4. Спонтанный сомнамбулизм. Еще реже встречается другое осложнение — спонтанный сомнамбулизм. Он также развивается преимущественно у истерических лиц и проявляется в том, что внезапно у гипнотизера, проводящего сеанс гипносуггестии, теряется раппорт с испытуемым. Последний впадает в сомнамбулическое состояние, у него появляются галлюцинации, реализуются сложные формы поведения: испытуемый встает, ходит, обращается к воображаемым лицам, разыгрывает какую-нибудь роль или эпизод из своей прошлой или воображаемо жизни .
Ввиду того, что раппорта с загипнотизированным в этот момент нет, влиять на него очень трудно, но тем не менее возможно. Для этого не надо упорствовать в своей гипнотизерской роли и пытаться вопреки тому, что испытуемый не реагирует на специальные и успокаивающие суггестии, продолжать их делать, а нужно постараться вступить в контакт с испытуемым, используя содержание его переживаний и формы поведения. Так, например, если испытуемый обращается к гипнотизеру, называя его именем члена своей семьи, друга и т.п., то, не возражая, а соглашаясь с этой ролью, следует уже от имени этого лица предложить испытуемому лечь, успокоиться, заснуть. Такая тактика, как правило, приводит к успеху. Испытуемый выполняет просьбу лица, за которого он принимает гипнотизера. Развивается сноподобное состояние, и гипнотизер снова овладевает положением: возникает раппорт к его голосу, и он может вести сеанс гипносуггестии спокойно, к его окончанию предварительно сделав несколько суггестии успокаивающего характера, направленных на амнезию того, что было во время сеанса.
5. Гипнотическая летаргия. Бывают случаи, когда глубокий сомнамбулический гипноз переходит в гипнотическую летаргию, и тогда гипнотизер утрачивает возможность и желательное для него время вывести испытуемого из гипнотического состояния. Но и такое осложнение при правильном и спокойном поведении гипнотизера не грозит ничем серьезным. Испытуемый может продолжать спать. Гипнотизер же тихим голосом, поглаживая лоб испытуемого, проводит суггестию на пробуждение. Если это не удается, следует возобновить попытку через полчаса-час: настойчиво, спокойно суггестировать пробуждение и хорошее самочувствие, и испытуемый снова войдет в контакт и проснется. По выходе из гипноза с осложнениями следует пронести беседу с испытуемым в бодрствующем состоянии о том, что сеанс гипносуггестии прошел очень хорошо, самочувствие его хорошее и то, что требовалось достичь гипносуггестией, теперь достигнуто испытуемым — он прекрасно себя чувствует. После такого комплексного гипносуггестивного воздействия, как правило, испытуемые отмечают улучшение в своем состоянии.
Следует подчеркнуть, что абсолютных противопоказаний к применению гипносуггестивных воздействий для здоровых людей нет.
Говоря о противопоказаниях к гипносуггестии, называют два вида болезненных расстройств, абсолютно противопоказанных для применения гипноза, — это бредовые формы психозов, в первую очередь шизофрения с бредом гипнотического воздействия, а также с бредом физического воздействия или чувством овладения (синдром Кандинского-Клерамбо), словом, все психотические формы, при которых помощи по существу быть не может, а в то время в силу генерализации бредовых идей вся обстановка, и особенно сам гипнотизер, проводящий гипносуггестию, будут, скорее всего, вовлечены в бредовую структуру, что может только привести к ухудшению состояния больного и небезопасно для самого гипнотизера, с которым бредовый больной может захотеть «разделаться», чтобы спастись от его «губительного гипноза». В такой же степени сказанное относится и к тем случаям, когда душевнобольной, считающий, что кто-то его загипнотизировал, обратился к гипнотизеру «разгипнотизировать» его, применив для этой цели «свой более сильный гипноз».
Гипноз противопоказан истерическим личностям с гипноманическими устремлениями. Среди них чаще всего встречаются испытуемые, у которых наблюдаются осложнения типа истерического гипноида, или испытуемые психопатического склада с перверзионными сексуальными устремлениями. В отношении таких испытуемых, естественно, необходимо соблюдать особенно большую осторожность. Если эти испытуемые женского пола и гипнотизер все же считает, что по состоянию их здоровья гипносуггестия им показана, то сеансы гипносуггестии надо проводить в присутствии третьего лица во избежание истерических оговоров с обвинением гипнотизера в нарушении должной корректности и этики поведения.
Чаще приходится встречаться с наклонностью этих истерических испытуемых подвергаться постоянной гипнотизации, чтобы тем самым привлечь к себе интерес окружающих, которым они выдают себя за очень редких и утонченных людей, для которых необходимо только воздействие гипнозом «у самого известного специалиста». Такие рассуждения истеричных лиц следует решительно пресекать, так как они ничего, кроме усиления истеричности у них, за собой не влекут.
Относительным противопоказанием к применению гипно-суггестивных воздействий может быть наличие патологической суггестабильности, когда человек очень быстро впадает в гипнотическое состояние и поэтому может легко выйти из-под управляющего влияния гипнолога. Нецелесообразно работать с лицами, плохо суггестабильными, не понимающими важности этой процедуры и имеющими резко отрицательное отношение к гипнозу. Неудобны и испытуемые с резко выраженными истероид-ными чертами характера ("демонстративный" тип личности). Противопоказано гипносуггестивное воздействие и для испытуемых, возраст которых до 10-12 лет, а также для лиц, страдающих психическим зобом.
5. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГЕТЕРОСУГГЕСТИИ
Наряду с вербальной ("словесной") суггестией, вызывающейся понятными испытуемому словами, возможна еще невербальная ("бессловесная", "мысленная") суггестия, такая, когда суггестор суггестирует что-либо не произносимыми вслух словами, а всего лишь мысленно повторяемым приказом, находясь иногда на значительном расстоянии от испытуемого.
В этом разделе рассматривается основной невербальный метод гетеросуггестии — метод мысленной суггестии (телепатии).
5.1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЫСЛЕННОЙ СУГГЕСТИИ (ТЕЛЕПАТИИ)
Телепатия (от греч.1е!е — вдаль, далеко и pathos — чувство), «мысленная (ментальная) суггестия», «мозговая связь», «мозговое радио», «умственный телеграф», «непосредственная передача мыслей на расстояние», «конвекция идеи», «информационно-энергетическое влияние», «биоинформация», «биоэлектроника» «чтение мыслей» — явление особого вида непосредственной передачи информации на расстояние (иногда очень большое) нервно-психическом состоянии одного существа (в том числе человека) другому. Из этого определения видно, что в каждом случае телепатии участвуют по крайней мере два существа («телепатическая пара») — то, у которого первично возник данный нервно-психический процесс, и то, у которого в связи с этим возник такой же или более или менее сходный нервно-психический процесс. Лицо, оказывающее на другое лицо телепатическое влияние, передающее ему телепатическую информацию, принято называть «телепатическим индуктором» или «агентом». Лицо, которое непосредственно на расстоянии воспринимает такое влияние или информацию, называют «телепатическим перципиентом» или «реципиентом». Процесс, который происходит в нервно-психической сфере индуктора, обозначают словами «телепатическая индукция», а процесс, который происходит в нервно-психической сфере перципиента, называют «телепатической перцепцией». Само содержание телепатической индукции и перцепции принято называть «телепатемой». То, что телепатически воспринимает перципиент, далеко не всегда в точности соответствует тому, что было телепатически послано индуктором. Поэтому необходимо различать два понятия — «телепатема индуктора» и «те-лепатема перципиента». Старинное слово «телепатема» теперь часто заменяется выражением «телепатическая информация». Между индуктором и перципиентом устанавливается не односторонняя, а двусторонняя изолированная селективная связь ("телепатический раппорт"): с одной стороны, индуктор должен направлять суггестию на данного, заранее известного ему перципиента; с другой стороны, перципиент узнает по принимаемой им суггестии — кто именно в данный момент выполняет роль индуктора. Получается нечто вроде обратной связи, которой физиологи и кибернетики придают такое большое значение. Относительно природы мысленной суггестии существует три гипотезы:
1. «электромагнитная» гипотеза, согласно которой мысленная суггестия передается через пространство с помощью электромагнитной энергии той или иной длины волны;
2. «психоэнергетическая» гипотеза, согласно которой мысленная суггестия передается через пространство посредством психической энергии;
3. «метаэфирная» гипотеза, согласно которой мысленная суггестия передается через пространство за счет колебаний в метаэфирной среде.
5.2. ТЕХНИКА МЫСЛЕННОЙ СУГГЕСТИИ (ТЕЛЕПАТИИ)
В этой главе разбираются оптимальные условия телепатической индукции и перцепции. Приводятся различные тесты телепатической перцептивности.
5.2.1. Телепатическая индукция
При проведении сеансов мысленной суггестии большинство суггесторов пользуется базовой методикой сознательной мысленной суггестии (CMC), приведенной ниже.
Базовая методика CMC
1. Совершенно расслабившись, «подставить» себя потоку душевной жизни перципиента, «впустить» себя в него ("конкретное состояние внимания").
2. Устойчиво сконцентрировать внимание ("прожектор").
3. Посредством эмпатии и рефлексии установить телепатический раппорт ("вживание в образ").
4. Посредством «внутреннего голоса» мысленно шептать, повторяя суггеренду слова суггестии ("приказ духа").
5. Ни на минуту не переставая смотреть перципиенту в глаза, до галлюцинаторности или до самой яркой сновидности представлять образ суггеренда в суггестируемой роли, рисовать его в своем воображении в указанном движении души или тела; при этом можно воспользоваться уже достигнутым чувством связи с перципиентом («телепатическим раппортом»), «перенеся» свою душу в перципиента и как бы с его позиций пожелать осуществить данное действие («игра воображения»).
6. Процесс индукции должен быть для индуктора эмоционально окрашен, нужно переживать суггестируемое задание всем своим существом («переживание»).
7. Необходимо сильно желать осуществления суггестии; на конец, это желание должно перейти в уверенность, что перципиент уже в заданной роли, и в какой-то своеобразный экстаз торжества удачи («уверенность»).
Рассмотрим каждый пункт базовый методики более подробно.
Пункт 1 предполагает сонастрой биоритмов перципиента и индуктора и отрабатывается незаметным наблюдением за человеком визави ( в метро, в автобусе и т.п.).
Пункт 2 требует от индуктора устойчивой концентрации вни мания на телепатеме. Тренировка этого навыка базируется н; выполнении упражнений сосредоточенния. Этот пункт очень важен, так как наилучшим образом телепатически передается то содержание сознания, на котором индуктор максимальным образом концентрирует свое внимание. Иными словами, лучше всего телепатически передаются наиболее сознаваемые в данный момент переживания индуктора, и весь секрет мысленной суггестии сводится к его умению устойчиво концентрировать свое внимание.
Пункт 3 предусматривает наличие «психологической сонастроенности» индуктора и перципиента. В процессе мысленной суггестии между индуктором и перципиентом устанавливается телепатический раппорт и получается телепатическое созвучие (l'accord telepathique). Для этого индуктор должен перевоплотиться в перципиента. Перевоплощение проходит в три этапа:
1. Концертное состояние внимания.
2. Психический перенос своего «Я».
3. Вживание в образ:
а) вчувствование (эмпатия);
б) вмысливание (рефлексия).
Этот пункт отрабатывается выполнением упражнений на чувства партнера, предусматривающих «влезание» в шкуру другого и внутреннюю стыковку с ним.
Пункт 4 предполагает словесное оформление передаваемой телепатемы. Формулы мысленной суггестии произносятся про себя. Они должны быть простыми, четкими. Внутреннюю интонацию же можно варьировать: от спокойно-дружеской, мягко уговаривающей, бесстрастно-описательной, настойчиво просящей, даже насмешливой до твердо-требовательной, приказательной, покрикивающей. Обязателен только подтекст уверенности. Уверенность и означает, что за словесной формулой есть подсознательная готовность. Важен и ритм произнесения словесных формул мысленной суггестии. Он должен быть очень интенсивным. Слова должны сыграть роль таранов, проторяющих суггестию пути от сознания к подсознанию.
Данный пункт отрабатывается выполнением речевых упражнений.
Пункт 5 предполагает мысленное направление суггестируемого задания на перципиента, возможно более ярко представив себе его образ.
Существует два способа мысленного представления образа перципиента суггестируемой роли: образное и изобразное. Первый способ предполагает фронтальное представление черципиента. Второй способ предполагает представление индук тором самого себя в образе перципиента на основе перевоплощения (см.п. 3).
Необходимо заметить, что вначале перципиенту мысленно суггестируется перспективный образ (стимул-побуждение), а затем и желаемая реакция (действия) перципиента.
Представление перципиента отрабатывается выполнением упражнений на воображение.
Пункт 6 предусматривает яркое эмоциональное переживание передаваемой телепатемы. Наибольшие шансы быть переданными перципиенту имеют те психические переживания индуктора, которые захватывают все его существо.
Данный пункт отрабатывается выполнением эмоциональных
упражнений.
Пункт 7 требует от индуктора экстатической уверенности в том, что передаваемая телепатия будет реализована. Этот пункт очень важен. Состояние сверхуверенности является как бы каркасом, на который опираются все остальные пункты базовой методики CMC. Природа этого состояния такова: внимание (п. 2) связано с ожиданием (п. 5), а ожидание связано с увереностыо
(п. 7).
Телепатическая информация (телепатема) может передаваться и восприниматься в форме мысленных сигналов: эмоциональных, образных, импульсных.
В первом случае телепатема содержит в себе некое бесссловесно суггестируемое эмоциональное переживание. К этому же случаю относится и так называемая гипногенная методика мысленной суггестии сна и пробуждения, а также и методика мысленно суггестирумого изменения самочувствия.
Во втором случае телепатема представляет из себя некий бессловесный суггестируемый образ (цифра, слово, предмет). К тому же случаю относятся количественная (телепатическое узнавание) и качественная (телепатическое воспроизведение) методики мысленно суггестируемых образов, а также галлюциногенная методика мысленной суггестии.
В третьем случае телапатема заключает в себе некое бессловесно суггестируемое побуждение к действию (движению или поступку). К этому же случаю относятся моторногенные методики мысленной суггестии (падения вперед-назад, вставания-приседания, хождения-стояния, пляски и т.п.), а также методика мысленно-суггестивного влияния на речевую продукцию
перципиента.
Существуют четыре пути для осуществления передачи мысли от индуктора А перципиента Р. Эти четыре пути таковы:
1) прямая передача от сознания А сознанию Р (это бывает тогда, когда телепатема перципиента в точности соответствует телепатеме индуктора);
2) передача от сознания А сперва подсознанию Р, а затем его же сознанию (когда проявление телепатемы перципиента отсрочено или когда она значительно отличается от телепатемы индуктора);
3) передача от сознания А своему собственному подсознанию, а затем уже сознанию Р (парадоксальная противопоставная передача телепатемы);
4) передача от сознания А сперва своему подсознанию, затем подсознанию Р и через него сознанию Р (временная эхо-магнитная передача телепатемы).
Исход передаваемой телепатемы может развиваться по одному из четырех вышеуказанных направлений.
В первом случае телепатема передается прямой трансляцией из сознания агента в сознание перципиента без помех и искажений. Это наиболее благоприятный исход телепатической передачи мыслей. Он наблюдается в том случае, если психика агента и перципиента «работает» в одинаковом режиме.
Во втором случае телепатема проявляется в мозгу перципиента отсроченно, т.е. спустя некоторое время после момента начала телепатической передачи. Как это выглядит? Допустим, я произвожу мысленную суггестию перципиенту: он ничего не воспринял, сеанс как будто бы не удался, но иногда, уже по окончании сеанса, у перципиента вдруг выплывает в сознании тот самый образ, эмоция, импульс, который ему суггестировался. Это и есть отсроченная, иначе следовая, телепатическая перцепция. Такой исход телепатической передачи мыслей может иметь одно только объяснение: в то время, когда проводился сеанс, подсознательные переживания перципиента не достигали порога сознания; но стоило испытуемому прийти в состояние, более благоприятное для проявления латентной (скрытой) памяти, как телепатически воспринятый образ, эмоция, импульс тотчас же появился. Таким состоянием часто бывает дремота, предшествующая засыпанию или пробуждению ("просоночное" состояние психики).
Задержка в выявлении мысленно суггестируемого об эмоции или импульса у некоторых перципиентов имеет характер случайного явления, но у других кажется поел свойством.
Ко второму исходу телепатической индукции относят те случаи, когда само содержание телепатемы индуктора воспринимается перципиентом только как реакция на телепатему — либо в виде эмоции, либо в виде побуждения к действию, либо в виде зрительного образа, представления, связанного с телепатемой индуктора. Это показывает, что в каких-то глубинах психики передаваемая телепатема перципиентом уже уловлена, но по каким-то причинам не может выйти в его сознание. Находясь в подсознании, она действует на сознание, беспокоя его неизвестно откуда берущимися чувствами, влечениями или образами.
Второй исход телепатической индукции наблюдается также в тех случаях, когда телепатема перципиента значительно отличается от телепатемы индуктора. Выглядит это следующим образом. Очень часто переданная телепатема агента не реализуется в сознании испытуемого с полной точностью; часто она оказывается символически переработанной психикой перципиента, причем характер этой символики напоминает тот, какой мы имеем в сновидениях. Получается впечатление, как будто психический механизм переработки дневных впечатлений в сновидения имеет такой же характер, как и механизм переработки телепатемы индуктора в телепатему перципиента.
Наличие этих трех разновидностей второго исхода телепатической индукции (телепатическая постперцепция, телепатический барьер, явление символической переработки телепатемы) свидетельствует о том, что подсознательное является как бы резервуаром, в который вливается передаваемая телепатема. Этот принцип подсознательного усвоения информации является основополагающим и лежит также в основе четвертого исхода телепатической индукции.
В третьем случае телепатема передается парадоксальным образом: перципиенту передаются такие состояния сознания индуктора, которые последним вовсе не осознаются, оставаясь в глубинах его латентной (скрытой) памяти.
Этот исход телепатической индукции подтверждается большинством старинных и современных исследователей мысленной суггестии. Еще французский физиолог Шарль Рише наблюдал следующий любопытный факт. Однажды, желая передать своему испытуемому возможно более трудное задание, Рише стал перелистывать справочник, содержавший список фамилий французских писателей и поэтов. Стараясь выбрать фамилию малоизвестную, он остановился на поэте Легуве, но попутно его внимание задержалось на Жозефе Шенье. Это имя мелькнуло в сознании и тотчас погасло. Рише сосредоточил свое внимание на фамилии Легуве, но испытуемый совершенно неожиданно дал ответ: Жозеф Шенье. Телепатически переданным оказалось
не то, что передавалось сознательно, а то,что вскользь мелькнуло в сознании индуктора, с тем чтобы тотчас же погрузиться в область его подсознательного.
К третьему исходу телепатической индукции относят также все те случаи, когда индуктор сознательно оформляет свою телепатему на языке подсознания (чувство — предпосылки мыслей — мысли). Открытый и истолкованный австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом метод свободных ассоциаций (MCA), a также опыты электрического раздражения мозга (ЭРМ), проведенные в 50-е годы канадским нейрохирургом Уайлдером Грейфсом Пенфилдом, пролили свет на тот факт, что кора головного мозга — это «видеофонотека» с записями всего, что когда-то глубоко врезалось в память; и вот в процессе телепатической передачи индуктор должен распечатать материал этой «видеофонотеки», выпустив наружу сгустки переживаний, лишенных качества идей. Именно эти неосознаваемые переживания ("комплексы" по 3. Фрейду), находясь в тени, и дают определенный наклон нашим мыслям и сновидениям, а потому подобно осознанным мыслям могут быть телепатически переданы.
Отсюда следует вывод, что концентрировать внимание на мысленно суггестируемом объекте не обязательно для успеха опыта. Нередко одного взгляда, брошенного на предмет, одной полумысли о нем бывает достаточно, чтобы с необычайной ясностью зрительный образ или информация о нем передавались перципиенту; в другой раз самого напряженного, волевого сосредоточения внимания индуктора недостаточно, чтобы испытуемый воспринял посылаемую ему телепатему.
Наиболее полно и ясно телепатически передаются объекты непроизвольного внимания.
Явление парадоксальной противопоставной телепатической индукции связано с логикой подсознания: запретный плод всегда сладок. Под плодом следует понимать ту отвлекающую мысль, овладевшую непроизвольным вниманием индуктора, которая мешает ему сосредоточиться на основной телепатеме. Эта побочная мысль, несмотря на сознательное ее игнорирование и волевую концентрацию внимания на основной телепатеме, пробивается в подсознание индуктора и выплескивается от туда в сознание перципиента. Это вообще интересная особенность подсознания — смещать субъективную вероятность события (телепатической передачи) в зависимости от его потенциальной значимости: «раз побочная мысль не нужна основная мысль), то она может телепатически передаться».
Данный исход телепатической индукции необходимо прочувствовать. Для этого нужно поработать со своим подсознанием. Эту задачу решают упражнения в сосредоточении на смыслах слов, в прослеживании зарождения их сути в глубинах подсознания задолго до того, как они примут законченную форму и выйдут на поверхность океана сознания.
В четвертом случае телепатема передается черед подсознание обоих участников телепатической пары. Подобно отсроченной телепатической индукции временная эхо-магнитная телепатическая индукция реализуется в сознании перципиента только при наступлении состояния, более благоприятного для проявления латентной памяти (сон, дремота, трансэкстаз, гипноз и
т.п.).
Этот исход телепатической индукции многократно описывали в старинной литературе. Укажем, например, на свидетельство французского врача Жибото (Gibotteau), который в 1892 г. имел 1 случаи наблюдать явления, производившиеся «деревенским колдуном». Этот «колдун» якобы обладал исключительной способностью суггестировать что-либо своим пациентам на расстоянии. Расспрашивая этого доморощенного индуктора о том, как он производит свои суггестии, доктор вынес следующее впечатление: для того чтобы передать мысленный образ, необходимо создать его в своем уме с возможной интенсивностью и затем внезапно ослабить его, как бы «выбросить из головы»; необходимо уметь и произвольно «заряжать и разряжать свой ум». Этот процесс внезапного погашения образа, по свидетельству Жибото, как раз и дает наилучшие результаты. Приблизительно такое же заключение высказывают и другие авторы, например Каслян (Caslant), который в своей работе о телепатических явлениях говорит следующее: «Для того чтобы достигнуть наилучшего результата индукции, необходимо мысленно сформулировать тот образ, который желательно передать; затем, сознательно отправив его испытуемому, попытаться мгновенно забыть о нем».
Временная эхо-магнитная суггестия проводится индуктором повторяющимися, многократными циклами по следующей схеме: «заклинание» (суггестия) — «пустота» — «реакция» (действие или состояние) перципиента.
Вот как это выглядит. Индуктор сидит за столом. Глаза его закрыты, и он неподвижен.
Индуктор проводит CMC по базовой методике. Он суггестирует перципиенту следующее: «Вы должны сделать... (указывается конкретное задание). Вы хотите сделать... Вы можете сделать... Вы можете сделать... Вы можете сделать... Вы делаете...»
8—12 раз про себя или полушепотом — с нарастанием, от механической безучастности до страстного требования, а затем внезапно замолкает и расслабляется, откидывается на спинку кресла (глаза по-прежнему закрыты). Пустота... Ничего никому не хотеть. Не ждать, не делать! Махнуть на все рукой, совсем на все, совершенно забыться, исчезнуть, раствориться... Вот так, вот и чудесно.»
И вот в этой блаженной пустоте, словно в гулком колодце, начинает почти немедленно повторяться фраза, всплывает, приходит-уходит все то же требование, приказание, заклинание... Откуда-то изнутри, то смутно, то явственно — подталкивает, искушает, тянет — магнит! Таким образом мысленная суггестия, эхо-магнитно пробив себе дорогу из сознания агента в его подсознание, продолжает выливаться по субсенсорным каналам в подсознание перципиента, а оттуда (при соответствующих условиях) проникать в его сознание.
Сознательный отказ от телепатемы, «пустота» — своего рода НЭП на уровне психофизиологии. Успех зависит от трех моментов:
1) Сила «заклинания». Страсти, мощи, напора, упрямства — как можно больше. Но наилучшая интонация, ритм, темп — у каждого, конечно, свои.
2) Истинность «пустоты». Полнота расслабления, искренность самоосвобождения. Чем больше контраст, тем сильнее заработает эхо-магнит, тем резче мысленная суггестия пробивает себе дорогу.
3) Вера суггестируемому побуждению. Отдаться себе, пустить себя, дать развернуться своим импульсам и поверить в свою мысленную суггестию.
Главный секрет эхо-магнитного перехода телепатемы через «подсознательный мост» двух индивидов заключен в механизме эмоционального маятника. Временная эхо-магнитная суггестия — это контрастный душ мозга, мобилизующий подсознательные резервы психики агента.
Можно порекомендовать следующие вариации. Заклинание можно произнести мысленно. Можно — глубоко вдохнув и задержав воздух (такая задержка повышенно насыщает мозг кислородом, возбуждение становится интенсивным) — в «пустоту» же погружаться вместе с выдохом и далее дышать обыкновенно.
В суггестологии принято шесть положений тела (так называемых телепатических стансов), в которых необходимо находиться агенту при проведении сеансов телепатической индукции. Из них четыре являются основными и два являются специальными.
Различают следующие основные телепатические стансы: стоя со скрещенными руками , сидя с сомкнутыми руками , сидя, прикрыв лоб рукой, сидя, прикрыв лоб двумя руками).
Основные телепатические стансы являются общими и применяются при сеансах телепатической индукции, проводимых на любых расстояниях от перципиента.
Различают следующие специальные телепатические стансы; стоя с раскрытыми ладонями (применяется при сеансах телепатической индукции, проводимых на ближних расстояниях (2 — 10 м) (рис. 82,а), сидя на скамейке (применяется при сеансах телепатической индукции, производимых на дальних расстояниях (1 — 10000 км) (рис. 82,6).
5.2.2. Телепатическая перцепция
Приемником телепатемы индуктора в большинстве случаев является латентная (скрытая) психика перципиента. Об этом можно заключить по целому ряду соображений. Случаи спонтанной телепатии (происходящей самопроизвольно в обыденной жизни) чаще всего и лучше всего происходят тогда, когда перципиент находится в состоянии или сна, или гипноза, или истерического транса, т.е. такого состояния психики, при котором подсознательные, латентные переживания получают возможность легче проникать в сферу сознания . При проведении сеансов телепатии сонное состояние перципиента также является условием благоприятным.
Можно выделить следующие оптимальные условия телепатической перцепции при бодрственном состоянии испытуемого:
1. Привести себя в состояние пассивности (Petal passif), образовав так называемую «пустотность сознания» ("пустота").
2. Почувствовать состояние контакта, «телепатического pan- \ порта» с агентом ("связь").
3. Ощутить «состояние удачи» ("удача").
Пункт 1 предполагает приведение перципиентом самого себя в состояние, близкое к нирване. Нирвана (санскр. «выйти наружу») — состояние отрешенности от всех жизненных забот и| стремлений и уход в небытие, которые могут переживаться человеком, не прерывая его жизни.
В учении Будды одним из средств достижения нирваны является развитие интуитивного мышления посредством медитации (пассивной и активной). Похожее состояние человек испытывает, когда вернувшись с работы домой уставшим и измотанным, он принимает пищу, безжизненно пустыми глазами смотря в одну точку за окном.
Навык пассивности отрабатывается изображением погруженного в анабиоз существа — замороженного, застывшего в неподвижности, с окаменевшим лицом и пустым взглядом.
Пункт 2 предполагает ощущение мысленной общности перципиента с воздействующим на него индуктором.
Данный пункт отрабатывается психологическим проникновением в мысли встреченных на улице людей.
Пункт 3 знаменует следующее. В тех случаях, когда телепатический сеанс проходит хорошо, перципиент, еще не зная об этом, переживает «эмоцию успеха», чувство своеобразной удовлетворенности. Таким образом, «экстаз торжества удачи» (см. п. 7 базовой методики CMC) возникает и у перципиента в процессе телепатической передачи мыслей.
Тренировка навыка ощущения положительных эмоций обеспечивается доброжелательным отношением к другим людям, юмором, оптимизмом.
Резюмируя сказанное о телепатической перцепции, мы можем заключить, что все те состояния сумеречного сознания, при которых латентная психика пробуждается и подходит к порогу сознания, являются благоприятными для телепатической перцепции. Существует два взгляда на природу телепатической перцепции:
|