"Игрушечное НЛП - психология для детей"

Я не буду утверждать, что эти приемы сработают со всеми без
исключения детьми. Малыши все очень разные, и к каждому нужен свой
собственный подход. С моими детьми эти техники работают. Но я не
уверена, что они не перестанут работать после трех- или
четырехкратного их применения. Малыши быстро привыкают к "выходкам"
родителей и у них "вырабатывается иммунитет". Главное здесь - не
шаблоны, а гибкость собственного поведения.

Малыши сами легко используют некоторые приемы, даже не подозревая,
что это и есть техники НЛП. Например, наша годовалая дочь
замечательно манипулирует братом, используя разрыв паттерна. Выглядит
это примерно так:

Дима отнял у Маши игрушку. Она покапризничала - не помогло.
Задумалась на минуту, потом вдруг пронзительно завизжала, вцепилась
брату в волосы и одновременно попыталась укусить его за руку.
Оглушенный визгом и неожиданными действиями сестры, ребенок
растерялся, и в этот момент Маша, едва научившаяся стоять на ножках,
легонько толкнула крепко стоящего на ногах Диму. И он "почему-то"
упал, да еще выпустил из рук игрушку. Сработало!

Конечно, вскоре Дима пришел в себя и "восстановил справедливость".

Когда я ругаю сына за войну с сестренкой, он реагирует очень
необычно.

- Дима, так нельзя! Нужно защищать Машу и беречь ее, потому что она
твоя сестренка, и она - самая лучшая сестренка на свете.

- А мне баба Ира банан принесла

Или

- Мама, смотри, к моей машине колесики не приделываются

Если же я ругаюсь "громко и свирепо", Дима неизменно высказывается:

- Мама, мне нравится, как ты смеешься.- И добавляет, - Давай кушать
шоколадку.

Я уважаю такой подход к переговорам, поэтому перехожу на разговор в
спокойном тоне, внутренне восхищаясь маленьким НЛПерчиком.

Малыши растут, меняются, приобретают опыт. Добиваться от них того,
чего нам хотелось бы становится все труднее и, вместе с тем,
интереснее.

- Когда ты пойдешь спать, сейчас или когда почистишь зубы?

- Нет, я вообще не хочу спать.

"Молодец, - думаю я, - а попробую-ка теперь по-другому".

О ТРАДИЦИЯХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ПУТЬ САМУРАЯ

Существуют правила воспитания ребенка в семье самурая. С младенчества
нужно поощрять в нем смелость, никогда не дразнить и не запугивать.
Ведь если ребенок с детства привыкнет бояться, он пронесет этот
недостаток через всю жизнь. Ошибку совершают те родители, которые
учат детей бояться молнии, запрещают им ходить в темноте или
рассказывают ужасы, чтобы те перестали плакать. Кроме того, если
ребенка много бранить, он станет застенчивым.

Нужно избегать формирования у детей плохих привычек. Ведь если плохая
привычка укоренилась, сколько ни упрекай ребенка, он не исправится.
Что же касается правильной речи и хороших манер, нужно постепенно
приучать детей к ним. Пусть ребенок не ведает о корыстолюбии. Если в
этом отношении он будет воспитан правильно, все остальное приложится
само собой.

Ребенок, выросший в неблагополучной семье, будет непослушным. Это
естественно. Даже птицы и звери подражают поведению окружающих
особей. Кроме того, отношения между отцом и сыном могут ухудшиться
вследствие неправильного поведения матери. Мать любит свое дитя
превыше всего на свете и поэтому склонна заступаться за него, когда
отец делает ему замечания. Если мать становится на сторону ребенка,
между ним и отцом не будет согласия. Часто мать заботится только о
том, чтобы ребенок опекал ее в старости.

Попав под дождь, ты можешь извлечь из этого полезный урок. Если дождь
начинается неожиданно, ты не хочешь намокнуть и поэтому бежишь по
улице к своему дому. Но, добежав до дома, ты замечаешь, что все равно
промок. Если же ты с самого начала решишь не ускорять шаг, ты
промокнешь, но зато не будешь суетиться. Так же нужно действовать в
других схожих обстоятельствах.

Как человек должен отвечать, когда его спрашивают: "Что больше всего
помогает стать прилежным и достичь цели"?

Прежде всего, скажем: "Для этого нужно в это самое мгновение
пребывать в ясном, незамутненном расположении духа". Все люди, как
правило, выглядят подавленными. Но если у человека ясное,
незамутненное расположение духа, его черты будут живыми. Что бы он ни
делал, он всегда будет помнить о чем-то одном. В отношении господина
- это преданность; в отношении родителей - это сыновнее почитание; в
отношении боевых искусств - это смелость. Это также то, что может
быть использовано в любое время.

Открыть в себе это качество очень трудно. И даже если оно открыто,
очень трудно быть верным ему постоянно.

Нет ничего за пределами текущего мгновения. Среди свитков, висящих на
стене у господина Наосигэ, был свиток со словами: "К важным делам
следует относиться легко". Увидев этот свиток, мастер Иттэй добавил:
"К несущественным делам следует относиться серьезно". Среди дел
человека важными можно назвать не более одного или двух. Их можно
понять, если размышлять о них в течение дня. Речь идет о том, чтобы
заранее обдумать свои дела, а затем легко справиться с ними, когда
приходит время. Иметь дело с событием трудно, если ты до этого не
обдумал его, потому что ты никогда не можешь быть уверен в том, что
добьешься успеха. Если же обдумать все заранее, ты будешь
руководствоваться принципом: "К важным делам следует относиться
легко".

Мастер меча преклонных лет сказал следующее:

"В жизни человека есть этапы постижения учения. На первом этапе
человек учится, но это ни к чему не приводит, и поэтому он считает
себя и других неопытными. Такой человек бесполезен. На втором этапе
он также бесполезен, но он осознает свое несовершенство и видит
несовершенство других. На третьем этапе он гордится своими
способностями, радуется похвале других людей и сожалеет о недостатках
своих друзей. Такой человек уже может быть полезен. На высшем же
этапе человек выглядит, так, словно ничего не знает".

Это общие этапы. Но есть также еще один этап, который важнее всех
остальных. На этой стадии человек постигает бесконечность
совершенствования на Пути и никогда не считает, что прибыл. Он точно
знает свои недостатки и никогда не думает, что преуспел. Он лишен
гордости, и благодаря своему смирению постигает Путь до конца.
Говорят, мастер Ягю однажды заметил: "Я не знаю, как побеждать
других; я знаю, как побеждать себя".

Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным,
чем ты был за день до этого, а на следующий день - более искусным,
чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.

Священник Таннэн любил повторять: "Среди людей так мало
просветленных, потому что священники учат только о "не-уме". Между
тем "не-ум" - это ум чистый и безыскусный". Это интересно.

Господин Санэнори говорил: "В пределах одного вдоха нет места
иллюзиям, а есть только Путь". Если это так, то Путь един. Но нет
человека, который мог бы ясно понять это. Ясность достигается лишь
после многих лет настойчивого труда.

Мы должны быть очень признательными за последнюю строку стихотворения
"Когда сердце спрашивает" . Возможно, к ней следует относиться так
же, как к нэмбуцу. Не случайно раньше она была на устах у многих.

(Здесь Цунэтомо цитирует стихотворение из "Госэн вака сю"):

Другим

Ты можешь сказать,

Что это слухи.

Но когда сердце спрашивает,

Как ты ему ответишь?

В наше время люди, которых называют умными, обманывают других,
прикрываясь показной мудростью. По этой причине они хуже
необразованных крестьян; Необразованный человек ведет себя открыто.
Если глубоко заглянуть в сердце, повторяя про себя эту строку
стихотворения, в нем не останется потайных мест. Это хорошее
испытание. Следует готовить себя к тому, чтобы с честью выдерживать
такие испытания.

Основной принцип каллиграфии - не делать небрежных движений, однако
при этом движения кисти могут стать неловкими и закрепощенными. Нужно
пойти дальше этого и научиться умело отходить от нормы. Этим
принципом надлежит руководствоваться и в других делах.

Когда смелость человека проникла в глубины его души, и когда ему
чужды сомнения, тогда в нужную минуту он оказывается в состоянии
сделать правильный ход. В зависимости от ситуации это проявляется в
его поведении и разговоре. Слова человека очень важны. Они не должны
раскрывать глубин его души. О душе человека люди судят по его
повседневным делам.

После того, как я стал самураем, я никогда не сидел сложа руки ни
дома, ни в других местах. Я также никогда не начинал разговор, если
дело можно было уладить без слов. И даже в этом случае я старался
вложить в каждое слово силу десяти обычных слов.

Говорят, что даже если человеку отрубить голову, он некоторое время
еще может что-то делать. Подтверждением этому могут служить истории о
смерти Нитта Ёсисада и Оно Докэна. А что под силу одному человеку,
под силу и другим. Митани Дзёкю сказал: "Как бы серьезно человек ни
был болен, он всегда может прожить еще два или три дня".

Старшие считают, что самурай прежде всего должен быть настойчив. Если
ты делаешь что-то без должной целеустремленности, впоследствии твои
действия будут сочтены недостаточными. Я слышал, что человек не
совершает ошибки, даже если он заходит слишком далеко. Такие правила
не следует забывать.

Воистину нет ничего, кроме подлинной цели настоящего мгновения. Вся
жизнь человека есть последовательность мгновений. Если человек до
конца понимает настоящее мгновение, ему ничего больше не нужно делать
и не к чему стремиться. Живи и оставайся верным подлинной цели
настоящего мгновения.

Людям свойственно опускать настоящее мгновение, а затем искать его,
словно оно находится где-то далеко. Но никто, кажется, не замечает
этого. Однако, если человек глубоко это осознал, он должен, не
задерживаясь, переходить от одного переживания к другому. Тот, кто
однажды постиг это, может об этом забыть, но он уже изменился и стал
не таким, как все.

Одного из молодых господ как-то наставляли, что "сейчас" - это и есть
"то самое время", а "то самое время" - это и есть "сейчас".

Человек ничего не стоит, если он не понимает, что "сейчас" и "то
самое время" - это одно и то же. Чтобы научиться четко излагать суть
дела, будь то на приеме у повелителя, у старейшины или у самого
сёгуна замка Эдо, нужно позаботиться о ясности мысли в тишине своей
спальни.

То же самое справедливо в других делах. Поэтому человек должен
овладевать любым умением не торопясь. Это верно как в отношении
боевых искусств, так и в отношении управления государством. Если
человек прилагает усилия, чтобы во всех своих действиях быть верным
этому принципу, разве не преодолеет он свое привычное небрежение и
присущую нашим временам нерешительность?

"Сейчас" не отличается от "когда придет время".

Нельзя надеяться только на сообразительность. Нужно смотреть на вещи
широко.

В молодости я вел "Дневник неудач" и каждый день записывал в нем свои
ошибки. Но как я ни старался их исправить, не было Дня, чтобы я не
делал двадцать или тридцать новых записей. Поскольку этот процесс,
казалось, не имеет конца, я прекратил вести дневник. И даже теперь,
когда я перед сном думаю о событиях истекшего дня, я замечаю, что нет
такого дня, чтобы я не оговорился или не допустил промах в
каком-нибудь деле. Жить и не совершать ошибок невозможно. Но люди,
которые полагаются на свою сообразительность, не признают этого.

То, что называют щедростью, на самом деле есть сострадание. В
"Синъэй" говорится: "Когда смотришь глазами сострадания, никто не
вызывает неприязни. Грешник достоин большей жалости, чем кто-либо
другой". Широта и глубина сердца беспредельны. В сердце есть место
для всего. Мы почитаем мудрецов Трех древних царств, потому, что их
сострадание распространяется до наших дней.

Все, что ты делаешь, ты должен делать во имя своего хозяина,
родителей и человечества, а также во имя своих потомков. Это и есть
великое сострадание. Мудрость и смелость, которые приходят вместе с
состраданием, - это подлинная мудрость и подлинная смелость. Когда ты
наказываешь или добиваешься чего-то с состраданием в душе, твои
действия будут безупречны. Делать что-то для себя - мелочно и
недостойно; такие поступки всегда оборачиваются злом. Недавно я
понял, что такое мудрость и смелость. Но только сейчас я начинаю
понимать, что такое сострадание.

Чтобы улучшить поведение человека, следует приложить много усилий.
Нужно уподобиться роющей осе . Говорят, что даже если ты усыновишь
чужого ребенка и будешь учить его поступать так, как поступаешь сам,
он станет похожим на тебя.

Если сила дана тебе от природы, твои слова и поведение будут в
гармонии с Путем, и люди будут хвалить тебя. Но если ты спрашиваешь
себя об этом, тебе нечего сказать. Последняя строка стихотворения
"Когда сердце спрашивает" является тайным принципом всех искусств.

Когда тебе рассказывают истории о выдающихся людях, ты должен слушать
их очень внимательно, даже если их тебе рассказывают не в первый раз.
Если, слушая что-то в десятый или двадцатый раз, ты неожиданно
достигнешь понимания, это будет незабываемое мгновение. В скучных
разговорах о людях прошлого сокрыты тайны их великих свершений.

 

 

 

 

 

Выпуск 7

Содержание:

  • РИСУНОК И ФАНТАЗИЯ
  • ЧТО ОТВЕТИТЬ РЕБЕНКУ?
  • СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА - Метод Шаляпина при постановке произношения

РИСУНОК И ФАНТАЗИЯ

Ваш мир в красках, формах и линиях.

Обычно процесс фантазирования, то, как ребенок размышляет и действует
в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в
реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через
его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он
избегает, а также узнать, чего ожидать от него в будущем, исходя из
перспективы в его фантазиях. В этой связи мы создаем условия,
способствующие фантазированию, и используем фантазию как
терапевтическое средство.
Некоторые родители интересовались у меня различиями между фантазиями
и ложью. Другие проявляли беспокойство по поводу того, что их дети
оказывались затерянными в мире фантазий. Ложь является симптомом
какого-то неблагополучия в жизни ребенка. Это скорее способ поведения
ребенка, нежели фантазия, хотя иногда оба процесса сливаются друг с
другом. Дети лгут потому, что боятся увидеть себя в истинном свете,
столкнуться с действительностью, как она есть. Они часто впадают в
страх, сомнения, склонны к пониженной самооценке или чувству вины.
Они неспособны справиться с окружающей их действительностью и поэтому
прибегают к защитному поведению, и их действия могут быть
противоположны их чувствам.

Часто детей вынуждают лгать их родители. Родители могут быть слишком
жестокими или непоследовательными. Ребенок может быть слишком
трудным, чтобы соответствовать их ожиданиям, а родители могут быть
неспособны принимать ребенка таким, как он есть. Тогда ребенок
вынужден прибегать ко лжи ради самосохранения.

Когда ребенок лжет, он часто верит себе. Он сопровождает фантазией
поведение, приемлемое для себя. Фантазия становится способом
выражения того, что в реальности вызывает у него беспокойство.

Я отношусь к фантазиям ребенка серьезно, считая их выражением его
чувств. Поскольку другие люди как правило не слышат, не понимают или
не принимают его чувств, так же поступает и он сам. Он не принимает
себя и вынужден прибегать к фантазиям и последующей лжи. Поэтому в
таких случаях необходимо ориентироваться скорее на чувства ребенка,
чем на его поведение, начинать узнавать его, слушать, понимать и
принимать. В чувствах ребенка его истинная суть. Через отражение
своих чувств в окружающих он будет начинать познавать и принимать их.
Только тогда можно реально оценить, во имя чего была его ложь, т. е.
поведение, которое ребенок использует для выживания.

У детей бывает множество фантастических представлений о событиях,
которые в действительности никогда не происходили. Тем не менее они
вполне реальны для этих детей, но дети часто скрывают их, что иногда
приводит к необъяснимым поступкам. Такие образные фантазии, реальные
для ребенка, нередко способствуют возникновению чувства тревоги и
страха. Эти чувства должны проявиться, чтобы можно было с ними
работать и избавиться от них.

Существует много видов фантастического материала. Игра воображения
ребенка - это форма фантазий, которую можно развить далее в
импровизированных спектаклях с участием других детей. Другой способ
выражения фантазии - это изложение историй в самых разнообразных
формах: устной, письменной, в виде кукольных и настоящих
представлений на сцене. Поэзия также может быть способом выражения
фантазии. Существуют пространные, направленно развиваемые фантазии и
короткие самопроизвольно возникающие фантазии. Направленные фантазии
в основном проводятся при закрытых глазах, но они могут возникать и
при открытых. Иногда мы выражаем фантазии в рисунках или лепке.
В этом случае я прошу детей создать свой собственный мир на бумаге,
используя для этого разные формы, прямые и кривые линии, цвета, но не
изображая ничего реального. Я говорю: «Закройте глаза и войдите в
свое собственное пространство. Всмотритесь в свой мир. На что он вам
кажется похожим? Как бы вы изобразили свой мир на бумаге, используя
для этого только линии (прямые и кривые) и формы? Подумайте о цвете в
вашем мире. Сколько места займет ваше изображение на бумаге? Где на
картинке вы расположите себя?».

Пример.
Томми, девяти лет, изобразил серию кривых, нечто, похожее на холмы, и
огромное улыбающееся солнце, выходящее из-за холмов. Он рассказал
нам, что он - это маленькая точка за темным холмом, у самого его
подножия. Некоторые из холмов были раскрашены в яркие цвета, а
некоторые были темными. Он использовал кисточку, пастель, простой и
цветной карандаши, чтобы достичь различных оттенков. Он сказал: «Я
дорога у подножия холмов и я хочу взобраться на них. Это сделать
нелегко. Некоторые холмы приятные, а некоторые трудные. Я могу
отдохнуть и поиграть на некоторых холмах. Я стараюсь добраться до
вершины, где солнце. Для этого потребуется много времени». Я
попросила его быть солнцем и поиграть с маленькой точкой.

Томми (в роли солнца). "Я вижу, как ты присел отдохнуть. Тебе нужно
проделать длинный путь. И все-таки ты это сделаешь. Я всегда здесь».

Он же (в роли точки). "Я стараюсь. Я чувствую, что, похоже, предстоит
длинный путь. Я вижу тебя там, и ты даешь мне тепло. Я буду
стараться».

Сам по себе рисунок уже говорит о многом, что уходит глубоко во
внутренний мир Томми. В процессе работы с рисунком я могла бы
попросить его подробнее рассказать о каждом из его холмов, о том, как
он ощущает себя в качестве маленькой точки за холмом, на что это
похоже - быть солнцем. Меня всегда поражает глубина чувств и
внутреннее содержание, которое выражают дети младшего возраста. Когда
я пишу об этом через 5 лет, я испытываю такой же трепет, как тогда,
когда я впервые слышала слова Томми, отражающие его внутреннюю
мудрость. Три месяца спустя после этого занятия та же самая группа,
включая Томми, работала с глиной. Я объяснила детям, как делать
абстрактные фигуры, которые могли бы быть их миром в настоящее время
и определить с помощью символа свое место в этом мире. Томми вылепил
высокую пирамиду с маленьким мячиком, покоящимся на вершине. Он
описал свой глиняный мир, свои чувства во время работы с глиной и под
конец сказал: «А этот маленький шарик на вершине - это я». Тот час же
один ребенок вспомнил его прежний рисунок и напомнил ему об этом. С
сияющим лицом Томми сказал: «У! Я полагаю, что в конце концов мне не
пришлось слишком долго добираться до вершины!». Это поразило меня как
яркое подтверждение возрастания положительного отношения Томми к его
собственному миру.

Побольше идей для фантазий и рисунков

Далее я излагаю некоторые указания и описываю методики, используемые
мною для того, чтобы дать возможность ребенку выразить свои эмоции и
фантазии. Ими ни в коей мере не исчерпываются все возможности; они,
скорее, перечисляются, чтобы наметить общую концепцию занятий,
которые я провожу с детьми сама, о которых я читала, слышала, думала
или которые собиралась использовать. Простор для идей в этой области
так же безграничен, как и воображение. Некоторые из этих идей
описываются более подробно в других разделах книги.
Предоставьте ребенку разнообразные материалы на выбор бумагу разного
формата (прекрасным материалом являются газеты, краски, кисточки,
карандаши, пастель, цветные карандаши, толсты кисти. Дети также
получают удовольствие от технических приспособлений. Используйте
иногда кухонные таймеры, секундомеры, различные счетчики (например,
для подсчета стоимости продуктов на рынке), счеты и т. д. Вы можете
сказать.

- Сейчас мы будем в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку
время по секундомеру и затем попрошу вас сделать рисунок - не цветка,
а тех чувств, которые вы испытываете, глядя на него, или того, что вы
почувствуете, когда закончится время.

- Попробуйте выразить свой мир в виде зрительных образов,
представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы
мир, если бы он был таким, как вам хочется.

- Проделайте некоторые дыхательные упражнения; изобразите теперь то,
что вы чувствуете.

- Нарисуйте, что вы делаете, когда вы сердиты; что заставляет вас
быть сердитым. Изобразите жуткое место, еще что-нибудь жуткое;
последний раз, когда вы плакали, место, которое делает вас
счастливыми; как вы себя чувствуете в данный момент; как бы вы хотели
себя чувствовать.

Для детей дошкольного возраста можно использовать макрамэ, рисование
бабочек, живопись красками с помощью пальцев, автомобильную краску
(автоэмаль высыхает быстро и с помощью ее капель можно создавать
прекрасные фантастические картины).

Вы можете сами нарисовать ребенка и предложить ему прокомментировать
рисунок.

В группе могут выделяться пары, в которых один рисует другого, рисуют
какую-нибудь вещь совместно с партнером, согласуя тему, смешную
картинку, головоломку и т. д.; карту дорог своей жизни (отметьте
хорошие места, ухабы, препятствия), изображающую места, где вы
когда-то бывали или те, которые собираетесь посетить.

Пусть дети используют краски, линии, формы, легкие мазки, жирные
мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые
цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.

Пусть дети работают быстро. Если вы заметили какой-то стереотип,
заставьте их поупражняться в действиях, противоположных тем, к
которым они привыкли

Предложите ребенку сказать вам, что нарисовать и когда вам это
рисовать.

Многие из описанных тем могут быть использованы не только для
рисования, но и для литературного творчества, лепки и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться