Гончаров Г. «Энциклопедия гипноза»

— аутосуггестия сильной памяти;

— припоминание событий «задом-наперед» (прием «обрат­ной развертки»);

— мысленное воспроизведение созерцаемых объектов на «эк­ране внутреннего видения»;

— запоминание длинных рядов цифр и множества слов;

— запоминание длинных стихотворных произведений;

— запоминание содержания энциклопедического словаря ("живая энциклопедия");

— запоминание графических изображений;

— запоминание лиц и имен;

— «прогулки» по карте местности с закрытыми глазами;

— мгновенный подсчет очков на костяшках домино;

— мгновенное запоминание ("память-вспышка");

— мгновенное считывание и запоминание информации с раскручиваемых досок ("память-мельница");

— быстрый счет многозначных чисел ("память-калькуля­тор");

—- чтение предложенных слов «задом-наперед»;

— устный подсчет букв в читаемом предложении;

— устный счет под собственный музыкальный аккомпанемент (интеллектуальная эквилибристика");

— составление буриме (от фр.bouts rimes — рифмованные концы) — стихотворений на заданные рифмы.

б) метод «зубрежки» (акустикоартикулярный метод). Запо­минание информации базируется на следующих принципах:

— концентрация внимания на запоминаемом;

— дозировка запоминаемого;

— повторение запоминаемого;

— индивидуализация запоминания.

2. Метод осмысления (метод мысленной обработки).

а) метод «смысловых опор» (метод ключевых слов). Метод заключается в выделении тезисов или развернутого плана, на котором потом как бы держится запоминаемый материал;

б) метод «смысловой группировки» (метод осмысленной свя­зи). Метод предполагает разбивку запоминаемого материала на микротемы и увязку этих тем с основной мыслью;

в) метод «осмысленного соотнесения» (мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания), ассоциативный метод (от лат. associatio— соединение)). Метод основан на со­здании искусственных ассоциативных связей для запоминания информации.

2.2.3. Суггестия и психология общения

Суггестия представляет собой экзотический вариант обще­ния, и поэтому она подчиняется основным законам сцены. Связь суггестии с театрально-сценической деятельностью тако­ва: суггестивное воздействие на человека — это театрализован­ное представление, в котором роли действующих лиц (суггестора и суггеренда) заранее расписаны и последние подыгрывают друг другу.

Рисунок поведения суггестора и суггеренда тесно связан с понятием «социально-психологической роли». Социально-пси­хологическая роль — это построение человеком своего поведе­ния в реальной жизненной ситуации в соответствии с тем, что от него ждут. Принимая некие роли, человек тем самым предла­гает, а то и навязывает какие-то роли окружающим. Каждая со­циально-психологическая роль имеет свое поле «тяготений», или «валентностей», к другим ролям. У всякой социально-пси­хологической роли существует верхняя и нижняя границы. По полям ролевых тяготений можно строить портреты личностей. Существует закон двустороннего взаимодействия роли и само­чувствия: роль пробуждает определенное самочувствие; само­чувствие же располагает к определенной роли. Исполнение роли в психологии общения противопоставляется ношению масок. Роль — это творческая форма общения, требующая самоотдачи и сближения с партнером. Маска — это шаблон поведения, не требующий усилий и отгораживающий от партнера. Для вживания в роль необходимо «сбросить» маску. Технология роли тес­но связана с искусством перевоплощения в другого.

Суггестивного эффекта можно добиться чисто психологиче­ским способом — достаточно сильного воздействия на чувства человека. Для этого суггестору необходимо взять на себя особую социально-психологическую роль, роль, которая наполовину бессознательно, но почти мгновенно улавливается суггерендом.

Суггестор по отношению к суггеренду должен выступать в роли Божества. Притягательно, но и страшно Божество. В нем сверхчеловеческая мощь и власть, недосягаемая мудрость, непо­стижимое право карать или миловать... Перед ним остается лишь лечь лицом в пыль и с благоговейной покорностью ждать своей участи...

Никто не осмелится выступать перед кем-либо в такой роли. А потому едва кто-либо из рода человеческого возьмет на себя подобное, остальным кажется: эта неспроста. Не может обыкновенный смертный ступать такой поступью, смотреть таким взором, исторгать из уст такие речи. Должно быть, одарен он высшей силой; и если это не его собственная сила, значит, сила «того, кто послал его в мир». Он бог или боговдохновенный пророк. Этой реак­цией публики пользовались во все времена жрецы, пророки, ша­маны — оставим в стороне вопрос, были ли они искренними или умело мошенничали. Любопытно, что и в нашу эпоху там и сям появляются личности такого склада — настоящие (и, если хотите, даже великие) суггесторы под видом «религиозных учи­телей».

Роль Божества можно сравнить с белым солнечным светом. Если эту роль разложить на спектр, то каждый участок спектр, в свою очередь, окажется суггестивной ролью. Ниже рассматри­ваются все участки спектра, дается краткая характеристика каж­дой суггестивной роли.

1. Покровитель. Покровитель — значит могучий и властный, но добрый к тебе человек. Опора в бедах, утешение в страдания», предмет благоговения...

2. Кумир. Кумир не обязательно могуч и не обязательно добр к тебе, но он знаменит, обаятелен, пользуется всеобщим востор­женным восхищением.

3. Хозяин, или Господин. Может быть, он не добр к вам. Мо­жет быть, не является кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово — закон. Шевельнет пальцем — и вас сотрут в поро­шок. Попробуйте не подчиниться, есть нечто похуже смерти:

пытки, когда смерти ждут, как счастливого часа. Но если вы бу­дете лояльны к Господину и выкажите полное послушание, вам будет хорошо. Вас, может быть, приблизят, обласкают, облекут относительной властью. Угодите ему — и станете жить в довольстве; Не сумеете угодить — пеняйте на себя.

4. Авторитет. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он больше другие разбирается в каком-нибудь общеполезном или важном деле. К нему нельзя не прислушаться. Не воспользуешься его советом — гляди, сядешь в лужу...

5. Виртуоз, или Ловкач. Выступая в этой роли, вы даете понять, что умеете совершить невозможное. Хорошее или плохое — неважно. Виртуозный делец «из-под земли» добывающий то, чего иным и не снилось; виртуозный вор-карманник; виртуоз­ный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик — что угодно. В лю­бом случае вы завораживаете публику, и даже ограбленный вами субъект не может не восхититься вашей ловкостью и не позави­довать ей в глубине души.

6. Удав. Это не Властитель, не Господин, хотя он при жела­нии может сделаться для вас и Хозяином. Это тип, который ви­дит все ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать вас, топтать вас ему так же легко, как вам сигарету выкурить. И так же при­ятно. Вы боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни на миг не поверите, что способны справиться с ним, дать сдачи.

7. Дьявол. В этой роли вы — олицетворенное зло. Зло «мета­физическое», зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В изве­стном отношении это «божество с обратным знаком». Беспре­дельная власть божества, но при этом беспредельная ненависть ко всему человеческому, светлому, упорядоченному. Неумоли­мая пасть акулы, земля, разверзшаяся при землятресении, ске­лет с острой косой, садящийся за ваш свадебный стол...

Таким образом, успех суггестии в том или ином случае за­ключается не просто в двух блестящих глазах, куда вперяет взор суггестируемый. Глаза суггестора вместе с общим выражением яйца, позой, жестами, голосом нечто выражают. А именно — пе­редают социально-психологическую роль, взятую на себя суггестором. Роль эта парализует сознание и возбуждает бессозна­тельное в суггеренде. Тут-то и начинаются загадки суггестии. Суггестор, уверовавший в свою роль, превращается в носителя и впрямь могущественных сил и возможностей. Отчасти это срод­ни актерству. Но главным механизмом, который здесь срабаты­вает, является механизм веры. Вера во взятую роль исключает всякое шарлатанство. Начинающему суггестору крайне важно освоить все составляющие роли Божества, а уж затем индивиду­ализировать, т.е. оценивать, кто из потенциальных суггерендов клюнет» на какую суггестивную роль.

Отработка суггестивных ролей осуществляется на базе ролевого аутотренинга (РАТ) — системы методов самовоздействия человека на свое поведение через внутреннее отождествление се­бя с кем-либо или чем-либо. Она заключается в игре вышеозна­ченных ролей по заданным «легендам» — вымышленным сцена­риям.

Применяются следующие виды «легенд»:

1. Подготовительные (общеразвивающие) «легенды». Они предназначены для сбрасывания маски.

а) принятие вымышленного имени ("новое имя");

б) выйти за дверь и через 1 минуту войти счастливым и оба­ятельным, затем опять выйти за дверь и через 1 минуту войти самонадеянным и наглым ("выход из-за двери");

в) танцы соло и в парах ("непринужденный танец");

г) от одного угла помещения к другому — по диагонали — прошествовать как угодно, но чтобы это было смешно ("клоун­ский подход");

д) сказать какую угодно фразу, но только чтобы это было ис­кренно, из глубин сердца ("монолог во всеуслышание");

е) непринужденно размышлять вслух сидя или стоя на столе ("монолог на столе");

ж) сесть на корточках под стол и оттуда выражать свое несог­ласие с кем-либо или с чем-либо ("монолог под столом");

з) сесть «визави» партнера за столом в центре комнаты и иск­ренно выяснить отношения, объясниться, открыто выражая свои чувства ('диалог за столом);

и) выразительно изображать желание взять воображаемый «запретный плод» ("запретный плод");

к) произносить одно и то же слово (один и тот же текст) с разными оттенками звучания ("разминка словом");

л) производить одно и то же действие с разными значениями (" разминка делом");

м) изъясняться на ломаном русском языке ("американский турист");

н) произнести кавказский тост ("гость из Грузии").

2. Основные (специальные) «легенды». Они предназначены для играния суггестивных ролей. Процесс взаимоотождествле­ния себя с другим человеком ("человеком-Божеством") включа­ет в себя три фазы:

  1. фазу сборки (сосредоточение на новом суггестивном «Я-образе»);

2.фазу вселения (вселение в беско­нечного внутреннего двойника);

3. фазу овладения (цепные пе­ревоплощения внутри новой роли). Вот примеры основных (специальных) «легенд».

а) представить себя в образе врача-ортопеда ГА. Илизарова, беседующего с больным (роль Покровителя);

б) представить себя в образе рок звезды Э. Пресли, общаю­щегося с поклонниками (роль Кумира);

в) представить себя в образе русского царя Ивана Грозного, отдающего приказ Малюте Скуратову (роль Хозяина, или Господина);

г) представить себя в образе доктора медицинских наук, заве- I дующего кафедрой психотерапии и наркологии Центрального института усовершенствования врачей, главного психотерапевта Минздрава СССР В.Е. Рожпова, проводящего лекцию по пробле­мам суггестологии (роль Авторитета);

д) представить себя в образе фокусника А. Акопяна, демонст­рирующего публике фокусы (роль Виртуоза, или Ловкача);

е) представить себя в образе «святого старца» Г.Е. Распутина, •опутывающего» очередную светскую даму ( роль Удава);

ж) представить себя в образе римского императора Нерона, истязающего пойманных беглых рабов (роль Дьявола).

2.3. ФИЛОСОФИЯ СУГГЕСТИИ

В суггестологии существуют два философских воззрения.

1. Идеалистическое: дух первичен, материя вторична, всего лишь производное духа; материя подчинена принципу причин­ности, категориям времени и пространства; дух же свободен, он не знает причинной зависимости, действует вне времени и про­странства.

2. Материалистическое: дух, душа — производное мозга, его функция; психические явления нерызрывно связаны с мозговыми физиологическими процессами и вместе с ними строго детерминированы, протекают во времени и в простран­стве.

Некоторые западные философы-суггестологи считают, что оба этих воззрения отлично дополняют друг друга. А связую­щим звеном в этом случае якобы выступает суггестия. В обыч­ном состоянии сознания человек воспринимает действитель­ность такой, какова она есть. В особом измененном состоянии сознания, моделируемом в процессе суггестивного воздействия, суггеренд воспринимает и то, чего нет в действительности. В первом случае будто бы возможно материалистическое толкова­ние суггестии, во втором — идеалистическое. Подобное суггестивное решение основного вопроса философии философы-сугестологи Запада объясняют тем, что дуализм свойственен при­воде во всех ее проявлениях. Для суггестолога-материалиста бесспорным является второе философское воззрение на суггестию

3. ТРИ ЗВЕНА СУГГЕСТИИ

(суггеренд-суггестор-суггестарий)

В данном разделе разбираются три звена суггестии:

— суггеренд;

— суггестор;

— суггестарий.

3.1. СУГГЕРЕНД

Суггеренд по-разному ведет себя при различных видах суггестивного воздействия на него. Поэтому, чтобы не расчленяй описание отдельных методов суггестии, в этой главе будут при­ведены только способы оценки личности потенциального суггеренда, необходимые для выбора метода суггестивного воздейст­вия. Эти способы позволяют составить психологический порт­рет, habitus (облик) личности потенциального суггеренда. Все остальные сведения о суггеренде (гипнотике, перципиенте) бу­дут освещены в соответствующих главах следующих разделов.

Основным методом личности потенциального суггеренда яв­ляется психологическое тестирование. Тест (от англ. Test — опыт, проба) — система заданий, предъявляемых испытуемому с целью оценки его реакций в конкретных условиях. В суггестологии применяются три группы тестов:

1. Опросчики — это группа тестов, построенная в виде анкет­ного вопроса о поведении, вкусах, привычках и т.п. Опросники применяются для выявления свойств личности, благоприятст­вующих повышенной суггестабильности (факторов суггеста-бильности). Эти свойства были перечислены в первом разделе. На каждого потенциального суггеренда с учетом его ответов суггестором составляется психологическая характеристика, исход­ным материалом для которой являются результаты предвари­тельного тестирования.

В связи с тем, что методика психологического тестирования занимает огромный раздел целой науки психодиагностики (от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать), осветить ее в рамках одной главы не представляется возмож­ным. В качестве основного методического пособия по психологическому тестированию можно порекомендовать «Компендиум объективных тестов личности и мотивации» Р.Б. Кэттелла и Ф.В. Варбуртона1. Там приводится 400 различных тестов, которые в той или иной степени могут быть полезны суггестору для оцен­ки личности потенциального суггеренда.

Факторный анализ позволяет многомерно исследовать лич­ность потенциального суггеренда и дает возможность предви­деть его поведение в конкретных условиях сеанса суггестивно­го воздействия. Каждый испытуемый может быть представлен точкой в пространстве факторов индивидуально психологических особенностей его личности в системе собранных о нем дан­ных.

Одними из наиболее известных многомерных тестов для оценки личности являются Миннесотский многофазный пере­чень (ММР1 — Minnesota Multiphasic Personality Invertory) и Шестнадцатифакторный личностный опросник (16P — Sixteen Personality Factor Questionnaire). Эти тесты можно порекомендовать суггестору для работы. Из множества факторов личности, рассмотренных в этих тестах, он без труда найдет факторы суггестабильности. Именно на их выявление и должна быть на­правлена вся психодиагностическая работа суггестора. Необходимо заметить, что каждому фактору суггестабильности соот­ветствует фактор контрсуггестабильности — фактор критичности. Личность суггеренда — это конгломерат различных факто­ров суггестабильности и критичности (неуверенность в себе — самоуверенность, низкая самооценка — высокая самооценка, чувство собственной неполноценности — самонадеянность, по­корность — настойчивость, зависимость — напористость, робость — смелость, стеснительность — развязность, доверчивость — подозрительность, тревожность — приспособленность, зкстраверсия — интраверсия, повышенная эмоциональность — сдержан­ность, впечатлительность — равнодушие, слабость логического мышления, низкий интеллект — сила логического мышления, Низкий интеллект, медленный теми психической деятельности — быстрый темп психической деятельности).

2. Наблюдения за внешностью и поведением — это группа тестов, позволяющая «вычислить» личность потенциального суггеренда по его внешнему облику и поведению в обыденной жиз­ни. Суггестор одномоментно, свернуто «схватывает» внутренний мир личности потенциального суггеренда, его ум, характер, мо­ральный облик, уровень смысловых, целевых и операционных установок. Психодиагностическое чутье (от греч. psyche— душа и gnosis — знание) подсказывает суггестору, как поведет себя по­тенциальный суггеренд в конкретной ситуации суггестивного воздействия. Ориентирами здесь служат его разговор, смех, унижения, почерк и т.п. Подобное человекоощущение развивается постоянным общением, а также рисованием физиогномических портретов людей (от греч. physis — природа и gnomon — тающий) по памяти и по представлению с последующим изучением, анализом и комментарием. Под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том или ином пространственном положе­нии, в котором находился этот объект в момент его зрительного

восприятия. Термин «рисование по представлению» означает процесс воспроизведения па бумаге какого-либо объекта в про­извольном пространственном положении.

3. Тесты суггестабильности — это группа тестов, выявляю­щая степень восприимчивости потенциального суггеренда к суггестивному воздействию данного конкретного суггестора, Они проводятся суггестором в виде пробных императивных и кооперативных суггестий суггеренду.

3.2. СУГГЕСТОР

Суггестор по-разному ведет себя при различных видах сугге­стивного воздействия на суггеренда. Поэтому, чтобы не расчле­нять описание отдельных методов суггестии, в этой главе будут приведены только сведения о внешнем виде суггестора, общие для всех видов суггестии.

У многих народов нашей планеты сложился своеобразный стереотип суггестора. Глаза необыкновенной черноты или серо-стальные, непроницаемые или пронзительно-голубые или змеино зеленые или желтовато-карие, открыто горящие; острый сверлящий взгляд, зависящий от своеобразного строения век (тяжелые глаза с нависшими малоподвижными веками), нео­бычная величина или форма глаз (глаза небольшие, тусклые, с какой-то особой постановкой век, может быть, необычный угол схождения, — и вам трудно смотреть в них и трудно отвести взор; восточные, узкие глаза, с совершенно загадочным выражен, пием; буравчики, прогрызающие вас насквозь), при которой над радужкой или под пей в большей степени, чем обычно, выступа­ют белки, густые брови, нависшие (глубокий мерцающий взгляд седого, как лунь, старика из-под нависших бровей; тол­стовский, рембрандтовский, наполеоновский — исподлобья) или, наоборот, дающие мощный мефистофельский взмах (мо­гучий взлет бровей; смоляная цыганская чернота; орлиность), малая подвижность взора, редкое мигание, связанное с притуп­лением чувствительности роговой оболочки, лохматая грива, борода. В этом случае импозантность внешности суггестора за­ставляет суггеренда видеть за ней еще что-то магическое.

Суггестор может иметь и безликую, невзрачную, невырази­тельную внешность — абсолютно ничего, полнейшая заурядность. Ну совершенно ничего особенного: ни демонизма, ни мрачной сосредоточенности, пи лихорадочной эксцентрично­сти, ни тяжелого, давящего спокойствия. И безбров, и одутло­ват, и сер. Загадочная интеллигентность, но ничего грозного,

ничего демонического, давящего. Глаза, наоборот, очень застенчивые. Располагают потрясающе, но с дистанцией. В этом случае заурядность внешности суггестора оказывается своеобраз­ием союзником, вводя элемент неожиданности.

Резюмируя все вышесказанное, можно выделить три вида «сильного» взора

1 вариант — «поднятый» (брови подняты вверх, веки расширены);

2 вариант— «нормальный» (брови и веки в естественном положении);

3 вариант — «опущенный» (брови опущены вниз, веки сужены).

Первый и третий варианты «сильного» взора требуют от суггестора определенного физического напряжения. Они знаменуют собой «выдавливание суггестором из себя волевых токов, флюидов, квантов магнетической энергии». Второй вариант «сильного» взора выполняется суггестором без малейшего физического напряжения.

Рисунок лица, очертание бровей, глаз суггестора имеют свой зрительный центр тяжести, фокус внимания, предрасполагают взгляд суггеренда к совершенно определенным маршрутам. Но главное фасцинативное средство — это глаза суггестора. Секрет сильного» взора суггестора заключается в особенностях бессознательного зрительного внимания суггеренда. Когда суггестор, казалось бы, неподвижно смотрит в глаза суггеренда, его глаза совершают вибрирующие микродвижения (у некоторых усиленные до видимых). Причем суггеренд воспринимает некоторые микродвижения, не отдавая себе в этом отчета: видит дрожь в глазах суггестора (микродвижение — 1), взор его как-то следует ей (микродвижение — 2), резонирует, но до сознания это не доходит, рождая лишь ощущение. Это микроощущения от микродвижений. Они рождаются в мышцах, в сосудах суггеренда. Тот, кто влюблялся, должен знать эти «токи».

Отработка властного взгляда в глаза производится выполнением следующих упражнений:

1. игра в «гляделки» (с партнером или с самим собой (перед зеркалом);

2. рассматривание и воспроизведение изображений ("портретных масок") талантливых врожденных суггесторов (Калигула, Цезарь, Иоанн Кронштадский и др.).

3.3. СУГГЕСТАРИЙ

В этой главе будут рассмотрены условия пространства и времени, в которых проводится суггестивное воздействие суггестора на суггеренда.

В широком смысле слова, как это явствует из определения под суггестарием подразумевается всякое место (среда, обстановка), где проводится суггестия.

В этом случае:

А. Условия пространства — любая обстановка.

Б. Условия времени — любое по продолжительности время суток.

Частным случаем суггестария является гипнотарий — специ­ально оборудованное помещение, где проводятся сеансы гипно-суггестии.

В этом случае:

А. Условия пространства — закрытое изолированное от внешнего шума помещение: 1. уединенный домашний угол; 2. замкнутое пространство комнаты, кабинета или учебного класса.

Требования и гипнотарию:

1. хорошая звукоизоляция — звуконепроницаемые стены и двери в помещении (полная тишина);

2. хорошая светоизоляция — светонепроницаемые занавеси на окнах в помещении (полное затемнение).

Специальное оборудование и инвентарь.

1. Меблировка гипнотария:

а) стулья в белых полотняных чехлах;

б) мягкие удобные кресла для релаксации1, шезлонги;

в) кушетки, банкетки, софы, кровати с мягкими матрацами2 , тумбочки.

2. Интерьер гипнотария:

а) цветовая гамма окраски или обивки стен и потолка должна быть спокойной, в пастельных тонах;

б) двери должны быть обиты дерматином;

в) полы должны быть устланы покрытием — ковриками, па­ласом или дорожками, скрадывающими звук шагов;

г) на окнах должны предусматриваться занавески, темные шторы или портьеры, обеспечивающие затемнение гипнотария;

д) в помещении гипнотария должны использоваться различ­ные декоративные предметы — коряги, галька, растения, аква­риум, освещенный изнутри зеленой лампочкой, с мерно двига­ющейся в нем золотой рыбкой — беззвучным живым маятником _ объектом пристальной фиксации суггеренда;

е) в помещении гипнотария должно быть отведено место под цветы, зеленые насаждения, панно, витражи, картины, облегча­ющие переход в мир фантазии3 .

3. Гипногенное воздействие достигается при помощи раз­личных фоновых программ:

а) звуковые программы: словесные, музыкальные, имитирую­щие. Словесные программы по своему назначению бывают дво­якими: для непосредственного воздействия с целью снижения нервно-эмоциональной напряженности и для обучения саморе­гуляции психического состояния. Обычно словесные програм­мы транслируются на фоне специально подобранной музыки, дополняющей действие слова. Музыкальная программа может использоваться и самостоятельно. Регулируя громкость звука, изменяя его ритм и темп, можно достичь определенного эффек­та воздействия на психическую сферу человека. В музыкальную программу часто включаются звуки, имитирующие шум мор­ского прибоя, горного ручья, леса (листвы), дождя, завывание ветра, ритмичный стук вагонных колес, скучную лекцию (моно­тонную, невнятную речь) и др.

б) световые программы. При помощи соответствующей аппа­ратуры может быть создана программа световоздействий, соче­тающаяся со словесной музыкальной программами. В ней ис­пользуются такие световые эффекты, как эффект падающего снега, эффект северного сияния, однообразный пейзаж, мелька­ние столбов за окном и др.

в) обонятельные программы. В помещении гипнотария через кондиционеры могут поступать запахи цветов, травы, скошен­ного сена, хвойного одеколона и т.д., что также влияет на состоя­ние суггеренда.

г) видеопрограммы. Для воздействия на психогенную сферу суггеренда все более широко применяются программы в форме Демонстрации слайдов (одного или одновременно нескольких), постоянных или меняющихся. Демонстрация слайдов осущест­вляется на специальном матовом экране в раме на стене ("окно

души"). Подбираются слайды примерно такого содержания: рас­пахнутое окно с цветущими, убегающими вдаль полями, пе­пельно-металлическое море сквозь ряд мощных изогнутых со­сен Прибалтики, синева над розоватым и предгорьями Арме­нии, заснеженная тайга и т.п. Нажатием кнопки из глубины сте­ны на экран проецируется цветной слайд. Можно применять «вид из окна» по настроению. Качество снимков должно быть настолько хорошим, чтобы при задернутых шторах экран дейст­вительно казался небольшим окном с великолепным видом, расстилающимся перед глазами.

Б. Условия времени — продолжительность суггестивного воздействия варьируется в зависимости от поставленных за­дач. Временные рамки сеанса гипносуггестивного воздейст­вия могут значительно изменяться, однако нижний предел указать можно: общая продолжительность сеанса, если перед суггестором не ставится какая-либо исследовательская зада­ча, не должна быть меньше 30 минут. При работе суггестора с суггерендом (суггерендами) требуется время для предвари­тельной настройки последнего (последних) на успешное восп­риятие суггестии (предварительная беседа), а также для гип­нотического «разгона» (суггестирование гипнотического сна и всевозможных заданий) и последующего пробуждения (дегипнотизация).

Для овладения курсом аутогенной тренировки (AT) вполне достаточно уделять AT в общей сложности по 30 минут ежеднев­но, например 5 минут утром, 20 — днем (10 + 10) и 5 — перед сном. Количество времени не столь важно, сколь качество: хоть 5 минут в день, но с полной отдачей.

В отдельных случаях (при тяжелых неврозах) рекомендуют продолжительный тренинг с погружением на 3 часа. Такие дли­тельные погружения действительно могут быть полезными: они помогают избавиться от тягостного состояния (тревоги, подав­ленности) или настроиться на что-то очень ответственное.

Отличие гипнотария от суггестария заключается в следую­щем. В условиях гипнотария ограничение притока внешних раздражителей и частичное торможение коры головного мозга представляют собой именно то сочетание условий, при котором репродуктивные свойства центральной нервной системы рас­крываются в максимальной степени. Различные яркие слуховые и зрительные образы «лезут» в голову к суггеренду, калейдоско­пически сменяя друг друга. А целенаправленная суггестия акти­вирует образы и представления до такой степени, что их дейст­венность и яркость становятся выше реальных воздействий. В условиях суггестария сеанс суггестии проводится не в «теплич­ных», а в «полевых» условиях.

4. ВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГЕТЕРОСУГГЕСТИИ

Одним из базовых, ключевых методов суггестивного воздей­ствия суггестора на суггеренда является вербальный метод, т.е. метод воздействия словом. Роль слова велика. «Слово, как гово­рится в восточной пословице, может заставить меч выскочить из ножен и змею уползти в кусты».

В этом разделе рассматриваются две основных группы вер­бальных методов гетеросуггестии:

- суггестия в бодрствующем состоянии или на яву;

- гипносуггестивные методы.

4.1. СУГГЕСТИЯ В БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ ИЛИ НАЯВУ

Суггестия в бодрствующем состоянии или наяву представля­ет собой особый вид психологического воздействия суггестора на суггеренда, при котором последний бодрствует, не спит, ясно воспринимает и четко исполняет суггестии первого. Со стороны это выглядит примерно так: суггестор поднимает руку суггерен­да и говорит ему: «Вы не можете больше двигать ею!» и рука ос­тается в каталептическом оцепенении. Подобным образом мож­но суггестировать анестезию (обезболивание), галлюцинации, амнезию (провал в памяти), мутацизм, ложные воспоминания, словом все, что угодно — с таким же успехом, как в гипнозе (см. главу 4.2). И при том не только у истеричных, но часто и у со­вершенно здоровых индивидов.

Ведущими принципами суггестии в состоянии бодрствова­ния являются, во-первых, убежденность самого суггестора в це­лесообразности и правильности того, что он делает, и во-вто­рых, учет акцентуированных черт характера испытуемого .

Рассмотрим возможные типы акцентуаций характера испы­туемого1 и соответствующие им виды суггестивного воздействия на яву. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие типы акцентуаций ха­рактера суггеренда:

1. Демонстративный (истероидный) тип. Если у суггеренда отмечается излишняя аффектация поведения, стремление все делать «на публику», если его поведение подчеркивает эгоцентричность, это дает основание предполагать наличие у него истероидных черт характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться