Нет нет
2. Застревающие, Да 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 2 З
ригидные Нет 12, 46, 59
3. Эмотивные, Да 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 3 Эм
лабильные Нет 25
4. Педантичные Да 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 2 П
Нет 36
5. Тревожные Да 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 3 Т
Нет 5
6. Циклотимные Да 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 3 Ц
Нет нет
7. Демонстратив- Да 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 2 Дм
ные Нет 51
8. Возбудимые Да 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 3 В
Нет нет
9. Дистимичные Да 9, 21, 43, 75, 87 3 Ди
Нет 31, 53, 65
10. Экзальтиро- Да 10, 32, 54, 76 6 АЭ
ванные Нет нет
Показатели по каждому из видов акцентуаций отображаются на графике, где по горизонтальной оси находятся обозначения акцентуаций, по вертикальной — значения показателя.
Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, то есть сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатель которых выше этого среднего.
М6. УСК
Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера. Адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда.
Цель: определиться, кто (ты сам или окружение) контролирует твою жизнь.
Описание методики:
В основу определения уровня субъективного контроля (УСК) личности положены две предпосылки:
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — обстоятельств, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
Данная методика предназначена для определения показателей по таким шкалам:
1. Ио — шкала общей интернальности.
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.
2. Ид — шкала интернальности в области достижений.
Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Ин — шкала интернальности в области неудач.
Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения.
4. Ис — шкала интернальности в семейных отношениях.
Высокие показатели по этой шкале означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие показатели указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Ип — шкала интернальности в области производственных отношений
Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, складывающихся отношений в коллективе, своего продвижения и т.д. Низкие показатели указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
6. Им — шкала интернальности в области межличностных отношений.
Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя способным контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель, напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.
7. Из — шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким УСК характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.
Инструкция:
Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-балльной шкале:
полное несогласие -3 -2 -1 1 2 3 полное согласие
Другими словами, поставьте против каждого утверждения один из шести предложенных баллов с соответствующим знаком: “+” (согласие) или “—” (несогласие).
Будьте, пожалуйста, внимательны и искренни. Желаем успеха!
Типовая карта методики:
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, — дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени, и мало что зависело от везения или невезения.
Обработка данных:
Обработка результатов теста включает три этапа.
Первый этап — подсчет “сырых” (предварительных) баллов по 7 шкалам.
Таблица 1 для подсчета “сырых” баллов:
В таблице приведены номера вопросов. Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из семи шкал. При этом для вопросов, указанных в строке “+”, следует брать указанный Вами балл с указанным Вами знаком, а для вопросов, указанных в строке “—”, брать указанный Вами балл со знаком, противоположным тому, который Вы указали.
1. Ио
+ 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44
- 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43
2. Ид
+ 12, 15, 27, 32, 36, 37
- 1, 5, 6, 14, 26, 43
3. Ин
+ 2, 4, 20, 31, 42, 44
- 7, 24, 33, 38, 40, 41
4. Ис
+ 2, 16, 20, 32, 37
- 7, 14, 26, 28, 41
5. Ип
+ 19, 22, 25, 36, 37, 42
- 1, 9, 10, 26, 30, 43
6. Им
+ 4, 27
- 6, 38
7. Из
+ 13, 34
- 3, 23
В результате получено 7 сумм баллов.
Второй этап — перевод “сырых” баллов в “стены” (стандартные оценки).
Стены представлены в 10-балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.
Следует найти в левом столбике таблицы интервал, в который попадает определенная Вами сумма баллов по данной шкале. В правом столбике таблицы приведены соответствующие стены.
Шкала Баллы Стены Шкала Баллы Стены
1. Ио от -132 до -13 1 2. Ид от -36 до -10 1
-13...-2 2 -10...-6 2
-2...+10 3 -6...-2 3
10...22 4 -2...+2 4
22...33 5 2...6 5
33...45 6 6...10 6
45...57 7 10...15 7
57...69 8 15...19 8
69...80 9 19...23 9
80...132 10 23...36 10
Шкала Баллы Стены Шкала Баллы Стены
3. Ин от -36 до -7 1 4. Ис от -30 до -11 1
-7...-3 2 -11...-7 2
-3...+1 3 -7...-4 3
1...5 4 -4...0 4
5...8 5 0...4 5
8...12 6 4...7 6
12...16 7 7...11 7
16...20 8 11...14 8
20...24 9 14...18 9
24...36 10 18...30 10
Шкала Баллы Стены Шкала Баллы Стены
5. Ип от -30 до -4 1 6. Им от -12 до -6 1
-4...0 2 -6...-4 2
0...4 3 -4...-2 3
4...8 4 -2...0 4
8...12 5 0...2 5
12...16 6 2...5 6
16...20 7 5...7 7
20...24 8 7...9 8
24...28 9 9...11 9
28...30 10 11...12 10
Шкала Баллы Стены
7. Из от -12 до -3 1
-3...-1 2
-1...1 3
1...3 4
3...4 5
4...5 6
5...7 7
7...9 8
9...11 9
11...12 10
Третий этап — построение “профиля УСК” по семи шкалам.
Отложите свои семь результатов (стенов) на семи 10-балльных шкалах и отметьте также норму, соответствующую 5,5 стенов.
Например:
Анализ результатов
Проанализируйте количественно и качественно Ваши показатели УСК по семи шкалам, сравнивая свои результаты (полученный “профиль”) с нормой. Отклонение вверх (>6 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение вниз от нормы (
|