Гончаров Г. «Энциклопедия гипноза»

Затем обучаемые приступают к первому упражнению медита­ции, задачей которого является фиксация спонтанно возникаю­щих образных представлений, в частности, какого-то одного цвета, доминирующего в поле зрения. Через 2-4 нед. возможен переход ко второму упражнению медитации, сущность которого заключается в целенаправленном вызывании определенных цве­товых представлений ( «видение» заданного цвета), которые подсказываются суггестологом. Одновременно стимулируются ассоциативные процессы специфической направленности: «цвет-эмоциональные ощущения», например оранжевый ощущение тепла, расслабления; черный — общая тревога и т.д. Длительность освоения второго упражнения — до 4 мес.

Третье упражнение заключается в вызывании образных представлений вначале изолированных предметов в обобщен­ном виде (например, «стул вообще»), а затем конкретных пред­метов с их «индивидуальными» различиями (например, сло­манный стул, старинное кресло) в определенных ситуациях, в том числе имеющих отношение к самому обучаемому (напри­мер, стул, на котором он сидит). В отдельных случаях в конце пе­риода освоения третьего упражнения, который длится 4-6 мес., обучаемый может увидеть в представляемых ситуациях и само­го себя, что является одним из критериев успешности.

После того как обучаемый хорошо овладеет способностью к целенаправленной визуализации предметных представлений, он может переходить к четвертому упражнению, сущность которо­го состоит в вызывании образных эквивалентов абстрактных понятий, таких, как «справедливость», «счастье», «истина», «сво­бода» и т.п. Эти «эквиваленты» обычно глубоко индивидуальны, но всегда поддаются смысловому определению. У одних пациен­тов понятие «свобода» ассоциируется с «белой лошадью, скачу­щей по прериям»; у других — с «орлом, парящим в облаках»; у третьих — с небом и т.д. По мнению И.Г. Шульца, конкретность эквивалента абстрактного понятия позволяет выявить бессозна­тельное, хотя здесь речь, скорее, идет об особенностях мышле­ния и индивидуального опыта. Скажем, у горца, никогда не бы­вавшего в прериях, на слово «свобода» скорее возникнет ассоци­ация с парящим орлом; у жителя Океании — с чайкой и т.д. Чет­вертый этап медитации осваивается в течение 1-1,5 мес.

В процессе пятого упражнения медитации осуществляется постепенный переход к проекции визуальных образов на себя путем концентрации на переживаниях личного характера: «ситу­ациях, связанных с возникновением желаний», «облагоражива­ющих эмоциях» и т.п. Иногда эти ситуации оказываются (спон­танно) развернутыми во времени и пространстве, а основным «действующим персонажем» нередко становится сам обучае­мый. Проекция на себя является вообще наиболее частым слу­чаем в ассоциативном эксперименте.

На шестом этапе пациент обучается целенаправленно вызы­вать образы других людей, вначале «нейтральные» или безлич­ные (торговец, почтальон и т.п.), а затем эмоционально окра­шенные образы людей, связанных с обучаемым теми или ины­ми отношениями. Как правило, используются «крайние» типы эмоциональных отношений: симпатии-антипатии. При этом, как отмечает автор, возникающие образы носят несколько шар­жированный, карикатурный характер за счет «подсознательно­го» подчеркивания или гиперболизации их приятных или, нао­борот, отталкивающих (для пациента) свойств. Однако в про­цессе систематических упражнений эта эмоциональная гипер­болизация постепенно смягчается, образы становятся все более спокойными и беспристрастными, что, по мнению И.Г. Шуль­ца, является показателем успешности освоения упражнения и свидетельствует о начале «аутогенной нейтрализации». При визуализации знакомых образов вначале «проявляются» наиболее характерные «контрастирующие» черты их внешности, а направ-енность гиперболизации чаще всего определяется особенно­стями индивидуальных отношений испытуемых к тому или иному образу. Основная задача шестого этапа состоит в «нейт­рализации» возникающих значимых образов, что, как считал И,Г. Шульц, способствует купированию прошлых аффектов.

Седьмое упражнение, или «ответ бессознательного», заверша­ет комплекс аутогенной медитации. Овладев способностью к ви­зуализации образов, обучаемый обращается сам к себе с вопро­сами, ответы на которые даются «не им самим» в виде вербали­зованных мыслей, а «подсказываются» спонтанно возникающи­ми образами, которые затем вербально интерпретируются. Наи­более часто (в состоянии пассивной концентрации) ставятся вопросы: «Кто я такой?», «Чего я хочу?», «В чем моя главнейшая проблема?» и т.п. По мнению автора, возникающие при этом у обучаемых образы «удивительным путем формируются в пред­ставление истины» и дают «понимание истинного смысла» бы­тия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог изложенному в настоящей книге, хотелось бы еще раз остановиться на узловых проблемах суггестологической подготовки людей.

Здесь можно выделить два момента,

1. Суггестией не владеют, ей овладевают. Любые, самые нео­быкновенные способности чаще всего есть только результат це­ленаправленных усилий. Один философ сказал: «Тот, кто хочет, делает больше того, кто может». Одаренность, индивидуальные черты характера не играют большой роли. Кроме следующих: убежденность, что ты должен именно этим заниматься, именно в этом направлении совершенствоваться, уверенность в собст­венных силах, высокий самоконтроль поведения, сильная, не дающая поблажек воля. Помимо этого важны отличное здоровье и ежедневные тренировки. Девиз суггестологов: «Терпение, уп­ражнение, желание».

2. Постоянное самосовершенствование. Кажется естествен­ным, что работа, все равно — физическая или умственная, долж­на совершаться благодаря усилию и вызывать утомление. Поэ­тому необходимо «истязать» себя упражнениями до первых при­знаков усталости, иначе ничего не добьешься.

Резервы психических (а через них — физических) возможно­стей поистине неисчерпаемы! Нужно только очень серьезно, не откладывая дела в долгий ящик, заняться овладением знания­ми, которые позволяют сознательно руководить своим и чужим психическим состоянием.

Очень хочется надеяться, что в этой книге желающие смогут найти многое, что позволит им приобщиться к таким знаниям.

1 Cattel R.B., Warbutong F.W. Objective Personality and Motivation test. – Urbana, Chicago,London: University of Illinois Press,1967

1 При помощи этих кресел достигается состояние расслабления. Самыми удобными являются кресла, позволяющие изменить позу, с подлокотниками и опорой для головы. Таким требованиям отвечают кресла типа самолетных.

2 Иногда предусматривается предварительный согрев постелей специальными грелками. Считается, что электрическая грелка в постели действует успокоительно, вызывает желаемую сонливость.

3 Например, гравюры М.К. Эсхера.

1 Акцентуация характера (от лат. accentus — ударение) — чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода суггестивным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

1 Имаго-суггестия (от лат. imago — образ, подобие) — особая разновидность суггестии на яву, при которой суггеренд мы воспроизводит образы сугтестируемых ему состояний.

1 Berne Е. Games People Play. New York, Grove Press, 1964.

1 Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и

определяющие ее направленность.

2 Настроение — сравнительно продолжительные устойчивые психические

состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в

качестве положительного или отрицательного эмоционального фона

психической жизни индивида.

3 Личностные характеристики в аспекте индивидуальности: характер,

темперамент, способности.

1 В некоторых случаях на стадии сонливости у гипнотизируемого нет сил, нет возможности открыть глаза, испытуемый может лишь шевелить бровями.

1 Когда каталепсия возникает в ходе сеанса гипносуггестии самопроизвольно, без специальных суггестии, это почти стопроцентный признак, что достижимы глубокие фазы гипноза.

1 Методы с использованием «белого шума» особенно удобны для формирования таких психических состояний, как, например, ощущение легкой, «лишенной мыслей» головы.

1 Текст разговора в паузе бодрствования примерно следующий: «Сейчас я задам Вам вопросы. Вы их ясно услышите и, не выходя из состояния покоя, приятной скованности, ответите на них. Чувствуете ли дремоту? Усилилась ли сонливость?» И т.д.

2 Углубление и закрепление гипнотического состояния производится следующей суггесстией: «Вы в глубоком гипнотическом состоянии. Глубоко спите. Вам не снится ничего. Внимание! Вы меня слышите. Вы слышите только меня. Полный контакт со мной. Вы бодры. Мышцы ваши приобретают упругость и легкость. Вы можете встать, открыть глаза, свободно двигаться, разговаривать, мыслить... Вставайте. Откройте глаза». После этих слов гипнотик, как правило, открывает глаза, подымается с кровати, садится на нее и ждет приказаний. При этом, по «неживому» взгляду, по некоторой приспущенности век видно, что человек продолжает спать.

1 Под гипотаксией с амнезией подразумевают те случаи, когда гипнотизируемый сознает еще, что ему говорили, но не знает, что именно.

1 В качестве державки можно порекомендовать тонкую металлическую

папочку.

1 Указать наименование предмета — объекта фиксации.

2 Эта формула суггестии применяется только в том случае, если сугтеренд

сам держит в своей руке объект фиксации.

3 Сугтеренд держит блестящий предмет на расстоянии 25-35 см перед

глазами.

1 Некоторые гипнологи при гипнотизации суттеренда фиксационным способом используют и сильные «шоковые» раздражители в виде внезапной яркой вспышки света в полной темноте (друммонова огня).

1 По ходу сеанса суггестор совершает большими пальцами рук медленные ритмичные массирующие движения по ходу нервов лба. Остальные пальцы рук сугтестора неподвижно остаются на висках суггеренда.

1 Текст этого абзаца суггестор произносит шепотом.

1 Следует периодически проверять, насколько четко выполняются поданные команды. При появлении признаков отсутствия реакции необходимо повысить императивность, а если и это не помогает, разбудить испытуемого и вновь продолжить работу.

2 В ряде случаев (например, при направленном восстановлении психической работоспособности, при снятии излишней напряженности) гипнотический сон намеренно можно перевести в естественный. Это делается тогда, когда суггестия проводится в вечерние часы перед отходом ко сну.

1 Сложности, возникающие с патологически суггестабильными людьми, можно предвосхитить правильным проведением предварительных проб на сугтестабильность. Если все же в процессе сеанса испытуемый выходит из-под контроля, ему следует подыграть, исходя из того, какую роль в это время он принимает, и с позиции созданного им образа все же убедить его в необходимости подчиниться, слушать слова гипнотизера и выполнять его команды.

1 Некоторые перципиенты поверх черной широкой повязки на глазах накидывают себе на голову черный колпак.

1 Следует иметь в виду, что в состоянии мышечной расслабленности действенность чувственных образов значительно повышается. Этот эффект продуктивно используется в AT.

2 В состоянии релаксации, достигаемой в процессе AT, влияние словесной и мысленной аутосуггестии на физиологические функции значительно возрастает. Характер этого влияния определяется смысловым содержанием словесных формулировок. Построение фраз при аутосуггестии должно быть предельно простым и кратким, а их мысленное произнесение— медленным, в такт дыханию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться