В отечественной психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основанные на концепции уровней построения движений. Изучаются пути и способы формирования специализованных восприятий спортсменов — чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий ( > антиципация; интуиция), «чувство мяча», «чувство воды» и пр. Уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и пр. Углубление исследований идет и в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора психологического на разных возрастных стадиях, и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности.
Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как саморегуляция психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, как и отношению спортсменов к своим победам и поражениям, в последних исследованиях уделяется все больше внимания.
Основные задачи психологии спорта следующие:
1) повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений;
2) развитие специализованных видов восприятия (чувства времени, дистанции);
3) подготовка к соревнованиям;
4) произвольная психическая регуляция;
5) формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером. Задача современной психологии спорта состоит не только в содействии достижению высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры.
В отдельное направление выделяются исследования социально психологические, рассматривающие:
1) проблемы формирования команд;
2) отношения межличностные в них;
3) приемы и способы повышения сплоченности и ценностно ориентационного единства;
4) вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом;
5) вопросы взаимоотношений с болельщиками, в том числе с «фанатами»;
6) проблемы межкомандных взаимоотношений ( > отношение межгрупповое), и пр.
ПСИХОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ — отрасль психологии, посвященная анализу эволюции психики, — охватывающая проблемы, связанные с антропогенезом, становлением человеческого сознания и изучением общего и различного в деятельности психической человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Рассматривает проблемы развития психики в филогенезе, с акцентом на сопоставлении психики животных и человека. В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, психологии исторической и этнической. В сравнительно психологическом анализе онтогенеза и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда процессов психических животных и человека, так и о качественных различиях, обусловленных действием социально исторических факторов, приведших к возникновению и развитию деятельности трудовой, общественной жизни, членораздельной речи и сознания.
Сравнительно психологический анализ строится на сопоставлении данных зоопсихологии (особенно результатов изучения обезьян) и психологии. В его задачи входит:
1) выявление сходных психических компонент и общих биологических факторов, обусловливающих поведение животных и человека (свидетельствующих об общности их происхождения и унаследованных от животных предков);
2) выявление качественных отличий поведения и психики человека, возникших и развившихся в результате действия социально исторических факторов. Особое внимание уделяется предпосылкам зарождения деятельности трудовой, человеческого общества и речи.
Данные психологии сравнительной имеют существенное значение для решения коренных проблем психологии, философии, антропологии и прочих наук. Так, сравнительно онтогенетическое изучение психики необходимо для познания закономерностей развития детской психики. Эти данные находят практическое применение и в медицине: в нейропатологии, психиатрии, при моделировании патологических состояний на животных.
ПСИХОЛОГИЯ СТАРОСТИ > геронтопсихология.
ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ — отрасль психологии юридической, изучающая круг вопросов, относящихся к судопроизводству — закономерности деятельности при расследованиях, судебных рассмотрениях и предупреждении преступлений. Основной задачей ставится выяснение того, какие свойства личностные обусловливают успешную профессиональную деятельность судебно следственных работников, и как эти свойства можно целенаправленно сформировать.
В рамках психологии юридической рассматриваются вопросы:
1) психология судей, следователей и других работников правоохранительных органов и адвокатуры;
2) психологическое содержание их профессиональной деятельности, методы отбора и обучения;
3) психология обвиняемых, свидетелей, потерпевших, психологию свидетельских показаний;
4) оптимальные приемы взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами;
5) психологические основы ведения следственных и судебных действий — допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания и пр.;
6) психологические основы оперативно розыскной деятельности;
7) методология и методика экспертизы судебно психологической ( > психология допроса показания).
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств, — область исследований психологических творческой деятельности людей в науке ( > психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве ( > психология искусства), в изобретательстве и рационализаторстве. Стремится понять опыт художника и его формирования у индивида. Методологическая основа — принцип историзма. Особый раздел образует изучение творческой деятельности детей.
К специфической проблематике психологии творчества относится:
1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, активности надситуативной;
2) изучение индивидуально психологических особенностей, проявляемых в процессе творчества, — способностей, таланта, гениальности и пр.;
3) изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив ( > фацилитация социальная);
4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, — дискуссии групповой, атаки мозговой, некоих психофармакологических средств, и пр.
Важнейшие положения теории и психологии творчества таковы:
1) понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества;
2) всякое понимание есть непонимание и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека;
3) мысль не передается, а только возбуждается через слово;
4) жизнь каждого поэтического сюжета, образа и прочего состоит в пользовании им.
ПСИХОЛОГИЯ ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ — гештальтистская концепция личности, разработанная К. Левином, согласно коей описание поведения человека во внешнем мире может достигаться путем использования особых математических понятий топологии (науки, изучающей пространственные преобразования) и анализа векторного. Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с внешней средой используется язык топологии. За исходное принимается «жизненное пространство» индивида как целостное поле, внутри коего возникают и изменяются его психологические силы — стремления, намерения и прочие, имеющие определенную направленность, величину и точки приложения ( > теория поля).
Одни районы поля притягивают индивида, другие отталкивают. Это качество объектов названо их валентностью — положительной или отрицательной, характеризующей мотивационную структуру поведения, движимого силами поля. Поведение — функция целостной ситуации, включающей саму личность и ее психологическое «пространство», где локализованы цели, барьеры на пути к ним, и пр.
При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из коих помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения. Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, кои в силу этого приобретают определенную валентность и начинают притягивать или отталкивать личность, вызывать локомоции. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, — происходит замещение.
Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее психологическим окружением, на границе коего находятся перцептивные и моторные системы.
Попытка перестроить психологию на основе топологии не имела успеха, но трактовка мотивации как динамической «системы напряжений», где нераздельно представлены побуждения индивида и их объекты, легла в основание ряда экспериментальных моделей и методик, приведших к установлению важных психологических фактов и понятий ( > эффект действия незавершенного; уровень притязаний).
ПСИХОЛОГИЯ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ — появилась в 60 е годы XX в. Претендует на роль «четвертой силы». Ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках первых «трех сил» — психоанализа, бихевиоризма и психологии гуманистической. Первоочередно это относится к предельным возможностям психики, к так называемым мистическим переживаниям, мистическому сознанию и прочему, — формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда не с традиционных научных позиций.
В центре психологии трансперсональной — «психологии за пределами личности» — так называемые состояния сознания измененные ( > сознание: состояние измененное), переживание коих может привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидер этого направления — С. Гроф, разработавший метод дыхания холотропного, иначе называемого ребефингом.
Согласно мнению сторонников психологии трансперсональной, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания — что часто бывает связано со страданием и его преодолением — ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в новые, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками психологии трансперсональной признаются психоанализ и восточные философские системы с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.
Главная отличительная черта подхода — модель души, в коей признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта. Используются, в частности, понятия бессознательного коллективного, сверхсознания и пр. В психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития. Особые переживания, возникающие в измененных состояниях сознания, позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с духовным и космическим измерениями.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА — область психологии, изучающая закономерности проявления различных психологических механизмов в деятельности трудовой, закономерности формирования конкретных форм этой деятельности и отношения человека к труду. Ее объект — деятельность индивида в производственных условиях и в условиях воспроизводства его рабочей силы. Ее основы формировались под воздействием медицины, физиологии, техники, социологии и политэкономии.
Чрезвычайно разветвленная дисциплина — основа для развития областей, соотносимых с конкретными видами деятельности: психологией инженерной, психологией авиационной, психологией управления, и пр.
Выделяются следующие основные направления ее исследований:
1) рационализация труда и отдыха;
2) динамика работоспособности;
3) формирование профессиональной мотивации и пригодности профессиональной;
4) оптимизация отношений в трудовых коллективах. В качестве методов используются эксперимент естественный и лабораторный, наблюдение, интервью, анкетные обследования, тренажеры, трудовой метод изучения профессий.
Психология труда отказалась от представлений о существовании двух разомкнутых циклов: производства и потребления, где человек попеременно и независимо выступает то как производитель, то как потребитель. С ее позиций, рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства рабочей силы.
Исходным моментом для включения некоей дисциплины в решение проблем совершенствования труда служило признание того, что организация труда может дать большую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника — на его образование, медицинское обслуживание, улучшение жилищно бытовых и экологических условий жизни — оборачиваются прибылью в сфере производства. При этом каждая из дисциплин внесла свой вклад в развитие психологии труда и формулировку ее задач.
Началом формирования психологии труда в качестве самостоятельной дисциплины принято считать появление книг Г. Мюнстерберга «Психология и эффективность производства» (1913) и «Основы психотехники» (1914). Существенный вклад в изучение труда был сделан И. М. Сеченовым, чьи работы «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Очерк рабочих движений человека» (1901) и прочие положили начало исследованиям рациональной организации и проектирования деятельности трудовой. Но потребовалось длительное время на то, чтобы психология труда преодолела эклектичность своего наследия, выделила собственный предмет и дала импульс своим новым ответвлениям.
Главные задачи психологии труда непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — отрасль психологии, изучающая психологические закономерности деятельности управленческой. Ее основная задача анализ психологических условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, где выделяется такие моменты:
1) диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;
2) формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении;
3) организация исполнения решения.
Так, на совещаниях руководитель изучает состояние управляемого объекта по докладам подчиненных, формирует на этой основе новые программы действий или уточняет прежние, дает указания по выполнению принятого решения. В личности руководителя психологией управления различаются:
1) его управленческие потребности и способности;
2) его индивидуальная управленческая концепция, включающая сверхзадачу, содержание проблемное, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления.
Управляющая подсистема обычно представлена деятельностью совместной группы большой иерархически взаимосвязанных руководителей. Психология управления изучает способы их сопряжения, позволяющие превратить акты их индивидуальной деятельности в целостную коллективную управленческую деятельность. На способы такого сопряжения влияют правовые полномочия руководителей, характер взаимосвязей выполняемых ими обязанностей, особенности стимулирования их труда, половозрастные различия, личные взаимоотношения, и пр.
Несовершенство способов сопряжения обнаруживает себя в различных формах — как конфликты, ведомственные барьеры, местничество. Одно из важнейших направлений — изучение психологических условий обеспечения целостного функционирования аппарата управления, поскольку предмет деятельности управленческой — коллективный труд конкретной организации, руководимой данным аппаратом управления, а по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности деятельности управленческой обретают в каждом случае специфический характер и подлежат специальному изучению.
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ — раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов функций психических высших — физиологических процессов, кои сопровождают процессы психические или сопутствуют им, но в коих психологи не должна искать «своих» законов. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.
ПСИХОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ — психологическое направление, появившееся в США конца XIX в., характерное преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении. Исследует процессы сознания с позиций их функции в приспособлении организма к среде. Возникло под влиянием эволюционного учения в биологии, разработанного Ч. Дарвином и Г. Спенсером, ив связи с запросами социальной практики, потребовавшей перейти от поэлементного анализа сознания в психологии структурной к изучению роли сознания при решении жизненно важных задач. Программным документом направления стала статья Д. Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (1896), где акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде.
В психологии функциональной имелось несколько течений. В европейских странах среди ее приверженцев были Т. Рибо (Франция), Н. Н. Ланге (Россия), Э. Клапаред (Швейцария), К. Штрумпф и представители школы Вюрцбургской (Германия). В США сложился другой вариант психологии функциональной, восходящий к У. Джемсу и представленный двумя школами — Чикагской (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Керр) и Колумбийской (Р. Вудвортс).
Психология понималась как наука о функциях («деятельностях») сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся окружению. Область психологии тем самым существенно расширялась, охватывая не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), его мотивы, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и прочие проблемы, сближавшие психологию с практикой.
Сторонники этого направления внесли существенный вклад в психологию экспериментальную. Но слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило влияние. В 20 х гг. XX в. американская психология функциональная была оттеснена бихевиоризмом.
ПСИХОЛОГИЯ ХОРМИЧЕСКАЯ (психология гормическая) — направление в психологии, основанное англо американским психологом У. Мак Дугаллом. По его представлениям, основой любых явлений психических служит особая нематериальная сила — хорме (горме), проявляемая в виде инстинктов (=> концепция хормическая).
ПСИХОЛОГИЯ ЦЕЛОСТНАЯ — ряд направлений в психологии, методология коих ориентирована на исследование целостности структур психики и сознания. К психологии целостной относятся школа Лейпцигская, гештальт психология, школа К. Левина, и др.
ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЬНАЯ — условное наименование, принятое здесь для обозначения психологии обучения и воспитания в возрасте школьном.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ — психологическое направление, основанное на принципах психологии гуманистической и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога.
Рассматривается следующий ряд проблем:
1) проблемы времени, жизни и смерти;
2) проблемы свободы, ответственности и выбора;
3) проблемы общения, любви и одиночества;
4) проблемы смысла и бессмысленности существования, поиска смысла существования.
Психология экзистенциальная подчеркивает уникальность не сводимого к общим схемам и универсальным правилам личного опыта конкретного человека. На базе этих теоретических посылок развивается психотерапия экзистенциальная, направленная на восстановление аутентичности личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе, что достигается за счет глубинной личностной рефлексии. В практике психологии экзистенциальной применяются многие достижения психоанализа. Самые видные представители — Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ (психология среды) — недавно появившаяся междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношений человека и среды внешней — пространственно географической, социальной, культурной — органично включенной в жизнедеятельность и служащей важным фактором регуляции поведения и взаимодействия социального. Занимается изучением самых эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах деятельности людей. Особое внимание уделяется проблемам шума, загрязнения среды токсическими веществами и накоплению отбросов.
Она находится на стыке психологии и экологии социальной как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально гуманитарных проблем взаимоотношений человека и среды внешней. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие среды — архитектурной, производственной ( > эргономика), рекреационной (жилище) и прочих, она накопила ценный фактический материал, хотя еще не обрела цельной теоретической структуры.
Исследования в области психологии экологической приобрели особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из кризиса экологического, что выдвинуло на первый план такие проблемы:
1) исследование сознания экологического путем выявления особенностей восприятия человеком среды и выделение значимых для него факторов ее неблагоприятного развития;
2) выявление мотивации поведения экологического, раскрывающее причины поступков и лиц, как ответственных за нанесение ущерба среде, так и стремящихся любыми способами воспрепятствовать этому;
3) анализ закономерностей психологических последствий кризиса экологического — нарушения здоровья психического, рост преступности, сдвиги демографические и пр.;
4) разработка психологических средств пропаганды ( > психология пропаганды), направленной на формирование представлений, адекватных обстановке экологической.
Внедрение новых научно технических проектов и разработок, воздействующих на среду внешнюю, должно подвергаться тщательной эколого психологической экспертизе.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — отрасль психологии, изучающая психологические явления, связанные с отношениями пространственными.
Отечественная психология экономическая исходила из того, что объективные закономерности общественного развития не зависят от воли и желания отдельных людей, но сами определяют главные черты поведения социального и деятельности трудовой. Психология экономическая возникла на стыке психологии социальной, психологии управления, психологии труда с экономикой. Ее основная задача — разработка на базе исследований психологических концепций и практических рекомендаций, способных содействовать повышению эффективности хозяйственной деятельности.
К важнейшим проблемам психологии экономической относится выявление места личности человека в структуре сил производительных, живого труда. Человек при этом рассматривается как «экономическая реальность» — с позиции тех ресурсов, коими он обладает как созидатель материальных и духовных ценностей, включенных непосредственно в материальное производство.
К числу проблем психологии экономической также относятся:
1) изучение отношения человека к различным формам собственности;
2) психологические вопросы распределения и потребления;
3) проблемы потребностей человека — их количественные и качественные характеристики, закономерности их зарождения, развития, удовлетворения и воспроизводства.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — общее обозначение различных видов исследования явлений психических посредством методов экспериментальных. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.
Психология экспериментальная была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением элементарных функций психических — ощущений, восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания психологии экспериментальной как особой науки, отличной от философии и физиологии. Первый план ее разработки выдвинул В. Вундт, у коего получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие позднее инициаторами создания экспериментально психологических учреждений.
Если первоначально главным объектом психологии экспериментальной считались внутренние процессы психические нормального взрослого человека, анализируемые с помощью интроспекции, то в дальнейшем эксперименты проводятся и над животными, исследуются душевнобольные, дети. Психология экспериментальная охватывает не только исследование общих закономерностей протекания процессов психических, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и пр. Так в ее недрах зарождается новое направление — психология дифференциальная, предмет коей — индивидуальные различия между людьми и их группами.
Достижения психологии экспериментальной, носившей вначале «академический» характер, позднее получили широкое практическое применение в различных сферах — от педагогии дошкольной до космонавтики. Развитие ее теоретических схем и конкретных методик тесно связано с общим прогрессом теоретического познания, особенно интенсивном на стыках наук — биологических, технических и социальных.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ — отрасль психологии, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных — непривычных — условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара, в подземелье и пр.
Возникла в конце XX в., синтезировав конкретные исследования в области психологии авиационной, космической, морской и полярной.
В экстремальных условиях, характерных измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов:
1) монотония;
2) измененная пространственная структура;
3) измененная временная структура;
4) ограничения личностно значимой информации;
5) одиночество;
6) изоляция групповая — информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность, и пр.;
7) угроза для жизни.
В ходе адаптации к условиям экстремальным выделяются следующие этапы, характерные сменой состояний эмоциональных и появлением необычных психических феноменов:
1) этап подготовительный;
2) этап стартового напряжения психического;
3) этап острых реакций психических входа;
4) этап реадаптации психической;
5) этап завершающего напряжения психического;
6) этап острых психических реакций выхода;
7) этап реадаптации.
В генезе необычных состояний психических четко прослеживается:
1) антиципация в ситуации информационной неопределенности (на этапе);
2) ломка систем функциональных анализаторов, сформированных в процессе онтогенеза или длительного пребывания в условиях экстремальных; нарушения протекания процессов психических и изменения системы отношений и взаимоотношений (на этапах 3 и 6);
3) активная деятельность личности по выработке реакций защитных (компенсаторных) в ответ на воздействие психогенных факторов (на этапе 4);
4) восстановление прежних стереотипов реагирования (на этапе 7).
Раскрытие генеза необычных состояний психических позволяет отнести их к закономерным реакциям, укладывающимся в границы психологической нормы для измененных условий существования. При увеличении времени пребывания в измененных условиях и жестком воздействии факторов психогенных, а также при недостаточно высокой нервно психической устойчивости и отсутствии мер профилактики этап реадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений, характерных развитием расстройств нервно психических. Между этапами реадаптации и глубоких психических изменений имеется промежуточный этап неустойчивой деятельности психической, характерный появлением состояний препатологических. Это — состояния, еще не обособившиеся в строго очерченные нозологические формы заболеваний нервно психических, что позволяет рассматривать их в рамках психологической нормы.
Исследования в области психологии экстремальной ставят задачей совершенствование отбора психологического и подготовки психологической для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия факторов психогенных.
ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ — общий раздел психологии, изучающий закономерности и механизмы деятельности психической в сфере регулируемых правом отношений, — психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности.
Стремится гуманизовать взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключенными, или же между заключенными и их семьями. Эти знания дают возможность помогать судам в назначении таких мер наказания, кои способствовали бы возврату заключенных в общество. Под влиянием успехов психологии экспериментальной в конце XIX — начале XX вв. были проведены первые лабораторные исследования в области психологии юридической. Основные усилия были направлены на изучение психологии свидетельских показаний и допроса, «диагностики причастности» к преступлению, судебной и следственной работы, психологических основ отбора профессионального и обучения юристов.
Отечественные исследования по психологии юридической стали интенсивно проводиться в 20 х гг. Были выполнены многочисленные работы по изучению психологии преступников и заключенных, быта преступного мира, закономерностей формирования свидетельских показаний и причин появления в них ошибок, по теории и методике экспертизы судебно психологической, проведены оригинальные опыты по обнаружению психологическими методами следов преступления. С тех пор значительно активизовались научные исследования в этой области, был уточнен ее предмет, сформулированы юридические принципы.
Систему отечественной психологии юридической образуют:
1) психология криминальная — изучает механизмы психологические поведения преступного и личность преступника;
2) психология судебная — охватывает широкий круг вопросов, связанных с судопроизводством;
3) психология исправительная — разрабатывает проблемы исправления правонарушителей;
4) психология правовая — изучает правосознание, принципы его воспитания, причины его деформации.
В психологии юридической применяются все основные методы психологии — эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и прочие; разрабатываются и специфические методы — например, анализ психологический материалов уголовного дела, и пр.
ПСИХОЛОГИЯ Я > эго психология.
ПСИХОМЕТРИЯ (психометрика) — раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы измерений психологических. Первоначальное значение термина — измерение временных характеристик процессов психических; ныне под психометрией часто понимается весь круг вопросов, связанных с измерением в психологии. В этом понимании она включает в себя психофизику.
При количественных измерениях различий индивидуально психологических используются такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Занимается разработкой математических моделей измерений психологических (модель Терстоуна, модель шкалирования многомерного, модель черт латентных).
Важнейший признак психометрических процедур — их стандартизованность, предполагающая проведение исследований при возможно более постоянных внешних условиях. На основании полученных данных строятся различные шкалы индивидуальных свойств и делается вывод о надежности и валидности конкретной методики или теста. В последнее время наметилась тенденция создания психометрических процедур и моделей, позволяющих учитывать как переменные ситуации, так и индивидуальные особенности испытуемых. Но подлинное объединения общепсихологической и дифференциально психологической линий исследования пока не состоялось.
|