Гончаров Г. «Энциклопедия гипноза»

1. периферическая (рефлекторная) теория телепатической перцепции видит в телепатических способностях не более чем особое органическое чувство ("шестое чувство"), сравнимое с другими нашими чувствами.

2. центральная (нейронная) теория телепатической перцеп­ции считает, что мысленная суггестия передается непосредст­венно от мозга индуктора к мозгу перципиента без участия ка­ких-либо органов чувств.

В суггестологии принято два основных положения, в которых необходимо находиться перципиенту в процессе восприятия телепатической информации от индуктора: статическое и динамическое.

Перципиент может воспринимать телепатему с открытыми глазами, с закрытыми глазами, с завязанными глазами последнее предпочтительнее в тех случаях, когда телепатическая перцепция носит активный характер и перципиент должен сам проникнуть в мысли индуктора, не отвлекаясь на посторонние раздражители. В случае, если, наоборот, телепатическая перцеп­ция носит пассивный характер и индуктор с помощью мыслен­ной суггестии «пробивает» брешь в броне психической жизни перципиента, глаза последнему закрывать не следует. Более то­го, перципиенту лучше не знать, что на него оказывается теле­патическое воздействие, он должен заниматься своими обычны­ми повседневными делами. При этом во время телепатической передачи внимание перципиента занимается ассистентом ин­дуктора (наблюдателем) максимально всем, чем только возмож­но его занять. С ним проводятся различные беседы. Ему не дает­ся возможности сосредоточиться на чем-либо самостоятельно.

Статическое положение тела перципиента изображено на рис. 83,а. Перципиент неподвижно стоит или сидит на стуле и чутко прислушивается к наплыву возникающих в его мозгу сигналов (эмоциональных, образных, импульсных).

Наиболее наглядно статическое (неподвижное) восприятие телепатемы индуктора прослеживается в телепатических экспе­риментах типа детской игры «Угадай-ка!». Перципиент распола­гается лицом к лицу, лицом к спине или спиной к спине индук­тора и пытается телепатически воспринять передаваемую по­следним телепатему.

Динамическое положение тела перципиента изображено на рис. 83,6. Перципиент подвижно мечется в разные стороны и чутко прислушивается к наплыву возникающих в его мозгу сиг­налов (эмоциональных, образных, импульсных).

Наиболее наглядно динамическое (подвижное) восприятие телепатемы индуктора прослеживается в телепатических экспе­риментах детской игры «Найди-ка!» ("Горячо-холодно!").

Существует несколько вариантов телепатической игры «Най­ди-ка!» ("Горячо-холодно!"). Расположим их по уровню сложно­сти. Правила игры предусматривают поиск и нахождение пер­ципиентом предметов, спрятанных индуктором. В обязанность индуктора входит давать мысленные команды-подсказки перци­пиенту. Опыт проводится перципиентом с завязанными глазами1 с контактом за руку, с контактом через предмет, без контакта.

5.2.3. Тесты телепатической перцептивности

Суггестабильность суггерендов в отношении к телепатиче­скому воздействию (индукции) получила название телепатиче­ской перцептивности (восприимчивости). Она проверяется следующим образом. Индуктор строит перед собой в одну шеренгу всех потенциальных телепатических перципиентов и далее про­изводит отбор наиболее телепатически перципетивных. Для это­го существует ряд специальных приемов (так называемых тес­тов телепатической перцептивности).

1. Ближний дистанционный тест (БДТ) . Индуктор подходит к двум рядом стоящим испытуемым и заводит ладони своих рук за их головы на расстоянии 5 см от затылков. Затем он мысленно суггестирует испытуемым падение вперед по моториогенной методике. Одновременно агент мысленно пред­ставляет, что из ладоней его рук вырываются мощные пучки праэнергии, которая и заставляет испытуемых отклоняться впе­ред. Когда наступит «экстаз торжества удачи» (см. п. 7 базовой методики CMC), индуктор резко взмахивает руками вниз, вы­дыхая изо рта звук «П-х-х-х!!!». Наиболее перцептивые испыту­емые, как правило, тотчас же падают вперед и индуктор едва ус­певает поддержать их. Такие же манипуляции агент проводит и с остальными парами испытуемых.

2. Дальний дистанционный тест (ДДТ) . Индук­тор стоит справа или в центре на расстоянии 3 — 4 м перед ше­ренгой испытуемых. Агент мысленно суггестирует каждому ис­пытуемому схождение с места по моторногенной методике. При этом каждый испытуемый, на которого оказывается телепатиче­ское воздействие, как бы слегка проседает, горбится, взгляд у него тускнеет, и он, подобно старику, шаркая ногами, выходит из строя и идет навстречу индуктору. Остановившись перед ин­дуктором, перципиент некоторое время стоит словно пьяный...

Наиболее перцептивных испытуемых индуктору удается и далее «вести» за собой. Агент начинает идти влево вдоль шерен­ги испытуемых — перципиент послушно идет за ним. В процес­се такого совместного движения индуктор может мысленно суггестировать перципиенту различные эмоции (смех, любовь и т.п.) и тогда действия перципиента будут эмоционально окра­шены. В этом тесте главное — телепатически «зацепить» перци­пиента и заставить его незаметно сойти с места.

6. ВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ АУТОСУГГЕСТИИ

Методы аутосуггестии дают человеку возможность (в с Ленных пределах) самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими

В этом разделе рассматривается основной вербальный метод аутосуггестии — метод аутогенной тренировки низшей (физической, соматической) ступени (АТ-1).

6.1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АУТОСУГГЕСТИИ

Аутогенная тренировка, аутотренинг (от греч. autos — сам, genos — род, происхождение) — система приемов психического самовоздействия, которая позволяет научиться управлять своей психикой, вызывая соответствующие положительные психофи­зиологические сдвиги.

В основе психического самовоздействия лежат, главным об­разом, приемы аутосуггестии, а также самоубеждения. Сущ­ность AT заключается в том, что человек «вкладывает» в себя профилактические аутосуггестию и самоубеждение, находясь при этом в состоянии полного расслабления, но одновременно сохраняя инициативу и самоконтроль.

Гипноаутогенная тренировка, гипноаутотренинг (от греч. hypnos — сон, autos — сам, genos — род, происхождение) — ме­тод обучения AT лиц, находящихся в гипнозе.

Аутогенное погружение («вход») — постепенный переход в со­стояние предсна, промежуточное между сном и бодрствованием, возникающий при выполнении первых двух упражнений стан­дартного курса AT. Это состояние сопровождается ощущением приятной истомы, разливающейся по телу.

1-е определение аутогенного состояния:

Аутогенное состояние — особое состояние сознания, реализуемое преимущественно с помощью приемов аутосуггестии, сен­сорной репродукции, а также путем приобретения навыков и развития способности к целенаправленной регуляции некото­рых вегетативных и соматических функций на основе вербально-висцеральных и сенсорно-репродуктивно-висцеральных peфлексов.

2-е определение аутогенного состояния:

Аутогенное состояние — специфический вид активности, направленность которой сознательно переносится с внешней на внутреннюю сферу — интерорецептивных ощущений и интрапсихических взаимодействий при одновременном повышении! уровня функционирования субдоминантного полушария.

Аутогенная мобилизация ("выход") — выведение себя из аутогенного состояния.

Сенсорная репродукция (от лат. sensus чувство, ощущение; reproductio воспроизводство, воспроизведение), сюжетное воображение — воспроизведение по памяти каких-либо обстоя­тельств и ощущений, с этими обстоятельствами связанных.

формулы аутосуггестии — специально подобранные фразы, предназначенные для использования человеком в процессе пси­хической саморегуляции.

функциональные принципы AT:

1. постоянная обратная связь центральной нервной системы и исполнительных механизмов;

2. «межличностный эффект резонанса» при сеансах коллек­тивной аутосуггестии;

3. активное произвольное самоуправление физиологически­ми изменениями в организме.

Преимущества ЛТ:

1. возможность (в определенных пределах) самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном орга­низме, и управлять ими;

2. путем аутосуггестии можно на короткое время примени­тельно к ситуации активизировать или затормозить психиче­ские процессы, а также повысить качество подготовки и эффек­тивности выполняемой деятельности;

3. с помощью различных форм аутосуггестии можно воздей­ствовать как на познавательные, так и на мотивационные про­цессы; повышать действенность мотивов и установок (напри­мер, при работе, сопровождающейся ощущением монотонности и сильным утомлением);

4. психическое воздействие с помощью аутосуггестии помо­гает созданию оптимальных внутренних условий, при которых реализация двигательной и умственной деятельности происхо­дит полнее;

5. учитывая то, что интегративная деятельность мозга (пси­хические функции) обеспечивается сочетанным функциониро­ванием обоих полушарий или чувственной и языковой система­ми, становится понятной выявляемая в ряде случаев высокая эффективность AT, формулы аутосуггестии при которой не только произносятся, но и образно представляются, что способ­ствует включению в психотехнический процесс обоих уровней психической активности;

6. используя психофизиологические механизмы AT, человек Может устранить или ослабить воздействие стресс-фактора;

7. словесный сигнал или образ, вызванный словесным сигналом, ведет при систематическом повторении в процессе АТ к образованию условных кортиковисцеральных (вербально-висцеральных ) реакций и реализаций желаемых сдвигов;

8. в основе практически всех приемов аутосуггестии лежит целенаправленное усиление рефлексивной функции сознания, активизация его регуляторной роли и стимуляция интеллекту­альной переработки эмоционально значимых тем, ситуаций и «чувственных образов» (их рационализация).

Недостатки AT:

1. у человека присутствует критический контроль;

2. есть мешающие факторы (контрастирующие мысли, пере­живания);

3. активно присутствуют конкурирующие влияния других функциональных систем, находящихся на субдоминантном

уровне;

4. длительность освоения аутосуггестиейых методик.

Три основных пути воздействия на состояние центральной нервной системы, используемых в AT:

1. Влияние на уровень психической активности посредством сознательного изменения тонуса мышц и регулирования ритма дыхания. Высокий тонус мышц и частое дыхание повышают уровень активности центральной нервной системы. И, наоборот, полное расслабление всех мышц (релаксация), произвольное урежение и выравнивание ритма дыхания снижают его.

2. Использование активной роли представлений, чувствен­ных образов (зрительных, слуховых, тактильных и пр1.) . Нега­тивные, мрачные, безрадостные представления рано или поздно подтачивают здоровье. И совершенно противоположным, оздоравливающим образом действуют светлые, оптимистические

представления.

3. Регулирующая и программирующая роль слова, произно­симого не только вслух, но и мысленно2 .

В аутогенных тренировках рассмотренные выше три пути це­ленаправленного воздействия на непроизвольные функции че­ловеческого организма используются в комплексе: релаксация + представление + словесная аутосуггестия. Практическая от работка соответствующих навыков в повседневной жизни долж­на проводиться в той же последовательности.

Основные элементы AT:

1. управление вниманием;

2. оперирование чувственными образами;

3. словесные суггестии;

4. регуляция мышечного тонуса;

5. управление ритмом дыхания.

Три теоретических обоснования аутогенного состояния (ТОАС):

1-еТОАС:

Сутоггенное состояние — этап в последовательных стадиях перехода от бодрствования ко сну (гипотеза W. Luthe) .

2-е ТОАС:

Аутогенное состояние — специфические психофизиологиче­ские изменения, которые не могут рассматриваться как одна из промежуточных фаз «сна-бодрствования», но которые могут быть транзиторно связаны с этими фазами (гипотеза Р. Geismann и A. Jus) .

3-е ТОАС:

Аутогенное состояние — специфические функциональные изменения, которые вообще не связаны с переходными фазами «сон-бодрствование» (гипотеза S. Dongier и др.).

Все три ТОАС подтверждаются экспериментальными данными и клиническими наблюдениями.

Имея много общих сомато- и нейрофизиологических компонентов, сонливость, гипнотическое и аутогенное состояния отличаются прежде всего по характеристикам состояния сознания: активного при аутогенном состоянии, «выключенного» во время естественного сна и подавляемого во время гипносуггеии.

Физиологические механизмы AT

Неудачи самостоятельного освоения AT во многом связаны с механическим повторением формул без понимания физиологических механизмов расслабления. Вся система AT предполагает сознательное включение этих механизмов, осознанную paботу по психической саморегуляции.

Итак, первое, чему можно научиться при помощи АТ, это снятие нервно-психического напряжения. Крайними выражениями этого состояния являются гнев и страх. У человека, пребывающего в ярости, искажается лицо, напряженно бровные дуги, до судороги сжаты челюсти и кулаки все тело становится подобным туго сжатой пружине, которую вот-вот пустят и... Однако если он осознает свой гнев, «оглянется и улыбнется во гневе», взглянет в зеркало в такой момент, то этот нехитрый прием выведет его из этого состояния. Внешние при­знаки отрицательных эмоций знакомы нам по наблюдениям за другими людьми, но, к сожалению, не за собой.

Чтобы понять, каким образом организм освобождается от напряжения, попробуем рассмотреть, что происходит в мозгу во время нарастания негативной эмоции. Последняя, как из­вестно, сопровождается быстро увеличивающимся возбужде­нием различных мышечных групп для подготовки тела «к от­ражению нападения». Запускается эта реакция определенны­ми центрами мозга в ответ на ситуацию «угрозы». Таким об­разом, из мозга к мышцам идут нервные импульсы с прика­зом «включаться в подготовку, повышать активность». В свою очередь, от мышц в мозг поступают сигналы о «выполнении задания». Тогда из мозга «приказ» идет к соседней группе мышц и т.д. Чем больше мышц и органов вовлекается в реак­цию, тем сильнее нарушается в мозгу равновесие между про­цессами возбуждения и торможения. Состояние гнева свиде­тельствует о том, что возбудительный процесс охватил боль­шую часть мозга, вытесняя и снижая процесс торможения. В конце концов человек может утратить контроль над своим по­ведением. Итак, поток импульсов от напряженных мышц со­здает в мозгу очаг возбуждения, который распространяется подобно пожару. Запомним этот образ.

Теперь вообразим, что бы случилось, если бы мы смогли произвольно расслабить мышцы. Очевидно, тем самым мы прервали бы поток нервных импульсов, поступающих в мозг, есть приостановили бы распространение очага возбужден Понятно, что чем больше мышечных групп нам удалось бы освободить от напряжения, тем скорее и эффектнее мы бы «по шили пожар». В этой связи важно знать, что различные мышцы посылают в мозг различное количество сигналов. И все потому, что тело человека имеет в мозгу весьма своеобразную проекцию . В области, заведующей двигательной активностью, че­ловек представлен с большой головой, огромными руками (осо­бенно велики кисти), а торс и нижние конечности занимают меньшую поверхность. Диспропорция объясняется тем, что кисть, являясь основным рабочим органом, должна выполнять тонкие дифференцированные движения, посылая в мозг большой поток импульсов. Поэтому в управлении кистью участвует больше мозговых структур, чем, например, в управлении сгиба­нием руки в локте. То же относится и к мышцам лица, мимическая функция которых обеспечивает тончайшее отражение раз­личных эмоциональных состояний.

Если бы в процессе нарастания гнева человек смог рассла­бить мышцы лица, то в этом случае был бы «обесточен» очаг возбуждения на очень большой поверхности и, стало быть, авто­матически включились бы тормозные — контролирующие фун­кции.

Человек с полностью расслабленными мышцами лица вы­глядит следующим образом. Он улыбается, едва заметно, но сразу разглаживаются все складки лица, освобожденного от «де­ловых» и «защитных» масок. Его лицо прекрасно своей беэыскусностью в мягкой улыбке душевного покоя. Запомним и этот образ! Таким мы не видим себя в зеркале, перед которым автоматически «включается» привычное выражение. Не удиви­тельно ли, что слабая улыбка способна задержать лавину отри­цательных эмоций?

Эффект лимона

Вся система AT основана на «эффекте лимона» — «исключи­тельной особенности человеческого организма отзываться фи­зиологической реакцией на воображаемый раздражитель» (И.П. Павлов). Точно так же, как описание лимона вызывает реакцию слюнных желез, так, к примеру, описание чувства тяжести «включает» расслабление поперечно-полосатой мускула­туры, а воображение тепла в конечностях — расширение сосудов и т.д.

Три подводных рифа AT

1. Вызывание ощущений волевым путем. Основной принцип AT — ни одного ощущения не следует вызывать усилием воли. В течение жизни мы привыкли «добиваться цели», «достигать ре­зультатов», «преодолевать», «побеждать», «заставлять себя» и т.д. Эмоциональная атмосфера AT совершенно иная. Это противо­положный полюс по отношению к вышеназванным состояниям — полюс покоя, глубинного отдыха. Это своеобразный «психологи­ческий оазис», где мы делаем передышку и набираемся сил для Дальнейшей активной деятельности. На этом полюсе мы абсо­лютно пассивны и сами ничего не предпринимаем. Мы всего лишь предоставляем себя процессу аутогенного погружения, пассивно отслеживая возникающие при этом ощущения. Мы предаемся этим ощущениям, а не вызываем их, отдаемся им, как волне, музыке, любви, шуму дождя, сновидениям. Недаром создатель AT И.Г. Шульц называл состояние аутогенного погру­жения «пассивной концентрацией».

2. Оценка и нетерпеливое ожидание результатов. Огорчение и радость, чрезмерное ожидание результатов в аутогенном по­гружении выполняют роль легковоспламеняющегося горючего в угасающем очаге возбуждения в мозгу.

3. Борьба с мыслями. Наплыв мыслей в начале аутогенного сосредоточения сравнивают с «бешеной обезьяной», которую, как известно, невозможно поймать. Лучше дать ей напрыгаться, накричаться, и, устав, она сама уснет, угомонится. То же самое в погружении — никакой борьбы с мыслями! Их скачка — белый шум, фон, на котором прожектор внимания, идущий из мозга, прочно соединяет нас с органом, к которому обращена формула аутосуггестии. Он не меняет своего направления на отвлекаю­щие мысли. Все они, как и посторонние шумы, — голоса, теле­фонные звонки и т.п. остаются на периферии и постепенно мер­кнут, забываются, исчезают.

Вышеперечисленные «подводные рифы» AT следует обойти в нашем необычном путешествии с закрытыми глазами. В сущ­ности, они представляют опасность только для новичка. При ре­гулярных тренировках очень скоро появляется «свидетель» лю­бого внутреннего усилия — своеобразный автопилот. Он свобод­но минует рифы, и наш легкий корабль плавно движется к по­люсу покоя.

Пять врагов успеха. Опыт суггестивной практики показыва­ет, что каждый здоровый, работоспособный человек располагает предпосылками к овладению методами аутосуггестии. Если тем не менее при применении их не всегда достигается желаемый эффект, это, как правило, обусловлено одним из следующи факторов:

1. отношением человека к выполнению данных упражнение (его внутренним настроем). Достижению успеха не способствуе чрезмерная самоуверенность. Эффекта нельзя добиться только при помощи одного желания. Нужны систематическая работ (умственные тренировки), терпение, волевые усилия;

2. успехом, достигнутым на ранней стадии тренировки, кото рый может дезориентировать человека в его отношении к заня­тиям, обусловить излишнюю веру в себя и неумение преодоле вать трудности;

3. плохими условиями самотренировки. Поэтому надо созда вать спокойную обстановку, исключающую внешние помех* способствующую расслаблению. По мере овладения методам!

аутосуггестии можно переходить к тренировке в реальных усло­виях повседневной деятельности;

4. неправильным выбором метода аутосуггестии, не соответ­ствующим индивидуальной предпочтительности человека. Поэ­тому выбор аутосуггестивных средств должен производиться с большой осторожностью при постоянном контроле их эффек­тивности;

5. особенностью проявления таких личностных качеств, как суггестабильность и способность к воображению.

6.2. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА НИЗШИХ СТУПЕНЕЙ (АТ-1)

Общепризнанным создателем метода аутогенной тренировки (AT) является немецкий невропатолог Иоганнес Генрих Шульц. Ему же принадлежит и сам термин «аутогенная тренировки». Появление AT как самостоятельного метода и самого термина обычно связывается с публикацией Шульцем одноименной мо­нографии" (1932), в последующем выдержавшей десятки пере­изданий. Основная заслуга Шульца состоит в доказательстве то­го, что при значительном расслаблении поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры возникает особое состояние сознания, по­зволяющее путем аутосуггестии воздействовать на различные, в том числе исходно непроизвольные, функции организма. Пред­ложенная методика AT в отличие от всех последующих модифи­каций получила название классической, а шесть входящих в нее упражнений именуются «стандартными упражнениями первой ступени аутогенной тренировки (АТ-1)». В соответствии с клас­сической методикой началу занятий всегда предшествует ввод­ная лекция (беседа), в которой пациентам в доступной форме разъясняются физиологические основы метода и эффекты, на которые направлены те или иные упражнения. В беседе подчер­кивается, что мысленное повторение формул аутосуггестии, ко­торые задаются суггестологом, должны проводиться спокойно, без излишней концентрации внимания и эмоционального на­пряжения. В окончательном виде формулы аутосуггестии по И.Г. Шульцу сводятся к следующим:

«Я спокоен, я совершенно спокоен» — подготовительная фра­за (вводная формула успокоения).

1-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тяже­сти в теле. Вслед за суггестологом пациент мысленно (про себя) повторяет: «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая» — условно по 6 раз 3-4 раза в день в течение 406 дней. Затем: «Обе руки (ноги) тяжелые. Все тело стало тяжелым». Упражнение осваива­ется в течение 10-14 дней.

2-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тепла в теле. После выполнения 1-го стандартного упражнения пациент вслед за суггестологом 5-6 раз повторяет: «Моя правая (левая) рука (нога) теплая». В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объе­диняются единой формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые».

3-е стандартное упражнение — регуляция ритма сердечной деятельности. Начиная с 9-10-го занятия пациент мысленно по­вторяет: «Сердце бьется мощно и ровно». Предварительно испы­туемые обучаются мысленно считать сердцебиения.

4-е стандартное упражнение — регуляция дыхания. После выполнения первых трех упражнений пациент мысленно 5-6 раз повторяет: «Мое дыхание спокойное, дышится легко».

5-е стандартное упражнение — влияние на органы брюшной полости. Выполняется после предварительного разъяснения ро­ли и локализации солнечного сплетения. Формула аутосугге­стии: «Мое солнечное сплетение излучает тепло» (12-14-е заня­тие).

6-е стандартное упражнение — влияние на сосуды головы. Завершает гетерогенные тренировки (15-17-е занятие). Паци­ент 5-6 раз повторяет: «Мой лоб приятно прохладен».

Итак, классическая аутогенная тренировка по И.Г. Шульцу (1964) охватывает шесть тренировочных ступеней, каждая их которых направлена на определенную «функциональную об­ласть» или систему органов тела: 1) мышцы, 2) кровеносные со­суды, 3) сердце, 4) легкие, 5) органы пищеварения, 6) голову.

Устанавливая определенные сроки обучения аутогенной тре­нировке и строгую периодичность и последовательность заня­тии, которые, по мнению И.Г. Шульца, не могут быть измене­ны, автор метода в то же время особо подчеркивал, что перехо­дить к последующим упражнениям можно лишь после усвоения предыдущих. В качестве основного критерия усвоения указыва­лось на генерализацию суггестирующих ощущений. Весь курс занятий АТ-1 длится около 3-4 мес. В процессе освоения упраж­нений формулы аутосуггестии укорачиваются и, в конечном итоге, сводятся к ключевым словам-командам: «успокоение», «тяжесть», «тепло» и т.д.

После выполнения упражнений пациентам вначале рекомен­дуется сидеть (или лежать) спокойно в течение 1 мин. и лишь затем выводить себя из состояния аутогенного погружения по команде: «Согнуть руки (выполняются 2-3 сгибательных движе­ния), глубоко вдохнуть, на выдохе открыть глаза». Можно использовать следующий прием: сжав руки в кулак, их три раза сгиба­ют и разгибают в локтях, вытягивают руки верх, делая глубокий вдох, за которым следует резкий короткий выдох с одновремен­ным открыванием глаз и разжатием кулаков в самом конце вы­доха. Упражнение можно также закончить потягиванием и рез­ким выдохом: сплести пальцы рук перед собой, вывернуть кисти ладонями наружу и при глубоком вдохе поднять руки со скре­щенными пальцами над головой; опустить руки, резко выдох­нуть.

Произвольно «усиливать» формулы аутосуггестии (напри­мер, заменять «Мой лоб приятно прохладен», на «Мой лоб хо­лодный»), если это не назначено суггестологом, пациентам не разрешается. В начале занятий сеансы аутотренинга продолжа­ются 1-2 мин., затем их длительность увеличивается до пяти мин и после освоения упражнений — снова уменьшается до 1-2 мин. Первые занятия проводятся в утренние и вечерние часы (сразу после сна и перед сном) в положении лежа на кушетке : пациент удобно лежит на спине, голова чуть припод­нята на низкой подушке, глаза закрыты, слегка согнутые в лок­тевых суставах руки свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз; ноги вытянуты, несколько разведены, легка обращены кнаружи и незначительно согнуты в коленных суставах. В днев­ное время упражнения выполняются сидя — в так называемой позе «кучер на дрожках». Пациент сидит на стуле, го­лова и туловище слегка наклонены вперед, плечи опущены, предплечья свободно лежат на передней поверхности бедер, кис­ти свешены и расслаблены, ноги удобно расставлены, глаза за­крыты. В дневные часы упражнение выполняется в положении полулежа в кресле (желательно с высокими подлокотниками и высоким подголовком) . Пациент полулежит в кресле, руки расслаблены, оттягивают своим весом плечи книзу, а кис­ти рук свободно свисают с подлокотников. Для расслабления мышц лица рекомендуют мягко опустить веки, свести взор кнутри и книзу, язык мягко приподнять к корням верхних зубов изнутри (звук «Д» или «Т»), а нижней челюсти дать слегка от­виснуть, ощутив ее вес и чуть выпятив ее вперед (звук «И» или «Ы»). Следует расслабить мышцы затылка и шеи, а для этого — ощутить свою голову свободно лежащей на подголовке. Глаза закрыты. Во всех упражнениях формулы аутосуггестии повторя­ются, сопровождая фазу выдоха. Обучение AT И.Г. Шульц про­водил индивидуально или в виде групповых занятий; в послед­нем случае — от 30 до 70 человек в группе.

6.3. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ АТ-1

К сожалению, не всем лицам можно заниматься АТ-1. Не следует осваивать весь комплекс классического варианта АТ-1 лицам, страдающим пониженным артериальным давлением (АД). Аутогенное расслабление, как правило, ведет к некоторому снижению давления в процессе тренировки. Для гипнотиков та­кое изменение уровня АД может оказаться критическим и при­вести к неприятным последствиям.

Противопоказаны занятия АТ-1 лицам, имеющим желудоч­но-кишечные заболевания в стадии обострения — язвы, гастри­та и т.п. Упражнение «тепло в солнечном сплетении» может уси­лить секрецию желудочного сока, ухудшая состояние больного. Этой категории лиц начинать тренировки следует не раньше чем через 6 месяцев после того, как пройдет обострение. Им так же, как и гипотоникам, необходимо предварительно прокон­сультироваться с лечащим врачом о возможности самостоя­тельных тренировок.

Не следует заниматься АТ-1 лицам с тяжелыми психически­ми расстройствами и сниженным интеллектом. Однако при не­врозах и невроподобных состояниях — пограничных заболева­ниях психики — освоение АТ-1 существенно ускоряет выздо­ровление. В таких случаях обучение АТ-1 более успешно при групповых занятиях под руководством опытного суггестолога. При отсутствии такой возможности самостоятельная работа ос­тается весьма желательной.

7. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ АУТОСУГГЕСТИИ

В этом разделе рассматривается основной невербальный ме­тод аутосуггестии — метод аутогенной тренировки высшей (психической) ступени (AT-11).

7.1. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ (АТ-11)

С точки зрения современных представлений, введенное И.Г. Шульцем разделение аутогенной тренировки на «низшие» и «высшие» ступени (или соответственно АТ-1 и АТ-11) является в значительной степени условным. Если упражнения первой ступени создавались преимущественно в целях воздействия на вегетативно-соматические функции, то, приступая к созданию

АТ-11, И.Г. Шульц ставил задачу оптимизации высших психи­ческих функций и коррекции личностных нарушений.

Основу АТ-11 составляет аутогенная медитация (от лат. meditatio размышление, созерцание). Сущность этого при­ема заключается в последовательной тренировке процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят, имаженитив-ных свойств личности), на основе которых в последующем осуществляется образное представление и нейтрализация аф­фективных переживаний. По И.Г. Шульцу, приступать к ауто­генной медитации можно лишь после отличного усвоения ба­зисных упражнений, критерием которого является способ­ность быстро «входить» (за 20-30 с) и удерживать себя в со­стоянии аутогенного погружения в течение часа и более. В аб­солютном большинстве случаев в состоянии пассивной кон­центрации у пациентов возникают различные сенсорные ощу­щения (аутогенные разряды), среди которых особое значение придается визуальным феноменам, т.е. облакообразным, в той или иной степени структурированным, окрашенным и черно-белым, статическим и динамическим зрительным об­разам, спонтанно возникающим при закрытых глазах. Трени­ровки пассивной концентрации являются подготовительным этапом к аутогенной медитации и, по И.Г. Шульцу, должны продолжаться около 8 мес.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться