Плигин Андрей "Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха"

Я вновь ассоциировался в ситуацию и продолжал думать о том, как можно изменить сложившееся положение. Дождавшись паузы, я предложил своим коллегам разойтись по аудитории. Поскольку команда наша была очень слаженной, между нами давно были выработаны определённые невербальные символы для общения. Благодаря этому я буквально несколькими жестами показал своим коллегам, как нужно распределиться по аудитории, и они, подхватив моё предложение, в считанные секунды заняли места в разных углах зала.

Удивительно, я даже не ожидал, что так скоро сработает моя идея. Абсолютно все оторвались от своих газет, стали оборачиваться и наблюдать за тем, что происходит. Мы также легко, разве что ещё немного громче (нам нужно было сделать так, чтобы наши голоса сообщались), продолжали вести семинар. Увеличив скорость, мы говорили перекрёстно на четыре голоса из разных углов. Сидящие в аудитории были удивлены, вероятно, даже смущены, но всё-таки с интересом вслушивались в то, о чём шла речь. Настроение слушателей понемногу начало меняться в зависимости от того, какие истории мы рассказывали, какие шутки использовали, какие замечательные примеры приводили. И буквально через

29

пять минут после предложенного мною трюка вся аудитория была поглощена тем, что мы рассказывали. Семинар прошёл удачно, нас провожали бурными аплодисментами, говорили, что это был редкий случай, когда удалось узнать что-то новое, благодарили нас, приглашали выступать в свои учебные заведения. И огромное количество психологов решили прийти к нам в центр, чтобы получить системное образование в области НЛП.

Для нас это выступление тоже стало ярким событием, потому что такой маленький приём, который я придумал, диссоциировавшись, смог изменить всю ситуацию на семинаре. Потом мы долго обсуждали, почему так произошло. Нам было понятно, что мы смогли достичь успеха, только выйдя за рамки той системы, в которой сами находились. Кстати, ещё один замечательный принцип НЛП: если вы хотите изменить систему, нельзя оставаться включённым в неё, нужно выйти за её пределы. Примерно так произошло и у нас: с помощью диссоциации мы смогли посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны и предложить какой-нибудь интересный выход. Также у нас появилась ещё одна мысль: мы не только сами диссоциировались, но и заставили посмотреть на происходящее со стороны аудиторию. Например, представьте себе, что вы сидите в зале, а за вашей спиной постоянно разговаривают. Вы каким-то образом стараетесь представить себе говорящих или, наоборот, всё-таки оборачиваетесь, но всё равно мысленно видите выступающего на сцене. Таким образом, получалась довольно интересная петля диссоциаций: сначала мы отстранились сами, а потом диссоциировали аудиторию. Вот именно так, с помощью простого механизма НЛП, мы изменили ритм и течение нашего семинара.

После истории про диссоциацию логично было бы рассказать о том, как в своей жизни я использую ассоциацию. Для того чтобы написать эту книгу, мне часто при-

30

Сделайте так, чтобы вас посетила муза

ходилось переключаться из одной ситуации в другую. Поскольку я веду семинары, являюсь руководителем, иногда в день встречаю примерно по тридцать человек, которые приходят ко мне со своими проблемами, я вынужден постоянно включаться в новые обстоятельства. Для этого необходимо по-настоящему настроиться на того, с кем происходит общение. В таких случаях я использую полезные приёмы. Обычно пытаюсь диссоциироваться оттого события, которое было раньше, посмотреть на него со стороны, одобрить произошедшее, и только потом возвращаюсь в свой собственный образ и начинаю смотреть в будущее, готовиться к предстоящему общению с человеком, только что пришедшим ко мне. Благодаря чему к этому моменту я уже полностью настроен на того, с кем вступаю в контакт, и веду себя таким образом, что сейчас кроме этого собеседника для меня никого не существует.

Когда я пишу книгу, мне бывает сложно вернуться в прошлое и точно вспомнить события, происходившие несколько лет назад. Поэтому я стараюсь полностью включиться в ситуацию, возникшую в моей памяти, и пережить её ещё раз. Это очень помогает вернуться в опыт, ощутить себя в том времени и хорошо ассоциироваться. Такое качество бывает особенно нужно, когда в жизни происходит что-то экстремальное.

