Роберт Дилтс "Моделирование с помощью НЛП"

Рис. 68. Эффективная психогеография для «фантазирования» или мозгового штурма

Психогеография, в которой члены группы сидят бок о бок на одной линии, как жюри, и рассматривают ту или иную идею или цель, более эффективна для критики или оценивания (рис. 70). Близость друг к другу предполагает, что все они -члены одной группы. Однако каждый будет в большей степени склонен выступать со своей точки зрения, не сверяясь с реакцией других членов группы.

Продукт идея

Группа

Рис. 69. Эффективная психогеография для «осознания» или планирования

Продукт идея

Группа

Рис. 70. Эффективная психогеография для критики и оценивания

Практическое применение и средства

Ниже приводятся упражнения, позволяющие потренироваться в применении некоторых когнитивных, интерактивных и лингвистических навыков лидерства в контексте обучения на рабочем месте. Упражнения включают в себя подготовку к решению сложных ситуаций с участием «значимых других», использование нескольких позиций восприятия и представлений о психогеографии, а также различные аспекты матрицы коммуникации, позволяющие заранее научиться реагировать наиболее уместным и конгруэнтным образом.

Задача данных упражнений — развить в себе навыки, необходимые для формирования более глобальной карты ситуаций, требующих лидерства, а также научиться «думать заранее», более оперативно и эффективно.

Метакарта

Метакарта была изобретена автором в конце 1980-х гг. как средство составления карт и эффективного вмешательства в сложные взаимодействия, ситуации и взаимоотношения. Метакарта является продолжением техники метазеркала (Дилтс, 1990, 1992), которая была сформулирована автором в результате применения понятия «позиции восприятия» (DeLozier & Grinder, 1987) к межличностной коммуникации. Помимо «позиций восприятия» метакарта включает в себя использование «психогеографии», «характерологических прилагательных», «системного мышления» и различных аспектов «матрицы коммуникации».

Задача метакарты — помочь человеку идентифицировать и менять характеристики петель коммуникации, которые порождают или поддерживают проблемное взаимодействие. Нередко, испытывая трудности в коммуникации с окружающими, мы оказываемся в плену собственной точки зрения. Создание метакарты начинается с признания этой позиции, однако затем это открывает для нас возможность увидеть взаимодействие с других точек зрения. В дополнение к идентификации «невидимого» (т. е. внутреннего и нефизического) влияния на ситуацию метакарта позволяет увидеть и модифицировать некоторые из способов, которыми мы сами создаем себе трудности.

В число основных этапов создания метакарты входят: а) определение трудной или неоднозначной ситуации в общении, б) создание карты динамики между человеком, его партнером по взаимодействию и внутренним наблюдателем, в) принятие точки зрения другого человека и рассмотрение ситуации с этого ракурса, г) установление «метапозиции», из которой можно исследовать как психические, так и физические паттерны взаимодействия, которые могут вносить свой вклад в проблему, и д) исследование возможных изменений коммуникации, установки или допущений, которые могли бы сделать взаимодействие более комфортабельным и продуктивным.

Метакарта — это не только полезная стратегия для обдумывания или подготовки к трудному собранию или взаимодействию; ее можно использовать и как технику обучения или консультирования. Существует несколько вариантов метакарты, которые применяются в зависимости от конкретной ситуации. Ниже приводится способ применения метакарты к одной сложной ситуации, возникшей при коммуникации.

Составление метакарты лидерства

Один из наиболее интригующих аспектов этой части исследования выявился во время проведения трехфазовых ролевых игр, точнее, в те моменты, когда исполнители роли «руководителя» ждали за дверью, а их «сотрудники» разыгрывали вторую часть сюжета. «Руководители» знали, что им предстоит вернуться в сложную, в значительной степени непредсказуемую интерактивную ситуацию. После игры их спросили о том, как они психологически готовились к предстоящим трудностям. Чаще всего ответ был таким: «Я думал о людях, находящихся в этой ситуации, и представлял себе те возможные действия с их стороны, которые могут вызвать проблемы. Затем я смотрел на себя и пытался понять, что я могу сделать в ответ и устраивает ли меня результат моих действий. Кроме того, я пытался увидеть ситуацию глазами второго человека и получить представление о тех мотивах, которые могли стоять за его действиями. Затем я рассматривал ситуацию с точки зрения компании, чтобы понять, как лучше всего поступить в данной ситуации. Проделав эту «домашнюю работу», я задумывался о внутреннем состоянии, в котором хотел бы оказаться и которое позволило бы мне реагировать творчески и наиболее уместным образом. Я понимал, что, если окажусь в неподходящем внутреннем состоянии, то не смогу правильно отреагировать, что бы ни происходило; однако хорошее состояние гарантирует мне вдохновение даже в том случае, если случится что-либо непредвиденное. »

Ниже приводится один из вариантов метакарты, основанной на стратегиях успешных руководителей, который можно использовать как стратегию для обдумывания или планирования сложной ситуации лидерства.

