Роберт Дилтс "Моделирование с помощью НЛП"

Ответственность

Взаимоотношения

Техническую сторону

Организационную сторону

Количественную

Качественную

Выровнять

Специфические отдельные операции

Определить

Общие служебные задания

Делегирование

Рис. 54. Некоторые ключевые понятия и вопросы, связанные с делегированием

Отдельные операции можно определить как новые или единичные задания, которые далее подразделяются на: 1) технические и 2) организационные операции. Технические операции можно также разделить на «количественные», поддающиеся количественной оценке, и «качественные». Процедуры обоснования для делегирования отдельных операций следует применять в большей степени ad hoc', т. е. они должны более соответствовать конкретной ситуации, чем в случае с должностными заданиями. Несмотря на значимость определения технического задания, ответственности и взаимоотношений для делегирования отдельных операций, приоритетными здесь являются «выравнивание» и то, как это задание вписывается в общую структуру системы.

Важнейшие аспекты делегирования

Два наиболее важных процесса, составляющих делегирование, можно охарактеризовать как а) определение проблемного про-

1 лат. — для данного случая, для этой цели.

Пространства, включенного в делегируемое задание, и б) «выравниванием различных людей и уровней необходимых процессов. В число важнейших аспектов этих процессов делегирования входят:

1. Определить, что «обязательно знать» и «не обязательно знать», т. е. представление о какой части проблемного пространства ситуации должен иметь сотрудник, которому делегировано задание?

А. Проблемное пространство, соответствующее делегированию, может включать такие факторы, как статус вовлеченных в задание людей, величина риска, возможная конкуренция и т. д.

Б. Многие менеджеры — участники исследования были убеждены, что «в компании не должно быть секретной информации». Как отметил один из них, «если мой сотрудник узнает о чем-либо не от меня, то я уже не руководитель». (Создается впечатление, что руководитель знает меньше, чем человек, которому он отдает поручения. ) Другой менеджер добавил: «Мне приходится работать так, как будто люди все знают, даже если они не знают ничего».

2. Выяснить, кого еще в компании следует поставить в известность о делегировании. Если другие члены команды, выполняющие в организации смежные функции, с удивлением обнаружат, что их сотруднику переданы определенные полномочия, а они об этом до сих пор ничего не знают, это может вызвать у исполнителя определенное замешательство и даже деморализовать его.

3. Обеспечить «выравнивание» ключевых фигур и уровней процессов, необходимых для выполнения задания. Одной из основных функций делегирования является обеспечение «выравнивания» по двум параметрам: 1) «выровнять» пространство восприятия сотрудников или членов команды и проблемное пространство, ограниченное данным заданием; и 2) «выровнять» различные уровни деятельности, связанной с данным заданием, чтобы «когда» и «где» задания (окружение) были конгруэнтны «что» (поведению), а «как» было конгруэнтно (или «выровнено с») «почему» и «кто», определяющим цель задания. Это поднимает вопрос о значимости логических уровней в контексте делегирования.

Логические уровни

Понятие логических уровней обучения и изменения как одного из механизмов в науках о поведении изначально сформулировал Грегори Бейтсон (1972) на основе математических трудов Рассела и Уайтхеда. Автором было сформулировано понятие «нейрологические уровни» как способ операционного применения введенного Бейтсоном понятия логических уровней и логических типов к человеческому общению и изменениям.

Логические уровни по существу связаны с базовой иерархией организации, в которой каждый уровень является более емким и обладает большим психологическим влиянием. Любая система деятельности, например, представляет собой подсистему, включенную в другую систему, которая, в свою очередь, входит в состав другой системы, и т. д. Этот тип взаимоотношений между системами порождает различные уровни процессов относительно той системы, в которой происходит действие.

В строении нашего мозга, языка и систем восприятия существуют естественные иерархии, или уровни опыта. Задача каждого уровня — организовывать и управлять информацией на подчиненном уровне. Какое-либо изменение на верхнем уровне обязательно повлечет за собой изменения на нижних уровнях; однако изменение нижнего уровня не обязательно скажется на верхних уровнях. Грегори Бейтсон определил четыре основных уровня обучения и изменения — каждый уровень является более абстрактным, чем лежащий ниже его, однако обладает большей степенью влияния на индивида. Этим уровням приблизительно соответствуют следующие:

Более крупная система

Чувство идентификации и роль

Системы убеждений и ценностей

Способности

Специфическое поведение

Окружение

Видение и цель

Миссия

 

Разрешение и мотивация

 

Карты и планы

Действия и реакции

Внешний контекст

Кто еще?

Кто?

 

Почему?

 

Как?

Что?

Где? Когда?

Уровень окружения включает в себя специфические внешние условия, в которых имеет место наше поведение. Формы поведения, лишенные какой-либо внутренней карты, плана или стратегии, подобны коленным рефлексам, привычкам или ритуалам. На уровне способностей мы можем выбирать и изменять какую-либо форму поведения, а также адаптировать ее к более широкому ряду внешних ситуаций. На уровне убеждений и ценностей мы можем поощрять, запрещать или обобщать ту или иную стратегию, план или способ мышления. Идентификация, разумеется, консолидирует всю систему убеждений и ценностей в «ощущение себя». Несмотря на то, что каждый следующий уровень становится все более абстрактным по отношению к специфике поведения и сенсорного опыта, он оказывает все большее воздействие на наше поведение и переживания. Подведем итоги:

- Факторы окружения определяют внешние возможности или ограничения, на которые человек вынужден реагировать. Отвечают на вопросы «где?» и «когда?».

- Поведение складывается из отдельных действий или реакций, осуществляемых в окружении. Отвечает на вопрос «что?».

- Способности направляют поведенческие действия и руководят ими посредством ментальной карты, плана или стратегии. Отвечают на вопрос «как?».

— Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое поддерживает или отвергает способности. Отвечают на вопрос «почему?».

- Идентификация определяет общую цель (миссию) и формирует убеждения и ценности через наше самоощущение. Отвечает на вопрос «кто?».

- Системные вопросы связаны с тем фактом, что все мы являемся частью более крупной системы, которая охватывает, помимо отдельных людей, команды, группы, профессиональные сообщества и даже глобальные системы. Отвечают на вопрос «кто еще?».

«Выравнивание»

«Выравнивание» представляет собой важнейшее свойство эффективного планирования, решения проблем и руководства. В эффективной системе действия и результаты отдельных лиц в рамках их микроокружения конгруэнтны их стратегиям и целям (рис. 55). Эти цели, в свою очередь, конгруэнтны культуре данной системы и миссии всего макроокружения. Другими словами, существует внутреннее «выравнивание» отдельного человека с его видением, и другой уровень «выравнивания» — с сообществом, в котором этот человек пытается осуществить свое видение.

Культура

Ценности

Стратегия

Цели

Действие

Осуществление

Рис. 55. Уровни процессов в системе

Таким образом, существует три вида «выравнивания»:

1) личное «выравнивание» — состояние конгруэнтности между всеми частями человека;

2) «выравнивание» поддерживающих процессов относительно цели или видения;

3) средовое «выравнивание», при котором цели и действия отдельных людей или групп конгруэнтно и экологично вписываются в более крупную систему (окружение, организация, сообщество, культура и т. д. ).

Системы складываются как из «иерархических», так и из «логических» уровней взаимодействия. Таким образом, в функциональной системе:

1. Взаимоотношения между членами системы поддерживают выполняемое задание.

2. Существует общее восприятие уровней, позиций восприятия и временных фреймов, соответствующих проблемному пространству и пространству решений, связанных с тем или иным заданием.

3. Существует регуляция различных логических уровней, связанных с заданием.

4. Существует конгруэнтность и «выравнивание» результатов, которых достигают исполнители в системе. (В иерархической, или комплементарной, системе это выражается в той легкости, с которой задания делегируются соответствующим исполнителям. В системе с равноправными отношениями, или симметричной системе, это выражается в той легкости, с которой люди ведут переговоры и достигают консенсуса относительно задач и результатов. )

5. Действия отдельных людей «выровнены» с миссией, ассоциированной с их ролью.

Другими славами, существует целый ряд различных типов «выравнивания», связанных с заданием и взаимоотношения-

ми. Типы «выравнивания», связанные с заданиями, включают в себя:

- «выравнивание» профессионального и пространства восприятия соответствующих исполнителей и проблемного пространства;

— «выравнивание» пространств восприятия соответствующих исполнителей между собой;

— «выравнивание» уровней, включенных в задание или цель;

Почему у определенных людей могут возникнуть возражения?

Каковы их потребности или ожидания?

Что было упущено, чего не хватает в данном проекте?

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ

Моделирование навыков лидерства в делегировании

Делегированием называется процесс поручения задания или какой-либо деятельности другому человеку. Делегирование можно охарактеризовать, в первую очередь, как интерактивный навык, который обеспечивается определенными коммуникационными и лингвистическими навыками. Целью данного этапа исследования было определить способ, с помощью которого руководители 1) готовятся к делегированию того или иного задания и 2) управляют процессом как вербального, так и невербального общения в процессе делегирования.

По сравнению с моделированием навыков лидерства при решении проблем, где акцент ставился на способ управления группой, в исследовании делегирования мы уделяли больше внимания взаимодействию «один на один».

Методы сбора информации _

Процесс моделирования и последовательность мероприятий в исследовании делегирования были по существу теми же, что и в исследовании решения проблем. В число мероприятий входили:

Первичное анкетирование

На этом этапе участвующие в исследовании менеджеры заполняли анкеты, описывая в них свои действия при делегировании. Анкета также была рассчитана на получение информации в форме ТОТЕ, т. е. на выявление целей, процедур обоснования и действий, используемых менеджерами для поручения или передачи служебных заданий своим сотрудникам. Цель данной анкеты заключалась в том, чтобы выявить и подкрепить общие представления о ситуации, определить общие паттерны делегирования и обсудить их со всеми участниками. Анкета была сформулирована следующим образом:

1. Дайте короткое описание типичного примера ситуации делегирования в контексте вашей роли в компании.

2. Оказавшись в таком контексте и такой ситуации, какими целями или задачами вы руководствуетесь в своих действиях? (Обозначьте их короткими предложениями или ключевыми словами. )

3. На основании чего вы обычно определяете, что достигли своей цели?

4. Что вы обычно делаете для того, чтобы достичь цели? Какие конкретные шаги или действия вы предпринимаете для того, чтобы делегирование в данном контексте оказалось успешным?

5. Когда вы сталкиваетесь с неожиданными проблемами или трудностями при достижении своих целей в данном контексте, какие конкретные действия вы предпринимаете?

6. Изменятся ли цели, обоснования или действия, связанные с делегированием (и какие именно), если взаимодействие с отдельным сотрудником заменить взаимодействием с небольшой группой? Что именно изменится?

Письменный сценарий

После обсуждения анкеты участники группы получали для дальнейшего обсуждения в группах небольшой сценарий, описывающий сложную ситуацию делегирования. Один из предложенных для обсуждения сценариев был таким:

Вы — директор службы персонала в компании «В». Ваша компания создала новый продукт, и ваша служба отвечает за набор новых сотрудников для поддержки данного продукта. Через два дня запланировано совещание по проекту. В группу входят ваши коллеги из отделов маркетинга, финансового отдела, служб информации и работы с клиентами. Цель совещания заключается в том, чтобы обсудить все необходимые условия выпуска нового продукта. По семейным обстоятельствам вы не можете принять участие в совещании и вынуждены делегировать это задание вашему помощнику.

Как вы поступите в данной ситуации?

И снова результаты обсуждения были представлены всей группе в виде таблиц. В ходе обсуждения результатов группа получила представление о потенциально значимых понятиях и терминах и смогла оценить их значимость.

Ролевые игры и имитационные упражнения при изучении делегирования

Согласно сценариям, участники занимались ролевыми играми и имитационными упражнениями, связанными с их собственными контекстами лидерства. Ролевые игры проводились по принципу «аквариума»: сначала вся группа выступала в качестве наблюдателей, а потом разбилась на небольшие экспериментальные группы. Роль лидера по очереди играли разные члены группы, что позволяло идентифицировать и сравнить элементы сходства и различия между стилями, навыками и используемыми средствами.

Ниже приводится пример ролевой игры/имитационного упражнения, с помощью которой мы исследовали некоторые коммуникативные навыки лидерства (а также когнитивные и лингвистические навыки), способствующие эффективному делегированию:

Контекст

• Между тренинговой группой/компанией и компанией-клиентом заключен договор на оказание комплекса услуг, рассчитанного

на большую группу молодых служащих. В этот комплекс должна войти серия обучающих мероприятий, охватывающая широкий спектр вопросов, связанных с: макроокружением компании (макроэкономикой), микроокружением (конкуренцией, рынком), организационной системой компании (и ее функциональных подразделений), отдельными служащими (их ролями и мотивационными подсистемами).

Клиенту необходима гарантия того, что содержание каждого элемента обучающей программы будет конгруэнтно другим элементам, а также стратегиям и политике компании.

Обучающая программа должна быть мультимедийной (видеозаписи, тексты, учебные пособия) и осуществляться на персональном компьютере.

Главой проекта назначен «А». Предыдущие поручения целиком заполнили его время, и «А» вынужден поручить другому тренеру-консультанту, чтобы тот координировал деятельность пяти специалистов, отвечающих за 1) содержание, 2) видеозаписи, 3) графики, 4) программное обеспечение, 5) методы контроля.

Бюджет проекта ограничен, поскольку часть его уже потрачена на предыдущих этапах.

«В» должен взять на себя ответственность за координирование действий специалистов.

«А» делегирует проект «В», однако оставляет за собой роль супервизора, а также отвечает за контакты с клиентом.

В ходе ролевых игр производилось открытое наблюдение за специфическими вербальными и невербальными паттернами коммуникации, которые использовали исполнители роли руководителя, а также за любыми другими паттернами, связанными со специфическими коммуникативными навыками НЛП, такими как психогеография, тональное маркирование, невербальные метасообщения, использование различных репрезентативных каналов и т. д.

Мероприятия, обеспечивающие «конгруэнтность кода», были аналогичны тем, которые сопутствовали исследованию решения проблем. Участвующих в исследовании менеджеров также просили комментировать собственные наблюдения с точки зрения либо исполнителя роли, либо наблюдателя. После того как участники получили представление о соответствующих понятиях НЛП, члены исследовательской группы отметили, какие из этих понятий были естественным образом инкорпорированы в комментарии испытуемых, а какие остались неиспользованными.

Кроме того, участники отвечали на прямые вопросы, такие как:

A, Можно ли с помощь о данных понятий описать, активировать, усвоить или передать другому навыки лидерства?

Б. Эффективны ли они как средство постижения сути лидерства?

B. Насколько они «подходят», т. е. выявляют или подчеркивают какую-либо структуру, которая расширяет или обогащает ваши способности к лидерству?

Паттерны и результаты

В том, что касается лидерства в организациях, с самого начала следует различать случаи делегирования а) общих служебных заданий и б) специальных или специфических отдельных операций (рис. 54).

Общие служебные задания можно определить как задачи, разделяемые более крупной системой, т. е. это текущие задания и контексты, которые принимаются и понимаются всей системой. Одной из первичных задач руководителя в связи с делегированием служебных заданий является профессиональный рост сотрудника в рамках задания и ограниченного им контекста. В число других задач входят: 1) определение технического задания, 2) определение ответственности, 3) определение взаимоотношений. Как правило, процедуры обоснования, используемые для подтверждения успешности такого делегирования, используют временные критерии, связанные с заданием и установленной системой служебного контроля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться