Головин Сергей "Словарь практического психолога"

АНТИПСИХИАТРИЯ — Психологическая доктрина и идейное учение, направленные на демифологизацию, разоблачение и радикальную перестройку современной психиатрии как массовой формы насилия. Возникла в шестидесятые годы в Великобритании, получила определенное распространение в США, Италии и Германии. Мировоззрением восходит к психоанализу экзистенциальному и в его рамках занимает особое место. Как компоненты, содержит идеи феноменологической психиатрии, экзистенциализма, герменевтики, структурализма, неокантианства, марксизма и радикальной политики. Основателем считается английский психиатр Рональд Лейнг, создавший феноменологическую программу перестройки психиатрии в контексте экзистенциализма, с учетом репрессивного характера цивилизации и всеобщего отчуждения людей. Выделяются два течения антипсихиатрии: направленное на уничтожение клинической психиатрии и направленное на реформацию и дополнение клинической психиатрии. В обоих течениях значительна роль утопических элементов. В шестидесятые семидесятые годы в сотрудничестве с разными группировками проводились акции против психиатрических клиник, возникла и действует «интернациональная сеть» антипсихиатрии, ставящая целью ликвидацию психиатрических клиник и ряда медицинских институтов. Ныне антипсихиатрия объединяет несколько тысяч психиатров, медицинских работников, бывших клиентов и пр.

АНТИЦИПАЦИЯ — Способность системы в некоей форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. Особенно значима в творческой, научно исследовательской деятельности. В психологии различаются два смысловых аспекта этого понятия:

1) способность представить себе возможный результат действия до его выполнения, а также представить способ решения проблемы прежде, чем она реально будет решена (=> интуиция); служит средством связи обратной при построении действия;

2) способность организма подготовиться к реакции на некое событие до его наступления; это ожидание (или отражение опережающее) обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора действия. Анатомо физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор действия (П. К. Анохин), а электрофизиологическим — волна ожидания Г. Уолтера ( > Е волна).

АНТРОПОГЕНЕЗ — Процесс происхождения человека (homo sapiens), происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренный в биологическом и психическом плане. С позиций теории эволюционной, основными предпосылками антропогенеза послужили такие отличительные признаки обезьян:

1) высокое развитие локомоций и манипулирования;

2) предельная для животных подвижность — особенно пальцев передних конечностей, и способность к выполнению весьма сложных хватательных движений;

3) зрение бинокулярное — преобладающее над обонянием;

4) высокоразвитые формы поведения группового и общения ( > животное: поведение групповое; животное: общение). С позиций материализма, основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от пралюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения, высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично — мозга головного. Переход предков человека к наземному образу жизни и двуногому хождению позволил освободить передние конечности от функций передвижения: основной их функцией стало манипулирование, что обеспечило мощное развитие орудийных действий ( > животное: деятельность орудийная) и дальнейшее повышение уровня деятельности психической. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию первых — примитивных, но уже человеческих — трудовых действий, логика развития коих к специальному изготовлению орудий труда. Совместный пруд превратил отношения групповые в первые отношения общественные, для обслуживания коих сформировались членораздельная речь и сознание, оказавшие большое обратное влияние на процесс становления человека. В целом антропогенез характерен не столько морфологическими преобразованиями, сколько глубочайшими качественными изменениями поведения и психики и установлением принципиально новых отношений к внешнему миру. Он являет собой небывалый качественный скачок из биологической сферы развития в социальную ( > зоопсихология).

АНТРОПОЛОГИЯ — Биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и человеческих рас. Иногда термин понимается расширительно — как совокупность наук о человеке.

АНТРОПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  > этнопсихология.

АНТРОПОМОРФИЗМ — Представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку. С позиций материализма, антропоморфическое толкование поведения животных начинает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, обусловленных трудовой деятельностью, общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и в развитии человечества. В свете иного мировоззрения столь резкая характеристика представляется преувеличенной ( > антропопсихизм).

АНТРОПОФОБИЯ — Вид невроза, характерный патологической боязнью людей и толпы (=>фобия).

АНЭРОЗИЯ — Отсутствие влечения полового.

АНЭСТЕТИЧНЫЙ — Лишенный чувственности.

АПАТИЯ — Состояние, характерное эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов. Протекает на фоне сниженной физической и психологической активности. Бывает кратковременной или долговременной. Формируется в результате длительно протекающего расстройства психики, иногда возникает при некоих органических поражениях мозга головного. Может наблюдаться при слабоумии, бывает следствием продолжительного заболевания соматического.

АПНОЭ — Более или менее продолжительное подавление дыхания.

АППАРАТ ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ — часть ушного лабиринта, включающая полукружные каналы и две полости — саккулюс и утрикулюс; ответственна за восприятие положения и движений головы.

АППАРАТ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ — физиологическая система, за счет работы коей строятся и выполняются движения. Состоит из скелета, мышц, сухожилий, нервных центров и проводящих путей — афферентных и эфферентных.

АППАРАТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — приборы, устройства и оборудование, применяемые для регистрации и измерения психических процессов, функций и состояний. Сюда относятся:

1) детекторы (датчики) — устройства, обнаруживающие и преобразующие первичные сигналы в форму, удобную для последующей регистрации и обработки;

2) показывающие и регистрирующие устройства, служащие для предъявления стимульной информации ( > стимул) испытуемому либо для регистрации его ответов;

3) измерительные средства — устройства и приборы, обеспечивающие получение количественной информации о характеристиках изучаемых явлений. В качестве датчиков применяются все виды электрических, механических и химических детекторов. К числу показывающих и регистрирующих устройств относятся: аналоговые и цифровые электроизмерительные и радиоизмерительные приборы; механические приборы; фотоаппараты и киноаппараты, видеомагнитофоны, магнитофоны, самописцы, полиграфы. Применяются также: для измерения временных характеристик — секундомеры (механические и электронные), рефлексометры, хронорефлексометры; для измерения характеристик зрения — люксметры, яркометры, аномалоскопы, тахистоскопы; для измерения характеристик слуха — аудиометры, шумометры, измерительные усилители; для измерения характеристик кожнотактильного анализатора — эстезиометры, циркули. Особое место среди аппаратурных средств исследования психологического занимают компьютеры, широко используемые не только для статистической обработки результатов, но и для непосредственного управления ходом эксперимента. Компьютеры объединяют функции измерительных, показывающих и регистрирующих устройств и по точности, скорости и автоматизированности превосходят ранее применявшиеся виды аппаратуры психологической. Их внедрение повысило продуктивность исследований, и в некоих случаях устранило возможность негативного влияния экспериментатора на ход эксперимента.

АППЕРЦЕПЦИЯ — свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Он развел перцепцию — как смутную презентацию некоего содержания, и апперцепцию — как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания, как состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем то. В гештальт психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает собственно процессы когнитивные. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях. Различаются:

1) апперцепция устойчивая — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.;

2) апперцепция временная — в ней сказываются ситуативно возникающие состояния психические: эмоции, экспектации, установки и пр.

АПРАКСИЯ (апрактоагнозия) — нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, невозможность совершать целенаправленные движения при нормальном функционировании интеллекта и систем двигательной и сенсорной. Не является следствием элементарных расстройств движений (парезов, параличей и пр.), но относится к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Форма апраксии зависит от мозговой локализации поражения. Выделяются такие основные формы :

1) апраксия кинестетическая — распад нужного набора движений (особенно при отсутствии зрительной опоры) ввиду нарушения кинестетического — связанного с ощущением положения и движения своего тела;

2) апраксия пространственная (конструктивная) — нарушение Зрительно пространственной организации акта двигательного: максимальное затруднение движений, выполняемых в разных пространственных плоскостях, и решения различных конструктивных задач;

3) апраксия кинетическая (динамическая) — затруднения в выполнении серии последовательных двигательных актов, лежащих в основе различных двигательных навыков; появление двигательных персевераций;

4) апраксия регуляторная «лобная» — нарушение подчинения движений заданной программе, расстройство речевой регуляции произвольных движений и действий, появление сложных системных персевераций, эхолалий, эхопраксий;

5) апрактоагнозия — сочетание зрительных пространственных нарушений ( > агнозия) и двигательных расстройств в сфере пространственной;

6) апраксия оральная — нарушение кинестетической основы речевого аппарата; часто сочетается с афферентной моторной афазией.

АРТЕФАКТ — Феномен или эффект, привнесенный в эксперимент исследователем.

АРТЕФАКТ КЛИНИКИ — особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, куда они попадают: принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр. Эти нарушения накладываются на основную симптоматику, затрудняя текущий диагноз. Артефакты клиники могут значительно сглаживаться при организации терапии трудовой и групповых форм занятий для пациентов.

АРХЕТИП — термин психологии аналитической, ее центральное понятие. Означает суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания. Иначе — всеобщие, априорные, психические и поведенческие программы. Согласно К. Г. Юнгу — первообразы, структурные элементы психики, — своего рода образцы поведения, мышления, видения мира; простые и фундаментальные образы, скрытые в бессознательном коллективном и возникшие на заре человечества. Существуют наподобие инстинктов. Наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Архетипы всегда наполняются конкретным содержанием; они нейтральны в отношении добра и зла, им свойственны амбивалентность, имманентность и пр. Они лежат в основе символики творчества, ритуалов, мифов, сказок, сновидений, комплексов и пр. Они структурируют понимание мира, себя и других людей. Усмотреть их непосредственно невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего — в мифологии. Особо отчетливо они проявляются именно в мифических повествованиях, сказках, снах, а также при некоих расстройствах психики. Их набор ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможной взаимосвязь различных эпох. Таковы Мать Земля, Дитя, Воин, Бог, рождение, смерть, присутствующие в мифах разных народов. Согласно К. Г. Юнгу, они и есть воплощение архетипов, и люди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим образцам, взаимодействующим с содержанием сознания и бессознательного индивидуального.

АРХИВИЗАЦИЯ — структурирование и организация информации в памяти долговременной.

АСИММЕТРИЯ — отсутствие или нарушение симметрии.

АСИММЕТРИЯ МЕЖПОЛУШАРНАЯ — характеристика распределения функций психических между полушариями левым и правым: при выполнении одних функции психических ведущим является полушарие левое, других — правое. Установлено, что функция полушария левого — оперирование вербально знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознание сложных объектов (в частности, лиц), продуцирование сновидений. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации — типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности полушария правого в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по разному. «Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим; с его помощью выполняется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или. других условных знаках, что является обязательным условием социального общения. «Правополушарное» мышление — пространственно образное — является симультанным (одновременным) и синтетическим; создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они обретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. В ходе индивидуального развития выраженность асимметрии межполушарной меняется, при этом полушария в известной мере взаимозаменяемы. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. Асимметрия межполушарная свойственна лишь человеку; ее предпосылки передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с пей речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. В зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование мышления левополушарного или правополушарного, что во многом определяет психологические особенности личности. Богатый материал для анализа асимметрии межполушарной получен в клинике поражений локальных мозга, — например, показана связь нарушений речи у правшей с поражениями полушария левого. Позднее использовались и другие методы, — например, выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий. Было показано, что полушарие левое у правшей играет ведущую роль в речи экспрессивной и импрессивной, чтении, письме, памяти вербальной и мышлении вербальном. А полушарие правое выступает ведущим для неречевого слуха (например, музыкального), зрительно пространственной ориентации, памяти невербальной, критичности. Также показано, что полушарие левое в большей мере ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и текущими событиями. Асимметрия функциональная мозга головного  > асимметрия межполушарная.

АСИНХРОННОСТЬ — характеристика процессов, не совпадающих во времени.

АСКЕЗА — античное понятие, означающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем получило расширенное толкование и стало означать борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза являла собою свод правил, необходимых для достижения истины. В христианской культуре аскеза обращалась прежде всего против половой потребности и символизировала бренность материального мира: устранение всех удовольствий, связанных также с приемом пищи, комфортом, впечатлениями внешнего мира — «плотских радостей» — должно было служить накоплению некоей духовной энергии, нужной для обретения святости. Позднее в рамках клинических исследований были описаны проявления аскезы, обусловленные невротическим развитием и механизмами защиты психологической. Ныне феномен аскезы довольно широко распространен, причем не только в рамках религиозных конфессий: в качества составного элемента он входит в различные методы психотерапии.

АССИМИЛЯЦИЯ — согласно Ж. Пиаже — механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

АССОЦИАНИЗМ (ассоциационизм) — Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта — ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже — и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж. Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:

1) душа понимается как сознание — в первую очередь в его познавательном аспекте;

2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;

3) эти элементы — образы ощущений — имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования — представления, мысли, чувства — вторичны;

4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

5) условие образования ассоциаций — смежность двух процессов психических;

6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;

7) источник знаний о душе — самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах мозга головного. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80 е — 90 е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;

2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;

3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего — в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (=> эксперимент ассоциативный).

АССОЦИАЦИЯ — 1. Связь между психическими явлениями, образуемая при определенных условиях, при коей актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Противоположное понятие — диссоциация. Психофизиологическая основа ассоциации — рефлекс условный. П различных направлениях психологии ассоцианистской было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так выделились ассоциации:

1) по сходству (красное — пурпурное);

2) по контрасту (большое — маленькое);

3) по смежности в пространстве или времени (запах приправы к пище вызывает аппетит);

4) причинно следственные (сильный ветер — озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий: силы впечатлений, вызываемых элементами связи; их новизны, а также способностей индивида. 2. В психологии социальной — группа, где отсутствуют объединяющая ее деятельность совместная, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях общения группового. В зависимости от общественной направленности опосредующих факторов различаются:

1) ассоциации просоциальные — куда позитивные нравственные ценности привнесены из широкой среды социальной, сформированы и упрочены в ходе деятельности трудовой; при включения этих ассоциаций в деятельность совместную, обусловленную общественно значимыми задачами и соответственной им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования;

2) ассоциации асоциальные — где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характеров условиях антиобщественно направленной организации и руководства легко превращаются в корпорации.

АСТАЗИЯ — нарушение способности стоять, вызванное нарушением координации мышц тела при обширных поражений долей лобных и тела мозолистого мозга головного.

АСТЕНИК — индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос. В контексте конституциональной типологии Э. Кречмера астеник имеет, как правило, шизоидный или шизотимический темперамент, характерный замкнутостью, уходом в себя, несоответствием ответных реакций внешним стимулам, повышенной ранимостью при эмоциональной холодности, переживанием чувств астенических (=> астения; акцентуация шизоидная; характер шизоидный; шизоид).

АСТЕНИЯ — 1. Слабость нервно психическая; проявляется в повышенной утомляемости ( > утомление) и истощаемости, сниженном пороге восприятия, крайней неустойчивости настроения, нарушениях сна. Возникает в результате различных заболеваний, при чрезмерных умственных и физических перенапряжениях, длительных отрицательных переживаниях и конфликтах. 2. Определяющее свойство характера. К астенической группе относятся две разновидности — астеники и психастеники (психастения). Их общие свойства — повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Они возбудимы и истощаемы в нервно психическом смысле. Астеники испытывают определенные трудности в социальной жизни. Их слабость и истощаемость приводят к малой эффективности и успешности деятельности, что на фоне повышенной чувствительности тяжело ими переживается. От частых неудач развивается низкая самооценка, чувство неполноценности, робости, застенчивости, депрессивности и в то же время — болезненное самолюбие. Их притязания обычно превышают их возможности. Они тщеславны, самолюбивы и в то же время не в состоянии достичь всего, к чему стремятся. В результате процесс развивается дальше: обнаруживаются и усиливаются такие черты характера, как робость, напряженность, неуверенность и мнительность, подозрительность: им кажется, что окружающие следят за ними, смеются над ними. Иногда компенсаторно развиваются развязное и заносчивое поведение. Астеники в основном сами страдают от своего характера, но у них есть и некие особенности, заставляющие страдать окружающих. Мелкие обиды, унижения и уколы самолюбия накапливаются и требуют выхода — и временами прорываются в виде гневных вспышек или приступов раздражения. И случается это, как правило, не среди чужих, где астеники предпочитают сдерживаться, а дома, в кругу близких. Так робкий астеник может стать настоящим тираном семьи. Впрочем, эмоциональные взрывы быстро иссякают и кончаются слезами и раскаянием.

АСТЕРЕОГНОЗИЯ — вид агнозии тактильной; проявляется в невозможности опознания знакомых предметов при их ощупывании с закрытыми глазами. Обусловлена поражением вторичных корковых полей теменной области мозга головного, приводящих к расстройству анализа и синтеза различных кожно кинестетических ощущений, поступающих в кору теменной области мозга при ощупывании предмета, и ослаблению тактильных образов предметов. При поражении теменных отделов полушария левого (у правшей) астереогнозия может сочетаться с афазией — афферентной моторной или кинестетической.

АСТРОЛОГИЯ — Древнее учение о влиянии небесных тел на земную жизнь, в том числе на судьбу и поведение человека. С нею тесно связана хиромантия. Астрология использовалась халдеями, древними ассирийцами, египтянами, греками, арабами и долгое время была достоянием узкого круга посвященных. Позднее она разделилась на экзотерическую, доступную массам, и эзотерическую, ключи от коей сохранялись в тайне и частично утеряны. В Европе она распространилась в средние века в виде одной из модификаций индийской астрологии. Астрология — внутренне логичная система, опирающаяся на древнюю идею о тождестве и взаимосвязи Макрокосма и микрокосма. В ее основу положено несколько базовых принципов. Главные из них: принцип цикличности, отражающий циклы или фазы развития объектов, и принцип резонансов, отражающий закономерность развития взаимодействия различных циклов. Отечественная психология не склонна признавать данные астрологии за достоверные научные знания, хотя в рамках космобиологии изучается связь Земли и Космоса, влияние космических циклов на здоровье человека, его биоритмическая активность ( > активность психическая: биоритм).

АТАВИЗМ — проявление организмом в ходе его роста неких признаков, унаследованных от его далеких предков, причем ранее эти признаки выполняли важную приспособительную роль, позднее утраченную.

АТАКА МОЗГОВАЯ (брейнсторминг) — методика стимуляции творческой активности и продуктивности. Исходит из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем появлению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, сковывающие поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений. Тормозящим образом влияют также боязнь неудачи, страх оказаться смешным и пр. Чтобы снять действие этих факторов, проводится заседание группы, каждый из членов коей высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая как истинные или ложные, бессмысленные или странные или прочие, стремясь при этом побуждать других к подобным свободным ассоциациям идей. После первого тура общая масса высказанных идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется хотя бы несколько, содержащих удачные решения. Методика атаки мозговой широко применялась в 50 х гг. в США, Франции и прочих странах преимущественно при обсуждении технологических задач, а также проблем планирования и прогнозирования. Однако практика использования привела к скептическим оценкам эффективности методики, а экспериментально психологическая проверка как будто не подтверждает ее преимуществ при решении творческих задач.

АТМОСФЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  > климат социально психологический.

АТРИБУЦИЯ — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, даваемая наблюдением, недостаточна для адекватного взаимодействия с окружением социальным и нуждается в «достраивании». Атрибуция — основной способ «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации. Начало се изучению положила работа Ф. Хайдера (1958); к концу 70 х гг. атрибуция наряду с аттитюдами и группами превратилась в один из трех превалирующих объектов социально психологического исследования. Сперва она сводилась к атрибуции каузальной, локализовалась в пределах восприятия межличностного и понималась как выведение причин человеческого поведения. Позже понимание атрибуции расширилось. Атрибуция не сводится к выведению только причин поведения, а включает в себя приписывание широкого класса психологических характеристик; к тому же она не ограничена только характеристиками личности, но распространяется и на другие социальные объекты. Она рассматривается как основной механизм социального восприятия, позволяющий включать воспринимаемые объекты в смысловую систему. В зарубежной психологии социальной атрибуция — основа для изучения и объяснения широкого класса социально психологических феноменов, на чем основаны надежды на постепенное слияние теорий атрибуции в общую социально психологическую теорию. В отечественной психологии социальной атрибуция изучается с конца 70 х гг. Она рассматривается как механизм многих социальных процессов; показана ее роль в межгрупповом взаимодействии, в регуляции супружеских отношений, в появлении конфликтов производственных и пр.

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ — интерпретация человеком восприятия межличностного причин и мотивов поведения других людей. Изучение ее исходит из следующих положений:

1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин их поведения, и выводам о соответственных личностных качествах;

2) поскольку информация о человеке, получаемая наблюдением, обычно недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личностные и приписывает их наблюдаемому;

3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя. Исследованиями атрибуции каузальной первоначально занималась только психология социальная; ныне ими занимаются также психология общая, педагогическая, возрастная, психология спорта. Основы ее изучения заложил Ф. Хайдер, разработавший основные категории и принципы. Основные области изучения атрибуции каузальной — восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие широкого класса других социальных объектов. Самые важные результаты ее исследования экспериментального состоят в установлении:

1) систематических различий в объяснении человеком поведения своего и других людей;

2) отклонений процесса атрибуции каузальной от логических норм под действием субъективных — мотивационных и информационных — факторов;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться