В течение восьми дней семинара группа жила в летнем лагере, в Карпатах, что позволило создать очень благоприятную атмосферу, способствующую поиску новых вариантов поведения, отказу от устаревших стереотипов.
К14. Часы творения
После этого семинара я сама была в некотором замешательстве. С одной стороны, многие проблемы участников были решены, эмоциональное состояние улучшилось. Но быстрые личностные изменения, изменения многих убеждений, на которых строились отношения с близкими, способы заработка, стиль жизни породили новые проблемы социальной адаптации. Я чувствовала необходимость создания более мягких способов трансформации убеждений с опорой на уровень духовности — миссии, который остается неизменным, несмотря на все изменения, и помогает созданию нового сценария — индивидуального мифа. Так появился новый тренинг, в основу которого легла схема каббалистического предания о Двенадцати часах создания человека Богом.
После этого тренинга практически не было необходимости в работе с проблемами, возникающими при быстрых изменениях. Все участники смогли быстро и успешно адаптироваться, наладить новые отношения с социальным окружением. Однако у меня осталось ощущение, что можно больше использовать потенциал именно группового взаимодействия, взаимопомощи в процессе трансформации.
К15. Группы рождаются, живут и...
Достаточно распространенным вариантом групповой работы являются так называемые Т-группы, или группы встреч. Их тренеры обычно придерживаются гуманистических позиций,
======== змея Т3
в некоторых случаях — гештальт-психологии
======== змея Т4
либо экзистенциальной психологии. Однако, независимо от теоретических предпочтений тренера, его задачей при работе с группами такого типа является помощь участникам во взаимодействии друг с другом. Отсутствуют четко выраженные упражнения, нет работы в парах, группа следует естественному течению событий, реагируя на то, что происходит: опоздания, новую одежду участника и т.д.
В группах встреч отмечается выраженная этапность процесса групповой динамики (почти отсутствующая в других типах описанных здесь тренингов).
Первый этап — фаза развития. Уильям Шутц выделяет следующие основные стадии:
1) Стадия неопределенности. В группе царит замешательство: нет структуры, распорядка, участники мало знакомы друг с другом. Тренер ведет себя “странно” — не дает четких указаний и в то же время пресекает формальные беседы “о природе... о погоде...”
2) Стадия конфликта. Замешательство переходит в гнев, направленный на терапевта либо на других участников группы. Постепенно выражение эмоций становится более спонтанным, но в группе устанавливается иерархия: выделяются лидеры, “козлы отпущения”, “записные страдальцы”... Если тренер не позволяет участникам зацепиться за определенную роль (чем вызывает немалый гнев в свой адрес), то группа переходит к третьей стадии...
3) Появление близости. Группа наконец убедилась, что тренер им не папа с мамой, не любимый шеф и даже не Бог... Расти надо самим, да еще и помогать друг другу в этом. Появляется ощущение близости, безопасности группы, возможности открыто выразить любые свои чувства, поделиться сокровенным опытом.
Следующая фаза — зрелая группа. Участники начинают использовать помощь группы для решения своих проблем, внимание с каких-то событий прошлого или мыслей о будущем переносится в “здесь и сейчас”, чувства обращены к реальным участникам группы и служат ответом на их поведение. Тренер способствует самораскрытию, часто как эхо повторяет какие-то слова участников, обращает внимание на их позы, поведение.
Всему приходит конец, и Т-группе тоже... Это печально. Участники сплотились почти до стадии “расширенной семьи”, они любят друг друга и тренера. Наконец большая часть неврозов и проблем осталась в прошлом. Приятно видеться и общаться со здоровыми! И тут — выпускной вечер, обсуждение, прощание, действия и ритуалы, направленные на то, чтобы приложить полезный опыт группы к тем повседневным задачам, которые приходится решать бывшим участникам.
===== змея Г5
К16. Акцентуации
Термин акцентуированные личности впервые ввел К. Леонгард, затем их изучение продолжили другие ученые, прежде всего А.Е. Личко. Акцентуации характера — это не заболевание, а крайние варианты нормы, при которых те или иные черты характера чрезмерно усилены. Обычно акцентуации наиболее отчетливо проявляются в подростковом возрасте и несколько сглаживаются по мере взросления. Наличие акцентуаций можно выявить с помощью опросников: ПДО или Леонгарда-Шмишека.
======= змея: М5, М3
В этой книге описаны отдельные типы акцентуаций: гипертимный — И1, циклоидный — И2, лабильный — И3, неустойчивый — И7, конформный — И10. Эти типы встречаются только в виде акцентуаций, не переходя в психопатию или невроз.
К17. Истоки неврозов
Существует множество теорий формирования неврозов (иногда взаимоисключающих).
======== змея Т1
Однако в медицинской модели, рассматривающей невроз как заболевание, его определяют так: невроз — это психогенное вегето-соматическое расстройство непсихотического уровня, которое осознается самим субъектом. На практике это означает следующее: если невротик понимает (иногда раньше, чем окружающие), что с ним что-то не в порядке, он довольно часто ищет помощи, но не всегда у психотерапевта — обычно начинает с участкового терапевта или невропатолога, где обзаводится диагнозом вегето-сосудистая дистония. После некоторого периода лечения от дистонии становятся более отчетливыми проявления невроза как психологической и поведенческой проблемы. Появляются страхи (И19), нарушается сексуальная жизнь (И13, И21), возникает избыточная тревога за свое здоровье (И14) или свой внешний вид (И12)... Внутри всего этого поведенческого разнообразия лежит малоосознаваемый механизм ухода в болезнь, получения “вторичной выгоды” от существования симптома (И18).
Невротики достаточно успешно преодолевают свое состояние с помощью гештальт-терапии (Д1), аналитических методов (Д===), некоторых видов групповой работы (Г6, Г4). При самостоятельной работе со своей невротической реакцией можно направиться в мир фантазий и там накопить силы для конструктивного диалога с любимым неврозом.
====== змея Т1
====== солнышко Ф1, Ф3
К18. Психопат — это не ругательство!
Психопатии — это нарушения развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.
Возникает это расстройство по разным причинам: иногда в связи с генетическими, наследственными факторами; в результате каких-либо психических или физических травм в раннем детстве. Возможно формирование психопатии как защитной реакции на сверхнеблагоприятную среду воспитания в раннем детстве... Из всего этого следует, что сам психопат ответственен за это заболевание не больше и не меньше, чем горбатый за свой горб. Максимум, что он может попытаться сделать, — найти такую окружающую среду (место работы, семью), которая бы мирилась с его проблемами или использовала их “в мирных целях”.
Психопатические черты характера проявляются независимо от воли и желания их носителей, они заметны в любом окружении и преследуют человека с детства до старости (иногда с возрастом проявляясь сильнее). Конечно, это нарушает способность человека адаптироваться к требованиям общества, особенно если требования быстро меняются. Эта черта общая для всех психопатов общее.
А различаются они самыми разнообразными нарушениями эмоций и мотивации. Б.В. Шостакович предложил довольно удобную схему основных видов психопатий и их сочетаний друг с другом.
1. Возбудимая психопатия
2. Истероидная психопатия
3. Паранояльная психопатия
4. Шизоидная психопатия
5. Астеническая психопатия
6. Истеро-возбудимые личности
7. Эпилептоидные личности
8. Экспансивная психопатия
9. Психостеническая психопатия
10. Сензитивная психопатия
Более подробно с этими личностями можно познакомиться, прочитав истории: И4, И5, И6, И8, И9, И11, И15, И20, И22.
====== змея: задай себе вопрос для самопроверки. Какая история о каком типе?
Если ты узнал себя в ком-то из них, то:
l Ты в этом не виноват!
l То, что сказано в п.1, не причина для бездействия, а повод, чтобы прочитать п.3.
l Окружающие, очередной раз ругая тебя за..., просто не знают, что с этим делать, но все-таки следует попробовать облегчить себе и им жизнь...
======= солнышко У2
или
======= солнышко У3
Что больше понравится!
К19. Нервная анорексия:
границы полномочий
Уважаемые аноректички! А также их “группа поддержки” — папа, мама, гастроэнтеролог, психолог социальной службы... Вы можете худеть и бороться с этим сколько угодно (иногда и успешно), но до определенной черты. Черта проходит по весьма конкретному признаку — исчезновение менструального цикла! С этого момента снижение веса становится угрожающим для выживания организма, может необратимо нарушить гормональное равновесие. Мозг, голодающий от недостатка углеводов и отравленный большими дозами вырабатывающихся гормонов, у худеющей барышни начинает работать неправильно. Все меры, предпринимаемые домашними, приводят только к более изощренным способам отказа от пищи. И тогда — обязательно доставьте больную в психиатрический стационар. Врачи знают, что с этим делать, и постараются привести страдалицу в нормальную психическую и физическую форму. Конечно, она на вас обидится “на всю жизнь!” (примерно на недельку), но останется жива и сможет когда-нибудь стать матерью. После выписки желательно продолжение психотерапии по поводу какого-либо “любимого страдания”; посещение группы или просто тренировка осознанных действий
====== солнышко С2
====== солнышко С5
====== солнышко Г4, Г6
====== солнышко У28
К20. Что нужно тренеру
после первого дня группы?
Во-первых: выгнать группу из помещения, пресекая попытки попить чаю, поговорить с тренером еще о чем-нибудь...
Во-вторых: убрать помещение.
В-третьих: добраться до дома или иного “убежища” (номера в гостинице и т.п.)
А потом... Попив чаю, отдохнув, приняв душ, следует задуматься над несколькими простыми вопросами:
l Доволен ли я сегодняшним днем группы?
l Сделали ли мы все, что хотели?
l Как себя вела, чувствовала группа?
l Что можно в связи с этим предпринять завтра, на следующем тренинге?
Если обнаружится какой-то дискомфорт, то имеет смысл направиться в раздел “Упражнения” и проделать их прямо сейчас, несмотря на усталость — тогда завтра будет лучше, будет веселей.
====== змея У29, У30, У31, У32
Не все сразу! Только то, что сейчас кажется необходимым.
К21. Если хочется, то можно
Упражнения с 29-го по 31-е предназначены для тренеров, ведущих группы. Если их очень хочется сделать, то желательно представить свой трудовой коллектив, особенно если ты — начальник, и приняться за работу, начиная с У30. Можно узнать много нового, особенно о себе.
========= солнышко У30, У31, У32
К22. Упражнение — не догма!
Предложенные в разделе упражнения появились из самых разных источников — от книг и семинаров по НЛП до дзенских и суффийских практик. Некоторые были изобретены самостоятельно, а некоторые трансформированы до неузнаваемости под влиянием ежедневной работы с клиентами.
Здесь описаны те из них, которые помогают самостоятельному продвижению от неврозов и психопатий — к доброму здоровью; но у них, как у всякого лекарства, есть противопоказания и побочные действия. В связи с этим возникли рубрики “Ограничения” и “Возможный дополнительный эффект”. На них следует обратить особое внимание при самостоятельной работе с книгой, и если написанное там настораживает — то не делать это упражнение со спокойной совестью!
Если читатель — практикующий психолог, то он может использовать упражнения в работе с клиентами, наблюдая за невербальными реакциями, подстраиваясь к конкретной ситуации консультирования или тренинга. Если какое-то из упражнений хочется переделать, чтобы оно стало эффективнее и лучше работало именно с Вашими клиентами — буду очень рада, но не забывайте наблюдать за реакциями и использовать все, что происходит, для достижения цели клиента.
========= солнышко У1
========= змея У3
К23. Техника порога
Упражнения могут относиться как к диагностическим (в начале индивидуальной терапии или групповой работы), так и к пороговым — практически последним упражнениям группы.
Если “уличные” практики используются как диагностические, то инструкция дается максимально мягко: “Попробуйте... Будьте внимательны к себе... Помогите партнеру... Дайте отчет о своих ощущениях...”
В результате человек может достаточно быстро обнаружить убеждение, препятствующее эффективному взаимодействию с людьми. Затем в
======== солнышки У9, У10, У11, У13
в зависимости от настроения и задачи...
Второй вариант — использование этих техник в конце работы группы или перед окончанием индивидуальной терапии. Тогда они являются своеобразным порогом и одновременно экзаменом на то, чему человек научился, и страшным испытанием, по сравнению с которым обычные жизненные трудности не важны.
Инструкцию дают максимально жестко: “И не возвращайся, пока не...”, подчеркивается важность и ответственность этих действий: “Если ты сможешь ЭТО, то уже ... и подавно!”
Место и способ использования “уличных” практик, естественно, выбирает сам терапевт (или клиент при работе с книгой), но стоит пояснить, что мир обычно куда более доброжелателен, чем кажется.
К24. Что делать,
если у участника группы истерика?
Я часто слышала такой вопрос от психологов, которые начинают вести группы, когда-то боялась этого сама... Потом я обнаружила, что на Т-группах или семинарах по гештальт-терапии истерика является желаемым состоянием участника. Она позволяет получить доступ к реальным чувствам, реальному опыту, а не воспоминанию о том, что было когда-то или будет когда-нибудь. Если на группе возникла эмоциональная реакция — это показатель определенного мастерства тренера и в то же время — экзамен на мастерство.
Если это происходит на моих группах, то в некоторых случаях (в учебных группах для психологов и психотерапевтов или гештальт-группах) я занимаюсь индивидуальной проработкой “всплывшей” у участника проблемы в присутствии группы. В случае, если группа посвящена НЛП, переговорам, продажам (в общем, истерики не планировались) — позволяю участнику подумать над своей проблемой, используя некоторые упражнения
======== змея У3, У13, У8
и индивидуально дорабатываю после окончания группы.
========= солнышко У2, У11
Если истерика произошла во время работы группы, то стоит предпринять следующие действия:
1) Сообщить об этом тренеру.
2) Перестать мучаться угрызениями совести — тут есть тренер, на то он и работает, чтобы вызывать и гасить истерики... Если тренер ничего не делает — перейти к п. 3.
3) Подумать о стимуле, который вызвал такую реакцию. Всегда ли он запускает именно это?
4) Ощутить, что хочется сделать в данный момент в данном месте:
l Тихо поплакать полчаса?
l Поработать со “всплывшей” проблемой?
l Получить “поглаживание по шерсти” от других участников?
l Поругаться с другими участниками (всеми или через одного)?
5) Сообщить о результатах этих раздумий тренеру.
К25. Целительные силы семьи
Семья как система — это значительно больше, чем просто люди, вынужденные жить в одном помещении. В семье происходят собственные, свойственные только ей процессы взаимодействия, взаимного влияния членов семьи. Недаром там, где нет возможности ее создать (в армии, тюрьме, общежитии), возникают спонтанные “расширенные семейства” — землячества, общаки и т.д. Это связано с естественной потребностью человека в преодолении одиночества, принадлежности какой-то группе, о которой он может сказать “мы”.
В разделе “Жизнь семьи” я постаралась взглянуть на жизнь семей, приходивших к нам в консультативную службу, с разных позиций: с точки зрения каждого из членов семьи и психолога-психотерапевта. Я убеждена, что невротические или патопсихоподобные особенности поведения кого-либо из членов семьи всегда находят свое место в общей семейной структуре: кому-то они “выгодны”, кто-то с ними борется (и за счет этого получает моральное удовлетворение), для кого-то невроз — это бегство в болезнь от невыносимых жизненных обстоятельств...
Распутать весь этот клубок сознательных и бессознательных мотивов, движущих сил семьи, направить их не на поддержку болезни, а на стремление к выздоровлению и активности — это задача семейного терапевта. Им не обязательно должен быть профессиональный психолог: в нашей культуре такую роль чаще всего играет подруга, соседка, дальний родственник... Главное в этой работе — помнить и знать, что семья, так же как и человек, растет и развивается непрерывно, и имеет все возможности для счастливой и интересной жизни.
Весьма полезно прочитать книги К. Витакера, Дж.Хейли, Клу Маданес,
======= змея Л16, Л17, Л18
а также Карин Прайор и Дж. и К. Байярдов.
======= солнышко Л28
К26. О музыке в психотерапии
Многие психотерапевты во время работы используют различные музыкальные произведения: это помогает клиенту расслабиться, войти в определенное эмоциональное состояние. Музыка оказывает воздействие, активизируя сознание, либо наоборот, вводя в полусон и расслабление. Это, безусловно, полезное свойство.
Но я в своей работе стараюсь использовать специально сконструированную трансовую музыку либо редкие фольклорные записи (а не классические произведения или шлягеры). Дело в том, что переживания клиента во время индивидуальной или групповой психотерапии могут быть достаточно интенсивными и отнюдь не всегда приятными — редко кто заходит к психотерапевту похвастаться своими удачами. А теперь представим, что, находясь на концерте или в обществе любимой девушки, клиент слышит музыку (и вспоминает все соответствующие эмоции!), которая сопровождала проработку его проблем с крайне агрессивным отцом... Вряд ли это будет уместно.
В не меньшей степени это касается и использования ароматерапии.
К27. Больной или клиент?
Люди, обращающиеся за консультацией к специалисту (психологу, психотерапевту), чаще всего приходят не похвастаться успехами или достижениями, а пожаловаться на свои проблемы. Их дальнейшие взаимоотношения с психологом во многом зависят от того, как сам психолог называет для себя своих посетителей.
Название первое — “больной” — порождает естественный врачебный вопрос: “На что жалуетесь?” и столь же естественную реакцию — Жалобу (часа на два)... Психотерапевт (“доктор”) чувствует себя обязанным:
1) выслушать (терпеливо дослушать) Жалобу;
2) посочувствовать;
3) молча распределить то, что он слышит, на совокупность симптомов, синдромов, поставить диагноз;
4) высказать больному прогноз (“да, это надолго...”) и изложить свой план действий по исцелению, возложив на себя (иногда на родственников) ответственность за выздоровление страдальца,
5) регулярно приглашать больного с визитами, иногда звонить ему домой, чтобы узнать о самочувствии;
6) если не удается справиться с проблемой — переходить к другим методам лечения или созывать консилиум.
Если же входящий в дверь посетитель (независимо от его возраста, пола, реального состояния здоровья) называется во внутренней речи “клиентом”, то последовательность действий психолога (терапевта) определенно иная:
1) спросить, чего необходимо достичь в результате терапии;
2) посмотреть на замешательство клиента и все-таки узнать п.1;
====== змея У5, У3
3) производить максимально разнообразные действия, направленные на достижение п.1 в кратчайший срок;
4) по мере возникновения других запросов (заявок) удовлетворять и их;
5) постепенно обучить клиента справляться с подобным классом задач самостоятельно.
Инициатива в таком случае в большей степени принадлежит клиенту — он сам определяет время визитов, сообщает информацию, которую считает нужным сообщить, и т.д.
При отношениях “клиент-терапевт”, если взаимодействие недостаточно эффективно, клиент имеет полное право обратиться к другому терапевту или вообще сидеть дома, а терапевт обычно обращается за супервизией или в балинтовскую группу, где работает со своими проблемами — как связанными с данным клиентом, так и любыми другими.
В результате, по мере приобретения опыта работы, у каждого терапевта формируется какой-то определенный тип клиентов и их проблем. Стремление к универсальности или узкой специализации, возможно, тоже зависит от каких-то природных особенностей или убеждений терапевта...
Клиент! Если взаимодействие с одним терапевтом тебе явно не пошло на пользу, это не значит, что ты “неизлечим” или терапевт специально пытался тебя извести. Может, ты просто ошибся дверью? И следует повторить попытку?
======= змея У30-У32
К28. А если вывернуть наизнанку?
Да еще посмотреть на просвет? То узнаешь много такого, что при взгляде на лицевую сторону совсем незаметно... Это то, что вольно или невольно делает терапевт во время семейной терапии. Клиенты показывают ему лицевую сторону семьи: фасад “А у нас все хорошо!”, или руины, обезображенные алкоголизмом и наркоманией, или что-то еще. Обычно на лицевой стороне роли в семье распределены очень жестко, и сразу видно, кто прав, кто виноват; кто преследователь, а кто — невинная жертва. Очень важно не обмануться этим фасадом, дать возможность себе и семье посмотреть на изнанку привычных ролей, когда преследователь и жертва меняются местами, а незаметная бабушка оказывается центром, к которому сходятся все линии притяжения семьи...
Иногда после этой фазы работы кажется, что ситуация безнадежна, все ее участники получают массу удовольствия от проблем и вообще непонятно, зачем они пристают к терапевту. В таком случае бывает полезно взглянуть и на просвет... И на ярком солнышке любви терапевта к этой семье становится заметно, что каждый участник этой драмы имеет свою, очень позитивную цель, хочет быть счастлив и заботиться о других. Просто он делает, как умеет (а толком не умеет никак), но может и хочет учиться. Начинается следующий шаг в жизни семьи, часто уже самостоятельный.
Поэтому и в разделе “Жизнь семьи” каждая история состоит из трех частей: “Лицо”, “Изнанка”, “На просвет...”
======== солнышко Ж1
К29. Как страдать качественно
Весь раздел “Страдания” посвящен наиболее типичным убеждениям, которые создают благодатную почву для формирования невроза. От наличия данного убеждения страдает сам невротик: его поведение нарушается, становится трудно радоваться жизни и достигать поставленных целей. Но не в меньшей мере страдают (благодаря механизму проекции) и окружающие — родственники, сотрудники. Ведь это им приходится выслушивать и непонятно как реагировать на заявления “Я никому не нужен...” и тому подобные.
Поэтому данный раздел и имеет свою структуру:
АС — как я сам страдаю этим,
ДС — как помогаю страдать окружающим,
Кошмар — страх, который обычно мешает человеку перестать страдать “любимым” способом и заняться чем-то более полезным.
Если при чтении этого раздела вы обнаружили свое любимое страдание (или окружающие говорят вам об этом), то следует подумать, что “кошмар” обычно не настолько страшен, и направиться в соответствующие упражнения, диалоги, фантазии, группы... А еще лучше — найти толкового психолога или психотерапевта и убрать надоевшие кошмары и страдания из своей жизни.
Предупреждение специально для психологов: попытка самостоятельно извести привычное страдание похожа на собственноручную операцию по удалению аппендицита...
======= змея С1
К30. Наши тараканы
— Наши тараканы пошли войной на соседей и победили...
— Как хорошо!
— Хорошо-то хорошо, так ведь они пленных привели...
Примерно так происходит, если в человеке уживается не одно страдание, а несколько. Часть времени они конфликтуют друг с другом, вызывая почти непреодолимые затруднения при попытке принять какое-то важное решение, планировать свое будущее — трудно действовать, одновременно зная, что “надо быть хорошим”, “все неправильные” и т.п. Но в некоторых случаях страдания объединяются и усугубляют друг друга, вызывая чувство полной безнадежности и бессмысленности жизни. Особенно сильными “катализаторами” перехода из невроза в депрессию являются С3 и С5, а уж в “приятном” сочетании друг с другом... Мешает любым попыткам измениться в лучшую сторону С8, так что если оно обнаружилось в списке “любимых” страданий, то начинать расставаться с этими убеждениями лучше с него, потом с остальными можно будет справиться гораздо быстрее и приятнее. А вообще-то, может, они и не мешают? У моей подруги жили дома мадагаскарские тараканы величиной 5 см. Каждый раз, когда моя рука тянулась за тапочком, я вспоминала: “Это не таракан, а домашнее животное...”
К31. Эпистемологическая метафора
Техника, которой пользуется терапевт в Д1, называется эпистемологическая метафора. Эпистемология — это наука о том, как я знаю то, что знаю. Как клиент узнает, что у него “ЭТО”? Как “ЭТО” представлено в ощущениях его тела?
Более подробно познакомиться с данной техникой можно на семинарах Нормана Воотона. Некоторая ее разновидность описана в книге А. Ермошина “Вещи в теле”.
Если захочется применить прямо после прочтения данного комментария и диалога, стоит учесть такие принципиальные моменты:
Повторение предыдущей фразы клиента теми же словами
Уточняющие, а не наводящие вопросы
Вопросы, позволяющие событиям происходить
Ни в коем случае нельзя вносить свои предложения по развитию сюжета
Позволять образам трансформироваться так, как они хотят
Работа окончена, когда клиент сам прекращает визуализировать образы и возвращается в реальности кабинета.
Но вообще-то эта технология сложная и имеет много особенностей, которые трудно описать в книге. Лучше найти возможность и посетить семинар.
12. Что почитать?
1. К. Кастанеда. Дверь в иные миры.
Метафора? Инструкция? Необычное пособие по личностной трансформации, во многом перекликающееся с НЛП.
2. В. Франкл. Человек в поисках смысла.
Книга, интересная для всех, а не только для специалистов. Отражает опыт автора, как выжить и сохранить смысл жизни в любых обстоятельствах.
3. И. Ялом. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы.
Не столько о любви, сколько о практике экзистенциальной терапии. Полезна для практикующих психологов.
4. Г. Бейтсон. Ангелы страшатся.
Если Вы слишком самоуверенны и еще сохранили иллюзии, что все в мире стабильно — ни в коем случае не читайте! Страшно же.
5. Ф. Перлз. Внутри и вне помойного ведра.
Не стоит пугаться названия — толковая и с юмором написанная книга отца-основателя гештальт-терапии.
6. К.Г. Юнг. Тэвистокские лекции.
А также все другие книги этого автора, какие удастся найти. Они не только полечат от неврозов, но и дадут возможность ощутить мир культуры и символов...
7. В. Сатир. Как строить себя и свою семью.
Действительно “строить”, во всех смыслах, а потом жить там с удовольствием!
8. Д. Гриндер и Р. Бэндлер. Структура магии.
Только для профессионалов, изучающих НЛП!
9. Д. Гриндер и Р. Бэндлер. Из лягушек — в принцы.
Для всех, кто хочет получить удовольствие от вхождения в мир НЛП.
10. Р. Дилтс. Стратегии гениев.
Читайте на здоровье, но после “Структуры магии”.
11. Р. Дилтс. Изменение убеждений с помощью НЛП.
Прежде чем использовать самостоятельно, полезно было бы пройти один-два тренинга по НЛП.
12. Д. Гордон. Терапевтические метафоры.
Принципы построения метафор и сами метафоры для исцеления себя и других.
13. С. Розен. Мой голос останется с вами (Терапевтические техники М. Эриксона).
Толковое и достаточно интересное описание терапевтической практики великого Мастера.
14. К. и С. Андреас. Сердце мозга.
Практичное и удобное руководство по НЛП.
15. К. и С. Андреас. Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами.
Если вам понравились У11 и У13, то это — целая книга таких упражнений.
16. Джей Хейли.
17. Клу Маданес.
Книги этих авторов (любые, которые удастся найти!) — описание одного и того же подхода к индивидуальной и семейной терапии. Как заставить симптом работать на себя, а не быть его заложником.
18. К. Витакер. Полночные размышления семейного терапевта.
Если начали читать вечером — то не оторветесь до полуночи. Есть о чем подумать, поспорить, а потом начать жить немного иначе...
19. Р. Бах. Иллюзии. Единственная. Мост через вечность.
В контексте этой книги — удачные терапевтические метафоры, которые помогают перестать страдать и достичь изменений в жизни...
20. Г.Л. Олди. Бездна голодных глаз. Путь меча.
А фантастика-то что здесь делает? Читается! И иногда помогает больше, чем любая спец.литература...
21. Ф. О’Донахью. Ветеринар для единорога.
И фэнтэзи тоже очень хорошо бы почитать. И научиться ходить странными путями, попадая на Перекресток...
22. М. Бубер. Хасидские предания.
Без комментариев...
23. Д. Соколов. Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзэн.
Книга во многом похожа на предыдущую. Сказки, предания и т.д... И неповторимая (любимая) личность автора за каждой страницей.
24. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
Очень интересная, живо и понятно написанная книга о трансактном анализе.
25. З. Фрейд. Толкование сновидений.
Основателя психоанализа не только почитать, но и прочитать все же надо бы...
26. Трансформации.
Описание тренинга ЭСТ. Европеизированный Дзен, приводящий к постижению чего-то своего каждого из 200 участников тренинга и примерно половину читателей.
27. К. Леонгард. Акцентуированные личности.
Подробное описание акцентуаций, с которыми вы встречались в “историях” и М5. Адресована в основном специалистам.
28. К. Прайор. Не рычите на собаку!
Действительно, рычать не стоит, а вот почитать с большим удовольствием о дрессировке дельфинов и людей очень не помешает. А заодно получить представление о принципах бихевиоральной терапии.
29. Р. Бэнднер. Используйте свой мозг для изменения.
Книга по НЛП, позволяющая изменить многие привычки (в том числе и вредные) и порадоваться новым способам восприятия и структурирования информации.
30. В.Ю. Большаков. Психотренинг.
Пособие для специалистов по ведению групп. Помимо описания упражнений, содержит хорошие и оригинальные методы социометрии.
31. Дж. и Г. Ван Лавик-Гудолл. Невинные убийцы. Фарли Моуэт. Не кричи: “Волки!” Конрад Лоренц. Человек находит друга.
О зверях и не только... Если захочется вести тренинг “Этология”, то прочитать просто необходимо.
32. Игры, обучение, тренинг, досуг. — М.: Новая школа, 1994.
Сборник всевозможных групповых упражнений... А дальше из этой мозаики можно составить свои узоры...
33. М. Коул. Культурно-историческая психология.
Предназначена в основном для специалистов и посвящена правилам и организации кросс-культурных исследований. Особенно полезна при работе с клиентами-мигрантами или представителями иных субкультур, чем культура самого психолога.
34. К. Лоренц. Агрессия.
Очень интересная и понятная книга о проявлениях агрессии у животных (в том числе и у Homo Sapiens).
35. Дж. Хэрриот. О всех созданиях — больших и малых.
Записки ветеринарного врача пронизаны большой любовью к людям и животным, написаны с мягким юмором... По моим наблюдениям, неврозы проходят больше чем у половины читателей.
13. Заключение
======= солнышко
Вот и закончилось путешествие по этой книге, но есть надежда, что путешествие в удивительный мир своей души только начинается... Постепенно, то быстрее, то медленнее, начнут меняться реакции на окружающих, и вместо “Как он меня достал!” появится “Как он, бедный, от своего невроза страдает...” Да и собственные невротические или другие нежелательные реакции будут проявляться все реже. И появится возможность радоваться и удивляться окружающему миру, как в детстве, находить новые и нестандартные решения проблем. Хорошо, если на этом пути рядом будет тренер группы, психолог, психотерапевт или (если никого из них нет) книги из предыдущего раздела.
======= змея
|