Например, представьте себе такую ситуацию: вы находитесь в метро, народу настолько много, что невозможно даже повернуться, и так шумно, что еле слышен свой собственный голос. Ваш партнёр стоит недалеко от вас, и вам нужно сказать ему что-то очень важное, но вокруг такое количество голосов и стоит такой гул, что он вас вряд ли услышит. А ведь на следующей остановке ему придётся выйти... В подобных ситуациях, если нахожусь на месте того человека, который хочет что-то сказать, я создаю себе так называемый «тоннельный эффект». То есть смотрю

31

на человека (неважно, на каком расстоянии он находится) и кроме него, стараюсь не видеть никого. Я зрительно выстраиваю коридор, стараясь затемнить то, что находится снаружи. И мой взгляд, как прожектор, направлен только на того, к кому я должен обратиться. В этот момент происходит удивительный эффект: я перестаю воспринимать внешний шум и слышу только его голос. То же самое получается, если я настраиваюсь на ритм, тембр его голоса или другие, характерные только моему партнёру аудиальные характеристики.

Кстати, «тоннельный эффект» — это стратегия поведения, которая была замечена мной у брокеров на бирже, когда им очень часто нужно бывает передать какую-либо информацию друг другу, но это сложно сделать, так как вокруг слишком громко «общаются». Исходя из этого мне и пришла идея о том, что с помощью механизма ассоциации можно легко настроиться на нужного тебе человека и таким образом быстро передавать информацию. После этого я стал использовать на семинарах упражнение, называющееся «телефонный узел», где люди, имитируя эффект внешнего шума, должны о чём-нибудь договориться. Несколько раз проделав его, люди встраивают стратегию и эффективно могут передавать информацию.

Вернёмся к началу главы. Вспомните, как вы готовились к экзаменам. Наверняка, если в тот момент находились в каком-нибудь шумном коридоре, то хотя бы на некоторое время у вас возникало ощущение, что вы одни и вокруг никого нет. Вы не слышите посторонний шум и абсолютно выключаетесь, сосредотачиваясь только на том событии, ради которого здесь находитесь.

Безусловно, мы бессознательно, естественно можем добиваться таких эффектов. Я же, занимаясь НЛП, научился пользоваться этим осознанно, в связи с чем эффективность моих действий возросла в несколько раз. Если вы хотите выйти с достоинством из какой-нибудь

32

Сделайте так, чтобы вас посетила муза

ссоры или скандала, или из ситуации, когда вы чего-то боитесь, то лучше всего диссоциироваться: увидеть себя со стороны, дать самому себе совет и перестать испытывать негативные эмоции, обуревающие вас в такие моменты. И наоборот, если вы хотите создать что-нибудь из области искусства, поучаствовать в творческом проекте, то, скорее всего, нужно сделать что-нибудь подобное «тоннельному эффекту». Оказаться вне времени и пространства, в данный момент, в «сейчас» и только с теми людьми, с которыми вы находитесь, полностью включиться в ту цель, которую необходимо достичь, в те задачи, что перед вами стоят, в тот результат, который вам предстоит получить.

В этом размышлении я призываю замечать, когда вы используете ассоциацию, а когда диссоциацию, и обращать внимание на то, после какого именно механизма получаете максимальный эффект.

Секрет доверия

Секрет доверия

Человек отличается тем, что он — существо социальное. Все мы знаем, насколько важно общение в нашей жизни и что необходимо уметь быстро находить общий язык с собеседником. Некоторые люди говорят, что не могут научиться общаться так непринуждённо, как бы хотелось, многие жалуются на то, что не умеют поддерживать беседу, и не потому, что не знают, что говорить, а потому, что их, скажем, не воспринимают. Так вот, «Раппорт» — это как раз та тема, которая приоткрывает занавес тайны общения.

Мы часто думаем, что общение — это только слова, которые один человек говорит другому. С одной стороны, это, конечно же, правда. Мы обожаем рассказывать разные истории, задавать друг другу огромное количество вопросов, каждый раз пытаемся быть соучастниками тех событий, о которых поведал нам человек, таким образом как бы проживая вместе с ним его собственный опыт, и сами любим делиться своими эмоциями, идеями, описывая, что происходит с нами. Именно так мы показываем, что определённые люди имеют для нас особую значимость, и так происходит обмен мнениями.

