Роберт Дилтс "Моделирование с помощью НЛП"Уровни процессов, участвующие в формировании настоящего/проблемного состояния Где Когда Что Как Кто Кто еще Модель способности, которую следует передать нуждающемуся в ней человеку Люди, нуждающиеся в моделируемой способности S (Symptom) - симптом C (Cause) - причина O (outcome) - результат R (resources) - ресурсы E (effect) - эффект Структура желаемого состояния, которого следует достичь Где Когда Что Как Кто Кто еще Люди, обладающие моделируемой способностью Рис. 33. Прикладное моделирование подразумевает определение способностей для моделирования и передачи тем, кто в них нуждается Во многих отношениях прикладное моделирование подразумевает воплощение на практике информации, полученной с помощью других стратегий моделирования. Это включает структурирование процесса сбора информации в формат «настоящее состояние — желаемое состояние», известный также как модель SCORE (рис. 33). Особенности SCORE определяют существенные характеристики определенного «проблемного пространства»: симптомы, связанные с настоящим (или проблемным) состоянием; причины этих симптомов; желаемый результат, который заменит данные симптомы; долговременный эффект достижения результата; а также ресурсы, необходимые для преобразования симптомов и их причин и достижения желаемого результата и его последствий. Как правило, применительно к моделированию симптомы и причины (настоящее состояние) находят воплощение в людях, которые нуждаются в способности к моделированию. Результат, эффект и ресурсы находят воплощение в тех, кого выбирают в качестве модели. Однако может быть и так, что все аспекты SCORE присутствуют в одном и том же человеке (об этом свидетельствуют ситуации, в которых человек страдал от какой-то проблемы или болезни, но сумел справиться с тем или другим самостоятельно). Базовая стратегия прикладного моделирования будет включать в себя следующее: 1. Установите полную модель SCORE, определяя проблемное пространство, на которое будет направлена программа моделирования. 2. Выявите: а) многоуровневое описание проблемного состояния человека (людей), который(е) нуждается (ются) в моделировании того или иного ресурса; б) многоуровневое описание способностей тех людей, кто обладает ресурсом, необходимым для достижения желаемого состояния. 3. Передайте соответствующий уровень (уровни) ресурса тому человеку, который нуждается в данной способности. (В зависимости от уровня и типа ресурса это может быть «установка якоря», поведенческая практика, репетиция определенной когнитивной последовательности или стратегии, ряд действий, составляющих прием, и т. д. ) Вопросы для прикладного моделирования 1. Симптомы: Каковы специфические, доступные наблюдению или измерению симптомы, на которые будет направлена программа моделирования? 2. Причины: Каковы причины этих симптомов? 3. Результаты: Какой результат или желаемое состояние способен (способны) последовательно демонстрировать моделируемый человек (моделируемые люди)? 4. Эффект: Каков долговременный позитивный эффект, который будет вызван достижением этого результата? 5. Ресурсы: Какие ресурсы позволяют моделируемому человеку (моделируемым людям) а) последовательно достигать желаемого результата, б) успешно справляться с симптомами, в) преобразовывать причины этих симптомов и г) делать шаги по направлению к долговременному позитивному эффекту? Путем сбора информации на следующих уровнях определите, какими ресурсами, необходимыми для моделирующих, обладают моделируемые люди: Выясняется у тех, кому необходим данный ресурс A. Окружение. Существуют ли какие-либо контекстуальные или средовые ограничения, которые приходится учитывать тем, кто нуждается в данной способности? Б. Поведение. Какое специфическое поведение проявляют в текущий момент те, кто нуждается в данной способности? (или) Каково проблемное поведение? B. Когнитивные способности. Каких специфических способностей или когнитивных стратегий не хватает тем, кто нуждается в данной способности? Какие из имеющихся когнитивных способностей или стратегий вызывают проблемы? Г. Убеждения. Какие, из. имеющихся убеждений ограничивают возможности или силы тех, кто нуждается в данной способности? Д. Ценности, На основании каких ценностей или иерархии ценностей действуют в данный момент те, кто нуждается в данной способности? Е. Чувство идентификации. Как воспринимают самих себя те, кто нуждается в данной способности? Какова их «Я-концепция»? Ж. Миссия и видение. Обладают ли те, кто нуждается в данной способности, чувством собственной миссии или видением, помогающим им организовывать собственную деятельность? Выясняется у тех, кто обладает необходимым ресурсом A. Окружение. Существуют ли для моделируемого человека какие-либо контекстуальные или средовые преимущества? Б. Поведение. Какое специфическое и доступное для наблюдения поведение, которое отличалось бы от поведения людей, нуждающихся в данной способности, демонстрирует моделируемый человек? B. Когнитивные способности. Какие специфические психические способности или когнитивные стратегии использует моделируемый человек? Г. Убеждения. Какие убеждения обеспечивают успешность действий моделируемого человека? Д. Ценности. На основании каких ценностей или иерархии ценностей действует в данный момент моделируемый человек? Е. Чувство идентификации. Как воспринимает себя моделируемый человек? Ж. Миссия и видение. Какое видение ситуации и какую миссию использует моделируемый человек для организации собственной деятельности? Стратегии продвинутого моделирования Многие аспекты и фазы моделирования в НЛП (включая «обнаружение свойства», «распознавание паттерна» и различные элементы стратегий микро-, макро- и прикладного моделирования) суммированы в разработанной автором «стратегии продвинутого моделирования». 1. Определите желаемый навык или способность, которые вы хотели бы смоделировать, а также человека (людей), обладающего (их) данным навыком (способностью). 2. Создайте ситуацию или контекст, в котором вы можете получить, как минимум, три различных специфических примера того, как моделируемые люди осуществляют желаемый навык. А. Выделите критические факторы для каждого из примеров с помощью следующих фильтров восприятия: — ключи доступа; — языковые паттерны — метамодель, предикаты и т. д.; — физиология; — репрезентативные системы, стратегии и субмодальности; — паттерны метапрограммы; — убеждения и ценности; — логические уровни. Б. Определите, какие факторы совпадают во всех трех случаях. 3. Найдите, как минимум, один противоположный пример, т. е. другого человека или людей (включая вас лично), неспособного (неспособных) к адекватному осуществлению данного навыка или ситуации, в которых сама модель не смогла бы адекватно применить данный навык. Определите критические факторы противоположного примера (примеров), применяя те же фильтры, что и в пункте 2А. 4. Сравните критические факторы в трех удачных примерах с критическими факторами противоположных примеров. Отметьте наиболее значимые различия. 5. Изменяйте значимые критические факторы противоположных примеров е соответствии со значимыми критическими факторами удачных примеров до тех пор, пока не сможете добиться желаемого поведения или результатов от людей или в ситуациях, составляющих противоположный пример (примеры). Если изменение факторов не приводит к желаемому поведению или результату применительно к людям или ситуациям, составляющим противоположный пример, найдите другие, более уместные или действенные примеры для моделирования и продолжайте повторять действия с пункта 4 до тех пор, пока желаемое поведение или результаты не будут достигнуты. 6. Теперь начинайте по очереди варьировать критические факторы, которые обеспечили достижение желаемого поведения или результатов. А. Найдите «предел», до которого вы можете изменить фактор, не меняя результата. Б. «Принцип элегантности»: определите минимальное количество факторов, необходимых для достижения желаемого поведения или результатов. Прикладное моделирование и процесс «обратного распространения» Последний, «контрольный» этап в стратегиях как прикладного, так и продвинутого моделирования напоминает то, что в технологии нервных сетей называется «обратным распространением». Нервные сети представляют собой компьютерные структуры, построенные по принципу мозговой деятельности. Они используются для распознавания сложных паттернов и, как правило, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, служащих для создания своего рода «модели» того или иного паттерна или явления. Модель представляет собой функцию «весов», или сил, связей между элементами сети. Эта внутренняя «модель» определяет результативность сети. Ценность нервных сетей заключается в том, что они способны научиться распознавать паттерны «эвристически», как функцию повторяющегося опыта. Модель (или паттерн «весов») регулируется согласно определенному правилу обучения каждый раз, когда в сеть поступают определенные данные. Таким образом, сеть все лучше и лучше распознает эти конкретные данные и реагирует на них. Точно так же ребенок учится узнавать определенное лицо или слово. Подобные типы компьютерных сетей обычно используются в аудиосистемах «распознавания голоса» и оптических системах «распознавания символов». Обычной стратегией обучения для таких сетей является «обратное распространение». Предположим, компьютер обучают распознаванию букв алфавита, чтобы он смог читать напечатанные документы и переводить их в соответствующие электронные текстовые символы (рис. 34). Для того чтобы научиться распознавать, скажем, букву 5, следует ввести образ этой буквы в сеть. Рис. 34. Схема процесса «обратного распространения» в нервной сети Этот образ кодируется в компьютерной сети как паттерн реакций (основанных на текущем «весе» их взаимосвязей). В результате действия этого паттерна сеть выдает результат, например символ «§». Результат компьютера сравнивается с ожидаемым результатом (т. е. с буквой 5). Если между двумя результатами — ожидаемым 5 и полученным «§» — возникает расхождение, то взаимосвязи между элементами сети регулируются заново. Затем образ буквы вновь вводится в систему, и результат проверяется тем же путем. После некоторого количества повторных проб компьютерный результат начинает все больше и больше напоминать желаемый (т. е. после ввода образа S компьютер выводит текстовый символ 5). Другими словами, компьютер создает полезную «модель»: механизм, позволяющий достичь желаемого результата при вводе определенных данных. Подобная стратегия используется в НЛП для совершенствования той или иной модели, созданной с помощью разнообразных методов и стратегий (описанных выше). Человек представляет собой сложную «нервную сеть», которая способна обрабатывать различные свойства и особенности (т. е. репрезентативные системы, субмодальности, паттерны метапрограммы, микроповеденческие ключи, языковые паттерны и т. д. ). Сосредоточение «внимания» на определенной особенности подобна процессу наделения «весом» того или иного элемента компьютерной нервной сети. Например, если сказать человеку «подними глаза вверх и влево», в то время как он пытается научиться правильно писать какое-то слово, то тем самым мы придадим больше «веса» положению глаз как элементу грамотного письма. Таким образом, этапы модели или процедуры надбавляют внимание человека на различные аспекты и черты его опыта. Это перемещение внимания "создает своего рода «аттрактор», который стимулирует в человеке «самоорганизующееся» поведение. Если вы заметите, как теннисный мяч коснулся земли, прежде чем долетел до вас, это автоматически повлияет на то, как вы взмахнете ракеткой, чтобы отбить мяч. Подобным образом, если прислушиваться к изменению тона голоса собеседника, а не к содержанию его слов, или наблюдать его выражение лица, вместо того чтобы обращать внимание на тип одежды, которую он носит, то все эхо повлияет на способ вашей реакции на этого человека. Инструкции и процедуры, составляющие принципы, этапы и стратегии поведенческой модели, таким образом, подобны «весу» в нервной сети. Применение «обратного распространения» в поведенческом моделировании будет включать в себя (рис. 35):
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Все Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |