Роберт Дилтс "Моделирование с помощью НЛП"

Навык

ТОТЕ

Рис. 31. Микромоделирование включает выявление структуры ТОТЕ данной деятельности

Вопросы для моделирования ТОТЕ

1. В каком контексте вы обычно применяете данный навык?

2. Какие цели и задачи определяют ваши действия во время применения навыка в данном контексте? (Перечислите их в виде коротких предложений или ключевых слов. )

3. На основании чего вы делаете вывод о том, что достигли этих целей?

4. Что вы предпринимаете для достижения целей? Каковы конкретные меры и действия, с помощью которых вы достигаете необходимого результата в данном контексте?

5. Если вы сталкиваетесь с непредвиденными затруднениями или проблемами в достижении своих целей в данном контексте, к каким мерам вы прибегаете, чтобы исправить ситуацию?

Пример: моделирование навыков подачи информации

1. Докладчик (моделируемый человек) делает короткое сообщение (3-5 мин. ) перед группой из трех человек по выбранной им теме.

2. Каждый член группы называет определенный простой поведенческий паттерн, который он хотел бы смоделировать из выступления докладчика.

3. Группа выявляет ТОГЕ докладчика относительно данного сообщения (т. е. цели, обоснования и действия докладчика), чтобы создать контекст для поведенческого паттерна.

4. Каждому члену группы дается 20 мин. на то, чтобы смоделировать желаемый поведенческий паттерн с помощью любой процедуры моделирования по выбору.

5. После того как поведение будет успешно смоделировано и продемонстрировано каждым членом группы, им предстоит ответить на вопросы: «Как этот паттерн влияет на меня на других уровнях (помимо данного поведения)?», «Какие допущения и предположения кроются за этим поведением?».

Стратегии макромоделирования

Стратегии макромоделирования включают в себя определение навыков, составляющих более сложную способность (сложный поведенческий, сложный когнитивный или сложный лингвистический навык), например, навыки лидерства (рис. 32).

1. Создайте для моделируемого человека контекст, который потребует проявления данной способности.

2. Определите специфические поведенческие примеры моделируемой способности/

3. Начиная с поведения, выявите различные уровни процессов («как», «почему» и «кто»), поддерживающих данное поведение.

Навык

Что? Как? Почему? Кто?

Рис. 32. Макромоделирование включает в себя «разделение» сложной способности на различные уровни процессов, необходимых для ее осуществления

Вопросы для многоуровневого моделирования

Работая вместе с партнером или группой, определите поведенческий паттерн для моделирования. Начиная с уровня поведения, выявите остальные логические уровни поддержки, связанные с данным поведением.

1. «Какой контекст или окружение вы изучаете?»

«Когда и где проявляется данная способность или имеет место данная деятельность?»

Контекст, в котором проявляется данная способность:

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

4. Сопутствующие изменения: человека попросили выполнить задание на вербальную память. Для запоминания ему предложили несколько различных наборов слов. В одни наборы входят легкие слова, рифмующиеся друг с другом, другие составлены из более сложных слов; в третьи включены слова на незнакомом для испытуемого языке. Человек утверждает, что ему требуется больше внимания для того, чтобы воспроизвести и повторить слова незнакомого языка, и меньше — для того чтобы повторить простой набор слов. Замечено, что поза человека слегка меняется в тот момент, когда он слушает различные наборы слов, как показано на рис. 27. Какое свойство положения тела испытуемого изменяется в зависимости от степени его сосредоточенности?

Рис. 26. Объединенный метод согласования и отличий подразумевает определение общих и различающихся характеристик ряда примеров, связанных с различными результатами

Рис. 27. Метод сопутствующих изменений подразумевает определение свойств, которые изменяются в зависимости от результата

5. Остаток: человек входит в состояние «мечтателя» и демонстрирует такое физическое положение, как показано на рис. 28. Он описывает свое состояние как расслабленность, равновесие и активизацию зрительного воображения. С помощью вопросов и наблюдения удается установить, что положение головы и глаз (взгляд вверх) связаны со способностью данного человека к визуализации. Какие еще аспекты данного состояния могут ассоциироваться с остальными физическими характеристиками, такими как поза тела (наклон назад) и положение рук и ног (симметричное)? Вот приблизительные ответы на вопросы упражнений:

1. Согласование: положение ног и таза одинаково в каждом примере (т. е. симметрично и устойчиво), тогда как верхняя часть тела (торс) наклонена вправо.

2. Отличие: голова человека наклонена влево и вверх, все положение тела кажется несколько более прямым.

Рис. 28. Согласно методу остатка, различные аспекты сложного результата порождаются различными паттернами системы, создавшей этот результат

3. Объединенный метод согласования и отличия: во всех «творческих» состояниях голова человека наклонена вправо и вверх, а вес тела перенесен в большей степени на левую ногу. Физиология «тупиковых состояний» отличается от «креативной» физиологии тем, что голова всегда оказывается в другой позиции, а вес тела перенесен в большей степени на правую ногу.

4. Сопутствующие изменения: положение верхней части тела (торса) изменяется в зависимости от степени концентрации; т. е. человек наклоняется вперед, когда пытается сосредоточиться сильнее, и отклоняется назад, когда от него требуется меньшая концентрация внимания.

5. Остаток: вероятно, поза человека (наклон назад) связана с ощущением «расслабленности», а симметричность рук и ног можно ассоциировать с ощущением «равновесия». Чтобы проверить эту гипотезу, можно попросить испытуемого положить ногу на ногу или скрестить руки (создавая физическую асимметрию), сохраняя голову в приподнятом положении и удерживая наклон назад (как на рис. 29). Затем следует спросить испытуемого, что изменилось в его состоянии. Если он утверждает, что, скрестив руки, потерял ощущение «равновесия», можно допустить, что существует взаимосвязь между положением рук человека и ощущением «равновесия».

Рис. 29. Изменение одной характеристики при сохранении других неизменными помогает определить, какое влияние оказывала эта характеристика на результат

Возможные погрешности методов Милля

При моделировании важно всегда учитывать, что ни один метод распознавания паттернов не обладает «защитой от дурака». Методы Милля рассчитаны на идентификацию потенциальных паттернов. Каждый метод подвержен погрешностям, если считать его самоочевидным доказательством. В частности, метод согласования может привести к таким ошибкам, какие допускал «логически мыслящий пьяница». Он утверждал следующее: «В понедельник я выпил пять порций виски с содовой и наутро проснулся с жутким похмельем. Следующим вечером я выпил пять "скотчей" с содовой, но наутро у меня снова было жуткое похмелье. Тогда я решил выпить пять "бурбонов" с содовой, но и на следующее утро мне было все так же плохо. Поэтому сегодня я буду пить только виски: от этой проклятой содовой только голова болит».

Метод отличий, применяемый сам по себе, может привести к возникновению суеверий. Допустим, некий человек постоянно покупает лотерейные билеты, но ни один из них не выигрывает. Наконец однажды номер билета оказывается счастливым. Его владелец замечает, что в этот день ему посчастливилось надеть новую пару зеленых носков, и рассуждает следующим образом: «Ага, я надену эти носки и поеду играть в Лас-Вегас. Носки помогут мне выиграть кучу денег». Несмотря на то, что именно зеленые носки оказались тем отличием, которое сопровождало выигрыш в лотерею, они вовсе не обязательно являются звеном каузальной цепочки. Разбилось зеркало, черная кошка перебежала дорогу, вы прошли под лестницей или тринадцатое число выпало на пятницу — все это примеры суеверий, которые могут возникнуть в результате использования метода отличий без проверки или подтверждения какого-либо рода.

Подобным образом и контрастный анализ (объединенный метод согласования и отличий) может привести вас к выводу о том, что самые крупные шедевры нескольких последних столетий были созданы мужчинами кавказской расы и европейского происхождения. Но это вовсе не означает, что женщины или жители других частей света не способны на гениальные творения. Предвзятое отношение и фильтры, определяющие, кого признавать гением и обеспечивать необходимыми возможностями и поощрением, возникают в результате действия других факторов, среди которых культурная поддержка, тендерные стереотипы и даже определение «гениев» (то, что Аристотель назвал бы «формальными причинами»).

Сопутствующие изменения могут привести к другим заблуждениям. Например, статистики сообщают о наличии корреляции между количеством съедаемого людьми мороженого и частотой несчастных случаев на воде. Однако допускать причинно-следственную связь между этими двумя показателями было бы несколько преждевременно. Как количество съедаемого мороженого, так и количество купальщиков увеличивается летом, во время жаркой погоды, и совершенно не обязательно между этими фактами существует прямая связь.

Подвержен погрешностям и метод остатка (процесс исключения). Представьте себе, что врач говорит своему пациенту: «У меня есть для вас две новости: плохая и хорошая. Плохая заключается в том, что от таблеток, которые я хочу вам порекомендовать, умирает девять из десяти пациентов. А хорошая новость заключается в том, что последние девять моих пациентов уже умерли от этих таблеток, так что вы должны быть тем самым десятым счастливчиком, который выживет».

Для того чтобы предотвратить возникновение подобных заблуждений, необходимо использовать методы подтверждения паттерна, в том числе поиск противоположных примеров, а также восприятие причинно-следственных связей с системной точки зрения.

Все методы Милля предполагают наблюдение за несколькими примерами или случаями изучаемого явления или деятельности. В действительности для окончательного определения паттерна необходимо какое-то минимальное количество примеров. С точки зрения НЛП, этот минимум равен трем. Характеристика, которая фигурирует в случае единичного успешного достижения результата, вместе с рядом других возможностей создает основания для потенциального наличия паттерна. Свойство, которое проявляется в двух успешных примерах, предполагает большую вероятность наличия того или иного паттерна. Свойство, которое присутствует во всех трех примерах, становится убедительным свидетельством существования паттерна.

Тем не менее окончательным критерием определения паттернов в моделировании является тот факт, что с помощью данной характеристики вы способны достичь желаемого результата. «Паттерн» невозможно по-настоящему проверить или оценить до тех пор, пока он не реализуется на практике.

Определение программы моделирования

Подведем итоги. Эффективное моделирование той или иной способности, а также последующая организация результатов в тренинги, техники и приемы зависят от свойств или особенностей, которые мы отбираем и фильтруем, а также от способности определять значимые паттерны, связанные с этими свойствами. Базовая последовательность событий, включенных в программу моделирования, требует подтверждения того, что значимые свойства и паттерны действительно будут обнаружен. Ниже приводится типичная последовательность этапов:

1. Проведение анализа с целью определения специфических тем, контекстов и навыков, на которые будет направлено моделирование.

2. Выбор объектов для моделирования.

3. Формирование и выполнение сценариев и методов моделирования с целью спровоцировать нужные действия или способности модели и собрать необходимую информацию.

4. Определение значимых паттернов в поведении, стратегиях, убеждениях и т. д. моделируемых людей.

5. Сведение обнаруженных паттернов в описательную и предписывающую структуру, т. е. «модель».

6. Экспериментальная проверка и совершенствование модели: использование ее в значимом контексте (контекстах), чтобы убедиться в том, что с ее помощью можно достичь желаемого результата.

7. Планирование приемов и средств эффективного внедрения, позволяющих передать или применить ключевые элементы модели другим людям.

8. Измерение результатов, полученных в результате применения модели.

Определение программы моделирования подразумевает конкретизацию базовых условий, в которых она будет осуществляться. Приведенный ниже рабочий бланк поможет вам составить набросок основных измерений, формирующих и направляющих вашу программу моделирования.

Рабочий бланк программы моделирования

1. Запишите заголовок или фразу, которая определяет суть вашей программы моделирования.

2.На какую способность или результат направлена ваша программа (т. е. навыки руководства, проведение успешной презентации, повышение грамотности, поведение в стрессовой ситуации и т. д. )? Если в центре вашего внимания оказались несколько взаимосвязанных способностей или результатов, перечислите их все. Определите уровень сложности каждого навыка (т. е. простой поведенческий, простой когнитивный, простой лингвистический, сложный поведенческий, сложный когнитивный или сложный лингвистический).

3. Кого вы будете моделировать? (Можете перечислить имена конкретных людей либо описать характеристики тех, кого хотели бы смоделировать. )

4. Существуют ли конкретные контексты, в которых вы можете наблюдать моделируемых личностей? Если да, то какие?

5. Каковы желаемые результаты, цели и задачи вашей программы?

6. Каковы желаемые последствия вашей программы? Кому она принесет пользу и в чем? Как она скажется на более крупной системе или сообществе?

7. Какие критерии определяют вашу программу? Как вы намерены применить смоделированный навык? (Например, в рамках определенной профессии или сообщества, для выгоды или развлечения ит. д. )

8. В какой конкретной форме вы представите свою программу (т. е. статья, видеопленка, книга, семинар и т. д. )?

9. Какое время вы отводите на выполнение вашей программы?

Определение обоснований и процедур обоснования целей и результатов проекта

Определение программы моделирования включает в себя также формирование «эпистемологических вопросов» относительно критериев и приемов обоснований, с помощью которых можно проверить и оценить результаты собранной вами информации. Эпистемологические вопросы — это вопросы, связанные с тем, «как мы узнаем» что-либо. В число вопросов, наиболее значимых в моделировании, входят:

Подготовка: какие критерии вы будете использовать (использовали) для определения объекта (объектов) моделирования?

• Как вы узнаете, что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком?

• Как другие узнают, что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком?

Фазы 1 и 2 (сбор информации с помощью имплицитного и эксплицитного моделирования): Какие критерии вы используете для того, чтобы определить, что эффективно смоделировали данную способность?

• Как моделируемый человек узнает, что он/она обладает желаемым навыком или достиг желаемого результата?

• Как вы узнаете, что приобрели навык, которым обладает модель?

• Как другие узнают, что вы приобрели навык, которым обладает модель?

Фаза 3 (планирование): Какие критерии помогут вам определить, что вы успешно передали данную способность другому человеку?

• Как вы узнаете, что другие приобрели навык, которым обладает модель?

• Как другие узнают, что приобрели навык, которым обладает модель?

Ответы на данные вопросы помогут вам определить и спланировать наиболее эффективные методы моделирования.

Цели моделирования

В заключение отметим, что всеобъемлющей целью моделирования является создание практической карты той или иной способности или навыка путем дробления их на «группы» и определения значимых свойств и этапов, необходимых для применения данной способности тем или иным образом. Задачи применения модели или осуществления моделирования могут быть следующими:

- узнать о различиях;

— сделать что-либо новым способом;

— сделать что-либо лучше;

— сделать что-нибудь новое;

- расширить возможности выбора;

— изменить свое восприятие.

Как указывал один из основателей НЛП Ричард Бэндлер, настоящим содержанием НЛП является моделирование, а вовсе не набор методик.

Моделирование представляет собой классический пример «двойной петли научения» (рис. 30). Как гласит старая пословица, «если вы дали человеку рыбу, то накормили его на один день; если вы научили его ловить рыбу, — накормили его на всю жизнь». «Двойная петля научения» подразумевает, что вы помогаете человеку поймать рыбу и одновременно учите его ловить рыбу. Здесь одновременно достигаются два результата — научение тому, что делать, и в то же время — как это делать.

Например, в компании или организации можно смоделировать эффективную деятельность любого человека или группы, выявить структуру этой деятельности и научить ей других людей и одновременно с этим научить их моделировать. Таким образом, обучаемые получают пользу не только в виде результатов программы моделирования, но и учатся моделировать самостоятельно. Следовательно, люди способны развивать в себе навыки моделирования за счет применения его к конкретным переживаниям.

Рис. 30. Двойная петля научения подразумевает два одновременных уровня обучения

Этот вид «двойной петли» служит различным целям, поскольку:

- является менее затратным;

— создает внутренние ресурсы компании или организации;

— гарантирует долговременные систематические изменения.

Благодаря тому, что с его помощью можно сэкономить время и получить выгоду, в будущем все новые и новые виды обучения будут строиться на основе «двойной петли», предоставляемой процессом моделирования.

Стратегии моделирования

Моделирование включает в себя описание явления (или процесса), которое содержало бы «известные или подразумеваемые свойства» данного явления и могло бы послужить основой для создания итогового продукта или услуги. В процесс моделирования в НЛП входит применение различных стратегий для исследования психических и физических процессов, лежащих в основе той или иной деятельности, или достижения определенного результата, а также создание эксплицитной карты или описания этих процессов, которые можно было бы применить с какой-либо практической целью. Различные стратегии моделирования обрисовывают различные последовательности действий и типы различий, позволяющих выявить значимые паттерны и свести их в описания.

Следует отметить, что стратегии моделирования представляют собой субпроцессы в рамках общей методологии моделирования, ^которая подразумевает прежде всего создание интуитивной основы для понимания определенного поведения или способности. Для этого процедура «имплицитного» моделирования людей, обладающих необходимыми навыками, повторяется до тех пор, пока моделирующему не удается самостоятельно достичь желаемого результата (в этом случае используется преимущественно вторая позиция). Вторую фазу моделирования составляет «эксплицитное» определение характеристик и паттернов, наиболее значимых для достижения этих результатов. Заключительная фаза моделирования подразумевает планирование приемов и средств, с помощью которых эти паттерны и характеристики можно наилучшим образом передать другим. Стратегии моделирования применяются прежде всего во время «эксплицитной» фазы моделирования, чтобы облегчить планирование средств передачи.

Стратегии моделирования задействуют как индуктивные, так и дедуктивные процессы. Индуктивными процессами называются те, с помощью которых мы воспринимаем паттерны окружающего мира. Посредством дедуктивных процессов мы описываем наше восприятие и действуем на его основе. Например, способность понимать язык отличается от способности говорить на нем. В моделировании разница между индуктивными и дедуктивными стратегиями связана с различиями между фазой «понимания», или сбора информации, и фазой применения всего процесса в целом.

В то время как все процессы моделирования в НЛП обладают определенным сходством, одни стратегии моделирования могут оказаться более продуктивными или полезными, чем другие, в зависимости от типа моделируемой способности или деятельности, уровня сложности данной способности или деятельности, а также стадии процесса моделирования. Ниже приводится краткое изложение основных стратегий моделирования, используемых для выявления, организации и применения значимых паттернов отдельного человека или группы людей, обладающих тем или иным навыком успешной деятельности.

Стратегии микромоделирования

Стратегии микромоделирования подразумевают моделирование отдельных элементов того или иного навыка (т. е. простой поведенческой, простой когнитивной или простой лингвистической способности, например, навыка представления информации) (рис. 31). 1. Определите навык, который вас интересует.

2. Попросите моделируемого человека продемонстрировать этот навык в специфическом контексте.

3. Выявите его ТОТЕ относительно использования данного навыка в данном контексте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться