Теперь возвращайся сюда, попрощавшись со своим детством, но имея возможность вернуться туда, в приятное, необычное прошлое в любое время, когда тебе это будет необходимо.
Ф27. Если хочешь делать — делай
Однажды в древнем буддийском монастыре, где был слышен шорох молитвенного барабана и звон колокольчиков, сидела старая матушка-настоятельница. И приблизилась к ней робко юная монахиня. Девушка была очень красива, с длинными волосами, в богатой одежде. Она робко поклонилась матушке и спросила: “Я хочу посвятить свою жизнь служению Будде. Но сомнения гложут мое сердце. Я не знаю, смогу ли сделать это. Хватит ли у меня сил, мудрости и упорства, чтобы достичь того, что я хочу сделать в своей жизни”.
Матушка поглядела на нее и сказала лишь одну фразу: “Что хочешь делать — делай! Загляни в свое сердце, хочет оно этого или нет”.
Юная монахиня отрезала свои прекрасные волосы, оделась в оранжевые одежды, посвятила свою жизнь постижению своего “Я”, сущности мира, сущности Бога.
И вот вновь зазвенели колокольчики. И вновь девушка слышит: “Если хочешь делать — делай”. И она делала то, что нужно для монастыря: носила воду, рубила дрова, собирала подаяние.
Но однажды на храмовом празднике увидел ее прекрасный юноша. Он тоже был монахом. И ночью, когда все заснули, юноша подошел к ней, разбудил и шепотом сказал: “Мое сердце переполняет любовь. Я не знаю, что делать. Я хочу быть с тобой, как обычно мужчина бывает с женщиной”.
Ничего не ответила ему монахиня. Однако днем, когда все собрались на ежедневную молитву, сняла с себя одежду и сказала ему: “Ну что ж, если хочешь делать — делай!” Устыдился он своих помыслов, и вознесли они свои мысли к Богу.
И когда девушка постигла, что нет Будды, и нет Бога, и нет нужды в непрестанном служении, а есть просто каждый день, каждое мгновение, в котором каждый человек делает то, что он хочет делать, все изменилось вокруг нее. Горы перестали быть горами. Вода перестала быть водой. И было только знание: “Если хочешь — делай!”
Когда она состарилась и сама стала настоятельницей монастыря, пришла к ней юная послушница со своими сомнениями. И ответила ей матушка-настоятельница...
Ф28. Мудрец на горе
Можно представить себе, как ты выходишь из своего дома, идешь по улицам знакомого и незнакомого города... Город кончается, вокруг — лес... Можно почувствовать тропу под ногами, обратить внимание на стволы деревьев, шелест ветра в листве. Постепенно тропа поднимается в гору, склон становится круче, тропа вьется серпантином. Лес отступает и оказывается внизу, с каждым поворотом тропы видны новые дали, открывается другая перспектива. Идти нелегко, но есть ощущение, что впереди что-то важное и волшебное.
На вершине живет Мудрец-на-Горе. Он живет там давно и знает ответы на многие вопросы... Вот становится видна его хижина, и можно попросить ее хозяина выйти на свет... Вежливо поздоровайся, выслушай ответ. Задай тот вопрос, с которым (осознавая или не осознавая этого) ты шел на эту вершину. Вежливо и со смирением прими любой ответ: будь то слово, образ, жест или прикосновение... Может быть, мудрец захочет сам сказать что-нибудь или дать. Прими это. Попрощайся и возвращайся назад по тропе, все ниже и ниже, к лесу, и через лес, к границе города и назад, к той точке, откуда началось путешествие.
10. А еще есть группы!
И прежде чем о них читать, направьтесь в комментарии.
======= змея К5
======= змея К6
======= солнышко К9
Г1. НЛП
======= солнышко К9
======= змея К9
Нам хотелось бы, чтобы читатель мог увидеть и ощутить этот тренинг по нейролингвистическому программированию, как и другие, с трех позиций: Тренера (Т), Участника (У) и, конечно, Наблюдателя (Н).
У.: Я — социальный педагог, веду подростковый клуб, общаюсь с “трудными” подростками, учителями, родителями, иногда сотрудниками милиции, и мне очень важно уметь находить общий язык с ними всеми, убеждать их в своей правоте.
Н.: Все участники называют свои цели прихода на этот семинар: “Узнать людей получше”, “Научиться общаться”, “Эффективнее участвовать в переговорах...” Тренер выслушивает, иногда задает уточняющие вопросы, особенно если слышит “От меня требуют...”, “Я должен...”, пока задача участия в тренинге не начинает звучать “Я хочу...”
Т: Я хочу, чтобы сегодня мы вошли в мир, где существуют определенные законы и правила, и придерживались этих правил в течение ближайших двух дней семинара. Кому так жить и воспринимать мир понравится, могут сохранить эти правила и убеждения и в дальнейшем. Сейчас я назову основные законы, базовые утверждения мира НЛП, в котором часто живу сама.
1) “Карта — это не территория!” Все, что мы думаем о себе, других людях, окружающей действительности, не является реальностью, а только системой наших убеждений об этой реальности. Эти убеждения разные... Одна и та же местность, изображенная на физической, политической, климатической карте, будет выглядеть абсолютно по-разному. И все эти карты — правильные. Просто каждый составитель отмечал там то, что было важно в данном случае. У каждого человека есть своя карта реальности, составленная из особенностей его восприятия мира, языка, на котором он говорит, убеждений его родителей и школьных учителей, его страны и культуры... Так же, как нет двух одинаковых людей, нет и двух одинаковых карт реальности. Они могут только быть более близкими или более отличающимися друг от друга. На этом семинаре мы будем бережно и с любовью исследовать карты друг друга, узнавать новое о себе и учиться создавать “объединенную реальность”...
2) “Различия и странности — это возможности”. Чем больше разных карт местности мы имеем, тем больше знаем о ней, тем больше наши шансы там выжить. Различия в представлении о мире, в способностях и поведении людей дают нам возможность научиться чему-то новому, узнавать и ощущать, как выглядит мир для другого человека.
У.: А если этот “другой” психически нездоров, или преступник, или просто мне лично очень несимпатичен?
Т.: Тогда у тебя есть выбор — возможность войти в его “карту”, ощутить, как это — быть преступником... или больным... Может быть, получить там доступ к своей агрессии, или безразличию, или нестандартному мышлению... А можно не использовать эту возможность, сохранив себя, свою карту реальности прежней. Ведь различия и странности — это возможности, а не обязательства.
3) “За каждым действием — позитивное намерение”. Любое поведение человека продиктовано желанием достичь чего-либо хорошего и полезного: счастья, здоровья, успеха... Но сами действия или их последствия не всегда помогают обрести желаемое, а наблюдая поведение со стороны, бывает трудно догадаться, чем оно продиктовано. Так что учимся узнавать о позитивных намерениях — своих и других людей — и достигать их реализации более эффективно.
4) “Любое поведение — лучшее из возможных”. Когда мы убеждены, что действительно хотим достичь чего-то хорошего, то ищем наиболее подходящие из имеющихся у нас средств. Но подчеркну: из имеющихся. Если на улице отлетел каблук и нет молотка, то ищем самое подходящее: камень, кусок кирпича, доски... Не потому, что не хотим пользоваться молотком, а потому, что его просто нет. И в других ситуациях происходит похожее: мама хочет воспитать ребенка грамотным и наказывает его за ошибки в диктантах. Не потому, что хочет наказывать, а просто не знает, не умеет пользоваться другими, более подходящими способами повышения грамотности.
5) “Нет ошибок и неудач — есть только обратная связь”. Теперь представим себе, что мы запланировали достичь чего-то полезного, выбрали лучший способ достижения и не смогли получить это... Обидно. Можно ругать себя за допущенную ошибку, можно винить судьбу за неудачу, но результат по-прежнему остается только в мечтах. А можно искать новые способы реализации своего намерения, учиться новому поведению, расширять свою карту мира.
У.: Но это сложно, а часто и совсем невозможно!
Т.:
6) “У человека есть все ресурсы, все возможности, чтобы достичь изменения!” Это странный постулат НЛП. Вспомните еще раз: то, что мы считали окружающей нас реальностью, является только ее описанием. И то, что совершенно невозможно в одном описании, в другом — обыденная вещь... Согласно карте современного европейца, вызвать какими-то своими усилиями дождь или разогнать тучи — невозможно. А для индейского шамана это реальность его деятельности. Тех, кто хочет научиться легко “бегать” между разными картами реальности, адресую к прекрасным книгам: Р. Бах “Иллюзии”, Р. Желязны “Хроники Амбера”, Г.Л. Олди “Войти в образ” и т.д.
У.: Но ведь это фантастика! А реальность — это и есть реальность, она одна. Вот стул, стол, группа...
Т.: Да, конечно... И ты видишь стол... И стул... И группу... И сейчас немного взволнован, и тебе хочется расслабиться, но не делай этого так быстро... Совершенно не обязательно сразу закрывать глаза, если хочется направиться в свою внутреннюю реальность, и отдохнуть от семинара, и удобнее устроиться на стуле... А перед тем, как ты окончательно отправишься в путешествие внутрь себя, можешь яснее услышать шум машин за окном и звуки в коридоре, и почувствовать давление ботинок на ногах...
Н.: Тренер продолжает наводить транс, группа постепенно начинает дышать реже и глубже, некоторые закрывают глаза, позы расслаблены. Тренер рассказывает сказку-историю о Мудреце на Горе, а участники погружаются в этот фантастический сюжет, задают вопросы и получают на них ответы от своего бессознательного.
Т.: А теперь можно представить себе эту комнату, людей в ней, почувствовать свою позу и открыть глаза!.. Ну как?
У.: Мы были в трансе и каждый видел что-то свое. Не опасно ли это?
Т.:
7) “Наше бессознательное желает нам добра”. Самые глубокие инстинкты, отвечающие за сохранение жизни, продолжение рода и т.д., находятся в бессознательном. Это древний и мудрый слой нашей личности, менее подверженный влиянию сиюминутных настроений и убеждений других людей. Он заботится о человеке, о его эффективном выживании в этом мире. Одной из задач нашего семинара будет приобретение навыка вступать в диалог с бессознательным и доверять его мудрости. Транс — это одна из дорожек в свой внутренний мир. Гуляя там, вы задаете свои вопросы и получаете свои ответы, а я только помогаю приоткрыть ворота...
8) “Вселенная добра и изобильна”. Как наш внутренний мир, так и окружающая среда — люди и природа — содержат в себе все, что человеку нужно, и только ограничения нашей карты реальности позволяют не замечать этого. Чем разнообразнее наши представления о мире и больше готовность к изменению, тем к большему количеству ресурсов мы имеем доступ.
А теперь я хотела бы, чтобы мы посмотрели, как изменяется наше представление о себе и окружающем мире, если мы начнем пользоваться картой НЛП — ее базовыми убеждениями. Напишем эти убеждения на отдельных карточках. И возьмем еще одну карточку с надписью “Проблема”. Найдите, пожалуйста, ту проблему, которую не жалко решить... Готово? Разбились на пары, нашли в зале место, где удобно работать. Представили достаточно большой круг — 1,5—2 метра. В центре его расположили “Проблему”, а по окружности — карточки с убеждениями НЛП.
Пара разделяется на ведущего и ведомого. Ведущий наблюдает за состоянием ведомого, напоминает ему базовые убеждения НЛП. Ведомый представляет себе каждое убеждение, и когда оно действительно воспринимается как реальность, становится туда, где лежит соответствующая карточка, и, приняв его, смотрит, как выглядит проблемная ситуация, какие новые решения она приобретает. Так по кругу, со всеми 8-ю убеждениями. Когда весь круг пройден, ведомый становится в центр и представляет себе, как он действует в этой ситуации, а ведущий читает вслух базовые убеждения НЛП. Понятно?
У.: Важна ли последовательность карточек?
Т.: Желательно в первый раз соблюдать именно такую последовательность.
Н.: Участники парами разбредаются по залу, и вскоре все пространство заполняется непересекающимися кольцами карточек. Интересно смотреть, как меняется выражение лиц, когда принимается то или иное убеждение, как позы становятся более уверенными и свободными. Тренер ходит между участниками и, если замечает признаки затруднений при “вхождении” в круг, помогает участнику полнее осознать соответствующее убеждение, найти понятные примеры в жизни, соответствующие события. Когда каждый участник побывает в ролях ведущего и ведомого, упражнение заканчивается.
Т.: Я хотела бы услышать о ваших ощущениях от этого упражнения.
У.: Моя проблема — конфликт с одним знакомым — стала выглядеть совершенно иначе. Ведь, в сущности, мы хотим одного и того же и, наверное, могли бы договориться.
У.: Мне было трудно принять убеждение об “обратной связи”, но когда я сделал это, то вдруг понял, что незачем откладывать один важный разговор, а можно попытаться, а если не получится, то сделать по-другому!
Н.: Когда все высказались, работа продолжается. И вновь рабиваемся на пары (теперь уже другие) и делаем следующее упражнение: “Подстройка по позе”. Один садится так, как ему удобно, второй — старается скопировать позу как можно точнее. Тренер помогает, обращая внимание на положение ног, наклон головы... Когда копия получается точной, то оба участника замечают это, иногда возникает смех, замешательство. Каждый участник принимает новую позу и копирует ее по три раза, с каждым разом выполнять упражнение становится легче.
У.: А зачем нужна подстройка по позе?
Т.: А что ты ощущал, когда ты подстраивался и к тебе подстраивались?
У.: Ощущения неоднозначные. Когда это делала С., то очень приятное чувство: ощущение, что меня понимают, какая-то близость... Но когда это принялся делать А., то возникло чувство, что копируют, передразнивают. Очень неприятно! Самому подстраиваться интересно — никогда не думал, что людям может быть удобно в таких позах; менялись ощущения в теле, настроение.
Т.: Вот ты и ответил, зачем нужна подстройка — “войти в образ” партнера, лучше понять, что и как ему удобно, при этом не копируя и не передразнивая, а создавая близость, единство ощущений. Для того чтобы действительно научиться этому, упражнение будет домашним заданием. Потренируйтесь в подстройке дома — к теледиктору, в транспорте, на рабочем месте. Попробуем делать не полное “зеркало”, а копировать только микродвижения рук, покачивание ноги или кивки головой. А теперь продолжаем тренировать подстройку, но не по позе, а по дыханию. Партнер №1 сидит и вспоминает что-то приятное, партнер №2 старается дышать в такт... Ну, как впечатления?
У.: Как в песне у Высоцкого:
“И думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья...”
У.: Трудно! Мой партнер вообще не дышит!
Т.: Потрогайте! Еще не остыл? Значит, не труп и дышит... Часто заметить дыхание легче, когда сидишь не напротив, а рядом с партнером, и видишь его в профиль или в 3/4. Попробуйте... Получилось? Тренируемся в этом и дома. Если ваш партнер — ребенок или по каким-то причинам дышит слишком часто, подстраивайтесь через один вдох. Если партнер страдает каким-то заболеванием — астмой и т.п., — то безопаснее изменять не свое дыхание, а другие движения: кивать в такт, качать карандашом...
У.: Я тренировалась в этом упражнении дома и случайно сняла приступ у дочки. Ей семь лет и у нее больная печень, вчера был приступ боли в желчном пузыре. Я легла рядом, обняла, стала дышать так же часто и прерывисто, как она, постепенно замедляя темп дыхания, углубляя его. Через 10 минут приступ у ребенка прошел без лекарств, хотя обычно он длится около часа. Можно ли так делать?
Т.: Если получается, то можно. Это хороший способ успокоить или, наоборот, разбудить спящего: кладешь руку на спину, подстраиваешься и постепенно ускоряешь темп дыхания... А теперь совсем простое упражнение. Нашли новую пару? Постарайтесь тщательно запомнить позу, одежду, внешний вид партнера. Посмотрели, запомнили, закрыли глаза... Чего не хватает? Открыли, и т.д., до полного “фотопортрета”.
Н.: Уже через минуту почти все пары подстроились по позе, а через три минуты и по дыханию... А ведь команды об этом не было.
Т.: Обратите внимание на ваши позы, дыхание... Подстройка происходит автоматически, если собеседник вам действительно интересен, но справедливо и обратное: после тщательной подстройки интерес к партнеру возрастает.
У индейцев есть поговорка: “Чтобы понять другого человека, нужно пройти путь в его мокасинах”. Сейчас мы и попробуем это сделать. Работаем в тройке. Партнер № 1 сидит и максимально точно и подробно вспоминает свои ощущения от какого-то конкретного события: катание на лыжах, плавание, общение с друзьями. Партнеры № 2 и № 3 наблюдают и запоминают позу, микродвижения, темпоритм дыхания. Через две минуты партнеры № 2 и № 1 меняются стульями, и второй партнер “входит в образ”, принимая ту же позу, копируя дыхание и т.д., третий следит за точностью воспроизведения. Сделали? А теперь можете поделиться ощущениями с партнером № 1 — что это была за деятельность, какое настроение? Процент совпадения в парах?
У.: — 80%!
— 75%.
— 90%.
Т.: Продолжаем упражнение, пока каждый не побывает в каждой роли: самого себя, наблюдателя, “зеркала”. Когда все закончится — возвращаемся в круг.
У.: Очень различались ощущения на своем стуле и “в чужих мокасинах”, действительно вроде бы становишься другим человеком... Мой партнер “занимался” неизвестной мне деятельностью — катался на горных лыжах, и это ощущение волнения, полета было новым и приятным.
У.: Да, а ты мне в ответ “подарил” ссору с начальником!
Н.: Участники обсуждают впечатления от последнего блока упражнений. Обстановка в группе стала более теплой, высказывания дружелюбные, возросла наблюдательность и точность выражений. Чаще упоминается свой собственный опыт: “Я видел...”, “Я чувствовала...”, чем обобщения или пожелания другим людям. Тренер так же стремится обратить внимание группы на различия в индивидуальном опыте, своеобразное восприятие каждого события.
Т.: У кого есть неприятное воспоминание о конфликте с кем-либо? Желательно то, которое не жалко... А то вдруг вам этот конфликт очень нравится, а вы от него избавитесь?
У.: У меня есть! Одна такая мамаша противная... Вот уж не жалко, если с ней конфликт прекратится.
Т.: А как ты с этой мамашей обычно общаешься? Сидя? Стоя? Поставь два стула так, как вы обычно сидите.
Н.: Участница расставляет два стула под углом друг к другу, тренер добавляет третий стул на некотором расстоянии от них, просит показать, где сидит сама участница, а где ее партнер по конфликту.
Т.: Теперь попробуем представить, что когда ты садишься на этот стул, то как бы вновь попадаешь в ту ситуацию, участвуешь в ней от своего имени, когда ты на этом стуле — то превращаешься, “входишь в образ” мамаши, а этот стул — для наблюдателя. Он просто смотрит со стороны за происходящим, как на 105-ю серию “Санта-Барбары”, не участвуя в конфликте, никого не поддерживая... Попробуй!
Н.: Участница поочередно занимает все три стула, меняется ее поза, выражение лица. Состояния №1 и №3 похожи. Тренер спрашивает, удается ли просто смотреть на конфликт или сохраняется эмоциональная включенность в него. Участница подтверждает: “Да, сохраняется” Тогда тренер просит не сесть, а встать на третий стул, “подняться над ситуацией”. Участница делает это и радостно улыбается: “Да, теперь я могу просто наблюдать, что у них там происходит”.
Т.: Теперь ты будешь по очереди двигаться между этими позициями: “я” а ”наблюдатель” а ”она” а ”наблюдатель” а ”я” и т.д. При переходе обязательно “стряхивай” состояние, оставляя конфликт там, на стульях.
Н.: Участница делает это, отвечая в позиции №1 и №2 на вопросы тренера:
— Как ты себя тут чувствуешь?
— Что тебе хочется?
— Что тебе действительно нужно?
В позиции №3:
— Как это выглядит со стороны?
— Что ты как специалист могла бы им посоветовать?
— Какова общая цель, к которой они стремятся?
У.: Эта мамаша меня действительно “достала”! Приходит каждый раз после занятий кружка и жалуется, жалуется... Я испытываю раздражение, хочу уйти, прекратить ее жалобы, но вежливо слушаю.
Когда я — “мамаша”... Да, это сложно представить. У меня трое детей, муж зарабатывает мало, выпивает, сын учится плохо. Что я хочу? Выговориться, получить сочувствие у психолога... Вообще-то не только сочувствие, я надеюсь, что она подскажет мне, как лучше, правильнее вести себя с мужем и сыном. Но она этого не делает. Со стороны... Ой! Этот психолог не слышит заявки, а ведь она звучит уже третий раз! Барышня-психолог сидит в закрытой позе, смотрит куда-то... Позиция “Говорите, говорите, вы мне не мешаете...” Женщина не очень внятно формулирует заявку, но она у нее, кажется, присутствует.
Т.: Выйди в позицию №2, проверь.
У.: Да, там такая робкая надежда на помощь, но если помощи нет, то хоть сочувствие...
Опять в позицию №3. Конечно, как специалист я понимаю, что нужно уточнить заявку и начать коррекционную работу не только с сыном, но и с мамой. Она же тоже хочет, чтобы сын учился, лучше общался, был счастлив... Проверю в позиции №1. Можно, конечно, поработать и с мамашей, но меня раздражает ее ноющий голос... Может, предложить выполнить некоторые упражнения письменно? А вообще-то она довольно нормальная, и в сыне заинтересована, это не так часто у меня в консультации бывает... Что же, проверю на практике, как раз завтра следующее занятие психологического кружка.
Т.: Проверь, изменилось ли твое отношение к ситуации? Удалось ли собрать новую информацию?
У.: Конечно! Похоже, я сама вызвала этот поток жалоб вместо нормальной работы. Попробую вести себя иначе и проверю, что получится.
Т.: А теперь за работу всей группой. Разбились на пары и в упражнение “Управляемый диалог”. Вот три жеста: “я”, “ты”, “со стороны”. Партнер №1 рассказывает о чем-то знакомом ему и желательно приятном, партнер №2 показывает жестами, из какой позиции рассказывать.
Н.: Группа похожа на курсы глухонемых... Один участник пары смотрит другому в рот и демонстрирует “ты”, “со стороны”, “ты”, “я”, иногда прямо посередине предложения. Второй усердно меняет позиции, с которых рассказывает. За это время получены новые впечатления от привычных событий, решена пара конфликтов. В одной паре “управляющий” явно испытывает страх. Что там?
У.: Ну, и “приятная” деятельность у моего партнера! Ходьба под парусом в шторм... А я боюсь и в спокойном озере поплавать. Когда он говорит, я так и представляю себя в хрупкой лодочке посередине Киевского моря. Хоть бы скорее время упражнения кончилось...
Т.: Поделитесь впечатлениями от упражнения.
У.: Я оказалась “внутри” того события, о котором мне рассказывали, и это было не очень-то приятно!
У.: Да, а для меня это действительно большое удовольствие...
Т.: Это тоже полученный опыт, напомним: “Карта — это не территория”. Теперь вы еще лучше узнали о способах рассказать о своей карте мира и узнать, как она организована у другого человека. Может, через некоторое время вода и для тебя станет ресурсом, а может, нет, но теперь ты знаешь, к кому за этим умением можно обратиться.
А теперь подумаем, для чего мы общаемся?
У.: Чтобы высказаться!
У.: Чтобы лучше узнать собеседника.
Т.: Все высказывания правильные. В общении действительно принимают участие “Я”, “Другой или другие” и информация, которая передается. Но не для всех людей во всех ситуациях одинаково важны все составляющие общения. Внимание может быть направлено на себя: “Хочу высказаться”, на других: “Что они хотят?”, на сбор самой информации, иногда на прерывание потока информации или на все эти компоненты общения равномерно. В зависимости от этого возникают стили общения, на которые впервые обратила внимание Вирджиния Сатир, и они так и названы — “Сатир-категории”. Подчеркиваем: это не типы личности, а только стили общения! Один и тот же человек, в зависимости от обстоятельств, может использовать все эти стили, и сейчас мы будем учиться их распознавать и демонстрировать.
Сатир-категории
Показатели Название
Блаймер Плакатер Дистрактор Компьютер
Поза
Голос
Продолжение
Показатели Название
Блаймер Плакатер Дистрактор Компьютер
Способ
восприятия
Частые слова
и выражения
Внимание
в процессе
общения
Основное
влечение
Основная
потребность
Внешнее
впечатление
Внутреннее
ощущение
Т.: Последнее упражнение тренинга — зачет. Группа разбивается на четверки: двое показывают карточки и наблюдают, двое выполняют упражнение.
На карточках отмечены репрезентативные системы (аудиальная, визуальная, кинестетическая), Сатир-категории. Задача участников — вести диалог (удерживая его цель) и одновременно подстраиваться под тот символ, который обозначен на карточке.
У1 (В): Я хотел бы видеть твой конспект, это такая яркая тетрадка, с Земфирой на обложке!
У2 (А): Ну, ты же говорил мне вчера, что эти лекции достаточно скучные, я и сама ничего не могу запомнить — он говорит так монотонно...
У1 (Пл): Он меня сожрет на экзамене, мне всегда не везет, а тут еще и любимого конспекта нету... Только ты можешь мне помочь!
У2 (К): Да, действительно, ведение конспекта лекций, вероятно, полезное занятие, многие преподаватели считают, что это облегчает подготовку к экзамену во время сессии. Существует также дополнительная литература.
Н.: Когда тренер удовлетворен работой каждой пары — пары в четверке меняются местами, до тех пор, пока “зачет” не сдадут все участники группы.
Ну и, конечно, завершается группа традиционными вопросами: “Что хотели?”, “Что получили?”, “Где собираетесь применять?”, “Чего показалось мало?”.
У1: Хотел получить навыки манипуляции людьми. Получил? Наверное, странное ощущение бессмысленности этого действия... Вообще-то все упражнения семинара явно помогут в профессиональном общении с клиентами. Потренируюсь — расскажу о последствиях. Не хватает? Заметил несколько своих странноватых затруднений при выполнении отдельных упражнений. Нужно время, чтобы разобраться в себе.
У2: Хотела получить профессиональные навыки. Получила их, и еще что-то почти неуловимое. Может быть, ощущение быстро текущего мира? Ой, мало не показалось! Теперь только тренироваться...
У3: Когда сюда шла, вообще не очень-то знала, что хочу. Получила много всего — интересные упражнения, общение, отдых... Внедрять это все-таки явно лучше на работе, хотя некоторые вещи (особенно трехпозиционное описание) не помешают и дома, при разногласиях с родителями. Хочу того же и побольше!
======== змея К24
======== солнышко Т5
Г2. Этология
======== змея — К11
В течение первого дня участники знакомятся с основными поведенческими паттернами: демонстрации агрессии, знакомства, доминирования, подчинения, защиты территории, привлечения партнера. Каждое упражнение выполняется в парах, постепенно переходя от наиболее абстрактного варианта к наиболее близкому к поведению человека в обычной ситуации. В качестве иллюстрации можно рассказать о процессе тренировки паттерна “защита территории”. Тренер рассказывает о наличии трех основных дистанций:
l дальней, вызывающей ориентировочный рефлекс;
l средней, во время преодоления которой происходит оценка “свой-чужой”;
l ближней, при пересечении которой включается оборонительный рефлекс.
Эти зоны отчетливо заметны, например, у собак — за забором, при пересечении границы охраняемого двора, при попытке залезть к собаке в будку.
Участники, разбившись на пары, приступают к выполнению первого упражнения: “животное” — кисть руки.
Задача участника №1 — маркировка своей территории, демонстрация различий в поведении при пересечении границ. Задача участника №2 — вторгаться, оценивая, где и какую границу он пересекает. После того, как это упражнение выполнено, переходим к “четвероногому” варианту. Три руки — “лапы” должны быть непрерывно на полу! В этой ситуации (где можно использовать положение тела, одну “лапу” и любые “животные” звуки) выполняется та же задача — демонстрация охраняемых зон. Следующий этап — “двуногий”.
У человека существуют аналогичные зоны, именуемые на психологическом языке “дистанцией контакта”, они так же четко маркируются определенными ощущениями в теле при пересечении границ. Однако не у всех людей представлен навык отчетливой демонстрации допустимости или недопустимости пересечения границы в каждой конкретной ситуации. Задача — невербальная маркировка границы оптимальной дистанции контакта. Упражнение выполняется в разных парах, так как оптимальная дистанция контакта значительно различается в зависимости от пола партнера, возраста, сложившихся ранее отношений. Участники отмечают, есть ли затруднения в маркировке дистанции и понимании невербальных сообщений партнера. Часто удается обнаружить ограничивающие убеждения типа: “Если я не разрешу людям подходить слишком близко (даже если это мне неприятно), то останусь в одиночестве...” или “Любое приближение на расстояние ближе метра — опасно...” Острое, неконтролируемое чувство страха при сближении часто дает реакцию парадоксального поведения: на дальней и средней дистанции демонстрируется “отпугивающее”, агрессивное поведение, которое при сближении на расстоянии 20—30 см сменяется жалобной улыбкой, приглашением с “подстройкой снизу”. Это часто вызывает реакцию замешательства у партнера — люди с хорошо развитым чувством дистанции не вступают в контакт, видя первоначальную реакцию; те же, у кого работает убеждение “Я всегда располагаюсь как можно ближе, потому что мне так удобно”, наблюдают вторую реакцию и общаются на очень близкой дистанции. У партнера №1 возникает ощущение, что на него “давят”, “...симпатичные люди проходят мимо, а на меня “наезжают” разные нахалы”. Стремление “отпугнуть” нахалов усиливает парадоксальную реакцию, и круг стереотипного поведения замыкается. Если сам человек воспринимает этот результат как нежелательный, то в процессе тренинга мы уделяем внимание преодолению сложившегося стереотипа разными способами. Иногда для этого достаточно демонстрации адекватных реакций с их постепенной тренировкой, иногда страх связан с какой-то конкретной психотравмирующей ситуацией, и тогда используются техники НЛП типа реимпринтинга. Процесс считается завершенным, если участник не испытывает страха и может спокойно, отчетливо и понятно для других людей продемонстрировать оптимальные для него дистанции контакта в каждом конкретном случае.
И последнее упражнение этой группы — дистанции контакта в процессе реального диалогического общения. Точно так же, по ступенькам “животное-кисть руки”, “четвероногое”, “двуногое”, “говорящее” проверяются и выстраиваются все остальные навыки. Сильные ограничивающие убеждения часто не позволяют отчетливо продемонстрировать агрессию или подчинение, в некоторых случаях сбои происходят на этапе “привлечение партнера”. Стереотипы поведения могут проявляться по отношению к представителям другого пола. Участники осознают, в какой мере эти убеждения влияют на их жизнь, к каким приводят последствиям в ходе реального общения с начальниками и подчиненными, при знакомстве и попытке продолжить отношения. В зависимости от этого в каждом конкретном случае принимается решение об изменении существующего убеждения, или “параллельной” тренировке навыка другого поведения, или сохранения сложившегося стереотипа реакций.
За время наших тренингов мы убедились в эффективности этологической модели поведения: практически всегда, если какой-либо навык отсутствовал во время упражнений, он не был представлен и в реальной жизни, его наработка блокировалась каким-нибудь достаточно значимым и воспринятым в детстве (недостаточно критично) убеждением, например: “Надо быть всегда сильным”, “Если покажешь свою слабость — не будут уважать”, “Нельзя показывать свою злость”, “Нельзя показывать, что тебе кто-то нравится”, “Родители хотят, чтобы я была мальчиком, и я буду вести себя как мальчишка!”
Взрослый человек может осознать все последствия подобных убеждений и попробовать изменить свое поведение, сначала в самой безобидной ситуации, когда нет связи с социальным окружением, когда ты — “четвероногое животное”, а для животных совершенно естественно открыто и точно, понятно для существ своего вида выражать собственные чувства и потребности. А потом, когда это новое поведение проявляется и закрепляется в человеческом варианте и получает поддержку со стороны других участников группы, становится значительно легче перенести его и в другие контексты, в обыденную жизнь.
Второй день посвящен работе с навыками вхождения в различные сообщества и начинается с обсуждения вопроса: “Для чего животные создают стада и стаи? В чем преимущества жизни в сообществе?” А дальше так же по ступенькам начинается тренировка жизни в различных сообществах.
Самые простые, примитивные — колония, характерная для птиц, летучих мышей; там нет специализации, каждая особь стремится достичь своей цели, но особи сходны и цели у них сходны, и поэтому поведение не отличается разнообразием. В колонии легко поднимается паника, сигнал тревоги, поданный любой особью, мгновенно “поднимает на крыло” всех обитателей скалы или пещеры. Человеческий аналог — толпа на стадионе, зеваки на площади... Можно оценить, насколько удается комфортно чувствовать себя в толпе, принимать ее ритм, настроение, передвигаться безопасно, выходить из ситуаций паники или давки.
Участники группы постепенно учатся двигаться в толпе и сквозь нее, ощущать ритм якобы хаотического движения и работать как со страхом оказаться в толпе, так и с навязчивым стремлением “ощутить чувство локтя”.
|