Гончаров Г. «Энциклопедия гипноза»

Девять!.. Кисть оцепенела...

Десять!.. Не можете опустить руку...

Она застыла в воздухе...

Кто не может опустить руку...

Сядьте на стул...

Сейчас... Я просчитаю до трех...

Прикоснусь к вашей руке...

И она опустится вниз...

Раз... Два... Три...

Рука опустилась вниз...»

з) Суггестия раскрытого рта и высунутого языка. Суггестор суггестирует суггеренду, что тот не может самостоятельно за­крыть свой раскрытый рот и убрать назад высунутый да самых «корней» язык .

и) Суггестия молчания и неподвижности. Суггестор сажает Суггеренда на стул сбоку от себя. Он отклоняет назад голову по­следнего и суггестирует ему следующее:

«Закройте глаза...

И думайте о моих словах...

У Вас пересохло в горле...

Сухость во рту нарастает... Усиливается

Тяжело говорить...

Речь отказывает... Речь мешает...

Я отсекаю ваши голосовые связки... (суггестор проводит ука­зательным пальцем правой руки по горлу сутгеренда)

У Вас пропал голос... Отнялась речь...

Вы не можете произнести больше ни единого слова... (суггеренд безуспешно дергает головой, шевелит губами)

Остановились... Замерли... (суггеренд застывает как вкопан­ный)".

к) Идентификация суггестированных запахов. Суггестор суггестирует суггеренду следующее:

«Сейчас... Я проведу с Вами такой эксперимент...

Вот три пробирки... В одной — вода... В другой — керосин...

В третьей — духи...

Укажите мне пробирку с керосином..."

Так как во всех трех пробирках вода, идентификация проверяемого на суггестабильность того или иного запаха будет сви­детельствовать о его податливости словам суггестора

Б. Кооперативные пробы.

а) прием «маятник». Этот прием базируется на использова­нии идеомоторных представлений.

1-й вариант ("яблоко" — участвует 1 суггеренд). Суггестор суггестирует суггеренду следующее:

«Встаньте... Ноги вместе...

Смотрите вперед вдаль в одну точку...

Впивайтесь в нее взглядом ...

Руки опущены вниз... Расслаблены...

Как только я хлопну в ладоши...

Закройте глаза...

На следующий хлопок...

Откройте глаза...

И вновь смотрите на точку... (суггестор производит три раза по два хлопка; интервалы между хлопками — 6 сек)

Представьте... Что Вы в саду...

Поднимите правую руку вверх...

Поднимитесь на носки...

Сорвите яблоко...

Не опуская руки держите яблоко...

А теперь... Подобно маятнику... Китайскому болванчику,

Начинайте раскачивать руку с яблоком...

Влево-вправо... Влево-вправо...

Когда я буду хлопать в ладоши... Рука с яблоком замирает...

При следующем хлопке...

Вновь раскачивается... (суггестор производит пять раз по два хлопка; Интервалы между хлопками — 6 сек)".

У лиц с повышенной суггестабильностью в результате вы­полнения этого приема взгляд быстро тускнеет, а рука как бы плавает в воздухе отдельно от тела. Они затрудняются опустить руку вниз.

Суггерендам, которые не могут опустить руку вниз самостоя­тельно, суггестор проводит следующую «освобождающую» суг­гестию:

«Сядьте на стул... Держа яблоко в руке...

А теперь... Встаньте со стула... Поднимитесь на носки...

И повесьте яблоко обратно на ветку...

Все... Рука свободна... Опустите ее вниз..."

2-й вариант ("влюбленные" — участвуют 2 суггеренда). Два суггеренда противоположного пола стоят, прижавшись боком друг к другу. Кисти их рук сжаты в кулак. Крайние руки подняты над головой. Глаза закрыты. Суггестор суггестирует им следующее:

«Представьте большой космический маятник...

Подвешенный к луне...

Этот маятник раскачивается...

Раз... Два... Раз... Два..."

Вскоре качания парочки оживляются.

3-й вариант ("пятерка" — участвуют 5 суггерендов)(Рис. 22). Три сутгеренда стоят, прижавшись боком друг к другу. Позади них стоят еще двое суггерендов. Они положили свои руки на смежные плечи вперед истоящих. Содержание суггестии и сугге­стивный эффект аналогичны предыдущему случаю.

4-й вариант ("березка" — участвуют 10 и более суггерендов). Суггестор суггестирует десяти (или более) суггерендам следующее:

«Сейчас... Я проверю вашу способность аутосуггестии...

Внимательность... И умение слушать...

От Вас требуется только полная тишина — 5-10 минут...

Все встали друг за другом...

Положили обе руки на плечи впередистоящего...

Слегка согнули их...

Успокоились... Расслабились...

Пятки сложили, сомкнули вместе...

Выпрямились... Закрыли глаза...

Откинули голову назад...

Никаких посторонних мыслей в голове...

Замерли...

А теперь пофантазируем...

Сосредоточились на образе...

Представьте... Что перед Вами большая-большая стена...

Вы молодая, стройная, гибкая, раскидистая береза...

Наверху большое облако...

Солнце светит сверху... Оно большое...

Солнце греет ваши веточки... Вашу глянцевую листву...

Вы чувствуете... Как прогревается ваш ствол... Крона...

Руки... Все тело... Разогрелись...

Вы растете все выше и выше...

Тянетесь к этому солнцу вверх... (некоторые суггеренды под действием идеомоторных представлений встают на цыпочки)

Внимание!.. Подул ветер... Сильный ветер...

И наши березы закачались...

Все вместе... В одну сторону...

Вперед... Назад... Вперед... Назад...

А теперь хаотично... Сами по себе...

В разные стороны... (суггестор становится перед колонной суггерендов и начинает дистанционно и бесконтактно раскачи­вать ее своей правой рукой)

Ваши мысли далеко... В голове пусто...

Ничто Вас не волнует... Не тревожит...

Не беспокоит...

Руки отяжелели... Сильно отяжелели-Стали тяжелыми... Свинцовыми...

Они сваливаются... Падают вниз с плеч соседей...

Ух!.. Как они отяжелели... (у некоторых суггерендов руки па­дают вниз)

Теперь... Ноги ваши также становятся тяжелыми...

Наливаются свинцом... Тяжелеют...

Прогибаются в коленях... Проседают вниз...

Вас тянет вниз... Вы приседаете...

Так и замерли... (некоторые суггеренды приседают)».

С той частью суггерендов, которые уснули, застыв в неудоб­ной позе, или лунатично шатаются по необозначенной траекто­рии, суггестор продолжает работать дальше. Притворщиков суг­гестор просит удалиться.

Далее суггестор продолжает:

«Встали... Откинули голову назад...

Ваши руки становятся пуховыми... Легче пуха...

Они поднимаются вверх... Смотрите вверх...

В ваших руках Вы держите...

Много больших, легких, радужных шаров...

Они тянут Вас вверх...

Поднимаются выше... Выше...

Как их много!.. Они отрывают Вас от земли... (суггеренды на­чинают прыгать и шататься, как бы поддаваясь натиску шаров)».

б) прием «тормоз». Этот прием позволяет оценить суггестабильность суггеренда при его пробном усыплении.

1-й вариант ("опрокидывание"). Суггестор сажает суггеренда на кушетку спиной к себе, просит его расслабиться и сосредоточиться на мысли о сне. Через некоторое время сугге­стор кладет свою теплую левую руку ему на затылочную об­ласть, а 2-3 пальца своей правой руки кладет ему на лоб. Затем ладонь девой руки скользит, плавно медленно сползает с затыл­ка суггеренда вниз до лопаток и далее, а 2-3-мя пальцами пра­вой руки суггестор производит легкое, но ощутимое давление на область лба так, чтобы подборок испытуемого поднялся вверх, и он начал снижаться и ложиться на кушетку головой вниз. При этом надо медленно, монотонно, уверенно говорить суггеренду, что его все больше и больше тянет вниз, что он уже падает, и 2-3-мя пальцами руки (с упором в области лба) и левой рукой (с упором в области лопаток) медленно откидывать испытуемого на кушетку. Затем резким повелительным окриком «Спать!» суггестор погружает суггеренда в гипнотический сон.

2-й вариант ("отяжеление"). Суггестор просит сугге­ренда сжать руку в кулак, согнуть ее в локте и опереть этот кулак на подставленную под него ладонь суггестора, лежащую на сто­ле. Суггестор предлагает суггеренду сосредоточиться на мысли о сне. Через некоторое время суггестор убирает (резко или плавно выдергивает) свою руку из под кулака суггеренда. Возможны два варианта реакции последнего.

1. Испытуемый, хорошо заторможенный, расслабленно уро­нит свою руку на стол, словно налитую свинцом.

2. Испытуемый, плохо заторможенный или незаторможен­ный, после убирания руки суггестора не позволит своей руке упасть на стол, а напрягая мускулы, поднимет, резко отдернет свою руку слегка вверх и оставит ее на некотором расстоянии от стола в напряженном состоянии. В первом случае испытуемый

гипнабилен. Во втором случае испытуемый негипнабилен.

3-й вариант ("отрывание"). Суггестор предлагает суггеренду подать вперед свою левую руку (кисть раскрыта, ладонь смотрит вниз), а свою правую руку сжать в кулак, приложив большой палец правой руки к тыльной стороне ладони левой руки. После этого суггестор считает до трех. На счет «Три» суггеренд должен оторвать большой палец правой руки от ладони левой руки. Счет «Раз», «Два» суггестор произносит ровным монотонным голосом, а счет «Два с половиной» выкрикивает. Если суггеренд не оторвал правую руку от левой, то он достаточно заторможен, а значит гипнабилен. Если суггеренд оторвал правую руку от левой, то он недостаточно заторможен, а значит негипнабилен.

4-й вариант ("гипноскоп"). Иногда для оценки гипнабильности испытуемого применяют специально сконструиро­ванный прибор — «гипноскоп». Он состоит из двух штанг, pa положенных под прямым углом, подставки и шарика, подвешенного на веревке. Суггестор отводит этот маятник на максимальное расстояние от положения равновесия и предлагает суггеренду внимательно следить за его качаниями. Когда последние начнут затухать, то и движения глаз достаточно гипнабильного суггеренда как правило затухают, у него появляется уста­лость во взоре. У негипнабильного суггеренда интенсивность движений глаз остается неизменной.

Следует отметить условность и относительность данных, получаемых при вышеописанных пробах, однако иногда они хо­рошо передают суггестсабильность того или иного испытуемого и поэтому могут быть рекомендованы.

4. Работа над содержанием суггестии и ее речевым оформле­нием. Слово суггестора должно переплавиться в конкретные действия суггеренда. Речевая деятельность суггестора — основ­ное средство воздействия на суггеренда. Каждый суггестор за­трачивает в процессе подготовки к сеансу немало труда, разра­батывая содержание своей суггестии, продумывая ее направлен­ность, оттачивая стиль. Он заботится не только об актуальности материала, глубине обобщений, но и о совершенстве внутренней формы суггестии — логической последовательности этапов, стройности композиции. Все это является необходимым условием успеха суггестивного воздействия наяву.

Достаточным условием успеха суггестии в бодрствующем со­стоянии является работа суггестора над формой воплощения подготовленного содержания суггестии в звучащем слове.

Итак, качество и эффективность суггестивного воздействия наяву определяются внутренней структурой суггестии и внеш­ней формой ее подачи.

Подготовка смысловой стороны суггестии представляет со­бой сложный речемыслительный процесс. Основное условие здесь — ясность изложения.

Основные этапы суггесто-технической работы:

1. Аналитический (концептуалный)

2. Ориентационный (стратегический)

3. Композици­онный (тактический)

4. Языковый (редакционный)

5. Исполни­тельский (аудиторный)

6. Контрольно-итоговый

На первом этапе суггестор формирует теоретическую кон­цепцию — тот фундамент, на который опирается пирамида суг­гестии.

На втором этапе суггестор определяет «сверхзадачу» — целе­вую установку, главный тезис суггестии, то, что необходимо суггестировать.

На третьем этапе суггестор разрабатывает композицию и об­щий план суггестивного воздействия.

На четвертом этапе суггестор определяет оптимальные вари­анты рабочих материалов суггестии, проводит редактирование Текста суггестии.

На пятом этапе суггестор производит ситуативную переори­ентировку и корректировку текста суггестии в процессе суггестии.

На шестом этапе суггестор на основе анализа эффективно­сти своей работы перерабатывает рабочие материалы и получает Усовершенствованный вариант суггестии.

Тщательно подготовленная и правильно построенная суггестия порой все же не достигает цели из-за невнимания суггестора к «незначительному», как многим кажется, элементу: форме воплощения подготовленного содержания суггестии в звучащем слове.

Только овладение основами речевого мастерства проложит правильные пути между внутренним миром суггестора и сло­весным его выражением.

К основным элементам техники устной речи относят дыхание, фонационное (речевое) дыхание, речевой голос, дикцию, орфоэпию (нормы литературного произношения и ударения), средства речевой выразительности.

Смешанное, или диафрагмально-реберное, или гармонично-полное дыхание, составляющее энергетическую базу для речи, тренируется выполнением специальных физических упражне­ний для развития дыхания.

Фонационное дыхание, обслуживающее речь, тренируется выполнением специальных упражнений, развивающих актив­ность речевого дыхания, тренирующих организованный выдох распределение выдоха и добор дыхания в процессе речи.

Воспитание речевого голоса строится на выполнении специ­альных упражнений на силу звука, посыл звука, гибкость, по­движность голоса, тембр голоса, полетность звука, выносли­вость, малую утомляемость голоса.

Дикция развивается выполнением специальных упражнений артикуляционной гимнастики губ, языка, мышц нижней челю­сти, а также, специальных упражнений на тренировку четкого произношения гласных и согласных звуков, взрывных звуков, свистящих и шипящих звуков, окончаний слов, удвоенных со­гласных, чистоговорок и скороговор.

Четкое знание орфоэпических правил устной речи обеспечивается изучением норм литературного произношения и ударе­ния.

Выразительность речи суггестора определяется тремя факторами:

— лингвистический — это языковые средства суггестора;

— паралингвистический — это те средства языка, которые располагаются возле собственно языковых, средств (интонация в широком смысле слова);

— кинетический — это движения суггестора, подкрепляющие речевое воздействие (жесты, мимика, поза, общий вид суггесто­ра, его манеры).

Различают следующие лингвистические средства речевой выразительности.

1) Лексические фигуры

а) использование художественной литературы, пословиц, по­говорок, идиом, афоризмов, выражений переносного и образно­го значения;

б) использование синонимов, полисемии, омонимов, паро­нимов, антонимов;

в) применение метафор;

г) употребление аллегорий (иносказаний);

д) применение экстраполяции — переноса термина, понятия из одной области в другую;

е)применение эпитетов, сравнений, а также тропов, т.е. слов и выражений, употребляемых в переносном значении;

ж) использование метонимии и синекдох, т.е. переноса на­звания с части предмета на весь предмет или с одного предмета на другой, смежный;

з) применение перифразов — описательных выражений, сло­восочетаний и предложений, выраженных в форме иносказания, замена названия предмета указанием на его существенные при­знаки;

и) использование гиперболы — чрезмерного преувеличения свойств предметов.

2) Стилистические фигуры

а) сегментированные конструкции — конструкции, состоя­щие их двух частей — сегментов, т.е. отрезков;

б) присоединительные конструкции — конструкции (сообще­ния, разъяснения, уточнения), которые добавляются к основно­му высказыванию;

в) анафора — повтор начальных слов и словосочетаний;

г) эпифора — повтор слов и словосочетаний в конце предло­жений;

д) прием градации — группировка слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости;

е) восклицания, риторические вопросы, утверждения, выска­занные в вопросительной форме, вопросно-ответная форма ре­чи;

ж) оксиморон — стилистический прием, в котором сочетают­ся несоотносимые друг с другом понятия;

3) инверсия - перестановка, изменение обычного порядка Слов;

и) прием антитезы — противопоставления.

Паралингвистическим средством речевой выразительности является интонация, т.е. особая звуковая выразительность речи. Четыре Т управляют интонацией: тон, тембр, темп, течение ре­чи. Интонирование речи осуществляется на основе общих зако­номерностей звучащего слова: мелодических схем предложений речи и речевых нот.

В основе кинетических средств речевой выразительности ле­жат жесты (локальные и комплексные, педагогические, указыва­ющие, логические и изобразительные, общепринятые (традици­онные), индивидуальные и ситуационные, эмоциональные, ме­ханические), мимика, поза суггестора.

Касаясь использования в суггестии наяву средств речевой выразительности, надо подчеркивать необходимость сознатель­ной, систематической работы суггестора над звучащим словом. Ведь профессиональное использование средств речевой вырази­тельности способствует достижению гармонии мыслей, чувств и слов суггестора. Это придает суггестивному воздействию дейст­венность и наступательный характер.

4.1.2. Косвенная суггестия и плацебоэффект

В работе с суггерендами иногда может быть весьма эффек­тивной (особенно когда речь идет о лицах с повышенной суггестабильностью, ипохондрической или истероидной наклонно­стью) косвенная суггестия. Под ней понимают назначение сла­бого палиативного средства или какого-либо гимнастического упражнения при одновременном упоминании (как бы между прочим) о большом эффекте данного препарата или метода. В результате такой завуалированной суггестии у суггеренда насту­пает заметное улучшение самочувствия. В этом заключается плацебоэффект. Плацебо — это нейтральный препарат, лишь внешне напоминающий настоящий. К категории плацебо мож­но отнести практически любой талисман или святыню, одно прикосновение к которым заметно влияет на психофизическое состояние суггеренда.

Косвенные суггестивные воздействия психически опосреду­ют конкретные раздражители первой сигнальной системы, а именно нейтральные для данного состояния суггеренда матери­альные факторы, такие, например, как вода, мел и т.д. В тех же случаях, когда применяется реально, но слабо действующее на данные явления вещество, действие его усиливается суггестией (или аутосуггестией), т.е. потенцируется. Такие суггестии назы­ваются «чреспредметными».

Между тем можно опосредовать и потенцировать раздраже­ния не только предметно первосигнальные, но и второсигнальные, осуществляемые через идею. Эти раздражения суггестор может опосредствовать и потенцировать прямо в ходе обычного бытового разговора, т.е. в процессе общения.

Различают следующие виды косвенной суггестии, опосреду­ющей и потенцирующей второсигнальные агенты.

1. Ассоциативная суггестия. Ассоциативная суггестия осно­вана на связях слов по смежности, сходству или контрасту. Суг­гестор в разговоре с суггерендами акцентирует его внимание на определенных идеях, сцепленных ассоциативными связями с теми идеями, которые требуется косвенно суггестировать. На­пример, если суггестор во время сеанса упомянул слово «стол» ("шар", «грязь»), то тем самым суггеренд будет приведен к мыс­ли о слове «стул» (по смежности слов «стол» — «стул») или о сло­ве «мяч» (по сходству слов «шар» — «мяч») или о слове «чистота» (по контрасту слов «грязь» — «чистота»). Слово «деньги» имеет максимум ассоциативных связей, поэтому для некоторых суггерендов это огромный суггестирующий фактор.

2. Информационная суггестия. Информационная суггестия основана на способности средств просвещения (литература, ки­но, радио, телевидение и т.п.) влиять на внутренний мир лично­сти. Суггестор в разговоре с суггерендом знакомит последнего с содержанием какого-либо литературного произведения (художе­ственного фильма, радио- или телепередачи и т.п.), косвенно связанного с содержанием суггестии. Эта информация оформ­ляет смутные подсознательные переживания суггеренда на язы­ке сознания и подводит последнего к мысли о необходимости совершить запланированное суггестором действие. Средства просвещения как бы помогают сутгеренду вспомнить витавшую в его голове идею.

3. Аффектационная суггестия. Аффектационная суггестия основана на повышенной суггестабильности лиц, находящихся в состоянии аффекта. Суггестор в разговоре с взволнованным суггерендом пытается как-то успокоить последнего, завоевывая его внимание, а затем после небольшой паузы дает императивный или кооперативный «совет», косвенно связанный с состоя­нием суггеренда и содержанием суггестии. Этот «совет» как раз в Данном случае имеет наибольшую силу, т.к. под влиянием аф­фекта бдительность суггеренда усыплена.

4. Комплиментарная суггестия. Комплиментарная суггестия основана на способности некоторых людей «таять, как снег, едва их слегка обдадут теплом». Суггестор выслушивает очередное высказывание суггеренда, а затем начинает (вовсю, с напором) расхваливать последнего, делать ему комплименты, одновре­менно аплодируя его словам, хлопая его по плечу, пожимая ру­ку. Например: «Дима!.. Димка!.. Димуля!.. Ясынька!.. Сладень­кий!.. Касатик!.. Какой ты умный, одаренный, отличный чело­век!.. Дима — ты гений!.. Ты поэт мысли!.. Ты титан удачи!.. С тобой приятно иметь дело... Сразу чувствуется закалка... Ну ты силен!.. Даешь, старик!.. Здорово!..» Такая техника обработки со­знания суггеренда на языке профессиональных вербовщиков на­зывается «бомбардировкой любовью». Чрезмерное восхваление суггестором суггеренда создает у последнего представление о своем «суперменстве» и позволяет суггестору косвенно суггестировать суггеренду заранее запланированные поступки.

5. Вопросная суггестия. Вопросная суггестия основана на том, что каждый ответ суггеренда на вопрос суггестора подго­тавливает почву для следующего вопроса. Суггестор задает суг­геренду вопросы и, получая ответы на них, подводит последнего дальнейшими вопросами к заранее запланированной мысли, косвенно связанной с темой разговора и содержанием сугге­стии.

Суггестия — это частный экзотический случай общения. В процессе общения мы все прямо или косвенно влияем друг на друга. Вот почему суггестору крайне важно познать все законо­мерности человеческого общения. Это знание даст ему внутрен­нюю свободу в общении и позволит ему «вплетать в ткань разго­вора» с суггерендом всевозможные косвенные суггестии.

Для этого обратимся к трансакционному анализу американ­ского психиатра Эрика Берне. На сеансе суггесторного воздейст­вия суггестор и суггеренд выступают как партнеры контакта. Суггестивный контакт — это специфический случай коммуни­кации с обратной связью, в ходе которой происходит явный или скрытый, непосредственный или опосредствованный, элемен­тарный или сверхсложный обмен «ударами», «стимулами», ком­муникативными «посылами», или «коммунистами»: знак на знак ("поглаживания", «пинки», «уколы» в виде слов или умол­чаний, взглядов или отворачиваний друг от друга) от адресанта к адресату информации и обратно. Для передачи сообщения партнеры суггестивного контакта используют определенный код и контекст. Суггестивный контакт формально обозначается как серия трансакций (единиц процесса знакообмена).

Каждый человек как «коммуникант» располагает по крайней мере тремя личностными позициями. Они сосуществуют в рам­ках одной и той же личности, дополняя друг друга. Каждая из трех ролевых позиций сосредоточивает в себе сильные и слабые стороны соответствующей натуры. Рассмотрим их подробнее.

1. Позиция ребенка, «дитяти» (Д). Дитя — зависимое, подчи­няемое и безответственное существо. Эта позиция сохраняется от раннего возраста. Ее «сильные» стороны: раскованность, творческие порывы, импульсная жизнерадостность, фантазия и любопытство. Ее «слабые» стороны: пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость и несдержанность.

2. Позиция родителя (Р). Родитель — напротив, независи­мый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя. Эта позиция усваивается в детстве за счет обожания старших и под­ражания им. Ее «сильные» стороны: уверенность в правоте мо­ральных требований, способность к авторитетному тону, спо­собность к покровительству и способность к защите слабого. Ее «слабые» стороны: безапелляционность, догматизм, сознание превосходства и сознание права «карать».

3. Позиция взрослого (В). Взрослый — умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответст­венность между собой и ими. Эта позиция складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и на­копления у него того, что называют житейской мудростью. Ее «сильные» стороны: расчет действий, контроль над ними, трез­вость в оценках и понимание относительности догм. Ее «слабые» стороны: излишний скептицизм, скованность (недостаток спон­танности), бедность фантазии и недооценка эмоциональной стороны.

Выступая в позиции Дитяти, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе ("пристройка снизу"); в позиции Родителя — самоуверенно-агрессивным ("сверху"); в позиции Взрослого — корректным и сдержанным ("рядом"). В случае суггестивного контакта суггестор выступает в позиции Родителя или Взрослого, а суггеренд по отношению к нему — в позиции Ребенка.

Будь человек лишен какой-либо из всех этих позиций, его поведение стало бы «неадаптивным»: либо слишком жестким, ибо слишком рыхлым и безалаберным. Однако в некоторую единицу времени (по ходу контакта) ведущей является какая-то одна из позиций: в следующий момент может возобладать дру­гая. Этот основополагающий принцип трансакционного анализа является скрытой подосновой суггестивного воздействия суггестора на суггеренда. Из сказанного следует, что в контакте участвуют фактически не двое, а шестеро партнеров. При этом происходит интенсивный обмен явными и скрытыми трансакциями.

Например:

Иванов. Зайдемте ко мне. Я живу один. Выпьем горячего чайку... (Вы мне очень нравитесь).

Петрова. Да, это было бы кстати — согреться чаем... (Вы мне тоже).

Из приведенного примера видно, что в позиции Взрослого партнеры контакта обмениваются явными трансакциями. Со­держание их приведено без скобок. Одновременно в позиции Дитяти происходит взаимный обмен скрытыми трансакциями. Содержание их приведено в скобках.

Акт коммуникации у людей является частным случаем пове­денческого акта. Схема его структуры включает в себя четыре фазы.

1-я фаза — фаза взаимонаправленности. Она означает воз­никновение у партнеров установки на внешнюю коммуникацию при одновременном отвлечении от внутренней коммуникации.

2-я фаза — фаза взаимоотражения. Имеет форму ролевого обмена. Партнеры принимают актуальные роли друг друга. Ото­бражая партнера в своей голове, человек схватывает его роли в данный момент и свою актуальную роль его глазами.

3-я фаза — фаза взаимоинформирования. Имеет форму играния ролей. «Пассивное» играние ролей — в соответствии с ро­левыми ожиданиями партнера. «Активное» играние ролей — вопреки его ролевым ожиданиям.

4-я фаза — фаза взаимоотключения. Потребность (возмож­ность) свернуть общение.

Несмотря на строгие законы и правила общения, последнего как такового не существует. Существует только игра в общение. Первым на этот постулат натолкнулся Э. Берне — создатель трансакционного анализа. В своей книге «Игры, в которые игра­ют люди» 1под рубрикой «Развлечения» он приводит стереотипы современных разговоров — характерные «водоворотики» в пото­ке нашего общения. Вот забава АССОЦИАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ: лейтмотив — дети совсем распустились, ума не приложу, как быть. В соседней комнате подростки могут развлекаться за тор­том противоположной темой: КАК ТЫ ОБХОДИШЬ СВОИХ СТАРИКОВ или темой, еще более популярной в их возрасте: ДАВАЙ РАЗБЕРЕМСЯ (во взаимоотношениях, в радиотехниче­ском устройстве, в смысле жизни и т.д.). Опять-таки дело — не в том, чтобы серьезно вникнуть, например, в пресловутую про­блему «отцов и детей» или в тайну смысла жизни. Просто «так

принято», и, поступая, как принято, люди обмениваются «погла­живаниями» — благожелательными знаками внимания к парт­неру. Это поддерживает в них чувство принадлежности к единой группе, причем каждый старается не ударить в грязь лицом, да­бы не быть оттесненным к периферии группы.

Знаменитый «ритуал восьми поглаживаний», исполняемый нами ежедневно, выглядит так .

Иван (Петру). Привет! (1-е поглаживание).

Петр. Здорово (2-е; дальнейший счет понятен).

Иван. Как дела?

Петр. Ничего, а у тебя?

Иван. Порядок. Погодка-то, а?..

Петр. Да-а... Дождя бы только не было.

Иван. Ну, будь.

Петр. Пока!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться