Головин Сергей "Словарь практического психолога"

МАССА (масса психологическая) — согласно З. Фрейду — сообщество людей, где существует либидинозная привязанность и к вождю (лидеру), и между индивидами. Иногда именуется массой психологической. Массы отличаются от простых сборищ людей. Подразделяются на массы естественные и массы искусственные.

МАССА: КОНСТИТУЦИЯ ЛИБИДИНОЗНАЯ (либидинозная конституция массы, либидозная конституция массы) — согласно З. Фрейду — «первичная масса», имеющая вождя и не обладающая качествами индивида, — какое то количество индивидов, кои сделали своим Сверх Я один и тот же объект и оттого в своем Я идентифицировались между собой.

МАССА ГОМОГЕННАЯ — согласно З. Фрейду — массы психологические, состоящие из однородных индивидов.

МАССА ИСКУССТВЕННАЯ — согласно З. Фрейду — высокоорганизованные, долго существующие сообщества — как церковь, войско. Их образование и функционирование реализуется при некотором насилии.

МАСТУРБАЦИЯ — сексуальное самоудовлетворение, достигаемое за счет раздражения зон эрогенных или психологического возбуждения, когда сексуальные фантазии приводят к переживанию оргазма безо всяких манипуляций.

Половое удовлетворение при мастурбации не является полноценным — из за отрыва телесных ощущений от реального общения и от эмоциональной связи с другим человеком, что особенно важно для нормальной взрослой сексуальности. Другим неблагоприятным последствием является то, что она обычно сопровождается яркими эротическими образами, фиксация на коих может привести к снижению субъективной ценности переживаний реальной половой жизни.

МАСТУРБАЦИЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ — согласно З. Фрейду — период детского генитального самоудовлетворения, наступающий с трехлетнего возраста; одна из форм детской сексуальной жизни.

МАТРИЦА — в математике — прямоугольная таблица некоих математических объектов: чисел, математических выражений и пр. В психологии понимание термина сходно, но взамен математических объектов подразумеваются некие «психологические объекты» — например, тесты.

МАТРИЦА ПРОГРЕССИВНАЯ РАВЕНА — батарея тестов, разработанная английским психологом Дж. Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта (=> коэффициент интеллектуальности). Основана на работе наглядного мышления по аналогии. Каждая задача теста состоит в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на пустом месте в правом нижнем углу основного рисунка (матрицы) в виде геометрического узора вставить один из шести — восьми фрагментов, размещенных под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой; с ростом порядкового номера растет сложность задания. Существуют варианты матриц для диагностики детей и взрослых с нарушениями деятельности психической.

МАТРИЦА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — согласно Э. Фромму — форма существования и выражения мыслей, отражающая подлинные чувства и убеждения и определяющая действия человека. Никакая идея не может быть сильнее своей матрицы эмоциональной.

МЕДИТАЦИЯ — интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и прочее, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). Прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно исторического окружения.

Восточный тип медитации, явленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае, предполагает религиозно мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте — ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, коя растворяется в воде моря. Другое религиозно мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей — человеческой и божественной. В XX в. методики медитации разрабатывались в некоторых школах психоанализа, в частности в психологии аналитической, а также как системы психофизической тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект и не связанные с религиозно мистическими идеями — тренировка автогенная, система «связи обратной биологической» и пр.

МЕДИЦИНА ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ (психосоматика) — направление медицины, основанное на признании исключительной, преимущественной или особой роли психических факторов в появлении, протекании и исходе заболеваний соматических. Возникла в середине нашего века на основе использования идей, методов и техник психоанализа с целью объяснения и терапии неврозов органов и органических заболеваний. По оценкам, в индустриально развитых странах около 50% органических заболеваний — психогенного характера.

МЕЛАНХОЛИК — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента (в классификации Гиппократа). Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Характерен низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхоликов отличают высокая эмоциональная сенситивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.

МЕЛАНХОЛИЯ — болезненное состояние, проявляемое в угнетенном настроении, замедленности движений и затрудненном течении мыслей. Самая тяжелая форма постоянной депрессии.

МЕСТО РАБОЧЕЕ: ПОЛЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ (информационное поле рабочего места человека оператора) — пространство субъективное человека оператора, где размещены ключевые источники сигналов о выполняемых в ходе деятельности операциях.

МЕТАПСИХОЛОГИЯ — согласно З. Фрейду — психология, описывающая процессы психические в динамическом, топическом и экономическом отношении. Так же он на протяжении ряда лет именовал свое учение — теорию психоаналитическую.

МЕТАСИМУЛЯЦИЯ — продление имевшихся ранее симптомов заболевания (=> симуляция).

МЕТОД (метод исследования) — 1. Прием, способ, образ действия.

2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта. В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, — понятие метода распространяется на различные области практики.

Разработке и совершенствованию методов в науке уделяется специальное внимание, ибо необходима уверенность в достоверности полученных данных, а потому — и в оптимальности способа их получения.

МЕТОД АНАЛИЗА ЖИЗНИ (метод анализа пути жизненного; метод совместного с клиентом анализа жизненного пути) — один из ведущих методов коррекции психологической в терапии К. Хорни. Основан на совместном анализе жизненного пути клиента и определении реалистических жизненных целей — без глубокой проработки эмоциональных проблем.

МЕТОД АССОЦИАТИВНЫЙ (метод ассоциаций свободных) — терапевтический прием фрейдовского психоанализа: в ходе терапевтического сеанса клиенту предлагается свободно высказывать все, что приходит в голову. Предполагается, что клиент, сам того не осознавая, может «проговориться» — спонтанно произнести слова, что укажут на невольно возникающие у него мысли; анализ же этих мыслей и ассоциаций укажет причину и источник его заболевания или тревоги.

МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ — в психологии — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Ранее включали анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий (автобиография будущая, фантазия управляемая, графики жизни, каузометрия), а также исследования круга общения (биографии дополнительные, линии отношений субъекта). Современные методы биографические, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и среды социальной. Их использование предполагает получение информации, источники коей — методики автобиографические (опросники, интервью, тесты, автобиографии спонтанные и спровоцированные), свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений).

МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ — стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном в 1875 г., — самый информативный из методов психогенетических. Метод основана на предпосылке, что влияния среды, оказываемые на близнецов, примерно одинаковы. Однояйцевые (монозиготные) близнецы имеют идентичный генотип, двуяйцевые (дизиготные) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания.

Позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на изучаемое психологическое качество, на вариативность исследуемого признака. Характерен сравнением психологических качеств близнецов монозиготных (однояйцевых), имеющих идентичный набор генов, и дизиготных (двуяйцевых), генотипы коих различны и имеют в среднем лишь 50% одинаковых генов.

Большее внутрипарное сходство однояйцевых близнецов по сравнению с двуяйцевыми может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака: признаки, вариативность коих существенно определяется наследственностью, должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных близнецов. Существенное ограничение метода — в том, что сходство собственно психологических признаков однояйцевых близнецов может быть негенетического происхождения.

МЕТОД ВООБРАЖЕНИЯ АКТИВНОГО — основной метод коррекции психологической в терапии К.Г. Юнга. Предполагает возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного.

МЕТОД ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ — относится к методам психогенетическим. Производится исследование сходства между родственниками в разных поколениях. Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников; возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных.

Метод применим преимущественно в генетике медицинской и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической передачей, но и социальной преемственностью.

МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ — метод изучения явлений психических в развитии, выявляющий их происхождение и законы преобразования в ходе развития (=> метод исторический).

МЕТОД ДЕТЕЙ ПРИЕМНЫХ — психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями. В его основе лежит сопоставление сходства по некоему психологическому признаку между ребенком биологическими родителями, с одной стороны, и ребенком и его усыновителями — с другой. При этом биологические родители имеют в среднем 50% общих с ребенком генов, но живут в другой среде социальной; приемные родители не имеют с ребенком общих генов, но живут в той же среде.

МЕТОД ДИСКУССИИ ГРУППОВОЙ (метод групповой дискуссии) — 1. Применяемый в практике руководства коллективами способ организации деятельности совместной, нацеленный на интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.

2. Прием, позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в ходе непосредственного общения.

Использование метода дискуссии групповой позволяет:

1) сопоставляя противоположные позиции, позволить участникам увидеть проблему с разных сторон;

2) уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации;

3) нивелировать скрытые конфликты, ибо в ходе открытых высказываний есть возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров;

4) выработать решение групповое, придав ему статус нормы групповой; если решение разделяется всеми участниками, происходит нормализация групповая, если нет — возможна поляризация групповая;

5) использовать механизм возложения и принятия ответственности, увеличивая включенность участников в последующую реализацию решений групповых;

6) повысить эффективность отдачи и заинтересованность участников в решении групповой задачи, предоставляя возможность проявить компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Существуют различные формы организации метода дискуссии групповой — от простых производственных совещаний до специально подготовленных форм типа атаки мозговой. Сфера применения — любые формы деятельности совместной, требующие согласованных групповых действий: производство, наука, обучение, психотерапия групповая и пр.

МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО — ассоциативная процедура — один из методов построения пространств семантических субъективных. Предложен американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом установок социальных и смыслов личностных — в психологии и социологии, в теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. Является комбинацией метода ассоциаций контролируемых и процедур шкалирования; при этом измеряемые объекты — понятия, изображения, персонажи и прочие — оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал (трехбалльных, пятибалльных, семибалльных), полюса коих обычно задаются вербально и образованы антонимическими позициями, в качестве коих выступают прилагательные, графические изображения и пр.

Наряду с вербальными, разработаны невербальные дифференциалы семантические, где в качестве полюсов шкал используются графические оппозиции, живописные картины, фотопортреты.

МЕТОД ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (метод зоопсихологии) — способы изучения поведения животных, включающие наблюдение и эксперимент. Наблюдения за естественным поведением животных в местах обитания дополняются изучением их отношения к различным, отчасти специально подбираемым экспериментатором предметам, которые иногда предъявляются подопытному животному и в искусственно создаваемых ситуациях; анализируются формы манипулирования этими предметами.

В зоопсихологических экспериментах изучается поведение животных в ходе решения различных задач. Основные экспериментальные методы:

1) метод лабиринта — нахождение пути к непосредственно невоспринимаемому целевому объекту — корму, убежищу и пр.;

2) метод обходного пути — нахождение пути к воспринимаемому целевому объекту в обход одной или нескольких преград;

3) метод одновременного или последовательного выбора — дифференцировочная дрессировка: выбор объектов — сигналов, рисунков и прочего, — различающихся по одному или нескольким, иногда определенным образом изменяемым признакам;

4) метод открытого поля — предоставление животному возможности свободного выбора пути и местонахождения в пространстве, огороженном стенками и по мере надобности усложняемом структурными компонентами (предметами, убежищами и пр.;

5) метод проблемной клетки (ящика) — нахождение возможности выхода из клетки или входа в нее путем открывания более или менее сложных запоров;

6) метод употребления орудий — решение задач с помощью посторонних предметов, кои должны включаться в ситуацию между животным и целевым объектом — приближение приманок палками или веревками, составление пирамид из ящиков и пр.

Этими и другими методами изучаются сенсорные и эффекторные способности, ориентировочно исследовательское поведение, эмоции, память животных, их способность к научению, обобщению и переносу индивидуального опыта, к интеллектуальным действиям и пр.

Зоопсихологические исследования имеют большое значение:

1) для других отраслей психологии, особенно для психологии общей и детской;

2) для антропологии (предыстория антропогенеза);

3) для медицины (моделирование на животных психопатологических состояний человека, психофармакологические эксперименты и пр.);

4) для практики животноводства, для борьбы с вредителями сельского хозяйства и опасными для здоровья человека животными;

5) для служебного собаководства, охраны животного мира, акклиматизации и одомашнивания диких животных, звероводства и рыбоводства, зоопаркового дела и пр. (=> психология сравнительная).

МЕТОД ИЗМЕНЕНИЙ МИНИМАЛЬНЫХ — разработанный В. Вундтом метод определения порога восприятия, при коем ведется монотонное пошаговое изменение величины действующего раздражителя — до тех пор, пока не определяется точка возникновения и точка исчезновения ощущения.

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО — основной метод коррекции психологической в терапии Г. С. Салливана. Основное внимание уделяется «общей эмоции», возникающей в терапевтической ситуации между терапевтом и клиентом.

МЕТОД ИНТРОСПЕКЦИИ (метод субъективный)  > интроспекция.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ  > личность: исследование: метод.

МЕТОД ИСТОРИЧЕСКИЙ — метод изучения явлений психических в развитии, выявляющий их зависимость от исторических условий жизни людей.

МЕТОД КАРДИОГРАММЫ — метод регистрации активности биоэлектрической мышцы сердечной, применяемый в психологии для анализа сдвигов вегетативных.

МЕТОД КАТАРТИЧЕСКИЙ — метод психотерапии, предназначенный для лечения некоих видов психонервных заболеваний. Его основное положение — в том, что симптомы у истериков зависят от потрясших их, но забытых сцен из жизни. Лечение старается заставить больных вспомнить эти переживания в гипнозе и воспроизвести их; при этом происходит катарсис. Из этого же положения вытекает часть теории — о том, что эти симптомы соответствуют ненормальной связи определенного количества неразрешенной энергии возбуждения ( > конверсия).

Согласно З. Фрейду, метод катартический — предварительная ступень психоанализа, основной метод. Фрейд связывал катарсис с тем, что клиент заново переживает травматические события детства и может отреагировать те чувства, что были подавлены. Понимание причин болезненных проявлений и установление клиентом их связи с настоящим временем возможны благодаря тому, что психоаналитик, интерпретируя символы Сновидений и фантазий, спонтанные высказывания, выявляя «точки сопротивления», дает соответственные объяснения. В отреагировании значительная роль принадлежит переносу на терапевта чувств, кои не могли бы проявиться в отношении их истинных объектов.

МЕТОД КОМПЛЕКСНЫЙ — применяется как организационный. Здесь используется другое основание для выделения метода: так, методы сравнительный или лонгитюдный могут быть или не быть комплексными. Имеется в виду, что исследование может проводиться или в рамках одной науки, или же как комплексное междисциплинарное исследование. .

МЕТОД КОНТРОБУСЛОВЛИВАНИЯ  > подход поведенческий.

МЕТОД ЛОНГИТЮДНЫЙ (метод длинника) — относится к методам организационным. Предполагает работу с одной и той же группой людей — или с одним человеком, — регулярно и достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени — отслеживается развитие, производится «продольный срез».

Хотя этот метод иногда противоставится методу сравнительному, это не вполне корректно: сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом — об одном объекте на протяжении его развития. Но противоставление методу срезов вполне правомерно. Каждый имеет свои преимущества: если метод срезов позволяет охватить исследованием больше людей, то метод лонгитюдный более «утончен» и позволяет зафиксировать оттенки индивидуального развития, неуловимые для метода срезов. Практически эти методы выступают как взаимно дополнительные.

МЕТОД ЛУРИИ — ряд нейропсихологических методов, разработанных А.Р. Лурией, служащих для диагностики поражений локальных мозга головного по сопутствующим нарушениям психическим. Представляют собой набор тестовых испытаний различных процессов познавательных, действий произвольных и особенностей личности. По анализу истории болезни и предварительной беседе с больным строится предварительное предположение о возможной локализации очага поражения. Затем производится собственно исследование нейропсихологическое, в коем анализируется качество сохранных и нарушенных процессов психических. При этом диагностируется состояние отдельных анализаторов (зрительного, слухового, кожно кинестетического, двигательного) и уровень опосредования процессов психических с помощью системы речевой. Па базе полученных данных выводится заключение о локализации очага поражения в коре больших полушарий или в подкорковых структурах мозга головного.

МЕТОД МИОГРАММЫ — метод регистрации активности биоэлектрической мышц тела для оценки интенсивности, локализации и временных параметров мышечного движения — например, для регистрации скрытых реакций двигательных.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ВКЛЮЧЕННОГО — метод исследования социально психологических процессов в группах малых, причем в этих процессах участвует сам экспериментатор, сразу наблюдая как бы изнутри и снаружи.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО — стратегия исследования для фиксации заданных характеристик некоего процесса без вмешательство в его течение. Может ориентироваться на регистрацию актов поведенческих и процессов физиологических. Как правило, выступает предварительным этапом перед планированием и проведением исследования экспериментального.

МЕТОД ОБЪЕКТИВНЫЙ — стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование верифицируемых гипотез. Относится к методам организационным. В традициях науки считается основным. Предполагает обращение к тем аспектом, что можно зафиксировать средствами «стороннего» наблюдения — изменения поведения, деятельности предметной, речи и прочего, за коими предполагается определенная психическая реальность. Использование субъективных данных не исключается, но выставляется требование не принимать их как окончательную реальность. Предполагается также тщательное построение исследования, выбор испытуемых или объектов наблюдения либо диагностики, определение условий и этапов исследования с разработкой и обоснованием каждого. Особенно часто подчеркивается требование «чистоты» исследования — по сути, к возможно полному контролю условий и недопущению влияния неучтенных факторов.

МЕТОД ОПЕРАНТНЫЙ  > подход поведенческий.

МЕТОД ОПИСАТЕЛЬНЫЙ — отводят исследователю роль наблюдателя: он никогда не вмешивается в наблюдаемое явление, ограничиваясь возможно более объективным описанием его.

МЕТОД ОПРОСА — сюда относятся:

1) беседа;

2) анкетирование;

3) интервью.

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ — сюда относятся:

1) метод сравнительный и метод срезов как его частный случай;

2) метод лонгитюдный;

3) метод комплексный;

4) метод субъективный и метод объективный.

МЕТОД ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНОЙ (метод экспертной оценки, метод внешней экспертной оценки) — метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку. Предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. Широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов и пр. Оценки экспертные целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств — это лучше сделать в последующей беседе с экспертами, а в виде количественной оценки выраженности этих свойств иди элементов поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных, частных элементов поведения, однозначно понятных. Обобщение этих элементов — дело самого исследователя.

МЕТОД ПОЛИЭФФЕКТОРНЫЙ — использует одновременную регистрацию Нескольких реакций организма в ответ на действие раздражителя. В этом режиме чаще всего регистрируются такие психофизиологические показатели, как реакция кожно гальваническая и сердечнососудистая, биопотенциалы мозга головного, тремор, реакции миографические, характеристики дыхания, давление артериальное.

МЕТОД ПОПУЛЯЦИОННЫЙ — относится к методам психогенетическим. Позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Для анализа генетической структуры популяции обследуется большая группа лиц, коя должна быть репрезентативной (представительной) — позволять судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.

Что касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, этот метод, взятый изолированно от других методов психогенетических, не дает надежных сведений, ибо различия между популяциями в распределении конкретной психологической особенности могут вызываться также социальными причинами, обычаями и пр.

МЕТОД ПОТЕНЦИАЛОВ ВЫЗВАННЫХ — метод регистрации активности биоэлектрической мозга головного, изменения коей обусловлены внешними воздействиями и фиксируются в относительной временной близости с этим воздействием. В частности, можно исследовать ритмические колебания биопотенциала в ответ на внешне навязанный ритм раздражителя ( > потенциал вызванный). На базе данных, полученных с помощью этого метода, строятся гипотезы о механизмах восприятия, внимания, интеллекта, об асимметрии межполушарной мозга головного и об индивидуальной дифференциации психофизиологической.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — вид научения — способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. Широко использовался бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса; распространился в психологии после работ Э.Л. Торндайка (последние годы XIX в.), согласно коим случайно совершенные двигательные и мыслительные акты, за счет коих оказалась решенной значимая задача, и закрепление их при случайном успехе определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека/В следующих пробах время, затрачиваемое на решение аналогичных задач в аналогичных условия, постепенно — хотя не линейно — уменьшается, пока не обретает форму мгновенного решения. Тем самым была выделена согласованность поведения со средой на вероятностной основе, что позволило при интерпретации категории действия выйти за пределы жесткой альтернативы: либо механистической, либо телеологической его трактовки.

Последующая разработка проблемы научения — в частности, более точный анализ поведения животных методом проб и ошибок — обнаружила слабость и ограниченность объяснительных возможностей метода, ибо он не учитывает характерную для поведения направленность каждой пробы, ее включенность в определенную психическую структуру. Показано, что поведение при научении не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

Гештальт психология критиковала метод проб и ошибок, противопоставляя ему решение проблемы путем озарения. Но И. П. Павлов показал непродуктивность и теоретическую слабость такого противопоставления. Свое значение метод проб и ошибок сохранил лишь в узкой сфере искусственно создаваемых ситуаций; в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических устройств.

МЕТОД ПРОЕКТИВНЫЙ — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Характерен созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии испытуемыми. За каждой интерпретацией вырисовывается уникальная система смыслов личностных и особенностей стиля когнитивного субъекта.

Метод обеспечивается совокупностью методик проективных (называемых также тестами проективными), среди коих различают:

1) ассоциативные — например, тест пятен Роршаха и тест Хольцмана, где испытуемые создают образы по стимулам — пятнам; тест завершения предложений неоконченных);

2) интерпретационные — например, тест апперцепционный тематический, где требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине;

3) экспрессивные — психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка животного несуществующего, и пр.

Метод проективный направлен на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации и потому есть едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в особенно интимную область психики.

В свете концепции смысла личностного видно, что в основе действенности этих методов лежит факт пристрастности отражения психического, в частности — человеческого сознания. Поэтому, описывая неоднозначные изображения или выполняя нестрого определенные действия, человек невольно выражает себя, «проецируя» какие то свои значимые переживания и тем самым свои личностные особенности.

Но следует уточнить, какие именно особенности личности и ее внутреннего мира выражаются в ситуации эксперимента проективного и почему именно эта ситуация способствует проявлению этих особенностей. Всякие препятствующие обстоятельства прерывают действие, пока не будут преодолены или пока субъект не откажется от завершения действия; при этом действие оказывается незавершенным либо в своем внешнем плане, либо во внутреннем — поскольку еще не принято решение, преодолеть ли препятствие или отказаться от действия. Согласно исследованиям, незавершенные действия и сопутствующие им обстоятельства непроизвольно запоминаются лучше завершенных; к тому же формируются тенденция к завершению этих действий, а если прямое завершение невозможно, совершаются какие то замещающие действия.

Ситуация эксперимента проективного как раз предлагает условия замещающего действия: при добросовестном отношении к выполнению теста субъект непроизвольно обращается к своему опыту, а там «ближе всего» хранятся прерванные действия и соответственные им ситуации. И человек, даже иногда осознанно, пытается завершить прерванное действие, что, однако, возможно лишь в символическом плане. «Возврат» к прерванному действию происходит, даже когда оно состояло в сокрытии смысла, в искажении значения обстоятельств согласно своим интересам. При этом символическом завершении действия человек применяет особенно присущие ему решения, составляющие его индивидуальный стиль.

Отсюда понятны требования к проективным стимулам: степень их определенности или неопределенности задается их применимостью для тех или иных замещающих действий, сопряженных с преградными смыслами разной степени конкретности. Так, таблицы теста апперцептивного тематического соответствуют смыслам, связанным с препятствиями, кои могут быть как то опредмеченными. Таблицы теста пятен Роршаха соответствуют смыслам препятствий обобщенного, недостаточно предметного характера, природа коих может лежать в самых общих особенностях индивидуального стиля человека — в особенностях функционирования его сознания и пр. Эти особенности менее всего доступны осознанию, ибо осознание того, о чем думаешь, куда проще и доступнее осознания того, как думаешь.

Возможны иные обоснования метода проективного, в рамках иных теорий и концепций. Подобные рассмотрения приводят и к пониманию некоих принципиальных трудностей. Так, принципиально затруднителен переход от особенностей, проявляемых при выполнении тестов, к таким образованиям личности, как мотивы, отношения, установки, конфликты, защиты и пр. Пока не поддаются выявлению содержательно смыслы личностные и место их в структуре личности.

С позиций психоанализа, объект методов проективных — глубоко конфликтная дезадаптированная личность. Поэтому методы, используемые в системе психоанализа, имеют такие отличительные особенности:

1) направленность на диагностику причин дезадаптации — бессознательных лечений, конфликтов и способов их разрешения — механизмов защитных;

2) трактовка всего поведения как проявления динамики бессознательных влечений;

3) предпосылка любого проективного исследования — неопределенность условий тестовых — интерпретируется как снятие давления реальности, в отсутствие коего, как предполагается, личность проявит внутренне присущие ей формы поведения.

Метод проективный в рамках концепций психологии холистической: ядро личности представляется состоящим из субъективного мира желаний, мнений, идей и прочего, а взаимоотношение личности и ее окружения социального являет собой структурирование «пространства жизненного» для создания и поддержания «мира личного». Эти отношения моделируются проективным экспериментом, и метод проективный выступает как средство познания содержания и структуры «мира яичного». На первом плане — диагностика индивидуальных особенностей личности и способов ее нормальной адаптации.

Многие психологи довольно низко оценивают метод проективный как психометрический инструмент, в частности из за существования проблемы надежности и валидности тестов проективных вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных.

Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных — отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода — концепция искажения апперцептивного.

МЕТОД ПРОСЛУШИВАНИЯ ДИХОТИЧЕСКОГО — метод, предназначенный для анализа внимания селективного и асимметрии межполушарной мозга головного. Характерен одновременным предъявлением различных звуковых стимулов в правое и левое ухо (=> слушание дихотическое).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться