание. В психоанализе к элементарным инстинктам самосохранения относят голод и жажду.
ИНСТИНКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ > влечение сексуальное.
ИНСТИНКТ СМЕРТИ (танатос) > влечение к смерти.
ИНТЕГРАЦИЯ — как внутригрупповой процесс — создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной, сплоченности группы как ее ценностно ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной.
ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ — 1. Состояние группы, характерное: а) упорядоченностью внутригрупповых структур; б) согласованностью основных компонент системы групповой активности; в) устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними; г) стабильностью и преемственностью их функционирования; д) другими признаками, свидетельствующими о психологическом единстве и целостности социальной общности. 2. Иерархически организованная совокупность внутригрупповых процессов, обеспечивающих достижение названного состояния. Проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению психологической сохранности группы. Отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой общности. В процессе развития группы интеграция групповая выступает как момент покоя, равновесия этой системы, который фиксирует и закрепляет результаты ее изменения, а также приспосабливает их к предшествовавшему состоянию системы. В этом проявляется центральная — системосохраняющая функция интеграции групповой, обусловливающая достаточно устойчивое воспроизводство группы. Отличительная особенность интегративных, процессов — в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном функционировании группы и лишь в преодолении внезапных помех и нейтрализации дисфункций обнаруживают признаки существования. Согласно экспериментам, к их числу относятся:
1) появление чувства МЫ, связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтность, — например, в условиях межгруппового соревнования;
2) кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации;
3) заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в ответ на внешние дестабилизирующие воздействия;
4) специальные усилия членов группы, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по некоей причине, и пр. Вместе с подобными спонтанными реакциями по нормализации групповой жизнедеятельности в ситуациях, угрожающих единству общности, важные постоянно действующие факторы интеграции групповой — это процессы руководства и лидерства, а также специальные усилия разнообразных социальных институтов и общественных организаций, ответственных за стабильное существование и эффективное функционирование группы. Конкретные исследования интеграции групповой обычно затрагивают три аспекта групповой жизнедеятельности. При этом наряду с методами опроса и наблюдения изучение феноменов интеграции групповой проводится с использованием аппаратурно технических методов. Эмоциональные взаимоотношения межличностные членов группы — при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая понимается как эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами. Структура взаимодействия между членами группы в ходе деятельности совместной — при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая интерпретируется преимущественно как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной деятельности совместной, как согласованность функционально ролевого поведения членов группы при решении общей задачи. Важный показатель оптимальности внутригруппового согласия — организованность группы как способность коллективного субъекта деятельности совместной к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний в упорядоченные, определенные. Организованность проявляется в умении группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, сочетать инициативность и разнообразие форм индивидуального поведения с устойчивым единством действий участников деятельности совместной по реализации ее ведущей цели. Критерием оценки организованности может быть характер деятельности группы в неординарных (стрессогенных) условиях, в частности:
1) способность группы самостоятельно планировать этапы осуществления цели и распределять предстоящую работу среди своих членов;
2) степень дисциплинированности членов группы в выполнении возложенных функций;
3) способность группы к эффективному контролю и коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизационных проявлений;
4) умение группы в относительно сжатые сроки суммировать выполненную ее членами работу, обеспечивать итоговую целесообразность взаимодействия, и пр. Близкий показатель согласованности взаимодействия межличностного — сработанность, характерная высокой продуктивностью совместного труда при небольших эмоционально энергетических затратах на взаимодействие и достаточной субъективной удовлетворенности его процессом и результатом. Характер ценностных ориентации, установок и нормативных представлений членов группы — при исследовании интеграции групповой как аспекта групповой жизнедеятельности. Интеграция групповая рассматривается как степень совпадения (согласованности, сходства) представлений, ориентации, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам (явлениям, лицам, событиям, целям и ценностям), особенно значимым для групповой жизнедеятельности. Процедура исследования обычно содержит оценку предлагаемых объектов посредством фиксированного числа признаков, кои баллируются, ранжируются или выбираются по заранее заданной схеме. Хотя источники и детерминанты единства взглядов и позиций членов группы в различных схемах концептуальных трактуются по разному, мысль о том, что внутригрупповое согласие — важный показатель интеграции групповой, широко распространена в психологии социальной. Значительный вклад в разработку этого направления исследований интеграции групповой внес американский психолог Т. Ньюком, предложивший сходство картины мира, единство позиций членов группы назвать термином согласие. В отечественной психологии социальной изучение интегративных характеристик когнитивной структуры группы связано с исследованием ценностно ориентационного и предметно ценностного единства коллектива. Современные тенденции анализа интеграции групповой обусловлены попытками решить две проблемы:
1) построить целостную системную концепцию интеграции групповой, позволяющую непротиворечиво объединить многочисленные разрозненные операционные признаки и показатели интеграции, а также конкретизовать ее функциональную роль в динамике развития группы и понять взаимосвязь процессов интеграции и дифференциации группы;
2) выявить личностные детерминанты и последствия интеграции групповой, в том числе : значение социоперцептивных факторов в становлении социально психологической общности группы.
ИНТЕЛЛЕКТ — это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего — к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности — при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется:
1) с системой операций умственных;
2) со стилем и стратегией решения проблем;
3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего активности познавательной;
4) со стилем когнитивным, и пр. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта:
1) в структурно генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешения субъекта со средой, характерный универсальностью;
2) при когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор операций когнитивных;
3) при факторно аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, X. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной). Ныне принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе коей может лежать генетически обусловленное свойство системы нервной перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (X. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, — этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом особенно зависим генетически интеллект вербальный. Основные критерии, по коим оценивает развитие интеллекта — это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий. В структуре интеллекта велико значение деятельности речевой и особенно речи внутренней. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения И сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера.
В западной психологии особенно распространено понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Попытка изучения продуктивных творческих компонент интеллекта была предпринята представителями гештальт психологии, разработавшими понятие озарения. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов интеллекта; так было положено начало широко распространенной поныне прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответственными заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта, независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностирования интеллекта были проведены (обычно с помощью анализа факторного) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта» от одного двух до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения интеллекта практического и теоретического, их зависимости от эмоционально волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне развития интеллектуального у представителей различных наций и социальных групп. При этом признается зависимость способностей интеллектуальных человека от социально экономических условий жизни. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответственной общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и пр.). В связи с успехами научно технической революции стал широко распространен термин интеллект искусственный.
ИНТЕЛЛЕКТ: СТРУКТУРА — Согласно Р. Кеттеллу — структуру интеллекта описывает факторно аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта:
|