Милютина Екатерина "Психотерапевтические рецепты на каждый день"

Ты ходишь между стойками, где висят все эти разные костюмы, пока к тебе не подходит продавщица. Она ласково улыбается и вежливо спрашивает: “Посмотрите, какие костюмы вы хотели бы выбрать? Что было бы вам сейчас нужно? Может быть, это “Усидчивость”, а может быть, “Творчество”, а может быть, что-то еще?”

И она помогает тебе выбрать в этом волшебном магазине ту одежду, то чувство, то состояние, которое сейчас важнее всего. И ты подходишь к зеркалу, и отражаешься в нем в этой одежде. Посмотри, как она сидита на тебе. Удобно ли это? Как ты выглядишь? Как разглаживаются морщинки? В глазах появляется блеск, губы улыбаются, выпрямляются плечи. Дыхание становится свободнее и ровнее. Посмотри, какие стали движения. Удобно ли это? Хочется ли оставить этот костюм себе или выбрать что-то другое? Или нужно примерить что-то еще? И остановиться на том, что кажется сейчас самым подходящим.

И вот выбрано самое подходящее. Ты говоришь продавщице: “Я хотел бы это купить”, но она не согласна. “Для того чтобы ты мог купить это — ведь это лучшее твое место, — тебе нужно пройти испытание зеркалом”.

И ты подходишь к зеркалу, и отражаешься в нем, и смотришь, к лицу ли тебе то, что ты хочешь приобрести. Как ты в этом выглядишь.

И вдруг в зеркале появляются другие люди — те, с которыми ты живешь и работаешь. И ты общаешься с ними в этом новом обличье. Посмотри, как они принимают тебя, какие у тебя становятся с ними отношения. Послушай, что они говорят. Как изменяется их мнение о тебе. Нравится ли тебе это?

А теперь можно представить, что рядом расположено другое зеркало. И когда ты смотришь в него, то там появляются ситуации из прошлого — тогда, когда это чувство, настроение было для тебя особенно важным, но его тогда еще не было, ты еще не приобрел его. А сейчас, взяв это чувство, настроение, можно войти в ту ситуацию из прошлого, когда оно было для тебя самым-самым нужным. И сначала посмотреть на себя со стороны — как ты действуешь там, когда на тебе эта одежда. Как изменяются ситуации. Как на тебя реагируют другие люди. Как ты справляешься с тем, что было тогда, используя то, чему ты научился сейчас. Нравится ли тебе это?

Если нравится и уместно, то можно пересечь границу зеркала и почувствовать себя внутри этой ситуации. Пройти ее еще раз в своем теле, глядя, как появляется чувство уверенности, как изменяется твое отношение к этой проблеме, к другим людям, самому себе. Посмотри, как это происходит, прочувствуй те изменения.

И вновь, вернувшись в магазин, остановись перед зеркалом. И если ты выдержишь оба эти испытания — и в настоящем, и в прошлом, — тогда то, что ты хочешь приобрести, для тебя уместно и нужно.

Ты посмотри: в третьем зеркале отражается будущее. Посмотри на те события или происшествия будущего, когда тебе это может пригодиться. Как это будет выглядеть, как изменится твой голос, движения. Будет ли это приятным и уместным. Где те события будущего, когда тебе пригодится эта одежда, и те события, когда, может быть, стоит поискать для себя что-то другое.

И вот, если ты понравился себе в этой одежде, с этим чувством или состоянием, в прошлом, настоящем и будущем, то можешь сказать себе: “Да, это действительно то, что мне надо. Я буду чувствовать себя в этом хорошо, это даст мне новые возможности”. И тогда продавщица тоже увидит это.

Но если в твоем голосе будут нотки сомнения или ты увидишь, что твоя поза, отраженная в зеркале, несимметричная и неуверенная, то вряд ли именно это тебе надо. Поищи, может быть, есть что-то другое, более подходящее для тебя сейчас?

А может быть, тебе захочется вернуться в этот магазин спустя некоторое время, еще подумать, понаблюдать за тем, что происходит вокруг тебя. Выслушать мнение других людей.

Ф5. Что хочется и нету

Живет человек среди людей и всматривается в них, как в свои отражения. И вот иногда, когда ты идешь по городу, или сидишь в компании, или читаешь книгу, ты смотришь, что другие люди умеют что-то, чего ты не умеешь, знают что-то, чего ты не знаешь, чувствуют что-то не так, как ты.

И появляется желание иметь то, что у других людей есть, а у тебя нет. Может быть, больше спокойствия, или больше уверенности, или силы, или еще чего-то. Найди для себя то, что у других людей есть, а у тебя нет.

Но вот иногда ты смотришь на других людей и обнаруживаешь, что у них есть то, чего нам ни в коем случае не хотелось бы иметь. Может быть, это зависть, может, гнев, может, что-то еще.

И совсем нет желания, чтобы это чувство поселялось у нас в душе. И очень страшно быть похожим на тех людей, у которых это есть. Ты смотришь на такого человека и думаешь: “Нет, я так никогда не сделал бы. Я так бы себя не вел. Я ни за что не позволил бы себе этого”. Найди, что это, что было бы неприемлемым для тебя.

А теперь, когда есть два списка — то, что есть у других и что ты хотел бы иметь, и то, что есть у людей, а ты бы ни за что этого не хотел. Это списки не того, что есть у людей, а того, что уже есть у тебя, но что ты мало позволяешь себе проявлять, то, что прячется в тень и в отражения.

Давай войдем сейчас в Мир теней с фонарем и внимательно посмотрим, был ли хотя бы один случай в твоей жизни или в фантазии, когда у тебя проявлялось то, что ты хотел бы.

Посмотри, как ты проявлял это раньше. Может быть, всего один раз. Как ты будешь проявлять это в будущем. Если бы ты приобрел это, кем бы ты был тут, в этой жизни? Или если бы это происходило в сказочной стране, кем бы ты стал там?

Вот есть то, что ужасно раздражает тебя в других людях и что ты ни в коем случае не хотел бы иметь. Вспомни честно, наедине с собой, был ли хотя бы один случай, когда ты сам проявлял это? Или это было самым лучшим из того, что ты мог сделать тогда?

Найди те обстоятельства, когда проявлять это уместно. Может быть, для других людей весь мир выглядит так? Посмотри, ты общаешься с ними совсем недолго, а они уже раздражают тебя. А ведь они живут сами с собой всю жизнь.

И нет ничего, что есть у других и не было бы у тебя. И нет ничего, что есть у тебя и чего не было бы у других людей.

Когда нет света и нет тени, а есть огромная радуга чувств, состояний, умений. Где нет плохого и нет хорошего, а есть разнообразие творчества.

Войди в этот мир, где ты можешь создавать самые разные образы себя и относиться к окружающим в каждый момент по-другому.

А сейчас, почувствовав все это многообразие мира, можно возвращаться сюда, в “здесь и сейчас”, и сохранить это ощущение.

Ты будешь смотреть на других людей, и тебе будет казаться, что они чем-то отличаются от тебя. Превосходят или наоборот, когда ты чувствуешь, что ты намного сильнее или умнее, можно вернуться к этому чувству разнообразия и единства.

Ф6. Хозяин страхов

Можно оказаться на лесной тропе и пойти по ней дальше и дальше. Когда ты углубляешься в лес, то впереди заметен ручей, и можно перейти через него так, как это удобно... За ручьем начинается наше внутреннее пространство, в нем бродят разные волшебные и сказочные создания... Интересно, какое из них будет твоим проводником в этом мире? Повстречайся с ним... Вежливо поздоровайся, спроси, может ли оно помочь тебе?.. Попроси отвести на дорожку, на которой живут страхи... Посмотри, какие они несчастные, как им страшно, как долго ты боролся с ними, гонял бедных страхов... Поздоровайся с каждым из них, поблагодари за то, что все это время он оберегал тебя как умел... Спроси, не нуждается ли он в помощи, возьми с собой... Пусть проводник укажет путь к тому месту, где живет Хозяин Страхов... Встретив любой следующий страх, поздоровайся, поблагодари, предложи пойти вместе с тобой к Хозяину... Когда соберутся все страхи и тебе удастся договориться с ними, то откроется вход в жилище Хозяина Страхов. Посмотри, какой он... Каким бы он ни был, подойди, поблагодари за его работу, извинись, что не очень любил его, не сразу прислушивался к его советам... Спроси, что он хочет, что ему нужно, чтобы быть абсолютно счастливым? Как он будет тогда выглядеть? Дай ему то, что просит... Когда Хозяин Страхов будет доволен, он сможет забрать себе маленьких страшкулин, помочь им... Как они изменились... Посмотри, что произошло, теперь: это не Хозяин Страхов, а Хозяин Желаний! Он научился говорить словами, даже если его желания кажутся нам необычными... Что же это за желания прятались за нашими страхами?.. Договорись с Хозяином Желаний, что сможешь слышать его и понимать... Попрощайся с ним, поблагодари... Посмотри, как бывшие страшкулины-хотелки разбегаются, довольные, по своим местам внутреннего пространства, обживаются там, получают удовольствие... Можно возвращаться по дороге назад, к тому месту, откуда мы начали путешествие. Через ручей, через лес... И когда ты окажешься точно там, откуда начал свое путешествие, то сможешь открыть глаза и вернуться сюда, в эту комнату...

Ф7. Забытые чувства

Иногда, поздней осенью или ранней весной, гуляя по аллеям старинного парка, можно заметить пустые скамейки, и забытый каким-то ребенком мячик, и что-то еще... Интересно, что там, за поворотом дорожки, что за клумбой? Поневоле начинаешь чувствовать, как внимание обостряется, слышны новые звуки, заметны детали пейзажа, новые ощущения... И очень любопытно, что будет дальше.

Что еще вызывает у тебя любопытство и интерес? А посмотри, о чем ты еще не знаешь и как это интересно — узнавать новое, изменяться и трансформироваться...

Но иногда, в глубине, в груди, возникает смутная тревога, когда еще совсем непонятно, чего опасаться, но опасение уже есть.

Трудно усидеть на месте, и кажется, что-то должно произойти, но совершенно непонятно, что.

И когда эта непонятная тревога становится достаточно сильной, то наш разум подбрасывает для нее пищу, и тогда возникает страх. Страх, когда боишься каких-то совсем конкретных людей, вещей или событий. И это уже легче, потому что понятно, чего надо бояться. И можно побояться этого достаточно для того, чтобы узнать, действительно ли это страшно. А может быть, просто интересно и любопытно. А может быть, там есть что-то еще...

И вот, когда страх тоже остался позади, мы входим в туман и вуаль печали. Печаль стесняет наше дыхание, иногда вызывает слезы...

Часто это сожаление о чем-то бывшем раньше, о том, что нельзя вернуть. И это очень сильное и глубокое чувство. И все, что мы теряем, когда оплакиваем свою потерю, остается внутри нас.

И потеряв что-то или кого-то, мы чувствуем печаль. И это чувство не позволяет нам забыть о том, что произошло, и дает нам светлую память о том времени, когда это было. И символ надежды.

А дальше из надежды и веры в будущее рождается любовь. И неведомо нам, что это и откуда это чувство возникает. Оно либо есть, либо его нет.

Посмотри, каким будет в твоей жизни сейчас этот поток любви. И какие люди давали тебе любовь щедрой рукой. И как золотой свет любви исходил из твоего сердца другим людям. И как они любили и заботились о тебе. И прими эту любовь с радостью и удовольствием.

Посмотри, какое удовольствие и какая радость видеть то, что вокруг — небо, деревья, зеленую траву. И ощущать свое тело, и доставлять ему большие и маленькие радости и удовольствия. Слышать музыку и любимые голоса. И радость и удовольствие от запаха свежей листвы, и травы, и сена, и многого другого, доставляющего нам удовольствие и радость.

И позволь, чтобы каждое твое чувство наслаждалось радостью, удовольствием, тем, что оно обязательно может получить.

Но вот иногда, когда мы общаемся с людьми и хотим от них чего-то одного, а получаем совсем другое, то возникает между нами обида. Посмотри, какое это чувство. Ощути его вкус. Прими его. Оно тоже нужно. И можно показывать его другим людям, чтобы они знали, нравится или нет то, что они делают.

А за обидой иногда возникает ревность: почему общаются с кем-то другим, а не со мной? Почему предпочитают не меня? Почему рядом нет того, кого ты хотел видеть?

И из этого возгорается пламя гнева. Гнева и ярости. Посмотри, как возникает оно и охватывает все тело. Напрягаются мышцы, сжимаются зубы. И гнев и ярость могут обрушиться на другого человека или другие вещи.

Позволь этому гневу быть. Посмотри, какое это сильное чувство. Найди то место, те обстоятельства, где гнев был бы уместным. Посмотри, как меняется его сила — от раздражения до все сметающей ярости.

Но есть то, что сильнее гнева. А сильнее гнева смех. Когда можно разо­злиться на другого, а можно просто посмеяться над ним и над собой, отойдя в сторонку от этой ситуации.

И позволь очистительному смеху пройти сквозь все твое тело, посмеявшись над собой и над тем, что тебе казалось серьезным.

И когда всепобеждающая сила смеха основательно протрясет твое тело и очистит его от всего лишнего и ненужного, то появится место для совсем нового чувства — когда смотришь на человека, или предмет, или дерево, и становишься с ним целым. Одним.

Где ты, где дерево — неясно. Где ты, где человек — неясно. Где нет “я” и нет “ты”, а есть нераздельное “мы”, слитое в единое созерцание.

Насладись этим умением объединяться, созерцать, любоваться. И дальше вновь, к вниманию и любопытству, печалям и радостям.

Найди те места и обстоятельства в твоей жизни, где бы каждое из этих чувств было возможно. Где они могли бы проявляться. Может быть, что-то чаще, а что-то реже. Но чтобы каждое из этих чувств имело свой дом.

Ф8. Ребенок внутри

Сейчас, когда ты взрослый и сильный человек, ты знаешь, что очень важно быть уверенным в себе, и невозмутимым, и настойчивым...

И очень важно уметь не показывать свои чувства, даже когда ты разозлен или огорчен чем-нибудь. И необходимо всегда думать, прежде чем ты что-то делаешь. А если тебе что-то не нравится, то все равно делать это, потому что оно действительно важно.

Можно направиться в это путешествие, для того чтобы получить там совсем новый, необычный опыт, который, может быть, что-то изменит в твоей жизни.

Сейчас мы отправляемся в путь, и сначала это красивая трава, поле или луг. И можно пойти по тропе дальше и дальше. Тропа постепенно поднимается все выше и выше в гору. И ты идешь по ней, оставляя многое позади, преодолевая разные препятствия.

Ты вновь поднимаешься вверх и вверх, и тропа делается более каменистой, и травы становится все меньше и меньше. Тропа извивается, и совсем непонятно, что будет дальше, за следующим поворотом.

И вот, когда ты проходишь за очередной поворот, перед тобой оказывается крепкая стена замка. Посмотри внимательно — этот замок твой, выстроен по твоим планам и чертежам, и ворота его открыты для тебя.

Войди внутрь. Посмотри, какой замок изнутри. Как надежно укреплены его стены, есть ли там сторожевые башни, бойницы и оружие.

Что еще есть в этом замке? Какие постройки? Там есть много разных комнат и галерей. Можно пройти по ним. Некоторые комнаты богато украшены, а другие, может быть, совсем простые. Познакомься с этим замком, с его убранством.

Подумай, как ты принимаешь гостей и обороняешься от врагов, когда живешь в этом замке. Может быть, там есть мастерские, в которых ты занимаешься творчеством. И спальни для любви... Обследуй внимательно все внутреннее пространство замка.

И вот, когда ты познакомился с ним достаточно, ты заметишь, что из одного окна виден внутренний двор, и можно спуститься туда. Этот двор в самой середине замка. Туда с трудом проникает солнце. И в середине этого двора есть колодец. Очень глубокий, холодный. И когда ты заглядываешь в колодец, то видишь, что на самом его дне сидит и плачет маленький ребенок. Ему там очень сыро, холодно и неудобно. Рискнешь ли ты спуститься туда, чтобы помочь ему?

Он боится тебя. Говорит, что ты сам когда-то посадил его туда. Когда ты сказал себе, что должен быть всегда взрослым и разумным.

Найди способ договориться с этим ребенком. Объяснить ему, что ты его любишь.

Когда тебе удается сделать это, то вы вместе можете выбраться из этого колодца и выйти сначала во двор, а потом в другие помещения замка. Сделай так, чтобы ребенку было удобно и уютно рядом с тобой, чтобы он чувствовал себя в безопасности. И ты видишь, как меняется выражение его лица, как он успокаивается, дышит ровнее, постепенно начинает доверять тебе.

Теперь можно рискнуть выйти с ребенком за пределы замка. Ребенок начинает играть и удаляется от тебя, отходит дальше и дальше. Это очень страшно — отпустить его поиграть одного. Но ребенок играет, он радуется солнцу и всему, что видит вокруг — каждому камешку, каждой травинке, бабочкам и цветам. И можно играть вместе с ним, ничего не делая и ничего не достигая — просто получая удовольствие от каждого мгновения.

Стены замка и все оборонительные сооружения становятся устаревшими и бессмысленными. И когда ты играешь с ребенком, то сам не замечаешь, как позади тебя все эти постройки начинают изменяться, превращаясь в нечто иное, более уютное и приятное для жизни.

И вот, когда вы поиграете достаточно, ребенок будет доверять тебе настолько, что сам вернется к тебе. Ты сможешь взять его на руки. Вы вместе обернетесь и увидите то открытое и прекрасное жилище, которое возникло за это время. Вы сможете войти в него, и ребенок сам выберет для себя светлую комнату, полную игрушек и сказочных вещей, света, смеха и тепла, в которой он может жить, и выходить погулять и поиграть в любое время, когда ему захочется. И ты можешь приходить к ребенку тогда, когда тебе это надо.

И мы еще не раз вернемся в этот светлый дом, для того чтобы познакомиться с самыми разными его комнатами и обитателями.

