1813 год. Аббат Фариа, наблюдая опыты Пюисегюра, пришёл к открытию, что магнетизма нет. Пассы, кризы, флюиды — все это иллюзия. Он излагает свои взгляды в научном труде "О причине ясного сна". Вкратце он пишет следующее: «Я не могу понять, почему люди настолько странны, что ищут причину в баке, во внешней воле, в магнетическом
флюиде, в животном тепле и в тысяче других смешных диковинках такого же рода, тогда как этот тип сна присущ всей человеческой природе и проявляется в мечтах, а также у всех людей, которые поднимаются, ходят или говорят во сне».
Для аббата Фариа транс был результатом воздействия двух факторов: очарованности субъекта магнетизёром и силы убежденности, исходящей от магнетизёра. Обычно аббат располагался напротив своего пациента, смотрел прямо ему в глаза и твердо приказывал спать, при этом он сильно нажимал ему на плечи, чтобы заставить сесть на удобное сиденье. Если этого оказывалось недостаточно, он возносил распятие, на которое пациент должен был не отрываясь смотреть, вплоть до наступления гипнотического транса.
1841 год. Среди людей, посетивших опыты Пюисегюра, побывал некто по имени Лафонтен. Двадцать лет спустя он стал знаменитым магнетизёром.
Лафонтен выступает в крупных городах Европы. После сеансов в Риме, на которых присутствовал сам Папа, он отправляется в Англию, где значительно укрепляет свою репутацию, гипнотизируя льва в лондонском зоопарке. Затем Лафонтен прибывает в Шотландию, в Эдинбург, сопровождаемый необычайными слухами.
1843 год. Городской фармацевт, Джеймс Брэйд, решает присутствовать на первом представлении, дабы разоблачить мошенничество. Заинтересовавшись работой Лафонтена, он был удивлен тем, что испытуемый не мог открыть глаза, несмотря на все усилия. Лишь на третьем представлении Джеймс Брэйд понимает механизм этого феномена. По его мнению, не магнетизм и не пассы вызывают сомнамбулический криз, который является результатом фиксации внимания подопытного на каком-либо предмете. Брэйд считает, что пациенты не засыпают, а погружаются в своего рода нервный сон. Он пишет: «Неподвижность взгляда, парализуя нервные центры глаз и подчиненные им центры и нарушая тем самым равновесие нервной системы, дает нам в конечном итоге этот феномен».
Брэйд проверяет открытие на своем окружении, а затем и на многочисленных пациентах. Он просит их фиксировать внимание на блестящем предмете, расположенном в нескольких сантиметрах от глаз, и заранее описывает им ощущения, которые те будут испытывать. Через несколько минут испытуемые впадают в состояние глубокого сна. Аптекарь напрасно старается опубликовать свое открытие в медицинском журнале — все ему отказывают. Тогда он решается опубликовать книгу, в которой описывает свой метод, отличный от магнетизма. Поскольку метод является иным, нужно найти ему другое название. Брэйд, как и все ученые его времени, получил классическое образование и превосходно знает греческий язык и греческую мифологию. Используя язык Гомера, чтобы дать имя этому нервному сну, он называет его гипнотизмом.
Последствие сказалось немедленно, изгнанный из больниц, магнетизм вошел в их распахнутые двери под именем гипнотизма. «Гипноневрология» — книга, опубликованная Брэйдом, вызвала целый ряд переворотов. 1882 год.
В Нанси проживает некая дама, много лет страдающая ишиасом. Никто не может ее вылечить. Самому профессору Бернгейму не удалось справиться с этой болью. Дама прослышала о враче, практикующем в деревне неподалеку. Врач, по слухам, творит чудеса. Слава о Льебо уже вышла за пределы его округа — он становится известен в столице Лотарингии. Услышав похвалы в адрес Льебо, дама предпринимает поездку в Пон-Сен-Винсен. И что же? Она излечена за один сеанс. Бернгейм узнает об этой новости. В ярости он решает отправиться к Льебо для разоблачения — он считает его шарлатаном. В течение двух дней Бернгейм присутствует на приеме и быстро убеждается в ценности удивительного терапевтического метода.
Бернгейм предлагает Льебо переехать в Нанси. Тот соглашается, и вдвоем они основывают школу Нанси, из которой впоследствии выйдут знаменитые гипнотерапевты. В городе герцогов Лотарингских Льебо практикует в помещении, чем-то напоминающем ангар, расположенный в пригороде. Он отдается буквально апостольскому служению обездоленным слоям населения. «В 1889 г. я видел старого и трогательного Льебо, принимающего женщин и детей пролетарского населения Нанси», — пишет Фрейд в своих мемуарах. Он описывает весьма своеобразную технику наведения, которую применял этот новый апостол гипноза: «Больной сидит, он кладет руку ему на лоб, и даже не глядя на него, говорит: «Сейчас вы уснете». Затем закрывает ему глаза, уверяя, что тот спит. Поднимает руку пациента: «Вы не можете опустить руку». Если больной ее опускает, Льебо делает вид, что ничего не замечает. Затем заставляет его вращать предплечьями, уверяя, что тот не сможет остановиться. При этом он сам очень быстро вращает руками и говорит, говорит без остановки сильным и вибрирующим голосом".
Льебо посвятил последние сорок лет своей жизни лечению тысяч пациентов. Бывали дни, когда он осуществлял более ста сеансов такого типа.
1885 год. Зигмунд Фрейд отправляется в Париж, чтобы изучать гипноз у Шарко.
1888 год. Леон Доде публикует роман "Мортиколь", высмеивающий двух соперников — Шарко и Бернгейма. Первый практикует в Сальпетриер большой гипнотизм, а второй в Нанси — малый гипнотизм.
Так назывались в те времена два различных подхода к гипнотической практике.
1889 год. Фрейд приезжает в Нанси, чтобы усовершенствовать свою гипнотическую технику у Льебо и Бернгейма. Он становится их другом, принимает концепцию роли внушения и переводит книгу Бернгейма на немецкий язык.
1889-й — год первого международного Конгресса по гипнозу, проходившего в Париже. На нем присутствуют все светила мира гипноза и нарождающейся психологии. Фрейд участвует в нем, но не выступает. На Конгрессе Нансийская школа побеждает Парижскую (Сальпетриер).
1890 год. Школа Сальпетриер начинает сближаться со школой Нанси. Бабинский признает значимость внушения. Руководитель клиники Шарко, он дает феноменам, наблюдаемым на «истеричках» Сальпетриер, название питиатизма (исцелимое внушением). Бабинский прекрасно знает, о чем говорит, поскольку был постановщиком спектаклей, разворачивавшихся по вторникам у Шарко.
Дежерин подтверждает мнение своего коллеги, написав в «Медицинской и хирургической газете»: «За границей идеи Льебо и Бернгейма приняты большинством врачей, занимающихся гипнотизмом, и гипнотизм не является специфическим неврозом, как мы думали в свое время».
1892 год. На Конгрессе по экспериментальной психологии в Лондоне Бернгейм произносит фразу, повлекшую за собой серьезные последствия: «Нет гипнотизма, есть только внушение». Льебо не соглашается с этой крайней точкой зрения.
Льебо отделяется от Бернгейма. Большинство учеников следуют за ним. Это конец школы Нанси.
В редакционной статье ежегодного номера «Журнала гипнотизма» Берийон воздает хвалу Льебо, которого считает создателем нового терапевтического метода — психотерапии. Сам Зигмунд Фрейд признает вклад врача из Пон-Сен-Винсен в развитие его теории.
1990 год. Второй международный Конгресс по экспериментальному гипнотизму. На нем превозносятся идеи Бернгейма без упоминания его имени. Бернгейм решает больше не публиковаться в «Журнале гипнотизма». Содержание этого специализированного журнала обедняется. Серьезные клинические и теоретические статьи становятся редкими и уступают место все более и более эзотерическим или парапсихологическим отчетам.
1910 год. Бернгейм уходит на пенсию. Льебо умер шесть лет назад. Соперничество двух школ погасло. «Журнал гипнотизма» преобразован в «Журнал экспериментальной психологии». Эмиль Куэ развивает свою теорию, основанную на интенсивном использовании позитивных внушений. Его идеи, осмеянные во Франции, имеют большой успех по ту сторону Атлантики, где служат основой для многочисленных психологических школ.
Гипноз заброшен и заменен психоанализом. Покинув его для того, чтобы развивать свою собственную технику, Зигмунд Фрейд, по всей видимости, нанес ему тяжелый удар. Но между тем…
в Соединенных Штатах Америки существует гипнотическая традиция, восходящая ко времени Бенджамина Франклина. Работы Брэйда обогатили эту школу Новой Англии. Опубликованы многочисленные работы. Милтон Г. Эриксон, молодой американский врач, был знаком с некоторыми из них. Психиатр по образованию, он изучил книгу Бернгейма. Всегда интересуясь традиционной индейской медициной, шаманизмом, Эриксон дебютирует, начав практиковать традиционный гипноз и возобновив движение медицинского гипноза в Северной Америке.
1930 -1950 года. Между тем… в Европе гипноз уже не представляет собой школы. Медицинская общественность игнорирует его, им интересуется лишь ограниченный круг маргиналов. Однако сильные личности используют его базовые принципы для создания и развития медицинских методов, имеющих целью улучшение психического и физического здоровья людей.
1950 год. Создана Американская ассоциация медицинского гипноза. Ее президентом становится доктор Милтон Г. Эриксон, развивающий новый гипнотический подход.
1980 год. 27 марта в Фениксе, штат Аризона, умирает Милтон Г.Эриксон. Последние годы своей жизни он посвятил распространению своих идей и обучению терапевтов, развивших его технику в многочисленных странах. На долю доктора Жана Годэна выпадает тяжелая задача и огромная привилегия — внедрить идеи Эриксона во Франции. Он обучил многих, к числу которых принадлежит Михаил Романович Гинзбург, активно развивающий в России идеи и методы эриксоновского подхода.
2009 год. Игорь Оленев, совместивший в практике гипноз и психоанализ, частично основываясь на работах М.Эриксона, Э.Росси, С.Гиллигена, М.Гинзбурга, Ш. Жюслена и Ж. Бэккио, переработав и дополнив классификацию внушений, публикует свою первую книгу «Полная палитра методов внушения в практике убеждения и гипнотерапии».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алман Б.М. Ламбру П.Т. Самогипноз. М., 1995
Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.
Бехтерев В.М. Гипноз. Днепропетровск, 1999.
Блейлер Э. Аффективность, внушаемость, паранойя. Одесса, 1919
Брэг Р. Гипноз: Самоучитель. Таганрог, 1992.
Бэккио Ж. Росси Э. Гипноз ХХI века. М., 2003
Бэккио Ж. Жюслен Ш. Новый гипноз: Практическое руководство. М.
Буль П.И. Техника гипноза и внушения.
Гинзбург М.Р., Яковлева Е.Л. Эриксоновский гипноз. Систематический курс. М., 2008
Гипнотерапия. / Под редакцией Хип М. Драйден У. СПб., 2001
Гиллиген С. Терапевтические трансы: Руководство по эриксоновской гипнотерапии. М., 1999
Годен Ж. Новый гипноз: Введение в эриксоновскую гипнотерапию. М., 2003
Гончаров Г.А. Суггестия: теория и практика. М., 1995.
Гордеев М.Н. Классический и эриксоновский гипноз.
Гримак Л. Гипноз и преступность. М., 1997.
Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса. М., 1994.
Гришин А. Гипноз. М., 1998.
Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб., 2000.
Зейг Дж. Семинар с доктором медицины Милтоном Г.Эриксоном. М., 2004
Зейг Дж. Испытание Эриксоном: Личность мастера и его работа. М., 1999
Кинг М. Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия. М.,1998
Кинг М., Цитренбаум Ч., Коэн С. Гипнотерапия вредных привычек. М., 1998
Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. СПб., 2001.
Лозанов Г.К. Суггестология. София, 1971.
Мессинг В. Гипноз, телепатия, ясновидение. Новосибирск, 1992.
О’Брайен Б. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно. М., 1996
Роут Б. Язык гипноза. М., 2001.
Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона. М.
Хейли Дж. Терапия испытанием: Необычные способы менять поведение. М., 1998
Хейли Дж. О Милтоне Эриксоне. М.
Шерток Л. Гипноз. М., 1992.
Эриксон Б.Э. Новые уроки гипноза. М., 2002
Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности: наведение клинического
гипноза и формы косвенного внушения. М., 1999.
Эриксон М. Стратегия психотерапии. М.
Эриксон М. Семейная психотерапия. М.
Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. М.
Эриксон М. Мой голос останется с вами. М.
|