Задание:
Приведите примеры собственного поведения, мыслей и чувств, продиктованных не здравым смыслом, а чувственной потребностью, которая оказалась сильнее попыток ей противостоять.
1_____________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________
Упражнение:
1. Упражнение выполняется в малых группах. Ведущий задаёт вопросы одному из участников. Остальные участники упражнения сидят напротив того, кому задаются вопросы, чтобы было удобно видеть реакции (отклики). Вопросы задаются самые разные, в основном, на тему личных интересов и увлечений. Задачей упражнения является отслеживание наиболее глубоких чувственных откликов, которые характерны при еле заметных погружениях вопрошаемого в самого себя. Надо увидеть, что для него особо значимо. После опросов участники упражнения обмениваются мнениями по тому, что им удалось заметить. Тот, кому адресовались вопросы, в самом конце упражнения даёт оценки, чьи наблюдения были более точными.
2. Упражнение выполняется в парах. Двое участников становятся лицом друг к другу, взявшись за руки. Выбирается несколько тем для искренних пожеланий (деньги, сексуальная жизнь, успехи в творчестве и на работе и т.д.). Важно, чтобы тема максимально затрагивала личные интересы большинства людей. Пожелания произносятся неторопливо, с чувством, искренне, не менее 7-8 фраз. Упражнение считается выполненным, когда удаётся свободно войти в эмоциональный личный контакт и, когда партнёр по упражнению искренне принимает пожелания. После произнесения всех пожеланий партнёры меняются в паре, а затем в парах.
3. Участники упражнения разделяются на две равных группы. Одна группа садится на стулья в круг, лицом в центр круга и закрывает глаза (желательно повязкой). Члены другой группы, под красивую мелодичную музыку, спонтанно выбирают партнёров, неожиданно для сидящих во внутреннем круге с закрытыми глазами. Партнёр с открытыми глазами очень тепло говорит сидящему партнёру с закрытыми глазами о том, что тот уникальная личность, наделённая огромным количеством талантов и дарований, с богатым и глубоким внутренним миром и т.д. Во время произнесения тёплых слов очень важно нежно поглаживать другого человека по спине и плечам. Задача упражнения заключается в том, чтобы вызвать, в сидящем с закрытыми глазами партнёре, интенсивный чувственный отклик. Интенсивный чувственный отклик является важной составляющей гипнотической практики.
10. Бессознательные процессы могут протекать самостоятельно и продуктивно.
Благодаря психоаналитическим исследованиям, специалисты в области изучения психических процессов пришли к важному выводу, что сознание подобно верхушке айсберга или островку в океане, в то время, как основную массу жизненных проявлений человека составляет подводная (океаническая), бессознательная часть. Судьбой человека правит бессознательное. Это стало слишком очевидно для специалистов. Но какова тогда роль сознания, чем оно занимается? Возникает впечатление, что сознание, по большей части, ориентируется на объективную реальность, чтобы приспособить внутренние потребности к существующим возможностям. Сознание – это своего рода командный пункт адаптации. Главный штаб находится в ином месте (в бессознательном), а командный пункт, в свою очередь, выполняет задания главного штаба.
Следуя «королевской дорогой в бессознательное» (З.Фрейд), можно наглядно увидеть автономию бессознательных процессов в сюжетах сновидений. Возьмём, к примеру, сновидение 35-ти летней женщины, вышедшей второй раз замуж и проживавшей с новым мужем (моложе её на 5-ть лет) около 2-х лет. Сюжет сновидения (от лица сновидицы): «Я в тревоге бегу по пересечению трамвайных путей. Впереди, в одном из трамваев находится мой муж Илья. Я бегу к нему, хочу успеть, но запрыгиваю в другой трамвай, находящийся немного ближе. Трамваи трогаются и едут по разным маршрутам. Мне больно, я кричу, но он меня не слышит. В тревоге просыпаюсь».
В действительности эта женщина возлагала на отношения с новым мужем довольно большие надежды и была к нему искренне привязана. Однако во сне её чувства взяли курс на «разные маршруты». Постепенно сознательные требования к Илье всё больше стали не совпадать с тем, что происходило. Через полгода они расстались, а она тяжело переживала разрыв, который сама же бессознательно запланировала. И дело даже не в муже, а в её глубинных интересах, которые не раскрывались в должной степени в этих отношениях. При этом супруг мог быть даже замечательным и очень интересным человеком, но иное дело, когда в силу вступают чувственные, «химические», самые глубинные потребности, суть которых в высшей степени таинственна. Здесь, на примере данного сновидения, интересно разобрать механизм автономного бессознательного (независимого от роли сознания) процесса.
Сновидение возникает не спонтанно и отражает в себе ассоциативный, в образах переживаемый процесс внутренней биохимической регуляции. По принципу идеодинамики любой, в том числе биохимический, процесс сопровождается идеями. Без этого принципа не было бы интуиции, творческой игры воображения, спонтанных догадок, неожиданных мыслей и т.д. В течение дня организм вырабатывает вещества в результате необходимого взаимодействия с объективной реальностью. Ночью, когда «корабль вернулся в порт» и пришло время «ремонтных работ», человек засыпает, но организм продолжает важную деятельность по выравниванию биохимического баланса. По коре головного мозга распространяется общее торможение нервной активности и человек погружается в сугубо субъективный мир сновидений. Сначала идут образы, ассоциируемые бессознательным с химическим состоянием, продолжающим по инерции дневной опыт. Далее начинают выбрасываться в кровь компенсаторные вещества, сопровождаемые другими ассоциативными (идеодинамически) образами, и в сюжете сновидения разыгрывается действие. Если возникает конфликт, как в примере с приведённым выше сновидением, то бессознательное на том же ассоциативном (идеодинамическом) уровне ищет оптимальный вариант решения. Бессознательному, из-за недостаточного жизненного опыта конкретного человека, не всегда удаётся быстро прийти к позитивному варианту. Однако процесс продолжается днём и ночью, пока решение не будет найдено. Решением является любая деятельность человека, способствующая установлению биохимического баланса. Как видите, ночью бессознательное принимает судьбоносные стратегические решения, а сознание в течение дня пытается их исполнить.
Возвратимся к примеру со сновидением. Сознательно женщина настроена на совместную жизнь со вторым мужем. Она строила различные планы на совместные интересы и деятельность. Возможно, ей даже мысль о разводе могла не приходить в голову. Но в сложившихся предлагаемых обстоятельствах она так и не смогла достигнуть какой-то особой биохимической удовлетворённости. Речь не идёт о банальном комфорте или дискомфорте. Дело в глубоко внутренней и неосознанной драматургии её бытия. Биохимический баланс, по-видимому, регулирует некую «сверхзадачу» земного существования человека. Неизвестно как это происходит. Однако по большей части в сновидениях приходят судьбоносные решения, которые исполняются с неумолимой силой рока (силой, превосходящей личную волю). Бессознательное решило пересесть в другой маршрут, несмотря на неизбежную боль расставания. Автономный процесс заработал и, вряд ли, что-то смогло бы его остановить.
Человек существует на разных уровнях бытия. Глубинное «Я» является центром истинных интересов, хранителем «сверхзадачи», но это «Я» погружено в бессознательное и, наверное, почти не доступно пониманию рациональным умом. Другое «Я» это личность человека. Себя как личность мы довольно хорошо осознаём, и всё же, далеко не всегда понимаем, персонажем какого сценария являемся. «Я»-персонаж уверен, что именно он правит судьбой. Это заблуждение. «Я»-персонаж приспосабливает интересы бессознательного глубинного «Я» к объективной реальности в контексте предлагаемых обстоятельств и ролевых ценностей. Бессознательное управляет дыханием, кровообращением, биохимическим балансом организма, инстинктами, ассоциациями, рефлексами, эмоциями (чувственностью) и восприятием. Бессознательное управляет ресурсами самоисцеления и способностью организма переносить сверхнагрузки. Нам же не надо думать, как всё это происходит. Сознание ориентируется, производит поверхностные корректировки, отвечающие требованиям ситуации, а также рационализирует и объясняет.
М.Эриксон много раз говорил:
«Ваше сознание очень разумно, но ваше бессознательное намного умнее».
Проблемы часто возникают, когда человек считает, что сознательные процессы самодостаточны и с их помощью он сможет справиться с любой задачей. Увы, при таком отношении к самому себе может частично утратиться связь с, отвечающими за внутреннюю целостность, структурами бессознательного. Скажем, любой творческий акт невозможен без львиной доли спонтанности и активного участия бессознательных структур. Сознание функционирует в определённой системе координат и пользуется заученными навыками, правилами и штампами. С этой точки зрения, чтобы продуктивный бессознательный процесс смог внести позитивные трансформации в системе координат, сознательное понимание сути бессознательного процесса необязательно, а порой и вредно. Такой подход часто называют диссоциативной (отщеплённой) обработкой информации. И действительно, механизмы бессознательной переработки опыта и изменения установок столь сложны, что сознание там явно не справится. Хорошая связь сознательного и бессознательного обеспечивает способность гибкой перестройки мировоззренческой системы координат и изменения сознательных установок, когда этого требует жизненная ситуация. В идеале человек должен возбуждаться и получать удовольствие отого, что ему наиболее полезно по судьбе в данный период жизни. А жёстко фиксированная мировоззренческая система может загнать его в своеобразное рабство оценок (самооценок), рациональности и изживших себя привычек. Взламывать устаревшие привычки (установки) наиболее эффективно с помощью активной поддержки бессознательного. На какое-то время сознательный контроль попросту необходимо устранять.
Бессознательная обработка информации и опыта происходит не по законам рациональных рассуждений. Здесь скорее срабатывает принцип накопления чувственного отклика. Другими словами, некая бессознательная идея может существовать подспудно, пока не достигнет достаточного уровня эмоциональной значимости. Любой сознательный и подпороговый опыт будут ассоциативно взаимодействовать с бессознательной идеей на бессознательном уровне. Если идея начнёт отвечать «химическим» интересам организма, то она всё чаще и чаще будет спонтанно возникать в поле сознания, но возникать не просто, а с большой чувственной составляющей. Рано или поздно сознание оправдает эту идею, даже если она была сомнительна с точки зрения моральной цензуры или сознательных интересов. Где чувственность, там жизнь, там и душа. А идти против своей души практически невозможно. Человек просто зачахнет и не сможет или не захочет жить.
Тот факт, что бессознательные процессы могут быть продуктивными, ещё не означает, что именно так бывает всегда. Гипнотизёру важно создавать условия, обеспечивающие продуктивность (позитивную реализуемость) бессознательных процессов. Успех гипнотической практики во многом зависит от нахождения способов обучения субъекта (клиента) по достоинству оценивать сознательные и бессознательные ресурсы. Ведь необходимые трансформации личности бывают крайне осложнены жёсткой конфигурацией системы ценностей и черт характера. Бессознательная стратегия (бессознательные идеи) могут остро конфликтовать с сознательной системой координат. Часто такой конфликт противоречивых стремлений разрастается до высокого внутреннего напряжения и психических отклонений. Однако, если запустить в бессознательном поиск более продуктивной стратегии, то результат обязательно будет. Энергия процесса движется по правилу вектора, то есть процесс будет продолжаться, пока цель не будет достигнута. Автономный, продуктивный, бессознательный процесс колоссально экономит время. Это просто удивительно, какой невероятный объём внутренней работы может происходить сам по себе. Чтобы решить сложнейшую жизненную задачу, совершенно не обязательно концентрировать осознанное внимание на тяжёлых размышлениях. Гораздо эффективнее правильно запустить бессознательный поиск оптимального решения. Конечно, бессознательное не всесильно и без синтеза сознательных и бессознательных процессов не обойтись. Здесь важно разделить сферы влияния и объединить возможности.
Почему в гипнотической практике бессознательные процессы бывает выгодно скрывать от сознания? Этот подход часто применял М.Эриксон. В действительности, сознательные и бессознательные процессы «технически» существенно отличаются друг от друга. Бессознательное накапливает чувственную составляющую, а также производит ассоциативную переборку практически всего опыта и находит варианты, так или иначе согласующиеся с сознательной системой координат. Сознание адаптирует найденный бессознательным вариант в предлагаемых обстоятельствах. Одно дополняет другое. Если сознание вмешивается в работу бессознательного, то могут происходить сбои внутренних установок. В итоге, страдает качество и интенсивность бессознательной продуктивной автономии.
Примеры:
1. Фридрих Кекуле раскрыл тайну строения молекулы бензола. Ф.Кекуле долгое время трудился над решением этой проблемы сознательным путём. В конце концов, когда он грезил наяву, его бессознательные процессы породили аналоговую структуру, в которой шесть змей сплелись в виде шестиугольника. Очнувшись, он понял, что этот образ отражает структуру неуловимого бензольного кольца. Таким образом, его сознание поставило и сформулировало проблему, бессознательное выработало её метафорическое решение, а после этого сознание смогло интерпретировать смысл метафоры. Сознательный и бессознательный материалы имели внутреннюю аналогию. Модель «X» подобна модели «Y». Бессознательное, как обычно, предпочло работать в метафоре, которую ещё предстояло интерпретировать. Прямая аналогия бывает крайне редко. В данном случае понадобилась способность сознания к абстрагированию, чтобы выразить решение проблемы и сообщить его другим в стандартной форме (т.е. на языке химии), тем самым, сделав возможным его техническое применение.
2. У многих людей, когда обстоятельства требуют понимания сложного процесса, фокус активности перемещается в область подспудных «размышлений». Такой человек, разбираясь в переплетениях предлагаемых обстоятельств, бывает, склонен, будто ни в чём не бывало, смотреть забавное кино, играть в компьютерную игру и т.п. Более того, осознанно или неосознанно, но в таком случае сознание словно отводится в сторону, чтобы не мешало чему-то важному вызревать изнутри. Через какое-то время приходит решение, до которого сознательно можно было и не догадаться в такие короткие сроки. Это свойство хорошо известно учёным, экспериментаторам и руководителям. Они умеют думать не думая. Потому что объём перевариваемой информации столь велик, что сознание просто не справляется. С другой стороны, никто, из них отдыхая, не отдыхает просто так. Одновременно в бессознательном, практически всегда, идёт напряжённая работа.
3. Один мой знакомый, дурашливый и несерьёзный на первый взгляд молодой человек, через время стал целеустремлённым, жёстким и решительным деловым человеком. Одно время он жил с матерью в одной квартире, и та ему вечно указывала, что надо делать. Это обстоятельство давило на самооценку и ему было выгодно дурачиться, возможно, чтобы избегать требований внутренней самооценки. Тем не менее, его характер вызревал внутри, и иногда еле заметно проявлялась сталь в глазах. Когда появилось интересное дело, в котором он не зависел от матери, его внутренние интересы и подспудно наработанная готовность к целеустремлённой деятельности объединились в одно русло. Успех не заставил себя долго ждать.
Задание:
Приведите примеры из своего жизненного опыта или опыта ваших знакомых, когда подспудно вызревала совершенно иная модель жизнедеятельности и через время практически полностью заменяла собой прежнюю. Такой опыт мог сопровождаться изменением личности. Это задание на развитие умения видеть бессознательные автономные процессы, направленные на позитивную трансформацию личности. Схема: человек на вид такой-то (даже если сам в это верит), а подспудно становится другим.
1_____________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________
Упражнение:
1. Упражнение выполняется в малых и средних группах. Участники упражнения садятся в круг. Несколько минут внимательно наблюдают друг друга. Далее по очереди называют (по часовой стрелке или против часовой стрелки) «диагноз». Предлагаемые обстоятельства такие. Как будто все являются пациентами психиатрической клиники и настолько погрязли в психотическом бреду, что полностью оторвались от реальности. Основа «диагноза» у всех одна – мания величия. При описании «диагноза» надо рассказать, какими бы идеями самовозвеличивания сопровождались «психотические» проявления «пациентов». Собой можно начинать или заканчивать. Задача упражнения заключается в исследовании (в шутливой форме) подспудных устремлений к высокой самооценке, то есть, кем себе человек не может позволить быть из-за требований объективной реальности. По сути, речь идёт об одной из наиболее мощных энергетических составляющих бессознательной автономии.
2. Упражнение выполняется самостоятельно. Нужно внутренним взором представить себе шкалу активности бессознательного автономного процесса (от 0% до 100%). 100% обозначают уровень наиболее интенсивной и быстрой реализации задачи. 0% обозначает отсутствие в бессознательном данного, конкретного процесса. Если позволить своим ассоциациям протекать максимально свободно, то показатель шкалы возникнет как бы сам собой, непроизвольно. Это упражнение может стать (как у автора) полезной житейской привычкой по активизации и управлению автономными бессознательными процессами.
Задачи могут быть самыми разными. Лучше всего начинать с простых житейских задач, требующих выполнения, но сопровождающихся нежеланием их делать. Например, навести порядок в ванной комнате, протереть шкаф от пыли и перебрать книги, куда-то съездить, с кем-то поговорить и т.д. Если желания выполнить данную задачу нет, но есть понимание, что сделать это надо, то непроизвольный показатель шкалы будет весьма недотягивать до показателя 100%.
Для успешного выполнения упражнения нужно сесть в удобном положении, чтобы внутреннее внимание по максимуму сосредоточилось на показателе шкалы и усилием воли и воображения поднимать показатель насколько это возможно. Данный процесс можно сопровождать, например, следующими словами: «Мои колоссальный бессознательный потенциал максимально быстро и эффективно сосредотачивает силы на достижении «такого-то» результата (вместо слова «такого-то» вставьте свой интерес). Процесс активизируется, постоянно усиливается, и будет развиваться до максимального показателя. Автономный бессознательный процесс будет развиваться и днём и ночью. Поставленная задача максимально быстро и эффективно будет выполнена». Этот текст следует повторять (как мантру) какое-то время, пока планка не начнёт двигаться вверх по шкале и не появится специфическое чувство удовлетворённости.
Во время упражнения планке не обязательно достигать верхнего положения. Ваше бессознательное будет продолжать её двигать без вашего сознательного участия и внимания. Однако результат не заставит себя долго ждать. Внутренние силы и резервы действительно активизируются для нужного вам дела. Таким образом, себя можно «накачивать» на что угодно. К планке на короткое время можно возвращаться, чтобы убедиться, что процесс автономно движется. Бывает приятно убедиться, что нечто очень вам нужное происходит само по себе.
11. В гипнотическом трансе открывается доступ к бессознательным ресурсам.
Очень важно учесть, что именно бессознательное хранит в себе потенциал позитивных трансформаций личности человека и колоссальные ресурсы для решения сложнейших задач. Бессознательное – кладезь талантов и опыта, который мы часто не умеем правильно использовать. К сожалению, многие из этих ресурсов не взаимодействуют с сознательной системой координат и комплексом соответствующих черт характера. В практике необходимо понимать, что каждый человек уже несёт в себе практически все возможности для решения почти любой жизненной задачи. Человек движется по судьбе, как по пересечённой местности, где на пути встречаются естественные преграды и временами меняется ландшафт. Образ личности и соответствующий комплекс привычек мог быть хорош на одном жизненном этапе и не приемлем на другом. Впрочем, речь далеко не всегда идёт о необходимости столь кардинальных перемен в самоощущениях и самовосприятии.
Возможно, главная терапевтическая ценность гипнотической практики заключается в избавлении человека от жёстких ограничений. Высвобождение бессознательного потенциала позволяет переструктурировать, и реорганизовать сознательную систему координат. Сознательная, целенаправленная деятельность, как правило, связана с установлением тех или иных конфигураций черт характера, психологических установок, системы мировоззрения и ценностных отношений. Всё это сужает поле внимания или сосредоточивает его на конкретных задачах в привычном русле, то есть, связанном с выше перечисленными факторами. Подобные фиксации хорошо видны на примере клинической практики. Люди, отягощённые проблемами, в большинстве случаев зациклены на каких-либо неизменных структурах отношений, восприятия информации, привычных действиях, установках и т.д. Это значит, что их сознательные процессы движутся по бесконечному замкнутому, порочному кругу и потому оторваны от ресурсов и возможностей бессознательного.
Например, каждый человек может проявить упорство и целеустремлённость в достижении цели. Так было, когда каждый человек ещё, будучи малышом, учился ходить, копируя взрослых. Это один из сложнейших навыков, требующих чрезвычайного упорства и этот навык есть в той или иной форме в бессознательном каждого человека (один из примеров, который любил приводить М.Эриксон). Точно также в каждом человеке есть доброта и сострадание, готовые проявить себя по отношению к любому человеку, а не только к «избранным». Бессознательные ресурсы «хранятся» в самых разных «тайниках», которые вряд ли можно перечислить. Они хранятся в забытом (но не бессознательном уровне) опыте спонтанных действий в критических ситуациях или в образах близких и просто знакомых людей, в которые человек может перевоплотиться в нужной ситуации, как хороший актёр. Большое заблуждение сводить впечатление о человеке к набору узнаваемых и прогнозируемых черт характера и привычек. Личность человека может настолько измениться, что от прежней и следа не останется. Могут полностью измениться жизненные цели, а с ними черты характера и привычки.
Как происходит трансформация человека? Гипнотизёру очень важно иметь внятное и наглядное представление об этих процессах. От этого зависит эффективность использования специальных техник. Личность человека по большей части представляет собой социальную роль и держится на самооценках. По сути даже комплимент хорош тогда, когда он подчёркивает атрибут или черту характера желаемой роли (например: приятно иметь дело с целеустремлённым человеком, у вас всегда своё видение ситуации, вы умеете не замечать незаслуженные упрёки и т.п.). Пожалуй, даже большинство покупок производится ради образа самого себя (одежда, мебель, техника и т.д.). Самооценка становится регулятором действий, чувств и мыслей в конкретной роли. Роль – это своего рода программа жизнедеятельности. Роли формируются ещё в детстве и, как правило, их не так много в запасе у каждого отдельно взятого человека. Родители, общество и окружение с детства прививали ребёнку определённые ценности, которые рано или поздно становились частью внутреннего мира. Ради одобрения и высокой самооценки ребёнок старался поступать «хорошо» и испытывал тревогу, а то и откровенный страх наказания, когда поступал «плохо». Так формировалась базовая конфигурация привычек и черт характера, закреплённая в образе определённой личности. И, таким образом, формируется программа действий, чувств и мыслей.
Самооценка зависит от интенсивности позитивного чувственного отклика. Человек что-то сделал, подумал, почувствовал и на душе ему делается лучше, он ощущает себя счастливым или просто удовлетворённым. Однако позитивный чувственный отклик можно (самостоятельно или при помощи гипнотизёра) переместить на другие объекты. Тогда система ценностей начинает меняться. В особенности изменение системы ценностей происходит при изменении сверхзадачи в судьбе конкретного человека. И здесь центральную роль играет чувственный отклик. Человек стремится делать то, что ему по сердцу, что его волнует и, что манит предвкушением счастья. «Технически» всё зависит от концентрации чувственных, эмоциональных реакций на каких-либо объектах и задачах. Жизненные интересы устремляются в новое русло. Этот переход представляет собой, прежде всего, чувственный процесс и возможен при активном участии бессознательного.
Гипнотизёру важно войти во взаимодействие с бессознательным субъекта, что достигается в гипнотическом трансе. Синхронизация с глубинными интересами человека открывает доступ к феноменальной эффективности гипнотического взаимодействия. Гипнотизёру, как правило, не надо стремиться дать что-то новое, то есть, пытаться сформировать новые навыки и психологические установки, не связанные с уникальным внутренним опытом субъекта (клиента). Вместо этого лучше помочь человеку использовать тот потенциал, навыки и ресурсы, которыми он уже обладает.
Примеры:
1. Один мой знакомый тренер детской футбольной команды, проработавший тренером около 20-ти лет, был вынужден изменить образ жизни и устроиться на другую работу. Так сложилось, что ему пришлось управлять группой сотрудников. Его смущало отсутствие личного опыта управления взрослыми людьми, он был растерян и не знал, что делать. В процессе разговора о его прошлой тренерской деятельности стало очевидным, насколько он тонко чувствовал, как спланировать командную игру, кто на какую роль более других подходит и, какие мотивационные методы лучше всего применять к тому или другому ребёнку. Этот опыт удачно применился на новом месте. Кажется, подчинённым ему сотрудникам даже понравилось немного чувствовать себя детьми. Тренерские навыки не просто пригодились, они позволили быстро перестроиться в эффективного управленца среднего звена.
2. Молодая женщина 23-х лет, окончившая школу с золотой медалью и получившая высшее образование с красным дипломом, устроилась на работу по специальности в крупное производственное предприятие. Ей было свойственно подчиняться авторитетам, производить положительное впечатление и непременно быть лучшей. Тем не менее, на новом месте её часто охватывало чувство тревоги. С одной стороны она производила впечатление уверенного в себе человека, с другой стороны накал амбиций изнутри заставлял быть вновь лучшей. Дело было даже не в большом объёме реальных задач, этого она не боялась, а в том, что ей надо было для самой себя держать максимальную планку. Помог ещё школьный и институтский опыт самодисциплины (помочь сформировать соответствующую психологическую установку, было не сложно). Вечером, после работы, она продолжала изучать «предмет» в русле профессиональных задач. Постоянная занятость «проглотила» приступы тревоги и в течение нескольких лет она сделала блестящую карьеру, став превосходным специалистом.
3. Автор данной книги с благодарностью вспоминает одного своего хорошего знакомого, с кем по воле судьбы довелось несколько лет заниматься одним и тем же бизнесом. У нас были собственные маленькие торговые фирмы. Мой знакомый очень упорно шёл к цели сквозь естественные сложности и препятствия. Много раз казалось, что он не справится. Однако годы спустя его доходы превысили планку в ежемесячный миллион долларов. Память об этом человеке сохранилась позитивным и очень полезным образом. Когда я начал развивать собственное дело, к которому постепенно, но упорно стремился многие годы, его образ стал важным ориентиром. Я как будто частично перевоплотился в него, действуя в сложных ситуациях так, как действовал бы он и также терпеливо воспринимал естественные сложности на пути развития. Прошлый опыт общения оказался в настоящем очень ценным и нужным ресурсом.
Задание:
Приведите собственные примеры, когда опыт прошлого оказался незаменимым в будущем. Какие навыки и умения, сформировавшиеся в одном деле, пригодились в другом.
1_____________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________
Упражнение:
1. Упражнение выполняется в малых группах. Участники упражнения садятся в круг и по очереди рассказывают о сложных периодах жизни из своего опыта, когда, по их мнению, им не везло и, всё было, как будто против них. После того, как очередной рассказчик закончил повествование, слушатели (также по очереди) высказываются о том, какой важный опыт, навыки и умения рассказчик вынес из того периода жизни, даже если сам того не знал. Упражнение считается выполненным, когда в сложном или негативном опыте найден позитивный, полезный ресурс, принятый рассказчиком.
2. Упражнение выполняется в малых группах. На листочках бумаги записываются разные виды деятельности (ферма по выращиванию грибов, снять короткометражный художественный фильм, построить собственный дом, научиться управлять яхтой или маленьким самолётом, серьёзно заняться бодибилдингом, фитнесом и т.д. и т.п.). Листочки раздаются участникам упражнения наугад. Далее, по очереди, каждый участник упражнения рассказывает, какие есть у него знания, умения и навыки из прошлого, которые можно очень эффективно применить в данном деле. Остальные могут расспрашивать и задавать уточняющие вопросы, на предмет использования конкретных навыков в конкретном деле (Как это поможет, в чём именно польза?), чтобы избежать расплывчатых ответов.
12. В гипнотическом трансе человеку свойственно искать более успешные пути решения задач, а не исправлять, отрицать или удалять ошибки.
Судьбу человека можно представить, как большое путешествие по неизвестной пересечённой местности, длинною в жизнь. На пути встречаются неожиданные препятствия, иногда полностью меняется ландшафт, может случайно повезти и, наоборот. В общем, случаются разные приключения и далеко не все они приятные и безопасные. Когда встречается неожиданное препятствие и возникает проблема, человек бывает попросту не готов решить текущую задачу привычными способами и несложно понять, почему так происходит.
Диапазон проявлений человека сформирован не только предшествующим опытом, но и целым рядом других причин, в том числе, набором социальных ролей (как правило, не большим). Человек в определённой роли действует, мыслит и чувствует определённым образом. Роль закрепляется системой соответствующих самооценок, хорошо/плохо, правильно/неправильно и т.д. Большой плюс роли заключается в автоматизме большинства проявлений. Если угодно, благодаря роли серьёзно экономятся затраты психической энергии. Роль подобна программе, в которой последовательность шагов определена алгоритмом. Большой минус роли в заранее смоделированном проявлении и относительно жёсткой системе ценностей. Часто бывает, что эффективное действие противоречит условной самооценке. «Технически» получается так, что на незапрограммированное действие, мысль или чувство организм реагирует чувственно негативно. То есть, иное действие, мысль или чувство (отношение) остаются вне поля внимания, либо из-за ассоциативно несвязанного «равнодушного» отклика, либо из-за негативного «непозволительного» отклика. Кроме того, определённая роль открывает доступ к одним бессознательным ресурсам (талантам и дарованиям), но закрывает доступ к другим. Таким образом, ради высокой эффективности гипнотического взаимодействия, гипнотизёр «вынужден» ориентироваться на расширение, а не ограничение диапазона человеческих проявлений.
Внутренний образ, проживаемый в соответствующей роли или ролях, является важной составляющей самосознания. С внутренними образами и социальными ролями связанны мировоззрение и сознательная система координат. Без них обычный человек будет чувствовать себя в неопределённости и растерянно. Практика показывает, что человек даже деньги тратит в угоду собственному образу. Человеку важно получить новую «порцию» положительной самооценки, почувствовать, что он может быть таким, каким хочет. Именно поэтому новое решение должно играть на повышение самооценки. Новые действия, мысли и чувства должны быть более выгодными, чем прежние, как с точки зрения результативности, так и с точки зрения самооценки.
Однако, вопросы выгоды решает не гипнотизёр. Большое заблуждение считать, что всё зависит от его воли. Прежде всего, необходимо получить представление о внутренних интересах субъекта и сугубо в русле личных интересов субъекта создавать стратегию гипнотического влияния. В этом смысле гипнотическое воздействие чем-то напоминает «волшебный толчок», благодаря которому субъект преодолевает ситуативное затруднение и дальше движется по одному ему известному пути. Гипнотизёру не следует решать, как жить субъекту, к чему стремиться, что ценить, как смотреть ему на мир. Это дело сугубо индивидуальное. Гипнотизёр помогает решить конкретную задачу.
|