Для каждого из значимых людей (или ролей) во взаимодействии постройте карту проблемного пространства и пространства решения, выполнив следующие шаги (рис. 71):

А. Определите проблемное пространство.

1. Представьте себе, что человек находится в данный момент перед вами, общается с вами. Представьте себе возможные варианты поведения, которые могут вызвать проблемы.

2. Займите позицию наблюдателя по отношению к взаимодействию, воспринимая его как бы с точки зрения кого-то вне ваших отношений («позиция компании»). Вообразите ваше собственное поведение как реакцию на другого человека и оцените внутреннее состояние и статус (т. е. «недовольный босс» и «нервничающий сотрудник»).

А. Являются ли взаимоотношения симметричными, комплементарными или реципрокными?

Б. Каковы состояние или установка другого человека и ваши собственные по отношению к другому человеку? Наблюдается ли поляризация? Они находятся на одном уровне? Совпадают?

Рис. 71. Создание метакарты подразумевает проверку собственной личностной и профессиональной конгруэнтности

В. Является ли данная система стабильной, расширяющейся или сужающейся? Действительно ли ваши действия подкрепляют или стимулируют поведение другого человека в системе?

3. Теперь сделайте шаг в сторону и посмотрите, как вы относитесь к себе в данном взаимодействии. К какому результату вы стремитесь? Существует ли конгруэнтность между вами как «профессионалом» и вами как «личностью»?

А. Как ваша внутренняя конгруэнтность (или отсутствие конгруэнтности) влияет на систему коммуникации в целом? Если вы измените реакцию на самого себя, скажется ли это на взаимодействии?

Б. Если вы не конгруэнтны, что необходимо для того, чтобы сбалансировать вашу личностную и профессиональную идентификацию?

4. Теперь встаньте на место своего партнера — представьте себе, что находитесь «в его шкуре» (рис. 72). Как вы оцениваете собственное поведение с этой точки зрения?

А. Существует ли какое-либо внешнее, не связанное с физической сферой взаимодействия, влияние на этого человека, которое вы отметили и хотели бы отразить на карте?

Б. Если бы вы разделяли мировоззрение данного человека, какими бы были ваши намерения в данном взаимодействии?

5. Вернитесь в позицию наблюдателя и подумайте, что могло бы оказаться причиной, если считать проблемное поведение в данном взаимодействии всего лишь симптомом?

А. Отделите сообщения от метасообщений в коммуникации. Совпадают ли полученные сообщения с подразумеваемыми? Если нет, то какие сообщения действительно получены?

Б. Отметьте, на каких логических уровнях (поведение, способности, убеждения, идентификация) проявляется разница в реакциях.

Рис. 72. Метакарта определяет максимально возможную часть проблемного пространства взаимодействия

В. Какие стили мышления применяются в данной ситуации («мечтатель», «реалист», «критик»)?

Г. Как ваше физическое расположение (психогеография) влияет на интерпретацию коммуникации?

Д. В какой части системы наблюдается неопределенность? Идентификация? Роль? Политика? Ценности? Методы? Способы? Цели? Контекст?

В. Максимальное расширьте свое пространство решений.

1. Если применить к проблемному пространству критерии лидерства, какой долговременный результат данного взаимодействия наиболее уместен, с точки зрения компании?

Убеждение

Ответственность

Конкретность

Коммуникация

Последовательность

— Увеличивать скорость мышления, т. е. способность творчески мыслить и находить решения в более быстром темпе, чем это делают окружающие. Сюда входит также способность убедить людей принять эту скорость, чтобы они с готовностью проверяли найденные решения на практике.

— Упрощать ситуации. Составление более глобальной карты и увеличение скорости мышления подразумевает способность к упрощению.

- Способствовать тому, чтобы каждый сотрудник чувствовал собственную значимость, релевантность, профессиональный рост и факт существования в целом, т. е. уметь ценить сотрудников и давать им понять, что ты их ценишь.

— Придерживаться убеждений: есть разница между тем, когда люди «продают» идеи или формы поведения, и ситуациями, когда они действительно «верят» в эти идеи.

— «Удовлетворять потребности. » Люди обладают различными потребностями: профессиональными, ситуативными, индивидуальными. «Для того чтобы постоянно достигать успеха, люди должны что-то получать взамен. » Лидерство подразумевает осознание эволюции потребностей отдельного человека. «Если ты хочешь гарантировать долговременное сотрудничество, ты должен вложить что-то в это сотрудничество. »

- Осознавать взаимоотношения с вашим собственным начальником и регулировать их.

Эти способности можно свести к следующим «Семи принципам руководителя»:

1) убежденность;

2) ответственность;

3) ясность;

4) коммуникация;

5) последовательность;

6) конгруэнтность;

7) креативность.

Основные позиции восприятия в коммуникации и взаимоотношениях

Многие из менеджеров, принимавших участие в исследовании, упомянули, что для руководителя важно понимать качества своих сотрудников, а для этого необходимо так или иначе попытаться встать на их точку зрения, или «пространство ощущений». Часть лидеров отметила также, что «невозможно руководить человеком, которого ты не понимаешь. Можно командовать им, принуждать, подкупать, льстить, давить на него, но нельзя руководить — до тех пор, пока ты не поймешь, что это за человек».

Один из основных способов понять человека в ходе взаимодействия — «попытаться встать на его место». Это позволяет сдвинуть свою «позицию восприятия» по отношению к ситуации.

Разумеется, на наше восприятие ситуации и переживаний сильнейшим образом влияет занимаемая нами точка зрения или перспектива. Помимо «пребывания в шкуре другого человека» существует несколько других основных «позиций восприятия», с которых можно рассматривать взаимодействие. Позиции восприятия связаны с основными точками зрения, которые может занять человек по отношению к себе и другому человеку:

1-я позиция: Ассоциация с собственной точкой зрения, убеждениями и допущениями, взгляд на внешний мир собственными глазами — позиция «я».

2-я позиция: Ассоциация с точкой зрения другого человека, его убеждениями и допущениями, взгляд на внешний мир его глазами — позиция «ты».

3-я позиция: Ассоциация с точкой зрения, находящейся вне ваших взаимоотношений, — позиция «они».

4-я позиция: Ассоциация с перспективой всей системы — позиция «мы». Один из руководителей описал ее как «мысленное видение системы».

Как видно из приведенных описаний, позиции восприятия характеризуются и выражаются ключевыми словами — «я», «ты», «они», «мы». В каком-то смысле эти ключевые слова представляют собой своего рода метасообщение, помогающее нам распознавать и направлять позиции восприятия, которые занимают люди в ходе взаимодействия. К примеру, если человек часто употребляет слово «я», вероятность того, что он говорит из первой позиции, выше, чем если бы он использовал слово «мы», говоря об идеях или предложениях. Искусное применение языковых сигналов может подтолкнуть человека, «застрявшего» на одной точке зрения, к изменению позиции восприятия.

Например, представим себе члена рабочей группы, который излишне критичен по отношению к идее или плану и говорит нечто вроде: «Я не думаю, что из этого что-нибудь выйдет», что свидетельствует об устойчивой первой позиции. Руководитель может вербально «подвести» этого сотрудника к более «системной» позиции следующей фразой: «Я понимаю, что у вас есть серьезные сомнения относительно данного плана. Что, по-вашему, мы могли бы сделать, чтобы план сработал?»

Направляя человека в позицию наблюдателя, руководитель может предложить: «Представьте себе, что вы — консультант данной группы. Что вы можете предложить для того, чтобы повысить эффективность нашей работы?» Поощряя переход «критика» во вторую позицию, следует сказать: «Поставьте себя на мое место (или на место одного из членов группы) на минутку. Как, на ваш взгляд, я отреагировал бы на ваше беспокойство?»

Разумеется, одним из наиболее важных навыков коммуникации и отношений, который руководитель способен развить в себе, является способность переключать точки зрения и занимать разные позиции в той или иной ситуации.

Психогеография

Психогеография относится к тому влиянию, которое оказывают микрогеографическое устройство и взаимоотношения на психологические процессы и межличностные взаимодействия людей. Термин «психогеография» заимствован из области психодрамы и работ Д ж. Морено. Автор ввел этот термин в НЛП в середине 1980-х гг. как элемент своей работы, включавшей использование пространственной классификации в техниках НЛП.

«Психогеография» связана с тем фактом, что «географические» отношения между членами какой-либо группы оказывают важное невербальное воздействие на процессы и взаимодействия внутри группы. Пространственные отношения и ориентация между людьми влияют на взаимодействие членов группы как физически, так и символически. Психогеография создает своего рода «сеть» отношений между людьми, определяя тип и качество взаимодействия.

Представьте себе простейший случай взаимодействия между двумя людьми (рис. 65). Если они стоят лицом к лицу на близком расстоянии, их психогеография создает и поддерживает непосредственное и настолько же интенсивное взаимодействие между ними (позитивное или негативное). Если эти двое отойдут чуть дальше друг от друга, интенсивность взаимодействия, скорее всего, уменьшится. Если они стоят «бок о . бок», вероятнее всего, общая природа их взаимоотношений и взаимодействия слегка изменится: они будут больше напоминать партнеров или членов одной команды, сконцентрированных на общем направлении или задаче, а не друг на друге. Если человек стоит слегка позади и сбоку от другого человека, он почти наверняка возьмет на себя роль его помощника или наставника.

Рис. 65. Психогеография влияет и выражает качество взаимоотношений и взаимодействия между людьми

Рис. 66. Психогеография группы отражает отношения и взаимодействия ее членов друг с другом

Те же типы «сетей» наблюдаются в поведении больших групп и оказывают на него влияние. Рассмотрим представленное на рис. 66 сочетание, или «сеть». Психогеография различных индивидов позволяет сделать множество выводов относительно качества взаимодействия и взаимоотношений между ними.

Очевидно, что А, Б и В составляют одну групп}', Г и Д — другую, а Е выступает скорее в роли наблюдателя. Внимание всех членов группы, однако, сконцентрировано на Д. Представляется, что Д играет роль руководителя, а Г — роль его помощника. А, Б и В, скорее всего, равны по статусу.

Обратите внимание на различия между предыдущим расположением людей и следующей картинкой, в которой Г занял другое место (рис. 67).

Рис. 67. Различные психогеографии отражают и подкрепляют различные взаимодействия и взаимоотношения

В этой ситуации все участники представляют собой одну группу под руководством Д. Внимание Г, однако, привлечено чем-то, отличным от Д.

Психогеография имеет огромное значение для лидерства и групповой динамики. Определенное размещение собравшихся в комнате для совещаний, в частности, является «метасообщением» о том, в каком взаимодействии им предстоит участвовать. Например, если люди сидят по кругу, как бы за круглым столом, это способствует иному типу обратной связи и взаимодействий, чем размещение за прямоугольным столом или по принципу «театрального зала». Круглый стол символизирует также определенные взаимоотношения между членами группы. К примеру, если человек входит в комнату, в центре которой установлена доска, а перед ней «амфитеатром» расставлены стулья, вошедший скорее всего воспримет этот контекст как «доклад» и займет место пассивного слушателя. Если же в комнате несколько стульев расставлены на манер «круглого стола», вновь прибывший сможет интерпретировать контекст как «дискуссию» и будет готов принять в ней активное участие.

Круговая психогеография заставляет людей сконцентрироваться на межличностных взаимоотношениях и уделять внимание в равной степени всем членам группы, подразумевая их равный статус. С другой стороны, размещение за прямоугольным столом создает ощущение иерархии. Как правило, внимание направлено на «место хозяина», и человек, сидящий «во главе», обычно обладает самым высоким статусом; за ним следует сидящий по правую руку от него, затем — сидящий по левую руку.

Размещение полукругом подразумевает концентрацию внимания членов группы на том, что находится перед этим полукругом. Это расположение подразумевает равенство статуса всех сидящих, которые стремятся предпринять какие-то действия или достичь консенсуса относительно того, что находится в центре их внимания. Группа, сидящая бок о бок на прямой линии, также подразумевает общий центр внимания, однако существенно сокращает взаимодействие между членами группы. Они могут действовать, но не «взаимодействовать» как группа.

Различные психогеографии могут быть построены и использованы для стимуляции различных типов групповых процессов. К примеру, круг является эффективной психогеографией для «фантазирования» или мозгового штурма, поскольку он усиливает взаимодействие между членами группы (рис. 68). Круг подразумевает, что все члены, а значит, все идеи, обладают одинаковой ценностью, и люди могут легко перескакивать с идеи на идею, отбрасывать одни, дополнять другие, не слишком сосредоточивая внимание на каком-то одном человеке или идее.

Полукруг является более эффективной психогеографией для «осознания» или планирования того, как следует достигать определенной цели или мечты (рис. 69). В полукруге люди по-прежнему будут воспринимать друг друга как равных, но их внимание будет в большей степени направлено на определенный объект. Идея или план становится не связанной с каким-либо членом группы и является общим центром внимания для всей группы. Важно, что группа в большей степени сосредоточивается на задании, чем на внутренних взаимоотношениях, и что ее члены движутся по направлению к консенсусу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться