Гончаров Г. «Энциклопедия гипноза»

Приведем пример постгипнотической гипносуггестии, реа­лизуемой суггерендом сразу же после дегипнотизации. Гипно­тизер суггестирует гипнотику: «После пробуждения Вы постави­те стул на стол, подадите полотенце гражданке У., поцелуете ее, споете арию Герцога из оперы Д. Верди «Риголетто» и затем правой своей рукой похлопаете меня по левому плечу, после че­го увидите меня одетым в пурпурно-красную одежду и с двумя оленьими рогами на голове. Кроме того, исчезнет единственная дверь в этом помещении и Вы не сможете покинуть его». Гипно­тизер говорит ему еще многое и наконец: «Считайте до шести, три раза зевните и затем проснитесь». Он считает и, дойдя как раз до шести, открывает глаза. Одно мгновение он с заспанным видом смотрит вперед, обращает свой взор на стул и фиксирует его своим взглядом. Зачастую тут возникает поединок между рассудком и могущественным стимулом суггестии. Смотря по степени неестественности или естественности суггестии, с од­ной стороны и восприимчивости к ней гипнотизируемого — с другой, победителем выходит первый или второй фактор.

Загипнотизированный субъект фиксирует взглядом стул; не­ожиданно встает, берет стул и ставит его на стол. Гипнотизер спрашивает: «Почему Вы это делаете?» — ответ колеблется, смотря по образованию, темпераменту, характеру и роду гипно­за. Один (1) говорит: «Я думаю, Вы мне во сне сказали, чтоб я это сделал». Другой (2): «Мне кое-что в этом роде приснилось». Третий (3) удивленно признается: «Меня к этому что-то толка­ло, я это должен был сделать, не знаю почему». Четвертый (4) говорит: «Мне пришла в голову такая идея». Пятый (5) приво­дит апостериорный мотив: «Стул стоял поперек дороги, стеснял его (или же по получении суггестии — взять полотенце и выте­реть себе им лицо, ссылается на сильное потение). Шестой же (6) по окончании действия утратил всякое о нем воспоминание и считает себя только что проснувшимся. Последний особенно имеет вид сомнамбула; его взгляд более или менее неподвижен, движения имеют что-то автоматическое, исчезающее по оконча­нии действия.

Дальнейшие постгипнотические гипносуггестии (с полотен­цем, поцелуем, пением арии, хлопаньем по плечу, пурпурно-красной одеждой, рогами и исчезновением двери) реализуются испытуемым по образцу первой постгипнотической гипносугге­стии (со стулом и столом).

Механизм действия отсроченной гипносуггестии наглядно просматривается на следующем примере. Гипнотизер суггести­рует сомнамбула, что ровно на пятый день после сеанса, ровно в пять вечера, он позвонит ему по такому-то телефону и справит­ся о его здоровье. До самого момента исполнения — полное за­бвение всего суггестированного и всего, что связано с гипноти­зером: вообще забыть его.

И вот сомнамбул живет как ни в чем не бывало эти пять дней. Он и знать не знает никакого гипнотизера, спросите его о последнем — он ответит: «В первый раз слышу», — и вполне иск­ренне. Но приближается назначенный час. Он начинает чувство­вать беспокойство. Что-то гнетет его, что-то он забыл сделать. Беспокойство достигает кульминации, и вдруг — точно в назна­ченное время! — его осеняет: он же забыл позвонить! Кому?.. Он еще не знает, не помнит и номера телефона, но, снимая трубку, вспоминает. Он не знает, кому звонит, но, услышав голос, гово­рит с искренней тревогой:

- Здравствуйте, Н.! Как Вы себя чувствуете?

— Спасибо, все хорошо. А теперь Вы вспоминаете все оконча­тельно и чувствуете себя превосходно.

Так, отсроченно, сомнамбулам можно суггестировать мно­гое, если ни все из того, что суггестируется непосредственно в ходе сеанса, — границы отсроченной гипносуггестии пока точно не установлены.

Возникает впечатление, что в самый момент действия испы­туемый возвращается, хоть и не в той степени, в сомнамбуличе­ский транс. И не только в самый момент... Если даже специаль­ной энергичной суггестией оговаривается полная безмятеж­ность на время отсрочки, все равно создается впечатление, что безмятежность эта не совсем полная или, может быть, чересчур подчеркнутая.

Очевидно, механизм постгипнотической гипносуггестии как-то связан с внутренним бессознательным отсчетом време­ни. Здесь — область тончайшей мозговой игры, требующая строгого личного подхода и смелых решений.

Огромная важность гипносуггестии a echeance бросается в глаза. Известные мысли и решения загипнотизированного можно наперед приурочить к определенному сроку, когда гип­нотизера уже нет на месте; к тому же можно сделать суггестию свободного волевого решения. Далее можно суггестировать за­гипнотизированному не иметь ни малейшего представления о том, что импульс исходил от гипнотизера. Да, очень восприим­чивым к суггестии субъектам можно даже с успехом суггестиро­вать полную амнезию происшедшего гипноза: «Вас никогда не гипнотизировали; если Вас об этом спросят, Вы будете божить­ся, что в своей жизни никогда никем не усыплялись; я Вас ни­когда не усыплял».

Отличительной особенностью гипносуггестии a echeance яв­ляется тот факт, что от гипноза до указанного срока содержание суггестии наяву никогда почти не сознается. Если же такого субъекта в течение этого периода загипнотизировать и затем в гипнозе спросить, что он должен сделать в такой-то день, то обыкновенно оказывается, что он знает это очень точно.

В серии специальных экспериментов с сомнамбулами можно проследить это влияние неосознаваемых суггестии на общение. Сомнамбул, людей в большинстве очень общительных, легко соединять в группы. Как и в обычных группах, среди них выде­ляются лидеры и ведомые, «звезды» и «изолированные»... С по­мощью постгипнотических гипносуггестии, адресованных раз­ным членам группы, можно менять их групповое положение и основательно перекраивать всю систему взаимоотношений: ли­дера делать ведомым, «звезду» изолировать... Никто из испытуе­мых не подозревает, откуда идет управление событиями, все происходит якобы стихийно, и всегда основанием, зацепкой для подсознания оказываются какие-то реальные пустяки…

4. Фиксационный гипноз (рис. 45, 46, 47). Этот метод гипно­тизации предложен английским хирургом из Манчестера Джей­мсом Брэдом (1795-1860), описавшим его в своей книге «Ней-рогипнология, или Трактат о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения для целей облег­чения и исцеления болезней» (1843 г.).

Сущность метода, заимствованного из глубокой древности, сводится к тому, что гипнотизируемому предлагается фиксиро­вать взором какой-нибудь блестящий предмет, имеющий про­стую форму (диск, шар, цилиндр) для того, чтобы сначала вы­звать усталость зрительного анализатора, а затем более успешно переключить человека от бодрствования к гипнотическому со­стоянию.

Первый опыт по предложенной им методике Брэд поставил вечером у себя дома в присутствии семьи и двух друзей. Вот как его описывает сам Брэд.

«Я попросил сэра Уолкера сесть, фиксировать взор на гор­лышке бутылки из-под вина, которую я несколько приподнял над ним, чтобы вызвать значительное утомление глаз и век. Че­рез 3 минуты его веки сомкнулись, слеза скатилась по щеке, го­лова склонилась, лицо слегка напряглось, он вздохнул и тут же глубоко заснул; дыхание замедлилось, углубилось, стало шум­ным; по рукам и плечам пробежали небольшие судороги. Через 4 минуты я его разбудил, боясь опасных последствий...»

Конечно, это был только почин. Таким же незатейливым способом, усадив человека в покойное кресло, педантично тре­буя каждый раз лишь того, чтобы испытуемые сосредоточивали на указанном им предмете (носик чайника, блестящее горлыш­ко бутылки, хирургический ланцет, обыкновенная пробка, при­вязанная ко лбу испытуемого, ложка и т.п.) не только свой взор, но и мысли, Брэд в этот и последующие дни и месяцы усыпляет почти всех, кто соглашается предоставить себя в его распоряже­ние. Вначале это только друзья, знакомые, родные, слуги. Затем круг испытуемых быстро растет.

Это состояние (своеобразный нервный сон — гипноз), гово­рит Брэд, возникает совершенно закономерно в результате со­средоточения взора и внимания, поглощения разума одной идеей, полного расслабления мышц находящегося в покое паци­ента и непроизвольно наступающей при этом задержке дыха­ния. Совсем не зря Брэд неизменно, педантично настаивает на том, чтобы пациент фиксировал и свой взор, и свои мысли на предмете, который необходимо помещать, как он выражается, «в наиболее благоприятной позиции». Благоприятной для того, чтобы можно было лучше сконцентрировать внимание, быстрее утомить взор, а тем самым, согласно его теории, вернее вызвать искусственный нервный сон. Вот почему Брэд усыпляет без

осечки.

Блестящий предмет — объект пристальной фиксации суггеренда рекомендуется укреплять на специальной державке 1, с тем чтобы его было удобнее держать в руке, а расстояние до глаз суггеренда несколько увеличилось.

Принято три положения, в которых необходимо держать де­ржавку с блестящим предметом при гипнотизации суггеренда фиксационным способом: вертикальное, наклонное (под 45° и горизонтальное (рис. 46,45,47).

Различают несколько типов блестящих предметов, которые гипнологи наиболее часто используют в качестве объекта фик­сации (при гипнотизации суггерендов методом фиксации взо­ра).

Ниже приводится унифицированная схема объектов фикса­ции (УСОФ). Известный русский советский невропатолог и психиатр, академик Владимир Михайлович Бехтерев предлагал фиксировать взор гипнотизируемого на цветной электрической лампочке с рефлектором под стук метронома. Таким образом, одновременно ритмически воздействуя на зрительный, слухо­вой и термический анализаторы гипнотизируемого, он добивал­ся скорейшего погружения испытуемого в гипнотический сон (за счет одновременного торможения соответствующих нервных центров).

Общая схема фиксационного гипноза заключается в следую­щем. Испытуемому предлагают пристально смотреть на блестя­щий предмет, добиваясь истощения клеток коры в зрительном анализаторе головного мозга. Развившееся здесь охранительное торможение но законам иррадиации распространяется дальше, захватывая соседние участки коры головного мозга. При этом гипнотизер произносит определенные формулы вербальной суг­гестии, навевающие сонливость на испытуемого, строя их в сле­дующем ключе: «Внимательно... пристально... смотрите на бле­стящую поверхность предмета ... Никуда не переводите взгляд... Внимательно... пристально... смотрите на блестящую поверх­ность предмета1... Смотрите пристально на блестящую поверх­ность предмета... постепенно Ваши глаза станут утомляться... веки будут тяжелеть и начнут смыкаться. В голове возникнет лег­кий туман, он все нарастает и сгущается... приятная сонливость, дремота охватывает Вас... Все тело тяжелеет, словно наливается свинцом... Я буду считать, и с каждым моим счетом Вы погру­жаетесь в приятную дрему... 1... 2... Все тело словно сковано, отя­желело... 3... 4... Забываетесь, забываетесь все глубже... 5...6... Все растворяется в тепле и покое... Исчезает... 7... 8... Теплые волны покоя... Туман в голове... 9... 10... Спать!... Рука падает2 ... Глубоко и спокойно спите...»

Спустя некоторое время, после проведения определенного (5-10) количества сеансов фиксационного гипноза, формулы суггестии необходимо обновлять и видоизменять, так как они перестают оказывать должное воздействие на суггеренда вслед­ствие привыкания последнего к одним и тем же вербальным стимулам.

Ниже приводится обновленный и видоизмененный текст уд­линенного сеанса фиксационного гипноза. Исходное положение суггеренда — лежа на кушетке.

«Приготовьтесь к сеансу суггестии. Ослабьте сдавливающие части одежды, возьмите в руку блестящий предмет, примите удобную позу, чтобы ничего не мешало. Расслабьте мышцы все­го тела, дышите ровно, спокойно. Слушайте только мой голос — голос гипнотизера, проводящего суггестию. Слушайте, запоми­найте и исполняйте все, что я буду говорить!

Теперь поднимите руку, в которой Вы держите блестящий предмет. Поднимите локоть с опоры, вся рука в воздухе3 . Взгляд фиксируйте на блестящей поверхности, смотрите на нее внима­тельно, пристально до тех пор, пока у Вас не закроются глаза.

Под влиянием моего голоса вы постепенно погружаетесь в гипнотический сон. Этот сон отличается от обычного ночного сна тем, что когда Вы спите ночью, Вы полностью отключаетесь от окружающего, ничего не слышите, не воспринимаете. Сейчас у Вас сон будет неполный, частичный, Вы даже не почувствуете наступления сна. Вы все время ясно, отчетливо слышите и буде­те слышать мой голос, запоминать и неуклонно выполнять все, что я буду Вам суггестировать.

Воздействие суггестией безвредно, безопасно, так как ника­кого влияния на организм, кроме словесной суггестии, не про­изводится. Более того, воздействие суггестией полезно, оно укрепляет нервную систему, улучшает самочувствие, нормализует сон.

Слушайте внимательно мой голос, запоминайте и неуклонно выполняйте все, что я говорю, все, что я суггестирую. Некоторое время лежите совершенно спокойно, молча, дышите ровно, при­стально смотрите на блестящую поверхность... (пауза).

Теперь начните постепенно засыпать. Мышцы всего тела расслаблены. Веки тяжелеют. Внимательно смотрите на блестя­щую поверхность: никуда не переводите взгляд! Слушайте мой голос. Запоминайте и исполняйте мою суггестию! Голос мой Вы слышите и будете все время слышать ясно, отчетливо. Он успокаивает Вас и усыпляет! Сон постепенно овладевает Вами. Засыпайте! Веки тяжелые, глаза закрываются, по телу разлита приятная теплота, дыхание ровное, свободное, спокойное. Вы ни о чем не думаете, Вы только слышите мой голос, запоминаете и исполняете мою суггестию! Мой голос Вас успокаивает и усып­ляет. Веки тяжелы, слипаются. Не препятствуйте этому! Закры­вайте глаза! Спите! Рука опустилась. Глаза закрыты. Дыхание ровное, свободное, спокойное. Вас ничто не беспокоит, не трево­жит. Голос мой Вы слышите ясно, отчетливо. Голос мой Вас ус­покаивает и усыпляет. Вы откроете глаза лишь после того, как я скажу, чтобы Вы их открыли. Тяжесть от век расходится по все­му телу, сковывает руки, ноги, Вы продолжаете погружаться в гипнотический сон.

Сейчас я буду считать до десяти. По мере моего счета Вы все глубже и глубже погружаетесь в гипнотический сон. Все окружа­ющие Вас шумы, звуки уходят, удаляются. Возникает ощущение полной отрешенности. Но Вы продолжаете ясно, отчетливо слы­шать мой голос, слышать, запоминать и исполнять мою сугге­стию.

Засыпайте... Раз... два... три... четыре... пять... шесть... семь... восемь... девять... десять! Вы уснули, Вы спите. Вы так же ясно, отчетливо слышите мой голос, запоминаете и исполняете мою суггестию.

Вы чувствуете себя хорошо, спокойно. Вы отдыхаете. По телу разлито приятное тепло, дыхание ровное, свободное, спокойное. Слушайте, запоминайте, исполняйте!"

Далее гипнотизер проводит гипнотику серию специальных (в том числе мотивировочных) суггестии, закрепляет их эффект и дегипнотизирует гипнотика.

«Теперь суггестированные ощущения исчезли. Вы снова при­няли удобную позу, дыхание стало ровным, спокойным. Глаза закрыты. Вы снова спите. Проведенные суггестии прочно закре­пились у Вас... (пауза).

Сейчас я буду считать до пяти. По мере моего счета Вы про­сыпаетесь. Исчезает тяжесть в руках и ногах, веки становятся легкими. По счету «пять» Вы открываете глаза и просыпаетесь, после пробуждения голова у Вас ясная, свежая, Вы ощущаете бодрость, самочувствие хорошее. Вечером, когда Вы ляжете спать, Вы быстро уснете. Сон будет глубоким, спокойным, креп­ким. Завтра Вы проснетесь с ясной, свежей головой, с хорошим настроением, с уверенностью, что Вы все можете.

Я считаю до пяти. По счету «пять» Вы просыпаетесь и откры­ваете глаза. Раз... два... три... четыре... пять!

Просыпайтесь! Откройте глаза и вставайте.

На этом сеанс суггестии закончен".

Весьма зарекомендовало себя в гипносуггестивной практике сочетание применения фиксационного гипноза и звуковых воз­действий. Вот как проходит сеанс коллективного фиксационно­го гипноза с музыкальным сопровождением.

Испытуемые располагаются полулёжа в креслах или лежа на кушетках (рис. 48). Гипнотизер становится перед ними и суггестирует примерно следующее: «Атансьон... Внимание... (Гипно­тизер подходит поближе к суггерендам; в поднятой вверх правой руке его находится блестящий предмет; одновременно из маг­нитофона начинает струиться мягкая успокаивающая музыка; звучат: «Ночная серенада» Моцарта, «Лебедь» Сен-Санса, «Пол­ишинель» Рахманинова, «Муки любви» Крейслера, «Серенада» Тозелли, «Лунная соната» Бетховена, «Грезы» Шумана и т.п.). Чш-ш-ш-ш... Теперь, дорогие друзья... для начала успокойтесь... доверьтесь мне... расслабьтесь... расслабьтесь... Теперь сосредо­точьте все Ваше внимание... обратите Ваш взгляд... на этот бле­стящий предмет... (гипнотизер указывает пальцем своей левой руки на блестящий предмет). Все внимание сюда!., (гипнотизер властно-бегающим взглядом оглядывает суггерендов). Вы чув­ствуете... как Ваши веки тяжелеют... Они словно наливаются свинцом... Вам неудержимо хочется спать... Хочется закрыть глаза... Они закрываются... закрываются... И Вы постепенно... погружаетесь... погружаетесь... в гипнотический... сон..."

После проведения необходимых суггестии гипнотизер при­ступает к дегипнотизации суггерендов: «Ну что ж... дорогие Друзья... сейчас мы с Вами будем просыпаться... откроем глаза... Я просчитаю до трех, и на счет "три" вы проснетесь... Тяжесть и скованность исчезнут... Появятся легкость и бодрость... Внима­ние... Один... два... три! Проснитесь!»

В процессе гипнотизации испытуемого фиксационным мето­дом гипнотизер может находиться в двух положениях(гипнотических стансах): сидячем и стоячем ).

При проведении сеансов фиксационного гипноза (с целью получения самопроизвольной каталепсии у испытуемого) неко­торые гипнотизеры предлагают испытуемому самому держать в вытянутой руке объект фиксации . По руке, взгляду и дыханию гипнотизер следит за глубиной состояния. При этом наступление у испытуемого гипнотического состояния отмеча­ется «остекленением» его взгляда, урежением его дыхания, а также воскообразным застыванием его руки в воздухе: когда за­крываются глаза испытуемого и гипнотизер осторожно берет блестящий предмет из его руки, она остается торчать в воздухе, как палка. При перемещении ее — особое ощущение, словно ру­ка из воска или пластилина, полное отсутствие сопротивления.

Каталептический тип гипноза можно получить у испытуемо­го и специальной суггестией .

Возникновение гипноидного состояния от долгой концентра­ции на блестящем предмете объясняется механизмом простого зрительного восприятия. Глаза, как известно, не могут стоять на месте. Они постоянно мечутся туда-сюда, если даже мы упорно смотрим в одну точку; просто эти движения так быстры, что на­ми не замечаются. И на деле имеет место такая картина. Сколь­знул взор в сторону — и вернулся к слабому зрительному раз­дражителю, блестящему предмету. Скользнул — вернулся... Раз­дражение идет в мозг ритмично, долго и малыми порциями. Невозможно загипнотизировать человека, принуждая его гля­деть на яркий источник света! Слишком сильный раздражи­тель1 . Объект фиксации может быть даже неблестящим предме­том.

В связи с тем, что надлежащий объект фиксации для прове­дения сеанса фиксационного гипноза не всегда имеется под ру­кой у гипнотизера, можно порекомендовать более простую (без­аппаратурную) модификацию фиксационного метода гипноза — метод Льебо-Веттерстранда .

К лицу, подлежащему гипнозу, надо подойти вполне естест­венно и с сознанием цели, объяснив ему, что гипноз не есть что-то неестественное, чудесное, но есть простое, присущее каждому человеку свойство нервной системы, что суггестия и на него окажет свое действие, т.е. что он заснет.

Избегая многих слов и объяснений, пациента усаживают в удобное кресло, заставляют несколько секунд (самое большое — одну минуту) смотреть себе в глаза, объясняя при этом гром­ким и уверенным, но однообразным голосом, что дела идут пре­восходно, что глаза уже слезятся, веки отяжелели, и что пациент чувствует приятную теплоту в руках и ногах. Затем пациента за­ставляют фиксировать два пальца (указательный и средний или большой и указательный) левой руки (гипнотизера), которые незаметно опускают, заставляя веки следовать за ними. Как только веки начинают опускаться самопроизвольно, дело уже в шляпе. В противном случае говорят: «Закройте глаза!» Некото­рые гипнотизеры заставляют подольше фиксировать.

Затем можно действовать подобно О. Фогту (см. методику фракционного гипноза), или же поднять руку испытуемого и прислонить ее к стене, либо положить на голову пациента, заяв­ляя, что она оцепенела. Лучше всего заявить тотчас же, что соот­ветствующая рука непреодолимо, точно каким-то магнитом, притягивается к голове. Если это не пойдет, прибегают к каким-нибудь другим приемам, принимают очень решительный и энергичный тон, суггестируют одновременно исчезновение мыслей, подчинение нервов, чувство благосостояния, покой, дремоту. Как только замечают, что та или другая суггестия на­чинает действовать, тотчас же дают ей дальнейший ход и резче оттеняют ее, при случае заставляя пациента откликаться на нее кивком головы. Каждая подтвержденная суггестия в начале представляет значительный актив, которым должно пользовать­ся для дальнейших суггестии. «Смотрите! Это действует пре­красно. Вы засыпаете все лучше. Ваша рука становится все неподвижнее. Вы не в состоянии больше опустить ее вниз (паци­ент делает соответствующую попытку с некоторым успехом, но ему препятствуют в этом и заявляют быстро): наоборот, когда Вы хотите опустить, она подымается вверх, к голове, смотрите, я все больше приближаю ее к голове» и т.д. У субъектов, очень склонных к критике и упрямых, вначале лучше воздерживаться от суггестии каталепсии руки. При некотором навыке очень бы­стро замечают, когда можно рискнуть с подобной суггестией.

Долго фиксировать пациента взглядом считается ошибкой. Фиксирование должно длиться больше одной минуты только в на­чале первого сеанса. Потом всегда оказывается достаточным фик­сировать гипнотизируемого в течение одной, самое большее двух секунд, суггестируя при этом сон. Большей частью гипнотизер тогда только приказывает: «Спите!», делая своей рукою движение к глазам, и данный субъект моментально засыпает.

Весьма целесообразно сочетать фиксационный гипноз с воз­действиями цветом, диспозицией и изменением (динамикой) внешней среды, а также с помощью сюжетных визуальных средств.

5. Фасцинативный гипноз. Существует много различных способов гипнотизации. Однако исторически раньше других был предложен в 1813 г. португальским аббатом Хосе Кустодио Фариа (1756-1819) метод фасцинации (пристальный взгляд в глаза гипнотизируемого), заимствованный им из практики ин­дийских факиров (рис. 55). Он описал его в своей книге «О при­чине ясного сна, или исследование природы человека, написан­ное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии» (1819 г.).

В Париже на улице Клиши, в доме 49, «бронзовый аббат», как называли его парижане, открыл магнетические классы, в кото­рых демонстрировал сеансы суггестии. Фариа проводил сугге­стии женщинам и детям, мужчинам и подросткам, домашним животным и птицам. В основном он использовал два вида сугге­стии: либо в течение долгого времени, не мигая, смотрел в глаза сидящего или лежащего перед ним испытуемого и несколько раз методично повторял приказ заснуть ("Спите") — и испытуе­мые засыпали, либо, наоборот, неожиданно подходил к испыту­емому и резко, повелительно произносил приказ ("Спите!") — и тот мгновенно засыпал.

В обоих случаях Х.К. Фариа пристально смотрел на пациента.

Оба эти приема носят теперь имя аббата Фариа, широко ис­пользуются современными гипнологами и упоминаются во всех учебниках по гипнологии.

Различают две разновидности фасцинативного метода гип­нотизации: прямой и обратный. В первом случае испытуемый смотрит в глаза гипнотизеру, а гипнотизер смотрит на перено­сицу испытуемого. Здесь взгляд гипнотизера вводится в подсоз­нание испытуемого лобовой атакой ва-банк. Во втором случае испытуемый смотрит на переносицу гипнотизера, а гипнотизер смотрит сквозь испытуемого. Здесь взгляд гипнотизера сам со­бой вводится в подсознание испытуемого косвенным подтек­стом.

Фасцинация может быть одинарной или двойной. В первом случае испытуемый смотрит в один глаз гипнотизера. Во вто­ром случае — в оба глаза.

Одинарный фасцинативный метод гипнотизации заключа­ется в следующем. Потребуйте от гипнотизируемого смотреть Вам в правый глаз, в зрачок. Скажите ему, что сейчас он увидит, как пульсирует зрачок и тут же начинайте произвольно суживать и расширять зрачки. Императивно суггестируйте испытуе­мому, что его веки тяжелеют, слипаются и на счет «десять» глаза закроются. Гипнотизируемый тут же почувствует, что кванты гипнотической энергии прямо так и прыгают из глаза, а уж во­левых токов ощутит видимо-невидимо.

Прямой двойной фасцинатнвный метод гипнотизации редко употребляется в гипносуггестивной практике, хотя и он при своей кажущейся демонстративности, дешевой театральности и авторитарности основан на известном «секрете», так как произ­водящий гипнотизацию, требуя от гипнотизируемого, чтобы тот смотрел ему пристально в глаза, сам смотрит в его перено­сицу и тем самым, ставя себя в более выгодные условия, менее утомляет свой взор и быстрее достигает гипнотического эффек­та.

При обратном двойном фасцинативном методе гипнотиза­ции гипнотизер усаживает испытуемого в кресло («Са­дитесь, пожалуйста»). Наклоняется, как коршун, приказывает смотреть на переносье. Жесткая уверенность, почти торжество. Он уже победитель. Гипнотизер слегка раширяет глазные щели и, глядя прямо перед собою как бы вдаль, уверенным, категори­ческим тоном объявляет испытуемому, что сейчас он уснет («Во время счета веки будут тяжелеть.- При счете «десять» закроются. Раз... два... три... четыре... пять... шесть... семь... восемь... девять... десять»). Гипнотизируемый хлопает глазами на «четыре», за­крывает их на «девять» («Спать»). Гипнотизируемый впадает в каталепсию с анестезией.

При фасцинативным способе гипнотизации гипнотизер тре­бует от гипнотизируемого непрерывно смотреть ему в глаза. Возникающее при этом гипноидное состояние объясняется те­ми же физиологическими механизмами, которые имеют место при долгой концентрации взгляда на блестящем шарике. Только здесь уже в качестве объектов фиксации выступают два шарика: два блестящих глаза гипнотизера.

На глазном методе лучше всего идут дети и подростки обоего пола, женщины любого возраста, достаточно возбудимые, арти­стичные, истеричные, и некоторые мужчины, в основном не из числа тех, что блещут интеллектом. Такие лица хорошо идут на императиве. Это чувствуется по какому-то обмену движениями, по глазам, по всему. В контакте с ними отцовский модус, кате­горичность, суровое мужское покровительство, но не однотонно, с вкраплениями. Братский, ровный, демократический тон — ни в коем случае! Все испортится, поползут контрасты. Риск связан только с трудностью предварительной оценки субъекта, а следовательно, при должном опыте весьма мал; борьбы же нет почти никакой: механизм суггестабильности либо срабатывает, либо нет, идет или не идет — опять же в зависимости от правильно­сти оценки.

Значение техники взгляда, в сущности, второстепенно. Ме­тод хорош только быстротой, но и для быстроты он не обязате­лен.

4.2.4. Тактильнотермические методы гипносуггестии

К тактильнотермическим методам гипносуггестии относятся все те приемы гипнотизации, в основе которых лежит тепловое воздействие на кожный анализатор в коре головного мозга суг-геренда. Последние подразделяются на две группы: контактные и бесконтактные. К первой группе методов относятся методы, в основе которых лежит непосредственное механическое контак­тирование рук суггестора с телом суггеренда (наложение рук, поглаживание, стимуляция биологически активных точек (БАТ)). Ко второй группе методов относятся дистанционные методы локальных температурных воздействий на кожно-мышечную поверхность тела суггеренда (пассы, дуновения).

1. Метод наложения рук (рукоприкладной метод). Рука как средство контактного воздействия применяется человеком с давних пор. Встречи людей начинаются и заканчиваются руко­пожатиями. Да и в процессе самого общения некоторые люди держат рукой собеседника за пуговицу, похлопывают его по пле­чу и т.п. Цель подобных ритуалов — привлечь внимание к своей персоне, контактным путем добиться того, чтобы произнесен­ные слова доходили до собеседника. Но часто, общаясь друг с другом, люди пользуются рукой неосознанно.

К ушибленному или больному месту человек инстинктивно тянется рукой, придерживает его, поглаживает. Сама природа подсказывает ему способ самолечения: тепло руки и массаж, расширяя местные сосуды, улучшают кровоток, а кроме того, легким поверхностным раздражением заглушают идущие в мозг болевые импульсы. Как иногда легко становится, если на голову ляжет мягкая рука. Этот знахарский прием «прикладыва­ния руки» к больному месту или около считается весьма муд­рым, ибо психологическая суггестия соединяется в нем с мяг­ким, естественным воздействием на местные сосуды и нервы.

Гипногенный (рождающий гипнотическое состояние) прием «наложения рук» гипнотезер должен применять не полусозна­тельно, как делается обычно, а с полным сознанием сути дела и, главное, с надлежащей сосредоточенностью.

Этот прием, если иметь в придачу к нему чуть-чуть терпе­ния, оказывают немалые услуги при многих неприятностях, как-то: различные боли, спазмы, колики, зуд и тому подобное.

Все делается просто: гипнотизер кладет руку на требуемое место и волевым путем вызывает чувство тепла — вначале в ру­ке. Когда рука ощутимо разогрелась, гипнотизер начинает суггестировать суггеренду, что тепло из нее переходит в нужное ме­сто и далее распространяется по всему телу, вызывая расслабле­ние сосудов и мышц. Суггестию можно сопровождать легкими массирующими движениями. Вскоре испытуемый почувствует, что участок тела под рукой гипнотизера действительно разогре­вается все больше и больше, вплоть до ощущения, будто тот уст­роил ему из своей руки грелку или горчичник. Прием «наложе­ния рук» помимо теплового эффекта имеет еще и мистическую подоплеку: посредством рукоприкладства гипнотизер заряжает, намагничивает испытуемого своим «магнетически-жизненным флюидом».

Заклинаниями и возложением рук на голову больного враче­вали халдейские и египетские жрецы, персидские маги, индус­ские брамины и йоги. Римские писатели Марциал, Агриппа, Апулей и Плавт поведали об усыплении прикосновением рукою, сопровождаемом заклинаниями. Апулей утверждал, что «при­косновением, заклинаниями и запахами можно так усыпить че­ловека, что он освобождается от своей грубой телесной оболочки и возвращается к чистой, божественной бессмертной природе».

Во всех заклинаниях и ритуалах присутствует суггестия.

Известно, что короли Англии и Франции наделялись способ­ностью одним лишь возложением рук излечить зоб и другие бо­лезни. Возложение королевских рук на больных входило даже в ритуал коронации. Во Франции в последний раз он применялся в церемонии коронации Карла X в 1824 году. Отсюда произош­ло изречение: «Король к тебе прикоснется, а бог исцелит» .

Различают три варианта гипносуггестии, проводимой мето­дом «наложения рук»: метод Льебо-Бехтерева, метод Подъяпольского и вольный метод.

1. Метод Льебо-Бехтерева. Рукоприкладная гипнотизация, как правило, сопровождается сугге­стией, в словесных формулировках которой описываются ощу­щения, которые испытывает засыпающий человек. Особый упор при этом делается на тактильно-термических ощущениях суггеренда. Одним из первых, кто разработал рукоприкладную мето­дику словесного погружения в гипноз, был А А. Льебо (позднее, в нее внес свои дополнения В.М. Бехтерев). Он клал руку на лоб пациента и суггестировал ему общее успокоение и сон, усиливая словами состояние, испытываемое человеком, и таким образом добивался сна с раппортом.

Принципы усыпления и употреблявшиеся при этом выраже­ния в общих чертах одинаковы и в своем современном виде вы­глядят примерно так:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться