Гончаров Г. «Энциклопедия гипноза»

Увидя невдалеке нескольких беседующих мужчин, Вы вправе ^предположить, что они заняты развлечением КТО ВЫИГРАЕТ (любимые и нелюбимые спортсмены, команды), или АВТОМО­БИЛЬ (мотоцикл, лодочный мотор — сравнительные достоинства разных марок), или КАК СДЕЛАТЬ (как отциклевать пол, ускорить установку телефона в квартире и т.п.), или НА УТРО Й1ОСЛЕ: о головной боли либо отсутствии оной после принятию вечером «ерша». Еще одна мужская забава: БРИАН-ГОЛОВА! Из женских развлечений типичны ТРЯПКИ (комментарии излишни),КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ (то же самое) или ЧТО СЛУЧИЛОСЬ СО СТАРЫМ ДОБРЫМ ЭН-ЭН? ("На нем последнее время лица нет", «У нее после того случая были крупные неприятности»). Из общих развлечений наиболее характерны: ПСИХИАТРИЯ, ЧИТАЛИ ЛЬ ВЫ?, ГДЕ ЛУЧШЕ ПРОВЕСТИ BIETO, РЕЦЕПТ КОКТЕЙЛЯ, СКОЛЬКО СТОИТ (во что обхо­дится то или иное)?

Существует своеобразный повсеместный набор тем для игры «общение:

1. Темы «мужские».

а) футбол-хоккей;

б) автомобиль-бизнес;

в) политика-женщины.

2. Темы «женские».

а) покупки-дети;

б) кулинарные рецепты-новости в семейной жизни общих -Знакомых;

в) болезни-мужчины.

3. Темы «общие».

а) погода-нашумевший роман, фильм;

б) недостатки в системе обслуживания;

в) сенсации-новости медицины, педагогики;

г) международное положение.

В психологической литературе эти стандартные темы даже каталогизированы.

Вывод Э.Берне: в вышеназванной игре в общение косвенно, через стиль игры, проявляется яркая индивидуальность челове­ка и удовлетворяется его потребность в общении. О том, что идет игра, мы догадываемся лишь в момент нарушения кем-ли­бо ее неписанных правил.

То обстоятельство, каким из вышеприведенных забав чело­век отдаст предпочтение при игре в общение, целиком и полно­стью определяется его воспитанием.

Воспитание человека предполагает закрепление у него:

а) определенных социальных ориентации,

б) необходимых ценностных ориентации,

в) общественно полезных навыков — от навыков полноцен­ного общения до навыков труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.

Социальные ориентации.

Современная психология исходит из того, что человек социа­лен по самой своей природе, а стало быть, ему присущи и собст­венно «социальные» потребности. К ним относятся, прежде все­го, потребность в контактах (потребность в человеческих свя­зях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении (в занятии известного места в группе, в «самосознании», т.е. ощу­щении своей «самости» и отдельности от других).

В зависимости от способов удовлетворения потребности в контактах и потребности в самоутверждении различают восемь разновидностей социальных ориентации.

1. Житейская социальная ориентация. Ребенок, воспитанный в духе общительности, открытости и взаимопомощи (если тому не препятствуют врожденные особенности его психики), при­учается удовлетворять потребность в контактах путем участия в деятельности и заботах своей среды, а потребность в самоутвер­ждении — через признание окружающими его полезности и симпатичных черт его характера.

2. Творческая социальная ориентация. Рано раскрыв свою одаренность, растущий человек привыкает удовлетворять по­требность в контактах, главным образом с теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и готовность к со*

творчеству. Потребность же самоутверждения он утоляет свои­ми творческими достижениями и, как правило, независимо от того, восторгаются ли ими «поклонники».

3. Гражданственная социальная ориентация. Ребенок при­учается удовлетворять потребность в контактах участием не просто в совместной деятельности людей, но только в деятель­ности, безусловно приносящей общественное благо. На протя­жении всей дальнейшей жизни он будет считать свое самоутвер­ждение неполным, если не завоевал авторитета именно как принципиальный, справедливый, способный к самопожертвова­нию человек.

4. «Активно-жесткая» (эксплуататорская или садистическая) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удов­летворяет через подчинение себе других, а потребность в само­утверждении — в подчеркивании своего главенства и борьбе с любыми проявлениями соперничества.

5. «Пассивно-уступчивая» (рабская, или пассивная) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет

за счет готовности подчиняться (угодливость), а потребность в самоутверждении — за счет услужения наиболее сильным или авторитетным субъектам в среде.

6. «Накопительская» социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет преимущественно с людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду, а потребность в самоутверждении — в обладании материальными ценностями, которые стремится приумножить.

7. «Рыночная» социальная ориентация. Потребность в кон-; тактах человек удовлетворяет с теми лицами, которые сегодня,

сейчас, имеют «вес», высокий престиж в обществе (завтра это могут быть другие люди), а потребность в самоутверждении — демонстрацией своей близости к некоторому «избранному кругу».

8. «Отшельническая» социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми, от кого не приходится ждать обмана и издевательств, а потребность в самоутвержде­нии — в причастности к узкому кругу «своих» и в определенном влиянии на этот круг.

Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка являются семья и среда, в которых он вы­рос. И складываются эти ориентации не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.

Ценностные ориентации.

Различают ценностные ориентации пяти уровней:

1. Ценности сугубо «витального» (непосредственно жизнен­ного) уровня (вкусно поесть, всласть поплавать, попариться в

бане и т.п.).

2. Ценности «межличностного» уровня (пообщаться с близ­кими, поговорить по душам, завязать приятное знакомство, су­меть как следует проучить обидчика и т.п.).

3. Ценности «ментального» (умственного, духовного) уровня (решить интересную задачу, выиграть хитроумную игру, само­стоятельно создать стихотворение, скульптуру, техническое уст­ройство и т.п.)

4. Ценности «социального» уровня (успех, видное положение, известность).

5. Ценности «духовного» уровня (стремиться к тому, чтобы понимать мысли великих философов и творения великих ху­дожников, следовать в жизни нравственным принципам, бо­роться за идеалы, завещанные лучшими сынами человечества, углубляться в то или иное творчество, изобретательство, иска­тельство, совершенствование труда и быта людей).

Необходимо отметить, что культура и традиции семьи, вос­питывающей ребенка среды определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться.

Навыки

Различают четыре разновидности устойчивых навыков:

1. Навыки личной гигиены.

2: Трудовые навыки.

3. Этические навыки.

4. Гражданские навыки.

5. Коммуникативные навыки.

Определенная «завязь» устойчивых навыков личности идет от семьи и среды.

Перед суггестором стоит задача — свободно владеть разгово­ром с суггерендом на любую тему, с тем чтобы в нужный мо­мент переключить его на необходимую тему, косвенно связан­ную с содержанием суггестии. Главное — уметь заговорить с суггерендом обо всем, что его интересует: о спорте, политике, религии и т.п. (см. набор тем для игры в общение). Для этого суггестору необходимо обладать широким кругозором и эруди­цией. Тактика суггестора, заключается в том, чтобы завовать внимание и доверие сутгеренда. После этого суггестор способен косвенно суггестировать ему многое. Собственное «Я» суггеренда будет колыхаться подобно медузе в психических волнах раз­говора, который ведет суггестор.

Для отработки навыка живой беседы с косвенным подтек­стом применяются различные формы тренировочного диалога.

1. «Диалог-стычка». Многократно выполняя это упражнение, можно «натаскаться» не робеть и не теряться в конфликтах. Вы научитесь понимать, как участники диалога явным и скрытым образом влияют друг на друга. Провоцируют друг друга на кол­кости. Исследуется, так сказать, анатомия ссоры. Изучаются разнообразные проявления характера. Участники игры учатся стоять на своем.

Суть игры состоит в следующем. Участникам игры предлага­ется разыграть сценку, в которой примут участие два «актера». Один возьмет на себя роль начальстующего лица, другой — про­сителя. Проситель будет лезть из кожи вон, чтобы добиться сво­его; начальствующий сделает все возможное, чтобы отказать. Участникам игры предлагается самим придумать тему диалога и дается несколько минут на размышление. Это может быть, на­пример, сценка получения подписи у бюрократа ("бюрократ и проситель(ница)") или сценка ссоры мужа и жены ("муж и же­на") или сценка на такую тему: заведующий отделом газеты дол­жен отказать в публикации начинающему журналисту ("заведу­ющий и журналист(ка)") или что-нибудь подобное.

В ходе подобных «диалогов-стычек» суггестор должен тонко чувствовать, как надо «подать» себя собеседнику-суггеренду — реальному, конкретному собеседнику, — чтобы расположить его к себе. При этом суггестор должен вежливо отстаивать свою точ­ку зрения — убеждать собеседника. Существует неписанное пра­вило общения: если вы хотите кого-либо в чем-то убедить, прежде всего надо показать этому человеку, что вы с ним счита­етесь. Даже в том, что дважды два — четыре, вы не убедите собе­седника, когда в вашем тоне звучит: «Я умный, а ты — дурак». Собеседник вам этого не простит! Тон должен быть такой: «Ты умный, и я не дурак; так неужели мы не найдем общего языка?» Суггесторам, пробующим себя в «диалогах-стычках», необходи­мо во что бы то ни стало видеть живого человека, а не его фан­том.

По окончании каждого этюда зрители, наблюдавшие «поеди­нок», присуждают «победу» собеседнику, выигравшему в этой «психологической схлестке».

2. «Диалог-щебетание». Двое садятся в центре комнаты ря­дом. Один произносит любую фразу — о погоде, о прочитанной книге — все равно. Другой должен немедленно откликнуться на ту же тему. Первый подает ответную реплику, стараясь учесть прозвучавшее перед этим высказывание партнера. Иначе гово­ря, партнеры только и делают, что поддакивают друг другу. Уп­ражнение длится три минуты. Зрители оценивают действия партнеров как судьи, вынося каждому оценку по пятибалльной системе. И определяют победителя (вроде того, как в боксе).

Снижением оценки наказывается тот, кто замешкался, вовре­мя не подхватил реплику собеседника. Или ответил быстро, но не отобразил в своем высказывании предшествовавшие слова

партнера.

Зачем это нужно? На первый взгляд, вырабатываются навы­ки пустой болтовни. Это, кстати, тоже весьма полезно для за­стенчивых суггесторов. Они страдают от неумения поддержать разговор просто так, разговор ради разговора. Но дело, конечно, не в одной болтовне. Так мы привыкаем активнее, внимательнее вести беседу. Чувстовать себя более мобилизованными в кон­тактах.

Существует групповой вариант «щебетания». Он представля­ет собой следующее. В помещении, где проводятся занятия, можно сыграть в хорошо известную актерам игру: произнося­щий реплику одновременно бросает мяч партнеру; тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом, в свою оче­редь, выкрикнуть собственную реплику и т.д. Например: «Ты хо­дил в кино?» — «Да, смотрел «Прости меня, Алеша», а ты?» — «А я нет». — «А у меня телевизор, я в кино не хожу» и т.д.

3. «Захват инициативы». Как и в предыдущем случае, кто-то начинает с реплики. Партнер быстро подхватывает разговор, но должен навязать собеседнику свою тему. Сделать это надо ловко, исподволь. Тот, кто действует напрямик, упрямо твердя свое, получает штрафные очки. Опять-таки «раунд» длится три мину­ты, и «судьи» определяют победителя. Здесь же, опять, как в боксе, обязательно кто-то выходит в полуфинал, в финал. Играют часто навылет.

4. «Абсурдный диалог». Это противоположность диалогу «ще­бечущему». Один подает реплику. Задача второго — ответить не на тему. Постараться не отобразить в своем высказывании сло­ва партнера. При этом штрафные очки даются и за податли­вость партнеру, и за паузы, и за повторение одних и тех же слов, фраз... Это, пожалуй, самое трудное упражнение. Неудивитель­но! «Коммуникация без коммуникации» противоречит природе человека. Услышав высказывание, партнер, по идее, должен от­реагировать на него откликом. Суть диалога во взаимодействии; это у нас, видимо, в крови. Поэтому вести диалог, не взаимодей­ствуя, крайне трудно. Зато участие в таком упражнении воспи­тывает, что ли, коммуникативную ловкость. То, чего не хватает застенчивым суггесторам.

5. «Диалог-отклик». Различают пять типов откликов на слова собеседника. Есть отклик типа «А» — оценочный, когда в ответ на слова партнера дают оценку его поступкам дальше. Есть от­клик типа «Б» — толкующий, когда собеседнику объясняют, ка­кие тайные цели и задние мысли стоят за его словами и поступ­ками. Есть отклик типа «В» — зондирующий, когда реагируют на слова партнера исключительно наводящими вопросами по за­тронутой им теме, например: «И давно это с тобой?..» Есть отклик типа «Г» — утешающе-поощрающий, например: «Ничего, не бери в голову, с кем не бывает». И наконец, отклик типа «Д» — понимаю­щий, когда говорят: «Понимаю, ты хочешь сказать то-то и то-то», а дальше передают своими словами то, что услышали.

Участники игры разбиваются на пары «говорящий-слушаю­щий». Семь минут говорящий рассказывает что-либо — «жела­тельно личного характера», а затем сообщает зрителям, какого ти­па отклики он получал со стороны слушающего. После этого парт­неры меняются ролями, и упражнение длится еще семь минут.

Если партнер оценивает ваши реакции как отклики по типу «А», «Б» и «Г», то это свидетельство того, что вы не умеете слу­шать. «Наиболее человечны» реакции «В» и «Д», зондирующая и понимающая.

В ходе работы над тренировочными диалогами особое вни­мание следует уделить разбору и анализу трансакций (явные или скрытые, заимодополняющие или без взаимодополнения).

Тренировка в «экспериментальных диалогах» не только сни­мает неуверенность в общении, но к тому же обогащает способ­ностью понимать себя и других, даром незаметного (косвенно­го) влияния на собеседника в ходе разговора, умением владеть ситуацией в контактах с людьми, развивает аппетит к общению.

В заключение темы хочется заметить, что злоупотреблять ни 'косвенной суггестией, ни тем более плацебо нельзя. Нужна ра­зумная тактика применения этих методов.

4.2. ГИПНОСУГГЕСТИВНЫЕ МЕТОДЫ

В результате гипносуггестивного воздействия достигается .особое состояние суггеренда, в котором последний наиболее ус­пешно осуществляет восприятие поступающей извне информа­ции,

4.2.1. Основные определения гипносуггестии

Гипнология, гипнотизм (от греч. hypnos — сон, logos — уче­ние, наука) — учение о явлениях искусственно вызываемого своеобразного сноподобного состояния (временного особого сотояния сознания), называемого гипнозом.

1-е определение гипноза:

Гипноз (от греч. hypnos — сон) — искусственно вызываемое при помощи специальных приемов своеобразное сноподобное состояние (частичный порциальный сон), при котором, в отли­чие от естественного сна, не все клетки коры головного мозга заторможены, а остается часть бодрствующих клеток, образую­щих т.н. «сторожевой очаг возбуждения» или «сторожевой пункт бодрствования», благодаря которому сохраняется раппорт ~ изолированный или распространенный селективный контакт (связь) загипнотизированного с усыпившим его лицом. Кон­такт избирателен по значимости.

2-е определение гипноза:

Гипноз (от греч. hypnos — сон) — временное особое состоя­ние сознания, характеризующееся сужением его объема и рез­кой фокусировкой на содержании суггестии, что связано с изме­нением функций индивидуального контроля и самосознания.

Гипнобильность — суггестабильность в отношении к гипно-суггестивному воздействию.

Гипнотизирование, гипнотизация — ряд действий или спо­собов, при посредстве которых человека погружают в гипноз или гипнотическое состояние (т.н. специальные воздействия

гипнотизера).

Загипнотизированный, гипнотик, спящий гипнотическим сном, медиум — субъект, находящийся в гипнозе.

Гипнотизер, гипнотизатор — лицо, производящее усыпле­ние.

Гипнотарий — специально оборудование помещение, где проводится гипнотизация.

Дегипнотизация, пробуждение — выведение из гипнотиче­ского состояния.

Необходимо различать спонтанно проявляющиеся особенно­сти состояния гипноза и суггестированные гипнотизером.

Специфические характеристики самого состояния гипноза:

1. гиперсуггестабильности (от греч. hyper — над, сверх);

2. наличие постгипнотической амнезии (непроизвольное за­бывание содержания сеанса гипноза, а также самого эффекта гипнотизации);

3. Наличие постгипнотической инерции мыслей, эмоций, актов — после гипнотических сеансов у испытуемых на некото­рое время сохраняется заданный гипнотизером уровень творче­ской активности (вдохновение, интуиция, образное мышление).

В состоянии гипноза у субъекта могут возникать физиологи­ческие и психологические реакции, не свойственные ему при обычном состоянии сознания. Последние могут затрагивать следующие сферы:

1. сферу восприятия (позитивные, негативные и ретроактив­ные иллюзии);

2. сферу памяти (забывание или припоминание определен­ных событий и фактов предшествующей жизни, активизация процессов запоминания нового материала);

3. сферу внимания (повышение концентрации и распределе­ния внимания);

4. сферу мышления (нарушение нормальной логики или возрастание творческого характера);

5. сферу личности (изменение мотивации1 , привычек, настроения2 , отдельных личностных характеристик3 , суггестия образа другого человека, манипулирование субъективным вре­менем).

Наличие данных изменений подтверждается специальными физиологическими пробами и психологическими тестами.

Факторы, играющие важную роль в процессе гипнотизации:

1. личность гипнотизера, проводящего гипносуггестию;

2. выразительность интонаций;

3. целенаправленность суггестирующего влияния;

4. стройность и последовательность его смыслового содержания;

5. значимость установок испытуемого на конкретную ситуа-1ю и данную процедуру гипносуггестии.

Преимущества гипноза:

1. у человека снимается критический контроль;

2. нет никаких мешающих факторов (контрастирующих мыслей, переживаний);

3. внимание максимально сужено;

4. почти полностью отсутствуют конкурирующие влияния других функциональных систем, находящихся на субдоминант­ном уровне;

5. возможно программирование лечебных и творческих сно­видений.

Недостатки гипноза:

1. разная степень гипнобильности различных категорий ис­пытуемых (пол, возраст, личностные характеристики);

2. гипнозофобия некоторых людей;

3. высокий уровень критичности некоторых людей. Условия эффективного погружения в гипноз. Способность

человека впадать в гипнотическое состояние или восприимчи­вость к гипнозу (гипнабельность) зависит от трех факторов.

Во-первых, от обстановки, в которой проводится гипнотиза­ция. Чем эта обстановка благоприятнее, тем лучше получаются результаты. В обстановке массового или коллективного сеанса, где много шума, света, запахов и т.д., когда у слушателей повы­шенный интерес к сеансу, удается загипнотизировать не более 25-30 слушателей. В условиях же гипнотария, при полной ти­шине и затемнении, удобном положении испытуемого на ку­шетке, заинтересованности последнего в успехе гипнотизации, наличии специальной аппаратуры, удается загипнотизировать подавляющее большинство испытуемых.

Во-вторых, успех гипнотизации зависит от личности испы­туемого. Все люди условно делятся на три основных нервных типа: художественный, мыслительный и средний. Люди художе­ственного типа — это люди впечатлительные, мыслящие конк­ретными, зрительными образами, часто эмоциональные и мни­тельные. Среди таких людей часто бывают художники, музы­канты, врачи. Этот тип людей хорошо поддается гипнотизации. Мыслительный тип — это люди, мыслящие абстрактно, отвле­ченно, склонные к анализу (иногда чрезмерному), критике, са­мокритике. Среди этих людей часто бывают математики, физи­ки, люди точных наук. Этот тип людей плохо поддается гипнозу. Наконец, средний тип является как бы сплавом двух перечис­ленных типов. В зависимости от того, черты какого из перечис­ленных типов преобладают в этом «среднем типе», и будет зави­сеть способность этого человека впадать в гипнотическое состо­яние.

В-третьих, от личности гипнотизера. Чем большими способ­ностями и техникой гипноза обладает данный гипнолог, чем больше мастерства и сноровки он применяет, чем большими знаниями как теоретического, так и практического порядка владеет гипнотизер, тем лучше получаются результаты. Конечно, никаких «черных глаз», никакого «магнетизма», никаких особых качеств и свойств гипнотизер иметь не обязан. Удивительно упорно укоренилась в сознании людей навязчивая идея о том, что гипнотизер обязательно должен обладать «особыми сила­ми». Только опыт, знания и, главное, техника гипноза — вот те основы, которые необходимы гипнологу.

Психологическими предпосылками успешного гипносуггестивного воздействия являются также реклама и импозантная внешность гипнотизера ("черные глаза", высокий рост, аскети­ческий вид).

Два врага успеха. Чтобы научиться гипнотизировать и, глав­ное, достигать этим различных эффектов, необходимо предва­рительно вооружиться большим терпением, воодушевлением, стойкостью, уверенностью и изобретательностью в области раз­ных приемов и выдумок. В силе остается старое правило: «при­ветливо, последовательно, энергично!»

Далее, необходимо научиться точно психологически наблю­дать и индивидуализировать. Наконец, предварительно должно ставить правильный психодиагноз. Впрочем, сама суггестия за­частую представляет и превосходнейшее психодиагностическое средство, которым безусловно целесообразно возможно чаще пользоваться как таковым. Из успеха или неуспеха его примене­ния неоднократно выясняется и сам психодиагноз.

Из вышеизложенного явствует, что не всякий человек приго­ден для роли гипнотизера. Правда, считавшийся прежде необхо­димым личный магнетический флюид — не более как миф, но не всякий обладает вышеуказанными свойствами и способно­стями.

Наиболее сильный враг успеха — недостаток интереса, лич­ной инициативы; под влянием инертности, присущей большин­ству человеческого рода, собственная духовная деятельность, ес­ли ее не оживлять новыми толчками, медленно засыпает вслед­ствие неизбежных трений жизни. Гипнотизирующий автомати­чески, по шаблону, вскоре, как только пройдет действие новиз­ны, не будет иметь успеха, особенно если он не будет делать ни­каких умственных усилий. Он сам все больше будет засыпать и все меньше будет влиять на своих испытуемых.

Другой враг — недоверие, боязливость, страх перед насмеш­кою других людей, перед симуляцией загипнотизированного, со­мнения и опасения всякого рода. Но этот второй враг, сначала на­ибольший, вскоре, по приобретении некоторого опыта, стуше­вывается, и тогда в полной силе проявляется первый враг, с которым всегда приходится бороться. Зачастую можно даже на­блюдать, что в состоянии уныния или усталости не достигаешь надлежащего успеха, ибо эта слабость гипнотизера бессознательно воспринимается мозговым динамизмом загипнотизиро­ванного.

Основные условия, необходимые для формирования гипнотического состояния, и нервные механизмы, участвующие в этом процессе:

1. дезактивирующее действие монотонных раздражителей (фиксация взора, монотонность речи гипнотизирующего, пас­сы, различные тепловые воздействия и другие слабые повторя­ющиеся раздражения); неверный механизм — снижение уровня бодрствования и развитие разлитого торможения в результате утомления соответствующих органов чувств;

2. релаксация, расслабление мышц; нервный механизм — снижение тонуса скелетных мышц позволяет перейти от бодрст­вования ко сну, от состояния активности к пассивному покою;

3. восприятие звуковых сигналов во сне; нервный механизм — формирование раппорта, т.е. своеобразного контакта в гипнозе, характеризующегося особенностями психологической установ­ки и мотивации гипнотизируемого;

4. филогенетически закрепившаяся охранительная роль суггестабильности; нервный механизм — ослабление нервной системы и снижение уровня бодрствования приводит к развитию г.н. парадоксальной фазы ("фазы суггестии"), в которой сильные раздражения реального мира воспринимаются хуже, чем слабые словесные воздействия.

Два теоретических обоснования гипноза (ТОГ):

1-е ТОГ:

Гипноз — разлитое торможение коры мозга с ограниченным очагом бодрствования ("зона раппорта" — канал связи гипнотика с гипнотизером).

2-е ТОГ:

Гипноз — качественно особое состояние, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся и от сна, и от бодрствования. Значительное повыше­ние восприимчивости к психологическим факторам сочетается } гипнозе с резким понижением чувствительности к действию других природных факторов.

Оба ТОГа правомерны. Картина биотоков мозга — электро-жцефалограмма (ЭЭГ) у человека, погруженного в гипноз, являет собой два варианта:

1-й вариант — ЭЭГ показывает, что человек находится в со­стоянии сна или полусна (близок ко сну); в этом случае гипноз необходимо рассматривать как сноподобное состояние.

2-й вариант — ЭЭГ показывает, что человек вовсе не спит (спит наяву). В этом случае гипноз необходимо рассматривать как особое состояние сознания.

Вариантность ЭЭГ зависит от того, как ввести человека в гип­ноз.

В первом случае гипнотизер методично и последовательно действует на клетки коры испытуемого, побуждая их все более затормаживаться, и лишь затем приступает к суггестии.

Во втором случае испытуемый «влетает» в гипноидное состо­яние (не в сонливость) в результате гипнотической подготовки или дрессировки последнего. Она заключается в том, что испы­туемый приучается от одного взгляда, жеста, особого тона гип­нотизера «влетать» в состояние повышенной суггестабильности.

Гипноз и естественный сон.

1. Сходства гипноза и естественного сна.

а) Загипнотизированный человек внешним видом напоми­нает сонного: закрытые глаза, пониженная деятельность мышц и внутренних органов.

б) Приготовления ко сну напоминают процедуру гипнотиза­ции.

в) Наличие при обычном сне слабых контактов со средой, «сторожевых пунктов» позволяет, используя этот слуховой «по­водок», перевести естественный сон в гипнотический.

г) Наступление гипнотического состояния сопровождается изменениями, сходными с картиной естественного сна: падение кровяного давления, замедление частоты пульса на 4-12 ударов в минуту, урежение ритма дыхания на 3-5 дыханий в минуту, отсутствие движений век.

2. Отличия гипноза от естественного сна.

а) Непрерывная словесная связь гипнотизера с гипнотизиру­емым.

б) Гипноз — искусственный сон, вызываемый раздражителя­ми (слуховыми, зрительными, тактильными); однообразное раздражение органов чувств (фиксация взгляда, однообразные звуки, словесная суггестия, мерные потоки тепла) вызывают гипноз.

в) Человек полностью забывает все, что с ним было во время гипноза.

4.2.2. ТИПЫ И ВИДЫ ГИПНОЗА

Глубина гипнотического сна (основные стадии гипноза).

1-я стадия гипноза — поверхностный гипнотический сон (сон­ливость, сомналенция, сомваленция, малый гипноз) — характери­зуется легкой мышечной слабостью и небольшой дремотой. Че­ловеческое тело находится в состоянии полного мышечного по­коя и неподвижности. Состояние это таково, что гипнотизируе­мый легко, по собственному желанию, может открыть глаза, встать и прервать сеанс1 . Если поднять руку загипнотизирован­ного, то он может ее, хотя и с усилием, опустить. Сознание че­ловека полностью сохранено. Он просто лежит в состоянии при­ятного покоя и отдыха, но по субъективному отчету спящим се­бя не считает. После выхода из гипноза человек помнит все, что с ним было во время гипноза, его память сохранена.

Основные явления, наблюдаемые при поверхностном гипно­тическом сне:

— гипнотик может противостоять суггестии, сохраняя связи с окружающей действительностью;

— дрожат закрытые веки;

— совершаются глотательные движения;

— расслабляются мышцы лица и тела;

— реже и глубже дыхание;

— это время отдыха, легкой дремоты (гипнотик не спит);

— свет, посторонние звуки пока воспринимаются;

— гипнотик способен двигать всеми членами тела, хотя и ощущает слабость в теле и тяжесть век;

— субъект может еще напряжением воли открыть глаза;

— сохраняется память на происходящее.

2-я стадия гипноза — легкий гипнотический сон (гипотаксия, очарование, шарм, средний гипноз) — отличается уже более пол­ным расслаблением мускулатуры, полной мышечной слабо­стью, однако в этой стадии уже важно вызвать суггестированную каталепсию — восковидную гибкость мышц, которая иног­да возникает и без суггестии — спонтанно. Сознание испытуе­мого частично нарушено. При словесном отчете субъект говорит о том, что чувствовал себя в состоянии побороть сонливость и открыть глаза, но такого желания не было, хотелось лежать и слушать голос гипнотизера. После выхода из гипноза налицо так называемая частичная амнезия: человек помнит о том, что с

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться