Гончаров Г. «Энциклопедия гипноза»

Коллективная гипносуггестия.

Касаясь методики гипносуггестии, следует в первую очередь дифференцировать индивидуально проводимые сеансы и кол­лективные. Все, что было изложено о характере проведения се­анса гипноза, о подготовке к нему испытуемого и его гипноти­зации, относилось к индивидуальной гипносуггестии. Обратим­ся теперь к вопросам коллективной гипносуггестии.

Различают два метода коллективной гипносуггестии: метод «эпидемии» И.В. Вяземского и метод «перехода» В.М. Бехтерева.

1. Метод «эпидемии» И.В. Вяземского (рис. 36). Пионером коллективной гипносуггестии считают И.В. Вяземского, кото­рый в 1904 г. предложил методику, не утратившую своего значе­ния до настоящего времени. И.В. Вяземский брал группу боль­ных алкоголизмом и начинал последовательно гипнотизировать их одного за другим на глазах у еще не загипнотизированных испытуемых. Это повышало их суггестабильность и способство­вало более быстрому и глубокому погружению в гипноз всех членов группы. Получалось нечто вроде психической эпидемии заражения гипнотическим сном.

2. Метод «перехода» В.М. Бехтерева (рис.37). В 1912 г. свою методику предложил В.М. Бехтерев. Группу наркоманов он уса­живал так, чтобы можно было ходить между ними и, начиная свою работу с лекции о вреде алкоголя или иного наркотика, по­степенно переводил ее в сеанс коллективного гипноза, произно­ся усыпляющие формулы суггестии. Атмосфера коллективного сеанса гипноза всегда способствует повышению суггестабильности всех его участников за счет взаимодействия между ними.

Коллективная гипносуггестия позволяет охватить воздейст­вием большое число испытуемых и значительно экономит вре­мя гипнотизера. Во время коллективных сеансов осуществляет­ся взаимная индукция испытуемых, что повышает их суггеста­бильность. Испытуемые как бы «заражаются» сонливостью друг от друга, так как начинают действовать замеченные В.М. Бехте­ревым важные законы подражания и взаимосуггестии.

Метод коллективного сеанса дает возможность проводить длительные собеседования с испытуемыми, что крайне важно, а также позволяет вести продолжительное наблюдение за ними. Массовое, коллективное собеседование необходимо как средство психологического просвещения, как орудие повышения психо­логического самосознания. Уничтожить суггестабильность не­возможно и не нужно, но ее можно и нужно сознательно контро­лировать.

Вот основные положения, которые необходимо развивать гипнотизеру в ходе предварительной беседы (собеседования) с испытуемым в условиях коллективного сеанса гипноза:

1) в гипнозе нет ничего страшного (и однако, вы меня не­множко побаиваетесь);

2) нет ничего сверхъестественного (и однако, я вам сейчас покажу чудо);

3) гипноз не есть насилие одной воли над другою, но встреч­ное взаимодействие воль (это очень важный психологический момент);

4) гипноз есть сон с сохранением избирательного контакта (подробно, с примерами);

5) в гипнозе можно испытать массу фантастических пережи­ваний; можно проявить неожиданные способности; можно при­обрести зачатки навыка самообладания (это уже чистая агитка, но искренняя и обоснованная).

Остальное — конкретные разъяснения: что не нужно во время гипнотизирования напряженно следить за своим состоянием, ибо это мешает ему развиваться как слежка за вдохновением. Что нельзя кричать вслух: «Вижу бутылку», но можно смеяться, если хочется (средство предупреждения действительно часто возникающего в начале сеанса смеха у некоторых нервных мо­лодых людей). Что не надо толкать в бок засыпающего соседа, это нечестно — и т.д. и т.п. И конечно, полные и энергичные га­рантии, что загипнотизированный не будет поставлен ни в ка­кие унизительные положения, что не будут выведываться лич­ные и государственные тайны.

Как известно, отдельные испытуемые иногда чувствуют не­который страх перед первым гипнотическим сеансом, что очень мешает гипнотизации. Такие испытуемые нередко прямо спра­шивают гипнотизера о том, сможет ли он его потом разбудить. На коллективный сеанс рекомендуется приглашать, как убежда­ет опыт, не более 10-15 человек. Как правило, гипнотизер начи­нает с индивидуальных бесед и сеансов, потом, получив согла­сие испытуемого, включает его в группу лиц, с которыми прово­дятся коллективные сеансы.

Перед началом сеанса ассистент регистрирует испытуемых, затем в проветренном помещении их удобно усаживают в крес­лах или укладывают на кушетки. Помещение затемняется, включается метроном или индуктор. В дальнейшем, через 5-10 минут гипнотизер начинает произносить формулы суггестии тихим, но достаточно слышным для всех испытуемых голосом, делая отдельные паузы между хорошо построенными фразами. Формулы суггестии во время коллективных сеансов мало чем отличаются от тех, которые употребляются при индивидуаль­ных. Коллективный сеанс длится в течение 40-55 минут в отли­чие от сеансов индивидуальных, длящихся от 20 до 30 минут.

Обычно сеансы проводятся в одно и то же время, испытуе­мым предлагается занимать одни и те же места, устраиваться поудобнее, согласно привычкам. Включаются постоянные зву­ковые раздражители.

Гипнотизер должен стараться каждый раз не перестраивать формул суггестии и давать их однообразно.

После того, как испытуемые, погруженные в гипнотический сон во время коллективного сеанса, получили общеукрепляю­щие и успокаивающие суггестии, гипнотизер тут же, обходя спящих, делает каждому из них нужную суггестию шепотом, до­бавочно, индивидуально (по методу «нашептывания» Веттерстранда). Такой метод сочетает в себе все остальные преимущест­ва коллективного и индивидуального сеанса, давая возможность индивидуально и дифференцированно обслужить большое коли­чество испытуемых.

4.2.3. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГИПНОСУГГЕСТИИ

К аудиовизуальным методам гипносуггестии относятся все те приемы гипнотизации, в основе которых лежит воздействие на слуховой и зрительный анализаторы в коре головного мозга суггеренда. К первой группе методов относятся: вербальный и фракционный гипнозы, а также постгипноз. Ко второй группе методов относятся фиксационный и фасцинативный гипнозы.

1. Вербальный гипноз (классическая техника, традиционно-гипнотическое воздействие). Гипнотическое со­стояние — это одно из бесконечно возможных вербально суггестированных наяву состояний. У человека гипноз и суггестия чаще всего тесно связаны друг с другом: с одной стороны, од­ним из наиболее употребительных способов, с помощью которо­го можно вызвать гипноз, является вербальная суггестия, и с другой — само гипнотическое состояние в значительной степе­ни повышает восприимчивость к суггестии и ее эффективность, что широко используется в гипнологии.

Все чудеса суггестии можно получить при полном бодрство­вании при помощи различных вербальных и невербальных суг­гестивных воздействий. Так в основном и делалось великими и малыми суггесторами всех времен и народов. Но гипнотиче­ский сон великолепен как физиологический скальпель, позволя­ющий отсекать целые массивы памяти. Сомнамбулическая ста­дия гипноза «способна» воздвигнуть в мозгу человека ту «башню молчания», без которой немыслимо представить себе направ­ленную изоляцию и разложение писихических функций на бо­лее элементарные и самостоятельные единицы, могущие сде­латься объектом поэтапного и последовательного освоения. Роль гипноза как метода исследования приобретает первосте­пенное значение.

Традиционно погружение испытуемого в гипноз произво­дится гипнотизером при помощи специальных формул вер­бальной суггестии, т.е. слов, напоминающих испытуемому те состояния, которые человек испытывает перед погружением в обычный физиологический сон. Вот что писал по этому поводу И.П. Павлов в своих работах: «Теперь постоянно применяю­щийся способ (гипнотизирования — М.Ш.) — повторяющиеся слова (к тому же произносимые в минорном однообразном то­не), описывающие физиологические акты сонного состояния.

Эти слова суть, конечно, условные раздражители, у всех нас прочно связанные с сонным состоянием и потому его вызываю­щие. На этом основании может гипнотизировать и гипнотизи­рует все, что в прошлом совпадало несколько раз с сонным со­стоянием.»

Гипнотизацию как при индивидуальном, так и коллективном проведении следует начинать только тогда, когда соблюдены ус­ловия, благоприятствующие состоянию удобства и покоя испы­туемого. Для этой цели надо гипнотизировать в помещении (температура которого поддерживается на уровне комнатного комфорта, т.е. 18-20 С), изолированном от посторонних шумов и ярких световых раздражителей, а также хорошо вентилируе­мом. Особенно важно, чтобы естественный или искусственный свет не падал в глаза испытуемого и находился сбоку от него, а еще лучше — за спиной. На испытуемого не должны оказывать влияние никакие посторонние мешающие факторы (свет, осо­бенности интерьера и т.п.), с которыми могут быть связаны ка­кие-либо негативные ассоциации. Надо внимательно отнестись к тому, как усажен или уложен испытуемый. Желательно, чтобы испытуемый мог лежать на удобной, достаточно мягкой кушет­ке. Лишь в исключительных случаях можно пользоваться крес­лом с подлокотниками. И в том, и в другом случае при гипно­тизации обязательно должны быть устранены все неудобства и дис­комфорт. Гипнотизируемому следует предложить расстегнуть воротник, распустить пояс или ремень, снять пиджак или галстук, одним словом, сделать так, чтобы человек не был скован каким-то неудобством.

Вербальный гипноз следует проводить в естественной, спо­койной, сдержанной манере. Любой наигрыш будет мешать со­зданию нужного контакта. Очень важно, чтобы слова произно­сились отчетливо, а вся речь была ритмичной. Большое значе­ние имеют паузы: испытуемые могут не только услышать ко­манды, но и среагировать на них. Поэтому, например, после указания «Расслабьте мышцы рук», надо подождать, пока испы­туемый попробует выполнить его. Только после этого можно продолжать суггестию. Громкость голоса может меняться, но опыт показывает, что не следует произносить слова очень гром­ко, особенно на стадии расслабления.

Существует несколько этапов суггестии.

1. Фиксация внимания на позе. Дается указание принять на­иболее удобную позу для последующего формирования состояния расслабления. Ничто не должно мешать дыханию, сдавли­вать мышцы и т.п. Если испытуемый сидит, руки должны удоб­но лежать на коленях или подлокотниках кресла.

2. Фиксация внимания на словах гипнотизера. Дается уста­новка примерно следующего содержания: «Закройте глаза и ду­майте только о моих словах... Вы слушаете мои слова, мой голос и отдыхаете... отдыхаете, испытывая приятное расслабление... Другие слова и звуки Вас не отвлекают. Все внимание направле­но только на мой голос и мои слова...»

Многоточие после части фразы означает необходимость сде­лать в этом месте паузу.

3. Формирование состояния расслабления мышц. Пример­ные слова гипнотизера на этом этапе суггестии следующие: «Мышцы тела расслабляются, приятный покой во всем теле... никаких посторонних мыслей, только покой и расслабление». Далее важно провести суггестию, последовательно акцентируя внимание на релаксации отдельных мышечных групп. Наиболее удобно начинать с мышц лица. Но сначала надо дать команду «Напрячь все тело», а затем «Максимально расслабиться» и лишь после этого приступать к релаксации. Очень полезно крат­ковременно переключать внимание испытуемых на успокаива­ющее дыхание. Для этого дышать надо так, чтобы вдох был вдвое короче выхода. Через 1-2 минуты можно начинать непос­редственную суггестию, направленную на последовательную ре­лаксацию мышц. Формула суггестии примерно следующая: «Мышцы лица расслабляются... расслабление больше... мышцы отдыхают... расслабляются мышцы шеи... спины... живота... мышцы рук расслабляются... все тело расслаблено... хороший, спокойный отдых...»

4. Суггестия чувства тяжести. Это следующий этап формиро­вания общего состояния расслабления. Некоторые испытуемые считают чувство тяжести неестественным и внутренне ему про­тивятся, поэтому можно сказать: «Мышцы отдыхают... наполня­ются энергией... становятся сильными... тяжелеют... наливаются силой...» и т.д.

Как правило, ощущение тяжести вызывают сначала в руках, затем в ногах. Практика показала, что излишняя детализация мешает. Поэтому нет смысла сначала суггестировать тяжесть в правой руке, а затем в левой. Можно сразу дать установку: «Руки тяжелеют... тяжесть в руках нарастает... усиливается... руки тяже­лые...» Та же схема подходит для ног. Эта часть суггестии закан­чивается словами: «Все тело тяжелое... приятный, спокойный отдых...»

5. Суггестия чувства тепла. На данном этапе необходимо учитывать подготовленность каждого испытуемого и темпера­турные условия помещения. Так, если в помещении прохладно, то вызвать чувство тепла в конечностях очень трудно и лучше этого не делать. Если же температурные условия комфортные, то, логически развивая состояние расслабления, можно давать установку на появление чувства тепла. Например: «Руки посте­пенно тяжелеют... они начинают теплеть... все больше и больше теплеют руки... приятное тепло струится вниз по рукам в кончи­ки пальцев...» Аналогично вызывается ощущение тепла и в но­гах.

6. Суггестия дремотного чувства. Это наиболее ответствен­ный этап гетеросуггестии. Как правило, к данному моменту ис­пытуемые достаточно хорошо расслаблены. Поэтому голос че­ловека, проводящего суггестию, должен быть гораздо тише, чем на предыдущих этапах, а паузы между фразами длиннее.

Можно пользоваться следующей формулой: «Все тело рас­слаблено... Весь организм отдыхает... Полный покой... Отдых... Легкое приятное дремотное чувство охватывает Вас... Больше... больше... Никаких мыслей... только мои слова... мой голос... Вы слушаете мой голос... мои слова... и отдыхаете...»

Надо отметить, что это, по существу, переломный момент всего процесса суггестии, когда можно или углубить сноподобное состояние или решать какие-либо актуальные задачи. Одна­ко не следует добиваться засыпания испытуемых. Они должны находиться в спокойном, расслабленном состоянии, но не спать, а слушать слова суггестии.

Если ставится задача восстановления работоспособности, то на этом этапе можно сказать: «Мои слова не будут звучать неко­торое время, вы будете отдыхать, находясь в приятном расслаб­ленном состоянии, в котором наиболее эффективно восстанав­ливается физическая и психическая работоспособность». Пауза после этого может составить 3-5 мин.

Если же необходимо провести какую-либо суггестию, чтобы снять нервное напряжение, настроить на предстоящую деятель­ность и т.п., то темп речи должен быть замедленным, формули­ровки ясными и точными. Очень часто несоблюдение этого тре­бования резко ухудшает эффект восприятия и вызывает совер­шенно необоснованное разочарование в методе.

В тех случаях, когда формирование состояния выраженной релаксации необходимо для того, чтобы обучить испытуемых навыкам аутосуггестии, следует последовательно наращивать эффект. Например, будет ошибкой повторять 4-5 раз: «Моя правая рука тяжелая». Значительно эффективнее сказать: «Правая рука начинает немного тяжелеть... тяжесть постепенно увеличи­вается... все больше и больше ощущается тяжесть в руке... тя­жесть в руке нарастает... усиливается...» и, наконец, как итог: «... правая рука — тяжелая...»

После выполнения задач гипносуггестии гипнотик должен вернуться в обычное состояние бодрствования. Этот переход мо­жет занимать не более 1-2 минут, но принцип постепенности при дегипнотизации гипнотика необходимо соблюдать. Напри­мер, не следует сразу давать команду «Открыть глаза!» Лучше сначала подчеркнуть, что эффект от гипносуггестии получен: улучшилось состояние, закрепился формируемый навык и т.п. Затем надо сформулировать последовательность восстановле­ния статуса бодрствования и удержания в памяти необходимой информации. Например, «Сейчас я начну считать, и при счете «три» Вы откроете глаза... Настроение и самочувствие сразу по­сле этого и в последующем будут хорошие... Вы хорошо запом­нили все, что слышали, усвоили и готовы к нужной деятельно­сти». Не следует бояться некоторой примитивизации словесных формул, так как в данной ситуации это не самое важное. Главное значение имеет четкость формулировок и их подчиненность ре­шению поставленных задач.

На счет «раз» дается установка о том, что исчезает чувство тяжести и тепла.

На счет «два» рекомендуется изменить характер дыхания. В частности, глубокий вдох следует сопровождать резким выдо­хом. Голос гипнотизера также должен приобрести эмоциональ­ную окраску — стать бодрым и энергичным.

Процесс перевода гипнотика в состояние бодствования мо­жет иметь самостоятельное значение в тех случаях, когда надо оперативно сформировать готовность к какому-либо дейст­вию. Для этого должен быть сделан специальный акцент на словесном описании психического образа активного состоя­ния.

Так, после команды на счет «раз» «... исчезает чувство тяже­сти и тепла в руках...» целесообразно развить это состояние сле­дующим образом: «Тело становится легким, невесомым... чувст­во тепла и тяжести исчезло полностью... по телу пробегает лег­кий озноб... появляется желание двигаться, активно двигаться... тело наполняется энергией...»

На счет «два» необходимо еще больше увеличить эффект ак­тивизации: «Все тело наполнено силой... энергией... энергия «бьет» в кончики пальцев рук... ног... пальцы на руках... ногах слегка шевелятся... пошевелите пальцами рук, ног... Сжать руки в кулак, напрячь все тело... расслабиться, разжать..." В этот мо­мент пауза должна быть достаточной для того, чтобы испытуе­мые могли сжать кулаки, напрячь все тело, а затем расслабить­ся. Следующей командой на этом этапе может быть такая: «Ды­хание четкое, ритмичное... глубоко вдохнуть.,, и выдохнуть, еще раз вдохнуть... резко выдохнуть». На этом этапе необходимо об­ратить внимание не только на сам факт выполнения команд, но и на скорость выполнения, которая должна постепенно нара­стать. Если ощущается некоторая вялость реагирования у загип­нотизированного, то следует еще раз повторить весь цикл опти­мизирующих упражнении, включая напряжение тела, сгибание и разгибание пальцев рук и т.д.

В этот же период могут быть окончательно в императивном тоне сформулированы компоненты состояния активности, опре­деляющие психическую готовность гипнотика к предстоящей деятельности.

Если после выхода из состояния расслабления испытуемые все же несколько вялые, можно повторно использовать кратко­временное (в течение 1-2 мин.) погружение в сноподобное со­стояние и более интенсивный вывод с императивной суггестией чувства бодрости. При недостатке времени суггестия бодрости и всех необходимых компонентов психической готовности может быть продолжена в состоянии бодрствования.

В гипнологии принято два основных положения тела (так на­зываемых гипнотических станса), в которых необходимо нахо­диться гипнотизеру при проведении сеансов гипносуггестии по классической вербальной методике.

В первом гипнотическом стансе гипнотизер сидит на стуле возле гипнотизируемого, кисти его рук при этом свободно ле­жат на коленях.

Во втором гипнотическом стансе гипнотизер стоит напро­тив гипнотизируемого, правая рука его подана вперед (кисть раскрыта), левая рука находится за спиной (кисть сжата в ку­лак).

Положение тела гипнотизируемого во время сеанса гипно­суггестии ничем не ограничивается. Главное, чтобы оно было удобным и обеспечивало скорейший переход испытуемого в со­стояние гипнотического сна. Можно порекомендовать четыре возможных варианта положения тела гипнотизируемого (с на­растающим релаксационным эффектом): стоя, сидя на стуле, полулежа в кресле и лежа на кушетке.

Иногда с целью получения у испытуемого самопроизвольной каталепсии1 применяется следующий вспомогательный прием. В самом начале сеанса классической вербальной гипносугге­стии испытуемому предлагают согнуть руки в суставах, прижав их к себе .

Процедура гипноза в этом случае ничем не отличается от вы­шеописанной, только на этапах 3, 4 и 5 особый упор делается на ощущениях в руках. Гипнотизер говорит примерно следующее: «Расслабляются мышцы спины... ног... пальчики... кончики пальцев... делаются более живыми... Тело по-прежнему удобно-расслаблено... И только одни руки живут своей новой, неповто­римой жизнью... они идут по неведомым тропам... в человече­скую бесконечность... Вас как бы не существует... существуют лишь ваши руки».

Вербальную гипнотизацию можно усилить с помощью спе­циальных акустических эффектов. Для создания последних при­меняются следующие вспомогательные акустические средства: магнитофонные записи, пластинки, специальные звукосинтезаторы, генераторы «белого шума1» , метрономы, зуммеры, тайме­ры, часы и т.п. Воспроизводимая ими звуковая продукция име­ет как сюжетную, так и бессюжетную основу. Методы с приме­нением этих средств хорошо сочетаются с вербальной гипносуггестией и аутосуггестией, создавая определенный звуковой фон (шумовой или музыкальный). Дело в том, что полная тишина непривычна для человека и поэтому сама способствует возник­новению ориентировочно-исследовательской реакции и ненуж­ной активизации. А легкий несюжетный шум громкостью 15-20 дБ играет роль отвлекающего фактора и одновременно фактора, убаюкивающего своей монотонностью. Медленный, ритмич­ный, монотонный, сравнительно негромкий звук этих средств обладает выраженным тормозным действием.

Кроме таких слабых, длительно действующих, однообраз­ных, монотонных раздражителей, для вызова гипноза можно применять метод внезапных, резких, сильных, «шоковых» воз­действий в виде сильного звукового (удар гонга, камертона или тамтама) или словесного (окрик «Спать!») раздражения. Иногда этот метод выгодно применять там, где обычные методики сла­бых раздражителей оказываются малоэффективны.

В качестве наглядной иллюстрации сочетанного применения гипносуггестивных и акустических воздействий приведем опи­сание методики «гипносна-отдыха под музыку». Он органически включает в себя элементы вербального гипноза и музыкального воздействия.

Для проведения курса воздействия подбирается группа из 8-10 человек. Курс воздействия состоит из 8-10 сеансов длитель­ностью по 55-60 минут, которые проводятся регулярно через день.

Вот как выглядит такой сеанс. Испытуемые удобно распола­гаются в креслах или на кушетках (удобнее всего лежачее поло­жение). Гипнотизер предлагает им расслабить мускулатуру, за­крыть глаза и на 4-5 минут целиком отдаться успокаивающей и нежной мелодии. Звучат такие произведения, как ноктюрны Шопена, «Утро» и первая соната Грига, «Осенняя песня» Чай­ковского, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, «Груст­ный вальс» Сибелиуса и т.п. Затем гипнотизер приступает к групповой суггестии, убеждая, что звуки музыки рассеяли бес­покойство и волнения, принеся с собой успокоение. Теперь только спать. Спать... очень хочется спать.

И «убаюканные» музыкой и голосом гипнотизера испытуе­мые действительно засыпают. Все 45 минут, пока они погруже­ны в сон, звучит музыка, а гипнотизер обходит гипнотиков и, каждому поочередно в течение 1-3 мин. проводит индивидуаль­ную суггестию, призванную решить конкретную задачу психо­регуляции. Потом также суггестией гипнотизер пробуждает гипнотиков, минуты две звучит мажорная песенная мелодия, создавая бодрое настроение хорошо отдохнувшим людям.

При использовании музыкальных подкреплений гипносуггестивного воздействия необходимо только учитывать три факто­ра: 1) характер мелодии (минор или мажор); 2) ее ритмический рисунок и 3) круг ассоциаций, ею пробуждаемый.

Использование технических средств в гипносуггестивной ра­боте весьма целесообразно. С целью экономии сил гипнотизер может записать на магнитнофонную пленку или пластинку (на­ряду со звуковым фоном или без него) и сами формулы гипно-суггестии . Возможна также гипнотизация на расстоя­нии с помощью средств связи: радио, телевидения и телефона .

Гипнотизер может и сам производить звуковое оформление сеанса гипносуггестии с помощью хлопков в ладоши. Хлопки применяются в гипносуггестивной практике с двоякой целью. С одной стороны их используют для торможения нервной систе­мы испытуемого в процессе его гипнотизации. С другой сторо­ны их используют для возбуждения нервной системы испытуе­мого в процессе его дегипнотизации.

В обоих случаях главную роль играет ритм и интенсивность посыла звуковых сигналов.

Принцип действия хлопков заключается в воздействии их звука на слуховой аппарат испытуемого. Медленные, слабые, с большими паузами хлопки воспринимаются испытуемым как «мерно стучащий метроном» и вводят его в гипнотическое со­стояние. Быстрые, сильные, без перерывов хлопки воспринима­ются усыпленным как «раскаты грома» и выводят его из гипно­тического состояния.

2. Фракционный (прерываемый) гипноз. Гипнотизацию можно производить и дробным способом, по методике фрак­ционного гипноза, предложенной швейцарским ученым Оска­ром Фогтом (1870-1959). Фракционный метод гипносугге­стии заключается в том, что через каждые 2-5 мин. после со­здания определенного гипнотического состояния гипнотизи­руемого выводят из него, спрашивают об ощущениях, устра­няют помехи, а затем довольно быстро вновь погружают в гипнотическое состояние. Обычно при каждом последующем погружении удается добиться более глубокой его стадии. Та­ким образом иногда быстрее и полнее достигается более глу­бокое гипнотическое состояние вплоть до сомнамбулизма. Однако не следует стремиться обязательно формировать глу­бокое гипнотическое погружение. Опыт показывает, что уже стадии общей релаксации бывает вполне достаточно для ре­шения основных задач психорегуляции. Но иногда требуется, чтобы испытуемый был более глубоко заторможен, особенно когда речь идет о специфической настройке на деятельность, где ему надо «преодолеть себя»: побороть страх перед соперни­ком, устранить чувство неприязни к товарищу и т.п. Близок к фракционному гипнозу и так называемый ступенчатый гип­ноз, предложенный Э.Кречмером.

Фракционный гипноз проводится следующим образом. Гипнолог после одного из этапов суггестии говорит: «Сейчас я про­читаю до трех, и Вы строго по моей команде откроете глаза... :скажете о своих ощущениях, самочувствии, а затем вновь погрузитесь в сноподобное состояние, почувствуете приятное рас-расслабление... Раз... исчезает чувство тяжести и тепла в теле... Два — глубоко вдохнуть... резко выдохнуть... Три — открыть глаза!»

Вывод из гипнотического состояния на промежуточном эта­пе должен быть более лаконичным, чем в финальной стадии суггестии. Первые гипнозы делаются очень короткими. Разго­вор в паузе бодрствования 1идет в приглушенной манере; устра­няются помехи, связанные с положением тела, факторами окру­жения, иногда конкретизируется или изменяется формула суг­гестии состояния (например, испытуемый просит не считать, говорить громче, тише и т.п.). После этого гипнолог говорит в достаточно императивном тоне: «Глаза закрываются... тело тя­желеет, мышцы цепенеют... покой... глубже расслабление... тело тяжелеет... вдавливается в кровать... Полное расслабление, по­кой... дремотное чувство усиливается, охватывает Вас... появля­ется сонливость, сонливость больше... больше... все мысли ухо­дят прочь... Вы вновь находитесь в приятном сноподобном со­стоянии... отдыхаете... слушаете мои слова, мой голос и отдыхае­те... отдых хороший, спокойный отдых... полный покой и рас­слабление... Сноподобное состояние вновь охватило Вас... Вы слушаете мои слова и отдыхаете, испытывая чувство полного покоя и расслабления".

В зависимости от того, насколько успешно проходит погру­жение, можно в дальнейшем или наращивать глубину гипноти­ческого состояния (это зависит и от конкретных требований вы­полняемого задания2) , или переходить к решению поставлен­ных задач путем целенаправленной суггестии. Следует помнить, что при каждом последующем погружении его глубина нараста­ет. Практика показывает, что больше 4-5 циклов «погружение-выход» делать нецелесообразно. Период гипносуггестивного воздействия не должен занимать больше 40 мин. (оптимальным является 30-минутный отрезок времени), так как процедура на­чинает надоедать испытуемому, он засыпает, становится трудно удерживать контакт с ним. Устает и сам гипнолог, а значит, снижается его эмоциональный настрой, ухудшается мышление и слова становятся стереотипными и шаблонными.

Удлинение сеансов оправдано лишь в двух случаях: 1) когда нужно снять излишнее возбуждение в вечернее время и оптими­зировать процесс перехода от суггестированного сна к естест­венному; 2) когда надо продлить гипнотический сон с целью оп­тимизации процессов восстановления работоспособности.

Проведение поэтапного гипноза полезно рекомендовать в тех случаях, когда у испытуемого, несмотря на разъяснения гипно­лога и желание подвергнуться гипнотизации, сохраняется тем не менее настороженное, а может быть и немного боязливое от­ношение к гипнозу. Такому испытуемому полезно провести первые формулы успокоения и расслабления и через 2-3 мину­ты, выведя его из этого состояния, спросить о самочувствии и тут же добавить: «Вот видите, как я Вам и говорил, ничего, кро­ме ощущения приятного покоя и отдыха, гипнотическое состоя­ние собой не представляет» и после этого опять начать погруже­ние в гипноз. Такие паузы в гипнозе иногда полезно делать не­сколько раз в течение одного сеанса, пока у испытуемого не ус­тановится совершенно спокойное и положительное отношение к гипнотизации. Некоторые испытуемые, страстно желая подвер­гнуться гипнозу, одновременно с трудом удерживаются от иро­нического, насмешливого отношения к технике усыпления и при первых словах гипнолога начинают улыбаться, смеяться. Если, несмотря на это, гипнолог считает, что надо добиться гипнотического состояния для той пользы, которую оно может принести в данном случае, следует применить именно поэтап­ную гипнотизацию, которая, как правило, быстро устранит лож­ное представление «о факиризме» гипнолога, что и лежит в ос­нове иронической установки испытуемого на гипноз.

Используя фракционный гипноз, гипнолог может добиться усиления в испытуемом способности аутосуггестии.

Не все гипнологи, применявшие гипноз, разработали стати­стику своих случаев. Оскар Фогт — автор фракционного гипноза — своим тонким психологическим анализом превзошел всех авто­ров. Ему удалось загипнотизировать 100% своих испытуемых.

Из 110 случаев (68 женщин, 51 мужчина) Фогт получил: в 99 — сомнамбулизм, в 12 — гипотаксию с амнезией1 , в 6 — гипотаксию без амнезии, в 2 — сонливость. Не поддающихся суггестии он не видел ни в одном случае. В числе его случаев были даже некоторые душевно больные. У всех людей со здоровой нервной системой всегда удавалось вызывать сомнамбулизм. Вот, что писал по этому поводу сам Фогт: «На основании моего опыта я утверждаю, что сомнамбулизм может быть вызываем у каждого здорового человека; препятствующие этому в данную минуту моменты при терпении всегда поддаются устранению».

3. Постгипноз (постгипнотическая гипносуггестия, гипносуггестия a echeance (на известный срок). К важнейшим явлениям гипнотизма принадлежат постгипнотические эффекты гипносуггестии. Все, что достигается нами в гипнозе, очень часто мо­жет быть вызываемо и наяву, если случится после его пробужде­ния к известному сроку. Не все гипнотизируемые субъекты до­ступны постгипнотической гипносуггестии; тем не менее при некотором опыте и навыке постгипнотические эффекты получа­ются почти у всех усыпленных и даже во многих случаях про­стой гипотаксии без амнезии.

Постгипноз может быть приурочен как к моменту, наступаю­щему после пробуждения, так и к более отдаленному сроку, ис­числяющемуся секундами, минутами, часами, днями, месяца­ми и даже годами.

Обычно суггестии, проявляющиеся в известный срок, имеют характер принуждения, непреодолимого импульса, продолжаю­щегося до исполнения суггестии; но интенсивность этого им­пульса подвержена весьма большим колебаниям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться