Гончаров Г. «Энциклопедия гипноза»

4. Спонтанный сомнамбулизм. Еще реже встречается другое осложнение — спонтанный сомнамбулизм. Он также развивает­ся преимущественно у истерических лиц и проявляется в том, что внезапно у гипнотизера, проводящего сеанс гипносуггестии, теряется раппорт с испытуемым. Последний впадает в сомнам­булическое состояние, у него появляются галлюцинации, реали­зуются сложные формы поведения: испытуемый встает, ходит, обращается к воображаемым лицам, разыгрывает какую-нибудь роль или эпизод из своей прошлой или воображаемо жизни1 .

Ввиду того, что раппорта с загипнотизированным в этот мо­мент нет, влиять на него очень трудно, но тем не менее возмож­но. Для этого не надо упорствовать в своей гипнотизерской роли и пытаться вопреки тому, что испытуемый не реагирует на спе­циальные и успокаивающие суггестии, продолжать их делать, а нужно постараться вступить в контакт с испытуемым, исполь­зуя содержание его переживаний и формы поведения. Так, на­пример, если испытуемый обращается к гипнотизеру, называя его именем члена своей семьи, друга и т.п., то, не возражая, а со­глашаясь с этой ролью, следует уже от имени этого лица пред­ложить испытуемому лечь, успокоиться, заснуть. Такая тактика, как правило, приводит к успеху. Испытуемый выполняет прось­бу лица, за которого он принимает гипнотизера. Развивается сноподобное состояние, и гипнотизер снова овладевает положе­нием: возникает раппорт к его голосу, и он может вести сеанс гипносуггестии спокойно, к его окончанию предварительно сде­лав несколько суггестии успокаивающего характера, направлен­ных на амнезию того, что было во время сеанса.

5. Гипнотическая летаргия. Бывают случаи, когда глубокий сомнамбулический гипноз переходит в гипнотическую летар­гию, и тогда гипнотизер утрачивает возможность и желательное для него время вывести испытуемого из гипнотического состоя­ния. Но и такое осложнение при правильном и спокойном пове­дении гипнотизера не грозит ничем серьезным. Испытуемый может продолжать спать. Гипнотизер же тихим голосом, погла­живая лоб испытуемого, проводит суггестию на пробуждение. Если это не удается, следует возобновить попытку через полча­са-час: настойчиво, спокойно суггестировать пробуждение и хорошее самочувствие, и испытуемый снова войдет в контакт и проснется. По выходе из гипноза с осложнениями следует про­нести беседу с испытуемым в бодрствующем состоянии о том, что сеанс гипносуггестии прошел очень хорошо, самочувствие его хорошее и то, что требовалось достичь гипносуггестией, те­перь достигнуто испытуемым — он прекрасно себя чувствует. После такого комплексного гипносуггестивного воздействия, как правило, испытуемые отмечают улучшение в своем состоянии.

Следует подчеркнуть, что абсолютных противопоказаний к применению гипносуггестивных воздействий для здоровых лю­дей нет.

Говоря о противопоказаниях к гипносуггестии, называют два вида болезненных расстройств, абсолютно противопока­занных для применения гипноза, — это бредовые формы пси­хозов, в первую очередь шизофрения с бредом гипнотическо­го воздействия, а также с бредом физического воздействия или чувством овладения (синдром Кандинского-Клерамбо), словом, все психотические формы, при которых помощи по существу быть не может, а в то время в силу генерализации бредовых идей вся обстановка, и особенно сам гипнотизер, проводящий гипносуггестию, будут, скорее всего, вовлечены в бредовую структуру, что может только привести к ухудшению состояния больного и небезопасно для самого гипнотизера, с которым бредовый больной может захотеть «разделаться», чтобы спастись от его «губительного гипноза». В такой же сте­пени сказанное относится и к тем случаям, когда душевно­больной, считающий, что кто-то его загипнотизировал, обра­тился к гипнотизеру «разгипнотизировать» его, применив для этой цели «свой более сильный гипноз».

Гипноз противопоказан истерическим личностям с гипноманическими устремлениями. Среди них чаще всего встречаются испытуемые, у которых наблюдаются осложнения типа истери­ческого гипноида, или испытуемые психопатического склада с перверзионными сексуальными устремлениями. В отношении таких испытуемых, естественно, необходимо соблюдать особен­но большую осторожность. Если эти испытуемые женского пола и гипнотизер все же считает, что по состоянию их здоровья гипносуггестия им показана, то сеансы гипносуггестии надо прово­дить в присутствии третьего лица во избежание истерических оговоров с обвинением гипнотизера в нарушении должной кор­ректности и этики поведения.

Чаще приходится встречаться с наклонностью этих истери­ческих испытуемых подвергаться постоянной гипнотизации, чтобы тем самым привлечь к себе интерес окружающих, кото­рым они выдают себя за очень редких и утонченных людей, для которых необходимо только воздействие гипнозом «у самого из­вестного специалиста». Такие рассуждения истеричных лиц сле­дует решительно пресекать, так как они ничего, кроме усиления истеричности у них, за собой не влекут.

Относительным противопоказанием к применению гипно-суггестивных воздействий может быть наличие патологической суггестабильности, когда человек очень быстро впадает в гипно­тическое состояние и поэтому может легко выйти из-под управ­ляющего влияния гипнолога. Нецелесообразно работать с лица­ми, плохо суггестабильными, не понимающими важности этой процедуры и имеющими резко отрицательное отношение к гип­нозу. Неудобны и испытуемые с резко выраженными истероид-ными чертами характера ("демонстративный" тип личности). Противопоказано гипносуггестивное воздействие и для испыту­емых, возраст которых до 10-12 лет, а также для лиц, страдаю­щих психическим зобом.

5. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГЕТЕРОСУГГЕСТИИ

Наряду с вербальной ("словесной") суггестией, вызывающей­ся понятными испытуемому словами, возможна еще невербаль­ная ("бессловесная", "мысленная") суггестия, такая, когда суггестор суггестирует что-либо не произносимыми вслух словами, а всего лишь мысленно повторяемым приказом, находясь иногда на значительном расстоянии от испытуемого.

В этом разделе рассматривается основной невербальный метод гетеросуггестии — метод мысленной суггестии (телепа­тии).

5.1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЫСЛЕННОЙ СУГГЕСТИИ (ТЕЛЕПАТИИ)

Телепатия (от греч.1е!е — вдаль, далеко и pathos — чувство), «мысленная (ментальная) суггестия», «мозговая связь», «мозго­вое радио», «умственный телеграф», «непосредственная передача мыслей на расстояние», «конвекция идеи», «информационно-энергетическое влияние», «биоинформация», «биоэлектроника» «чтение мыслей» — явление особого вида непосредственной передачи информации на расстояние (иногда очень большое) нервно-психическом состоянии одного существа (в том числе человека) другому. Из этого определения видно, что в каждом случае телепатии участвуют по крайней мере два существа («телепатическая пара») — то, у которого первично возник данный нервно-психический процесс, и то, у которого в связи с этим возник такой же или более или менее сходный нервно-психический процесс. Лицо, оказывающее на другое лицо те­лепатическое влияние, передающее ему телепатическую ин­формацию, принято называть «телепатическим индуктором» или «агентом». Лицо, которое непосредственно на расстоянии воспринимает такое влияние или информацию, называют «те­лепатическим перципиентом» или «реципиентом». Процесс, который происходит в нервно-психической сфере индуктора, обозначают словами «телепатическая индукция», а процесс, который происходит в нервно-психической сфере перципи­ента, называют «телепатической перцепцией». Само содержа­ние телепатической индукции и перцепции принято называть «телепатемой». То, что телепатически воспринимает перци­пиент, далеко не всегда в точности соответствует тому, что было телепатически послано индуктором. Поэтому необходи­мо различать два понятия — «телепатема индуктора» и «те-лепатема перципиента». Старинное слово «телепатема» теперь часто заменяется выражением «телепатическая информация». Между индуктором и перципиентом устанавливается не одно­сторонняя, а двусторонняя изолированная селективная связь ("телепатический раппорт"): с одной стороны, индуктор дол­жен направлять суггестию на данного, заранее известного ему перципиента; с другой стороны, перципиент узнает по принимаемой им суггестии — кто именно в данный момент выполняет роль индуктора. Получается нечто вроде обратной связи, которой физиологи и кибернетики придают такое большое значение. Относительно природы мысленной суггестии существует три гипотезы:

1. «электромагнитная» гипотеза, согласно которой мыслен­ная суггестия передается через пространство с помощью элект­ромагнитной энергии той или иной длины волны;

2. «психоэнергетическая» гипотеза, согласно которой мыс­ленная суггестия передается через пространство посредством психической энергии;

3. «метаэфирная» гипотеза, согласно которой мысленная суггестия передается через пространство за счет колебаний в метаэфирной среде.

5.2. ТЕХНИКА МЫСЛЕННОЙ СУГГЕСТИИ (ТЕЛЕПАТИИ)

В этой главе разбираются оптимальные условия телепатиче­ской индукции и перцепции. Приводятся различные тесты теле­патической перцептивности.

5.2.1. Телепатическая индукция

При проведении сеансов мысленной суггестии большинство суггесторов пользуется базовой методикой сознательной мыс­ленной суггестии (CMC), приведенной ниже.

Базовая методика CMC

1. Совершенно расслабившись, «подставить» себя потоку ду­шевной жизни перципиента, «впустить» себя в него ("конкрет­ное состояние внимания").

2. Устойчиво сконцентрировать внимание ("прожектор").

3. Посредством эмпатии и рефлексии установить телепати­ческий раппорт ("вживание в образ").

4. Посредством «внутреннего голоса» мысленно шептать, по­вторяя суггеренду слова суггестии ("приказ духа").

5. Ни на минуту не переставая смотреть перципиенту в глаза, до галлюцинаторности или до самой яркой сновидности пред­ставлять образ суггеренда в суггестируемой роли, рисовать его в своем воображении в указанном движении души или тела; при этом можно воспользоваться уже достигнутым чувством связи с перципиентом («телепатическим раппортом»), «перенеся» свою душу в перципиента и как бы с его позиций пожелать осущест­вить данное действие («игра воображения»).

6. Процесс индукции должен быть для индуктора эмоционально окрашен, нужно переживать суггестируемое задание всем своим существом («переживание»).

7. Необходимо сильно желать осуществления суггестии; на конец, это желание должно перейти в уверенность, что перципи­ент уже в заданной роли, и в какой-то своеобразный экстаз тор­жества удачи («уверенность»).

Рассмотрим каждый пункт базовый методики более подробно.

Пункт 1 предполагает сонастрой биоритмов перципиента и индуктора и отрабатывается незаметным наблюдением за чело­веком визави ( в метро, в автобусе и т.п.).

Пункт 2 требует от индуктора устойчивой концентрации вни мания на телепатеме. Тренировка этого навыка базируется н; выполнении упражнений сосредоточенния. Этот пункт очень важен, так как наилучшим образом телепатически передается то содержание сознания, на котором индуктор максимальным об­разом концентрирует свое внимание. Иными словами, лучше всего телепатически передаются наиболее сознаваемые в дан­ный момент переживания индуктора, и весь секрет мысленной суггестии сводится к его умению устойчиво концентрировать свое внимание.

Пункт 3 предусматривает наличие «психологической сонастроенности» индуктора и перципиента. В процессе мысленной суггестии между индуктором и перципиентом устанавливается телепатический раппорт и получается телепатическое созвучие (l'accord telepathique). Для этого индуктор должен перевопло­титься в перципиента. Перевоплощение проходит в три этапа:

1. Концертное состояние внимания.

2. Психический перенос своего «Я».

3. Вживание в образ:

а) вчувствование (эмпатия);

б) вмысливание (рефлексия).

Этот пункт отрабатывается выполнением упражнений на чув­ства партнера, предусматривающих «влезание» в шкуру другого и внутреннюю стыковку с ним.

Пункт 4 предполагает словесное оформление передаваемой телепатемы. Формулы мысленной суггестии произносятся про себя. Они должны быть простыми, четкими. Внутреннюю инто­нацию же можно варьировать: от спокойно-дружеской, мягко уговаривающей, бесстрастно-описательной, настойчиво прося­щей, даже насмешливой до твердо-требовательной, приказательной, покрикивающей. Обязателен только подтекст уверен­ности. Уверенность и означает, что за словесной формулой есть подсознательная готовность. Важен и ритм произнесения сло­весных формул мысленной суггестии. Он должен быть очень интенсивным. Слова должны сыграть роль таранов, проторяю­щих суггестию пути от сознания к подсознанию.

Данный пункт отрабатывается выполнением речевых упраж­нений.

Пункт 5 предполагает мысленное направление суггестируемого задания на перципиента, возможно более ярко представив себе его образ.

Существует два способа мысленного представления образа перципиента суггестируемой роли: образное и изобразное. Первый способ предполагает фронтальное представление черципиента. Второй способ предполагает представление индук тором самого себя в образе перципиента на основе перевопло­щения (см.п. 3).

Необходимо заметить, что вначале перципиенту мысленно суггестируется перспективный образ (стимул-побуждение), а затем и желаемая реакция (действия) перципиента.

Представление перципиента отрабатывается выполнением упражнений на воображение.

Пункт 6 предусматривает яркое эмоциональное переживание передаваемой телепатемы. Наибольшие шансы быть передан­ными перципиенту имеют те психические переживания индук­тора, которые захватывают все его существо.

Данный пункт отрабатывается выполнением эмоциональных

упражнений.

Пункт 7 требует от индуктора экстатической уверенности в том, что передаваемая телепатия будет реализована. Этот пункт очень важен. Состояние сверхуверенности является как бы кар­касом, на который опираются все остальные пункты базовой ме­тодики CMC. Природа этого состояния такова: внимание (п. 2) связано с ожиданием (п. 5), а ожидание связано с увереностыо

(п. 7).

Телепатическая информация (телепатема) может переда­ваться и восприниматься в форме мысленных сигналов: эмоци­ональных, образных, импульсных.

В первом случае телепатема содержит в себе некое бесссловесно суггестируемое эмоциональное переживание. К этому же случаю относится и так называемая гипногенная методика мыс­ленной суггестии сна и пробуждения, а также и методика мыс­ленно суггестирумого изменения самочувствия.

Во втором случае телепатема представляет из себя некий бес­словесный суггестируемый образ (цифра, слово, предмет). К то­му же случаю относятся количественная (телепатическое узна­вание) и качественная (телепатическое воспроизведение) мето­дики мысленно суггестируемых образов, а также галлюциноген­ная методика мысленной суггестии.

В третьем случае телапатема заключает в себе некое бессло­весно суггестируемое побуждение к действию (движению или поступку). К этому же случаю относятся моторногенные мето­дики мысленной суггестии (падения вперед-назад, вставания-приседания, хождения-стояния, пляски и т.п.), а также методика мысленно-суггестивного влияния на речевую продукцию

перципиента.

Существуют четыре пути для осуществления передачи мыс­ли от индуктора А перципиента Р. Эти четыре пути таковы:

1) прямая передача от сознания А сознанию Р (это бывает тогда, когда телепатема перципиента в точности соответствует телепатеме индуктора);

2) передача от сознания А сперва подсознанию Р, а затем его же сознанию (когда проявление телепатемы перципиента отсро­чено или когда она значительно отличается от телепатемы ин­дуктора);

3) передача от сознания А своему собственному подсозна­нию, а затем уже сознанию Р (парадоксальная противопоставная передача телепатемы);

4) передача от сознания А сперва своему подсознанию, затем подсознанию Р и через него сознанию Р (временная эхо-маг­нитная передача телепатемы).

Исход передаваемой телепатемы может развиваться по одно­му из четырех вышеуказанных направлений.

В первом случае телепатема передается прямой трансляцией из сознания агента в сознание перципиента без помех и искаже­ний. Это наиболее благоприятный исход телепатической переда­чи мыслей. Он наблюдается в том случае, если психика агента и перципиента «работает» в одинаковом режиме.

Во втором случае телепатема проявляется в мозгу перципи­ента отсроченно, т.е. спустя некоторое время после момента на­чала телепатической передачи. Как это выглядит? Допустим, я произвожу мысленную суггестию перципиенту: он ничего не воспринял, сеанс как будто бы не удался, но иногда, уже по окончании сеанса, у перципиента вдруг выплывает в сознании тот самый образ, эмоция, импульс, который ему суггестировался. Это и есть отсроченная, иначе следовая, телепатическая пер­цепция. Такой исход телепатической передачи мыслей может иметь одно только объяснение: в то время, когда проводился се­анс, подсознательные переживания перципиента не достигали порога сознания; но стоило испытуемому прийти в состояние, более благоприятное для проявления латентной (скрытой) па­мяти, как телепатически воспринятый образ, эмоция, импульс тотчас же появился. Таким состоянием часто бывает дремота, предшествующая засыпанию или пробуждению ("просоночное" состояние психики).

Задержка в выявлении мысленно суггестируемого об эмоции или импульса у некоторых перципиентов имеет характер случайного явления, но у других кажется поел свойством.

Ко второму исходу телепатической индукции относят те случаи, когда само содержание телепатемы индуктора воспринимается перципиентом только как реакция на телепатему — либо в виде эмоции, либо в виде побуждения к действию, либо в виде зрительного образа, представления, связанного с телепатемой индуктора. Это показывает, что в каких-то глубинах психи­ки передаваемая телепатема перципиентом уже уловлена, но по каким-то причинам не может выйти в его сознание. Находясь в подсознании, она действует на сознание, беспокоя его неизвест­но откуда берущимися чувствами, влечениями или образами.

Второй исход телепатической индукции наблюдается также в тех случаях, когда телепатема перципиента значительно отлича­ется от телепатемы индуктора. Выглядит это следующим обра­зом. Очень часто переданная телепатема агента не реализуется в сознании испытуемого с полной точностью; часто она оказыва­ется символически переработанной психикой перципиента, причем характер этой символики напоминает тот, какой мы имеем в сновидениях. Получается впечатление, как будто пси­хический механизм переработки дневных впечатлений в снови­дения имеет такой же характер, как и механизм переработки те­лепатемы индуктора в телепатему перципиента.

Наличие этих трех разновидностей второго исхода телепати­ческой индукции (телепатическая постперцепция, телепатиче­ский барьер, явление символической переработки телепатемы) свидетельствует о том, что подсознательное является как бы ре­зервуаром, в который вливается передаваемая телепатема. Этот принцип подсознательного усвоения информации является ос­новополагающим и лежит также в основе четвертого исхода те­лепатической индукции.

В третьем случае телепатема передается парадоксальным об­разом: перципиенту передаются такие состояния сознания ин­дуктора, которые последним вовсе не осознаются, оставаясь в глубинах его латентной (скрытой) памяти.

Этот исход телепатической индукции подтверждается боль­шинством старинных и современных исследователей мыслен­ной суггестии. Еще французский физиолог Шарль Рише наблю­дал следующий любопытный факт. Однажды, желая передать своему испытуемому возможно более трудное задание, Рише стал перелистывать справочник, содержавший список фамилий французских писателей и поэтов. Стараясь выбрать фамилию малоизвестную, он остановился на поэте Легуве, но попутно его внимание задержалось на Жозефе Шенье. Это имя мелькнуло в сознании и тотчас погасло. Рише сосредоточил свое внимание на фамилии Легуве, но испытуемый совершенно неожиданно дал ответ: Жозеф Шенье. Телепатически переданным оказалось

не то, что передавалось сознательно, а то,что вскользь мелькну­ло в сознании индуктора, с тем чтобы тотчас же погрузиться в область его подсознательного.

К третьему исходу телепатической индукции относят также все те случаи, когда индуктор сознательно оформляет свою теле­патему на языке подсознания (чувство — предпосылки мыслей — мысли). Открытый и истолкованный австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом метод свободных ассоциаций (MCA), a также опыты электрического раздражения мозга (ЭРМ), прове­денные в 50-е годы канадским нейрохирургом Уайлдером Грейфсом Пенфилдом, пролили свет на тот факт, что кора головного мозга — это «видеофонотека» с записями всего, что когда-то глубоко врезалось в память; и вот в процессе телепатической пе­редачи индуктор должен распечатать материал этой «видеофо­нотеки», выпустив наружу сгустки переживаний, лишенных ка­чества идей. Именно эти неосознаваемые переживания ("комп­лексы" по 3. Фрейду), находясь в тени, и дают определенный на­клон нашим мыслям и сновидениям, а потому подобно осоз­нанным мыслям могут быть телепатически переданы.

Отсюда следует вывод, что концентрировать внимание на мысленно суггестируемом объекте не обязательно для успеха опыта. Нередко одного взгляда, брошенного на предмет, одной полумысли о нем бывает достаточно, чтобы с необычайной яс­ностью зрительный образ или информация о нем передавались перципиенту; в другой раз самого напряженного, волевого со­средоточения внимания индуктора недостаточно, чтобы испы­туемый воспринял посылаемую ему телепатему.

Наиболее полно и ясно телепатически передаются объекты непроизвольного внимания.

Явление парадоксальной противопоставной телепатической индукции связано с логикой подсознания: запретный плод всег­да сладок. Под плодом следует понимать ту отвлекающую мысль, овладевшую непроизвольным вниманием индуктора, которая мешает ему сосредоточиться на основной телепатеме. Эта побочная мысль, несмотря на сознательное ее игнорирова­ние и волевую концентрацию внимания на основной телепатеме, пробивается в подсознание индуктора и выплескивается от туда в сознание перципиента. Это вообще интересная особенность подсознания — смещать субъективную вероятность события (телепатической передачи) в зависимости от его потенциальной значимости: «раз побочная мысль не нужна основная мысль), то она может телепатически передаться».

Данный исход телепатической индукции необходимо про­чувствовать. Для этого нужно поработать со своим подсознани­ем. Эту задачу решают упражнения в сосредоточении на смыс­лах слов, в прослеживании зарождения их сути в глубинах под­сознания задолго до того, как они примут законченную форму и выйдут на поверхность океана сознания.

В четвертом случае телепатема передается черед подсознание обоих участников телепатической пары. Подобно отсроченной телепатической индукции временная эхо-магнитная телепати­ческая индукция реализуется в сознании перципиента только при наступлении состояния, более благоприятного для проявле­ния латентной памяти (сон, дремота, трансэкстаз, гипноз и

т.п.).

Этот исход телепатической индукции многократно описыва­ли в старинной литературе. Укажем, например, на свидетельство французского врача Жибото (Gibotteau), который в 1892 г. имел 1 случаи наблюдать явления, производившиеся «деревенским колдуном». Этот «колдун» якобы обладал исключительной способностью суггестировать что-либо своим пациентам на расстоянии. Расспрашивая этого доморощенного индуктора о том, как он производит свои суггестии, доктор вынес следующее впечатление: для того чтобы передать мысленный образ, необходимо создать его в своем уме с возможной интенсивностью и затем внезапно ослабить его, как бы «выбросить из головы»; необходи­мо уметь и произвольно «заряжать и разряжать свой ум». Этот процесс внезапного погашения образа, по свидетельству Жибо­то, как раз и дает наилучшие результаты. Приблизительно такое же заключение высказывают и другие авторы, например Каслян (Caslant), который в своей работе о телепатических явлениях говорит следующее: «Для того чтобы достигнуть наилучшего ре­зультата индукции, необходимо мысленно сформулировать тот образ, который желательно передать; затем, сознательно отпра­вив его испытуемому, попытаться мгновенно забыть о нем».

Временная эхо-магнитная суггестия проводится индуктором повторяющимися, многократными циклами по следующей схе­ме: «заклинание» (суггестия) — «пустота» — «реакция» (действие или состояние) перципиента.

Вот как это выглядит. Индуктор сидит за столом. Глаза его закрыты, и он неподвижен.

Индуктор проводит CMC по базовой методике. Он суггестирует перципиенту следующее: «Вы должны сделать... (указывается конкретное задание). Вы хотите сделать... Вы можете сделать... Вы можете сделать... Вы можете сделать... Вы делаете...»

8—12 раз про себя или полушепотом — с нарастанием, от меха­нической безучастности до страстного требования, а затем вне­запно замолкает и расслабляется, откидывается на спинку крес­ла (глаза по-прежнему закрыты). Пустота... Ничего никому не хотеть. Не ждать, не делать! Махнуть на все рукой, совсем на все, совершенно забыться, исчезнуть, раствориться... Вот так, вот и чудесно.»

И вот в этой блаженной пустоте, словно в гулком колодце, начинает почти немедленно повторяться фраза, всплывает, при­ходит-уходит все то же требование, приказание, заклинание... Откуда-то изнутри, то смутно, то явственно — подталкивает, ис­кушает, тянет — магнит! Таким образом мысленная суггестия, эхо-магнитно пробив себе дорогу из сознания агента в его под­сознание, продолжает выливаться по субсенсорным каналам в подсознание перципиента, а оттуда (при соответствующих усло­виях) проникать в его сознание.

Сознательный отказ от телепатемы, «пустота» — своего рода НЭП на уровне психофизиологии. Успех зависит от трех мо­ментов:

1) Сила «заклинания». Страсти, мощи, напора, упрямства — как можно больше. Но наилучшая интонация, ритм, темп — у каждого, конечно, свои.

2) Истинность «пустоты». Полнота расслабления, искрен­ность самоосвобождения. Чем больше контраст, тем сильнее за­работает эхо-магнит, тем резче мысленная суггестия пробивает себе дорогу.

3) Вера суггестируемому побуждению. Отдаться себе, пустить себя, дать развернуться своим импульсам и поверить в свою мысленную суггестию.

Главный секрет эхо-магнитного перехода телепатемы через «подсознательный мост» двух индивидов заключен в механизме эмоционального маятника. Временная эхо-магнитная суггестия — это контрастный душ мозга, мобилизующий подсознательные резервы психики агента.

Можно порекомендовать следующие вариации. Заклинание можно произнести мысленно. Можно — глубоко вдохнув и за­держав воздух (такая задержка повышенно насыщает мозг кис­лородом, возбуждение становится интенсивным) — в «пустоту» же погружаться вместе с выдохом и далее дышать обыкновенно.

В суггестологии принято шесть положений тела (так называ­емых телепатических стансов), в которых необходимо находить­ся агенту при проведении сеансов телепатической индукции. Из них четыре являются основными и два являются специальны­ми.

Различают следующие основные телепатические стансы: стоя со скрещенными руками , сидя с сомкнутыми руками , сидя, прикрыв лоб рукой, сидя, прикрыв лоб двумя руками).

Основные телепатические стансы являются общими и при­меняются при сеансах телепатической индукции, проводимых на любых расстояниях от перципиента.

Различают следующие специальные телепатические стансы; стоя с раскрытыми ладонями (применяется при сеансах телепа­тической индукции, проводимых на ближних расстояниях (2 — 10 м) (рис. 82,а), сидя на скамейке (применяется при сеансах телепатической индукции, производимых на дальних расстоя­ниях (1 — 10000 км) (рис. 82,6).

5.2.2. Телепатическая перцепция

Приемником телепатемы индуктора в большинстве случаев является латентная (скрытая) психика перципиента. Об этом можно заключить по целому ряду соображений. Случаи спон­танной телепатии (происходящей самопроизвольно в обыден­ной жизни) чаще всего и лучше всего происходят тогда, когда перципиент находится в состоянии или сна, или гипноза, или истерического транса, т.е. такого состояния психики, при кото­ром подсознательные, латентные переживания получают воз­можность легче проникать в сферу сознания . При проведении сеансов телепатии сонное состояние перципиента также является условием благоприятным.

Можно выделить следующие оптимальные условия телепати­ческой перцепции при бодрственном состоянии испытуемого:

1. Привести себя в состояние пассивности (Petal passif), образовав так называемую «пустотность сознания» ("пустота").

2. Почувствовать состояние контакта, «телепатического pan- \ порта» с агентом ("связь").

3. Ощутить «состояние удачи» ("удача").

Пункт 1 предполагает приведение перципиентом самого себя в состояние, близкое к нирване. Нирвана (санскр. «выйти нару­жу») — состояние отрешенности от всех жизненных забот и| стремлений и уход в небытие, которые могут переживаться человеком, не прерывая его жизни.

В учении Будды одним из средств достижения нирваны является развитие интуитивного мышления посредством медитации (пассивной и активной). Похожее состояние человек испытывает, когда вернувшись с работы домой уставшим и измотан­ным, он принимает пищу, безжизненно пустыми глазами смот­ря в одну точку за окном.

Навык пассивности отрабатывается изображением погружен­ного в анабиоз существа — замороженного, застывшего в непод­вижности, с окаменевшим лицом и пустым взглядом.

Пункт 2 предполагает ощущение мысленной общности пер­ципиента с воздействующим на него индуктором.

Данный пункт отрабатывается психологическим проникно­вением в мысли встреченных на улице людей.

Пункт 3 знаменует следующее. В тех случаях, когда телепати­ческий сеанс проходит хорошо, перципиент, еще не зная об этом, переживает «эмоцию успеха», чувство своеобразной удов­летворенности. Таким образом, «экстаз торжества удачи» (см. п. 7 базовой методики CMC) возникает и у перципиента в процес­се телепатической передачи мыслей.

Тренировка навыка ощущения положительных эмоций обес­печивается доброжелательным отношением к другим людям, юмором, оптимизмом.

Резюмируя сказанное о телепатической перцепции, мы мо­жем заключить, что все те состояния сумеречного сознания, при которых латентная психика пробуждается и подходит к порогу сознания, являются благоприятными для телепатической перцепции. Существует два взгляда на природу телепатической перцеп­ции:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться