Плигин Андрей "Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха"

Так и закончилась замечательная история, которая стала для меня хорошим примером того, как простейшие техники НЛП могут сочетаться вместе, как можно использовать позитивные стратегии, изучать негативные с помощью модели Т.О.Т.Е., субмодальностей, якорей и позиций восприятия. Возможно, опытный НЛПер в этом случае применил бы несколько длинных техник, таких, как «Изменение личностной истории», «Стратегия У. Диснея», но, как видите, мне этого делать не пришлось, потому что всё оказалось гораздо проще!

Почему клиент приходит дважды

Наше поведение очень сильно зависит от первоначального окружения и от поведения других людей. Можно говорить о том, что в нашем социальном окружении существуют некоторые якоря, привычки. Впервые я сделал такой вывод в 1993 году, когда ко мне обратилась женщина около 50 лет, Елена, которая хотела отучиться курить.

Собрав некоторую информацию о том, как она курит, и выяснив, каким образом представляет себе курение, я понял, что здесь имеет место автоматическое поведение. Оказывается, дома Елена ходит в халате, а в его кармане всегда лежит пачка сигарет. Примерно через

142

каждые 1,5—2 часа женщина автоматически достаёт сигарету и начинает курить.

Она была трудоспособным человеком, работала в бюро пропусков в каком-то министерстве, и на пенсию ещё не собиралась. Интересно, что на работе происходило то же самое. Там у неё также был халат, правда, рабочий, куда она клала пачку сигарет и автоматически, не заостряя своего внимания, брала сигарету и курила.

Если говорить языком НЛП, то изначально было легко выделить визуальный ключ. В данном случае, это то, каким образом она видит свою руку.

Я спросил её, как она вспоминает о том, что курит, как думает о курении? Елена ответила, что происходит это следующим образом: сначала она видит, как рука залезает в карман и автоматически достаёт сигарету, будто сама знает, когда нужно курить, потом подносит её ко рту. Затем женщина чувствует, что хочет курить, возникает ощущение, что «сосёт под ложечкой». А если Елена разговаривает с человеком, который курит, и очень увлекается беседой, то незаметно для себя может выкурить и три, и четыре, и пять сигарет. Создается впечатление, что она совершенно не может контролировать этот процесс.

Всё рассказанное Еленой указывает на автоматическое поведение, частью которого является якорь, поддерживающий его, как цикл. Кстати, интересный момент! Когда я спросил, как она узнаёт, что выкурила уже достаточно и пора завершать, женщина ответила, что для неё никогда не бывает достаточно, и курить она может сколько угодно.

Для её организма это неэкологично и очень вредит здоровью: начался сильный бронхит, по месяцу держалась температура, и частым явлением стало воспаление лёгких. Врачи предупредили, что ей обязательно нужно бросать курить. Но если бы она знала, как это сделать...

Обычно в случаях с курением одним из ключевых пунктов работы консультанта является выявление вто-

143

ричных выгод у клиента. Под вторичными в НЛП понимаются те выгоды, которые человек бессознательно имеет от какого-либо симптома или заболевания, то есть получает их не прямым способом, а скрытым, в том числе и для себя самого. Например, ребёнок неосознанно симулирует заболевание и просит у мамы таблетки, таким образом привлекая к себе дополнительное внимание; или у человека может появиться аллергия на воду, если он не любит стирать бельё или мыть посуду. В этих примерах вторичными выгодами будут: получение любви от матери в первом случае и освобождение от работы во втором.

Как это обычно бывает, у обратившейся ко мне женщины я обнаружил стандартные для курения вторичные выгоды: возможность знакомиться и поддерживать беседу с людьми, которые тоже курят (таких знакомых у неё было достаточно), и переключаться с одного вида деятельности на другой. Но было кое-что ещё: в семье курила только она, и как-то странно к этому относилась. Считала, что курение её выделяет, каким-то образом отличает от других членов семьи. Кроме того, курение для неё находилось в одном ряду со свободными взглядами, свободными нравами, а Елене хотелось выглядеть современной и экстравагантной.

Я хотел исследовать в модели Т.О.Т.Е. точку выхода (Е). По прошествии достаточно долгого времени выяснилось, что у женщины до такой степени автоматическое поведение, что как будто бы и выхода-то нет. Но это оказалось совсем не так. Выход наступал в тот момент, когда в пачке заканчивались сигареты. Но тогда Елена шла и покупала новую пачку или просила сигареты у кого-нибудь, на что тратила определённое время. Таким образом, оказалось, что в данном случае модель Т.О.Т.Е. постоянно циркулирует по кругу.

Если мы обратим внимание на автоматическое поведение, то увидим своеобразную склейку образ-чувст-

144

в0/действие (В-К), причём, очень быструю. Для того чтобы научить человека контролировать автоматическое поведение, необходимо разобраться в том, как устроена его собственная стратегия. Для этого в НЛП создана замечательная «техника взмаха». Метафорически, взмах — это быстрое движение, где важна скорость изменения картинки и перемещения ощущений, ассоциации с опытом вхождения в состояние курения.

В НЛП есть золотое правило: получишь существенное изменение, если найдёшь мельчайшую разницу. Поэтому иногда достаточно изменить что-то одно, не всю стратегию в целом, и часто это гораздо лучше срабатывает.

Существует ещё одно замечательное правило: если человек научился делать что-то быстро и при этом получать хороший результат, то стратегию всегда можно прояснить, а самые эффективные её части использовать в каких-либо других ситуациях.

В данном случае с помощью «техники взмаха» я определил собственную стратегию женщины и понял, как человек вырабатывал в себе мощную привычку курить. Это должно было помочь Елене научиться контролировать своё автоматическое поведение и состояние, чтобы она могла сама принимать решение: курить ей или нет.

Но экологическая проверка была сделана недостаточно хорошо, потому что первые две недели мне звонила дочь клиентки и говорила, что всё замечательно, что мать, в принципе, перестала курить, но иногда бывают моменты, когда ей всё-таки хочется. И желание это возникает примерно от одного до трёх раз в день. Я объяснил, что раз её мать смогла подсчитать, сколько раз в день ей хочется курить, то это значит, что она, наконец, начала контролировать своё бывшее автоматическое поведение. Также напомнил один важный шаг «техники взмаха». Когда я делал женщине подстройку к будущему, то обязательно поговорил с ней о том, что делать, если

145

вдруг вновь захочется покурить. Я не ставил ей жестких границ, за которые нельзя выходить, и просто сказал что если возникнет такая потребность, то Елена спокойно может выкурить сигарету. И это не значит, что потерян контроль над поведением, а всего лишь будет означать то, что теперь она сама может решать, как лучше сделать. Но если такое исключительное событие вдруг произойдёт, ей необходимо ещё несколько раз проделать шаги «техники взмаха»: посмотреть на картинку с визуальным ключом, сделать сам «взмах», чтобы хорошо диссоциироваться от случайного курения, а затем ассоциироваться с противоположным позитивным образом, в котором она имеет большую свободу в курении, большую гибкость и своё собственное желаемое состояние. В конце концов, эта самостоятельность принятия решений привела к тому, что женщина поняла: лучше не курить и найти этому замену.

Теперь, что касается вторичных выгод. Мы начали беседовать по поводу того, как же их можно получить, не прибегая к курению. Вариантов было множество. Например, вместо того, чтобы курить, она могла бы спокойно пить чай или минеральную воду, жевать жевательную резинку или сосать какие-нибудь Леденцы, что часто рекомендуют в различных методиках избавления от вредной привычки. Но, самое главное, необходимо иметь несколько вариантов подобных замен, чтобы не получить зависимость от какой-либо одной. Ведь ещё одна вредная привычка была бы явно некстати.

Также я обговорил со своей клиенткой желание выделяться, каким-то образом отличаться от других людей. И мы решили, что воплощать свою индивидуальность она может, например, в одежде или в какой-либо определённой манере поведения. Женщина даже вспомнила, что у неё есть любимые «слова-жаргонизмы», например, «читабельно», «нечитабельно». То есть у неё имелся свой

146

сленг, который уже отличал её от людей. Она сама себе сделала некоторое переформирование, связанное с тем, чТо теперь её индивидуальность не в курении, а в других, более безопасных и интересных вещах.

Мы поговорили о том, насколько часто нужно делать перерывы на работе, как часто нужно переключаться. И она решила, что пересмотрит свой график работы. Даже захотела написать некий план на будущее: сколько раз в день ей нужно переключаться и отдыхать, и как лучше это сделать. Оказалось, что женщина имеет возможность посмотреть телевизор, послушать радио или почитать свою любимую книгу «Маленькие новеллы». А ведь раньше она так мало обращала на это внимание, только курила, курила...

Теперь важно было перенести эти планы в её собственную стратегию.

Но только потом я понял, почему у неё был такой комплекс вторичных выгод, почему для неё так важно каким-то образом выделяться, переключаться и обладать определённой коммуникабельностью. Ровно через две недели выяснилась одна очень важная вещь, после чего я навсегда осознал, насколько важно тщательно прорабатывать вторичные выгоды.

Мне позвонила дочь Елены и сказала, что они с матерью скрыли от меня существенный факт. Елена состояла на учёте в психоневрологическом диспансере. У неё были приступы раздражительности. Правда, это было редким явлением, и никто никогда не знал, почему они начинаются и когда проявятся. Женщина несколько раз лечилась, пила успокоительные лекарства. Но время от времени, когда в семье накалялась какая-нибудь стрессовая ситуация, у неё проявлялось неадекватное поведение. Спустя две недели после консультации домашних обеспокоило, что эти приступы стали очень частыми: Уже за третью неделю их насчитывалось около шести.

147

А раньше это могло происходить, по словам дочери один-два раза в месяц. Всех их, в том числе и саму Елену, охватило страшное волнение: вдруг то, что она перестала курить, повлияло каким-то образом на её нервную систему, может быть, именно курение успокаивало её долгие годы. И тогда я попросил женщину о том, чтобы мы встретились ещё раз, по возможности, когда у неё будет спокойное состояние.

Я начал работать с ней дальше. Она понимала, что её поведение не совсем нормально, и говорила, что никак не может с собою совладать. И всё же моя клиентка не считала свои приступы раздражительности болезнью, а твердила, что это характер у неё такой. Я, конечно же, согласился с тем, что у неё «такой характер», ведь мне, всё-таки, было важно хорошо разобраться с её курением. Понимая, что для работы с таким состоянием нужен определённый опыт в области НЛП, я бы не взялся за лечение поведения, близкого к истерическому, хотя, наверное, и это было бы возможно. Сейчас я уже примерно представляю, как бы это можно было сделать. Нужно исследовать, какие якоря запускают такое поведение, какая система ценностей в этом заложена, какие намерения лежат за этим поведением. Можно было бы сделать «шестишаговый ре-фрейминг»... В голове у меня проносится множество разных техник для изменений. Но тогда меня интересовало самое важное: действительно ли то, что я сделал, привело к такому эффекту? И почему это так? Может быть, я что-то проглядел, пропустил в своей работе?

Я всё-таки спросил, что для неё значило курение. И выяснилось: курение она считала своеобразным успокоительным лекарством. Хотя Елена и работала там, где много образованных и тактичных людей, вероятно, всё же возникали ситуации, когда ей приходилось нервничать. Тем более это понятно, если брать в расчёт её отклонения в психике. Видимо, раньше она не хотела мне об этом го-

148

яорить, потому что боялась моего неадекватного отноше-нИя. По сути, мы не проработали ещё одну важную вторичную выгоду. Курение успокаивало её. Вот такой был комплексный эквивалент в убеждении, некоторая связка внутри. И, безусловно, то, чем мне пришлось заниматься дальше, это работать над её убеждением, что курение — это спокойствие, а также узнавать, как конкретно она успокаивается. Хотя женщина жила в коммунальной квартире, её любимым местом была кухня. Именно здесь, сидя около своего маленького столика, она курила, успокаиваясь и о чём-то размышляя. Несколько раз за вечер она посещала свой излюбленный уголок. Для неё это было необходимой паузой, перерывом, отвлечённостью, возможностью побыть в себе, подумать о своей жизни.

Продолжая свои исследования и используя уточняющие вопросы, самым интересным оказалось вот что. В тот момент, когда женщина садилась за свой столик на кухне и брала сигарету, все домашние каким-то образом чувствовали: сейчас её лучше не беспокоить. И вся семья, все соседи, с которыми она прожила уже 20 лет, в такие минуты оставляли её в покое. Для женщины было важно помолчать, побыть наедине с собой, ведь она знала, что именно это и успокоит, и приведёт её в норму. Таким образом, моя клиентка даже имела собственную стратегию самоуспокоения, так что за последние годы ей не приходилось обращаться к врачу.

И когда я всё это осознал, то самой восхитительной частью моей работы стало следующее. Я, безусловно, ещё и ещё раз проработал вторичную выгоду и спросил о том, как бы Елена могла успокаиваться вместо курения. Удивительно, но женщине самой пришла в голову гениальная идея: курение мог бы заменить горячий чай с лимоном, который она просто обожала, или, может быть, с мятой или с шиповником... С радостным лицом она стала представлять, как медленно-медленно,

149

по глоточкам пьёт свой ароматный чай, пребывая в молчании, размышляя о жизни.

И для неё это было очень важным осознанием того что всё находится во внутренней гармонии, всё хорошо сочетается, идёт по плану, и она сама может руководить своим состоянием.

Когда, наконец, мы всё это проработали, моя клиентка ассоциировалась, погрузилась в свой опыт того, как бы она приходила, наливала чай и успокаивалась, как бы думала о будущем и смогла бы помогать своим детям. Я создавал для неё специальные поведенческие якоря, которые были непосредственно связаны с той коммунальной квартирой, в которой она жила. Произведенные мною «тонкие» изменения сохранили систему существующих отношений с ближайшим окружением. Женщина по-прежнему приходила на кухню, садилась за свой любимый маленький столик, но теперь вместо сигареты в руках она держала чашечку ароматного чая, и все домашние и соседи по-прежнему понимали, что в такие моменты её не нужно беспокоить.

Это и было волшебной точкой в нашей работе. А спустя некоторое время Елена сказала:

— Теперь я — человек, который может сам собой руководить, и наконец я знаю, что происходит внутри меня.

Для меня это было замечательной обратной связью, и этот случай заставил меня ещё раз осознать важность шагов, которые встроены во все техники НЛП.

Уникальный инструмент для борьбы

Попадали ли вы когда-нибудь в плен особых фраз и чувствовали ли их могущество и влияние на своё состояние, поведение, выбор? Например, девушка говорит своему кавалеру: «Дорогой, если ты меня любишь, то купи мне шубу...»; или «Вы же профессионал, поэтому должны сделать эту работу за один день...»; или «Вы же, как умные люди, понимаете, что вопросы в данной ситуации излишни, и задавать их неуместно...»; или «Ради результата ты должен прекратить спорить...» и т. д. Люди зачастую покупаются на подобные фразы, потому что их трудно оспорить. Я отметил это, работая в сфере управления организациями, различ-

152

Уникальный инструмент...

отделами, командами, творческими группами. 3 каждой из перечисленных выше фраз, по терминологии НЛП, люди смешивают логические уровни того, 0 чём говорят. Под логическими уровнями мы в данном случае понимаем некую иерархию классов ценностной информации, с помощью которой мы обучаемся, воспринимаем мир, оцениваем и понимаем, что для нас более или менее важно, создаём собственную модель мира. Самый простой уровень информации — это Окружение. Его легко обнаружить в речи, так как он отвечает на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Следующий уровень, который является обобщением наших действий в окружении, называется уровнем Состояний и Поведения и отвечает на вопросы: Что происходит? Что люди делают? Затем, если упорядочить все действия, которые мы производим, они превращаются в набор стратегий, и это ещё один логический уровень, который так и называется уровнем Стратегий и Способностей. Живя в своём окружении, реализуя собственное поведение, проявляя определённые способности, мы, в конце концов, формируем особые жизненные приоритеты, называемые ценностями, и, кроме того, вырабатываем ряд правил, разрешающих или запрещающих нам что-либо делать, — это уровень Ценностей и Убеждений. Далее идёт уровень Личностного своеобразия. Теперь, имея свои правила поведения, свои способности и стратегии, взгляд на жизнь, ценности и убеждения, приоритеты, каждый из нас понимает, кто он и кем является в этой жизни. И самый высокий логический уровень для отдельно взятого человека — это уровень Сверхцелей или Миссий, когда нашу неповторимость, личностное своеобразие мы направляем на решение какой-либо сверхзадачи, для того чтобы оставить свой неповторимый след на Земле и достичь чего-то большего. Обращаясь к этому уровню, мы отвечаем на философский вопрос: в чём смысл жизни?

153

На своих семинарах я учу людей определять, какой логический уровень они используют в общении, в каких случаях и как смешивают различные уровни. Помогаю понять, на каком уровне у человека возникла проблема и какой, возможно, пропущен, чтобы успешная стратегия работала хорошо. В этом смысле, знание шести логических уровней является замечательной системой диагностики.

Если вы подумаете о своей важной цели, то можете заметить, насколько простроено окружение в качестве определённых ресурсов для вас: какие люди вам помогают, в каком контексте это происходит, в какой ситуации, какие внешние ресурсы, предметы для вас важны и задействованы; что вы делаете для достижения этой цели и чего вам не хватает: какого поведения или гибкости на уровне поведения, какие стратегии вы уже используете, например, стратегия взаимодействия с людьми, принятия решения, самомотивация, поддержание своего состояния, получение определённых внешних

154

Уникальный инструмент...

ресурсов; как вы оцениваете возможность достижения этой цели: верите ли вы, что она выполнима быстро или через определённый промежуток времени, верите ли вы, что у вас есть всё необходимое для того, чтобы её выполнить, что достаточно гибкости поведения и способностей, а, может, у вас есть убеждение, которое является препятствием в достижении вашей цели; кто вы по отношению к ней, какова ваша социальная роль и ради чего вы движитесь к этой цели.

Когда мы таким образом начинаем думать о своей действительно значимой цели, то можем определить те логические уровни, которые необходимо обогатить, чтобы цель, которую мы перед собой поставили, превратилась в самозапускающуюся и самореализующуюся систему.

Если вернуться к коммуникациям, то также можно поразмышлять о важности логических уровней. Именно перескок через несколько логических уровней в речи является условием манипуляции одного человека другим. НЛП не только позволяет замечать, какие манипуляции человек использует в общении с самим собой и другими людьми, но и выработать иммунитет как к манипуляциям со стороны людей, так и к использованию манипуляций в адрес какого-либо человека. В этом смысле я люблю говорить людям, встающим на дорогу профессионального НЛП: «По-настоящему успешному человеку манипуляторство совершенно ни к чему... Зачем использовать безнравственные способы общения, если вы можете легко и быстро добиться эффективного результата честным путём, имея столь мощные технологии НЛП? Если вы действительно профессионал, то те инструменты, которые находятся в ваших руках, автоматически приведут вас к жизненному успеху».

Чтобы лучше понять, в чём заключается манипуля-тивность смешения логических уровней, необходимо вернуться к примерам, приведённым мною в начале

155

главы. Все эти фразы построены определённым зом: в первой части, как правило, используется очень высокий логический уровень: либо это личностное своеобразие, либо миссия, либо значимые для людей ценности; вторая часть фразы обращена к уровню поведения или окружения. Например, легко ли спорить с человеком, который в первой части своей фразы говорит, что вы очень умный? Конечно, нет. Наш мозг так устроен, что обобщает некритичность, заложенную в первой части, и распространяет наше позитивное восприятие на вторую. Мы перестаём сомневаться и возражать. Очень часто люди, услышав, что являются профессионалами, умными людьми, готовы ускорить свои темпы работы, даже если это, возможно, будет вредить качеству, ведь во второй части фразы их об этом попросили... Вспомним самое первое высказывание: «Дорогой, если ты меня любишь, то купи мне шубу...» Любовь — это ценность, а дальше человек начинает манипуляцию и предлагает нужное ему поведение: «...то купи мне шубу...». И, естественно, чего не сделаешь ради любви, ради дорогого человека! Это воспринимается как должное, и тот, к кому были обращены такие слова, начинает думать, что надо купить шубу.

Большинство людей, работающих в сфере управления, буквально через 3-4 года, общаясь в таких кальках, очень легко овладевают искусством манипуляторства. Я встречал похожее на разных уровнях управления государством и учреждениями. Часто люди даже не осознают, что умеют манипулировать, поскольку сами живут в такой системе и подчиняются подобным фразам, привыкают к этому, но в какой-то момент всё же начинают интуитивно чувствовать, какие фразы приводят к эффективному результату. Чаще всего служащие перенимают, моделируя, подобные речевые конструкции у своего замечательного руководителя и сами начинают

156

Уникальный инструмент...

легко ими пользоваться, вырабатывая собственную стратегию управления людьми.

В качестве примера мне вспоминается одно совещание руководителей школ, проходившее в московском муниципалитете «Братеево». На обсуждение волнующих вопросов пригласили различные службы. И в завершение встречи представитель муниципалитета спросил: «Есть ли ещё вопросы у директоров школ?» Поднялась робкая рука, и один директор поинтересовался: «Нам сказали, что муниципалитет будет помогать школам с разным обеспечением. У нас такая проблема: часто бьются стёкла в школе, и нам негде их взять». После непродолжительной паузы представитель муниципалитета с лёгкостью произнёс: «Вы что, не руководители что ли? Вы что, не знаете, где взять стёкла?» Никто из присутствующих не смог возразить... А ведь, действительно, были собраны только руководители, каждый из них таковым себя и считал. С данной фразой очень трудно спорить: получается, если вы не знаете, где взять стёкла, то вы даже не руководитель. Ну кто из присутствующих станет отрицать, что он является директором школы?

И если бы не моё внимание к логическим уровням и владение ими, то эта тема была бы закрыта, и все перешли бы к другому вопросу. Поэтому я поднял руку и сказал следующее: «Знаете, моё мнение прямо противоположное. Поскольку мы именно руководители школ, занимающиеся образовательным процессом и отвечающие за качество и уровень образованности детей, мы подыскиваем необходимые методики и технологии для обновления обучения, строим свою собственную образовательную программу, и именно поэтому мы стёклами заниматься не будем. Для этого существуют определённые службы. Конечно, в каждой школе есть заместитель директора по хозяйственным вопросам, но, к сожалению, для их решения нет средств. Я хочу поддер-

157

жать своего коллегу и прошу вас обратить внимание на такую важную вещь, как стёкла, поскольку у нас нет возможности их приобрести, нет денег. А в муниципалитете имеется дирекция по эксплуатации зданий, у которой есть средства на подобные нужды. Возможно, в зале присутствуют представители местных РЭУ и ДЕЗа, может, они смогут нам помочь?» И что же, вы думаете, произошло после моего выступления? Завязалась дискуссия: кто может помочь, какие деньги для этого выделены, чей это, на самом деле, вопрос и т. д. В результате выяснилось, что в муниципалитете есть стёкла, и по 20-30 полотен выделили каждой школе — средства нашлись!

Всем своим читателям я рекомендую, слушая логические уровни, развить фильтр на их смешение. Мы очень подробно обучаем этому на своих семинарах. Но даже из данной главы вы можете многое для себя почерпнуть и понять, каким образом мы попадаем в капкан манипуляций. Если вы услышали смешение логических уровней, например, Личностного своеобразия и Поведения или Убеждения и Поведения, то я предлагаю вам использовать 4 способа противодействия, реакции для изменения коммуникации:

1. Усомниться («Ты действительно считаешь, что если я люблю тебя, то должен купить тебе шубу?»)

2. Перевернуть «с ног на голову» или вернуть «бумеранг» манипуляции его хозяину со своим выгодным примером, чтобы человек ещё сильнее осознал нелогичность того, что говорит («Дорогая, я правильно понимаю, что если ты меня любишь, то должна купить мне хороший автомобиль?»).

3. Уточнить, почему и как человек пришёл к такому выводу («Дорогая, как связано моё пылкое чувство к тебе с покупкой шубы? Шуба является для тебя единственным критерием любви?»).

158

Уникальный инструмент...

4 Аргументированно объяснить, что вас не устраивает в данном высказывании. Такой способ приемлем, скорее, в сфере управления, когда лучше не подтрунивать над человеком. («Не кажется ли вам, что ускорение темпов приведёт к потере качества? Я как профессионал хотел бы настоять на том, чтобы сроки выполнялись вовремя, а не быстрее или медленнее, потому что есть целая технология, которую необходимо пройти, и спешка здесь совершенно ни к чему. По этому поводу у меня есть чёткая профессиональная позиция»). Вот тогда ваши слова становятся убедительными и с вами трудно спорить. Человек вынужден принять другую точку зрения или, во всяком случае, хотя бы поразмышлять.

Конечно, полное переубеждение возможно не всегда, но, используя такие способы реакции на смешение логических уровней, мы можем быть уверены, что сами не попадём в ловушку манипуляций. Использование всех четырёх способов реагирования вместе обычно усиливает эффект воздействия.

Логические уровни могут быть смешаны не только в коммуникации, но и в структуре глубинного опыта человека. Это не сразу заметно в речи, однако человек может жить, имея конфликт на одном или нескольких логических уровнях. Если человек хочет достичь какой-либо цели и находится в гармонии с самим собой (если говорить языком НЛП, все его части находятся в раппорте), то у него всё получается. Если все логические уровни хорошо простроены, все внутренние ресурсы человека, располагаясь на разных логических уровнях, поддерживают друг друга, то это приводит к улучшенному результату. Вот почему некоторые люди достаточно быстро достигают своей цели.

159

А иногда случается противоположное: проходит вре мя, изменения, произошедшие на одном логическом уровне, приходят в конфликт с тем, что имеется на дру_ гих, и это может стать причиной застоя, потери интереса к тому, чем в данный момент занимается человек, к чему движется. Например, когда мы чрезмерно увлекаемся бизнесом, то лишаемся полноценной семейной жизни и отдыха. В конфликте могут быть различные ценности: здоровье, финансовый успех, семейное благополучие.

Однажды ко мне обратился за помощью учредитель одного из самых крупных банков Москвы. Он только что выписался из центральной кремлёвской больницы с диагнозом стенокардия. Врачи посоветовали мужчине обратиться за консультацией к психотерапевту или психологу, так как пришли к выводу, что причины его болезни психосоматические, попросту говоря, зависят от его психологического здоровья. Когда он пришёл ко мне, я сразу же отметил его беспокойность, расстроенность и некоторую нервозность. Звали его Дмитрий. Это был довольно полный человек, который подрагивал ногой, сидя на стуле, постоянно вытирал со лба пот, а из-за злоупотребления курением, в его голосе слышалась отдышка. После пребывания в больнице у него развился страх по поводу того, что в любой момент может остановиться сердце. Подобное часто встречается у людей, переживших, например, микроинфаркт, потому что через какое-то время они начинают слишком сильно чувствовать своё сердце, постоянно на этом концентрируясь. В процессе общения с ним выяснилось, что в отделении, где лежал Дмитрий, находились ещё несколько человек с заболеваниями сердца, в том числе и после инфаркта. И когда мой клиент посещал необходимые процедуры, то постоянно разговаривал с этими пациентами, выслушивая истории их жизни, и, возможно, ему передалась

160

Уникальный инструмент...

боязнь, что какие-либо нарушения работы сердца могут привести к инфаркту или даже к смерти.

Дмитрий пришёл ко мне отчасти напуганный, отчасти расстроенный, вялый, хотя для него на протяжении многих лет был характерен совершенно другой ритм жизни. В один день он мог сделать массу дел: успевал побывать в 10-15 местах, провести множество совещаний, разработать очередную стратегию со своими партнёрами, встретиться с конкурентами, побеседовать с людьми, которые заряжают его энергией и помогают достигать своих целей. В общем, у него был особый, я бы сказал, более напряжённый ритм жизни, чем у любого другого человека.

Для тех, кто уже знаком с техниками НЛП, я хотел бы пояснить, что в случае с Дмитрием можно увидеть интересную возможность поработать с обширным комплексом симптомов. Например, с курением, делая «технику взмаха», с помощью якорей избавиться от негативного состояния, связанного с отношением к своему сердцу, возможно, сделать ВК-диссоциацию и выяснить, каким образом человек пришёл к этому страху, и, конечно же, сделать технику S.C.O.R.E. на линии времени, чтобы собрать все симптомы, присутствующие у Дмитрия.

Как обычно, я начал со сбора информации, просто беседуя с человеком, обсуждая различные точки S.C.O.R.E. Собирая информацию о симптомах, я спросил своего клиента: «Как вы себя чувствуете сейчас, что происходит в вашей жизни?» Выражение лица Дмитрия было настолько жалостливым, что, казалось, он вот-вот пустит мужскую скупую слезу: «В моей жизни происходят странные вещи, из-за этого я чувствую себя постоянно замученным, меня всё раздражает... Мне нужно сделать кучу дел, и, кажется, я нахожусь в их плену, из которого мне, почему-то, никак не вырваться, по крайней мере, самому...» Вот он, уважаемый многими бизнесмен, имеющий власть и средства, сидит передо

161

6-3227

мной, и на него больно смотреть. Дмитрий занервничал ещё больше: нога, как маятник, раскачивалась, лёжа на своей соседке, лицо опустилось вниз и, наверное, никому не хотело сейчас показываться. Дмитрий пробормотал:

— Могу ли я закурить? — он начал покусывать губы и судорожно щёлкать зажигалкой.

Я понял, что разговор о симптомах не добавляет ему ресурсов, быстро переключился на желаемый результат и, попросив его успокоиться, спросил:

— Каким вы представляете себе собственный ритм жизни? Как бы вы хотели жить? Какой вариант был бы для вас идеальным?

Дмитрий на некоторое время задумался, размышляя над моими вопросами, и ответил:

— Знаете, как минимум, я хотел бы стать таким, как лет 10 назад, когда мне всего хотелось, когда я не знал, куда деть свою энергию, когда у меня всё получалось... Тогда подо мной будто горела земля, я мог достичь всего, спокойно шёл на контакт, люди понимали меня с полуслова, а сейчас, — он вновь задумался, посмотрев в пол, — сейчас всё наоборот...

— Ну, хорошо, если вы вернётесь, к этому ритму жизни и станете жить, как 10 лет назад, что вам это даст?

Не задумываясь, сняв одну ногу с другой и положив руки на колени, Дмитрий как-то тепло посмотрел на меня и сказал:

— Странный вопрос. Я смогу быть ещё более успешным как бизнесмен, и ко мне вернётся хорошее здоровье!

— Вы уверены, что при такой интенсивности событий оно к вам быстро вернётся, — ухмыльнулся я, — может быть, этот ритм жизни является причиной того, что вы имеете сейчас?

Вновь лицо моего собеседника погрустнело:

162

Уникальный инструмент...

— Вы правы, скорее всего, именно такой ритм и загнал меня в тупик своей собственной жизни... Очень грамотный вопрос вы задали... Уверен, что от этого я подучу ещё больше неприятностей.

Дмитрий казался мне очень умным и проницательным человеком, готовым пойти на всё, чтобы как можно быстрее развязать узел, в котором сейчас находилась вся его жизнь. И я ещё раз его спросил:

— Так чего же вы всё-таки хотите?

Бизнесмен, скорее от отчаяния, чем от радости, слегка улыбнулся:

— По-моему, как это ни страшно осознавать, я сам не знаю, чего хочу и зачем живу. Я являюсь учредителем крупного банка и шести фирм. Каждая фирма требует моего личного внимания и присутствия. Раньше, создавая эти структуры, я думал о том, что они станут приносить мне деньги, и я буду совершенно свободен. Мечтал со своей женой и детьми ездить отдыхать куда угодно, раза так три-четыре в год, заниматься образованием детей, учить их быть стойкими в жизни, уметь достигать своих целей и, возможно, передать своё дело в их руки.

— И как у вас это получается? — я старался побудить его последовательно рассуждать.

— Отвратительно, вообще ничего не получается, — обречённо ответил Дмитрий.

— Что же мешает вам в этом? Имея то, что вы создали и развивали несколько лет, видя, какие плоды всё это приносит, вы вполне можете жить так, как хотите.

Он ненадолго задумался и сказал, что не может так жить, что попал в замкнутый круг своей работы. Постоянно в каждой из его организаций что-нибудь случается, и это в обязательном порядке требует его внимания. Приходится по нескольку раз в день пожарным образом выезжать, беседовать с руководителями своих фирм, решать незапланированные вопросы. И каждый раз эти

163

ЧП уносят у Дмитрия очень много сил. Ведь вряд ли кроме него, кто-то так творчески сможет придумать стратегию выхода из кризиса, вряд ли кто-то ещё может продумывать перспективы развития организации По его словам, Дмитрий пробовал оставлять без внимания одну из фирм, но, кроме загнивания и упадка, в ней больше ничего не происходило. Тогда снова приходилось менять персонал, создавать новую стратегию развития, в общем, бизнесмену было гораздо проще всё держать под своим контролем, размеренно и планомерно. Но, если, действительно, продолжать таким образом руководить, следовать тому графику, по которому он живёт сейчас, то больше ни на что времени не остаётся.

Сам на некоторое время задумавшись, я, слегка понизив тон голоса, ещё раз спросил Дмитрия:

— Так вы, на самом деле, хотите жить той жизнью, которой жили раньше?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться