Плигин Андрей "Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха"

действия в негативном опыте и почувствовать, что это даёт мне нормальную реакцию.

И, безусловно, те, кто занимается НЛП, понимают, как важно бывает представить себя со стороны в ресурсном варианте. Кстати, эта техника была показательна тем, что Саша, заякорив мои позитивные ощущения, связанные с мандарином, сделал переякорение не только моей реакции на апельсиновый сок, но и на апельсин, и на грейпфрут. Произошла удивительная вещь! Александр поинтересовался:

— Ну, что теперь ты думаешь об апельсине? Я оказался в лёгком замешательстве.

Саша начал проверять экологию и спросил о сенсорном критерии:

— А сколько нужно съесть апельсинов, чтобы они стали полезными для организма?

Мой ответ был довольно уверенным:

— Два или три.

— Сколько полезно выпить стаканов сока, чтобы сохранить внутреннюю экологию?

— Два или три стакана.

Я ощутил, как у меня в теле возникают приятные реакции. А студенты, увидев такую демонстрацию, после завершения работы принесли мне по апельсину и пакету апельсинового сока каждый. Но в том-то и заключалась поведенческая проверка, что для моего комфортного самочувствия поглотить я могу всего три условных объекта. Помню: тогда я съел один апельсин и выпил два стакана сока. И у меня была абсолютно нормальная реакция, которая сохраняется до сих пор все эти годы.

Для себя я сделал ещё один дополнительный вывод: наверное, консультантам очень важно самим проходить через техники, чтобы каждый раз убеждаться в той силе, которую они имеют, и в том влиянии, которое оказывают на человека, желающего получить изменения.

74

Аллергия? НЛП знает выход...

Когда я сам прошёл через опыт изменений в работе с техникой «лечения аллергии», то еще раз убедился в том, насколько мощно могут работать техники в НЛП, если их талантливо использовать.

Если сказать правду, то, видя эту технику со стороны, обучаясь у Энн Энтус на курсе «НЛП-Практик», я понимал, что она может хорошо работать, изначально в это верил, но окончательно убежден все-таки не был. Теперь же, прочувствовав эту технику на своем личном опыте, у меня возникло естественное желание — помочь многим людям преодолеть любую аллергическую реакцию. И действительно, я помог, наверное, больше чем пятидесяти разным людям избавиться от аллергии, скажем, на продукты питания, на внешние аллергены-раздражители. Были случаи, когда приходилось работать с аллергией на солнечный свет и даже на воду. Многие люди, с которыми я проделывал данную технику, справились со своим недугом и смогли восстановить способность своего организма давать положительную или, как минимум, нейтральную реакцию.

В этом смысле, памятным моментом для меня является случай с Ириной Акуниной. Ирина — очень интересный человек, она работает в институте, кажется, уже защитила докторскую диссертацию. На тот момент она посещала наш курс «НЛП-Практика». И у неё была не просто аллергическая реакция, своеобразная метафора фобии иммунной системы, а самая настоящая фобичес-кая реакция на медикаменты. Ирина рассказала мне один важный случай из её жизни.

В детстве у неё была аллергия на анальгин, причём как на инъекцию уколом, так и на таблетки. Уже во взрослом возрасте у женщины случился приступ аппендицита, и Ирина потеряла сознание. Непонятно, как это произошло, но врачи сделали ей укол анальгина. И всё закончилось в реанимации. Позже выяснилось,

75

что никто тогда не знал про её такую реакцию организма, даже её собственные дети. Через некоторое время подобная ситуация повторилась, и Ирина снова побывала в реанимации. Женщина случайно перепутала лекарства и по ошибке съела таблетку анальгина. А когда увидела этикетку, на которой большими буквами было написано «АНАЛЬГИН», то через 10-15 минут за Ириной уже выезжала скорая помощь.

И, безусловно, пройдя через такие испытания, она приобрела страх перед этим лекарством. Это очень сильно её мучило. Ведь всё может случиться, врачи могут и не знать о такой реакции её организма на анальгин, сделать безобидный укол, и трагический исход неизбежен. Ирина даже призналась, что видела подобные картинки в будущем, и постоянное опасение её никогда не покидало. Во всяком случае, если кто-нибудь упоминал о медикаментах в её присутствии, то ей мгновенно вспоминался ужасный приступ аллергии. На самом деле, я только потом понял причину того, почему без должного доверия относился к этой технике: легко и просто. Она субмодальная, в ней нужно прожить определённое состояние вместе со своим собственным телом, вспомнить естественную реакцию своего организма. Я бы сказал метафорически, заново обучить себя самого реагировать естественным образом.

Вот механизм действия данной техники. Сначала мы диссоциировано видим, как реагируем нормально, и только затем ассоциируемся в опыт. И повторяем это много-много раз. Три раза в прошлом, один раз в настоящем и три-четыре раза в будущем. То есть 7-8 раз подряд, проживая данный опыт. За счёт этого происходит генерация такого состояния, ощущения, внутренней стратегии по накоплению изменений.

Моё серьёзное отношение к технике «лечение аллергии» стало ещё более ёмким после работы над пробле-

76

Аллергия? НЛП знает выход...

мой Ирины Акуниной. Если вы обратили внимание, то у неё было негативное убеждение, что с ней может что-то случиться. Она не верила в возможность позитивной реакции, так как страх, с которым она жила долгие годы, не давал ей покоя.

Перед началом работы с Ириной я рассказал ей несколько интересных случаев, когда в разное время, с людьми разного возраста, в самых различных ситуациях, в том числе и с медикаментами, техника «лечение аллергии» оказывала сильнейшее воздействие на организм человека. Также я привёл свой собственный пример, который вы могли прочитать выше. Надо заметить, что именно личный пример консультанта является для людей очень убедительным.

Может быть, работая в подобных техниках, следует сознательно или даже бессознательно замечать, как мы можем сами изменять свои представления о том, что реально, а что — нет; как можем укреплять свою собственную веру или в чём-то убеждаться.

В связи с этим, я рассказал Ирине одну очень простую метафору, которая мне очень нравится и которую может понять каждый ребёнок.

По пустыне шёл путник, который умирал от жажды и очень хотел есть. Шёл он уже очень долго, так долго, что совершенно изнемогал. Ему стало казаться: то он видит озеро, то каких-то людей, то цветы, то колодец, полный воды. Галлюцинаций возникало так много, что он вообще перестал понимать, что реально, а что — нет. И где-то вдалеке ему снова что-то показалось. Пройдя немного, путник увидел дерево и подумал: «Ну, это нереально». А когда подошёл ближе, был приятно удивлён, перед ним действительно стояло настоящее дерево. Одно единственное дерево на бесконечных просторах пустыни. Тогда путник сел под него и подумал: «Как хорошо бы сейчас иметь немножечко воды». Не успел он произ-

77

нести эти слова, как вдруг появился кувшин с водой. И до такой степени бедняга перестал понимать, где реальность, а где нет, что воспринял это как должное и напился воды. «Хорошо было бы сейчас что-нибудь поесть», — вновь мечтал путник. И перед ним появился огромный поднос, на котором было множество блюд с вкусной едой. Путник опустошал одно блюдо за другим, пока поднос и вовсе не оказался пуст. И вскоре, когда этот человек перестал испытывать какие-либо сложности, он вдруг задумался о том, на самом ли деле с ним всё это происходит. Может, это ему всего лишь снится, или, может быть, он вообще попал в мир иной. Путник ущипнул себя за ухо и почувствовал легкую боль и понял: всё происходит наяву. Тут он вскочил, огляделся, ещё раз посмотрел на дерево и решил: «Наверное, это волшебное дерево, дерево исполнения желаний». И когда путник снова сел под «волшебное» дерево, его внезапно охватил страх. «Вдруг это демоны шутят надо мной?» — подумал путник. И в этот момент появились демоны. А дерево это называется «Вера и Убеждение».

Конечно, я сказал Ирине, что это всего лишь детская сказка, метафора, которая показывает мощность убеждений. Очень важно, проходя через разные процедуры техник НЛП, заботиться о том, чтобы человек был уверен в получении результата. Я спросил Ирину о личных примерах, меняющих её убеждения. И только после этого начал делать первые шаги техники «лечение аллергии».

Мы взяли таблетку анальгина в качестве аллергена, а аскорбиновую кислоту как антиаллерген. На инъекцию анальгина в качестве антиаллергена я предложил сок алоэ. Ирина, может быть, не очень хорошо относилась к уколам, но понимала, что в данный момент представить это ей необходимо, и верила в реальную помощь. Её вера в результат была для меня ключевой частью в этой работе. Я сделал с ней технику; и, как когда-то Саша со

78

Аллергия? НЛП знает выход...

мной, спрашивал о критериях: когда экологично, а когда неэкологично принимать анальгин; если вдруг придётся, сможет ли она выпить таблетку или выдержать инъекцию? И я услышал очень уверенный ответ: «Да»! Это было не просто сказанное Ириной слово, этот ответ чувствовался в её поведении, мимике, в жестах, даже в наклоне корпуса. О конгруэнтности такой реакции не приходится и говорить! Я сразу же предложил ей выпить сначала четверть таблетки анальгина, потом ещё четверть, позже ещё и ещё. Таким образом, Ирина с лёгкостью выпила целую таблетку столько лет пугавшего её препарата.

И что вы думаете? Всё прошло замечательно. У неё была абсолютно нормальная, естественная реакция организма!

После такого удачного результата она даже стала считать, что всё в этой жизни возможно. Это было не только на уровне веры, но и на уровне убеждения. Ведь теперь у неё есть реальные доказательства из собственной жизни.

Спустя год, встретившись с Ириной на мастерском курсе, я услышал рассказ о её встрече с реаниматологом. Он, оказывается, был её лучшим другом и вообще не верил в действие техник НЛП. Ирина выразила готовность на его глазах принять таблетку анальгина и, тем самым, доказать, что у неё произошли очень прочные изменения и что совершенно легко, не злоупотребляя ситуацией, может показать, как перестроился её организм, имея теперь нормальную реакцию на медикаменты. Друг-реаниматолог не поверил ей, и Ирина, не долго думая, выпила таблетку анальгина в его присутствии...

В тот момент нужно было видеть лицо доктора, в его глазах промелькнуло удивление, возмущение, страх. Прошло около двух часов — с Ириной всё было в порядке. Позже реаниматолог признался ей, что всё равно не может понять, как это возможно.

79

Я до сих пор считаю произошедшее тогда чудом, после которого мои убеждения и вера в мощное воздействие техник НЛП стали настолько прочными, что теперь поддерживают меня даже в самых трудных случаях.

Именно такие примеры, о которых я рассказал выше, вдохновили меня придумать свои собственные техники. Ведь, если верить, если быть очень внимательным к речи людей, хорошо слышать структуру симптомов, постараться проникнуть в глубь человеческой души, то всегда можно получить желаемый результат.

80

«В начале было Слово...» Так звучит первая строчка евангелия от Иоанна. Наверное, я тоже мог бы начать очередную главу своей книги с этой фразы. И правда, задумывались ли вы хоть однажды о том, какова роль слова в нашей жизни, сколь велика может быть его мощь — как созидательная, так и разрушительная? Мо-

82

ли нечаянно оброненная фраза изменить жизнь человека, его представления, убеждения, привычки? Насколько действенным и сильным может стать «в умелых руках» этот инструмент, которым мы все пользуемся? Ответы на эти и многие другие вопросы, я надеюсь, вы сможете найти в этой главе.

Вообще-то понятие о слове как об инструменте, которым мы активно пользуемся в своей работе, заложено в самом названии «Нейро-лингвистическое программирование». Ведь, как вы помните, лингвистика была одним из тех трех китов — наук, на основе которых Бендлер и Гриндер, отцы-основатели НЛП, разработали в свое время новое направление практической психологии. Эффективному использованию слова в НЛП посвящена тема, называющаяся «Рефрейминг».

Мое знакомство с рефреймингом началось в 1992 году на курсе «НЛП-Практик» под руководством таких замечательных тренеров, как Джудит Делозье и Энн Энтус. В это же время я имел возможность наблюдать работу Яна Ардуя и Питера Врицы. Именно тогда я узнал, что такое магия НЛП. Это было чудесное время, которое я с удовольствием вспоминаю. И как же завидую вам, уважаемый читатель, только начинающему знакомство с НЛП! Ведь вам предстоит сделать еще так много открытий, ожидающих любого, кто отправляется в путь познания глубин собственного «я» и межличностной коммуникации...

А сейчас, перед тем, как продолжить наше знакомство с сокровищами, которые предлагает НЛП, — маленький анекдот.

Как обычно рассуждает пятилетний ребенок? — «Мама все знает». А десятилетний? — «Мама не все знает». — А подросток в 15-летнем возрасте? — «Да мать вообще ничего в этой жизни не знает!» — А человек в 30 лет? — «Надо было маму слушать...»

83

Наверное, и у вас есть опыт подобного рода. Во всем, что человек начинает делать впервые, осознание подлинной глубины и значения своего действия, поступка и т. д. зачастую приходит значительно позже. «Большое видится на расстоянии». И правда, сколько в нашей жизни мы можем вспомнить ситуаций, когда по прошествии некоторого времени нас «осеняло» и мы, хлопнув себя по лбу, восклицали: «Да, теперь-то я понимаю, как это было на самом деле!..» Процесс обучения здесь не является исключением. Что-то осознается быстрее, что-то приходит потом.

Вспоминая годы, когда я только начинал заниматься НЛП, могу сказать, что большинство новых для себя тем я в полной мере осознавал лишь спустя некоторое время. А бывало, что такое понимание наступало уже в процессе работы, когда я начинал активно использовать новый навык и вдруг приходил к осознанию феноменальных возможностей того инструмента, которым теперь обладаю.

Но с рефреймингом всё получилось иначе: глубину, мощь, виртуозность этой техники и лёгкость её использования я осознал, сидя прямо на семинаре.

Не могу сказать точно, от кого я впервые услышал первый рефрейминг. Помню, что это произошло на семинаре, который проводила Энн Энтус или Джудит Де-лозье (столько времени прошло!). Нам рассказали одну любопытную историю из практики семейного консультирования. Суть ее заключалась в том, что за помощью к психотерапевту обратился мужчина, недовольный поведением своей жены. Открыв дверь, он прямо с порога начал жаловаться на свою судьбу, пославшую ему «просто невыносимую» супругу, которая тратила безумное количество времени в магазинах, выбирая и рассматривая товары. Затем этот человек очень долго и подробно разъяснял, в чём заключается главный недостаток его жены, и говорил о том, что просто ненавидит хождение с ней за покупками, подтверждая свои слова примерами

84

ее «ужасного» поведения в магазинах. Мужчина также сказал, что всегда, когда они вдвоем приходят выбирать какую-нибудь вещь, он заранее начинает очень сильно нервничать и злиться, потому что наверняка знает, как будет вести себя его супруга: примерив одну вещь, она обязательно возьмёт другую, потом третью, четвёртую, пятую... В конце концов, муж пытался любым способом выпроводить её из магазина, говоря, что у них нет времени, что они уже потеряли полдня и так далее, результатом чего обычно бывала ссора. Постоянные скандалы, в свою очередь, приводили к тому, что отношения в семье все более и более разлаживались...

Выслушав эту душещипательную историю (мне кажется, многие из нас сталкивались с чем-то подобным в своей жизни), консультант задумался и спросил: «Правильно ли я понимаю, что ваша жена, приходя в магазин, подолгу выбирает покупки — смотрит то одно, то другое, то третье?» Мужчина ответил, что именно так все и происходит. Затем психотерапевт сделал паузу и произнёс: «Теперь-то я понимаю, почему из всех мужчин, которые окружали её, она выбрала именно вас». После чего в помещении воцарилась тишина: мужчина долго и удивленно смотрел на консультанта, как бы пытаясь осознать нечто важное, что до этого просто не приходило ему в голову. В результате небольшой словесной «операции» у него полностью поменялось представление о ситуации, которая не только перестала восприниматься им как негативная, а наоборот, приобрела положительный смысл и важное значение в личностном опыте. Конечно, в условиях реальной консультации, особенно в области психотерапии, одного только слова часто бывает недостаточно. Однако именно такое слово нередко становится тем последним аргументом, который перетягивает чашу весов, и в результате в сознании клиента происходят сильные глубинные изменения.

85

Так начиналось моё знакомство с искусством речевого рефрейминга. Я подумал: «Не зря говорится, что все гениальное — просто!» Ведь, используя этот прием, можно легко и изящно менять мнение человека о той или иной ситуации, можно перестраивать своё собственное отношение к тому, что считается плохим, ненужным, усложняет жизнь. В конце концов, можно просто рассмеяться и поднять настроение себе и другим! За несколько мгновений я осознал, что это как раз и есть тот самый инструмент, в поисках которого я находился уже долгое время, пытаясь добиться более эффективного взаимодействия с людьми. И я решил, что овладение этой техникой позволит мне делать в своей работе уникальные вещи и, может быть, достичь результатов, о которых я мог раньше только мечтать. Не мешкая, я приступил к практике: забрасывая рефреймингами своих друзей и знакомых, я старался делать это как можно более легко и непринужденно. И вскоре начал замечать, что люди вокруг меня каким-то образом преображаются, а на их лицах все чаще появляется улыбка. Они же, в свою очередь, позже признавались, что тоже почувствовали, как во мне «что-то изменилось». Я слышал удивленные отзывы: «Андрей, по-моему, ты изменился. Но мне это нравится!» На самом деле эта новая черта, приобретённая мной на памятном семинаре, имеет в НЛП свое название: «встроенный рефрейминг внутри».

Наверное, вы, уважаемый читатель, уже догадались, что означает этот иностранный термин «рефрейминг» (геггат-т§). Может быть, он тяжеловат для восприятия, однако очень удобен в использовании. С английского это слово буквально переводится как «изменение рамки». И вы, вероятно, догадались, о чём здесь идёт речь: о границах восприятия. Использование рефрейминга позволяет нам в речи человека уловить существующее в его сознании

86

убеждение, скажем, негативное, и затем попробовать с по-мошью определённых слов заменить его на позитивное.

рефреймингу меня ассоциируется с путешествием по картинной галерее. Когда вы идёте по залам, ваше внимание привлекает то одна, то другая картина. При этом иногда изображение на полотне так очаровывает, что вы находите в нем даже личностный смысл. Это могут быть какие-то детали первого или второго плана, которые не сразу бросаются в глаза. Однако в один прекрасный момент они вдруг начинают наполняться для вас особым, может быть, отличным от замысла художника содержанием, во многом основанным на собственном опыте, и картина не оставляет вас равнодушным. И уже невозможно пройти мимо: полотно буквально притягивает, манит. Вы на секундочку останавливаетесь напротив и вдруг перестаёте замечать все вокруг: вы остаетесь наедине с картиной, пытаясь почувствовать её и проникнуть в какой-то тайный смысл, который в ней скрыт.

Позволю себе еще одно небольшое лирическое отступление. Однажды хорошо известные вам герои А. Ко-нан-Дойла Шерлок Холмс и доктор Ватсон отправились на загородную прогулку. Поставив с вечера палатку на берегу неторопливой Темзы, друзья решили переночевать, чтобы утром, на ранней зорьке, приступить к рыбалке. Ночь была тёмная и холодная. Посреди ночи доктор Ватсон, почувствовав, что замёрз, проснулся. Оказалось, что его друг тоже не спит. «Посмотрите, Холмс, какое прекрасное звездное небо! — произнес, поежившись, Ватсон. — Что бы это, по вашему мнению, могло значить? — продолжил он. — Вероятно, завтра будет прекрасная погода?» Последовало молчание, после чего раздался голос Холмса: «Для меня, мой друг, это означает только одно: кто-то забрал себе нашу палатку».

Для меня это метафора рефрейминга смысла. Когда Мы ограничены в своем восприятии только одним, пря-

87

I

мым значением (например, «моя жена слишком долго ходит по магазинам» или, как в приведенном анекдоте, «чистое небо — к хорошей погоде»), то можем не заметить некоторых других его граней, упустив) из вида что-то глубинное и важное. Так происходит, практически, со всем на свете. Когда мы перечитываем знакомую с детства книгу, то вдруг начинаем как-то по-другому её воспринимать: меняется смысл...

Имея стойкие убеждения о том, что такое жизнь, любовь, что значит хорошо, а что плохо, мы часто можем, встречая разных людей, менять свою точку зрения, расширять свое понимание различных понятий или распространённых убеждений. Общаясь с людьми, мы открываем новые грани, находим новый смысл в чем-то уже вроде бы хорошо знакомом. Это и называется накоплением опыта, сокровищем, позволяющим людям, наделенным этим даром, принимать наиболее оптимальные решения и находить выход из самых сложных жизненных ситуаций.

Для того чтобы этим искусством могли овладеть и мы с вами, в НЛП был создан инструмент — рефрейминг, позволяющий очень быстро менять смысл фразы, делая так, что у человека возникает ещё одно видение ситуации или отношение к ней. В результате человек получает возможность более широкого выбора в жизни, шанс использовать то новое, что он увидел в таком ракурсе.

Наверное, одна из самых важных идей НЛП заключается в том, что Ното 8ар1епз — это существо, которое всегда и во всём видит или пытается найти некоторый смысл. Если нам в руки попадает чистый лист бумаги, то через некоторое время мы попытаемся понять, зачем он нам нужен, что можно с ним сделать. Человек очень быстро начинает наделять значением всё, что его окружает. И поэтому, невозможно стать специалистом в области коммуникации, если не научишься работать с этим свойством:

88

замечать, как люди определяют для себя смысл того или иного понятия, действия, события в жизни.

Если у вас есть хоть какой-нибудь серьёзный опыт в области межличностной коммуникации и вы по профессии продавец, менеджер, консультант, психотерапевт, учитель, психолог или врач — другими словами, если вы работаете там, где очень важным компонентом служит общение с людьми, то очень скоро вы убедитесь, что человек, общаясь с вами, так или иначе высказывает различные существующие в его сознании убеждения. Одни из них демонстрируют его гибкость и свободу, а другие — его ограниченность. Поэтому в процессе общения может случиться так, что невозможно продвинуться дальше, прийти к партнёрскому соглашению, найти компромисс, новое решение в переговорах. Что же тогда делать? Нужно обнаружить позитивный смысл, который лежит в основе того или иного убеждения партнера.

Нам необходимо бывает создать ситуацию «выигрыш — выигрыш», когда в плюсе оказываюсь и я, и мой партнер. Для этого важно научиться распознавать свойства убеждений, которые человек обнаруживает в своей речи: их ограниченность или, наоборот, их богатство и свободу. И стремиться буквально «жонглировать» оттенками их смысла, помогая своему собеседнику обнаруживать большее количество альтернативных решений, расширяя тем самым его понимание тех или иных понятий,явлений,ситуаций.

Однако, если вернуться к метафоре путешествия по картинной галерее, то следует заметить, что с нами иногда случаются удивительные вещи, которые мы часто недооцениваем. Картина привораживает и притягивает тебя, словно магнит, а оказывается, произошло это только потому, что тебя привлекла ее необычная рамка. «Посмотрите, как красиво! — восхищаемся мы. — Это рамка в стиле барокко или рококо? А, может быть, это творе-

89

ние мастера эпохи ренессанса? Однако несомненно, что это также принадлежит высокому искусству!» Но почему мы заговорили об этом?

Рамка, фон или «обрамление» той или иной ситуации нередко оказывается в фокусе нашего внимания. Ни один смысл, ни одно явление, ни'одно событие в нашей жизни не существует вне, как принято говорить в НЛП, определённого контекста. И часто то решение, которое подходит для одной ситуации, может быть совершенно неприемлемым для другой.

Удачной метафорой, наглядно раскрывающей значение и соотношение рамки и контекста, может служить принцип «фигура-фон» в Гештальте. Знаете, есть такие картинки: когда на них смотришь, то сначала видишь только одно изображение, а затем, по мере «вглядывания» взору открывается совсем другой, часто неожиданный образ — и страшная «баба-яга» преображается в прекрасную леди.

Принцип Гештальта очень прост: кроме фигуры, есть ещё и фон. Фон — это тоже фигура. И когда начинает разрушаться тот визуальный стереотип, который появился первым, ты получаешь возможность видеть вторую картинку. Таким образом, можно сказать, что каж-

90

дая фигура является фоном для другой. Если мы видим вазу, то два лица воспринимаются нами в данном случае как фон. Если же мы видим лица, то фоном служит белое пятно в центре, которым обрамлены контуры лиц. В этом и кроется загадка удивительных превращений, основанных на идее рамки и картины: когда смотришь на картину, вторичной оказывается рамка. Если же внимание переключается на рамку, то остальное изображение «ускользает» от нашего взора, переставая быть столь сильным и значимым. Эти особенности нашего восприятия, заключающиеся в возможности перемещать фокус своего внимания, могут быть нашими помощниками или, наоборот, причиной нашей ограниченности, «зацикливания» и потери способности находить выход из той или иной жизненной ситуации.

Для консультанта в таком случае необходимо услышать то, что действительно говорит человек, и, взяв себе на вооружение какое-либо его отдельное убеждение, очень быстро, буквально на «раз, два, три», начать «жонглировать» и фигурой, и фоном, работая как с рамкой, так и с картиной. Иными словами, стать для клиента его проводником в этой «картинной галерее»: обратить внимание на несколько иной и особый смысл привычного, а иногда и показать его уникальность, чтобы даже «невзрачная» картина стала для него очень привлекательной в рамках данного контекста.

В своем общении с клиентами мы часто слышим следующие фразы: «Я очень некрасивый...», «Я слишком прямолинейный...», «Я слишком застенчивый...», «Я слишком медлительный...», «Я слишком никчёмный...», «Я слишком ленивый...», «Я слишком добрый...», «Я слишком злой...», «Я слишком толстый...», «Я слишком худой...» Этот перечень можно продолжать еще долго, но вы, наверное, уже уловили основной смысл (убеждение) этих речевых формул, заключающийся в слове

91

«слишком». Кстати, нам тоже часто говорят: «Ваш проект слишком расплывчатый (детальный, объёмный)», «Ваша книга слишком упрощенная (поверхностная)». Но надо понимать, что всё то, что люди считают «слишком», — это взгляд только из одной перспективы, только под определенным углом зрения. И талант коммуникатора заключается в том, чтобы не попасться на эту удочку. Не бросаться давать свои советы, услышав: «Я слишком...», а переключить внимание клиента так, чтобы он увидел новые грани, нашел возможность иной оценки данной ситуации.

По окончании семинара-тренинга по курсу «НЛП-Практик» моя замечательная коллега, Елена, пришла ко мне и сказала:

— Знаешь, Андрей, вот ты всем говоришь, что НЛП — такая «мощная штука», такой эффективный инструмент... Ты рассказываешь, что в НЛП хорошо разработаны методы сбора информации, основанные на использовании консультантом виртуозности языка, умения слышать и слушать. А как мне быть? Мой 6-летний ребёнок всё время по утрам говорит: «Мама, я не хочу есть манную кашу, потому что храбрые индейцы манную кашу не едят!»

Выслушав это, у меня моментально родился рефрей-минг. Я предложил в этой ситуации сделать следующее:

— Скажи своему ребенку, что он совершенно прав. Храбрые индейцы манную кашу не едят. Манную кашу едят вожди!

Прошло немного времени. Елена снова пришла ко мне и сказала, что эти слова изменили всю «концепцию» поведения ее 6-летнего сына. Во всяком случае, каждый день ребёнок ест манную кашу с большим удовольствием: ему очень понравилась сама идея о том, что он может стать вождем.

Этот маленький бытовой эпизод с предельной ясностью показывает, что часто не нужно ничего менять в опыте человека, следует только помочь ему обнаружить

92

возможность иного образа мышления в привычном контексте, увидеть новую перспективу. Не разрушая убеждений, можно мягко переключить, сместить фокус его внимания на что-то другое.

А мы нередко в своей жизни пытаемся именно переубедить другого человека, дать ему какое-то иное, «правильное» убеждение и заставить принять его. И многие из нас полагают, что если у них в руках есть такое единственно верное решение, то смысл всей нашей жизни состоит в том, чтобы навязать его другому человеку. Я специально немного утрирую, однако замечаю это постоянно, на каждом шагу: в отношениях «начальник — подчинённый», «муж — жена», «родители — дети» (друзья, партнёры, коллеги). Мы пытаемся отстоять свою точку зрения просто потому, что нам необходимо иметь собственное мнение. Но вот удивительная вещь: само по себе убеждение «хорошо иметь свою точку зрения» не предполагает того, что ее обязательно нужно навязывать кому-то другому! Конечно, иметь свою позицию, свой взгляд на вещи очень полезно. Но гораздо полезнее научиться слышать других людей, не отказываясь от своего мнения. Может быть, в определенный момент его просто необходимо высказать, однако не стоит при этом отвергать возможность найти вместе с другим человеком совершенно иную палитру, целую гамму различных потенциальных решений. И для этого ни в коем случае нельзя разрушать убеждение, которое есть у другого человека.

Идея НЛП состоит в том, чтобы предложить человеку выбор из множества различных вариантов или же привести пример, позволяющий изменить его восприятие, предположим, негативное заменить на позитивное.

Иногда рефрейминг просто позволяет человеку расслабиться, взглянуть на что-то «со стороны» и пойти дальше. Посмеяться над самим собой, над ситуацией. Это дает

93

возможность выйти из состояния «зацикленное™», переключить внимание на что-то более серьёзное, важное.

Я вспоминаю своего друга, который работал учителем физкультуры. Он как-то пришел ко мне и сказал:

— Что мне делать? Я очень ленивый, слишком ленивый...

Причём его физическое состояние свидетельствовало о том, что для него это обстоятельство, скорее всего, и не является грандиозной проблемой, однако представляет некоторую сложность. Часто бывает так, что подобное убеждение, находящее свое выражение в речи человека, не соответствует действительности. Может быть, он не может написать свою дипломную работу или статью, подготовить семинар, завершить проект или даже начать новую жизнь по причинам, от него не зависящим. И человек делает сверхвывод о том, например, что он слишком ленив. У него рождается идея: «Раз я ленивый, значит вообще всё плохо». И этим усугубляет своё положение. В такой ситуации консультант не может работать с ленью, ведь это понятие относительное: сегодня она есть, завтра её нет. По существу всегда есть причина, следствием которой и является то или иное сверхобобщение. Этих причин — сотни. Возможно, что-то ему мешает сосредоточиться, существует некоторый внутренний барьер. А, может, у него есть более важное дело, и он всё время думает о нём и не может прежде его выполнения приступить ни к чему другому. Часто подобное убеждение, начинающееся со слов «я слишком», вообще не имеет никакого отношения к подлинной причине, которая стоит за состоянием недовольства собой. И случается так, что брошенный вскользь рефрейминг разрушает эту «оболочку» — и настроение, физиология, отношение человека к ситуации изменяются, что позволяет перейти к решению существующей проблемы.

94

Так вот, когда мой друг произнёс: «Я слишком ленивый...», я ответил следующим образом: «Что может быть лучше для детей, чем ленивый учитель физкультуры?» Его реакция была мгновенной: раздался громкий хохот. Он рассмеялся, и, что самое удивительное, мы больше об этом даже и не вспоминали.

Человек уже не говорил о своем обобщении как об окончательном приговоре: «Я слишком ленивый...» В этом смысле способность разрушить сверхобобщение, определённое чёткое убеждение позволяет продвинуться по пути реального решения проблемы — той внутренней задачи, с которой к вам пришёл человек или с которой вы столкнулись в процессе консультации.

В качестве показательного примера эффективности использования техники рефрейминга, или речевого переформирования, можно привести случаи из жизни знаменитых людей. Следует заметить, что очень многие из них бессознательно владели этой техникой в совершенстве. И правда, ведь все гениальные открытия были сделаны в определённой ситуации, в некотором научном или жизненном контексте. Для того чтобы выйти за рамки, чтобы открыть что-то новое, необходимо было либо переформировать смысл контекста, либо изменить сам контекст. К примеру, для того чтобы появилась геометрия Лобачевского, было необходимо выйти за рамки положений геометрии Евклида. Для создания теории относительности требовалось расширить представления ньютоновской механики. И так в любом гениальном открытии. Либо требовалось изменить ситуацию, которая существовала, или сложившиеся убеждения. Люди, которых мы считаем гениальными, обладали гибкостью мышления, что позволяло им выходить за рамки привычных представлений, находя и предлагая что-то новое. Можно сказать, что они всегда использовали возможности для применения рефрейминга. Условно

95

говоря, если вместо шахматных фигур на доске были бы расставлены другие предметы, то сама игра приобрела бы в такой ситуации новый смысл.

У меня есть друг, Валентин Юров, который сейчас проживает в Швеции. Он замечательный журналист и очень давно серьезно занимается НЛП. Однажды он рассказал мне два интересных примера использования рефрейминга, которые меня в своё время потрясли. Хотя я уже слышал об этих случаях, но никогда не оценивал их с точки зрения употребления рефрейминга (понимаете, как в самой этой ситуации изменилось мое восприятие привычного контекста?). Поскольку мой друг интересуется жизнью замечательных людей, у него есть хобби коллекционировать разные увлекательные истории о них. И вот однажды в процессе нашей беседы об НЛП, мы пришли к выводу, что огромное количество известных людей пользовались в своей жизни тем, что мы сейчас называем рефреймингом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться