Приведем пример постгипнотической гипносуггестии, реализуемой суггерендом сразу же после дегипнотизации. Гипнотизер суггестирует гипнотику: «После пробуждения Вы поставите стул на стол, подадите полотенце гражданке У., поцелуете ее, споете арию Герцога из оперы Д. Верди «Риголетто» и затем правой своей рукой похлопаете меня по левому плечу, после чего увидите меня одетым в пурпурно-красную одежду и с двумя оленьими рогами на голове. Кроме того, исчезнет единственная дверь в этом помещении и Вы не сможете покинуть его». Гипнотизер говорит ему еще многое и наконец: «Считайте до шести, три раза зевните и затем проснитесь». Он считает и, дойдя как раз до шести, открывает глаза. Одно мгновение он с заспанным видом смотрит вперед, обращает свой взор на стул и фиксирует его своим взглядом. Зачастую тут возникает поединок между рассудком и могущественным стимулом суггестии. Смотря по степени неестественности или естественности суггестии, с одной стороны и восприимчивости к ней гипнотизируемого — с другой, победителем выходит первый или второй фактор.
Загипнотизированный субъект фиксирует взглядом стул; неожиданно встает, берет стул и ставит его на стол. Гипнотизер спрашивает: «Почему Вы это делаете?» — ответ колеблется, смотря по образованию, темпераменту, характеру и роду гипноза. Один (1) говорит: «Я думаю, Вы мне во сне сказали, чтоб я это сделал». Другой (2): «Мне кое-что в этом роде приснилось». Третий (3) удивленно признается: «Меня к этому что-то толкало, я это должен был сделать, не знаю почему». Четвертый (4) говорит: «Мне пришла в голову такая идея». Пятый (5) приводит апостериорный мотив: «Стул стоял поперек дороги, стеснял его (или же по получении суггестии — взять полотенце и вытереть себе им лицо, ссылается на сильное потение). Шестой же (6) по окончании действия утратил всякое о нем воспоминание и считает себя только что проснувшимся. Последний особенно имеет вид сомнамбула; его взгляд более или менее неподвижен, движения имеют что-то автоматическое, исчезающее по окончании действия.
Дальнейшие постгипнотические гипносуггестии (с полотенцем, поцелуем, пением арии, хлопаньем по плечу, пурпурно-красной одеждой, рогами и исчезновением двери) реализуются испытуемым по образцу первой постгипнотической гипносуггестии (со стулом и столом).
Механизм действия отсроченной гипносуггестии наглядно просматривается на следующем примере. Гипнотизер суггестирует сомнамбула, что ровно на пятый день после сеанса, ровно в пять вечера, он позвонит ему по такому-то телефону и справится о его здоровье. До самого момента исполнения — полное забвение всего суггестированного и всего, что связано с гипнотизером: вообще забыть его.
И вот сомнамбул живет как ни в чем не бывало эти пять дней. Он и знать не знает никакого гипнотизера, спросите его о последнем — он ответит: «В первый раз слышу», — и вполне искренне. Но приближается назначенный час. Он начинает чувствовать беспокойство. Что-то гнетет его, что-то он забыл сделать. Беспокойство достигает кульминации, и вдруг — точно в назначенное время! — его осеняет: он же забыл позвонить! Кому?.. Он еще не знает, не помнит и номера телефона, но, снимая трубку, вспоминает. Он не знает, кому звонит, но, услышав голос, говорит с искренней тревогой:
- Здравствуйте, Н.! Как Вы себя чувствуете?
— Спасибо, все хорошо. А теперь Вы вспоминаете все окончательно и чувствуете себя превосходно.
Так, отсроченно, сомнамбулам можно суггестировать многое, если ни все из того, что суггестируется непосредственно в ходе сеанса, — границы отсроченной гипносуггестии пока точно не установлены.
Возникает впечатление, что в самый момент действия испытуемый возвращается, хоть и не в той степени, в сомнамбулический транс. И не только в самый момент... Если даже специальной энергичной суггестией оговаривается полная безмятежность на время отсрочки, все равно создается впечатление, что безмятежность эта не совсем полная или, может быть, чересчур подчеркнутая.
Очевидно, механизм постгипнотической гипносуггестии как-то связан с внутренним бессознательным отсчетом времени. Здесь — область тончайшей мозговой игры, требующая строгого личного подхода и смелых решений.
Огромная важность гипносуггестии a echeance бросается в глаза. Известные мысли и решения загипнотизированного можно наперед приурочить к определенному сроку, когда гипнотизера уже нет на месте; к тому же можно сделать суггестию свободного волевого решения. Далее можно суггестировать загипнотизированному не иметь ни малейшего представления о том, что импульс исходил от гипнотизера. Да, очень восприимчивым к суггестии субъектам можно даже с успехом суггестировать полную амнезию происшедшего гипноза: «Вас никогда не гипнотизировали; если Вас об этом спросят, Вы будете божиться, что в своей жизни никогда никем не усыплялись; я Вас никогда не усыплял».
Отличительной особенностью гипносуггестии a echeance является тот факт, что от гипноза до указанного срока содержание суггестии наяву никогда почти не сознается. Если же такого субъекта в течение этого периода загипнотизировать и затем в гипнозе спросить, что он должен сделать в такой-то день, то обыкновенно оказывается, что он знает это очень точно.
В серии специальных экспериментов с сомнамбулами можно проследить это влияние неосознаваемых суггестии на общение. Сомнамбул, людей в большинстве очень общительных, легко соединять в группы. Как и в обычных группах, среди них выделяются лидеры и ведомые, «звезды» и «изолированные»... С помощью постгипнотических гипносуггестии, адресованных разным членам группы, можно менять их групповое положение и основательно перекраивать всю систему взаимоотношений: лидера делать ведомым, «звезду» изолировать... Никто из испытуемых не подозревает, откуда идет управление событиями, все происходит якобы стихийно, и всегда основанием, зацепкой для подсознания оказываются какие-то реальные пустяки…
4. Фиксационный гипноз (рис. 45, 46, 47). Этот метод гипнотизации предложен английским хирургом из Манчестера Джеймсом Брэдом (1795-1860), описавшим его в своей книге «Ней-рогипнология, или Трактат о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения для целей облегчения и исцеления болезней» (1843 г.).
Сущность метода, заимствованного из глубокой древности, сводится к тому, что гипнотизируемому предлагается фиксировать взором какой-нибудь блестящий предмет, имеющий простую форму (диск, шар, цилиндр) для того, чтобы сначала вызвать усталость зрительного анализатора, а затем более успешно переключить человека от бодрствования к гипнотическому состоянию.
Первый опыт по предложенной им методике Брэд поставил вечером у себя дома в присутствии семьи и двух друзей. Вот как его описывает сам Брэд.
«Я попросил сэра Уолкера сесть, фиксировать взор на горлышке бутылки из-под вина, которую я несколько приподнял над ним, чтобы вызвать значительное утомление глаз и век. Через 3 минуты его веки сомкнулись, слеза скатилась по щеке, голова склонилась, лицо слегка напряглось, он вздохнул и тут же глубоко заснул; дыхание замедлилось, углубилось, стало шумным; по рукам и плечам пробежали небольшие судороги. Через 4 минуты я его разбудил, боясь опасных последствий...»
Конечно, это был только почин. Таким же незатейливым способом, усадив человека в покойное кресло, педантично требуя каждый раз лишь того, чтобы испытуемые сосредоточивали на указанном им предмете (носик чайника, блестящее горлышко бутылки, хирургический ланцет, обыкновенная пробка, привязанная ко лбу испытуемого, ложка и т.п.) не только свой взор, но и мысли, Брэд в этот и последующие дни и месяцы усыпляет почти всех, кто соглашается предоставить себя в его распоряжение. Вначале это только друзья, знакомые, родные, слуги. Затем круг испытуемых быстро растет.
Это состояние (своеобразный нервный сон — гипноз), говорит Брэд, возникает совершенно закономерно в результате сосредоточения взора и внимания, поглощения разума одной идеей, полного расслабления мышц находящегося в покое пациента и непроизвольно наступающей при этом задержке дыхания. Совсем не зря Брэд неизменно, педантично настаивает на том, чтобы пациент фиксировал и свой взор, и свои мысли на предмете, который необходимо помещать, как он выражается, «в наиболее благоприятной позиции». Благоприятной для того, чтобы можно было лучше сконцентрировать внимание, быстрее утомить взор, а тем самым, согласно его теории, вернее вызвать искусственный нервный сон. Вот почему Брэд усыпляет без
осечки.
Блестящий предмет — объект пристальной фиксации суггеренда рекомендуется укреплять на специальной державке , с тем чтобы его было удобнее держать в руке, а расстояние до глаз суггеренда несколько увеличилось.
Принято три положения, в которых необходимо держать державку с блестящим предметом при гипнотизации суггеренда фиксационным способом: вертикальное, наклонное (под 45° и горизонтальное (рис. 46,45,47).
Различают несколько типов блестящих предметов, которые гипнологи наиболее часто используют в качестве объекта фиксации (при гипнотизации суггерендов методом фиксации взора).
Ниже приводится унифицированная схема объектов фиксации (УСОФ). Известный русский советский невропатолог и психиатр, академик Владимир Михайлович Бехтерев предлагал фиксировать взор гипнотизируемого на цветной электрической лампочке с рефлектором под стук метронома. Таким образом, одновременно ритмически воздействуя на зрительный, слуховой и термический анализаторы гипнотизируемого, он добивался скорейшего погружения испытуемого в гипнотический сон (за счет одновременного торможения соответствующих нервных центров).
Общая схема фиксационного гипноза заключается в следующем. Испытуемому предлагают пристально смотреть на блестящий предмет, добиваясь истощения клеток коры в зрительном анализаторе головного мозга. Развившееся здесь охранительное торможение но законам иррадиации распространяется дальше, захватывая соседние участки коры головного мозга. При этом гипнотизер произносит определенные формулы вербальной суггестии, навевающие сонливость на испытуемого, строя их в следующем ключе: «Внимательно... пристально... смотрите на блестящую поверхность предмета ... Никуда не переводите взгляд... Внимательно... пристально... смотрите на блестящую поверхность предмета... Смотрите пристально на блестящую поверхность предмета... постепенно Ваши глаза станут утомляться... веки будут тяжелеть и начнут смыкаться. В голове возникнет легкий туман, он все нарастает и сгущается... приятная сонливость, дремота охватывает Вас... Все тело тяжелеет, словно наливается свинцом... Я буду считать, и с каждым моим счетом Вы погружаетесь в приятную дрему... 1... 2... Все тело словно сковано, отяжелело... 3... 4... Забываетесь, забываетесь все глубже... 5...6... Все растворяется в тепле и покое... Исчезает... 7... 8... Теплые волны покоя... Туман в голове... 9... 10... Спать!... Рука падает ... Глубоко и спокойно спите...»
Спустя некоторое время, после проведения определенного (5-10) количества сеансов фиксационного гипноза, формулы суггестии необходимо обновлять и видоизменять, так как они перестают оказывать должное воздействие на суггеренда вследствие привыкания последнего к одним и тем же вербальным стимулам.
Ниже приводится обновленный и видоизмененный текст удлиненного сеанса фиксационного гипноза. Исходное положение суггеренда — лежа на кушетке.
«Приготовьтесь к сеансу суггестии. Ослабьте сдавливающие части одежды, возьмите в руку блестящий предмет, примите удобную позу, чтобы ничего не мешало. Расслабьте мышцы всего тела, дышите ровно, спокойно. Слушайте только мой голос — голос гипнотизера, проводящего суггестию. Слушайте, запоминайте и исполняйте все, что я буду говорить!
Теперь поднимите руку, в которой Вы держите блестящий предмет. Поднимите локоть с опоры, вся рука в воздухе . Взгляд фиксируйте на блестящей поверхности, смотрите на нее внимательно, пристально до тех пор, пока у Вас не закроются глаза.
Под влиянием моего голоса вы постепенно погружаетесь в гипнотический сон. Этот сон отличается от обычного ночного сна тем, что когда Вы спите ночью, Вы полностью отключаетесь от окружающего, ничего не слышите, не воспринимаете. Сейчас у Вас сон будет неполный, частичный, Вы даже не почувствуете наступления сна. Вы все время ясно, отчетливо слышите и будете слышать мой голос, запоминать и неуклонно выполнять все, что я буду Вам суггестировать.
Воздействие суггестией безвредно, безопасно, так как никакого влияния на организм, кроме словесной суггестии, не производится. Более того, воздействие суггестией полезно, оно укрепляет нервную систему, улучшает самочувствие, нормализует сон.
Слушайте внимательно мой голос, запоминайте и неуклонно выполняйте все, что я говорю, все, что я суггестирую. Некоторое время лежите совершенно спокойно, молча, дышите ровно, пристально смотрите на блестящую поверхность... (пауза).
Теперь начните постепенно засыпать. Мышцы всего тела расслаблены. Веки тяжелеют. Внимательно смотрите на блестящую поверхность: никуда не переводите взгляд! Слушайте мой голос. Запоминайте и исполняйте мою суггестию! Голос мой Вы слышите и будете все время слышать ясно, отчетливо. Он успокаивает Вас и усыпляет! Сон постепенно овладевает Вами. Засыпайте! Веки тяжелые, глаза закрываются, по телу разлита приятная теплота, дыхание ровное, свободное, спокойное. Вы ни о чем не думаете, Вы только слышите мой голос, запоминаете и исполняете мою суггестию! Мой голос Вас успокаивает и усыпляет. Веки тяжелы, слипаются. Не препятствуйте этому! Закрывайте глаза! Спите! Рука опустилась. Глаза закрыты. Дыхание ровное, свободное, спокойное. Вас ничто не беспокоит, не тревожит. Голос мой Вы слышите ясно, отчетливо. Голос мой Вас успокаивает и усыпляет. Вы откроете глаза лишь после того, как я скажу, чтобы Вы их открыли. Тяжесть от век расходится по всему телу, сковывает руки, ноги, Вы продолжаете погружаться в гипнотический сон.
Сейчас я буду считать до десяти. По мере моего счета Вы все глубже и глубже погружаетесь в гипнотический сон. Все окружающие Вас шумы, звуки уходят, удаляются. Возникает ощущение полной отрешенности. Но Вы продолжаете ясно, отчетливо слышать мой голос, слышать, запоминать и исполнять мою суггестию.
Засыпайте... Раз... два... три... четыре... пять... шесть... семь... восемь... девять... десять! Вы уснули, Вы спите. Вы так же ясно, отчетливо слышите мой голос, запоминаете и исполняете мою суггестию.
Вы чувствуете себя хорошо, спокойно. Вы отдыхаете. По телу разлито приятное тепло, дыхание ровное, свободное, спокойное. Слушайте, запоминайте, исполняйте!"
Далее гипнотизер проводит гипнотику серию специальных (в том числе мотивировочных) суггестии, закрепляет их эффект и дегипнотизирует гипнотика.
«Теперь суггестированные ощущения исчезли. Вы снова приняли удобную позу, дыхание стало ровным, спокойным. Глаза закрыты. Вы снова спите. Проведенные суггестии прочно закрепились у Вас... (пауза).
Сейчас я буду считать до пяти. По мере моего счета Вы просыпаетесь. Исчезает тяжесть в руках и ногах, веки становятся легкими. По счету «пять» Вы открываете глаза и просыпаетесь, после пробуждения голова у Вас ясная, свежая, Вы ощущаете бодрость, самочувствие хорошее. Вечером, когда Вы ляжете спать, Вы быстро уснете. Сон будет глубоким, спокойным, крепким. Завтра Вы проснетесь с ясной, свежей головой, с хорошим настроением, с уверенностью, что Вы все можете.
Я считаю до пяти. По счету «пять» Вы просыпаетесь и открываете глаза. Раз... два... три... четыре... пять!
Просыпайтесь! Откройте глаза и вставайте.
На этом сеанс суггестии закончен".
Весьма зарекомендовало себя в гипносуггестивной практике сочетание применения фиксационного гипноза и звуковых воздействий. Вот как проходит сеанс коллективного фиксационного гипноза с музыкальным сопровождением.
Испытуемые располагаются полулёжа в креслах или лежа на кушетках (рис. 48). Гипнотизер становится перед ними и суггестирует примерно следующее: «Атансьон... Внимание... (Гипнотизер подходит поближе к суггерендам; в поднятой вверх правой руке его находится блестящий предмет; одновременно из магнитофона начинает струиться мягкая успокаивающая музыка; звучат: «Ночная серенада» Моцарта, «Лебедь» Сен-Санса, «Полишинель» Рахманинова, «Муки любви» Крейслера, «Серенада» Тозелли, «Лунная соната» Бетховена, «Грезы» Шумана и т.п.). Чш-ш-ш-ш... Теперь, дорогие друзья... для начала успокойтесь... доверьтесь мне... расслабьтесь... расслабьтесь... Теперь сосредоточьте все Ваше внимание... обратите Ваш взгляд... на этот блестящий предмет... (гипнотизер указывает пальцем своей левой руки на блестящий предмет). Все внимание сюда!., (гипнотизер властно-бегающим взглядом оглядывает суггерендов). Вы чувствуете... как Ваши веки тяжелеют... Они словно наливаются свинцом... Вам неудержимо хочется спать... Хочется закрыть глаза... Они закрываются... закрываются... И Вы постепенно... погружаетесь... погружаетесь... в гипнотический... сон..."
После проведения необходимых суггестии гипнотизер приступает к дегипнотизации суггерендов: «Ну что ж... дорогие Друзья... сейчас мы с Вами будем просыпаться... откроем глаза... Я просчитаю до трех, и на счет "три" вы проснетесь... Тяжесть и скованность исчезнут... Появятся легкость и бодрость... Внимание... Один... два... три! Проснитесь!»
В процессе гипнотизации испытуемого фиксационным методом гипнотизер может находиться в двух положениях(гипнотических стансах): сидячем и стоячем ).
При проведении сеансов фиксационного гипноза (с целью получения самопроизвольной каталепсии у испытуемого) некоторые гипнотизеры предлагают испытуемому самому держать в вытянутой руке объект фиксации . По руке, взгляду и дыханию гипнотизер следит за глубиной состояния. При этом наступление у испытуемого гипнотического состояния отмечается «остекленением» его взгляда, урежением его дыхания, а также воскообразным застыванием его руки в воздухе: когда закрываются глаза испытуемого и гипнотизер осторожно берет блестящий предмет из его руки, она остается торчать в воздухе, как палка. При перемещении ее — особое ощущение, словно рука из воска или пластилина, полное отсутствие сопротивления.
Каталептический тип гипноза можно получить у испытуемого и специальной суггестией .
Возникновение гипноидного состояния от долгой концентрации на блестящем предмете объясняется механизмом простого зрительного восприятия. Глаза, как известно, не могут стоять на месте. Они постоянно мечутся туда-сюда, если даже мы упорно смотрим в одну точку; просто эти движения так быстры, что нами не замечаются. И на деле имеет место такая картина. Скользнул взор в сторону — и вернулся к слабому зрительному раздражителю, блестящему предмету. Скользнул — вернулся... Раздражение идет в мозг ритмично, долго и малыми порциями. Невозможно загипнотизировать человека, принуждая его глядеть на яркий источник света! Слишком сильный раздражитель . Объект фиксации может быть даже неблестящим предметом.
В связи с тем, что надлежащий объект фиксации для проведения сеанса фиксационного гипноза не всегда имеется под рукой у гипнотизера, можно порекомендовать более простую (безаппаратурную) модификацию фиксационного метода гипноза — метод Льебо-Веттерстранда .
К лицу, подлежащему гипнозу, надо подойти вполне естественно и с сознанием цели, объяснив ему, что гипноз не есть что-то неестественное, чудесное, но есть простое, присущее каждому человеку свойство нервной системы, что суггестия и на него окажет свое действие, т.е. что он заснет.
Избегая многих слов и объяснений, пациента усаживают в удобное кресло, заставляют несколько секунд (самое большое — одну минуту) смотреть себе в глаза, объясняя при этом громким и уверенным, но однообразным голосом, что дела идут превосходно, что глаза уже слезятся, веки отяжелели, и что пациент чувствует приятную теплоту в руках и ногах. Затем пациента заставляют фиксировать два пальца (указательный и средний или большой и указательный) левой руки (гипнотизера), которые незаметно опускают, заставляя веки следовать за ними. Как только веки начинают опускаться самопроизвольно, дело уже в шляпе. В противном случае говорят: «Закройте глаза!» Некоторые гипнотизеры заставляют подольше фиксировать.
Затем можно действовать подобно О. Фогту (см. методику фракционного гипноза), или же поднять руку испытуемого и прислонить ее к стене, либо положить на голову пациента, заявляя, что она оцепенела. Лучше всего заявить тотчас же, что соответствующая рука непреодолимо, точно каким-то магнитом, притягивается к голове. Если это не пойдет, прибегают к каким-нибудь другим приемам, принимают очень решительный и энергичный тон, суггестируют одновременно исчезновение мыслей, подчинение нервов, чувство благосостояния, покой, дремоту. Как только замечают, что та или другая суггестия начинает действовать, тотчас же дают ей дальнейший ход и резче оттеняют ее, при случае заставляя пациента откликаться на нее кивком головы. Каждая подтвержденная суггестия в начале представляет значительный актив, которым должно пользоваться для дальнейших суггестии. «Смотрите! Это действует прекрасно. Вы засыпаете все лучше. Ваша рука становится все неподвижнее. Вы не в состоянии больше опустить ее вниз (пациент делает соответствующую попытку с некоторым успехом, но ему препятствуют в этом и заявляют быстро): наоборот, когда Вы хотите опустить, она подымается вверх, к голове, смотрите, я все больше приближаю ее к голове» и т.д. У субъектов, очень склонных к критике и упрямых, вначале лучше воздерживаться от суггестии каталепсии руки. При некотором навыке очень быстро замечают, когда можно рискнуть с подобной суггестией.
Долго фиксировать пациента взглядом считается ошибкой. Фиксирование должно длиться больше одной минуты только в начале первого сеанса. Потом всегда оказывается достаточным фиксировать гипнотизируемого в течение одной, самое большее двух секунд, суггестируя при этом сон. Большей частью гипнотизер тогда только приказывает: «Спите!», делая своей рукою движение к глазам, и данный субъект моментально засыпает.
Весьма целесообразно сочетать фиксационный гипноз с воздействиями цветом, диспозицией и изменением (динамикой) внешней среды, а также с помощью сюжетных визуальных средств.
5. Фасцинативный гипноз. Существует много различных способов гипнотизации. Однако исторически раньше других был предложен в 1813 г. португальским аббатом Хосе Кустодио Фариа (1756-1819) метод фасцинации (пристальный взгляд в глаза гипнотизируемого), заимствованный им из практики индийских факиров (рис. 55). Он описал его в своей книге «О причине ясного сна, или исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии» (1819 г.).
В Париже на улице Клиши, в доме 49, «бронзовый аббат», как называли его парижане, открыл магнетические классы, в которых демонстрировал сеансы суггестии. Фариа проводил суггестии женщинам и детям, мужчинам и подросткам, домашним животным и птицам. В основном он использовал два вида суггестии: либо в течение долгого времени, не мигая, смотрел в глаза сидящего или лежащего перед ним испытуемого и несколько раз методично повторял приказ заснуть ("Спите") — и испытуемые засыпали, либо, наоборот, неожиданно подходил к испытуемому и резко, повелительно произносил приказ ("Спите!") — и тот мгновенно засыпал.
В обоих случаях Х.К. Фариа пристально смотрел на пациента.
Оба эти приема носят теперь имя аббата Фариа, широко используются современными гипнологами и упоминаются во всех учебниках по гипнологии.
Различают две разновидности фасцинативного метода гипнотизации: прямой и обратный. В первом случае испытуемый смотрит в глаза гипнотизеру, а гипнотизер смотрит на переносицу испытуемого. Здесь взгляд гипнотизера вводится в подсознание испытуемого лобовой атакой ва-банк. Во втором случае испытуемый смотрит на переносицу гипнотизера, а гипнотизер смотрит сквозь испытуемого. Здесь взгляд гипнотизера сам собой вводится в подсознание испытуемого косвенным подтекстом.
Фасцинация может быть одинарной или двойной. В первом случае испытуемый смотрит в один глаз гипнотизера. Во втором случае — в оба глаза.
Одинарный фасцинативный метод гипнотизации заключается в следующем. Потребуйте от гипнотизируемого смотреть Вам в правый глаз, в зрачок. Скажите ему, что сейчас он увидит, как пульсирует зрачок и тут же начинайте произвольно суживать и расширять зрачки. Императивно суггестируйте испытуемому, что его веки тяжелеют, слипаются и на счет «десять» глаза закроются. Гипнотизируемый тут же почувствует, что кванты гипнотической энергии прямо так и прыгают из глаза, а уж волевых токов ощутит видимо-невидимо.
Прямой двойной фасцинатнвный метод гипнотизации редко употребляется в гипносуггестивной практике, хотя и он при своей кажущейся демонстративности, дешевой театральности и авторитарности основан на известном «секрете», так как производящий гипнотизацию, требуя от гипнотизируемого, чтобы тот смотрел ему пристально в глаза, сам смотрит в его переносицу и тем самым, ставя себя в более выгодные условия, менее утомляет свой взор и быстрее достигает гипнотического эффекта.
При обратном двойном фасцинативном методе гипнотизации гипнотизер усаживает испытуемого в кресло («Садитесь, пожалуйста»). Наклоняется, как коршун, приказывает смотреть на переносье. Жесткая уверенность, почти торжество. Он уже победитель. Гипнотизер слегка раширяет глазные щели и, глядя прямо перед собою как бы вдаль, уверенным, категорическим тоном объявляет испытуемому, что сейчас он уснет («Во время счета веки будут тяжелеть.- При счете «десять» закроются. Раз... два... три... четыре... пять... шесть... семь... восемь... девять... десять»). Гипнотизируемый хлопает глазами на «четыре», закрывает их на «девять» («Спать»). Гипнотизируемый впадает в каталепсию с анестезией.
При фасцинативным способе гипнотизации гипнотизер требует от гипнотизируемого непрерывно смотреть ему в глаза. Возникающее при этом гипноидное состояние объясняется теми же физиологическими механизмами, которые имеют место при долгой концентрации взгляда на блестящем шарике. Только здесь уже в качестве объектов фиксации выступают два шарика: два блестящих глаза гипнотизера.
На глазном методе лучше всего идут дети и подростки обоего пола, женщины любого возраста, достаточно возбудимые, артистичные, истеричные, и некоторые мужчины, в основном не из числа тех, что блещут интеллектом. Такие лица хорошо идут на императиве. Это чувствуется по какому-то обмену движениями, по глазам, по всему. В контакте с ними отцовский модус, категоричность, суровое мужское покровительство, но не однотонно, с вкраплениями. Братский, ровный, демократический тон — ни в коем случае! Все испортится, поползут контрасты. Риск связан только с трудностью предварительной оценки субъекта, а следовательно, при должном опыте весьма мал; борьбы же нет почти никакой: механизм суггестабильности либо срабатывает, либо нет, идет или не идет — опять же в зависимости от правильности оценки.
Значение техники взгляда, в сущности, второстепенно. Метод хорош только быстротой, но и для быстроты он не обязателен.
4.2.4. Тактильнотермические методы гипносуггестии
К тактильнотермическим методам гипносуггестии относятся все те приемы гипнотизации, в основе которых лежит тепловое воздействие на кожный анализатор в коре головного мозга суг-геренда. Последние подразделяются на две группы: контактные и бесконтактные. К первой группе методов относятся методы, в основе которых лежит непосредственное механическое контактирование рук суггестора с телом суггеренда (наложение рук, поглаживание, стимуляция биологически активных точек (БАТ)). Ко второй группе методов относятся дистанционные методы локальных температурных воздействий на кожно-мышечную поверхность тела суггеренда (пассы, дуновения).
1. Метод наложения рук (рукоприкладной метод). Рука как средство контактного воздействия применяется человеком с давних пор. Встречи людей начинаются и заканчиваются рукопожатиями. Да и в процессе самого общения некоторые люди держат рукой собеседника за пуговицу, похлопывают его по плечу и т.п. Цель подобных ритуалов — привлечь внимание к своей персоне, контактным путем добиться того, чтобы произнесенные слова доходили до собеседника. Но часто, общаясь друг с другом, люди пользуются рукой неосознанно.
К ушибленному или больному месту человек инстинктивно тянется рукой, придерживает его, поглаживает. Сама природа подсказывает ему способ самолечения: тепло руки и массаж, расширяя местные сосуды, улучшают кровоток, а кроме того, легким поверхностным раздражением заглушают идущие в мозг болевые импульсы. Как иногда легко становится, если на голову ляжет мягкая рука. Этот знахарский прием «прикладывания руки» к больному месту или около считается весьма мудрым, ибо психологическая суггестия соединяется в нем с мягким, естественным воздействием на местные сосуды и нервы.
Гипногенный (рождающий гипнотическое состояние) прием «наложения рук» гипнотезер должен применять не полусознательно, как делается обычно, а с полным сознанием сути дела и, главное, с надлежащей сосредоточенностью.
Этот прием, если иметь в придачу к нему чуть-чуть терпения, оказывают немалые услуги при многих неприятностях, как-то: различные боли, спазмы, колики, зуд и тому подобное.
Все делается просто: гипнотизер кладет руку на требуемое место и волевым путем вызывает чувство тепла — вначале в руке. Когда рука ощутимо разогрелась, гипнотизер начинает суггестировать суггеренду, что тепло из нее переходит в нужное место и далее распространяется по всему телу, вызывая расслабление сосудов и мышц. Суггестию можно сопровождать легкими массирующими движениями. Вскоре испытуемый почувствует, что участок тела под рукой гипнотизера действительно разогревается все больше и больше, вплоть до ощущения, будто тот устроил ему из своей руки грелку или горчичник. Прием «наложения рук» помимо теплового эффекта имеет еще и мистическую подоплеку: посредством рукоприкладства гипнотизер заряжает, намагничивает испытуемого своим «магнетически-жизненным флюидом».
Заклинаниями и возложением рук на голову больного врачевали халдейские и египетские жрецы, персидские маги, индусские брамины и йоги. Римские писатели Марциал, Агриппа, Апулей и Плавт поведали об усыплении прикосновением рукою, сопровождаемом заклинаниями. Апулей утверждал, что «прикосновением, заклинаниями и запахами можно так усыпить человека, что он освобождается от своей грубой телесной оболочки и возвращается к чистой, божественной бессмертной природе».
Во всех заклинаниях и ритуалах присутствует суггестия.
Известно, что короли Англии и Франции наделялись способностью одним лишь возложением рук излечить зоб и другие болезни. Возложение королевских рук на больных входило даже в ритуал коронации. Во Франции в последний раз он применялся в церемонии коронации Карла X в 1824 году. Отсюда произошло изречение: «Король к тебе прикоснется, а бог исцелит» .
Различают три варианта гипносуггестии, проводимой методом «наложения рук»: метод Льебо-Бехтерева, метод Подъяпольского и вольный метод.
1. Метод Льебо-Бехтерева. Рукоприкладная гипнотизация, как правило, сопровождается суггестией, в словесных формулировках которой описываются ощущения, которые испытывает засыпающий человек. Особый упор при этом делается на тактильно-термических ощущениях суггеренда. Одним из первых, кто разработал рукоприкладную методику словесного погружения в гипноз, был А А. Льебо (позднее, в нее внес свои дополнения В.М. Бехтерев). Он клал руку на лоб пациента и суггестировал ему общее успокоение и сон, усиливая словами состояние, испытываемое человеком, и таким образом добивался сна с раппортом.
Принципы усыпления и употреблявшиеся при этом выражения в общих чертах одинаковы и в своем современном виде выглядят примерно так:
|