ЛИЧНОСТЬ: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в ситуациях проблемных. Его особые формы — самоопределение коллективное и самоопределение профессиональное.
ЛИЧНОСТЬ: ТИП — в качестве основных критериев, по коим можно разделять людей на определенные типы, предлагались самые разные варианты: А. Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; А.М. Джордан — на рассуждающий и активный типы; У. Джемс — на рациональный и эмпирический; Г. Гросс — на глубоко узкий и мелко широкий. Э. Шпрангер, Э. Кречмер, У. Шелдон, К.Г. Юнг также предложили свои типологии. В типологии А. Пьерона выделяется 56 различных типов.
ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ — объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.
Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных ( > механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это — механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении ( > потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее — свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения — «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают — в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» — при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.
ЛИЧНОСТЬ | ХАРАКТЕР (личность и характер) — в литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих понятий:
1) характер и личность практически отождествляются — эти термины употребляются синонимично;
2) характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура;
3) личность понимается как специфическая часть характера;
4) характер и личность рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Кратко выражая суть различий между личностью и характером, можно сказать, что черты характера выражают то, как действует индивид, а черты личностные — то, ради чего он действует. Очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применением одних и тех же способов можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной цели разными способами.
Есть очень важная задача: проследить, почему и как определенные свойства характера способствуют формированию определенных свойств личности. Проблема влияния характера на формирование личности имеет не только важное теоретическое, но также исключительно важное значение для практики воспитания и самовоспитания, ибо прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей с учетом их характеров, о способах профилактики и разрешения напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоих внутренних проблем личности и пр.
Проявления характера гораздо более непосредственны, чем личности: проявляя характер, субъект скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется»; действуя как личность, он скорее руководствуется тем, что «должно» и «что следует делать». С развитием личности он начинает жить более нормативно — не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это можно выразить общей формулой: личность в своем развитии «снимает» характер.
Есть попытка разработки положения о снятии характера личностью. Согласно А.Ф. Лазурскому, выделяются три уровня зрелости взрослой личности: низший, средний и высший. Для характеристики личностей каждого уровня используются различные понятийные средства, суть различий коих состоит в том, что при переходе от низшего уровня к высшему акцент перемещается с эндопсихики на экзопсихику: если нижний уровень классифицируется по признаку того, как живут и действуют субъекты, то высший — по видам деятельности ведущей, — по тому, ради чего они живут. Можно сказать, что при переходе от низшего уровня к высшему из описания индивидуальности исключаются черты характера и заменяются свойствами личности.
Но не следует думать, что «снятие» свойств характера личностью происходит всегда — это лишь самая общая тенденция. Часто она реализуется не до конца, порой встречает серьезные препятствия в виде резко выраженных черт характера, кои еще более усугубляются внешними условиями. Тогда личность оказывается не в состоянии преодолеть или переработать свой характер, и он становится существенной детерминантой поведения, а то и тормозом в развитии личности (что наблюдается при психопатиях).
ЛИЧНОСТЬ АВТОРИТАРНАЯ — понятие и концепция Э. Фромма, описывающие особого типа личность, являющуюся основой тоталитарных режимов. Характерны: непереносимость свободы; жажда самоутверждения и власти; агрессивность; ориентация на авторитет лидера, группы и государства; стереотипность мышления и конформизм; ненависть к интеллигенции и к людям других этнических групп, и пр. Развивая эту концепцию, теоретики школы Франкфуртской охарактеризовали личность авторитарную как фашизоидную (несущую в себе постоянную угрозу фашизма).
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНАЯ (личность преступника) — в психологии юридической — совокупность психологических свойств, характерных для лиц, совершающих преступления.
Изучение личности преступной включает в себя исследование психологических механизмов противоправного поведения, мотиваций различных преступлений, роли и соотношения индивидуально психологических и социально культурных факторов в формировании личности преступной и противоправного поведения, а также изучение влияния на него устойчивых и ситуативных психических состояний. Отечественная психология юридическая склонна отрицать наличие у правонарушителей психологических особенностей, неизбежно предопределяющих совершение преступлений. Механизм преступного поведения рассматривается как процесс взаимодействия неблагоприятной для субъекта социальной ситуации и комплекса его психологических свойств.
В обобщающей модели личности преступной ведущая роль отводится дефектам правосознания, ориентации ценностно нормативных, специфической структуры конструктов мотивационных, а также конкретным психологическим качествам, как агрессивность, импульсивность, возбудимость эмоциональная, низкое развитие интеллектуальное, личностная упрощенность, наркотизация, алкоголизация и пр. На этой основе по психологическим критериям выявлены сходство и различия между группами насильственных, корыстно насильственных и корыстных преступников. Результаты изучения применяются для разработки мер коррекции психологической личности правонарушителей.
ЛИЧНОСТЬ РЕФЕРЕНТНАЯ — человек, особенно значимый и ценный для другого как образец подражания. Сильно влияет психологически на того, кому референтна. Выступает как источник основных ценностей, норм, правил поведения, суждений и поступков.
ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗУЕМАЯ (самоактуализирующаяся личность) — человек, вышедший на уровень самоактуализации. Оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, цинизма и прочего; не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму и пр. Такой человек отличается высокой самооценкой, терпим к другим, независим от условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора философского характера, склонен к переживанию «пиковых чувств» типа вдохновения и пр.
ЛИШЕНИЕ — состояние, вводимое посредством запрета и возникающее из за запрета.
ЛОГОС — термин древнегреческой философии, коим обозначаются Космический Разум, Смысл, Слово, Закон, Речь, основа мира, его порядок и гармония. У З. Фрейда — символ человеческого разума.
ЛОГОТЕРАПИЯ — одно из направлений психотерапии — психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах. Ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление коих дает лечебный эффект.
Общая позиция близка к психологии гуманистической, хотя во многом основывается и на психоанализе. «Логотерапия» — терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии — В. Франкл — основатель 3 й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера).
Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа:
1) о стремлении к смыслу, воле к смыслу;
2) о смысле жизни;
3) о свободе воли.
Так обозначено несогласие:
1) с бихевиоризмом — по сути, отвергающим представление о свободе воли;
2) с психоанализом — выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то З. Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.
Франкл отстранился от «глубинных» психоаналитических ориентации и стремился к постижению «вершинных» явлений психических и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на неврозы ноогенные и, с целью раскрытия стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал логотерапию на преодоление «экзистенциального вакуума» — чувства пустоты и бессмысленности, на преодоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» — страдания, вины и смерти.
Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности и никчемности жизни.
Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Значительное внимание уделяется проблемам философии человеческой ответственности и смыслоосознающей гуманитарной активности.
Теория и практика логотерапии исходит из того, что основная движущая сила в поведении личности и в ее развитии — именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния вакуума экзистенциального и фрустрации экзистенциальной, выступающие причиной неврозов ноогенных, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения.
Главное препятствие в поисках смысла жизни — центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» — к другому человеку или смыслу. Смысл существует объективно в каждом моменте жизни; психотерапевт не может дать клиенту этот смысл — он для каждого свой, — но может помочь его увидеть. Чтобы помочь человеку в его проблемах, применяются два основных принципа: принцип дерефлексии и принцип интенции парадоксальной.
Практика логотерапии направлена на то, чтобы помочь обрести утраченный смысл жизни. Одним из главных источников смысла выступает религиозная вера. Однако религия — не единственно возможный источник смысла; эта проблема может решаться столь же успешно и неверующими людьми. Уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчества, переживания и сознательно принимаемого отношения к тем обстоятельствам, кои невозможно изменить.
В рамках логотерапии ставится задача помочь человеку в обретении смысла его жизни, который нельзя просто заимствовать у других. Основной в практике логотерапии — метод диалога сократического, применяемый при терапии специфических неврозов ноогенных. В нем происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, где может быть найден индивидуальный смысл жизни: это — творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на кои невозможно повлиять. Одна из основных областей, где индивид может получить поддержку в поисках смысла, — это религиозная вера.
Разработан также метод интенции парадоксальной для лечения фобий и состояний навязчивых, и метод дерефлексии ( > рефлексия) для лечения неврозов сексуальных. Эти методы основываются на постулируемых фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и способности к самотрансценденции.
ЛОЖЬ — феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка коих затруднительна или невозможна. Представляет собой осознанный продукт деятельности речевой, имеющий целью ввести реципиентов (слушателей) в заблуждение.
Обычно ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное; отсюда вытекает интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже — полностью замалчивать. Если социально психологически ложь всегда является средством, то в сфере психопатологии она выступает как цель мифоманов психопатов, испытывающих удовлетворение от самого процесса введения окружающих в заблуждение.
ЛОЗОИСКАТЕЛЬСТВО (биолокация) — отыскание с помощью специального индикатора подземных вод, руд, пустот и пр. В качестве индикатора может выступать лоза, проволочная рамка, маятник и пр.
ЛОКАЛИЗАЦИОНИЗМ УЗКИЙ — нейропсихологическое направление, в коем психологические функции рассматривались как единые, неразложимые на составные части психические способности, реализуемые за счет работы узко локализованных участков коры мозга головного. Считалось, что при поражении некоего центра соответственная психологическая функция выпадает.
К этому направлению принадлежали Ф. Галль, создавший френологическую карту мозга, и К. Клейст с его локализационной картой.
ЛОКАЛЬНЫЙ — местный, свойственный данному месту; не выходящий за определенные пределы, ограниченный.
ЛОКОМОЦИЯ — у животных — передвижение, активное перемещение в пространстве: ползание, ходьба, бег, лазание, плавание, полет и пр. Наряду с манипулированием — одна из двух основных категорий поведения. Производится (преимущественно у низших животных) путем сокращения мускулатуры (или ее аналогов) тела животного с помощью специальных эффекторов — органов передвижения: ресничек, жгутиков, щупалец, плавников, ног, крыльев, органов реактивного движения и пр. Относится к инстинктивным движениям, ибо является функцией ригидной опорно двигательной системы организма, допускающей лишь минимальную индивидуальную изменчивость движений.
Локомоция — типичный пример жестко запрограммированных и фиксированных в генофонде врожденных двигательных координации, составляющих основу инстинктивных компонент поведения животных ( > животное: поведение инстинктивное). Вместе с тем локомоторное решение задач может привести к формированию сложных навыков и даже стать элементом интеллектуальных действий животных.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ — понятие, характеризующее локализацию причин, коими субъект объясняет собственное поведение и поведение прочих людей, введенное американским психологом Ю. Роттерем. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности:
1) внешним силам — экстернальный, внешний локус контроля; соответствует поиску причин поведения вне себя, в своем окружении; склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность;
2) собственным способностям и усилиям — интервальный, внутренний локус контроля; соответствует поиску причин поведения внутри себя; показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы; также показано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью; идеальному Я всегда приписывается внутренний локус контроля;
Локус контроля — устойчивое свойство индивида, формируемое в ходе его социализации. Для определения локуса контроля создан специальный вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между ним и другими личностными характеристиками.
ЛУНАТИЗМ > сомнамбулизм.
ЛЮБОВЬ — 1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.
2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно значимыми чертами в жизнедеятельности другого ( > персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально психологических особенностей личности.
Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности — предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках — общественно исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.
Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов — установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.
Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.
Согласно Э. Фромму, любовь — это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера — к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение — лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь — искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе — дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви ( > псевдолюбовь: форма нормальная).
ЛЮБОВЬ: РАЗНОВИДНОСТЬ — согласно Э. Фромму — зависимые от объекта разнообразные проявления любви (=> любовь; псевдолюбовь: форма):
1) любовь братская («любовь между равными») фундаментальный тип, составляющий основу всех видов любви;
2) любовь материнская («любовь к беспомощному существу»);
3) любовь эротическая;
4) любовь к себе;
5) любовь к Богу.
ЛЮБОВЬ: УСЛОВИЕ — согласно З. Фрейду — составляющие мужского типа выбора сексуального объекта любовной жизни, характерное такими признаками:
1) условие «пострадавшего третьего»;
2) условие «любви к проститутке»;
3) влечение к женщинам, приближающимся к разряду проституток как к самым ценным объектам любви;
4) тенденция к спасению возлюбленной, проявляемая в том, что мужчина не оставляет ее, ибо убежден, что возлюбленная нуждается в нем, без него может потерять всякую нравственную опору и опуститься до низкого уровня.
При этом пункты 3) и 4) — уже не условия, предъявляемые к объекту любви, а отношения любящего к объекту любви.
ЛЮБОВЬ ИНГИБИРОВАННАЯ — отличительный признак — заторможенность по отношению к цели любви.
_М_
МАЗОХИЗМ — 1. Понятие, введенное в научный оборот Р. фон Крафт Эбингом по имени австрийского писателя Л. Захер Мазоха. Означает перверсию половую, характерную связью полового удовлетворения с обязательным переживанием физических или моральных страданий. Половое удовлетворение мазохиста достигается от применения к нему физических воздействий — издевательства и прочего со стороны партнера. Часто выступает в сочетании с другими перверсиями, например эксхибиционизмом. Для появления мазохистских переживаний иногда бывает достаточно воображения (мысленного представления себя жертвой унизительных сцен, побоев) или внешне нейтральных действий, причем окружающие могут не знать об их истинной мотивации. 2. Самоунижение, самоистязание человека, вызванное его неудовлетворенностью собой и убежденностью в том, что причины жизненных неудач таятся в нем самом. Согласно З. Фрейду, мазохизм наряду с садизмом — одна из сторон более общей перверсии, характерной непременным сочетанием черт мазохиста и садиста в одном лице. Иначе, всякий мазохист в то же время — садист, и наоборот. Мазохизм — одно из главных понятий, используемых Э. Фроммом в типологии характеров ( > характер: типология).
МАКРОПСИЯ — субъективное увеличение воспринимаемых размеров удаленных предметов. Возникает при поражении теменно затылочных отделов анализатора зрительного, но наблюдается и в норме, когда индивид прилагает усилия для уменьшения аккомодации глаза.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ — у животных — проявления двигательной активности, охватывающие все формы активного перемещения животными компонент среды в пространстве, в противоположность локомоции — перемещению самих животных в пространстве. У высших животных производится преимущественно с помощью ротового аппарата и передних конечностей: обследование предметов, питание, защита, конструктивные действия и пр. Манипулирование и манипуляционное решение задач дают особенно глубокие, разнообразные и существенные для психического развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. В ходе эволюции прогрессивное развитие манипулирование играло решающую роль в развитии познавательных способностей животных и легло в основу формирования их интеллекта. У ископаемых приматов — предков человека — манипулирование, особенно «биологически нейтральными» предметами, стало основой зарождения деятельности трудовой.
МАСКИРОВКА — процесс и результат действия, предназначенного сделать кого либо или что либо незаметным, невидимым для кого либо.
МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ — ухудшение распознания признаков стимула (актуально воспринимаемого предмета) при предъявлении другого стимула, могущего:
1) действовать одновременно с основным (маскировка симультанная);
2) предшествовать ему (маскировка прямая);
3) следовать за ним (маскировка обратная).
МАСКУЛИННОСТЬ — комплекс психологических и характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. К ним относятся сила, твердость, решительность, жестокость и пр.
МАСКУЛИННОСТЬ (маскулинность и фемининность) — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых.
В психологии дифференциальной маскулинность и фемининность — специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые им, транскультурны: например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности — с мягкостью и нежностью.
Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принципиальную асимметрию ролей половых и то, чью точку зрения — мужскую или женскую — выражает данный конкретный стереотип.
Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно творческим, культурным, а фемининность — с пассивно репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.
В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно фемининных качеств, на базе коей были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и пр. Все они предполагали, что в пределах некоей нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин — фемининность.
Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские», и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и пр.) не всегда совпадают. Усложнились и представления о том, какие именно качества особенно благоприятствуют психическому здоровью и адаптации социальной.
Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и фемининность не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло ролевую дифференциацию, существуют:
1) психологически недифференцированные, с низкими показателями и по маскулинности, и по фемининности;
2) андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью ( > андрогиния).
|