А сейчас нужно вежливо попрощаться с ребенком и возвращаться назад по тропе, спускаясь с горы, на луг и выходя вновь к костру, возвращаясь сюда, в “здесь и сейчас” нашего сказочного пространства.

Ф9. Те, которые я

А сейчас можно отправиться в следующее путешествие. Посмотри вокруг себя, на свою комнату, где есть вещи, принадлежащие только тебе. В них нашло отражение твое “Я”. Что это за вещи? Как они появились? Приобретал ли ты их себе сам или они подарены другими людьми? Может, они достались в наследство от твоих предков?

Посмотри, наверное, есть что-то, что ты никогда бы не приобрел. Правда? Есть какая-то одежда, которую никогда и ни за что не надел бы. Есть поступки, которые точно никогда не совершил бы. Что это?

А сейчас мы отправимся в волшебный коридор, который спускается все ниже и ниже. И когда ты идешь по этому коридору, то постепенно все глубже погружаешься вниз, к источнику своей силы, к тому, что есть в тебе.

Постепенно этот коридор расширяется и выводит тебя в зал. В центре этого зала лежит книга. Ее страницы пока пусты. И каждым своим поступком, каждым действием ты вписываешь туда слово, или фразу, или страницу.

И пишут эту книгу разные воплощения Тебя. Первый — тот, кто пришел в этот зал. Кто имеет свои вещи, свои книги, свою одежду. Тот, кто ты теперь.

Посмотри, в стене этого зала есть зеркало. И в нем отражаешься Тот, кто ты теперь. Нравишься ли ты себе? Есть ли что-то, что ты хотел бы изменить? Таким ли видят тебя другие люди? Поздоровайся с ним, с этим твоим во­площением — “Тем, кто ты теперь”.

А вот, на противоположной стороне, в зеркале отражаешься Тот, кем ты был раньше. Он моложе. Чем вы отличаетесь? Посмотри, есть ли что-то, что было у Того, кем ты был раньше, и потеряно сейчас? И есть ли то, что ты приобрел теперь?

Послушай, что хочет сказать тебе Тот, кем ты был раньше? Мы еще вернемся к этому отражению.

А вот рядом еще одно зеркало, и в нем — Тот, кем ты будешь. Он старше и знает больше. Посмотри, как он выглядит. Что он хочет сказать тебе? Есть ли что-то, о чем ты хотел бы его спросить? Посмотри на себя, пойми, кем ты будешь.

Но на этом зеркальный зал не заканчивается. И есть зеркало, состоящее из множества частей-отражений. Там все Те, которые не я. Множество образов, состояний. Да?

Посмотри, какие Те, которые не являются тобой. Может быть, там образы других людей, а может быть, ты сам иногда утверждаешь: “Нет, это сделал не я, это сделал кто-то другой! Не я буду, если я это сделаю!”

Кто они — Те, которые не я? И когда они объединяются в один образ, целостный и объемный, кто смотрит на тебя из зеркала — Тот, кто не ты? Поговори с ним. Задай вопрос. Ведь он тоже часть тебя. Выслушай ответ, каким бы он ни был.

И вот можно перейти еще к одному, последнему зеркалу-отражению. Смотрит из него на тебя Тот, кем ты никогда не будешь.

Найди, кто это. Что это за существо? Чем оно отличается от тебя теперешнего? Хочет ли оно что-то сказать тебе? Хочешь ли ты спросить его о чем-то?

И вот, когда стоишь ты в центре зала, рядом с книгой твоей жизни, и во­круг тебя зеркала-отражения, Тот, который Я, Тот, кем я был, Тот, кем я буду, Те, которые не Я, и Тот, кем я никогда не буду, — сейчас спокойно расступаются, и исчезает грань зеркал. И можно войти в каждое из этих состояний-отражений. Побыть им. Почувствовать себя в этом теле, старше или моложе. Или таким, какой ты сейчас. Или в совсем чуждых телах Тех, которые не я.

И ощутить изнутри, посмотреть его глазами, послушать, как он слышит — Тот, кем я никогда не буду. Побыть им в это мгновение.

И вот полностью рушатся все преграды и сливаются в единый танец те, которые Я, вращаясь быстрее и быстрее, в едином вихре, создавая одно тело, одну душу, которые живут вместе — Те, которые я. И пишут они эту книгу, слово за словом, фразу за фразой, глава за главой.

И стань ты сам главой. Главой книги. Главой Тех, которые Я. Они всего лишь тени, отражения и воплощения твоей сущности. Прими их в себя. Взгляни на страницы книги.

Есть ли то, чем и для чего ты хотел бы ее заполнить? Позволь, чтобы там проявилось слово или фраза, которые книга хочет сказать тебе сейчас.

Вежливо попрощайся с ней и с этим залом. Закрой дверь и возвращайся по коридору, назад, и выше и выше, и в ту точку, откуда ты начал это путешествие.

И вновь вернись в свою комнату и посмотри, где есть вещи, принадлежащие тебе. Есть ли что-то, что не твое?

Ф10. Агрессия

Однажды в древнем Китае великий мастер обучал молодых воинов боевому искусству. Он учил их самым разным стилям и способам движения. Но он точно знал, что нет движений правильных или неправильных, а есть уместные или неуместные.

Но вот в его школу пришел молодой ученик. Он казался очень уверенным в себе. И когда он приходил на тренировку с другими учениками, то старался делать движения как можно более резкие и сильные и показывать всем, на что он способен. И ему казалось, что чем быстрее и чем сильнее он движется, тем больше его преимущество, тем красивее он выглядит, тем надежнее он в бою.

Но вот великий мастер спросил его:

— Можешь ли ты сделать это же самое движение в несколько раз медленнее?

Воин сильно удивился и спросил:

— Зачем? Тогда я не буду чувствовать себя в безопасности, если буду двигаться медленнее.

Великий мастер спросил его:

— Как ты узнаешь то, что чем быстрее и сильнее ты движешься, тем больше ты в безопасности?

— Это все знают!

Мастер сказал:

— Я не знаю!

— Наверное, я попробую...

Вначале воин сильно удивился. Но постепенно он стал учиться делать движения как можно медленнее, спокойно, ритмично. И внезапно заметил, что качество его боевого искусства значительно возросло. И теперь он стал уделять больше внимания всем движениями своего тела.

Он стал замечать, что если в движении принимает участие рука или нога, то остальное тело тоже отзывается на это.

И по мере продолжения своих тренировок он стал ощущать удовольствие просто от самого движения. Не важно, быстрое оно или медленное, сильное или слабое, ритмичное или разнообразное. Само движение стало приносить ему удовольствие.

А еще через некоторое время он стал замечать, что он не один. Что когда он тренируется, у него есть партнеры. И что возможна согласованность их движений. Когда на каждый его поворот, движение руки, ноги или тела партнер отзывается своим движением, поворотом. И бой превратился в прекрасный танец, максимально разнообразный и неожиданный, когда никто из партнеров не знает, что произойдет в следующую минуту. Он никогда не сможет надоесть, потому что это вечный танец жизни.

И тогда сам вопрос об опасности или безопасности, о силе или слабости стал бессмысленным. Когда появился танец, движение и удовольствие взаимодействия.

И они, великий воин и великий учитель, постигли эту истину о том, что гнев, и необходимость, и вынужденность, и какие-либо правила отступают перед великим танцем жизни. Когда нет ощущения опасности или безопасности, а есть только “здесь и сейчас” и те движения и ощущения, которые длятся, принося удовольствие и разнообразие.

Ф11. Комната совершенства

Однажды ты выйдешь из дому и пойдешь со мной по тропе, все дальше и дальше, вглубь леса.

Постепенно трава, и тропа, и деревья начнут скрываться за туманом. Но ты продолжаешь идти дальше, сквозь белую пелену тумана.

И вот, когда туман рассеется, ты заметишь, что перед тобой дом. Я не знаю, какой это дом. Может быть, это хижина. Или дворец? Найди сам, что он для тебя — этот дом.

Он только твой, стоит здесь специально для тебя. Ты являешься его хозяином и его создателем. Конечно, там где-то, на двери или на воротах, есть щит. На нем герб — только твой. Посмотри, какой он, какие символы украшают его.

Когда ты прикоснешься к ручке двери, то услышишь девиз. Всего этого дома, твоей жизни. А теперь, собрав герб и девиз, запомни, как выглядит фасад этого дома.

Ты готов шагнуть внутрь? Войди, посмотри, как выглядит гостиная этого дома. То место, куда ты приглашаешь гостей, что ты показываешь людям. Может быть, там висят картины, стоят вещи и безделушки, которые что-то говорят другим о своем хозяине. Какая там мебель?

Это только твой дом, он сделан полностью по твоему вкусу. Познакомься с этим. Куда ты приглашаешь гостей? Что тебе хочется им показать? Что рассказывают о тебе вещи, стоящие в гостиной?

Когда ты достаточно познакомишься с этим, можно перейти дальше, в следующую комнату. Она очень интересна. Это комната мастерства. Находясь здесь, ты занят творчеством и созданием чего-то нового и необычного.

Посмотри, какая обстановка в этой комнате. Послушай, какие там привычные звуки. Может быть, это музыка. А может быть, что-то еще.

Чем тебе хотелось бы наполнить свою комнату мастерства, совершенства? Какой вид открывается из ее окна? Что там стоит? Что напоминает тебе о творчестве, совершенстве?

Заполни это пространство всем, что помогает тебе быть, создавать, быть немного волшебником в твоей жизни.

А теперь, когда комната мастерства готова, ты знаешь, что можешь войти в нее в любой момент, когда тебе будет нужно. Этот дом твой, он всегда в твоем распоряжении.

Можно направиться дальше, в соседнюю комнату, и заметить, что это убежище для одного человека или пристанище для двоих. Посмотри, с кем бы тебе хотелось разделить свою жизнь. Кто это? Самое совершенное творение твоей души. Мужчина это или женщина — то самое прекрасное, совершенное существо, живущее в центре твоей души. И когда ты встречаешь реального мужчину или женщину, то тебе кажется, что воплотилась твоя мечта.

Посмотри внимательно, как движется этот человек, какие у него глаза, волосы, как звучит его голос. Может быть, необходимо прикоснуться и ощутить это прикосновение.

Познакомься с этим обитателем твоего дома. Ты знаешь, что можешь встретиться с ним и вернуться сюда тогда, когда тебе этого захочется. Во сне, в мечтах или в фантазиях. А может, ты знаешь или встретишься вскоре с реальным его воплощением. Чем-то похожим, а чем-то нет, но тем, что займет место в твоем доме, в твоей душе.

Вежливо попрощайся с этим образом.

А теперь можно познакомиться с совсем необычными местами твоего дома. Начинай спускаться ниже, в подвал, где живет то, что мы обычно не показываем людям. То, с чем мы мало знакомы сами. Где все мысли и чувства, которых мы стыдимся или о которых забыли.

Посмотри, где напоминания о твоей печали и стыде. И то, что ты предпочитаешь не показывать другим людям, а иногда не осознавать и сам. Войди в это место несвершившихся надежд, невыполненных обещаний. И имей мужество заглянуть в самые темные уголки. Где те дела и мысли, в которых не признаешься сам себе. О которых говоришь: “Не я буду, если я это сделаю”.

Это тоже часть твоего “Я”. Плохая она или хорошая — никто не знает. Это просто то, что тоже есть в тебе. Иногда там просто что-то, что мы никогда не используем. Наши неиспользованные возможности, способность к росту, развитию.

Вежливо, с вниманием отнесись к любым вещам, знакам и символам, встречающим тебя в этом темном подвале твоей души. Прими то, что они хотят тебе сказать, с благодарностью и смирением.

Можно направиться дальше. Заметь, что ты не одинок в этом мире. Что еще дальше, совсем глубоко внизу, в темных колодцах, живут древние сущности. Посмотри, кто это для тебя. Древние боги или демоны? Или обычные сказочные существа, являвшиеся нам в детском воображении, сказках или мифах. Кто там, в этом мире древних сущностей, о чем они хотят сказать, от чего предостерегают?

А может быть, ты сам захочешь обратиться к ним с вопросом? И получить неожиданный ответ? Вежливо попрощайся с ними. Постарайся не заходить туда без нужды.

Возвращайся назад, к дому, до тех пор, пока не войдешь в самую потаенную, скрытую, центральную комнату этого дома, в которой заключена его сущность. Она соединяет и обнимает все, что там было — и гостиную, открытую для людей, и темный подвал, и комнату совершенства, и пристанище мужчины или женщины внутри тебя. Оттуда ты можешь сойти вниз, к древним сущностям, или подняться вверх, к Великому Духу.

Войди в центр и ощути себя полным владельцем этого дома. Полностью свободным.

Теперь посмотри, что есть там, самое важное и значимое для тебя. Где то изображение, знак, символ, какие звуки и имена? Какие ощущения там? И, вобрав это в себя, ты сможешь запомнить это чувство, возвращаясь к нему тогда, когда тебе это будет нужно, ощущая себя полностью собой, зная, что весь этот дом и все это внутреннее пространство всегда доступны тебе.

А сейчас можно поблагодарить дом за то, что он раскрыл тебе некоторые свои тайны. И знай, что можно вернуться сюда в любой момент, где бы ты ни был, и узнать еще что-то новое и необычное о себе, об этом пространстве своей души.

Сейчас можно идти по коридору, к двери. Выйти из дома, посмотреть, изменился ли он. Так ли он выглядит снаружи, как раньше. Может быть, изменился герб или девиз? А может, все осталось по-прежнему?

Поблагодари дом за те тайны, которые он раскрыл тебе в этот раз, и возвращайся в туман, на лесную тропу, назад, в ту точку, откуда ты начал это путешествие.

Ф12. Сага о копье

Однажды в старинном замке родился наследник. Мальчик рос, взрослел. И вот он стал присматриваться к оружию, которое досталось ему от его отца. И он заметил, что ему достались копье и щит. И он стал готовиться к турнирам и постоянно беспокоился о том, такое ли у него вооружение, как у других рыцарей.

И так как он никогда не видел этих рыцарей на турнирах, то не знал, длиннее или короче, чем у других, копье, доставшееся ему от отца. Умеет ли он управляться с ним с должным искусством?

И это постоянное беспокойство мешало мальчику упражняться со своим копьем. И даже когда он делал это, то чувствовал, что, может быть, он делает совсем не то, что другие молодые рыцари.

И вот постепенно мальчик стал понимать, что есть просто движения, что есть копье и есть чувства в руке и во всем теле. И он стал упражняться сам по себе так, как считал нужным. И его беспокойство стало уменьшаться с каждым днем по мере того, как рука начала привыкать к тем движениям, которые требовало от него оружие. По мере того, как оружие приноравливалось к руке.

И вот в один прекрасный день мальчик решил, что время его ученичества кончилось. Он сел на коня, взял свое верное копье, щит и доспехи и отправился в город на турнир. Он делал это впервые и очень волновался.

И когда он прибыл на турнир, то увидел, что в ложе, над самой ареной, сидит прекрасная дама. Он еще не знал ее имени, но его волнение усилилось. Потому что он знал: одно дело, если он роняет свое копье или как-то не справляется с тем, что хочет сделать, с каким-то упражнением, когда один. А тут на него пристально смотрит пара прекрасных глаз. Он увидел, что она постоянно следит за ним, и боялся. Ведь она может оценить его так или иначе. Ведь она сравнивает его с другими рыцарями, вышедшими на этот турнир. И вдруг он сделает что-то не то, не понравится ей?

Но дама смотрела на него своими прекрасными глазами, ласково и подбадривающе улыбалась ему, и юноша почувствовал, что он хочет завоевать ее внимание больше всего на свете.

И вот, подготовившись к турниру, он вышел и увидел напротив себя рыцаря, сидящего на коне. И в этот момент он не был занят сравнением силы или длины копья. Он просто подчинился тем движениям, которые хотел совершить. И лошадь несла его вперед, древко копья было твердым и упругим.

И вот, после не очень долгого боя он почувствовал победу. И радостно взмахнул оружием. И его глаза обратились к прекрасной даме. И она ласково улыбнулась и уронила на арену платочек, который он поднял и повязал на свое предплечье в знак любви и вечной преданности своей даме.

Но впереди его ожидал еще один бой со следующим противником. И на сей раз он был гораздо больше уверен в себе и своем оружии. Он вступил в этот бой и хотел показать все искусство и мастерство, которому он научился. Иногда то, что он делал, было неожиданным и не вписывалось в заведенный распорядок и правила турниров. Но его действия были успешны и красивы, и они становились новыми правилами для турниров, их начали считать возможными.

И с каждым новым боем мастерство и умение юноши возрастали, и он получал все больше и больше удовольствия от турниров. И, кроме того, он начал проводить время в обществе своей прекрасной дамы, вместе с нею завтракать и обедать, и гулять в парке, наслаждаться приятной беседой и верховой прогулкой. И они находили множество тем для разговоров.

И юноша с удовольствием обнаружил, что его прекрасная избранница не только хороша собой, но и достаточно умна и интересна, и с ней никогда не бывает скучно.

И его уверенность и мастерство не только в турнирных боях, но и в свет­ской беседе возрастало с каждым разом, как только он вновь и вновь делал это. И если даже иногда он не мог победить своего противника на турнире, он знал: впереди еще много-много турниров и он может совершенствовать свое мастерство, обучаясь новым приемам. И если иногда во время беседы или за столом юноша терялся или чувствовал, что ведет себя неловко, то его прекрасная дама помогала ему преодолеть эти временные неудобства и вновь наслаждаться, получая удовольствие от приятных занятий, которым они могли предаваться вместе.

Ф13. Ощути свое тело

А теперь очень интересно заняться исследованием и изучением своего тела и его реакций.

Почувствуй, что твое тело — самое гармоничное и совершенное творение. Если бы захотелось создать такое специально, вряд ли бы это удалось.

Внимательно прислушивайся к ощущению тела. К тому, как ноги плотно упираются в пол, как напряжены мышцы икр, под каким углом согнуты колени. Попробуй закрыть глаза и просто почувствовать этот угол, а потом открыть глаза и проверить, правильно ли ты думаешь об этом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться