ПРОБЛЕМА САМОНАБЛЮДЕНИЯ — одна из самых сложных и запутанных проблем психологии. Скрывается уже в обосновании метода интроспекции, кажущемся строгим и ясным: предмет психологии — факты сознания; последние непосредственно открыты лишь индивиду, в сознании коего они происходят; следовательно, изучать их можно только методом интроспекции.
ПРОБЛЕМА УЧЕБНАЯ — понятие, используемое в обучении проблемном. Имеет логическую форму познавательной задачи, содержащей некое противоречие в условиях (избыточные, недостающие, альтернативные, частично неверные данные, и пр.) и завершающейся вопросом, объективирующим это противоречие. Обнаружение противоречия в проблеме учебной (задании проблемном) приводит к переживанию обучающимся состояния интеллектуального затруднения, вызывает ситуацию проблемную.
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ — заключается в проверке предположений:
1) о характере распределения величин случайных и о связи между ними;
2) о принадлежности данных к одной генеральной совокупности;
3) о достоверности различий, и пр. Применяется преимущественно в исследованиях экспериментальных для обоснования правдоподобности содержательных психологических суждений о преимуществе нового метода воздействия, обучения и пр.
Обычная процедура предполагает выдвижение так называемой гипотезы нулевой, согласно коей принимается предварительное суждение об отсутствии связи, влияния или различий, достоверных статистически. Характерная особенность проверки гипотез статистических — то, что гипотезы здесь не доказываются, а принимаются или отвергаются при определенном риске допустить ошибку. Одновременно с выдвигается одна или несколько гипотез альтернативных. Опровержение означает принятие противоположной по смыслу гипотезы альтернативной (например: — метод не влияет; — метод влияет). При этом устанавливается уровень значимости, определяется соответственная ему критическая область, рассчитывается фактическое (в выборке) значение интересующей статистической характеристики. Затем на основе некоего правила принимается решение: если значение характеристики оказывается за пределами допустимых значений, то отклоняется, если же она попадает в область допустимых значений, то принимается.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — составление прогноза — как предсказания о развитии чего либо, основанного на определенных данных, — становления, распространения, хода некоего процесса на базе изучения отобранных и проверенных данных.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТНОЕ — предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем, и каждой из гипотез приписывается определенная вероятность. Соответственно прогнозированию вероятностному производится преднастройка — подготовка индивида к соответственным действиям.
Прогнозирование вероятностное изучается в рамках физиологии активности. Способность к нему — результат биологической эволюции в вероятностно организованной среде. Прогнозы живого существа призваны оптимизировать результаты его действий, поэтому они адекватны именно тем переменным характеристикам среды, от коих зависит успешность действия — удовлетворение (или неудовлетворение) потребностей, достижение (или недостижение) целей. На прогнозировании вероятностном основаны скорость и точность движений спортсмена, оператора за пультом и пр. Нарушение его наблюдается при поражении долей лобных мозга головного, при некоих заболеваниях психических (шизофрения); оно ведет к патологическим процессам в психике, моторике, речи (языке), отношениях межличностных и пр.
При движении вверх по эволюционному ряду прогнозирование вероятностное становится все более развитым и включается в выполнение новых видов деятельности.
ПРОГРАММА — документированный план намеченной деятельности.
ПРОГРЕСС — продвижение, движение вперед, от низшего к высшему, к более высокой ступени развития, к лучшему. Развитие нового, передового. Противоположное понятие — регресс.
ПРОГРЕСС ПСИХИЧЕСКИЙ — согласно З. Фрейду — поступательное развитие психики личности и человечества в целом в направлении усиления Сверх Я и внутренней саморегуляции при определенном уменьшении внешнего принуждения.
ПРОЕКЦИЯ — 1. Процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты. Механизм защитный, впервые рассмотренный З. Фрейдом. Заключается в приписывании собственных — обычно вытесненных — побуждений и чувств другим людям. Бессознательное наделение других людей собственными чувствами, неосознанное приписывание им своих, зачастую «постыдных» бессознательных устремлений. В отношениях межличностных иногда проявляется в виде феномена «козла отпущения». Происходит под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. По видимому, к проекции предрасполагают такие черты характера, как недоверчивость, подозрительность и фанатизм.
Определение особенностей личности по ее проекциям используется в методе проективном. Пристрастность отражения мира, обусловливаемая проекцией, может иметь и защитный, патологический, и творческий, созидательный характер.
Различаются несколько видов проекции:
1) проекция классическая, или защитная;
2) проекция атрибутивная;
3) проекция аутистическая.
2. Под проекцией нередко понимается не только средство защиты психологической, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Субъект, оказавшись в некоей ситуации, в восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности — например, интерпретирует рисунок соответственно своим личностным особенностям.
Согласно Фрейду, проекцией называются два существенно различных явления, которые объединяются неосознаваемостью трансформаций, коим подвергаются исходные влечения, — в сознании же выступает лишь продукт этих трансформаций. Со временем термин проекция стал настолько расхожим, что отличить проекцию от ряда иных психологических феноменов стало весьма трудно. Ввиду этого предлагается различать несколько видов проекции ( > проекция: классификация).
Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных — отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода — концепция искажения апперцептивного.
На практике принято различать два типа проекции соответственно двум классам методик проективных. Так, в тестах интерпретативных проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов и установок личности. В тестах на структурирование отражается «скелет» личности — не столько содержание ее мира внутреннего, сколько его структура формальная — то, как испытуемый воспринимает себя и свое окружение социальное.
ПРОЕКЦИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ — для устранения многозначности понятия проекции, восходящего к З. Фрейду, выделяется несколько видов проекции:
1) проекция классическая (защитная);
2) проекция атрибутивная;
3) проекция аутистическая;
4) проекция рациональная.
Известны и другие подходы. При классификации можно выделить два «измерения» проекции: первое относится к тому, что проецируется, а второе отмечает, осознает ли субъект обладание проецируемой чертой. Комбинация этих «измерений» позволяет классифицировать все известные виды проекции.
Мнения по вопросу о том, как соотносятся эти виды проекции с процессами, идущими в исследовании проективном, значительно различаются.
ПРОЕКЦИЯ АТРИБУТИВНАЯ — приписывание собственных мотивов, чувств, черт личности и поступков другим людям ( > атрибуция), причем субъект осознает наличие этих черт у себя; по смыслу этот термин близок Фрейдовскому «уподоблению». В этом выражается склонность воспринимать других по аналогии с собой.
Большинство авторов склонно толковать проявления проекции атрибутивной как свидетельство субъективной значимости соответственных смыслов.
ПРОЕКЦИЯ АУТИСТИЧЕСКАЯ — детерминированность восприятия потребностями воспринимающего; модификация восприятия предметов или явлений согласно собственной актуальной потребности. При этом предметное содержание потребности включается в процесс восприятия, воображения ( > аутизм).
Большинство авторов склонно толковать проявления проекции аутистической как свидетельство субъективной значимости соответственных смыслов.
ПРОЕКЦИЯ ЗАЩИТНАЯ (проекция классическая) — неосознаваемый механизм, посредством коего импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира ( > защита психологическая). В основном соответствует первичному пониманию З. Фрейда.
ПРОЕКЦИЯ КАССАНДРЫ (проекция Панглосса) — названа метафорически в честь литературных персонажей; может рассматриваться как вариант механизма защитного, известного под названием образование реактивное.
ПРОЕКЦИЯ КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ — проекция черт, дополнительных к тем, коими субъект обладает в действительности. Например, если субъект испытывает страх, он склонен воспринимать других как угрожающих; в этом случае приписываемая черта служит обоснованием собственного состояния.
ПРОЕКЦИЯ ОБРАТНАЯ — крайний случай искажения, совпадающий с Фрейдовским понятием проекции защитной.
ПРОЕКЦИЯ ПРОСТАЯ — искажающее влияние аффективных состояний прошлого (экспектаций) на апперцепцию, — например, «я ненавижу его, так как думаю, что у него есть причины ненавидеть меня».
ПРОЕКЦИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ — отличается от проекции классической своей «рациональной» мотивировкой. Например, когда студентам предложили высказать замечания об учебном процессе, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики, а на недостаточную квалификацию преподавателей — двоечники. Итак, как при обычной рационализации, ответственность за собственные неудачи приписывается внешним обстоятельствам или другим людям.
ПРОЕКЦИЯ СИМИЛЯТИВНАЯ — выполняет защитные функции, препятствуя осознанию того факта, что субъект в действительности обладает некоей нежелательной чертой.
ПРОЕКЦИЯ ФОБИЧЕСКАЯ — вынесение вовне, экстериоризация страха и тревоги, в действительности имеющих эндогенную природу.
ПРООБРАЗ — 1. Образ будущего; образ чего либо, еще не существующего, но предполагаемого к осуществлению.
2. Исходный, изначальный образ, прототип, на основе коего нечто разработано, создано.
ПРООБРАЗ ИНФАНТИЛЬНЫЙ — согласно З. Фрейду — образ собственного отца, бессознательно включаемый ребенком в свой внутренний мир в качестве неотъемлемого элемента.
ПРООБРАЗ ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ — согласно З. Фрейду — общечеловеческий, наследственно передаваемый образ праотца, вождя, вожака первобытного стада, убитого и съеденного своими сыновьями.
ПРОПРИОЦЕПТОР (проприорецептор) — чувствительные нервные окончания — рецепторы, расположенные в мышечно суставном аппарате: мышцах, связках, суставных сумках. Разновидность интероцепторов (=> экстероцептор).
ПРОСТРАНСТВО: ВОСПРИЯТИЕ — образное отражение пространственных характеристик внешнего мира — восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Особенно существенное участие принимают анализаторы зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов, реализуемые активными движениями при контроле посредством органов чувств.
Для чувственного различения направлений вверх вниз, вперед назад, вправо влево, по видимому, необходима асимметрия человеческого тела, ибо в роли отправной точки при восприятии пространства выступает тело самого индивида. В частности, ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формируют восприятие направления вверх вниз, свидетельствуя об отклонении тела от вертикального положения. За счет работы механизмов зрения пространственного формируется восприятие глубины и дали пространства.
Механизмы восприятия пространства более поздни филогенетически по сравнении с механизмами восприятия зрительного, они интегрируют соответственную информацию о пространстве, полученную также от слуховой, вестибулярной и кожно мышечной систем сенсорных. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное оформление происходит за счет обретаемого в ходе жизни опыта практических действий с предметами и практического передвижения в пространстве. Восприятия пространства служит основой восприятия движения, тоже выполняемого за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию (обнаружение, выявление) движения.
ПРОСТРАНСТВО: ВОСПРИЯТИЕ: НАРУШЕНИЕ (нарушения восприятия пространства) — трудности ориентировки в пространстве из за нарушений в работе анализаторов внешних (зрительного, слухового) или внутренних (кожно кинестетического), кои возникают при различных патологических состояниях мозга головного. Различаются такие формы нарушений восприятия пространства:
1) возникающие при нарушении сознания и проявляемые в форме дезориентировки во внешнем мире;
2) трудности в ориентировке из за непонимания право левых и верхне нижних координат внешнего пространства зрительного, возникающие при поражении теменно затылочных отделов мозга головного;
3) трудности в определении направления и удаленности звуков, возникающие при поражении подкорковых уровней системы слуховой;
4) трудности в ориентировке во внутреннем пространстве как одно из проявлений соматоагнозии, чаще всего возникающие при поражении теменных отделов полушария правого мозга головного;
5) трудности ориентировки в локализации пальцев своих рук, возникающие чаще всего при поражении нижнетеменных отделов полушария правого мозга головного (у правшей);
6) нарушения восприятия пространства ( > пространство: восприятие: нарушение), возникающие при длительной депривации сенсорной или при экспериментальном искажением сенсорных сигналов (зрительных, кожно кинестетических).
ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНЕННОЕ — чем менее жестко оно оформлено, чем больше его неопределенность, тем более его структурирование определено индивидуальными особенностями личности.
ПРОСТРАНСТВО СЕМАНТИЧЕСКОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ — модель структуры категориальной ( > категоризация) индивидуального сознания, на основе коей производится классификация объектов, понятий и прочего путем анализа их значений. Размещение в пространстве семантическом тех или иных значений позволяет проводить их анализ, судить об их сходстве и различии;
Если принять определенные допущения, в частности — о независимости категорий пространства семантического субъективного, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном пространстве семантическом, получающем свою характеристику в системе координатных осей, на основании коих вычисляется расстояние между значениями.
Математически пространство семантическое субъективное выражается с помощью координатных осей и точек и вычисления расстояния между ними. Его построение как метода исследования и как модельного представления структур категориальных широко распространилось в области психологии памяти (модели семантические памяти долговременной), психологии мышления и теории принятия решения. Этот метод применяется также в психологии различий дифференциальных, в исследовании когнитивных аспектов сознания и самосознания личности.
ПРОТАНОПИЯ — форма частичной, слепоты цветовой, характерная отсутствием ощущений цветовых в красной области спектра.
ПРОТЕКЦИОНИЗМ — в социально психологический аспекте — корыстное покровительство, оказываемое кому либо лицом или группой лиц, обладающих властью. Ведет к появлению привилегированного круга лиц, культивированию конформизма, готовности подчиняться авторитарному давлению. Может проявляться в рамках социальных общностей любого масштаба: группах больших и малых, организациях и первичных подразделениях.
Протекционизм отрицательно влияет на результативность любого труда, негативно сказывается на психологическом климате ближайшего окружения социального. Он несовместим с принципом социальной справедливости. При протекционизме межиндивидуальные связи, интересы семьи, отдельных групп и личностей, их цели обретают большую ценность, чем интересы коллектива и всего общества, нередко противопоставляются им.
Фактор воспроизводства и питательная среда протекционизма — система бюрократических, внеэкономических отношений в обществе. Протекционизм преодолевается средствами гласности и законности.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ — проявление противостояния и противоборства энергии влечения и Я, провоцирующее появление симптомов невротических.
ПРОФЕССИОГРАММА — подробное описание некоей профессии через систему требований, предъявляемых ею к работнику, — включая качества личности, особенности мыслительных процессов, знания, умения и навыки, нужные для успешного овладения этой профессией.
ПРОФЕССИОГРАФИЯ — технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого физическим возможностям человека. Применяется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.
Профессиография содержит комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе:
1) методы сбора эмпирических данных — изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, методы биографический и трудовой, метод эксперимента;
2) методы их анализа — метод оценки экспертной, метод анализа качественного данных эмпирических, методы анализа статического;
3) методы психологической интерпретаций — анализ структурно системный и анализ функционально структурный.
Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности — социальные, социально экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально психологические и пр. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа.
Профессиография информационная нацелена на обеспечение профессионально ориентационной работы и содержит все названные характеристики, хотя дает их обобщенно, кратко, описательно.
Профессиография коррекционная направлена на повышение безопасности профессионального труда, она детально и аналитически описывает только те характеристики, что служат основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.
Профессиография диагностическая обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики и ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально психологических характеристик труда — только на тех этапах работы, от коих в большей степени зависит конечный результат и где требуются самые высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.
Профессиография формирующая используется в процессе профессионального обучения и охватывает социально экономические, исторические и правовые характеристики профессии в общих чертах — с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.
ПРОЦЕСС — 1. Ход некоего явления, последовательная смена состояний, стадий развития и пр.
2. Совокупность, набор последовательных действий для достижения некоего результата.
ПРОЦЕСС ДУШЕВНЫЙ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ — внесознательные процессы психики, составляющие ее основное содержание и оказывающие исключительное влияние на личность и ее поведение. Их можно разбить на три больших класса:
1) механизмы неосознаваемые сознательных действий;
2) побудители неосознаваемые сознательных действий;
3) процессы надсознательные.
Согласно З. Фрейду, они характерны мощной силой, неупорядоченностью во времени, нераздельностью противоположностей.
ПРОЦЕСС КУЛЬТУРНЫЙ — согласно З. Фрейду — видоизменение жизненного процесса под влиянием задачи, поставленной Эросом и стимулированной Ананке, в целях объединить людей в либидинозно связанную общину.
ПРОЦЕСС НАДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ — это название несколько условно. Подразумеваются процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь и обычно радикально меняет ее. Примером может быть длительное решение некоей сложной проблемы, когда после многомесячных или многолетних усилий решение проясняется (часто неожиданно). Хотя предшествующий процесс решения шел под контролем сознания, о ходе его не было четкого представления, так что процесс в общем не прослеживался. Такие процессы отличаются от сознательных хотя бы в двух важных отношениях:
1) субъект не знает конечного итога, к коему приведет процесс, — тогда как сознательные процессы предполагают цель действия — ясное осознание результата;
2) неизвестен момент, когда процесс закончится, и часто он завершается внезапно — тогда как в случае сознательных действий предполагается контроль за приближением к цели и примерная оценка момента завершения.
К процессам надсознательным относятся процессы мышления творческого, переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, кризисы личностные и пр.
ПРОЦЕСС НЕРВНЫЙ — разнообразные процессы, идущие в системе нервной: процессы возбуждения, торможения и пр.
ПРОЦЕСС НЕРВНЫЙ: ИНДУКЦИЯ — возникновение противоположного по знаку процесса нервного:
1) вслед за существующим процессом — индукция последовательная; / 2) за его территориальными пределами — индукция одновременная. Индукция называется положительной, если первичный процесс — торможение, вслед за коим, по законам индукции, возникает возбуждение; отрицательной, если соотношение обратное. Понятие индукции широко использовалось И.П. Павловым для объяснения закономерностей деятельности нервной высшей.
ПРОЦЕСС НЕРВНЫЙ: УРАВНОВЕШЕННОСТЬ — свойство системы нервной, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие введено И.П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств системы нервной, образующее в сочетании с другими — силой и подвижностью — тип деятельности нервной высшей ( > деятельность нервная высшая: тип).
В исследованиях школы Теплова — Небылицына уравновешенность процессов нервных стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств системы нервной, определяемых соотношением показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств — силе, подвижности, лабильности, динамичности. Наряду с новой интерпретацией уравновешенности был предложен и новый термин — баланс процессов нервных.
ПРОЦЕСС ПСИХИЧЕСКИЙ — процессы, происходящие в психике, отражаемые в динамически изменяющихся явлениях психических: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении и пр.
ПРОЦЕСС ПСИХИЧЕСКИЙ: ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИЧЕСКАЯ (динамические характеристики психических процессов) — обобщенное понятие, указывающее на количественные — прежде всего скоростные — показатели выполнения некоих действий. Принято считать, что эти показатели тесно связаны с работой неспецифических структур мозга головного разных уровней, в частности — коркового уровня (медиобазальные отделы коры лобных и височных отделов мозга).
При разных состояниях психических — утомлении, возбуждении, стрессе и прочих — эти показатели весьма широко варьируются. Индивидуальные различия тоже велики. Например, у правшей скоростные показатели при выполнении серийных операций выше, чем у левшей.
ПРОЦЕСС ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ: ЦЕЛЬ ОСНОВНАЯ — согласно Э. Фромму — достижение и признание истины в ее психоаналитическом измерении — истины о внутренних феноменах, фиксирующей различие между чувствами и рационализацией и способствующей формированию адекватной самооценки (=> психоанализ: цель главная).
ПРОЦЕСС ТЕЛЕПАТИЧЕСКИЙ — передача телепатической информации; согласно З. Фрейду, происходит по схеме: психический акт — физический процесс — возбуждение соответственного психического акта у другого человека или людей.
ПСЕВДОЛОГИЯ — патологическая склонность — при достаточно высоком уровне интеллекта — к сообщению ложной информации, к сочинению фантастических историй. Обычно обусловлена желанием индивида обратить на себя внимание других путем «доказательства» собственной значимости.
ПСЕВДОЛЮБОВЬ: ФОРМА — согласно Э. Фромму — разнообразные индивидуальный формы патологии любви, приводящие к страданиям и неврозам (=> псевдолюбовь: форма нормальная). Сюда относятся:
1) любовь невротическая — при коей партнеры центрируются на родителях и переносят на партнера чувства ожидания и страхи, испытанные по отношению к родителям;
2) любовь поклонение — при коей человек теряет себя в любимом вместо того, чтобы найти себя в нем, обнаруживая нищету духа и отчаяние поклоняющегося;
3) любовь сентиментальная — при коей чувство переживается лишь в воображении, а не в реальных отношениях; самый распространенный вид — «заместительное» любовное удовлетворение потребителей песен, фильмов, романов и прочего; другой — временная аберрация, когда партнеры живут воспоминаниями о прежних чувствах и фантазиями о будущей любви;
4) любовь, центрированная на недостатках и слабостях партнера, кои постоянно разоблачаются и обличаются;
5) любовь, проецирующая смысл и проблемы на детей, использующая детей в компенсаторных целях.
ПСЕВДОЛЮБОВЬ: ФОРМА НОРМАЛЬНАЯ — согласно Э. Фромму, в современном обществе имеются «нормальные» — распространенные — социальные модели патологии любви, выступающие как две формы псевдолюбви:
1) любовь как взаимное сексуальное удовлетворение;
2) любовь как «слаженная работа» и убежище от одиночества.
ПСЕВДОНЕВРОЗ (синдром неврозоподобный) — невротические состояния, возникающие при различных соматических, органических инфекционно токсических и подобных им заболеваниях ( > невроз).
ПСЕВДОПАМЯТЬ — неверное опознание впервые воспринимаемого объекта как знакомого. Обусловлено тем, что частные признаки этого объекта, с коими индивид уже знаком, воспринимаются быстрее, чем строится целостный образ объекта.
ПСЕВДОПОНЯТИЕ — результат допонятийного обобщения, являющий собой комплекс, в коем основанием обобщения выступают образы, а не логические связи ( > мышление комплексное).
ПСИ — буква греческого алфавита, обычно используемая как символ для обозначения психологии.
ПСИХАСТЕНИЯ — болезненное расстройство психики, характерное крайней нерешительностью, боязливостью, мнительностью, склонностью к идеям навязчивым.
Психастеникам присущи общие астенические свойства — повышенная чувствительность и быстрая истощаемость. Они возбудимы и истощаемы в нервно психическом смысле. К этому добавляются такие качества, как боязливость, нерешительность, сомнения во всем — относительно прошлого, настоящего и будущего. Часты ложные опасения за жизнь свою и ближних. Им весьма трудно начать какое то дело: они принимают решение, потом отступают, снова собираются с силами и пр. Принимать решения им трудно потому, что они сомневаются в успехе любого задуманного дела.
Но если психастеник что то решил, то должен осуществить это сразу, — он проявляет крайнюю нетерпеливость. Парадоксальное сочетание — постоянные сомнения, нерешительность и нетерпеливость. Но у него есть своя логика: психастеник торопит события, опасаясь, как бы что нибудь не помешало совершить задуманное — из той же неуверенности.
ПСИХЕЯ — в древнегреческой мифологии — олицетворение человеческой души.
Согласно К.Г. Юнгу — совокупность всех процессов психических. Частью ее является душа — ограниченный функциональный комплекс, организующийся вокруг Я.
ПСИХИАТРИЯ — область медицины, изучающая причины заболеваний психических, их проявления, способы лечения и предупреждения. Основным методом психиатрии является клиническое обследование с использованием методов нейрофизиологических, биохимических, иммунологических, генетических и психологических. Выделяется:
1) психиатрия общая (или психопатология общая) — которая исследует закономерности нарушений деятельности психической;
2) психиатрия частная — которая занимается заболеваниями психическими, прежде всего психопатиями, неврозами, состояниями реактивными.
ПСИХИКА — существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.
Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.
Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего — в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего — в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная — качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной — именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание — ее сущностная характеристика.
Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и мозгом головным внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым — выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Итак, определяющие признаки:
1) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;
2) их ориентация в этой среде;
3) удовлетворение потребности в контактах с нею. А эти контакты по принципу связи обратной контролируют правильность отражения.
У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря связи обратной результат действия сопоставляется с образом, появление коего опережает этот результат, предваряя его как своеобразная модель действительности. Так психика выступает единой цикличной системой, имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонент системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их «обратное» влияние на образ. Активность психики проявляется:
1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;
2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;
3) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.
Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном критерии. То есть такой, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика. Современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Но предлагаемые ими критерии приводят к разной локализации «порога» психического. Вот некоторые из них: способность к поведению поисковому, способность к «гибкому» приспособлению к среде, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о том, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.
Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной психологии) принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически). Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ — поведением. До того жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр. Теперь появляется активность, «вставленная» между актуальной ситуацией и витальным актом — обменом веществ. Смысл этой активности — обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны два фундаментальных понятия: раздражимость и чувствительность. При этом чувствительность предполагает субъективный аспект отражения; предположение, что он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители абиотические, — очень важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной проверки. Согласно психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций — сознательного, предсознательного и бессознательного — и системы их взаимодействия. Деление психики на сознательное и бессознательное — основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих — влечение сексуальное.
Согласно Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:
1) самость высшая — своего рода «внутренний бог»;
2) самость сознательная — Я — точка ясного осознания;
|