Увидя невдалеке нескольких беседующих мужчин, Вы вправе ^предположить, что они заняты развлечением КТО ВЫИГРАЕТ (любимые и нелюбимые спортсмены, команды), или АВТОМОБИЛЬ (мотоцикл, лодочный мотор — сравнительные достоинства разных марок), или КАК СДЕЛАТЬ (как отциклевать пол, ускорить установку телефона в квартире и т.п.), или НА УТРО Й1ОСЛЕ: о головной боли либо отсутствии оной после принятию вечером «ерша». Еще одна мужская забава: БРИАН-ГОЛОВА! Из женских развлечений типичны ТРЯПКИ (комментарии излишни),КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ (то же самое) или ЧТО СЛУЧИЛОСЬ СО СТАРЫМ ДОБРЫМ ЭН-ЭН? ("На нем последнее время лица нет", «У нее после того случая были крупные неприятности»). Из общих развлечений наиболее характерны: ПСИХИАТРИЯ, ЧИТАЛИ ЛЬ ВЫ?, ГДЕ ЛУЧШЕ ПРОВЕСТИ BIETO, РЕЦЕПТ КОКТЕЙЛЯ, СКОЛЬКО СТОИТ (во что обходится то или иное)?
Существует своеобразный повсеместный набор тем для игры «общение:
1. Темы «мужские».
а) футбол-хоккей;
б) автомобиль-бизнес;
в) политика-женщины.
2. Темы «женские».
а) покупки-дети;
б) кулинарные рецепты-новости в семейной жизни общих -Знакомых;
в) болезни-мужчины.
3. Темы «общие».
а) погода-нашумевший роман, фильм;
б) недостатки в системе обслуживания;
в) сенсации-новости медицины, педагогики;
г) международное положение.
В психологической литературе эти стандартные темы даже каталогизированы.
Вывод Э.Берне: в вышеназванной игре в общение косвенно, через стиль игры, проявляется яркая индивидуальность человека и удовлетворяется его потребность в общении. О том, что идет игра, мы догадываемся лишь в момент нарушения кем-либо ее неписанных правил.
То обстоятельство, каким из вышеприведенных забав человек отдаст предпочтение при игре в общение, целиком и полностью определяется его воспитанием.
Воспитание человека предполагает закрепление у него:
а) определенных социальных ориентации,
б) необходимых ценностных ориентации,
в) общественно полезных навыков — от навыков полноценного общения до навыков труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.
Социальные ориентации.
Современная психология исходит из того, что человек социален по самой своей природе, а стало быть, ему присущи и собственно «социальные» потребности. К ним относятся, прежде всего, потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении (в занятии известного места в группе, в «самосознании», т.е. ощущении своей «самости» и отдельности от других).
В зависимости от способов удовлетворения потребности в контактах и потребности в самоутверждении различают восемь разновидностей социальных ориентации.
1. Житейская социальная ориентация. Ребенок, воспитанный в духе общительности, открытости и взаимопомощи (если тому не препятствуют врожденные особенности его психики), приучается удовлетворять потребность в контактах путем участия в деятельности и заботах своей среды, а потребность в самоутверждении — через признание окружающими его полезности и симпатичных черт его характера.
2. Творческая социальная ориентация. Рано раскрыв свою одаренность, растущий человек привыкает удовлетворять потребность в контактах, главным образом с теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и готовность к со*
творчеству. Потребность же самоутверждения он утоляет своими творческими достижениями и, как правило, независимо от того, восторгаются ли ими «поклонники».
3. Гражданственная социальная ориентация. Ребенок приучается удовлетворять потребность в контактах участием не просто в совместной деятельности людей, но только в деятельности, безусловно приносящей общественное благо. На протяжении всей дальнейшей жизни он будет считать свое самоутверждение неполным, если не завоевал авторитета именно как принципиальный, справедливый, способный к самопожертвованию человек.
4. «Активно-жесткая» (эксплуататорская или садистическая) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет через подчинение себе других, а потребность в самоутверждении — в подчеркивании своего главенства и борьбе с любыми проявлениями соперничества.
5. «Пассивно-уступчивая» (рабская, или пассивная) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет
за счет готовности подчиняться (угодливость), а потребность в самоутверждении — за счет услужения наиболее сильным или авторитетным субъектам в среде.
6. «Накопительская» социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет преимущественно с людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду, а потребность в самоутверждении — в обладании материальными ценностями, которые стремится приумножить.
7. «Рыночная» социальная ориентация. Потребность в кон-; тактах человек удовлетворяет с теми лицами, которые сегодня,
сейчас, имеют «вес», высокий престиж в обществе (завтра это могут быть другие люди), а потребность в самоутверждении — демонстрацией своей близости к некоторому «избранному кругу».
8. «Отшельническая» социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми, от кого не приходится ждать обмана и издевательств, а потребность в самоутверждении — в причастности к узкому кругу «своих» и в определенном влиянии на этот круг.
Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка являются семья и среда, в которых он вырос. И складываются эти ориентации не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.
Ценностные ориентации.
Различают ценностные ориентации пяти уровней:
1. Ценности сугубо «витального» (непосредственно жизненного) уровня (вкусно поесть, всласть поплавать, попариться в
бане и т.п.).
2. Ценности «межличностного» уровня (пообщаться с близкими, поговорить по душам, завязать приятное знакомство, суметь как следует проучить обидчика и т.п.).
3. Ценности «ментального» (умственного, духовного) уровня (решить интересную задачу, выиграть хитроумную игру, самостоятельно создать стихотворение, скульптуру, техническое устройство и т.п.)
4. Ценности «социального» уровня (успех, видное положение, известность).
5. Ценности «духовного» уровня (стремиться к тому, чтобы понимать мысли великих философов и творения великих художников, следовать в жизни нравственным принципам, бороться за идеалы, завещанные лучшими сынами человечества, углубляться в то или иное творчество, изобретательство, искательство, совершенствование труда и быта людей).
Необходимо отметить, что культура и традиции семьи, воспитывающей ребенка среды определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться.
Навыки
Различают четыре разновидности устойчивых навыков:
1. Навыки личной гигиены.
2: Трудовые навыки.
3. Этические навыки.
4. Гражданские навыки.
5. Коммуникативные навыки.
Определенная «завязь» устойчивых навыков личности идет от семьи и среды.
Перед суггестором стоит задача — свободно владеть разговором с суггерендом на любую тему, с тем чтобы в нужный момент переключить его на необходимую тему, косвенно связанную с содержанием суггестии. Главное — уметь заговорить с суггерендом обо всем, что его интересует: о спорте, политике, религии и т.п. (см. набор тем для игры в общение). Для этого суггестору необходимо обладать широким кругозором и эрудицией. Тактика суггестора, заключается в том, чтобы завовать внимание и доверие сутгеренда. После этого суггестор способен косвенно суггестировать ему многое. Собственное «Я» суггеренда будет колыхаться подобно медузе в психических волнах разговора, который ведет суггестор.
Для отработки навыка живой беседы с косвенным подтекстом применяются различные формы тренировочного диалога.
1. «Диалог-стычка». Многократно выполняя это упражнение, можно «натаскаться» не робеть и не теряться в конфликтах. Вы научитесь понимать, как участники диалога явным и скрытым образом влияют друг на друга. Провоцируют друг друга на колкости. Исследуется, так сказать, анатомия ссоры. Изучаются разнообразные проявления характера. Участники игры учатся стоять на своем.
Суть игры состоит в следующем. Участникам игры предлагается разыграть сценку, в которой примут участие два «актера». Один возьмет на себя роль начальстующего лица, другой — просителя. Проситель будет лезть из кожи вон, чтобы добиться своего; начальствующий сделает все возможное, чтобы отказать. Участникам игры предлагается самим придумать тему диалога и дается несколько минут на размышление. Это может быть, например, сценка получения подписи у бюрократа ("бюрократ и проситель(ница)") или сценка ссоры мужа и жены ("муж и жена") или сценка на такую тему: заведующий отделом газеты должен отказать в публикации начинающему журналисту ("заведующий и журналист(ка)") или что-нибудь подобное.
В ходе подобных «диалогов-стычек» суггестор должен тонко чувствовать, как надо «подать» себя собеседнику-суггеренду — реальному, конкретному собеседнику, — чтобы расположить его к себе. При этом суггестор должен вежливо отстаивать свою точку зрения — убеждать собеседника. Существует неписанное правило общения: если вы хотите кого-либо в чем-то убедить, прежде всего надо показать этому человеку, что вы с ним считаетесь. Даже в том, что дважды два — четыре, вы не убедите собеседника, когда в вашем тоне звучит: «Я умный, а ты — дурак». Собеседник вам этого не простит! Тон должен быть такой: «Ты умный, и я не дурак; так неужели мы не найдем общего языка?» Суггесторам, пробующим себя в «диалогах-стычках», необходимо во что бы то ни стало видеть живого человека, а не его фантом.
По окончании каждого этюда зрители, наблюдавшие «поединок», присуждают «победу» собеседнику, выигравшему в этой «психологической схлестке».
2. «Диалог-щебетание». Двое садятся в центре комнаты рядом. Один произносит любую фразу — о погоде, о прочитанной книге — все равно. Другой должен немедленно откликнуться на ту же тему. Первый подает ответную реплику, стараясь учесть прозвучавшее перед этим высказывание партнера. Иначе говоря, партнеры только и делают, что поддакивают друг другу. Упражнение длится три минуты. Зрители оценивают действия партнеров как судьи, вынося каждому оценку по пятибалльной системе. И определяют победителя (вроде того, как в боксе).
Снижением оценки наказывается тот, кто замешкался, вовремя не подхватил реплику собеседника. Или ответил быстро, но не отобразил в своем высказывании предшествовавшие слова
партнера.
Зачем это нужно? На первый взгляд, вырабатываются навыки пустой болтовни. Это, кстати, тоже весьма полезно для застенчивых суггесторов. Они страдают от неумения поддержать разговор просто так, разговор ради разговора. Но дело, конечно, не в одной болтовне. Так мы привыкаем активнее, внимательнее вести беседу. Чувстовать себя более мобилизованными в контактах.
Существует групповой вариант «щебетания». Он представляет собой следующее. В помещении, где проводятся занятия, можно сыграть в хорошо известную актерам игру: произносящий реплику одновременно бросает мяч партнеру; тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом, в свою очередь, выкрикнуть собственную реплику и т.д. Например: «Ты ходил в кино?» — «Да, смотрел «Прости меня, Алеша», а ты?» — «А я нет». — «А у меня телевизор, я в кино не хожу» и т.д.
3. «Захват инициативы». Как и в предыдущем случае, кто-то начинает с реплики. Партнер быстро подхватывает разговор, но должен навязать собеседнику свою тему. Сделать это надо ловко, исподволь. Тот, кто действует напрямик, упрямо твердя свое, получает штрафные очки. Опять-таки «раунд» длится три минуты, и «судьи» определяют победителя. Здесь же, опять, как в боксе, обязательно кто-то выходит в полуфинал, в финал. Играют часто навылет.
4. «Абсурдный диалог». Это противоположность диалогу «щебечущему». Один подает реплику. Задача второго — ответить не на тему. Постараться не отобразить в своем высказывании слова партнера. При этом штрафные очки даются и за податливость партнеру, и за паузы, и за повторение одних и тех же слов, фраз... Это, пожалуй, самое трудное упражнение. Неудивительно! «Коммуникация без коммуникации» противоречит природе человека. Услышав высказывание, партнер, по идее, должен отреагировать на него откликом. Суть диалога во взаимодействии; это у нас, видимо, в крови. Поэтому вести диалог, не взаимодействуя, крайне трудно. Зато участие в таком упражнении воспитывает, что ли, коммуникативную ловкость. То, чего не хватает застенчивым суггесторам.
5. «Диалог-отклик». Различают пять типов откликов на слова собеседника. Есть отклик типа «А» — оценочный, когда в ответ на слова партнера дают оценку его поступкам дальше. Есть отклик типа «Б» — толкующий, когда собеседнику объясняют, какие тайные цели и задние мысли стоят за его словами и поступками. Есть отклик типа «В» — зондирующий, когда реагируют на слова партнера исключительно наводящими вопросами по затронутой им теме, например: «И давно это с тобой?..» Есть отклик типа «Г» — утешающе-поощрающий, например: «Ничего, не бери в голову, с кем не бывает». И наконец, отклик типа «Д» — понимающий, когда говорят: «Понимаю, ты хочешь сказать то-то и то-то», а дальше передают своими словами то, что услышали.
Участники игры разбиваются на пары «говорящий-слушающий». Семь минут говорящий рассказывает что-либо — «желательно личного характера», а затем сообщает зрителям, какого типа отклики он получал со стороны слушающего. После этого партнеры меняются ролями, и упражнение длится еще семь минут.
Если партнер оценивает ваши реакции как отклики по типу «А», «Б» и «Г», то это свидетельство того, что вы не умеете слушать. «Наиболее человечны» реакции «В» и «Д», зондирующая и понимающая.
В ходе работы над тренировочными диалогами особое внимание следует уделить разбору и анализу трансакций (явные или скрытые, заимодополняющие или без взаимодополнения).
Тренировка в «экспериментальных диалогах» не только снимает неуверенность в общении, но к тому же обогащает способностью понимать себя и других, даром незаметного (косвенного) влияния на собеседника в ходе разговора, умением владеть ситуацией в контактах с людьми, развивает аппетит к общению.
В заключение темы хочется заметить, что злоупотреблять ни 'косвенной суггестией, ни тем более плацебо нельзя. Нужна разумная тактика применения этих методов.
4.2. ГИПНОСУГГЕСТИВНЫЕ МЕТОДЫ
В результате гипносуггестивного воздействия достигается .особое состояние суггеренда, в котором последний наиболее успешно осуществляет восприятие поступающей извне информации,
4.2.1. Основные определения гипносуггестии
Гипнология, гипнотизм (от греч. hypnos — сон, logos — учение, наука) — учение о явлениях искусственно вызываемого своеобразного сноподобного состояния (временного особого сотояния сознания), называемого гипнозом.
1-е определение гипноза:
Гипноз (от греч. hypnos — сон) — искусственно вызываемое при помощи специальных приемов своеобразное сноподобное состояние (частичный порциальный сон), при котором, в отличие от естественного сна, не все клетки коры головного мозга заторможены, а остается часть бодрствующих клеток, образующих т.н. «сторожевой очаг возбуждения» или «сторожевой пункт бодрствования», благодаря которому сохраняется раппорт ~ изолированный или распространенный селективный контакт (связь) загипнотизированного с усыпившим его лицом. Контакт избирателен по значимости.
2-е определение гипноза:
Гипноз (от греч. hypnos — сон) — временное особое состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании суггестии, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания.
Гипнобильность — суггестабильность в отношении к гипно-суггестивному воздействию.
Гипнотизирование, гипнотизация — ряд действий или способов, при посредстве которых человека погружают в гипноз или гипнотическое состояние (т.н. специальные воздействия
гипнотизера).
Загипнотизированный, гипнотик, спящий гипнотическим сном, медиум — субъект, находящийся в гипнозе.
Гипнотизер, гипнотизатор — лицо, производящее усыпление.
Гипнотарий — специально оборудование помещение, где проводится гипнотизация.
Дегипнотизация, пробуждение — выведение из гипнотического состояния.
Необходимо различать спонтанно проявляющиеся особенности состояния гипноза и суггестированные гипнотизером.
Специфические характеристики самого состояния гипноза:
1. гиперсуггестабильности (от греч. hyper — над, сверх);
2. наличие постгипнотической амнезии (непроизвольное забывание содержания сеанса гипноза, а также самого эффекта гипнотизации);
3. Наличие постгипнотической инерции мыслей, эмоций, актов — после гипнотических сеансов у испытуемых на некоторое время сохраняется заданный гипнотизером уровень творческой активности (вдохновение, интуиция, образное мышление).
В состоянии гипноза у субъекта могут возникать физиологические и психологические реакции, не свойственные ему при обычном состоянии сознания. Последние могут затрагивать следующие сферы:
1. сферу восприятия (позитивные, негативные и ретроактивные иллюзии);
2. сферу памяти (забывание или припоминание определенных событий и фактов предшествующей жизни, активизация процессов запоминания нового материала);
3. сферу внимания (повышение концентрации и распределения внимания);
4. сферу мышления (нарушение нормальной логики или возрастание творческого характера);
5. сферу личности (изменение мотивации , привычек, настроения , отдельных личностных характеристик , суггестия образа другого человека, манипулирование субъективным временем).
Наличие данных изменений подтверждается специальными физиологическими пробами и психологическими тестами.
Факторы, играющие важную роль в процессе гипнотизации:
1. личность гипнотизера, проводящего гипносуггестию;
2. выразительность интонаций;
3. целенаправленность суггестирующего влияния;
4. стройность и последовательность его смыслового содержания;
5. значимость установок испытуемого на конкретную ситуа-1ю и данную процедуру гипносуггестии.
Преимущества гипноза:
1. у человека снимается критический контроль;
2. нет никаких мешающих факторов (контрастирующих мыслей, переживаний);
3. внимание максимально сужено;
4. почти полностью отсутствуют конкурирующие влияния других функциональных систем, находящихся на субдоминантном уровне;
5. возможно программирование лечебных и творческих сновидений.
Недостатки гипноза:
1. разная степень гипнобильности различных категорий испытуемых (пол, возраст, личностные характеристики);
2. гипнозофобия некоторых людей;
3. высокий уровень критичности некоторых людей. Условия эффективного погружения в гипноз. Способность
человека впадать в гипнотическое состояние или восприимчивость к гипнозу (гипнабельность) зависит от трех факторов.
Во-первых, от обстановки, в которой проводится гипнотизация. Чем эта обстановка благоприятнее, тем лучше получаются результаты. В обстановке массового или коллективного сеанса, где много шума, света, запахов и т.д., когда у слушателей повышенный интерес к сеансу, удается загипнотизировать не более 25-30 слушателей. В условиях же гипнотария, при полной тишине и затемнении, удобном положении испытуемого на кушетке, заинтересованности последнего в успехе гипнотизации, наличии специальной аппаратуры, удается загипнотизировать подавляющее большинство испытуемых.
Во-вторых, успех гипнотизации зависит от личности испытуемого. Все люди условно делятся на три основных нервных типа: художественный, мыслительный и средний. Люди художественного типа — это люди впечатлительные, мыслящие конкретными, зрительными образами, часто эмоциональные и мнительные. Среди таких людей часто бывают художники, музыканты, врачи. Этот тип людей хорошо поддается гипнотизации. Мыслительный тип — это люди, мыслящие абстрактно, отвлеченно, склонные к анализу (иногда чрезмерному), критике, самокритике. Среди этих людей часто бывают математики, физики, люди точных наук. Этот тип людей плохо поддается гипнозу. Наконец, средний тип является как бы сплавом двух перечисленных типов. В зависимости от того, черты какого из перечисленных типов преобладают в этом «среднем типе», и будет зависеть способность этого человека впадать в гипнотическое состояние.
В-третьих, от личности гипнотизера. Чем большими способностями и техникой гипноза обладает данный гипнолог, чем больше мастерства и сноровки он применяет, чем большими знаниями как теоретического, так и практического порядка владеет гипнотизер, тем лучше получаются результаты. Конечно, никаких «черных глаз», никакого «магнетизма», никаких особых качеств и свойств гипнотизер иметь не обязан. Удивительно упорно укоренилась в сознании людей навязчивая идея о том, что гипнотизер обязательно должен обладать «особыми силами». Только опыт, знания и, главное, техника гипноза — вот те основы, которые необходимы гипнологу.
Психологическими предпосылками успешного гипносуггестивного воздействия являются также реклама и импозантная внешность гипнотизера ("черные глаза", высокий рост, аскетический вид).
Два врага успеха. Чтобы научиться гипнотизировать и, главное, достигать этим различных эффектов, необходимо предварительно вооружиться большим терпением, воодушевлением, стойкостью, уверенностью и изобретательностью в области разных приемов и выдумок. В силе остается старое правило: «приветливо, последовательно, энергично!»
Далее, необходимо научиться точно психологически наблюдать и индивидуализировать. Наконец, предварительно должно ставить правильный психодиагноз. Впрочем, сама суггестия зачастую представляет и превосходнейшее психодиагностическое средство, которым безусловно целесообразно возможно чаще пользоваться как таковым. Из успеха или неуспеха его применения неоднократно выясняется и сам психодиагноз.
Из вышеизложенного явствует, что не всякий человек пригоден для роли гипнотизера. Правда, считавшийся прежде необходимым личный магнетический флюид — не более как миф, но не всякий обладает вышеуказанными свойствами и способностями.
Наиболее сильный враг успеха — недостаток интереса, личной инициативы; под влянием инертности, присущей большинству человеческого рода, собственная духовная деятельность, если ее не оживлять новыми толчками, медленно засыпает вследствие неизбежных трений жизни. Гипнотизирующий автоматически, по шаблону, вскоре, как только пройдет действие новизны, не будет иметь успеха, особенно если он не будет делать никаких умственных усилий. Он сам все больше будет засыпать и все меньше будет влиять на своих испытуемых.
Другой враг — недоверие, боязливость, страх перед насмешкою других людей, перед симуляцией загипнотизированного, сомнения и опасения всякого рода. Но этот второй враг, сначала наибольший, вскоре, по приобретении некоторого опыта, стушевывается, и тогда в полной силе проявляется первый враг, с которым всегда приходится бороться. Зачастую можно даже наблюдать, что в состоянии уныния или усталости не достигаешь надлежащего успеха, ибо эта слабость гипнотизера бессознательно воспринимается мозговым динамизмом загипнотизированного.
Основные условия, необходимые для формирования гипнотического состояния, и нервные механизмы, участвующие в этом процессе:
1. дезактивирующее действие монотонных раздражителей (фиксация взора, монотонность речи гипнотизирующего, пассы, различные тепловые воздействия и другие слабые повторяющиеся раздражения); неверный механизм — снижение уровня бодрствования и развитие разлитого торможения в результате утомления соответствующих органов чувств;
2. релаксация, расслабление мышц; нервный механизм — снижение тонуса скелетных мышц позволяет перейти от бодрствования ко сну, от состояния активности к пассивному покою;
3. восприятие звуковых сигналов во сне; нервный механизм — формирование раппорта, т.е. своеобразного контакта в гипнозе, характеризующегося особенностями психологической установки и мотивации гипнотизируемого;
4. филогенетически закрепившаяся охранительная роль суггестабильности; нервный механизм — ослабление нервной системы и снижение уровня бодрствования приводит к развитию г.н. парадоксальной фазы ("фазы суггестии"), в которой сильные раздражения реального мира воспринимаются хуже, чем слабые словесные воздействия.
Два теоретических обоснования гипноза (ТОГ):
1-е ТОГ:
Гипноз — разлитое торможение коры мозга с ограниченным очагом бодрствования ("зона раппорта" — канал связи гипнотика с гипнотизером).
2-е ТОГ:
Гипноз — качественно особое состояние, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся и от сна, и от бодрствования. Значительное повышение восприимчивости к психологическим факторам сочетается } гипнозе с резким понижением чувствительности к действию других природных факторов.
Оба ТОГа правомерны. Картина биотоков мозга — электро-жцефалограмма (ЭЭГ) у человека, погруженного в гипноз, являет собой два варианта:
1-й вариант — ЭЭГ показывает, что человек находится в состоянии сна или полусна (близок ко сну); в этом случае гипноз необходимо рассматривать как сноподобное состояние.
2-й вариант — ЭЭГ показывает, что человек вовсе не спит (спит наяву). В этом случае гипноз необходимо рассматривать как особое состояние сознания.
Вариантность ЭЭГ зависит от того, как ввести человека в гипноз.
В первом случае гипнотизер методично и последовательно действует на клетки коры испытуемого, побуждая их все более затормаживаться, и лишь затем приступает к суггестии.
Во втором случае испытуемый «влетает» в гипноидное состояние (не в сонливость) в результате гипнотической подготовки или дрессировки последнего. Она заключается в том, что испытуемый приучается от одного взгляда, жеста, особого тона гипнотизера «влетать» в состояние повышенной суггестабильности.
Гипноз и естественный сон.
1. Сходства гипноза и естественного сна.
а) Загипнотизированный человек внешним видом напоминает сонного: закрытые глаза, пониженная деятельность мышц и внутренних органов.
б) Приготовления ко сну напоминают процедуру гипнотизации.
в) Наличие при обычном сне слабых контактов со средой, «сторожевых пунктов» позволяет, используя этот слуховой «поводок», перевести естественный сон в гипнотический.
г) Наступление гипнотического состояния сопровождается изменениями, сходными с картиной естественного сна: падение кровяного давления, замедление частоты пульса на 4-12 ударов в минуту, урежение ритма дыхания на 3-5 дыханий в минуту, отсутствие движений век.
2. Отличия гипноза от естественного сна.
а) Непрерывная словесная связь гипнотизера с гипнотизируемым.
б) Гипноз — искусственный сон, вызываемый раздражителями (слуховыми, зрительными, тактильными); однообразное раздражение органов чувств (фиксация взгляда, однообразные звуки, словесная суггестия, мерные потоки тепла) вызывают гипноз.
в) Человек полностью забывает все, что с ним было во время гипноза.
4.2.2. ТИПЫ И ВИДЫ ГИПНОЗА
Глубина гипнотического сна (основные стадии гипноза).
1-я стадия гипноза — поверхностный гипнотический сон (сонливость, сомналенция, сомваленция, малый гипноз) — характеризуется легкой мышечной слабостью и небольшой дремотой. Человеческое тело находится в состоянии полного мышечного покоя и неподвижности. Состояние это таково, что гипнотизируемый легко, по собственному желанию, может открыть глаза, встать и прервать сеанс . Если поднять руку загипнотизированного, то он может ее, хотя и с усилием, опустить. Сознание человека полностью сохранено. Он просто лежит в состоянии приятного покоя и отдыха, но по субъективному отчету спящим себя не считает. После выхода из гипноза человек помнит все, что с ним было во время гипноза, его память сохранена.
Основные явления, наблюдаемые при поверхностном гипнотическом сне:
— гипнотик может противостоять суггестии, сохраняя связи с окружающей действительностью;
— дрожат закрытые веки;
— совершаются глотательные движения;
— расслабляются мышцы лица и тела;
— реже и глубже дыхание;
— это время отдыха, легкой дремоты (гипнотик не спит);
— свет, посторонние звуки пока воспринимаются;
— гипнотик способен двигать всеми членами тела, хотя и ощущает слабость в теле и тяжесть век;
— субъект может еще напряжением воли открыть глаза;
— сохраняется память на происходящее.
2-я стадия гипноза — легкий гипнотический сон (гипотаксия, очарование, шарм, средний гипноз) — отличается уже более полным расслаблением мускулатуры, полной мышечной слабостью, однако в этой стадии уже важно вызвать суггестированную каталепсию — восковидную гибкость мышц, которая иногда возникает и без суггестии — спонтанно. Сознание испытуемого частично нарушено. При словесном отчете субъект говорит о том, что чувствовал себя в состоянии побороть сонливость и открыть глаза, но такого желания не было, хотелось лежать и слушать голос гипнотизера. После выхода из гипноза налицо так называемая частичная амнезия: человек помнит о том, что с
|