В качестве иллюстрации своей мысли я хотел бы привести историю с Наполеоном, которую как пример эффективного использования рефрейминга рассказал мне Валентин. Когда победоносный французский император собирался завоевать Италию, у него была совершенно измученная, продрогшая среди альпийских снегов, голодная армия. Никто не знал, что делать: командиры вообще не верили, что солдаты смогут пойти дальше. Солдаты отказывались выполнять приказы и не хотели ничего, кроме как вдоволь поесть и выспаться. Армия была измождена, и все призывы военачальников вызывали только протест. И тогда Наполеон решил собрать всю свою армию. Трудно было представить, что даже он сможет сказать нечто такое, после чего все воспрянут духом и армия будет снова боеспособной. Но Наполеон собрал войска, встал на возвышение и начал свою речь, в точности описывая горькую правду о сложившейся ситуации:
96
— Я знаю, что вы действительно голодны. И каждый сказал себе: «Да, это так».
Оглядев изможденные лица солдат, Наполеон продолжал:
— Я знаю, что вы сильно устали.
И все снова внутренне согласились со словами императора.
— Я знаю, что вы очень давно не ели и не получали жалование. Я знаю, что вам не хватает теплой одежды...
Наполеон долго перечислял то, чего сейчас нет у его солдат, и они видели, что он действительно прекрасно понимает их чувства разочарования, усталости и апатии. В заключение своей речи он добавил:
— Вы представляете себе, когда вернётесь домой, что скажут ваши жены и дети, которые ждут вас героями? Вы хотите прийти героями? Вы хотите вернуться богатыми? Вы хотите стать счастливыми?
И в этот момент армия как будто проснулась: было видно, как меняются лица людей, на них появляется выражение заинтересованности. Однако у многих на сердце все еще лежала тяжесть неверия и сомнения. По выстроившимся на поле шеренгам, словно волна охватившего всех возбуждения, пробежал шепот:
— О чём он говорит? Разве это возможно?
И тогда Наполеон, дождавшись наступления напряженной тишины, сказал:
— В Италии, которая сейчас лежит перед вами, жарко, и теплая одежда вам не понадобится. Это богатая фруктами страна, и урожай уже созрел к вашему приходу. Когда мы придем туда, то все получат столько пи-Щи, сколько захотят. Кроме того, в Италии очень много золота. Я разрешаю каждому солдату унести его столько, сколько он сможет!
Выступление Наполеона завершилось всеобщей ова-Цией и ликованием:
97
4-3227
— Ура! Да здравствует Бонапарт!
И люди, которые пять минут назад были отчаявшимися и не могли двинуться дальше ни на шаг, пошли за своим полководцем и впоследствии захватили Италию...
Обсуждая речь Наполеона, можно спорить о том, стоило ли было завоёвывать Италию и отдавать ее на разграбление голодным полчищам. Но я хочу обратить внимание на другое: великие ораторы часто умели вдохновлять людей всего несколькими фразами. Одним из инструментов, которым они пользовались для этого, был рефрейминг. Он помогает самую тяжёлую, безнадёжную и отвратительную ситуацию сделать выигрышной. Эти люди умели, встретив трудность или потерпев неудачу, говорить себе: «Да, этот случай был для меня полезным... Да, сегодня я проиграл и не достиг, чего хотел. Это значит, что я смогу использовать этот опыт в дальнейшем. До настоящего момента я не умел находить выход из таких ситуаций, следовательно, мне стоит кое-чему научиться, развить в себе новые качества, чтобы мои действия стали более успешными в подобных случаях в будущем». Те, кто научился так думать искренне, — это удивительные люди, потому что любая стрессовая ситуация или неудача перестала быть для них пыткой. Она стала для них хорошим стимулом, школой, очередным этапом развития, новым шагом вперёд.
Что происходит с человеком в сложном положении? Человек как будто попадает в западню: испытывает негативные эмоции, сидит на одном месте, говорит, что всё плохо — и сама ситуация ужасная, и то, что случилось, никуда не годится. От этого становится ещё тяжелее, и ему, наконец, необходимо вырваться из этого заколдованного круга. Человек может говорить во внутреннем диалоге (Ад) много всего, сетуя на свое положение и пытаясь утешить самого себя, но при этом ничего не меняет-
98
сЯ цем больше он общается сам с собой на эту тему, тем глубже погружается в трясину апатии и безысходности...
Я специально сгущаю краски в этом примере. Мне встречались сотни таких людей, которые приходили ко мне на консультацию. Талант коммуникатора, по-моему, состоит в том, чтобы очень быстро переключить внимание человека, вытащить его из стопора и направить его мышление в совершенно другую сторону:
— Может быть, прекрасно, что эта сложная ситуация возникла именно сейчас, а, скажем, не через год?
— А что было бы, если бы трудности появились через год? Вдруг это привело бы к гораздо более печальным последствиям? Возможно, стоит заняться их преодолением прямо сейчас?
Нередко в своей работе я сталкиваюсь с такого рода случаями. Например, два партнёра решили создать фирму: сложили деньги, оформили все необходимые документы и начали заниматься покупкой офиса. Потом выясняется, что у них совершенно разные взгляды на жизнь: на то, как строить бизнес, как общаться с людьми. То, что является ценностью для одного, оказывается совершенно не значимым для другого. Такое часто случается в жизни. Люди встречаются и расстаются...
И вот такой человек приходит и говорит:
— Нет, это какой-то кошмар! Опять неудача. Мы только месяц назад начали, казалось бы, делать общее дело, а теперь мы делим деньги, и я опять остаюсь без партнера...
В подобной ситуации я часто говорю, что, может быть, было гораздо лучше осознать это сейчас, пока вы ещё не успели ничего сделать? И тогда имеет смысл найти того человека, с которым вам по пути? И собеседник на минуту задумывается: «И правда, может, здорово, что это произошло именно сейчас?» И моментально меняет-
99
ся настроение, отношение к ситуации и понимание того, что происходит в жизни.
Я хотел бы привести ещё один интересный пример использования рефрейминга смысла, на который мы с Валентином обратили внимание. Кажется, это случилось с Луи Пастером. К учёному пришёл один из его учеников и сказал:
— Какая несправедливость! Всем исследователям везёт. Например, Ньютону яблоко на голову упало, и он открытие сделал. Люди совершают открытия во сне. Всем везёт! Уснул — и готово. Обратил на что-то внимание, нашёл что-то сходное, некоторую закономерность и стал знаменитым. И все это случайности, случайности, случайности...
Луи Пастер внимательно выслушал своего ученика, а затем сказал:
— Да, везение — это гениальная вещь! Без него никакие открытия не совершаются. Действительно, очень важно, чтобы человеку везло. Но ведь обратите внимание — кому везёт...
Лицо ученика вытянулось, и он задумался, почему именно таким людям сопутствует удача.
Великий Станиславский в подобных случаях, если вы помните, говорил, что «талант — это 99 процентов пота и только 1 процент одарённости». Давайте и мы вслед за тем учеником Пастера обратим внимание на то, что «везёт» в жизни, как правило, людям, которые очень много работают и делают все для того, чтобы свершилось чудо. Любое «везение» необходимо очень хорошо спланировать, чтобы именно в нужный момент оно «само по себе» осуществилось. А если мы будем уповать исключительно на удачу, то с нами может произойти тот же случай, что и с персонажем анекдота, который в своих молитвах ежедневно упрашивал Бога помочь ему выиграть в лотерее.
100
Он молился столь усердно, что был услышан в «небесной канцелярии», и вот уже все ангелы и прочие умоляют Бога: «Владыко, ну смилостивись, пожалей этого человека, помоги ему выиграть, он так просит тебя об этом!» На что Всевышний с прискорбием отвечает: «Да я бы и сам рад, но он хотя бы сначала лотерейный билет купил!»
Как вы думаете, повезло ли этому бедняге?..
Однажды я был свидетелем интересной сцены. У меня 13 лет педагогического стажа, из которых уже в общей сложности 7 лет я проработал директором школы. Несмотря на то, что эта профессия мной обожаема, я признаю, что и в нашей сфере не обходится без эксцессов. Ведь не секрет, что школа служит зеркалом нашего, скажем, не совсем благополучного общества. На моей памяти был случай, когда одна уже достаточно пожилая учительница не хотела уходить из школы. От неё все давно устали — и учителя, и особенно ученики, к которым она постоянно цеплялась, выставляя их на всеобщий позор. Поэтому все предпочитали обходить её стороной. Эта женщина была преподавателем истории. И вот однажды ее конфликт со школьниками привёл к ситуации, которую даже трудно себе вообразить. Она поймала в коридоре ученика 7-го класса, у которого были длинные волосы, и попыталась отстричь ножницами несколько прядей, чтобы заставить пойти его в парикмахерскую. При этом она очень громко кричала, расточая ругательства налево и направо. Из всей ее речи явствовало, что так ходить в школу нельзя, потому что это верх неприличия.
Интересно, если вдуматься в то, чего она добивалась, то за ее действиями можно обнаружить некоторое позитивное намерение: она хотела, чтобы школьник выглядел опрятно. Однако здесь есть один существенный момент, который, вероятно, вы уже подметили. «Опрятно» — в её понимании, в её представлении о том, как это может или должно быть. Не стоит говорить, что
101
её убеждения совершенно не совпадают с тем, что модно или престижно среди подростков, у которых всегда существует собственная субкультура — своё общество с особым языком и манерой общения, где происходит становление их взрослой жизни. Наверное, этот подросток хотел таким образом утвердиться в своем коллективе. И что же произошло? Пожилая учительница, умудренная сединами, поспешила «исправить» ребенка по своему вкусу, в буквальном смысле попытавшись «скроить» из него нового человека при помощи ножниц. К сожалению, представление о том, что кого-то можно насильно заставить быть счастливым, опрятным или красивым, является очень распространённым и присуще, как показывает опыт, не только героине этой истории. Если всмотреться в корень произошедшего, то смысл поведения участников этой сцены состоит в конфликте двух разных, причем, у каждого по-своему позитивных намерений. То же самое происходит, когда мы даём советы и пытаемся навязать свой собственный стереотип поведения или мышления другому человеку.
В этой ситуации, как и в случае с Наполеоном, мы не решаем, стоит кого-то осуждать или нет. Когда мои коллеги, другие учителя, попытались объяснить ей, что ее действия неприемлемы, что она переходит границы дозволенного, это ее не убедило. Она считала, что поступает справедливо: только так и должен действовать педагог, отстаивающий подлинные школьные идеалы. Ведь только она заботилась о дисциплине, порядке, престиже и внешнем виде учащихся. И если бы не она, то школа бы рухнула, развалилась! Подумайте, как в данном случае этот человек перенёс свои собственные стереотипы мышления, взгляды, принципы и убеждения на всю школу!
И вот в этот момент я стал свидетелем совершенно уникального рефрейминга, который серьезно изменил отношения этой учительницы со школьниками. Как раз, когда
102
она боролась с «нарушителем благопристойности» с ножницами в руках, к ней подошла её сослуживица и сказала:
— Светлана Васильевна, вы считаете, что у него слишком длинные волосы?
Повернувшись к коллеге и продолжая свою борьбу, та ответила:
— Да, конечно! Посмотрите! Это же полное безобразие! И тогда последовал новый вопрос:
— Ведь вы же историк?
— Да, разумеется!
— А как же тогда быть с хаером Маркса?
От неожиданности изумленная учительница выронила ножницы из рук и на какой-то момент даже не поняла, о чём её спрашивают. Она совершенно не могла взять в толк, причём здесь Маркс? Однако они стояли напротив её кабинета, и в дверной проем был хорошо виден расположенный над школьной доской огромный портрет Маркса с волосами гораздо ниже плеч. Светлана Васильевна отпустила бедного взъерошенного паренька и ответила что-то несуразное, а затем надолго уединилась в своём кабинете. Говорят, что она даже расплакалась. Но через несколько уроков подошла к той самой учительнице, что задала ей свой коварный вопрос, и призналась:
— Послушайте, а ведь я никогда над этим не задумывалась! И правда: у Маркса длинные волосы! Это, наверное, в Германии тогда модно было? Или, может быть, он тоже хотел выделиться!?
Вероятно, кто-то скажет, что этот пример не очень показателен с точки зрения использования рефрейминга. Мало ли бывает конфликтных ситуаций. Что в этой истории особенного? Однако эта женщина, во всяком случае после всего произошедшего, раз и навсегда перестала обращать внимание на внешний вид детей и пытаться его исправить. Конечно, один случай не мог изменить чело-
103
(
века в целом. В конце концов, год спустя она ушла из школы. Но, так или иначе, фраза, брошенная коллегой, очень сильно повлияла на её восприятие ситуации. И мне кажется, что для неё это явилось определенным шагом на пути пересмотра своих взглядов на окружающую действительность, отличавшихся излишней категоричностью. Однажды она даже сама призналась в этом:
— Как же так? Я столько раз смотрела на эту фотографию и никогда не замечала, что у Маркса длинные волосы!
На что мы ответили:
— Просто вы о Марксе по-другому думали. Он представляет для вас совершенно иную ценность.
И это был ещё один совсем маленький, едва ощутимый рефрейминг...
На самом деле, рефрейминг — это мостик, который возникает между двумя сторонами, не понимающими друг друга. Если мы можем построить его, наметить и найти новый смысл в данном контексте, то тем самым мы прокладываем дорогу, позволяющую подойти к проблемному участку с другой стороны и, оценив имеющиеся в запасе ресурсы, найти свежее неординарное решение, открыть для себя новую перспективу и возможности.
Ваш друг говорит: «Я слишком медлительный». — «Зато ты никогда не примешь скоропалительных решений». Посмотрите на реакцию вашего собеседника! Как изменится его отношение к своим собственным словам?
Я помню, как один мой знакомый пошутил в разговоре с девушкой, признавшейся, что она слишком скромная. В ответ он произнес: «Ну, зато тебе не грозит подцепить какую-нибудь неприличную болезнь». Та долго смеялась и совсем забыла о своей проблеме: у неё совершенно изменилось настроение.
Мне очень понравился еще один случай. Женщина на одном из наших семинаров пожаловалась: «Я слишком
104
полная». На что ей ответили: «Знаете, не бывает слишком полных женщин, бывают мужчины без фантазии». Ей это очень польстило, и она буквально расцвела.
Люди говорят: «Я слишком быстро все забываю». — «Это всего лишь означает, что ваш мозг умеет избавляться от ненужной информации». «Я слишком занудный». — «Зато кропотливый и педантичный. Ты не упустишь ни одного момента, который по-настоящему важен, и, возможно, тебе полезно выбрать такую профессию, в которой это качество может быть высоко оценено. Наверняка, из тебя получится хороший эксперт?»
Рефрейминг применим в разных сферах, особенно в бизнесе. Я помню, как в одной компании служащих, которую я консультировал, продавцы жаловались, что не знают, как и что отвечать покупателям. Им часто предъявляли такие претензии: «Раз вы не предоставляете скидок, значит вы — несерьёзная компания». На это у меня сходу возникло несколько вариантов рефрейминга. Я предложил им попробовать ответить примерно следующее: «Вы знаете, мне казалось, что скидки дают тому товару, который слишком долго залежался». Можно было возразить и так: «Разве? Вы знаете, а я всегда считал, что скидки обычно предоставляют на тот товар, который плохо продаётся...» И так далее...
Таким образом, эту ситуацию можно было «перевернуть в обратную сторону, сказав: «Я правильно понимаю, что абсолютно все фирмы, которые предоставляют скидки, для вас являются серьёзными?» При этом можно заметить, что многие из подобных компаний продают «кота в мешке», торгуют непонятно чем. И они могут предложить какое-угодно количество скидок, только стоит попросить... Тогда покупатель начинает задумываться: «Да-а, что-то в этом моем убеждении, наверное, не так», — и начинает мыслить менее категорично. А затем у него сами по себе начинают всплывать в памяти
105
различные примеры того, когда случалось в точности наоборот. Когда люди смотрят одновременно на противоположные явления, уровень требования снижается!
С работниками этой компании мы проделали и другое полезное упражнение. Я предложил им записать те неоправданные претензии покупателей, на которые требовалось научиться возражать. Эта фирма продавала напольные покрытия, причём действительно очень качественные. Продавцы просто не всегда умели удачно парировать каверзные замечания покупателей. Ведь человек может прийти в магазин с какими угодно убеждениями и настроением, и часто вообще ничего не знает о предлагаемом товаре, особенно, если он эксклюзивный. У людей всегда есть свое собственное мнение о том, что они могут купить со скидкой. И у некоторых производителей в связи с этим возникают серьёзные трудности в сбыте своей продукции. Вообще-то любой продавец встречается с возражениями покупателей. В своей работе с сотрудниками фирмы мы не ставили своей целью научить их кем-то манипулировать, нашей задачей было показать новые варианты и способы взаимодействия с людьми в подобных ситуациях. При этом важно еще раз подчеркнуть, что убеждать другого в его неправоте абсолютно бесперспективно. Если в голове человека что-то смешалось, наложилось одно на другое, и он теперь во что бы то ни стало хочет получить эксклюзивный товар со скидкой, оправдав таким образом свои ожидания, то можно просто спросить его: «Правильно ли я вас понимаю, что серьёзность компании определяется только предоставлением скидок, а не качеством товара?»
Мне вспоминается другая история, тоже произошедшая с моими друзьями, которая наглядно демонстрирует возможности использования рефрейминга в бизнесе. Они создали учебное заведение, специализировавшееся на обучении предпринимательской деятельности. Ин-
106
ститут находился в здании школы. Мои друзья детально продумали стратегию реализации своих планов по оказанию образовательных услуг: в каждом округе Москвы, в одной из общеобразовательных школ, они открывали свое отделение и проводили набор студентов. Человек в результате мог подыскать себе тот филиал, который ему было бы удобнее посещать, — в пределах своего округа.
Когда же они обратились в Министерство образования для получения лицензии, власти предъявили претензии, состоящие в том, что институт занимал часть помещения школ. А это, по мнению чиновников, означало, что данное учебное заведение является «несерьёзным», поскольку не имеет своего здания. Понятно, что для частного образовательного учреждения, не обладающего большими финансовыми возможностями, купить или построить здание в Москве не так-то просто. Не всякий государственный институт, даже имеющий коммерческое отделение, может позволить себе строительство здания в центре города (хотя и это утверждение — тоже убеждение, которое можно переформировать с помощью рефрейминга).
Итак, комиссия никак не могла решиться предоставить этому вузу возможность аренды школьных помещений, утверждая, что «вы несерьёзный институт, так как пользуетесь зданиями школ и эксплуатируете их, а они, между тем, разрушаются». Возражать на это было бессмысленно, даже несмотря на то, что институт честно выплачивал арендную плату, и деньги эти шли государству. И во время беседы представителей учебного заведения с членами комиссии последние никак не могли предоставить веские аргументы, каждый раз апеллируя к своему убеждению, что это «несерьезный институт». Тогда мои Друзья, поняв, что продолжать убеждать членов комиссии в их неправоте бесперспективно, решили сесть и изложить концепцию деятельности института. В этом принял участие и я. Мы написали, что с самого начала,
107
развивая идею непрерывного образования, институт ставил перед собой целью реализацию одного из важнейших принципов системы образования, а именно: обучение должно быть приближено к месту жительства людей. Образовательная программа должна быть доступна территориально. И мы сделали вывод, что сегодня на рынке образовательных услуг именно данное учебное заведение обеспечивает такой широкий выбор филиалов.
Вся концепция, как вы уже догадались, представляла собой рефрейминг. Ее основной идеей было то, что иметь свои филиалы на базе школы не недостаток, а преимущество. Более того, теперь это стало самым главным достоинством института. Отныне его представители с гордостью заявляли: «Да, мы — институт, который намеренно сотрудничает со школой, создавая непрерывную образовательную вертикаль «школа — вуз». Это является философией нашего учреждения, его лицом, отличительной особенностью. Ни один другой вуз не может предложить такие услуги населению».
Что это доказывает, если вернуться к случаю с Бонапартом? Это значит, что всегда можно даже самую трудную ситуацию показать с выгодной стороны. В этом и состоит идея рефрейминга смысла.
И когда мои друзья принесли такую концепцию в Министерство, проблема была решена в максимально сжатые сроки.
По тому воздействию, которое оказывает на людей рефрейминг, я подразделяю его на два типа:
1. «Весёлый» рефрейминг: поднимает настроение, позволяет выйти за рамки проблемной ситуации и дает возможность человеку взглянуть на нее с юмором.
2. Рефрейминг, заставляющий задуматься: помогает найти и понять другой, скрытый смысл. Таким образом, мы меняем отношение людей к ситуации, делая недостаток преимуществом.
108
Всем читателям я предлагаю сейчас поиграть в следу-юшие две игры. Первая основана на нахождении новой рамки. Наша цель не изменить убеждения людей, а лишь подыскать им нужный контекст. Возьмите любое свое убеждение, которое, как вам кажется, мешает в жизни.
«Я слишком худой...»
«Я слишком некрасивый...»
«Я слишком медлительный...»
«Я слишком много болею...»
И скажите себе: «Это всего лишь значит, что...» Найдите такую ситуацию, такой контекст, где этот «недостаток» будет полезным (позитивным), и улыбнитесь!
И второе задание. У вас всегда есть возможность думать о своей ситуации по-старому. Но, если вам действительно хочется найти альтернативное решение, изменить нечто в глубинах собственного «я» и увидеть новую перспективу, то продолжите части фраз:
«То, что вы называете... «То, что люди называют... «То, что мне кажется...
может означать совсем другое...»
Например: «То, что вы называете упрямством, я называю ярко выраженной способностью отстаивать свою точку зрения». Или: «Это означает доводить свои дела до конца». Помните фильм «Дикая орхидея», где главный герой делает интересный рефрейминг, я бы сказал, с терапевтическим уклоном? Героине фильма, воспитанной в строгих пуританских традициях, он говорит: «То, что вы называете сексом, я называю любовью», — и эти слова заставляют ее серьезно задуматься...
Попробуйте найти как можно больше разных смыслов, посмотрите на свою жизнь сквозь замечательные, разноцветные стёклышки рефрейминга!
109
Рефрейминг великолепно работает в медицине, в психотерапии, в искусстве общения с людьми. Безусловно, уметь пользоваться этим инструментом необходимо многим людям самых разных специальностей: врачам, бизнесменам, продавцам, а также всем тем, кто занимается переговорами. По моему мнению, это искусство является очень важным личностным качеством вообще. Я думаю, что умение «расширять рамки» помогает изменить жизнь людей существенным образом: их телесные ощущения, восприятие окружающего мира, понимание смысла жизни, наконец.
В заключение мне хотелось бы уделить немного внимания другому аспекту применения искусства речевого рефрейминга, а именно возможностям использования этой техники в медицине.
Глубинный рефрейминг смысла здесь состоит в том, что болезни нужно изучать, но не менее важно заниматься исследованием здоровья. Что такое здоровье? Как человек заботится о своём здоровье? Как он ощущает себя здоровым? Как некоторые люди умудряются жить много лет и при этом сохранять активность и бодрость до глубокой старости?
Владеть техникой рефрейминга просто необходимо в общении с тяжело больным человеком, потому что часто у таких людей существует очень много негативных убеждений относительно самого себя. Воспринимая себя неспособным сопротивляться недугу, а саму болезнь как одушевлённое существо, которое обладает большей мощью и силой, чем он сам, такой человек хуже поддается лечению. Это проявляется и на уровне языкового сознания. Например, мы произносим: «Грипп меня одолел». Грипп — это болезнь вирусной этиологии. У нее нет интеллекта, а говорим мы об этом как о ком-то, обладающем силой и волей. Наш мозг способен влиять на обмен веществ, на протекание физиологических и биохи-
.10
мических процессов, и сам человек обладает естественной способностью к выздоровлению. Когда мы поранили палец, мозг уже «знает», как его можно залечить: сама собой затягивается рана, и буквально через день мы забываем об этом порезе. Мне очень нравится рекомендация о том, что «от простуды можно вылечиться с помощью лекарств за 7 дней, а без них — за неделю».
Здесь важно понять, что НЛП ни в коей мере не отвергает медикаментозного лечения: оно просто помогает людям заметить, что, кроме лекарств, есть еще собственные возможности человека и его способность быть здоровым. Всё ли время человек «зациклен» на болезни, всегда ли говорит о ней? Или же он, действительно, очень твёрдо верит в то, что уже выздоравливает, и это помогает ему обрести подлинное здоровье? Мы знаем много примеров того, как люди, которые верили в выздоровление, исцелялись от болезней, в рамках традиционной медицины считающихся неизлечимыми, и для лечения которых даже лекарств не существовало. В нашем организме есть особые механизмы, запускающие определённые биохимические реакции, и таким образом он сам может синтезировать огромное количество веществ, являющихся естественным лекарством. Значит, у нас есть возможность организовывать свои мыслительные процессы и направлять свои душевные силы так, чтобы выздороветь естественным путем. Я считаю, что это убеждение, также представляющее собой некоторый рефрейминг, позволяет помочь огромному количеству людей, которые уже утратили веру в свое исцеление и в то, что их собственный организм способен на очень многое. Я думаю, что ни один врач не будет отрицать того, что от расположения духа пациента во многом зависит и исход его лечения. Умение вселять в людей такую веру у древних врачей являлось искусством, которое сейчас почти утрачено. Когда было не так много лекарств, чтобы лечить, очень часто лечили
111
словом. И в этом смысле слово, то есть рефрейминг, может использоваться и сегодня в качестве лекарства. И здесь мне вспоминается такая притча.
Однажды Иисус шел по дороге, и за ним следовали двое слепых и кричали: «Помилуй нас, Иисус!» Когда же вошел он в дом, слепые обступили его и умоляли, чтобы он исцелил их. И говорит им Иисус: «Веруете ли, что я могу это сделать?» И они отвечали ему: «Да, Господи!» Тогда он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам». И открылись глаза их в тот же час...
Мне кажется, что помимо получения описанных терапевтических эффектов и возможности вселять в людей веру, которая сама по себе является лекарством от многих болезней, искусство слова, то есть рефрейминг, позволяет нам также «открывать глаза» себе и другим на очень многие вещи. Овладевая техникой речевого переформирования, мы становимся более гибкими в постоянно меняющемся вокруг нас мире, способными находить новые и наиболее адекватные решения в сложившейся ситуации. Как часто, когда нас постигает неудача, нам хочется просто опустить руки. Однако попробуйте тогда воспользоваться волшебной палочкой рефрейминга — и вы увидите, как мир засияет перед вами новыми красками открывшихся возможностей...
112
«Тридцать две розы успеха». Магическая модель Т.О.Т.Е.
Зта романтичная сентиментальная история (тогда я еще не предполагал, как все получится) произошла после одного из моих семинаров для музыкантов. Ко мне подошел один молодой человек, на вид ему было лет пятнадцать. По его серьезному лицу можно было предположить: то, с чем этот юноша решился обратиться ко мне, представляет для него существенную проблему, которая довлеет над ним уже в течение достаточно долгого времени. Из нашего разговора выяснилось, что он с детства занимался музыкой и готовился в тот момент к музыкальному конкурсу, где он собирался продемонстрировать свои способности. Молодой человек имел все предпосылки для удачного выступления: у него
114
«Тридцать две розы успеха». Магическая модель Т.О.Т.Е.
были прекрасные педагоги, сам он был замечательным исполнителем в своей возрастной категории, но:
— Мне что-то мешает играть лучше, — сказал юный музыкант задумчиво, когда я попросил его рассказать о своей проблеме.
Оказалось, что обратиться ко мне ему посоветовала его педагог, побывавшая ранее на моем семинаре. Ей показалось, что у молодого человека есть некая сложность, мешающая ему совершенствовать своё мастерство. И она связана не с количеством занятий, а, скорее, с тем способом, с помощью которого он «входит в образ исполнителя», и с представлениями о своей игре. Как-то она сказала ему: «Качество твоей игры связано с твоим мышлением».
Проблема, с которой ко мне обратился этот молодой человек, заставила меня задуматься над более общими вопросами. Почему одни люди достигают совершенства, а другие все время пробуксовывают, терпят неудачу? Почему мы порой зацикливаемся, делая какие-то лишние шаги там, где их, возможно, делать не нужно? Почему в процессе достижения жизненных целей некоторые испытывают гнев, раздражение, боль, страх, а не радость и воодушевление, помогающие нам действовать быстро, легко и красиво? Работа с этим юношей явилась для меня первым шагом в понимании того, как устроены наши мыслительные стратегии и каким образом они проявляются в конкретных действиях.
То, с чего я начал свои занятия с ним, в психологии называется моделью Т.О.Т.Е. Здесь я сделаю маленькое отступление для начинающих НЛПеров.
Аббревиатура Т.О.Т.Е. обозначает четыре шага, из которых состоит любая наша мыслительная стратегия. Эта Модель была предложена поведенческими психологами Как самая простейшая «управленческая схема» существования любого живого организма. Точки в модели Т.О.Т.Е. представляют собой простейшие функции: по-
115
становка задачи; выбор способа ее решения и осуществление различных действий для достижения цели; получение информации об успешности действий; завершение процесса и переход к решению новой задачи.
Поэтому первое Т. (тест) — это точка «запуска», то, с чего мы вообще начинаем любое действие; бессознательная или сознательная установка цели.
О. (операции) — действия, направленные на достижение нужного результата.
Далее снова Т. (или второй тест процесса) — проверка, правильно ли все делается, в нужном ли направлении развиваются события, достигается ли именно та цель, которая была установлена.
И, наконец, Е. (выход) — завершение процесса. Понимание того, что цель достигнута.
Когда юноша рассказал мне о сложностях, возникших у него с занятиями музыкой, я сразу понял, как мы будем с ними бороться — именно с помощью модели Т.О.Т.Е. По моему представлению, она наилучшим образом помогает осознать и структурировать выполнение любой задачи, устранить трудности.
Используя эту модель, я затратил примерно 2,5 часа для того чтобы поэтапно и подробно выяснить, КАК именно юноша играет музыкальные произведения.
— Хорошо, — сказал я, — сейчас ты расскажешь мне, как исполняешь произведение и какие сложности возникают в процессе твоей игры.
Молодой человек, очевидно, был готов к подобного рода вопросам и ответил, практически не раздумывая:
— У меня есть одна трудность. Я не могу правильно играть 1/32. Я не выдерживаю положенную длительность звучания, а порой и вообще сбиваюсь с такта.
Затем, немного помолчав, с грустью добавил:
— Эта дурацкая пауза в игре буквально рвет все музыкальное произведение на части!
116
«Тридиать две розы успеха». Магическая модель Т.О.Т.Е.
По его растерянному виду и расстроенному тону, каким это было сказано, можно было предположить, что молодой человек уже устал бороться с самим собой в попытках решить проблему самостоятельно. Он обессилено откинулся в кресле, опустив взгляд на отполированные доски паркета. Примерно минуту он сидел, не произнося ни слова. Затем я поинтересовался:
— А почему тебе вообще так важно хорошо исполнять музыкальные произведения?
Мой вопрос вызвал у юноши недоумение.
— Я просто начал готовиться к конкурсу и хочу стать победителем.
— Отлично! Звучит очень убедительно и достойно. Так как у нас не было музыкального инструмента, я
попросил его представить, что перед ним стоит рояль, что он открывает его крышку, кладёт ноты и начинает играть. Сначала парень очень удивился моему предложению, но потом действительно начал перебирать в воздухе пальцами. В это время я отмечал для себя то, как двигались его глаза, насколько были напряжены или расслаблены его мышцы, в каком состоянии он находился. Через некоторое время я заметил, что глаза его забегали, а правая нога двинулась вперед, как бы нажимая на несуществующую педаль, хотя я его об этом не просил. По движению глаз я отметил, что порой он как бы вслушивается в ту музыку, которую играет на воображаемом инструменте. Позже, когда молодой человек закончил свою мысленную «игру», я попросил его повторить, начиная с нескольких тактов, предшествовавших музыкальному моменту, с которым было связано его затруднение. Вновь приступив к игре, он неожиданно заметил:
— О! Оказывается, я вижу перед собой нотную тетрадь, по которой разучивал это произведение.
— Какую конкретно часть произведения ты ви-Дишь? — уточнил я.
117
Юный музыкант поднял глаза, как бы вглядываясь в воображаемые ноты. Сосредоточившись, он немного приподнялся в кресле. Затем, после некоторой паузы, выговорил ровно и твердо:
— Я четко вижу одну музыкальную фразу — ту, которую играю в данный момент.
|