ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:
1) новизна объективная — если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего либо, имеющегося в опыте других людей;
2) новизна субъективная — если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными. Воображение творческое нередко выступает как временно исполняющее обязанности мышления логического. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений — как бы вычерпывает знания из предметов и явлений. В строгом смысле мышление логическое возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и воображение творческое, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, коя служит в качестве временных «лесов», покуда посредством мышления не будут найдены реальные, соответственные действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль воображения творческого неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве.
ВОСПИТАНИЕ — деятельность по передаче новым поколениям общественно исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии самих воспитуемых — полноправных субъектов, а не только объектов воспитания, отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, коя направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. Выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны развития ближайшего» и особых периодов сенситивных, когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы воспитания, направленной на формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных учреждений, но и переориентации всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. Также требуется привлечение молодых людей к участию в социально значимых делах. При этом важно обеспечить единство общественного и семейного воспитания, позволяющее выполнить коррекцию возникающих отклонений в развитии личности и поведения. В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей нужно совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. Воспитание (по З. Фрейду). Процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.
ВОСПОМИНАНИЕ — извлечение из памяти долговременной образов прошлого, воспроизведение событий из жизни, мысленно локализуемых во времени и пространстве. Благодаря им обеспечивается единство личности от раннего детства до старости. С возрастом воспоминания все больше становятся составной частью духовной жизни личности. Может быть произвольным ( > припоминание) и непроизвольным, когда образы спонтанно возникают в сознании (=> персеверация; гипермнезия). Реконструкция, или восстановление, прошлого опыта никогда не бывает буквальной. Степень несовпадения воспоминания и прошлого события зависит от динамики развития личности — ее установок, мотивов, целей, от давности припоминаемого события, а также от значимости его для субъекта. Продуктивность воспоминания зависит от мнемических средств ( > мнемотехника), а также от условий, в коих запоминался эпизод.
ВОСПОМИНАНИЕ ПОКРЫВАЮЩЕЕ — второстепенные детские воспоминания, кои при вспоминании выступают вместо первостепенных, создавая видимость меньшей значимости последних. Согласно З. Фрейду, воспоминания раннего детства — первых пяти шести лет жизни — обычно сохраняют второстепенные и безразличные детали, тогда как сильные переживания, связанные с аффектами, часто не вспоминаются вовсе. Воспоминания покрывающие образуются вследствие сдвига в репродукции и замещают влечение, вытесненное в бессознательное, с коим ассоциативно связаны и как бы его прикрывают.
ВОСПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — при воспоминании произвольном некоего события сознательно восстанавливается отношение к нему, что может сопровождаться сопутствующими этому эпизоду эмоциями.
ВОСПРИЯТИЕ — целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Детерминировано предметностью мира явлений. Возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности ( > рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку во внешнем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно эмоциональную окраску ( > эмоция). В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет — в совокупности его инвариантных свойств. На уровне человека чувственно воспринимающая деятельность весьма сложна и совершенна. Высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии ассоцианистской. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма при трактовке восприятия был сделан благодаря развитию И. М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам представителей гештальт психологии, показавших обусловленность самых важных феноменов восприятия — таких, как константность — неизменными отношениями между компонентами образа перцептивного. Изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, где важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным процессам, подстраивающим работу системы перцептивной к характеристикам объекта. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность коего, согласно А. Н. Леонтьеву, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. Нужно различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. В процессе восприятия отображаются также импульсы, восходящие из внутреннего телесного мира человека. Они обусловливают появление ощущения и восприятие самого себя — осознание собственного Я. Чувство своего Я сопровождает ощущение и восприятие внешних явлений и способствует познавательному различению всего того, что происходит вне тела, внутри тела и внутри сознания. В обыденной жизни восприятия кажутся простыми и понятными; между тем они весьма сложны и трудно доступны исследованию. Сложность механизмов их появления наглядно обнаруживается в патологии — в симптоматике расстройств сенсорных. Современные исследования раннего онтогенеза восприятия подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных особенностями постоянных сочетаний стимулов. Но развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед личностью целей. Интенциональный ( > интенция), направленный характер этих процессов позволяет рассматривать их как перцептивные действия, позволяющие выделить информативное содержание ситуации, по коему можно сличать воспринимаемые объекты с хранимыми в памяти отображениями и описаниями, и опознавать эти объекты — относить их к некоему семантическому классу (категории). Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается законом перцепции: первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, кое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, опознание реализуется за много более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на кои могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Производимая при опознании (благодаря взаимодействию восприятия и памяти) категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична категоризации понятийной. С процессами мышления восприятие сближает и возможность трансформации образа для приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. В психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. Иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. Иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. В других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней — психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. Восприятие — познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, — от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной. По модальности, позволяющей предметно отразить мир, выделяются восприятия зрительные, слуховые и осязательные. Если объектом внимания становится отдельное качество объекта, можно говорить о восприятиях вкусовом, обонятельном, болевом и пр. Специализованными по объему являются восприятия пространства, времени, изображений, спектаклей и кинофильмов, восприятие человека человеком ( > человековосприятие): они выделяются в силу содержания самой деятельности предметной. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют ощущения двигательные, или кинестетические, кои регулируют по принципу связи обратной реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в восприятии зрительном вместе с собственно зрительными ощущениями интегрируются и ощущения кинестетические, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Так же и в процессе восприятия слухового активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. В числе важных свойств восприятия следует отметить: соотношение фигуры и фона ( > фигура | фон), предметность, целостность и константность. Свойства восприятия, существующие на уровне сознания — это осмысленность, категориальность, избирательность и апперцепция. Микрогенез образа восприятия содержит ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия — к формированию целостного образа предмета, на базе коего можно строить адекватную деятельность. Изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. В этих исследованиях широко применяются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. Данные о функции, развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. Они применяются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и пр.
ВОСПРИЯТИЕ: ЕДИНИЦА ОПЕРАТИВНАЯ (оперативная единица восприятия) — единицам, восприятия оперативным соответствует некое выделение в поле перцептивном единичных предметов. В ходе развития деятельности содержание этих единиц меняется. Так, при изучении телеграфного кода вначале как самостоятельная единица восприятия воспринимается каждая отдельная — точка или тире, но затем — все более длинные последовательности телеграфных знаков — буквы, слова « даже словосочетания. Переход ко все более крупным единицам восприятия оперативным, основанный на смысловом объединении, обобщении и перекодировании информационных элементов, позволяет повысить скорость восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ: ПРОЦЕСС: ОНТОГЕНЕЗ (онтогенез процессов восприятия) — структурные изменения, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Основным фактором, обусловливающим построение адекватных действий перцептивных, являются практические действия — деятельность — по преобразованию предметов внешнего мира. При развитии деятельности происходит сокращение внешних практических компонент, за счет чего действия перцептивные свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система единиц восприятия эталонов оперативных и сенсорных, опосредующих восприятие. Эталоны сенсорные, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств внешнего мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических форм).
ВОСПРИЯТИЕ: РАЗВИТИЕ — качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта — его процесс и результат. Характерно, что самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом эталонов сенсорных и приемов обследования раздражителей. Уже до полугодовалого возраста — в условиях взаимодействия со взрослыми — возникают активные действия поисковые: ребенок смотрит — видит — хватает и ощупывает предметы руками. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными системами рецепторными — зрительной, слуховой, осязательной. Так ребенок обретает способность воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и различать их. В возрасте 6 12 месяцев происходит быстрое развитие системы двигательной и в качестве деятельности ведущей выступают действия и манипуляции предметные, что требует константности восприятия ( > константность). При этом основным способом восприятия становятся движения воспроизводящие, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в теснейшей связи с развитием различных видов деятельности — игровой, изобразительной, конструктивной, элементов деятельности трудовой и учебной. После четырехлетнего возраста развитие восприятия становится относительно самостоятельным.
ВОСПРИЯТИЕ ТИП — на основе исследований Г. Роршах выделил четыре типа восприятия («типа переживания»):
1) тип двигательный (В тип) — характерен тем, что люди этого типа склонны воспринимать образы теста пятен Роршаха в движении; в продуцируемых ими образах акцентируется динамический аспект, это соответствует интровертивному типу личности: если нормально интровертивный тип характерен лишь преобладанием кинестетических ответов, то патологически интровертивный — полным отсутствием цветовых;
2) тип цветовой (Fb) — характерен тем, что люди этого типа фиксируют в ответах цветовой аспект; это соответствует экстравертивному типу личности: если нормально экстравертивный тип характерен лишь преобладанием цветовых ответов, то патологический — полным отсутствием кинестетических;
3) тип суженный — для него характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом или даже полное их отсутствие;
4) тип амбиэквальный — связанный с большим, но равным количеством цветовых и кинестетических ответов. Тип восприятия, согласно Г. Роршаху, характеризует преимущественно интровертивные или экстравертивные тенденции личности, причем он понимает интроверсию и экстраверсию несколько иначе, чем К. Г. Юнг. Типы восприятия коррелируют с определенными компонентами интеллекта, динамикой аффективной, чертами характера и видами патологии психической.
ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ — совокупность процессов построения образа зрительного внешнего мира. Еще И. М. Сеченов доказал объективное сходство между предметом, его физическим изображением на сетчатке глаза и изображением в сознании. Человек не ощущает того, что происходит в его глазах при видении: он видит то, что находится перед глазами. Такую объективацию изображения можно сравнить с построением образа предмета плоским зеркалом, — но это зеркало сознания строит образы перед собой, видимый образ проецируется вовне и сливается с видимым предметом, совпадает с ним. Этот эффект ярко проявляется при диплопии. Из процессов восприятия зрительного более простые обеспечивают восприятие цвета ( > цветовосприятие), причем его основные механизмы и операции врожденны. К более сложным относятся операции восприятия формы, достаточно поздно формируемые и в филогенезе, и в~ онтогенезе. Их основой выступает восприятие пространственных группировок как объединения однотипных элементов, расположенных в достаточно узком поле зрительном.
ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ: МИКРОГЕНЕЗ (микрогенез зрительного восприятия) — последовательные фазы построения образа зрительного объекта, начиная с пространственной и временной локализации предмета восприятия до выделения в нем частных особенностей.
ВОСПРИЯТИЕ МЕЖГРУППОВОЕ — процессы перцепции социальной, в коих субъектом и объектом восприятия выступают группы или общности социальные. Характерно стереотипностью ( > стереотип социальный), большой слитностью когнитивных и эмоциональных компонент, яркой аффективной окрашенностью и резко выраженной оценочной направленностью. Именно поэтому отличается пристрастностью ( > предубеждение), а сами межгрупповые представления весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Эти характеристики и особенности восприятия межгруппового концентрированно выражаются в таких эффектах, как дискриминация межгрупповая и фаворитизм внутригрупповой. В отличие от распространенной в зарубежной психологии позиции, согласно коей эти эффекты — изначальные, универсальные и неизбежные компоненты отношений межгрупповых, в отечественной психологии отмечался вторичный по отношению к деятельностному плану характер, в частности была показана их зависимость от уровня развития группового и типа совместной межгрупповой деятельности, их нетипичность для коллектива. Специфика восприятия межгруппового по сравнению с восприятием межличностным:
1) объединение индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;
2) длительный и значительно менее гибкий процесс формирования, ибо восприятие межгрупповое, будучи сформированным, становится устойчивым к внешним влияниям;
3) схематизация и упрощение возможного диапазона сторон восприятия и оценки другой группы.
ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика по. сравнению с восприятием неодушевленных предметов — в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонент, в ярче выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований восприятия межличностного посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, обычно ограниченной информации о нем, а также при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта; фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению восприятия межличностного ( > эффект недавности; эффект ореола).
Важная особенность восприятия межличностного — не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и пр.). Исследование роли деятельности совместной в восприятии межличностном — одна из центральных теоретических проблем в этой области психологии социальной. Важнейшие из изученных механизмов восприятия межличностного следующие:
1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;
2) рефлексия социально психологическая — понимание другого путем размышления за него;
3) эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;
4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и пр. Предпринимаются попытки вычленить более универсальные механизмы восприятия межличностного, кои обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор и ограничение информации, что является необходимым условием любого процесса перцептивного. На открытие таких универсальных механизмов претендовали теория диссонанса когнитивного, теория личности имплицитная; но ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы ( > атрибуция каузальная).
ВОСПРИЯТИЕ ПОДПОРОГОВОЕ (восприятие бессознательное) — предметное восприятие, реализуемое без контроля сознания: феномен, когда информация преодолевает порог физиологический, но не достигает порога осознанного восприятия. Она все же воздействует на организм и способна вызвать ответные реакции. Так, в работах В. Г. Тершуни и его сотрудников экспериментально показано, что возможна выработка рефлексов условных на неосознаваемые раздражители.
ВОСПРИЯТИЕ СУБСЕНСОРНОЕ — форма непосредственного отражения психического действительности, обусловливаемая такими раздражителями, влияние коих на субъекта безотчетно; одно из проявлений бессознательного. Неосознанное восприятие и переработка сигналов, поступающих через органы чувств и не достигающих пороговой величины ( > порог восприятия абсолютный). Факты воздействия на поведение неосознаваемых раздражителей были обнаружены при анализе проблемы определения порогов ощущения. Для их обозначения были также предложены понятия «предвнимание» (У. Найссер) и «область субсенсорная» (Г. В. Гершуни). Областью субсенсорной названа зона раздражителей — неслышимых звуков, невидимых световых сигналов и прочих, вызывающих непроизвольную, но регистрируемую реакцию и способных осознаваться, если им придано сигнальное значение. С переработкой информации за пределами произвольно контролируемой деятельности связаны процессы предвнимания, обеспечивающие реакцию приспособительную на еще не распознанные изменения ситуации. Изучение процессов предвнимания и раздражителей субсенсорных позволяет выявить резервные возможности органов чувств.
ВОСПРИЯТИЕ ХАПТИЧЕСКОЕ (восприятие гаптическое) — одна из форм механорецепции. Система сенсорная, ответственная за построение образа осязательного при восприятии хаптическом, состоит из анализатора кожного (тактильный, температурный) и кинестетического. Само же построение образа осязательного обусловлено ощупывающими движениями рук, благодаря коим воспроизводится контур предмета. В обследовании предмета принято выделять две стадии:
1) сначала, на ориентировочной стадии, с помощью мелких движений выделяются самые информативные части фигуры;
2) затем, посредством более размашистых движений руки, строится окончательный образ осязательный.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — процесс извлечения информации, хранящейся в памяти долговременной, — актуализация ранее сформированного психологического содержания (мыслей, образов, чувств, движений) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Доступное для наблюдения умственное действие, состоящее в восстановлении и реконструкции актуализованного содержания в некоей знаковой форме. Чаще всего требует вспоминания той структурной организации, что сформировалась при запоминании. В порядке возрастания требуемых усилий можно выделить такие ступени воспроизведения:
1) воспроизведение непроизвольное и произвольное;
2) собственно воспроизведение — в узком смысле — действует без опоры на образ восприятия, однако информация припоминается целенаправленно и без особых усилий;
3) припоминание. В отличие от узнавания, воспроизведение реализуется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Как и узнавание, применяется как методический прием определения эффективности запоминания или заучивания. Количество ошибок воспроизведения уменьшается, когда оно тренируется и сопровождается высокой мотивацией. Эффективность его зависит от применяемого метода: чем больше ситуация воспроизведения соответствует ситуации запоминания, тем оно лучше. В любом случае воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и обретает обобщенный характер, соответственный решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (воспроизведение непосредственное) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным. Метод антиципации и метод сбережения предложил немецкий психолог Г. Эббинхауз.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — наблюдается в ситуации, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности; когда нет специально поставленной задачи воспроизведения и оно возникает под влиянием представлений, мыслей и чувств, вызванных либо восприятием некоего объекта или ситуации, либо деятельностью, выполняемой в данный момент — чтения книги, просмотра кинофильма и пр.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — вызывается задачей воспроизведения чего либо, хранящегося в памяти долговременной, коя ставится либо самому себе, либо другими людьми. Может протекать на уровне узнавания.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ (восстановление рефлекса) — растормаживание — частичное или полное восстановление рефлекса условного после его угасания — либо после временного перерыва (спонтанное восстановление), либо в результате появлений вновь безусловных стимулов или подкрепляющих агентов этого рефлекса.
ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ — способность иметь представления, различные по яркости и по связи с внешним миром, с различной степенью выраженности в них чувств. Это качество личности производно от представлений.
ВРАБАТЫВАНИЕ — процесс адаптации к актуально выполняемой деятельности, во время коего происходит настройка всех психофизиологических функций за счет актуализации динамического стереотипа. При этом возрастает возбудимость и функциональная подвижность системы нервной, усиливается концентрация возбуждения процессов нервных. Такая настройка приводит к уменьшению времени выполнения операций, к повышению ритмичности работы и ее производительности. Врабатывание обычно завершается в первый час работы, после чего наступает устойчивое рабочее состояние.
ВРЕМЯ — в психологии — предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, основные аспекты коего:
1) психофизический — поиск механизмов отражения психического топологических (последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик «физического» времени;
2) психофизиологический — исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации «биологического» времени на динамику процессов психических;
3) социально психологический — рассмотрение особенностей отражения человеком «социальною» времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно исторических условиях;
4) личностно психологический — изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. Наряду с указанными аспектами выделяются три масштаба исследования времени:
1) масштаб ситуативный ; в нем реализуется непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов, несоизмеримых с длительностью человеческой жизни в целом; на основе обобщения этих восприятий и переживаний формируются индивидуальные концепции времени в масштабе биографическом;
2) масштаб биографический — ограничен длительностью человеческой жизни, рождением и смертью; здесь различаются концепции времени взрослого и ребенка, представителей различных групп социальных;
3) масштаб исторический — здесь исследования времени направлены на выяснение закономерностей осознания личностью исторического прошлого и будущего; традиционные формы такого осознания — усвоение истории общества и знание генеалогии своего рода; в результате историческое прошлое и будущее может предстать в сознании как собственное прошлое и будущее человека, как возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни (=> время психологическое).
ВРЕМЯ: ВОСПРИЯТИЕ — образное отражение таких характеристик явлений и процессов внешней действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира участвуют различные анализаторы, из коих самую важную роль при точном различении промежутков времени играют ощущения кинестетические и слуховые. Индивидуальное восприятие длительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, совершаемой в это время, и от состояний эмоциональных, порождаемых в ходе деятельности.
ВРЕМЯ: ВОСПРИЯТИЕ: НАРУШЕНИЕ (нарушения восприятия времени) — потеря способности к временной ориентировке. Различаются:
1) общее дезориентирование во времени — обусловленное нарушением сознания при локальных поражениях мозга головного и при заболеваниях психических;
2) более частное — проявляемое как затруднения правильной оценки относительно коротких интервалов времени (секунд, минут) при поражении височных отделов мозга головного (преимущественно — полушария правого), связанных с синдромом расстройств работы анализатора слухового; а также при стрессе, длительной депривации сенсорной, алкогольном опьянении.
ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути. Содержит:
1) оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее;
2) переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени;
3) осознание возраста, этапов возрастных — детства, молодости, зрелости, старости;
4) представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, всего человечества. В психологии можно выделить несколько подходов к объяснению и экспериментальному изучению времени психологического:
1) согласно квантовой концепции, существуют разномасштабные субъективные кванты времени — от миллисекунд до десятилетий, кои обусловливают различные переживания времени (например, оценки одновременности, выделение настоящего психологического);
2) с позиций событийной концепции особенности времени психологического зависят от количества и интенсивности происходящих событий — изменений во внутренней и внешней среде, в деятельности человека. В рамках квантового и событийного подходов не решен ряд фундаментальных проблем:
1) возможность обратимости и многомерности времени психологического;
2) возможность нелинейной последовательности прошлого психологического, настоящего психологического и будущего психологического;
3) единицы возрастной категоризации. Эти трудности преодолеваются причинно целевой концепцией, согласно коей время психологическое отражает не просто хронологические интервалы и события сами по себе, а сложную систему взаимно обусловленных межсобытийных связей типа причина следствие, цель средство.
|