— аутосуггестия сильной памяти;
— припоминание событий «задом-наперед» (прием «обратной развертки»);
— мысленное воспроизведение созерцаемых объектов на «экране внутреннего видения»;
— запоминание длинных рядов цифр и множества слов;
— запоминание длинных стихотворных произведений;
— запоминание содержания энциклопедического словаря ("живая энциклопедия");
— запоминание графических изображений;
— запоминание лиц и имен;
— «прогулки» по карте местности с закрытыми глазами;
— мгновенный подсчет очков на костяшках домино;
— мгновенное запоминание ("память-вспышка");
— мгновенное считывание и запоминание информации с раскручиваемых досок ("память-мельница");
— быстрый счет многозначных чисел ("память-калькулятор");
—- чтение предложенных слов «задом-наперед»;
— устный подсчет букв в читаемом предложении;
— устный счет под собственный музыкальный аккомпанемент (интеллектуальная эквилибристика");
— составление буриме (от фр.bouts rimes — рифмованные концы) — стихотворений на заданные рифмы.
б) метод «зубрежки» (акустикоартикулярный метод). Запоминание информации базируется на следующих принципах:
— концентрация внимания на запоминаемом;
— дозировка запоминаемого;
— повторение запоминаемого;
— индивидуализация запоминания.
2. Метод осмысления (метод мысленной обработки).
а) метод «смысловых опор» (метод ключевых слов). Метод заключается в выделении тезисов или развернутого плана, на котором потом как бы держится запоминаемый материал;
б) метод «смысловой группировки» (метод осмысленной связи). Метод предполагает разбивку запоминаемого материала на микротемы и увязку этих тем с основной мыслью;
в) метод «осмысленного соотнесения» (мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания), ассоциативный метод (от лат. associatio— соединение)). Метод основан на создании искусственных ассоциативных связей для запоминания информации.
2.2.3. Суггестия и психология общения
Суггестия представляет собой экзотический вариант общения, и поэтому она подчиняется основным законам сцены. Связь суггестии с театрально-сценической деятельностью такова: суггестивное воздействие на человека — это театрализованное представление, в котором роли действующих лиц (суггестора и суггеренда) заранее расписаны и последние подыгрывают друг другу.
Рисунок поведения суггестора и суггеренда тесно связан с понятием «социально-психологической роли». Социально-психологическая роль — это построение человеком своего поведения в реальной жизненной ситуации в соответствии с тем, что от него ждут. Принимая некие роли, человек тем самым предлагает, а то и навязывает какие-то роли окружающим. Каждая социально-психологическая роль имеет свое поле «тяготений», или «валентностей», к другим ролям. У всякой социально-психологической роли существует верхняя и нижняя границы. По полям ролевых тяготений можно строить портреты личностей. Существует закон двустороннего взаимодействия роли и самочувствия: роль пробуждает определенное самочувствие; самочувствие же располагает к определенной роли. Исполнение роли в психологии общения противопоставляется ношению масок. Роль — это творческая форма общения, требующая самоотдачи и сближения с партнером. Маска — это шаблон поведения, не требующий усилий и отгораживающий от партнера. Для вживания в роль необходимо «сбросить» маску. Технология роли тесно связана с искусством перевоплощения в другого.
Суггестивного эффекта можно добиться чисто психологическим способом — достаточно сильного воздействия на чувства человека. Для этого суггестору необходимо взять на себя особую социально-психологическую роль, роль, которая наполовину бессознательно, но почти мгновенно улавливается суггерендом.
Суггестор по отношению к суггеренду должен выступать в роли Божества. Притягательно, но и страшно Божество. В нем сверхчеловеческая мощь и власть, недосягаемая мудрость, непостижимое право карать или миловать... Перед ним остается лишь лечь лицом в пыль и с благоговейной покорностью ждать своей участи...
Никто не осмелится выступать перед кем-либо в такой роли. А потому едва кто-либо из рода человеческого возьмет на себя подобное, остальным кажется: эта неспроста. Не может обыкновенный смертный ступать такой поступью, смотреть таким взором, исторгать из уст такие речи. Должно быть, одарен он высшей силой; и если это не его собственная сила, значит, сила «того, кто послал его в мир». Он бог или боговдохновенный пророк. Этой реакцией публики пользовались во все времена жрецы, пророки, шаманы — оставим в стороне вопрос, были ли они искренними или умело мошенничали. Любопытно, что и в нашу эпоху там и сям появляются личности такого склада — настоящие (и, если хотите, даже великие) суггесторы под видом «религиозных учителей».
Роль Божества можно сравнить с белым солнечным светом. Если эту роль разложить на спектр, то каждый участок спектр, в свою очередь, окажется суггестивной ролью. Ниже рассматриваются все участки спектра, дается краткая характеристика каждой суггестивной роли.
1. Покровитель. Покровитель — значит могучий и властный, но добрый к тебе человек. Опора в бедах, утешение в страдания», предмет благоговения...
2. Кумир. Кумир не обязательно могуч и не обязательно добр к тебе, но он знаменит, обаятелен, пользуется всеобщим восторженным восхищением.
3. Хозяин, или Господин. Может быть, он не добр к вам. Может быть, не является кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово — закон. Шевельнет пальцем — и вас сотрут в порошок. Попробуйте не подчиниться, есть нечто похуже смерти:
пытки, когда смерти ждут, как счастливого часа. Но если вы будете лояльны к Господину и выкажите полное послушание, вам будет хорошо. Вас, может быть, приблизят, обласкают, облекут относительной властью. Угодите ему — и станете жить в довольстве; Не сумеете угодить — пеняйте на себя.
4. Авторитет. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он больше другие разбирается в каком-нибудь общеполезном или важном деле. К нему нельзя не прислушаться. Не воспользуешься его советом — гляди, сядешь в лужу...
5. Виртуоз, или Ловкач. Выступая в этой роли, вы даете понять, что умеете совершить невозможное. Хорошее или плохое — неважно. Виртуозный делец «из-под земли» добывающий то, чего иным и не снилось; виртуозный вор-карманник; виртуозный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик — что угодно. В любом случае вы завораживаете публику, и даже ограбленный вами субъект не может не восхититься вашей ловкостью и не позавидовать ей в глубине души.
6. Удав. Это не Властитель, не Господин, хотя он при желании может сделаться для вас и Хозяином. Это тип, который видит все ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать вас, топтать вас ему так же легко, как вам сигарету выкурить. И так же приятно. Вы боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни на миг не поверите, что способны справиться с ним, дать сдачи.
7. Дьявол. В этой роли вы — олицетворенное зло. Зло «метафизическое», зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В известном отношении это «божество с обратным знаком». Беспредельная власть божества, но при этом беспредельная ненависть ко всему человеческому, светлому, упорядоченному. Неумолимая пасть акулы, земля, разверзшаяся при землятресении, скелет с острой косой, садящийся за ваш свадебный стол...
Таким образом, успех суггестии в том или ином случае заключается не просто в двух блестящих глазах, куда вперяет взор суггестируемый. Глаза суггестора вместе с общим выражением яйца, позой, жестами, голосом нечто выражают. А именно — передают социально-психологическую роль, взятую на себя суггестором. Роль эта парализует сознание и возбуждает бессознательное в суггеренде. Тут-то и начинаются загадки суггестии. Суггестор, уверовавший в свою роль, превращается в носителя и впрямь могущественных сил и возможностей. Отчасти это сродни актерству. Но главным механизмом, который здесь срабатывает, является механизм веры. Вера во взятую роль исключает всякое шарлатанство. Начинающему суггестору крайне важно освоить все составляющие роли Божества, а уж затем индивидуализировать, т.е. оценивать, кто из потенциальных суггерендов клюнет» на какую суггестивную роль.
Отработка суггестивных ролей осуществляется на базе ролевого аутотренинга (РАТ) — системы методов самовоздействия человека на свое поведение через внутреннее отождествление себя с кем-либо или чем-либо. Она заключается в игре вышеозначенных ролей по заданным «легендам» — вымышленным сценариям.
Применяются следующие виды «легенд»:
1. Подготовительные (общеразвивающие) «легенды». Они предназначены для сбрасывания маски.
а) принятие вымышленного имени ("новое имя");
б) выйти за дверь и через 1 минуту войти счастливым и обаятельным, затем опять выйти за дверь и через 1 минуту войти самонадеянным и наглым ("выход из-за двери");
в) танцы соло и в парах ("непринужденный танец");
г) от одного угла помещения к другому — по диагонали — прошествовать как угодно, но чтобы это было смешно ("клоунский подход");
д) сказать какую угодно фразу, но только чтобы это было искренно, из глубин сердца ("монолог во всеуслышание");
е) непринужденно размышлять вслух сидя или стоя на столе ("монолог на столе");
ж) сесть на корточках под стол и оттуда выражать свое несогласие с кем-либо или с чем-либо ("монолог под столом");
з) сесть «визави» партнера за столом в центре комнаты и искренно выяснить отношения, объясниться, открыто выражая свои чувства ('диалог за столом);
и) выразительно изображать желание взять воображаемый «запретный плод» ("запретный плод");
к) произносить одно и то же слово (один и тот же текст) с разными оттенками звучания ("разминка словом");
л) производить одно и то же действие с разными значениями (" разминка делом");
м) изъясняться на ломаном русском языке ("американский турист");
н) произнести кавказский тост ("гость из Грузии").
2. Основные (специальные) «легенды». Они предназначены для играния суггестивных ролей. Процесс взаимоотождествления себя с другим человеком ("человеком-Божеством") включает в себя три фазы:
-
фазу сборки (сосредоточение на новом суггестивном «Я-образе»);
2.фазу вселения (вселение в бесконечного внутреннего двойника);
3. фазу овладения (цепные перевоплощения внутри новой роли). Вот примеры основных (специальных) «легенд».
а) представить себя в образе врача-ортопеда ГА. Илизарова, беседующего с больным (роль Покровителя);
б) представить себя в образе рок звезды Э. Пресли, общающегося с поклонниками (роль Кумира);
в) представить себя в образе русского царя Ивана Грозного, отдающего приказ Малюте Скуратову (роль Хозяина, или Господина);
г) представить себя в образе доктора медицинских наук, заве- I дующего кафедрой психотерапии и наркологии Центрального института усовершенствования врачей, главного психотерапевта Минздрава СССР В.Е. Рожпова, проводящего лекцию по проблемам суггестологии (роль Авторитета);
д) представить себя в образе фокусника А. Акопяна, демонстрирующего публике фокусы (роль Виртуоза, или Ловкача);
е) представить себя в образе «святого старца» Г.Е. Распутина, •опутывающего» очередную светскую даму ( роль Удава);
ж) представить себя в образе римского императора Нерона, истязающего пойманных беглых рабов (роль Дьявола).
2.3. ФИЛОСОФИЯ СУГГЕСТИИ
В суггестологии существуют два философских воззрения.
1. Идеалистическое: дух первичен, материя вторична, всего лишь производное духа; материя подчинена принципу причинности, категориям времени и пространства; дух же свободен, он не знает причинной зависимости, действует вне времени и пространства.
2. Материалистическое: дух, душа — производное мозга, его функция; психические явления нерызрывно связаны с мозговыми физиологическими процессами и вместе с ними строго детерминированы, протекают во времени и в пространстве.
Некоторые западные философы-суггестологи считают, что оба этих воззрения отлично дополняют друг друга. А связующим звеном в этом случае якобы выступает суггестия. В обычном состоянии сознания человек воспринимает действительность такой, какова она есть. В особом измененном состоянии сознания, моделируемом в процессе суггестивного воздействия, суггеренд воспринимает и то, чего нет в действительности. В первом случае будто бы возможно материалистическое толкование суггестии, во втором — идеалистическое. Подобное суггестивное решение основного вопроса философии философы-сугестологи Запада объясняют тем, что дуализм свойственен приводе во всех ее проявлениях. Для суггестолога-материалиста бесспорным является второе философское воззрение на суггестию
3. ТРИ ЗВЕНА СУГГЕСТИИ
(суггеренд-суггестор-суггестарий)
В данном разделе разбираются три звена суггестии:
— суггеренд;
— суггестор;
— суггестарий.
3.1. СУГГЕРЕНД
Суггеренд по-разному ведет себя при различных видах суггестивного воздействия на него. Поэтому, чтобы не расчленяй описание отдельных методов суггестии, в этой главе будут приведены только способы оценки личности потенциального суггеренда, необходимые для выбора метода суггестивного воздействия. Эти способы позволяют составить психологический портрет, habitus (облик) личности потенциального суггеренда. Все остальные сведения о суггеренде (гипнотике, перципиенте) будут освещены в соответствующих главах следующих разделов.
Основным методом личности потенциального суггеренда является психологическое тестирование. Тест (от англ. Test — опыт, проба) — система заданий, предъявляемых испытуемому с целью оценки его реакций в конкретных условиях. В суггестологии применяются три группы тестов:
1. Опросчики — это группа тестов, построенная в виде анкетного вопроса о поведении, вкусах, привычках и т.п. Опросники применяются для выявления свойств личности, благоприятствующих повышенной суггестабильности (факторов суггеста-бильности). Эти свойства были перечислены в первом разделе. На каждого потенциального суггеренда с учетом его ответов суггестором составляется психологическая характеристика, исходным материалом для которой являются результаты предварительного тестирования.
В связи с тем, что методика психологического тестирования занимает огромный раздел целой науки психодиагностики (от греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать), осветить ее в рамках одной главы не представляется возможным. В качестве основного методического пособия по психологическому тестированию можно порекомендовать «Компендиум объективных тестов личности и мотивации» Р.Б. Кэттелла и Ф.В. Варбуртона. Там приводится 400 различных тестов, которые в той или иной степени могут быть полезны суггестору для оценки личности потенциального суггеренда.
Факторный анализ позволяет многомерно исследовать личность потенциального суггеренда и дает возможность предвидеть его поведение в конкретных условиях сеанса суггестивного воздействия. Каждый испытуемый может быть представлен точкой в пространстве факторов индивидуально психологических особенностей его личности в системе собранных о нем данных.
Одними из наиболее известных многомерных тестов для оценки личности являются Миннесотский многофазный перечень (ММР1 — Minnesota Multiphasic Personality Invertory) и Шестнадцатифакторный личностный опросник (16P — Sixteen Personality Factor Questionnaire). Эти тесты можно порекомендовать суггестору для работы. Из множества факторов личности, рассмотренных в этих тестах, он без труда найдет факторы суггестабильности. Именно на их выявление и должна быть направлена вся психодиагностическая работа суггестора. Необходимо заметить, что каждому фактору суггестабильности соответствует фактор контрсуггестабильности — фактор критичности. Личность суггеренда — это конгломерат различных факторов суггестабильности и критичности (неуверенность в себе — самоуверенность, низкая самооценка — высокая самооценка, чувство собственной неполноценности — самонадеянность, покорность — настойчивость, зависимость — напористость, робость — смелость, стеснительность — развязность, доверчивость — подозрительность, тревожность — приспособленность, зкстраверсия — интраверсия, повышенная эмоциональность — сдержанность, впечатлительность — равнодушие, слабость логического мышления, низкий интеллект — сила логического мышления, Низкий интеллект, медленный теми психической деятельности — быстрый темп психической деятельности).
2. Наблюдения за внешностью и поведением — это группа тестов, позволяющая «вычислить» личность потенциального суггеренда по его внешнему облику и поведению в обыденной жизни. Суггестор одномоментно, свернуто «схватывает» внутренний мир личности потенциального суггеренда, его ум, характер, моральный облик, уровень смысловых, целевых и операционных установок. Психодиагностическое чутье (от греч. psyche— душа и gnosis — знание) подсказывает суггестору, как поведет себя потенциальный суггеренд в конкретной ситуации суггестивного воздействия. Ориентирами здесь служат его разговор, смех, унижения, почерк и т.п. Подобное человекоощущение развивается постоянным общением, а также рисованием физиогномических портретов людей (от греч. physis — природа и gnomon — тающий) по памяти и по представлению с последующим изучением, анализом и комментарием. Под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том или ином пространственном положении, в котором находился этот объект в момент его зрительного
восприятия. Термин «рисование по представлению» означает процесс воспроизведения па бумаге какого-либо объекта в произвольном пространственном положении.
3. Тесты суггестабильности — это группа тестов, выявляющая степень восприимчивости потенциального суггеренда к суггестивному воздействию данного конкретного суггестора, Они проводятся суггестором в виде пробных императивных и кооперативных суггестий суггеренду.
3.2. СУГГЕСТОР
Суггестор по-разному ведет себя при различных видах суггестивного воздействия на суггеренда. Поэтому, чтобы не расчленять описание отдельных методов суггестии, в этой главе будут приведены только сведения о внешнем виде суггестора, общие для всех видов суггестии.
У многих народов нашей планеты сложился своеобразный стереотип суггестора. Глаза необыкновенной черноты или серо-стальные, непроницаемые или пронзительно-голубые или змеино зеленые или желтовато-карие, открыто горящие; острый сверлящий взгляд, зависящий от своеобразного строения век (тяжелые глаза с нависшими малоподвижными веками), необычная величина или форма глаз (глаза небольшие, тусклые, с какой-то особой постановкой век, может быть, необычный угол схождения, — и вам трудно смотреть в них и трудно отвести взор; восточные, узкие глаза, с совершенно загадочным выражен, пием; буравчики, прогрызающие вас насквозь), при которой над радужкой или под пей в большей степени, чем обычно, выступают белки, густые брови, нависшие (глубокий мерцающий взгляд седого, как лунь, старика из-под нависших бровей; толстовский, рембрандтовский, наполеоновский — исподлобья) или, наоборот, дающие мощный мефистофельский взмах (могучий взлет бровей; смоляная цыганская чернота; орлиность), малая подвижность взора, редкое мигание, связанное с притуплением чувствительности роговой оболочки, лохматая грива, борода. В этом случае импозантность внешности суггестора заставляет суггеренда видеть за ней еще что-то магическое.
Суггестор может иметь и безликую, невзрачную, невыразительную внешность — абсолютно ничего, полнейшая заурядность. Ну совершенно ничего особенного: ни демонизма, ни мрачной сосредоточенности, пи лихорадочной эксцентричности, ни тяжелого, давящего спокойствия. И безбров, и одутловат, и сер. Загадочная интеллигентность, но ничего грозного,
ничего демонического, давящего. Глаза, наоборот, очень застенчивые. Располагают потрясающе, но с дистанцией. В этом случае заурядность внешности суггестора оказывается своеобразием союзником, вводя элемент неожиданности.
Резюмируя все вышесказанное, можно выделить три вида «сильного» взора
1 вариант — «поднятый» (брови подняты вверх, веки расширены);
2 вариант— «нормальный» (брови и веки в естественном положении);
3 вариант — «опущенный» (брови опущены вниз, веки сужены).
Первый и третий варианты «сильного» взора требуют от суггестора определенного физического напряжения. Они знаменуют собой «выдавливание суггестором из себя волевых токов, флюидов, квантов магнетической энергии». Второй вариант «сильного» взора выполняется суггестором без малейшего физического напряжения.
Рисунок лица, очертание бровей, глаз суггестора имеют свой зрительный центр тяжести, фокус внимания, предрасполагают взгляд суггеренда к совершенно определенным маршрутам. Но главное фасцинативное средство — это глаза суггестора. Секрет сильного» взора суггестора заключается в особенностях бессознательного зрительного внимания суггеренда. Когда суггестор, казалось бы, неподвижно смотрит в глаза суггеренда, его глаза совершают вибрирующие микродвижения (у некоторых усиленные до видимых). Причем суггеренд воспринимает некоторые микродвижения, не отдавая себе в этом отчета: видит дрожь в глазах суггестора (микродвижение — 1), взор его как-то следует ей (микродвижение — 2), резонирует, но до сознания это не доходит, рождая лишь ощущение. Это микроощущения от микродвижений. Они рождаются в мышцах, в сосудах суггеренда. Тот, кто влюблялся, должен знать эти «токи».
Отработка властного взгляда в глаза производится выполнением следующих упражнений:
1. игра в «гляделки» (с партнером или с самим собой (перед зеркалом);
2. рассматривание и воспроизведение изображений ("портретных масок") талантливых врожденных суггесторов (Калигула, Цезарь, Иоанн Кронштадский и др.).
3.3. СУГГЕСТАРИЙ
В этой главе будут рассмотрены условия пространства и времени, в которых проводится суггестивное воздействие суггестора на суггеренда.
В широком смысле слова, как это явствует из определения под суггестарием подразумевается всякое место (среда, обстановка), где проводится суггестия.
В этом случае:
А. Условия пространства — любая обстановка.
Б. Условия времени — любое по продолжительности время суток.
Частным случаем суггестария является гипнотарий — специально оборудованное помещение, где проводятся сеансы гипно-суггестии.
В этом случае:
А. Условия пространства — закрытое изолированное от внешнего шума помещение: 1. уединенный домашний угол; 2. замкнутое пространство комнаты, кабинета или учебного класса.
Требования и гипнотарию:
1. хорошая звукоизоляция — звуконепроницаемые стены и двери в помещении (полная тишина);
2. хорошая светоизоляция — светонепроницаемые занавеси на окнах в помещении (полное затемнение).
Специальное оборудование и инвентарь.
1. Меблировка гипнотария:
а) стулья в белых полотняных чехлах;
б) мягкие удобные кресла для релаксации, шезлонги;
в) кушетки, банкетки, софы, кровати с мягкими матрацами , тумбочки.
2. Интерьер гипнотария:
а) цветовая гамма окраски или обивки стен и потолка должна быть спокойной, в пастельных тонах;
б) двери должны быть обиты дерматином;
в) полы должны быть устланы покрытием — ковриками, паласом или дорожками, скрадывающими звук шагов;
г) на окнах должны предусматриваться занавески, темные шторы или портьеры, обеспечивающие затемнение гипнотария;
д) в помещении гипнотария должны использоваться различные декоративные предметы — коряги, галька, растения, аквариум, освещенный изнутри зеленой лампочкой, с мерно двигающейся в нем золотой рыбкой — беззвучным живым маятником _ объектом пристальной фиксации суггеренда;
е) в помещении гипнотария должно быть отведено место под цветы, зеленые насаждения, панно, витражи, картины, облегчающие переход в мир фантазии .
3. Гипногенное воздействие достигается при помощи различных фоновых программ:
а) звуковые программы: словесные, музыкальные, имитирующие. Словесные программы по своему назначению бывают двоякими: для непосредственного воздействия с целью снижения нервно-эмоциональной напряженности и для обучения саморегуляции психического состояния. Обычно словесные программы транслируются на фоне специально подобранной музыки, дополняющей действие слова. Музыкальная программа может использоваться и самостоятельно. Регулируя громкость звука, изменяя его ритм и темп, можно достичь определенного эффекта воздействия на психическую сферу человека. В музыкальную программу часто включаются звуки, имитирующие шум морского прибоя, горного ручья, леса (листвы), дождя, завывание ветра, ритмичный стук вагонных колес, скучную лекцию (монотонную, невнятную речь) и др.
б) световые программы. При помощи соответствующей аппаратуры может быть создана программа световоздействий, сочетающаяся со словесной музыкальной программами. В ней используются такие световые эффекты, как эффект падающего снега, эффект северного сияния, однообразный пейзаж, мелькание столбов за окном и др.
в) обонятельные программы. В помещении гипнотария через кондиционеры могут поступать запахи цветов, травы, скошенного сена, хвойного одеколона и т.д., что также влияет на состояние суггеренда.
г) видеопрограммы. Для воздействия на психогенную сферу суггеренда все более широко применяются программы в форме Демонстрации слайдов (одного или одновременно нескольких), постоянных или меняющихся. Демонстрация слайдов осуществляется на специальном матовом экране в раме на стене ("окно
души"). Подбираются слайды примерно такого содержания: распахнутое окно с цветущими, убегающими вдаль полями, пепельно-металлическое море сквозь ряд мощных изогнутых сосен Прибалтики, синева над розоватым и предгорьями Армении, заснеженная тайга и т.п. Нажатием кнопки из глубины стены на экран проецируется цветной слайд. Можно применять «вид из окна» по настроению. Качество снимков должно быть настолько хорошим, чтобы при задернутых шторах экран действительно казался небольшим окном с великолепным видом, расстилающимся перед глазами.
Б. Условия времени — продолжительность суггестивного воздействия варьируется в зависимости от поставленных задач. Временные рамки сеанса гипносуггестивного воздействия могут значительно изменяться, однако нижний предел указать можно: общая продолжительность сеанса, если перед суггестором не ставится какая-либо исследовательская задача, не должна быть меньше 30 минут. При работе суггестора с суггерендом (суггерендами) требуется время для предварительной настройки последнего (последних) на успешное восприятие суггестии (предварительная беседа), а также для гипнотического «разгона» (суггестирование гипнотического сна и всевозможных заданий) и последующего пробуждения (дегипнотизация).
Для овладения курсом аутогенной тренировки (AT) вполне достаточно уделять AT в общей сложности по 30 минут ежедневно, например 5 минут утром, 20 — днем (10 + 10) и 5 — перед сном. Количество времени не столь важно, сколь качество: хоть 5 минут в день, но с полной отдачей.
В отдельных случаях (при тяжелых неврозах) рекомендуют продолжительный тренинг с погружением на 3 часа. Такие длительные погружения действительно могут быть полезными: они помогают избавиться от тягостного состояния (тревоги, подавленности) или настроиться на что-то очень ответственное.
Отличие гипнотария от суггестария заключается в следующем. В условиях гипнотария ограничение притока внешних раздражителей и частичное торможение коры головного мозга представляют собой именно то сочетание условий, при котором репродуктивные свойства центральной нервной системы раскрываются в максимальной степени. Различные яркие слуховые и зрительные образы «лезут» в голову к суггеренду, калейдоскопически сменяя друг друга. А целенаправленная суггестия активирует образы и представления до такой степени, что их действенность и яркость становятся выше реальных воздействий. В условиях суггестария сеанс суггестии проводится не в «тепличных», а в «полевых» условиях.
4. ВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГЕТЕРОСУГГЕСТИИ
Одним из базовых, ключевых методов суггестивного воздействия суггестора на суггеренда является вербальный метод, т.е. метод воздействия словом. Роль слова велика. «Слово, как говорится в восточной пословице, может заставить меч выскочить из ножен и змею уползти в кусты».
В этом разделе рассматриваются две основных группы вербальных методов гетеросуггестии:
- суггестия в бодрствующем состоянии или на яву;
- гипносуггестивные методы.
4.1. СУГГЕСТИЯ В БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ ИЛИ НАЯВУ
Суггестия в бодрствующем состоянии или наяву представляет собой особый вид психологического воздействия суггестора на суггеренда, при котором последний бодрствует, не спит, ясно воспринимает и четко исполняет суггестии первого. Со стороны это выглядит примерно так: суггестор поднимает руку суггеренда и говорит ему: «Вы не можете больше двигать ею!» и рука остается в каталептическом оцепенении. Подобным образом можно суггестировать анестезию (обезболивание), галлюцинации, амнезию (провал в памяти), мутацизм, ложные воспоминания, словом все, что угодно — с таким же успехом, как в гипнозе (см. главу 4.2). И при том не только у истеричных, но часто и у совершенно здоровых индивидов.
Ведущими принципами суггестии в состоянии бодрствования являются, во-первых, убежденность самого суггестора в целесообразности и правильности того, что он делает, и во-вторых, учет акцентуированных черт характера испытуемого .
Рассмотрим возможные типы акцентуаций характера испытуемого и соответствующие им виды суггестивного воздействия на яву. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие типы акцентуаций характера суггеренда:
1. Демонстративный (истероидный) тип. Если у суггеренда отмечается излишняя аффектация поведения, стремление все делать «на публику», если его поведение подчеркивает эгоцентричность, это дает основание предполагать наличие у него истероидных черт характера.
|