Головин Сергей "Словарь практического психолога"

Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом общественного опыта, считают, что обучение — процесс, внешний по отношению к психическому развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида.

В отечественной психологии обучение и развитие не отождествляются, но подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону развития ближайшего и способствующего выработке средств и способов ориентации в реальности.

Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, так и со стороны организации оптимального хода усвоения согласно поставленным целям и задачам. Промежуточны вопросы взаимоотношений обучаемых и обучающих. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.

В отечественной психологии выделено несколько проблем, решение коих определяет пути и возможности практического применения знаний о психологических закономерностях обучения. Всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта, поэтому важная проблема — организация управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование нужных качеств ( > концепция формирования поэтапного действий умственных) и учитывающего индивидуально психологические особенности учащихся, традиционно рассматриваемые в контексте вопросов обучаемости. Кроме того, требуется гармонизация управления процессом усвоения и обеспечения оптимального развивающего эффекта.

Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференцированный подход к разработке методов обучения математике, языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам, профессиональному мастерству. Особая ветвь современных исследований — обучение общению, организации целенаправленного овладения средствами и способами коммуникации.

ОБУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ — формирование определенных навыков в ситуациях, когда их непосредственное применение не нужно и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его деятельности ориентировочно исследовательской образа целостной ситуации и своих действий в ней.

Оформление понятия обучения латентного сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, а также в появлении необихевиоризма (Э. Толмен и пр.), где научение трактуется как когнитивное действие.

Роль обучения латентного в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствии прослушивания ребенком речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда ориентировка на признаки, не составляющие цели решаемой задачи, проявляется в форме внезапных озарений.

ОБУЧЕНИЕ ОБЛИГАТНОЕ — многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного. Такая форма и получила название обучения облигатного. Примеры такового — полеты птиц, пение некоих птиц.

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ — система методов и средств обучения, основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления поиском решения проблемы. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе коего он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В деятельности совместной с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия; как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета.

Усвоение новых знаний при этом происходит как их самостоятельное открытие учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:

1) возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале;

2) овладение новыми обобщенными знаниями, нужными для выполнения определенных задач.

В обучении проблемном путем создания ситуации проблемной моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления творческого. Компонентами этой ситуации являются объект и субъект познания и их мыслительное взаимодействие, особенности коего зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познания. Средством управления мышлением учащихся служат проблемные и информационные вопросы. Проблемные вопросы указывают на существо проблемы учебной и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания. Оптимальный материал для моделирования ситуаций проблемных предоставляет история науки и техники.

В обучении проблемном принцип проблемности реализуется:

1) в содержании учебного предмета — это достигается разработкой системы проблем, отражающих основное содержание учебной дисциплины;

2) в ходе развертывания этого содержания в процессе учебном — это достигается построением обучения проблемного по диалогическому типу, где и преподаватель, и учащиеся проявляют интеллектуальную активность и инициативу, заинтересованы в обмене суждениями, обсуждают альтернативные варианты решений.

В таком обучении с помощью системы проблем учебных и обусловленных ими ситуаций проблемных моделируются исследовательская деятельность, взаимодействие социальное и диалогическое общение ее участников. Так создаются условия для продуктивного мышления, для развития личности учащегося и его социальных отношений.

Система обучения проблемного содержит этапы обучения:

1) информационные — не требующие творческой активности личности;

2) тренировочные — включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения.

Различаются три формы обучения проблемного:

1) изложение проблемное — когда учитель сам ставит и решает проблему;

2) обучение совместное — при коем учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;

3) обучение творческое — при коем учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.

ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЕ — система методов и средств обучения, основой коего выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, коими учащиеся могут пользоваться 9амостоятель но, соответственно своим индивидуальным особенностям, уровню развития, индивидуальному темпу. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответственных шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении — разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были разработаны системы линейного и разветвленного обучения программированного. Ныне в обучении программированном применяются системы адаптивные на базе компьютера.

ОБУЧЕНИЕ ТРЕНАЖЕРНОЕ — обучение, построенное по принципу моделирования (имитирования) реального технологического процесса или действия технического устройства.

Особое значение проблемы психологические обучения тренажерного приобрели в связи с обострением проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, обслуживающих современные производства или управляющих сложнейшими техническими устройствами. Высокая цена человеческой ошибки не допускает возможности поиска оптимальных способов управления этими устройствами путем случайных проб. Поэтому основная нагрузка по формированию структуры психологической деятельности профессиональной переносится на тренажеры.

В различных отраслях промышленности в зависимости от целей, содержания и этапа обучения применяются разные типы тренажеров:

1) тренажеры понятийные (интеллектуальные);

2) тренажеры участковые (локальные);

3) тренажеры полномасштабные (комплексные).

Если поначалу (60 е и 70 е гг. XX в.) основные усилия направлялись на достижение физического сходства тренажера и моделируемого устройства или процесса, то позднее акцент сместился в сторону обеспечения подобия психологического — соответствия механизмов психологических, формируемых с помощью тренажеров, механизмам, обеспечивающим высококачественную и надежную профессиональную деятельность работника.

Поэтому первостепенными становятся проблемы:

1) построение модели психологической формирования деятельности профессиональной;

2) выявление ее ключевых характеристик и параметров;

3) определение перечня компонент, формировать кои целесообразно с помощью тренажеров;

4) разработка психолого педагогического и учебно методического обеспечения тренажеров.

Психологический подход к проблеме проектирования и эксплуатации тренажеров нередко снимает надобность применения крайне трудоемких в создании и дорогостоящих тренажеров полномасштабных, позволяет заменить их тренажерами функциональными, с помощью коих успешно формируются многие ключевые элементы психологической структуры деятельности профессиональной.

ОБУЧЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОЕ — процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Обеспечивает гораздо большую пластичность по сравнению с обучением облигатным.

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЕ: ГОТОВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психологическая готовность к школьному обучению) — сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются:

1) готовность психологическая общая — о коей свидетельствуют показатели развития интеллектуального и сенсомоторного;

2) готовность психологическая специальная — о коей свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет до десяти, скорость чтения и пр.);

3) готовность личностная общая — как интегративный показатель достигнутого развития психического (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению).

Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются сравнительно показателей возрастной нормы.

ОБЩЕНИЕ — 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

2. Реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

Общение обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении коей свидетельствует появление радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности (=> нарушение личностное).

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности.

Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант — субъект общения, адресат — кому направлено сообщение, сообщение — передаваемое содержание, код — средства передачи сообщения, канал связи, и результат — что достигнуто в итоге общения.

В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон — либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции ( > восприятие межличностное).

Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения.

В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

1) коммуникативная;

2) интерактивная;

3) перцептивная. Близкая к этой классификация выделяет стороны:

1) информационно коммуникативную, охватывающую процессы приема передачи информации;

2) регуляционно коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;

3) аффективно коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Другая классификация выделяет:

1) как основную рабочую — инструментальную функцию общения, надобную для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

2) синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших;

3) трансляционную функцию, надобную для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;

4) функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).

По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:

1) контактная, цель коей — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная, цель коей — обмен сообщениями (прием передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

3) побудительная, цель коей — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4) координационная, цель коей — взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;

5) функция понимания, цель коей — не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;

6) амотивная, цель коей — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления отношений, цель коей — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;

8) функция оказания влияния, цель коей — изменение состояния, поведения, личностно смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:

1) прежде всего — речь;

2) оптико кинетическая система знаков — жесты, мимика, пантомимика;

3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая — интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);

4) система организации пространства и времени коммуникации;

5) наконец, система «контакта глазами».

Важная характеристика процесса коммуникативного — намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого  > не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего — кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека — идентификация (уподобление) и рефлексия.

В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд «эффектов» — эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности — в явлении аттракции (тяготения).

Рассмотрение трех сторон общения в единстве — важное условие оптимизации деятельности совместной и взаимоотношений. Одна из задач психологии социальной — разработка средств корректировки и оптимизации общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно нужных тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и пр. Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает тренинг социально психологический — овладение разными формами общения с помощью специальных систем заданий (программ).

Общение межличностное значительно изменилось с развитием радио и телевидения, хотя замена личных контактов на опосредованные не была столь же заметна при появлении письма и книг, граммофона и радио. Телевидение представляет на экране как бы картину естественного общения; такое общение оказало значительное влияние на культуру общества и развитие психическое людей — в частности; через учебное телевидение и видеофильмы. Новая область общения открывается и в связи с компьютеризацией.

ОБЩЕНИЕ: ДЕФИЦИТ (дефицит общения) — снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с его пребыванием в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, где родители или воспитатели не уделяют ребенку достаточного внимания.

Дефицит общения, особенно в возрасте младенческом и раннем, обычно приводит к задержкам и отклонениям в развитии психическом ( > развитие психическое: задержка).

ОБЩЕНИЕ: СРЕДСТВО НЕВЕРБАЛЬНОЕ — сюда входят жесты, мимика, пантомимика и другие движения выразительные.

ОБЩЕНИЕ: СТРУКТУРА — с позиций психологии социальной выделяются такие стороны общения:

1) сторона коммуникативная — выражается в обмене информацией, ее понимании; в ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую систему; общающиеся влияют друг на друга, у них возникают взаимоотношения;

2) сторона интерактивная — выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности; эта сторона не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия, — имеют значение и мотивы, цели общения каждой стороны, их взаимодействие; исследованиями установлены такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт;

3) сторона перцептивная — выражается в восприятии одним партнером по общению другого.

ОБЩЕНИЕ: ТИП ВЕДУЩИЙ — тип общения с окружающими людьми, преобладающий в данном возрастном периоде. Значительно воздействует на формирование основных качеств личности.

ОБЩЕНИЕ: УРОВЕНЬ — согласно одному из подходов, выделяются:

1) макроуровень — выражается в том, что человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям;

2) мезоуровень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое;

3) микроуровень — акт контакта, несущий элемент содержания и выражаемый в определенных внешних показателях — простейшие элементы, лежащие в основе других уровней: вопрос — ответ, рукопожатие, акт мимический и пантомимический, и пр.

Согласно другому подходу:

1) уровень конвенциональный;

2) уровень примитивный;

3) уровень манипулятивный;

4) уровень стандартизованный;

5) уровень деловой;

6) уровень игровой;

7) уровень духовный.

ОБЩЕНИЕ ФАТИЧЕСКОЕ — бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

ОБЩИНА БРАТСКАЯ — согласно З. Фрейду — вторая первобытная форма человеческого общества — совокупность родственных особей, возглавляемая одним из сыновей предшествующего вожака, который властвует, опираясь на братьев. Возникла из первой формы — орды отцовской — в результате убийства и поедания «вождя» его сыновьями. Это событие оставило неизгладимые следы в истории человеческой эволюции — в частности: обусловило дифференциацию психики и личности, появление новых чувств, запрет запрет инцеста, появление табу; развитие тотемизма, религии, нравственности и социального расчленения.

ОБЪЕКТ — фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного, с нею субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся объектами по мере того, как субъект взаимодействует с ними. В процессе действия и познания они выступают не как вещи в себе, но как вещи Для нас. Итак, взаимосвязь субъекта с объектом характеризует психический уровень взаимодействия человека с миром; его физиологический уровень определяется через взаимосвязь реакций с раздражителями. Сигнальный раздражитель опосредует взаимодействие между предметом как раздражителем и предметом как объектом. Такое различение объекта и раздражителя (соответственно — действия и реакции) — одна из важных особенностей подхода деятельностного в психологии.

ОБЪЕКТ: ПРИВЯЗАННОСТЬ (привязанность к объекту) — либидинозная связь, отличительная особенность коей — устойчивая фиксация либидо на определенном объекте или нескольких объектах.

ОБЪЕКТ ЛИБИДО — согласно З. Фрейду — либидо, обращенное на объект, привязанное к сексуальным объектам. Будучи отнятым от объектов, снова превращается в Я либидо.

ОБЪЕКТ РЕФЕРЕНТНОСТИ (объект отношений референтных) — индивид или группа как один из основных элементов структуры отношений референтных, с коими субъект этих отношений сознательно или неосознанно себя соотносит, принимая и реализуя в поведении эталоны, нормы и ценности объекта или ориентируясь на них ( > референтность).

Следует различать:

1) объект референтности позитивный — такой объект, ценности, нормы и стандарты поведения коего выступают ориентиром для субъекта и «одобрение» коего он как бы стремится получить;

2) объект референтности негативный — такой, с ценностями, нормами и стандартами поведения коего субъект референтных отношений активно «не согласен»; при этом он ведет себя, как бы стремясь добиться отрицательных оценок, осуждения своего поведения со стороны объекта референтности.

ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ — у З. Фрейда — термин, означающий лицо, кое внушает половое влечение, или же от коего исходит половое притяжение.

ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ: ВЫБОР (выбор объекта любви; двукратный выбор объекта; — выбор объекта в два срока) согласно З. Фрейду, феномен психосексуального развития — инфантильной сексуальной жизни, проявляющийся в выборе объекта двукратно, в два срока, двумя толчками. Первый начинается в возрасте от двух до пяти лет и во время периода латентного приостанавливается или даже регрессирует; отличается инфантильностью сексуальных целей. Второй начинается с наступлением, половой зрелости — периода пубертатного — и обусловливает окончательную форму сексуальной жизни.

ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ: ВЫБОР: ПУТЬ (путь выбора объекта любви) — согласно З. Фрейду, есть два основных выбора объекта любви, что в свою очередь также подразделяются на ряд узконаправленных путей:

1) нарциссический: а) то, что сам из себя представляешь — по своему образу и подобию; b) то, чем прежде был; с) то, чем хотел бы быть; d) лицо, бывшее частью самого себя;

2) опорный: а) вскармливающую женщину; b) защищающего мужчину; с) весь ряд приходящих им в дальнейшем на смену лиц.

ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ: ВЫБОР: ТИП (тип выбора объекта любви) — две формы развития и ориентации либидо, реализующиеся после нарциссической стадии:

1) нарциссический тип — когда на место собственного Я выступает возможно более похожий на него объект;

2) по типу опоры — когда лица, ставшие дорогими благодаря удовлетворению других жизненных потребностей, выбираются и объектами либидо.

ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ: ВЫБОР НАРЦИССИЧЕСКИЙ — избрание объекта любви по своему собственному образу и подобию. Попытка обрести в нем самого себя, вытекающая из некоего нарушения либидо.

ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ: ВЫБОР ПЕРВЫЙ (первый выбор объекта любви) — согласно психоанализу, всегда бессознателен и инцестуален; у мужчины направлен на мать и сестру, у женщины — на отца и брата.

ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ: НАХОЖДЕНИЕ: ПУТЬ (два пути нахождения сексуального объекта) — согласно З. Фрейду, процесс нахождения объекта сексуального — это, в сущности, вторичная встреча (первичная — сосание материнской груди — становится прообразом всяких любовных отношений), к коей ведут два пути:

1) путь с опорой на прообразы раннего детства;

2) путь нарциссический — который ищет собственное Я и находит его в другом; этот путь особенно значим для патологического исхода.

ОБЪЕКТ СЕКСУАЛЬНЫЙ: ПЕРЕОЦЕНКА  > идеализация.

ОБЪЕКТИВАЦИЯ — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где расположены источники воспринимаемой информации.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ — 1. Действительное; независимое от воли и сознания субъекта существование предметов, явлений и процессов, их свойств и отношений, всего мира в целом; принадлежность к так называемой объективной реальности.

2. Содержание знания, соответствующие объекту.

3. Соответствие объективной действительности; непредвзятость, беспристрастность.

ОБЪЕКТИВНЫЙ — 1. Существующий вне и независимо от сознания; присущий самому объекту или соответственный ему.

2. Соответственный действительности; непредвзятый, беспристрастный.

ОГЛУШЕНИЕ — нарушение деятельности сознания, характерное резким повышением порога восприятия для всех внешних воздействий; при этом восприятие затруднено, а действия заторможены.

ОДАРЕННОСТЬ — 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Многозначность термина указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения — психофизиологического, дифференциально психологического и социально психологического.

ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ — интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.

Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности — способности, относительно слабо связанные взаимно.

При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.

ОДАРЕННОСТЬ РАННЯЯ — одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем — в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.

Одаренность ранняя сопровождается выраженной увлеченностью некоими занятиями и склонностью проявлять фантазию.

Результаты тестовых испытаний не позволяют судить о наличии либо отсутствии одаренности — в силу того, что тесты стандартизованы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних значений.

ОДЕРЖИМОСТЬ — понятие народной и средневековой медицины, призванное объяснить причины заболеваний, прежде всего психических; подразумевает овладение злыми духами физическим телом человека. С позиций науки, кроме религиозных и идеологических предпосылок, в генезе этого понятия могли сыграть роль субъективные переживания больного, для коего болезнь представляется чем то чуждым, лишающим его власти над собственным телом. Хотя любая болезнь могла объясняться действиями злых духов, прежде всего одержимыми характеризовались психические больные (эпилептики, истерики), что могло обусловливаться — наряду с другим тем, что мероприятия по изгнанию духов иногда приводили к улучшению состояния больного.

Сам процесс изгнания злых духов — экзорцизм — в средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение ряда условий:

1) экзорцист должен был верить в реальность злого духа;

2) дух помощник экзорциста, от лица коего происходило все действие, должен был занимать в демонической иерархии место более высокое, чем изгоняемый дух;

3) перед изгнанием духов экзорцист должен был долгое время молиться и поститься. Важно, Что все его действия при экзорцизме направлялись не против больного, который, напротив, укреплялся в решимости освободиться от заболевания, но против мучающего его духа.

Другой формой исцеления одержимого было механическое воздействие на тело больного (очень громкий шум, непереносимые запахи, кровопускания, битье и пр.) — с тем чтобы телесные страдания заставили злого духа покинуть тело больного.

Наконец, часто практиковалось предоставление для злого духа нового «жилища» для вселения (прежде всего, животных). Начиная с эпохи Просвещения понятие одержимости было вытеснено из официальной западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и традиционной медицине соответственные представления сохранились.

ОДИНОЧЕСТВО — один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей.

При попадении людей в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, все непосредственные, «живые» связи с другими людьми прерываются, и это вызывает появление острых реакций эмоциональных. В ряде случаев возникает шок психологический, характерный тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями.

В меру продолжительности пребывания в условиях одиночества актуализуется потребность в общении. В ответ на невозможность ее удовлетворения люди персонифицируют предметы, животных (от пауков до лошадей), создают воображаемых партнеров (иногда — в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), разговаривают с ними вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться