Т.: Внутри, точно в середине, а какая она еще?
К.: Твердая, тяжелая, как камень.
Т.: Когда это камень, то он твердый, тяжелый, а еще?
К.: Ну еще... Он серый, большой, я видел такие валуны в Прибалтике...
Т.: Это серый большой валун, как в Прибалтике... Что он хочет?
К.: Он давно тут лежит, давит... Он хочет рассыпаться, стать землей.
Т.: И когда он хочет рассыпаться, стать землей, может ли он это сделать?
К.: Нет! Интересно, вокруг него как сетка, она держит!
Т.: Что нужно сетке?
К.: Она как будто сдерживает его, сдерживает боль...
Т.: И когда посмотришь на эту сетку, сдерживаешь боль, какое еще есть чувство?
К.: Хм? Да! А еще я злюсь, сколько же можно таскать в себе такое!
Т.: Где эта злость?
К.: В животе, вверху живота...
Т.: Когда она вверху живота, то какая она?
К.: Горячая, как огонь, красная... Она хочет пойти вверх...
Т.: И когда она хочет пойти вверх, то может ли?
К.: Да, может. Она поднимается вверх. Это медленно...
Т.: И когда она поднимается вверх достаточно долго, то что происходит потом?
К.: Она захватывает сеть, сеть горит, осыпается...
Т.: И когда сеть горит и осыпается, что происходит потом?
К.: Сеть сгорела и огня нет... Ой, интересно... Валун изменяется, он и не валун, а бегемот какой-то! У него ножки выросли и глаза, как мультик...
Т.: И когда это бегемот на ножках, как мультик, что он хочет?
К.: Он довольный, хочет пойти поискать болото.
Т.: Может он его поискать?
К.: Да, пошел... Сидит в болоте, только глазками хлопает, ему нравится!
Т.: Есть ли какие-то ощущения в теле?
К.: Нет, вроде ничего, и картинка с бегемотиком свернулась в трубочку и убежала куда-то. Все!
Т.: Давайте проверим, действительно ли все? Было такое прекрасное убеждение: “Я не такой, как все...” Как оно там?
К.: Ну и что? Бегемот тоже не такой, как жабы, или птицы, или крокодилы... Но если так нравится жить, то какая разница?
Т.: А как же тяжесть в груди?
К.: Интересно, но сейчас ее нет, даже когда пробую подумать о своих проблемах. И совсем не помню, что тут происходило...
Т.: Ну, и не обязательно помнить. Вам что, отчет писать об этом? До свидания!
К.: До свидания... А еще приходить надо?
Т.: А я откуда знаю?! Сможете почувствовать, если опять какое-то не такое “ЭТО” заведется?
К.: Да, конечно! А если не заведется, то перезвоню через неделю, сообщу, что все нормально.
Т.: Конечно!
Д2. На меня нападает...
К.: На меня внезапно нападает злость!
Т.: И что дальше?
К.: Ну, а дальше я становлюсь неуправляемым и могу такое натворить... Ругаюсь, дерусь иногда...
Т.: Так это не нравится или ты хвастаешься так?
К.: Конечно, не нравится!
Т.: Тогда давай сделаем так...Можешь прямо сейчас вспомнить, как на тебя последний раз злость напала, а я всякие вопросы позадаю?
К.: Попробую... Ну, я с мамой разговаривал об институте... Она сказала, что я должен лучше готовиться, что сессия скоро. Я и сам знаю, но стоял и молча слушал. Она стала кричать, что я ничего не могу, не понимаю, лентяй и вообще... Тут на меня злость и напала... (Кулаки сжимаются, появляются красные пятна на лице.)
Т.: Откуда напала, сзади или спереди?
К.: Хм? Сзади! Она как в спину толкает и говорит что-то...
Т.: Встань со стула и стань злостью. Она в спину толкает (толкни его сильнее...) и говорит... (Что говорит?)
К.: Я злость... Ну ты чего?! Ты мужик или нет? (Голос меняется, становится более низким.)
Т.: Чей это голос? Отойди в сторонку, послушай, посмотри, на кого похожа злость?
К.: На моего деда... Надо же! Он умер уже давно... Но в детстве мне говорили, что мы очень похожи, он, как выпьет, ужасно злился. Во интересно!
Т.: Ага, а теперь еще раз в себя самого, на стул... Что ты чувствуешь, когда злость напала, что хочешь сказать?
К.: Ну, нехорошо же так... Мама ведь добра желает, да и права, я ведь верно лентяй...
Т.: А что злость говорит?
К. (на месте “Злости”): Да не лентяй ты, просто трус, боишься к преподавателям подойти. Чтоб все пересдать.
Т.: А злость тоже боится?
К.: Нет! Но у нее знаний маловато, она только злиться и критиковать умеет. Ну, еще на других кричать...
Т.: А что ты там (на стуле) хочешь?
К.: Чтобы мама оставила в покое и не злилась.
Т.: Что “злость” хочет?
К.: Чтоб оставила в покое и самому все делать...
Т.: Отойдем в сторонку... Если бы ты и “злость” сотрудничали, а не воевали, как бы это было?
К.: Ну, это была бы не злость, а нормальная активность, страхов меньше... Не надо было бы с мамой ругаться...
Т.: Посмотри, они могут договориться.
К.: Кажется, уже сами как-то без меня сговариваются... Вот странно... Хочется еще раз войти “в себя”, повернуть стул лицом к “злости”.
Т.: Ну и сделай!
К. (входит, поворачивает стул, садится. Происходят изменения позы, выражения лица...)
Т.: Что происходит?..
К.: Это как дедушка, он не ругает, а обнимает меня, я чувствую себя сильнее и увереннее... Интересно... (проходит несколько минут) Все!
Т.: Действительно все?
К.: Да, это стало как будто единым целым со мной, больше не хочет “нападать”!
Т.: Вернись еще раз в ситуацию с мамой. Что ты там хочешь сделать?
К.: Ну, наверное, вряд ли буду ее слушать полчаса. Слушаю немного, потом говорю, что мне пора заниматься, и действительно сажусь за учебники.
Т.: А как поживает страх перед преподавателями?
К.: Не знаю... Вроде нету? Сдам сессию — приду, похвастаюсь. Спасибо.
Т.: Спасибо. До свидания...
Д3. Сделайте, чтобы они...
К.: Ну почему мужчины меня не любят! Как сделать, чтобы они стали реагировать на меня так, как положено?
Т.: А как положено?
К.: Ну... Ухаживали, дарили цветы, делали предложения...
Т.: Все мужчины? Прямо посреди улицы?
К.: Нет, не все, конечно... Ну, хотя бы некоторые. Понимаете, я сама часто влюбляюсь, но они этого или не замечают, или ведут себя как свиньи!
Т.: “Часто” — это как?
К.: Я была влюблена уже в троих ребят, в среднем каждая такая влюбленность продолжается около двух лет, потом у меня депрессия еще несколько месяцев, а потом влюбляюсь снова.
Т.: А сейчас какая фаза?
К.: Никогда так не думала... Вообще-то я знакома с этим парнем уже полтора года. Все это время я заботилась о нем, как могла... А он отстраняется все больше, и мне все хуже...
Т.: Это переход от “влюблена” к “болею”?
К.: Да, пожалуй! Только на сей раз болеть не хочется, хочется, чтобы он обратил на меня внимание!
Т.: Что ты делаешь целых полтора года, чтобы он не обращал на тебя внимания?
К.: Наоборот, я все делала, чтобы обратил! Мы вместе работаем. Я приношу на работу вкусные бутерброды и каждый день угощаю его. Я стараюсь помочь ему в работе (он менее опытный сотрудник)... Ну, однажды я взяла билеты на концерт и пригласила его!
Т.: И что?
К.: Так он сказал, что терпеть не может Гребенщикова! Специально издевается. А я все для него делаю. Установила даже кактусы перед его компьютером, говорят, это помогает от излучения...
Т.: А носки теплые ты ему еще не связала?
К.: Ой, а как вы догадались? Только не носки, а жилетку, и подарила на день рождения... А он, свинья, спрятал быстро в сумку, чтобы никто не увидел, и никогда ее не носит!
Т.: Знаешь, сейчас, когда ты описываешь все это, мне кажется, что передо мной сидит не молодая, красивая девушка, а заботливая бабушка. Она кормит пирожками, велит надеть шапочку и завязать шарфик, водит за ручку в театр... Похоже, правда?
К.: Да, есть такое... А разве любить и заботиться не одно и то же? Ведь я тоже хочу, чтобы обо мне заботились...
Т.: Чтобы он стал твоим дедушкой...
К. (смеется): Ну хотя бы папой! А так и правда — неблагодарный внучок в переходном возрасте. Ничего себе!
Т.: Ну, он-то ладно. Скажу по секрету: немногие мужчины способны влюбиться в собственных бабушек... А почему ты ведешь себя так странно?
К.: А ведь действительно странно... Не знаю...
Т.: Что будет, если ты перестанешь заботиться таким способом?
К.: Тогда я не буду... Ну, он вообще перестанет меня замечать, я ему буду совсем не нужна...
Т.: Совсем не нужна... И что дальше?
К.: Он увлечется кем-то другим, а я останусь одна и буду страдать!
Т.: А сейчас он увлечен тобой, вы вместе и ты радуешься?
К.: Нет! Все так запутано... Кажется, я не знаю, что именно делать, если так не заботиться...
Т.: Никогда не пробовала и в исполнении других людей не видела?
К.: Да, наверное. Моя мама заботилась точно так же, а папа изменял, не ночевал дома, в конце концов они развелись. Мама во всем винила себя, что из-за детей (меня и брата) мало уделяла ему внимания... Я поклялась, что если познакомлюсь с кем-то, то не повторю ее ошибки, буду уделять много внимания...
Т.: И выполняешь это решение с завидной последовательностью... А результат...
К.: Результат не очень... Ну, не могу же я вести себя, как эти вертихвостки: краситься, одеваться, глазки строить!
Т.: Кокетничать... Что мешает?
К.: Они стервы, как раз такая и увела моего отца в свое время, мама мне ее показывала. (Плачет.)
Т.: Когда я пробую вести себя так, то чувствую себя стервой?
К.: Да...
Т.: А хочется иногда побыть такой стервой?
К.: Очень! Но я же не такая... Или такая. Я совсем запуталась.
Т.: Вот тебе два листа бумаги. Нарисуй на одном “Стерву”, а на другом... Как мы ее назовем?
К.: Бабушку!
Т.: Хорошо. Прорисуй их одежду, макияж, любимые позы...
К. (рисует, постепенно успокаиваясь).
Т.: Теперь, когда рисунки готовы, давай положим их на пол, на некотором расстоянии друг от друга, а сами отойдем в сторонку... Кто тебе больше нравится?
К.: Обе немного не того... Им многого не хватает... Вот если бы можно было найти нечто третье, посередине...
Т.: А что мешает? Войди на линию между ними, хорошо почувствуй себя и “Бабушкой”, и “Стервой”, и найди наиболее удобное для тебя место равновесия между ними...
К. (долго ходит, меняется походка, выражение лица): Да! Готово! Такая соблазнительная девица получается!
Т.: Точно, соблазнительная... Побудь в ней еще немного. Как она одевается, ходит? Что делает с понравившимся парнем?
К.: Знаю, как бы не в голове знаю, а просто чувствую, что буду делать...
Т.: Выходи, посмотри на нее со стороны. Нравится?
К.: Да, то, что надо!
Прошло время...
К.: Ой, а у меня снова происшествия... Свадьба через две недели...
Т.: Поздравляю! И кто же этот Он?
К.: Да совсем не тот... Я как посмотрела на него тогда: зачем он мне нужен был? Не понимаю! Ну, стала просто жить, для себя, с удовольствием. А тут разведенный начальник соседнего отдела стал за мной ухаживать... В общем, замуж выхожу!
Д4. Жизнь пуста...
Т.: В связи с чем вы пришли ко мне?
К.: Да я бы и не ходил, мама привела...
Т.: А ей-то что не нравится?
К.: Говорит, что я ленивый, ничего не делаю, ничем не интересуюсь... Но это не так, на работу ведь хожу, зарабатываю.
Т.: Ну и что?
К.: А зачем это все? Ну, зачем жить?! Могу заработать больше или меньше, на пропитание хватит... А в чем смысл вообще?
Т.: Ни в чем!
К.: Как это ни в чем?.. Ну, для вас-то он есть в чем-нибудь?
Т.: Нету, конечно. А что, должен быть?
К.: Конечно, должен! Вот мама говорит, что я для нее единственный смысл в жизни, другие люди увлечены — кто работой, кто семьей, кто еще чем-то... А я чувствую, что не могу специально делать это, все как-то по инерции получается... Надоело!
Т.: И правильно, что надоело. А что дальше?
К.: Между нами, я даже о самоубийстве думал, чем так жить — лучше помереть!
Т.: Наверное, лучше.
К.: Но ведь нельзя, говорят, грех...
Т.: А еще говорят, что если какая-то проблема не решена в этой жизни, то придется ее решать в следующей, где она еще усилится...
К.: Ничего себе! А как так можно жить и не знать, в чем смысл?
Т.: А зачем знать? Разве для того, чтобы дышать, надо знать формулы кислородообмена, а при ходьбе знать наизусть, какие именно мышцы сокращаются?
К.: Нет, тогда вряд ли вообще ходить получится. Это чувствуют...
Т.: Точно! И есть такого же типа чувство, которое обозначает, туда ты идешь по жизни или не туда...
К.: Интересно... Если так подумать, то сейчас это очень отчетливо “не туда”... Куда — пока не знаю...
Т.: Что из происходящего в жизни сейчас больше всего вызывает чувство “не туда”?
К.: Странно... То, что я живу с родителями? Никогда не думал, что это как-то ненормально...
Т.: Если не секрет, сколько Вам лет?
К.: Уже 28...
Т.: Да, уже 28...
К.: Многие мои однокурсники уже женаты, имеют по двое детей. Да, вероятно, они не очень-то мучаются проблемами смысла жизни. И проблем, и смысла им хватает. А мне как-то не до того было... Знаете, мне, наверное, надо многое обдумать самому... Можно я приду к Вам через пару недель и более точно поставлю задачу?
Т.: Конечно, если получится, подумайте, что мешает отделиться от родительской семьи и жить так же, как Ваши сверстники?
К.: Да, до свидания...
9. Фантазии
Фантазии-сказки данного раздела — это способы расслабления, изменения мышления, приобретения нового опыта и переосмысления старого. Их можно просто читать, представляя себе то, что написано. А те сказки, которые особенно понравились, наговорить на диктофон и слушать перед сном.
Ф1. Самолетик
Мы отправляемся в новое необычное путешествие. Для этого нужно устроиться поудобнее, почувствовать, как спина опирается на спинку стула, удобно ли лежат руки, удобно ли опираются ноги о пол. Интересно ли слушать то, что будет дальше, и одновременно представлять себе самые разные картины, которые будут появляться в сознании сами по себе. А теперь можно отправиться дальше и дальше, в глубину своего внутреннего пространства, и оказаться там на песчаном пляже на берегу моря. И пойти по влажной полосе прибоя вперед, глядя, как волны набегают на берег и оставляют влажные следы, и ракушки, и мелкие камешки...
И где-то впереди на пляже стоит маленький самолетик. Он специально для тебя, и управляется силой мысли и желания.
И можно подойти к этому самолетику, сесть в него. Он разгоняется по прибрежной полосе и легко взлетает, поднимаясь выше и выше над морем, над пеленой облаков. И мы оказываемся в самом обычном и фантастическом мире нашей души. Облака проползают внизу, принимая причудливые формы, очертания. И тень самолетика движется по ним.
И вот постепенно пелена облаков редеет, и внизу видна линия. Это линия твоей жизни. На ней где-то есть точка “сейчас”. Посмотри, где она, и какого цвета вся линия. Одинакова ли она всюду — или где-то темнее, светлее...
А сейчас можно направить свой самолетик назад, в прошлое, разыскивая там то, что было тебе нужно. Посмотри, как твоя жизнь была богата интересными встречами с самыми разными людьми, твоими собственными решениями, какими-то событиями, которые происходили. И сейчас там, в прошлом, есть очень много сил, проблем и решений, света и радости — всего того, что нужно сейчас. Позволь, чтобы те места на линии жизни, к которым тебе хотелось бы вернуться, стали более отчетливыми. Позволь самолетику снизиться. У тебя есть возможность рассмотреть это событие во всех его деталях. Может быть, войти в него и прожить его еще раз, ощутить каждое его мгновение.
А когда это будет сделано, то подняться чуть выше и посмотреть, какой цвет у этого события. Может быть, сиреневый, а может, зеленый. Может быть, золотой, а может быть, еще какой-то, только твой. Возьми цвет этого события с собой в самолетик.
И еще дальше, в прошлое, в школьные годы... Сейчас было бы приятно, интересно, вернуться к этому событию и пережить его еще раз. Взять с собой его цвет и свет. И дальше в детство, когда между ярким и цветным есть нужные события. Взять тот цвет и свет, который был там, в детстве, в самолетик своей души.
Подняться чуть выше и посмотреть: может быть, есть те моменты, когда тебе было скучно, недостаточно того, что сейчас у тебя есть в самолетике. Позволь этой радуге света и цвета направиться к тем моментам твоей жизни, где ты в этом нуждался. Пусть самолетик снизится, можно будет увидеть, как эти новые силы вливаются в тебя, а может быть, помогают другим людям, давая им больше мудрости и понимания. Как изменяется это событие, получая нужный свет или цвет. Теперь тебе нравится событие?
Когда тебе понравилось событие, которое нуждалось в изменении, ты будешь знать, что получил именно то, что тебе нужно. Какого оно цвета сейчас? Возьми это с собой, в будущее.
Может быть, таких темных точек в твоем прошлом немало. Может быть, это целые отрезки пути, занимающие месяцы, годы. Спроси у них, что им нужно. Может быть, то, в чем они нуждаются, лежит не на твоей линии жизни, а где-то рядом? На линиях других людей или в книгах? Или в музыке? Позволь, чтобы эти темные части жизни получили то, в чем они нуждаются. У тебя есть волшебный самолетик, который может перевозить свет, цвет, смех и звуки.
Позволь твоей линии жизни измениться тем наилучшим образом, как она этого хочет. В то время, как это происходит, если хочешь, можно снизиться и посмотреть, как меняешься ты сам. Переживать эти события чуть иначе и просто сверху понаблюдать за изменениями света и цвета. И вот волна этих изменений доходит до точки “сейчас”. И ты понимаешь, что то, где ты находишься “сейчас”, не совсем такое, как было раньше.
А дальше линия жизни продолжается вперед, в будущее. И волшебный самолетик может пролететь над ней, дальше, в будущее. Через неделю, месяц, год... И дальше, и дальше в будущее, когда ты растешь, взрослеешь, стареешь...
Посмотри, как ты меняешься, сохраняя тот свет, цвет и любовь, которые пришли из прошлого. Как приобретаешь много нового, становишься старше и мудрее. Помогаешь людям и принимаешь их помощь. Даешь любовь и принимаешь ее. Посмотри, как это происходит, как выглядит желаемое будущее. И что нужно сделать для того, чтобы оно действительно стало желаемым.
А теперь можно подняться на самолетике еще выше, увидеть линию времени в целом. Посмотри, какая она. Есть ли там какие-то участки, к которым можно еще вернуться. Может быть, сейчас, может быть, чуть позже. В следующий раз или во сне... И какое-то событие или книга дадут тебе ответы на те вопросы, которые возникли, когда ты смотрел на линию времени.
Позволь этой линии изменяться и становиться такой, как ей хочется. Ведь наше прошлое — только наши воспоминания, это фильм о прошлом, в котором ты сам создатель, режиссер и актер, играющий главную роль. Посмотри: если бы ты назвал свою роль каким-то одним словом, какой бы она была? Нравится ли тебе это? Или хочется изменить? Посмотри, как будет, если бы роль называлась иначе. Как бы выглядели события твоей жизни? Как бы изменилось твое отношение к ним?
Есть ли еще что-нибудь, в чем тебе может помочь волшебный самолетик? Куда бы ты еще хотел спуститься? Если нужно, ты сможешь вернуться в этот мир еще и еще раз, каждый раз получая в нем что-то новое и необычное.
А сейчас пора прощаться. Посмотри еще раз на свою жизненную линию. Поблагодари ее, всех тех людей и события, которые были в твоей жизни, за то, что они создали тебя, неповторимого, такого, какой ты сейчас. За то, что все это может изменяться и меняется каждый день, с каждым нашим выводом, с каждым решением.
Самолетик взлетает выше, в облака, и вновь внизу только поле облаков.
Ф2. Подарки королей
Можно оказаться на весеннем зеленом лугу и пойти по нему дальше и дальше, чувствуя траву и землю под ногами, слыша стрекот кузнечиков, может быть, пение птиц. И ты можешь увидеть, как под ветром шелестит трава, как пробегают по ней волны, и отправиться по этому широкому, прекрасному лугу дальше и дальше. Над ним раскинулось небо и светит солнце, и где-то далеко впереди видно огромное, раскидистое дерево. И чем ближе ты к нему подходишь, тем младше становишься. И когда ты подошел к нему совсем близко, ты почувствовал себя сильным и молодым. И можно дотронуться до его коры. Чувствуешь, какая она шершавая? И посмотреть на голубое небо сквозь ветки дерева. Посмотри, какое оно красивое! И очень захочется влезть на дерево, как в детстве. Ветки крепкие, удобные. Ноги прочно упираются в ствол и в нижние ветки, и можно залезать все выше и выше, пока не окажешься на самом верху. Дерево немного колышется, а вокруг зеленая листва и небо... И видно, что рядом пролетают белые птицы.
Они большие, белые, машут крыльями — ровно и спокойно, и твое дыхание тоже становится ровным и спокойным. И это как во сне или сказке... И можно взмахнуть руками и полететь дальше, за этими птицами, которые летят дальше и дальше. И ты летишь вместе с ними, оставляя на земле все то, что не хочется брать с собой. И тогда ты летишь с ними, далеко, вольно и спокойно, и видишь впереди горы. И одна из вершин манит тебя к себе. И хочется опуститься на нее.
И ноги утверждаются на вершине горы. А птицы пролетают дальше, и можно проводить их взглядом, и остаться самому в этом волшебном пространстве.
И вдруг на одной стороне горизонта возникает красивое алое свечение. Оно усиливается, и из этого алого света к тебе движется воин. Он добр и несет тебе свой подарок. Этот подарок — сила. Посмотри, что это. Прими подарок — силу — с благодарностью, что бы это ни было. Поблагодари воина за него. Он поворачивается и исчезает в своем алом сиянии.
Можно повернуться на горе в другую сторону и увидеть, что откуда-то льется прекрасный золотой свет. И из этого золотого свечения возникает принц или принцесса. И этот человек подходит к тебе ближе и ближе. Может быть, ты уже знаешь его, а может, это лицо тебе еще незнакомо, и встреча с ним впереди. И это существо несет тебе свой подарок. Это подарок любви. Посмотри, что это. Прими его с благодарностью, каким бы этот подарок ни был. Вежливо попрощайся с принцем или принцессой. Он поворачивается и уходит, растворяясь в своем золотом сиянии.
А ты поворачиваешься на горе дальше и видишь, что откуда-то исходит спокойный зеленый свет. Свечение усиливается, и возникает фигура мудреца. Это самое мудрое живое существо. Он несет тебе свой подарок — спокойствие и мудрость. Посмотри, что это. Прими, каким бы он ни был. Поблагодари за то, что тебе даровано. Попрощайся. Мудрец поворачивается и исчезает в своем зеленом сиянии.
А ты можешь повернуться на этой горе еще раз и увидеть исходящий откуда-то волшебный фиолетовый свет. И когда свечение сгущается, из него возникает великий маг и чародей, дающий тебе свой подарок — подарок магии и волшебства. Посмотри, что это. Прими, каким бы странным и удивительным он ни был. Поблагодари. Попрощайся. Маг и волшебник растворяется в своем фиолетовом сиянии.
А теперь все эти потоки света — алый, золотой, зеленый и фиолетовый — сливаются в единую радугу, которая проходит через твое тело так, как тебе удобно, очищая его и наполняя силой и любовью, мудростью и волшебством. Прими этот поток, позволь ему проходить через твое тело самым приятным и удобным образом — так, как хочется тебе и потоку.
И вот, когда сила этого потока будет достаточна, он может найти место в твоем теле, чтобы ты всегда имел доступ к нему, чтобы мог пользоваться силой, и любовью, и мудростью, и умением создавать краски и фантазии тогда, когда это будет тебе необходимо. Поток остается в теле, немного ослабевая и находя самое подходящее место для себя.
Видно, что птицы возвращаются назад, летят, машут крыльями. И так легко взмахнуть руками и взлететь над этой горой, и возвращаться с птицами назад, к дереву. Опуститься на одну из его ветвей, вежливо попрощаться с птицами, помахать им рукой и начать спускаться. Ветки становятся толще, они упруго принимают твои ноги. Спускаться легко и удобно, и вот ноги полностью коснулись земли. И вот тропа, по которой мы пришли сюда. И можно побежать по ней назад, дальше, к той точке луга, откуда мы начали это путешествие. И когда ты окажешься точно там, то можно открыть глаза и увидеть свою комнату.
Ф3. Наихудшее прошлое
Каждый раз, оставаясь наедине с собой, мы начинаем либо вспоминать что-то из нашего прошлого, либо мечтать о будущем, либо воображать что-то, чего не было никогда. И сейчас мы сможем заняться всем этим одновременно — наверное, так еще никогда никто не пробовал. Было бы очень интересно и любопытно посмотреть, что же произойдет потом. А для этого нужно отправиться в свободное пространство.
Сейчас, наверное, этим миром будет лес. Тропа, ведущая дальше и дальше, зовущая за собой... И видны стволы деревьев, которые растут то рядом с тропой, то чуть дальше. Слышен шорох их листвы и ветерок, дующий в лицо. И ноги плавно касаются травы, можно идти по тропе дальше и дальше, подойти к ручью и пересечь его, и оказаться совсем на той стороне, где тропа продолжается и ведет тебя дальше и дальше, вглубь твоего “Я”.
Ну вот, тропа вывела тебя на перекресток. И на этом перекрестке есть указатель: одна тропинка ведет тебя в твое самое худшее прошлое, а другая — в реальное прошлое, а третья — в самое лучшее. Очень интересно: когда ты вспоминаешь свое прошлое сам, по какой тропе ты обычно идешь?
А сейчас у нас есть совсем новая и необычная возможность: пройти по каждой из них. Идти можно самыми разными способами. Когда ты движешься прямо по тропе, ты попадаешь в события и эпизоды своего прошлого точно так же, как это было тогда, чувствуя свое тело, глядя на тех людей, которые тебя тогда окружали, переживая все чувства, эмоции, которые были тогда... Но иногда будет удобно отойти от этого события чуть в сторонку, увидеть себя и тех людей со стороны, как в старом фильме или на выцветшей фотографии. И тогда, может быть, взгляд на многие вещи совсем изменится. Они не будут казаться такими, какими мы вспоминаем их обычно.
А теперь ты знаешь о разных способах путешествия и имеешь достаточно мужества, чтобы отправиться по дорожке наихудшего прошлого. Может быть, идти прямо по ней, а может быть, сбоку. А может, и взлететь? Я не знаю, какой способ путешествия ты выберешь. Это решаешь только ты. И вот там ты встречаешься с огорчениями и неприятностями прошлой недели, и с тем, что было месяц назад, и год... И с обидами и печалями нашей юности, и со всеми неверными возлюбленными, и со своей неуверенностью в себе. И еще раньше, в школьные годы, в то время, когда ты был подростком, и когда руки были неловкими, и когда казалось, что ты то слишком большой, то слишком маленький, то слишком некрасивый, то не такой, как твои одноклассники. И еще раньше — к двойкам и неприятностям, к строгим учителям, ко всем тем обидам и огорчениям, которые, не желая того, причиняли нам взрослые. И вот, еще раньше, когда ты совсем маленький, и когда мама не любит тебя, у нее злое лицо, она наказывает... И можно отойти в сторонку и посмотреть, что же заставило ее быть такой, чем она была в тот момент огорчена... И еще раньше, когда ты был совсем маленьким ребенком... Все обиды, печали и злость, которые остались в далеком прошлом. Когда просыпаешься ночью в своей кроватке и когда страшно. И еще раньше и раньше, к наихудшему прошлому.
И вот мы дошли до самого начала, до точки рождения. Некоторые считают, что это самый худший момент нашей жизни, когда ребенок из теплого уютного мира вырывается в этот мир, наполненный шумом, холодом и ярким светом. И по сравнению с этим все остальные печали и неприятности становятся уже только отзвуком того первого события. И можно возвращаться назад по дорожке наихудшего прошлого и смотреть, как ребенок там становится сильнее, учится преодолевать свои трудности и неприятности и справляться с ними. И посмотреть, и ощутить это, как каждая трудность, каждое препятствие, каждая обида дает тебе новую силу, новое знание, и какие ты принимаешь решения после этого.
Отойдя в сторону, подумай, хватало ли тогда ребенку разума, доброты, для того чтобы простить окружающих взрослых и получить всю ту силу, которую они хотели ему передать. И вот ребенок растет и взрослеет и, сталкиваясь с каждой проблемой и неприятностью, остается в живых и преодолевает это, получая новые силы. Смотри, как проходит он через все эти неприятности, становится старше, умнее, терпимее. Взрослеет больше и больше. Школа остается позади, еще дальше взрослеем...
И вот, вернувшись к перекрестку, ты можешь посмотреть, как на отражение, на своего двойника, пришедшего из наихудшего прошлого. И поблагодарить его за то, что он выжил там, и поблагодарить его за ту силу и мудрость, которую он приобрел. Посмотри, как отличаешься ты от своего двойника, у которого было только наихудшее прошлое. Что ты чувствуешь к нему? Может быть, хочешь задать ему какой-то вопрос или сказать ему что-то?
А теперь оставим своего двойника из наихудшего прошлого. Ведь посмотри: у нас впереди еще две тропы, а может быть, и больше.
И пойти по самой приятной дороге — по дороге наилучшего прошлого. И на этой дороге — самого наилучшего прошлого — существуют победы и удачи, интересные события, которые были совсем недавно, и еще раньше. И существуют успехи, радости и победы, которые доставались нам в юности. И существуют все наши умения, знания, которые ты приобретал. Посмотри, как много этого. И праздники, и дни рождения. И отдых. И ощущение, когда ты лежишь на пляже. И может быть, еще что-то, самое приятное, о чем знаешь только ты.
И дальше, в школу, где хорошие отметки. Любимые учителя, и новые книги, и знания, и открытия, и дружба с ребятами. И игры во дворе.
И еще раньше, когда деревья были большими, когда у тебя в руках воздушные шарики, огромные, разноцветные. И мыльные пузыри. И вкус мороженого.
И еще раньше. И мама, которая рассказывает сказки и поет песни. И еще раньше, когда она обнимает тебя, держит на руках. И когда ты лежишь в кроватке, мама сидит рядом. И еще раньше, когда ты самое-самое любимое, желанное существо для нее. Когда любят не за что-то, а просто за то, что ты есть. И это самое лучшее наше воспоминание с нами.
И самое прекрасное мгновение, когда ты родился — из темноты выбрался в этот мир — яркий, цветной, вкусный и интересный. И когда ты возвращаешься сюда.
И вот ты растешь, получая полной мерой любовь, и доброту, и смех, и радость. Посмотри, как все это вливается, делает тебя старше. И ты растешь дальше и дальше, зная, что ты самый любимый, самый умелый, самый умный, самый дорогой, хороший...
Ты растешь дальше и дальше, становясь сильнее, взрослее, умнее, проходя сквозь все самые приятные события своего наилучшего прошлого. Ты двигаешься в “сейчас”. И посмотри, какие самые приятные события были совсем недавно, почувствуй их в полной мере. Запах, прикосновение... Ах, какая там была музыка или другие звуки... Можно оказаться полностью внутри события, пережив его еще раз, насладившись этими прекрасными мгновениями. И выйти назад к перекрестку — перекрестку нашего наилучшего прошлого.
Посмотри, как выглядит твой двойник, пришедший из наилучшего прошлого, как его лицо разглаживается, сияет от счастья. Как он умеет любить и быть любимым. Спроси его о чем-то, если хочешь, или скажи ему что-то, что тебе было бы нужно. Посмотри на него.
И еще раз по дорожке, которая давно тебя ждет — дорожке реального прошлого. Посмотри, какими были события — интересные, любопытные. Когда что-то происходило, может быть, ты делал это сам, но оно могло происходить и совсем без твоего участия.
И назад, вспоминая и переживая еще раз эти события. Совсем разные — и плохие, и хорошие. Тогда, когда ты чему-то учился, что-то узнавал. Когда вокруг люди. Посмотри, какие у тебя отношения с ними. Послушай, как ты разговариваешь с ними, как они отзываются о тебе. И еще раньше, еще к каким-то событиям реального прошлого, в котором было и плохое, и хорошее — самое разное. И можно вернуться туда, в реальное прошлое, становясь младше, получая еще какой-то новый опыт, глядя, какими в реальности были наши друзья и враги, сверстники и взрослые. И еще раньше, добавляя этот реальный опыт к тем знаниям, которые были у тебя, когда ты был совсем маленьким. Гляди, как ты изменяешься. Какие-то решения приняты тогда. Но ты вовсе не огорчен и не обрадован.
И к самому реальному моменту твоей жизни — тому, что было наверняка — к моменту, когда ты родился.
И оттуда вновь, взрослея, становясь старше, обучаясь бегать и прыгать, плавать, кататься на велосипеде, писать палочки в тетради и складывать слова и буквы, считать и учить таблицу умножения и делать многие и многие вещи, которые ты научился делать в своем реальном прошлом.
И поблагодари других, которые окружали тебя в то время. Научили тебя делать множество самых разнообразных и полезных вещей.
И дальше, в будущее, в “сейчас”... Посмотри, какой он — твой двойник, пришедший из реального прошлого. Как он отличается от своих соседей, от своего друга, у которого было только наихудшее прошлое, и соратника, у которого было наилучшее прошлое. А ведь это все — твои двойники, твои отражения.
Подойди к ним вежливо и возьми себе то, что есть у каждого из них. Это сила, умение преодолевать препятствия, которые ты взял у самого худшего прошлого. И знания, спокойный, реальный взгляд на вещи, пришедший из реального прошлого. И та сила любви и радости, которую несет наше наилучшее прошлое.
И ты можешь сам выбирать, когда остаешься наедине или вечером, перед сном, по какой дорожке и каким способом тебе хочется направиться.
А теперь, когда можно повернуться к прошлому спиной, зная, что там было, ты видишь, что перед тобой расстилается огромная дорога — это дорога твоего будущего. И каким будет это будущее — зависит только от тебя. И ты взял из своего прошлого все, что тебе нужно, чтобы идти вперед, в будущее, получая там свои радости и удовольствия, тренируясь и преодолевая трудности, и становясь старше.
Но в будущее отправимся, наверное, в следующий раз. А если захочешь — сходишь туда сам, во сне или фантазии.
А сейчас просто возвращаемся из своего внутреннего пространства, по той же дорожке, которой пришли сюда, к ручью и через него. Посмотри, изменился ли он.
И вновь по дороге, через сказочный лес. И на нашу поляну.
Ну что же, счастливо тебе. Приходи еще раз в мой мир или, если хочешь, отправляйся в любой другой.
До свидания!
Ф4. Испытание зеркалом
Сейчас, отправляясь со мной в свой внутренний мир, ты можешь совершить забавное и увлекательное путешествие. Для этого достаточно просто представлять себе картинки, как сказку, или фильм, или сон.
И идти дальше и дальше по пути своего внутреннего мира, представляя, как ты выходишь из дому и идешь по улицам города, и постепенно попадаешь в совсем незнакомую тебе часть города, где дома становятся необычными и фантастическими, красивыми и удивительными.
И вот ты подходишь к магазину, на котором есть надпись: “Необходимые вещи”. Очень интересно, что же это такое? Хочется войти внутрь.
А когда ты входишь, то видишь, что внутри — самые обычные вещи, и одежда, и костюмы. Только каждый костюм снабжен ярлычком с ценой и с каким-нибудь словом. И есть костюм “Гордость”, и костюм “Сила”. И “Уверенность”, и “Смешливое настроение”, и “Фантазия”, и многое-многое другое.
|