Но также существует ещё одна сторона общения, которая скрыта от нашего сознания и которую мы редко замечаем, — это невербальные коммуникации. НЛП как научное и прикладное направление родилось из наблюдений за выдающимися людьми и прежде всего за коммуникаторами в различных областях: психологии, психотерапии, семейном консультировании, бизнесе и политике. Исследователи НЛП, записывая на видеоплёнку различные ва-

35

рианты коммуникаций, например сеанс психотерапии, переговоры в политике или бизнесе, заключение сделки во время продаж, — наблюдали за поведением людей, участвующих в подобном общении. И было обнаружено множество удивительных особенностей. В тот момент, когда происходит общение между людьми, которые доверяют друг другу, их поведение становится похожим, они находятся как бы в едином ритме. Слово «ритм» здесь употребляется как в прямом смысле, так и в переносном. Мы часто используем его в качестве эпитета: ритм нашей жизни, ритм событий, ритм времени. Наверное, это неспроста, потому что каждый из нас в действительности обладает ритмом общения. Например, люди могут сидеть и разговаривать, покачивая в такт ногами или слегка кивая головами. Часто они не замечают, что их движения синхронны. На Руси бурлаки, когда тянули баржу, приговаривали: «Эх, ухнем...» И в этот момент они изо всех сил напрягались, а, выдыхая, издавали вместе характерный крик. Такая совместная подстройка поведения помогала бурлакам действовать результативнее. Этот эффект постоянно присутствует в нашем общении. В любой ситуации: когда мы делаем покупки, ведём переговоры, даже в быту, когда о чём-то договариваемся, — мы принимаем решение только в том случае, если у нас есть определённый кредит доверия со стороны того человека, с которым мы общаемся, если мы ему доверяем.

«Он умеет говорить со всеми...» «Он может с любым договориться...»

Такие фразы мы можем услышать в адрес человека, который действительно умеет общаться. И это редкое качество, настоящее искусство. НЛП, с момента своего возникновения, решило моделировать это искусство, замечая те тонкие элементы, из которых состоит общение.

36

Секрет доверия

Если вы посмотрите на коммуникацию в целом, то заметите, что в ней очень велика невербальная составляющая: мимика, жесты, позы, дыхание во время беседы. Например, если возникают какие-либо коммуникативные сложности, то человек задерживает дыхание, меняется его мимика. Если же вас переполняет радость, то дыхание становится лёгким, поверхностным. Когда вы чувствуете себя неважно, то дышите прерывисто. Если же испытываете душевный подъём, то, скорее всего, вы краснеете, и это также может наблюдаться, может быть, даже с большей интенсивностью, если вы ассоциируетесь с чем-то негативным.

В большинстве случаев человек бессознательно понимает значение невербальных коммуникаций, потому что в течение жизни встречается с множеством людей, не похожих на него. Ведь уже в первые годы жизни ребёнок понимает: довольна мама или нет, радуется или сердится отец, — понимает это без слов, ещё до того, как его пожалеют, похвалят или поругают. Когда дети становятся взрослыми и начинают увлекаться содержанием речи, то забывают, что существует такая важная вещь, как «танец» общения, когда всё понятно уже до того, как будут сказаны слова.

Психологи, изучающие коммуникативные процессы, подсчитали, какое количество невербальных сообщений оказывает на нас влияние. И выяснилось, что 82 процента информации — это невербальные коммуникации, и только оставшиеся 18 процентов поступают посредством речи.

Наверное, когда вы совершаете какую-нибудь сделку, то убедитесь и окончательно примите решение только в том случае, если вы доверяете. НЛП учит людей определённой калибровке, то есть тончайшему различению сигналов согласия или несогласия. И очень важно научиться определять, с какой фазы общения установилось настоящее доверие, то есть раппорт. Безусловно, как

37

и всё в НЛП, это приобретает особый смысл, особую значимость тем более, если вы хотите сознательно этим пользоваться и качественно улучшить свои коммуникативные возможности.

Я думаю, что особенно важно уметь устанавливать раппорт в сфере бизнеса. Представьте, что вы первый раз пришли на переговоры. Люди в такой ситуации обычно начинают делать множество ошибок. Например, рассказывают что-то о себе, а выясняется, что собеседника это абсолютно не интересует, или сразу излагают свою идею, не подумав, что он ещё, может быть, к этому не готов, или буквально в первые пять минут умудряются найти повод, чтобы поспорить. Подумайте, хотели бы вы, встретившись с незнакомым человеком, сразу же вступить с ним в дискуссию или услышать рассказ о его жизни. Вряд ли это будет рационально и понравится вам, хотя, конечно, всё будет зависеть от того, как это будет сделано. Если ваша беседа примет философское направление, может быть, это и доставит удовольствие кому-нибудь, но наверняка немногим, для кого подобные разговоры представляют интерес с профессиональной точки зрения.

Вспомните случай своего самого эффективного общения: успешно проведённые переговоры, жизненно важный разговор и т. д. Обратите внимание на динамику ваших взаимоотношений с партнёром: с какого момента голоса стали одинаковой громкости, когда установился единый ритм речи, как изменялось ваше местоположение. Если вы совершили этот внутренний просмотр, то обязательно заметите, что наступает фаза, когда вы прямо или перекрёстно «совпадаете». То есть, соответственно, практически точно копируете движения своего партнёра или частично их воспроизводите. Например, поддакиваете, когда ваш собеседник кивает головой. Так происходит всякий раз, когда вы входите в фазу установления контакта. Тогда смело можно говорить о том, что

38

Секрет доверия

между вами существует определённая степень доверия, то есть вы достигли раппорта.

Бывает, что человек не может настроиться на ваш стиль общения. А вы, скажем, приходите устраиваться на работу, и перед вами было уже человек десять. Тот, кто решает, кого из кандидатов выбрать, тоже находится в состоянии растерянности, так как он пытался настроиться на манеру общения то одного, то другого желающего получить место. Так вот, вы входите в кабинет и начинаете рассказывать о себе. Вашему собеседнику по большому счёту неинтересно, что вы говорите, так как кого-нибудь он всё равно возьмёт на работу — вас или одного из десяти предыдущих претендентов. Если же вы будете вести себя иначе: замечать, в каком настроении находится человек, проводящий собеседование, слегка подстраиваться под его ритм речи, тон голоса, то у вас появляется шанс заинтересовать его. А ещё лучше, если попробуете использовать даже самые простейшие классические приёмы коммуникаций. Например, технику «Эхо», которая заключается в том, что изредка вы повторяете ключевые, значимые слова, как бы выделяя определённые смысловые моменты вашего разговора. Допустим, человек говорит: «Самое важное, чтобы вы работали эффективно...» С этим вполне приемлемо согласиться: «Да, действительно, важно работать эффективно...» Если это делается с определёнными интервалами, размеренно, то такие повторения только придают гладкость коммуникации. Что же происходит? Тот, кто сидит напротив вас, слышит свои собственные слова, а ведь для каждого из нас лучший собеседник в этом мире — он сам. Подобная техника задавания вопросов в классическом ораторском искусстве называется «Парафраз». В НЛП и техника «Эхо», и «Парафраз» являются наиболее наглядными случаями вербального отзерка-ливания. Мы предлагаем в хорошем смысле слова этим

39

пользоваться, чтобы с лёгкостью миновать этап недоверия и перейти к настоящему взаимопониманию.

Как раз недавно я проводил бизнес-семинар, в ходе которого ко мне подошла девушка и сказала примерно следующее: «Знаете, я опоздала на семинар на два дня и не слышала ваших вводных объяснений. А сейчас выполняю задания, которые мне не очень понятны. Мне кажется, что всё происходящее не совсем убедительно. Я не уверена, что те упражнения, которые делает группа, как-то способны помочь нам повысить уровень продаж». (А этот семинар проходил в одной из торговых компаний.)

Я встал к ней немного под углом, а не напротив, чтобы самым лучшим образом использовать позы и пространство, улыбнулся и применил техники «Эхо» и «Парафраз»: «Вы опоздали на мой семинар...» Девушка ответила: «Да, да, я опоздала на два дня». Заметьте, что эта техника побудила человека сказать мне несколько раз слово «да». Таким образом, я смог ввести её в состояние, благоприятное для согласия. Я продолжал: «Правильно ли я понимаю, что то, чем занимается группа, вам не кажется убедительным?» Она сразу же призналась: «Да, я вообще не могу в чём-либо участвовать, если для меня это не является убедительным или авторитетным, пока сама этого не решу». Я выделил два ключевых фрагмента из её ответа: «неубедительно» и «пока сама не решу». То есть человек мне прямо сказал, что сам принимает решения. Поэтому, если я дам ей совет, то есть скажу, как нужно поступить (обычно так я говорю людям, которые редко употребляют «я», что указывает на их способ принятия решений), то не добьюсь желаемого результата.

Тогда я спросил: «Я с удовольствием расскажу вам всё, что вы хотите, но прежде мне хотелось бы узнать, каким образом вы обычно убеждаетесь, и что может по-настоящему убедить вас в подобной ситуации?» Девушка глубоко задумалась (кстати, заметьте, опять я использо-

Секрет доверия

вал её ключевые слова) и ответила: «Вот если бы вы мне сказали, что эти методы были разработаны какими-нибудь научными сотрудниками, что кто-то, используя их, уже получил высокие результаты, то, возможно, это меня смогло бы убедить». Опять-таки, используя её способ принятия решений, я сказал: «Не знаю, насколько вас это убедит, но в начале семинара я говорил, что НЛП разработали в Америке. Это люди, имеющие университетское образование. Один из них, Ричард Бэндлер, — автор книги об НЛП, которая разошлась большим тиражом и пользовалась популярностью. Не знаю, насколько авторство книги является для вас авторитетным. Другой, Джон Гриндер, был доктором лингвистики и занимался процессами коммуникации, проводил системные наблюдения в этой области и как раз придумал те упражнения, которыми вы сейчас и занимаетесь. Что же касается использования кем-либо наших методов и получения результата, то этот семинар для нас примерно трёхсотый. Мы преподавали в огромном количестве компаний, которые после первого проведённого тренинга обращались к нам не один раз. Как вы думаете: это свидетельство того, что наши семинары были признаны практически полезными и дали определённый результат?»

После моего краткого рассказа я заметил, что выражение лица девушки стало более серьёзным, удовлетворённым, но вместе с тем всё-таки проскальзывала какая-то доля сомнения, хотя во время моего рассказа весь её внешний вид свидетельствовал о согласии и об установлении раппорта. Я спросил, не хочет ли она услышать что-нибудь ещё? И девушка ответила, что почти убедилась, хотя редко это происходит с первого раза, но всё же ей нужно, чтобы кто-то ещё из авторитетных людей сказал, что наши занятия являются эффективными. Из группы она выбрала несколько человек, которых считала таковыми. Я попросил её посмотреть на них со сто-

41

роны и спросил: «Как вы думаете, насколько серьёзно они делают упражнение, насколько они увлечены? После двух дней восьмичасового тренинга стали бы они в свободное от работы время заниматься всякой чепухой?» Девушка, находясь в некотором недоумении, ответила мне, даже немного волнуясь: «Да, вы знаете, это, наверное, для меня и есть самый веский аргумент. Потому что когда я обратила внимание на то, как серьёзно они делают те упражнения, которые мне показались легкомысленными, то поняла, что и мне стоит попробовать и решить, насколько это обстоятельно». После семинара она подошла ко мне, поблагодарила и сказала, что всё прошло замечательно и ей как-то неловко за свои сомнения.

Умение общаться и возможность помочь человеку принять решение стали для меня доступными, только благодаря профессиональному использованию самых элементарных, но мощных навыков калибровки, подстройки, отзеркаливания и тонкого ведения.

Наиболее эффективной техникой для достижения раппорта, которая поддерживает ритм коммуникаций, является совпадение по дыханию. Казалось бы, что может быть общего между общением и дыханием? Но если подумать, то в действительности дыхание играет важнейшую роль в коммуникациях. Выше я уже упоминал о том, как дыхание связано с эмоциональным состоянием человека: радость — лёгкое дыхание, волнение — прерывистое... И если вы научитесь подстраиваться под дыхание вашего собеседника, то сможете переключать его настроение.

Однажды со мной и моим другом произошла довольно интересная история. В кинотеатре «Новороссийск» проходила лекция по галадинамике, которую проводил немецкий профессор Кёрк, один из основателей этого направления. В те времена билеты на подобные выступления распространялись только в узких профессиональных кругах, и мы через друзей и знакомых пытались най-

42

Секрет доверия

хи возможность попасть на эту лекцию. Всё же нам посчастливилось отыскать два билета, но сидеть в зале мы должны были не рядом, а через место. Я и мой друг пришли на лекцию и заняли места, согласно билетам.

Через некоторое время между нами, на свободное место, села довольно симпатичная девушка явно в плохом настроении. Она скрестила ноги, руки и, слегка наклонившись, исподлобья смотрела на всё происходящее в зале. Девушка чуть слышно разговаривала сама с собой, недовольно покачивая головой. Было видно, что она сильно переживала, так как иногда пальцы её касались глаз и тут же становились влажными.

Мы с моим другом переглянулись и, наклонившись, сели точно так же, как и девушка. Подстроившись под её дыхание, мы стали сначала еле слышно, потом чуть громче дышать. Постепенно, краем глаза поглядывая друг на друга, сменили позу и сидели уже, откинувшись на спинку кресла. На наших лицах появились улыбки, и немного позже слышался заразительный негромкий смех. Мы приняли открытую позу: разъединили колени, руки, выпрямились и продолжали более ровно и глубоко дышать и радостно смеяться. Мы заметили, что буквально с опозданием в 30 секунд, всё, что делали мы с другом, повторяла и она. Девушка стала по-другому дышать, её лицо приобрело приятный розовый оттенок, и губы разомкнулись в радостной улыбке. Она попала в поле нашей коммуникации и подстроилась под общий ритм. И всё оставшееся время слушала профессора Кёрка в хорошем настроении и с ослепительной улыбкой на лице.

После этой истории на своих семинарах я прошу людей не только учиться общаться друг с другом, но и уметь разговаривать на языке другого человека. Я не только пытаюсь развить у них поведенческую гибкость, но и призываю их замечать, в каком состоянии находятся люди, вступающие с ними в коммуникацию. Мы ста-

43

раемся показать, как более тонко и заботливо общаться с людьми, пытаемся научить переключать негативные состояния других людей на позитивные, создавая, таким образом, положительные ресурсы и хорошее настроение, и только после этого обсуждаем какие-либо идеи.

В этом смысле можно сказать, что наша коммуникация похожа на замечательный танец. Если вы когда-нибудь занимались профессиональными танцами или наблюдали за танцующей парой, то наверняка видели, что партнёр ведёт партнёршу (так кажется на первый взгляд). Но, приглядевшись, можно обнаружить, что также в роли ведущей оказывается и партнёрша. Танцоры международного класса взаимодействуют так, что невозможно определить, кто из них кого направляет. Лидерство в танце они уступают друг другу попеременно, поэтому и непонятно, кто выполняет роль ведущего.

Искусные и доверительные взаимоотношения между людьми, приводящие к прекрасным результатам в коммуникации, в которой партнёры по очереди уступают друг другу ведущую роль, называются одним замечательным словом «раппорт».

44

Что такое якоря,

или как я по-настоящему осознал

их могущество, силу и автоматизм действия

Тот вечер стал для меня незабываемым. Мы сидели за столом, на котором горело несколько свечей, и ждали еще одну нашу знакомую. Нам редко удается собраться вместе, так как я и мои друзья уж очень занятые люди, и, когда мне позвонили и пригласили на эту встречу, я был необычайно рад.

Мои друзья — психологи, мы вместе занимаемся НЛП. Поэтому на таких вечерах можно услышать множество интересных историй.

46

Что такое якоря...

В дверь позвонили, и вошла та, кого мы ждали. Наконец, все были в сборе. От света свечей, горевших на столе, делалось очень уютно, тепло, и настроение было какое-то необычное. Но с приходом моей знакомой меня не покидало очень странное ощущение. И тут неожиданно для себя я спросил ее:

— Какой знакомый запах! Как называются твои духи? Улыбнувшись, она ответила:

— Кристиан Диор, «Диориссимо».

— Точно! — воскликнул я. — Вот «заякорился»!

На мгновение все замерли. Но вскоре улыбки озарили лица присутствующих.

— Я расскажу вам одну историю, — начал я, — которую поведала мне моя коллега, партнер по работе Алла Князева и после которой я посмотрел на якоря совсем другими глазами.

Алла была замечательным человеком: добрым, отзывчивым, очень любила детей. Я был изумлен энциклопедичностью её знаний, быстрым пониманием того, как устроены определенные инструменты в НЛП. Она, обучаясь у меня, схватывала все на лету и даже часто давала мне более интересный и глубокий практический комментарий. Например, как распределены позиции восприятия у детей; как используются разные якоря — пространственные, временные, аудиаль-ные, визуальные; как работают субмодальности. Она одна из первых начала использовать НЛП в образовании, и до сих пор никто, наверное, не сделал более значительного, чем она в то время.

Когда мы начали заниматься семинарами, Алла работала в школе учителем начальных классов. Имея высшее образование, окончила медицинское училище и, если я не ошибаюсь, стала фельдшером. Так вот, история, кото-

47

рую вы сейчас прочтёте, стала «путешествовать» от одного семинара к другому. Теперь ее рассказывают другие люди, с другими действующими лицами, хотя на самом деле случилось это с Аллой Князевой.

Алла тогда училась в медицинском училище и об НЛП пока еще ничего не знала. Ей нравилось там учиться, но от мысли, что скоро предстоит посетить анатомический театр, становилось не по себе. Ведь вряд ли место, где происходит обследование трупов, уточнение диагноза смерти, можно назвать приятным. Но это являлось обязательным анатомическим практикумом для студентов. И вот однажды этот момент наступил: всех студентов старших курсов пригласили на «экскурсию» в анатомическую лабораторию.

От одного только представления себя в этом месте Алле становилось дурно. Смотреть на трупы, присутствовать при их вскрытии было выше её сил, но самое главное, она боялась ужасного запаха, которым, по рассказам уже побывавших в «анатомичке», там всё пропитано. Алла всегда отличалась тем, что была очень чувствительна и восприимчива к запахам. Она уговаривала себя: «Ну, ничего, это всего лишь зрелище. Все это внешнее, зрительное впечатление я смогу выдержать, но как там будет пахнуть, какой будет воздух... а вдруг будет удушье?» Для нее это было, может быть, самой большой проблемой. Ее фантазиям не было границ: она «рисовала» себе ужасные картины, да еще рассказы других людей усугубляли ее состояние.

Подруга Аллы, Света, была совершенно другим человеком. Она, казалось, даже ночью на кладбище смогла бы пойти одна, не моргнув глазом. Все попытки Светланы успокоить Аллу были напрасны. Она даже не хотела слушать и понимала — ничто не сможет изменить ее состояния. Но все же над одним советом Алла все-таки задумалась. Света посоветовала ей взять с собой в лабораторию

48

Что такое якоря...

носовой платок, надушенный любимыми духами. И так как другого выхода из этой ситуации Алла не видела, именно так она и решила сделать. «Ведь через такую защиту никакой дурной запах не пробьется», — думала она.

За окном рисовалась сказочная картина: на земле лежал кристально-белый снег, залитый лучами утреннего солнца. Его блеск напоминал блеск бриллиантов, рассыпанных повсюду. А затянутые коркой льда лужицы походили на зеркала, в которых солнце отражало свои первые лучи.

Но даже этот вид, похожий на эпизод из дивной сказки, не смог улучшить состояния Аллы: ведь именно сегодня ей предстояло пойти в анатомическую лабораторию. Взяв свои любимые духи «Диориссимо» от «Кристиан Диор», она направилась в «долгожданный» путь.

Держа платок у носа, Алла через силу наблюдала «живописные» картины анатомического театра. Ее не покидало ощущение тошноты, рвоты, удушья — симптомы полуобморочного состояния. Очень часто дыша, Алла держала перед носом платок, и все неприятные воспоминания моментально всплывали в ее памяти, а в теле возникали болезненные ощущения.

Позже она поняла, что, скорее всего, сама себе надумала страх перед «анатомичкой». В тот момент, когда Алла мысленно погружалась в атмосферу анатомической лаборатории, представления, которые возникали у нее еще до практики, включались сами по себе и запускали определенное состояние.

Удивительно, но уже несколько дней от Аллы никто не чувствовал запаха ее любимых духов. Да и сама она заметила, что бессознательно избегает запаха «Диориссимо». А ведь совсем недавно она узнавала и выделяла его из тысячи! Теперь, после похода в это неприятное место, любая ситуация, связанная с появлением этого запаха, возвращала ее в анатомическую лабораторию... Ощущая его, она вновь мысленно попадала туда, где вплоть до

49

мельчайших подробностей воспроизводились все происходящие там картины. Алла видела даже саму себя: кожа бледно-зеленого цвета, холодный пот на лбу, сдержанное, прерывистое дыхание. И все эти образы, возникающие в ее памяти в момент ощущения своих любимых духов, заставляли Аллу испытывать то же самое, что и в анатомической лаборатории. Дошло до того, что однажды она не смогла ехать в вагоне метро, когда почувствовала, что от сидящей рядом женщины исходил лёгкий запах все тех же духов от «Кристиан Диор».

Постепенно Алла стала запоминать случаи подобного рода. В результате у нее сформировалось убеждение, что она не может пользоваться общественным транспортом. Она не понимала, что происходит. Ей становилось все хуже и хуже... Как-то, анализируя эти странные явления, происходящие последнее время, Алла пришла к выводу, что все это связано с духами. Ее решение было предельно категоричным: избегать всех парфюмерных запахов, чем-то напоминающих ее «любимые» духи. Но запах «Диориссимо» преследовал ее повсюду. Алла стала раздражительной, даже изменилась внешне. Как только попадала в метро, ей казалось, что от всего вагона пахнет именно ее духами, — и снова лаборатория... снова удушье... Вагон ей казался маленьким, тесным, со спертым, тяжёлым воздухом... Но это всего лишь иллюзия, которая была для нее невыносима.

А изменить свое внутреннее состояние, свою реакцию на этот запах Алла смогла только после того, как стала заниматься НЛП. Когда её состояние дошло до крайней точки, она пришла ко мне и рассказала все, что с ней произошло за последнее время. С помощью техники «Изменение личностной истории» я вернул ей душевное равновесие и любовь к духам «Диориссимо» от «Кристиан Диор».

Для меня эта история стала поучительной. Тогда я знал, что бывают негативные и позитивные якоря.

50

Что такое якоря...

И всегда думал, что только нечто нересурсное может выступать в качестве негативного якоря и поддерживать только негативное состояние. В данном же случае все было наоборот. Произошло обратное «якорение»: самые любимые духи, которые, важно отметить, не были связаны с чем-то конкретным, а просто вызывали положительные эмоции, может быть, ассоциировались с каким-нибудь праздником, приятными встречами, во время которых Алла пользовалась ими, стали абсолютно невыносимыми. Любимый запах закрепился в ее сознании как спутник хорошего настроения. Это был неселективный «якорь». Но после похода Аллы в анатомическую лабораторию, он стал селективным и очень точно «яко-рил» последние события. Кинестетическая система (чувственная, обонятельная, осязательная) действует особым образом: действительно каждый запах селективен, и мы можем различать его из тысячи. В этом смысле это самая избирательная система, и при определённых условиях она способна «переякорить» значимые, радостные, праздничные события на абсолютно негативные. В данном случае произошло следующее: самые приятные, самые любимые духи стали вызывать у человека отвращение, и он начал их избегать.

Эта история изменила мои представления о якорях, привела к более глубокому пониманию механизма их действия.

Теперь я стал рассказывать об этом случае на семинарах. Я обожаю о нём вспоминать, потому что именно он напоминает мне прекрасные годы сотрудничества с Аллой Князевой, годы расцвета НЛП в России, где все пахло свежестью, если говорить о запахах, где огромное количество людей, увлечённых новыми знаниями об НЛП, пришедшими в Россию.

51

Около года спустя после случая с Аллой, от пожилой женщины я услышал еще одну, не менее любопытную, историю. После семинара она подошла ко мне и сказала:

— Знаете, теперь я поняла почему... Вот вы только что рассказали о том, как самые приятные, любимые духи могут стать чем-то ужасным, негативным и даже отвратительным. А в моей жизни есть совершенно противоположный пример. Я только сейчас, слушая вас, поняла, почему меня так очаровывают и притягивают мужчины, от которых пахнет «Тройным» одеколоном.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться