И всё же, авторитарный стиль не возник на пустом месте. Огромное значение в психоэмоциональном восприятии одного человека другим играют ролевые позиции. Отец и сын, учитель и ученик, генерал и солдат, доктор и пациент, священник и прихожанин, директор и клерк и т.д. и т.п. Во всех этих ролевых позициях авторитет обладает центральным, ключевым значением. Во многих жизненных ситуациях обычный человек ищет могущественного покровительства, приказа вышестоящего руководства, авторитетного мнения специалиста. Список подобных ситуаций можно продолжать до бесконечности. Далеко не каждый человек ищет самостоятельности в принятии жизненно важных решений и далеко не всегда доверяет своему мнению по тем или иным вопросам, в которых не компетентен. Более того, во многих жизненных ситуациях авторитарное влияние извне бывает нужным и даже необходимым. И тому много примеров, когда беспрекословное подчинение приносит большую пользу.
Авторитарный стиль занимает внушительный сектор коммуникативных гипнотических стратегий. Его использование не менее важно, чем применение других стилей. Авторитет специалиста, демонстрируемый открыто и уверенно, помогает субъекту довериться уже существующему опыту (знаниям) и преодолеть внутреннюю растерянность и неуверенность в поиске верных действий, мыслей или чувств. Именно уверенное авторитетное мнение бывает так необходимо многим людям, чтобы удачно сориентироваться в ситуации, в которой явно не хватает собственного опыта и знаний. Особую роль играют «богоподобные» фигуры родителей из детства. Взрослый человек хранит память детства, когда он чувствовал себя частью чего-то большего (родителей, школы). Беспрекословное подчинение естественно ещё с раннего детства. С каждым годом взросления человек становится более самостоятельным, но только более самостоятельным, а не полностью самостоятельным. Человек инстинктивно существует в группе и потому сознательно или бессознательно подчиняется законам групповой иерархии. Также вольно или невольно приходится подчиняться требованиям диктата объективной реальности. Бывает так, что вне зависимости от желаний и пристрастий человек вынужден принять условия реальности, как нечто само собой разумеющееся и не зависящее от него. Здесь умение беспрекословно подчиниться условиям реальности очень важно и необходимо для выживания. Взрослый человек склонен, как маленький ребёнок подчиняться авторитарному (авторитетному) требованию, которое воспринимается спасительным на фоне переживаний беспомощности и растерянности в конкретной ситуации.
Примеры:
1. Авторитарный стиль естественен и привычен для многих более или менее крупных руководителей. Они часто отдают чёткие распоряжения и обязательные для исполнения. Подобные распоряжения большинством подчинённых воспринимаются как внушение. Иначе вряд ли возможно. Скорее всего, мягкий руководитель не будет пользоваться уважением как руководитель. Возникает впечатление, что субъективно (с точки зрения подчинённых) хорошим руководителем считается тот, чьи распоряжения невольно хочется исполнить как само собой разумеющееся. Подчинённые сами стремятся к тем, кто может быть жёстким гарантом «правил игры», перед которыми все равны. Власть такого руководителя сродни власти требований внешней реальности, к которым важно удачно подстроиться.
2. Очень нагляден авторитарный стиль театральных режиссёров. Не зря говорят, что актёр – это женская профессия, его задача быть идеальным инструментом в руках режиссёра. В действительности, властное требование режиссёра выгодно актёру. Актёр избавляется от сомнений по поиску «правильности» образа и полностью направляет своё внимание на работу с образом, данным режиссёром. Опытный актёр послушен, потому как ему же так удобнее, он творит, в чётко указанном направлении, не раздёргиваясь.
3. Трудно себе представить мягкие рекомендации врача, который хорошо знает своё дело. Сама практика заставляет врачей лечение назначать уверенно и авторитетно, порой с нажимом, чтобы пациенту не оставить шанса на сомнение. Чем авторитетнее и увереннее врач назначает лечение, тем проще пациенту беспрекословно выполнить «приказ». Можно сказать и так, что авторитетность (определенная авторитарность) врача залог веры пациента в успех лечения, а это очень важно.
4. Наверное, большинство людей читали сказки, в которых встречались образы мудреца или старой мудрой женщины, ведавшие судьбой героя. Слово мудрости обладало особой силой проникновения в душу и изменяло жизнь героя. И пусть образ встречи с носителем мудрости остался мифом, но коммуникативный навык сформировался на чувственном уровне. Возможно, каждый человек открыто или втайне желал бы подобной встречи, а потому так легко поддаётся нуменозному (наделённому высшей силой) обаянию гипнотизёра, психотерапевта, целителя, гадателя и, быть может, лидера секты. Здесь дело даже не столько в личной харизме носителя образа, сколько в том, что человек (субъект) сам этот образ «надевает» на авторитетную фигуру, стремясь воплотить, по сути, детскую мечту о встрече с обладателем сверхсил и сверхвозможностей (по аналогии со сформированным ещё в детстве коммуникативным навыком).
Задание:
Приведите примеры ситуаций, в которых авторитарный стиль, демонстрируемый по отношению к вам, вас устраивал больше, чем какой-либо другой стиль.
1_____________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________
Упражнение:
1. Упражнение выполняется в тройках. Один «гипнотизёр», другой «клиент», третий «наблюдатель». «Гипнотизёр» в высшей степени уверенно, авторитетно и убедительно говорит, на что надо обратить внимание и о чём «клиенту» следует думать. Далее «наблюдатель» оценивает степень убедительности, авторитетности и уверенности, делая комментарии и рекомендации. «Клиент» также описывает субъективные впечатления, делая акцент на том, что было удачно и как можно было бы воздействовать на него ещё более эффективно. Внутри тройки каждый проводит работу с каждым, два раза играя роль «гипнотизёра», два раза роль «клиента» и два раза роль «наблюдателя». В итоге, желательно выполнить это упражнение с наибольшим числом участников, меняясь в тройках. Для чистоты отработки навыка говорить «гипнотизёру» лучше об относительно отвлечённых сферах человеческих интересов, например, о проблемах сельского хозяйства (в особенности, если «клиент» никак с ними не связан), о государственных интересах освоения космоса, об изменениях в законодательстве по правилам содержания домашних животных и т.д. и т.п.
2. Упражнение выполняется в малых и средних группах. Участники упражнения рассаживаются по кругу. Выбирается какая-нибудь фраза, например, «в нашей профессиональной практике особую роль играет наблюдательность» или какое-либо другое высказывание. Первый участник упражнения произносит данную фразу с минимальной степенью уверенности, авторитетности и убедительности, следующий участник немного увеличивает степень авторитарности и так по очереди, вплоть до достижения максимального уровня. Далее выбирается следующая фраза, и круг увеличения степени авторитарности начинается со следующего участника упражнения.
2. Стандартизированный стиль.
Стандартизированный стиль в наиболее отчётливой форме можно наблюдать в экспериментальной психологии. Объективные статистические данные «требуют» полное исключение «помех» со стороны харизмы исследователя. Личность гипнотизёра выводится за рамки процесса. Как правило, субъект (клиент) представляется как нечто «типовое», наделённое точно такими же возможностями и характеристиками, как и любое другое человеческое существо. Исследуемый объект превращается во что-то наподобие «лабораторной мышки». В основу стиля вводится не личность гипнотизёра, а метод гипнотического воздействия, который остаётся неизменным для различных субъектов. Экспериментальные исследования в большинстве случаев направлены на получение статистических данных. Интерпретация полученных данных вторична. Факты есть факты и потому они составляют «золотой фонд» любой науки.
Однако проявления стандартизированного стиля бывают отчётливо наблюдаемы и в повседневной профессиональной деятельности, наверное, большинства гипнотизёров и гипнотерапевтов. Причин тому много. Во-первых, очень сложно увидеть индивидуальные и личностные особенности конкретного человека. Здесь, как минимум, нужен внушительный жизненный опыт и обширные знания в области изучения человеческой индивидуальности. Во-вторых, само обучение ориентировано на методики и психотехнологии в приложении к «абстрактному» человеку. И какими бы разработанными и ёмкими не были бы классификации, всё равно их надо знать не только в теории, но и владеть на практике. К тому же классификации, прежде всего, несут в себе эвристическую ценность, они наводят на мысль и направляют (ориентируют) внимание практика в должное русло, а не преподносят индивидуальность субъекта «на блюдце с голубой каймой». В-третьих, стандартные подходы и технологии позволяют довести профессиональные действия до автоматизма, что весьма экономит время и избавляет от усилий по поиску неординарных решений в каждом случае. Творчество и импровизация подразумевают глубокую вовлечённость в процесс, а неординарные решения чаще посещают специалистов с «аллергией на правильность». Кажется, право на самобытность (как по отношению к себе, так и по отношению к любому другому человеку) многими людьми даже не рассматривается как заслуживающее внимания. В-четвёртых, предвзятые реакции на какого-либо субъекта (клиента) могут внести искажения в восприятие реальности происходящего. В таком случае стандартизированный стиль помогает выдержать желательную психологическую дистанцию. В-пятых, далеко не каждый гипнотизёр хорошо понимает внутреннюю механику используемых методов и технологий и потому склонен действовать по шаблону. Причины можно перечислять дальше, но даже этих достаточно, чтобы понимать чуть ли не ведущую роль стандартизированного стиля в гипнотической практике.
Есть и более «мягкие» формы стандартизированного стиля, которые можно отнести к подходу, ориентированному на личность. Речь идёт, например, о применении психотехник, соответствующих определённому психотипу, половым и возрастным характеристикам, специфическим культурным и социальным ценностям и т.д. Что характерно, здесь акцент внимания направлен не на понимание внутренних интересов индивидуальности, а на выявление и использование функциональных характеристик личности (есть элемент отношения к субъекту как к «лабораторной мыши»). Грань весьма тонкая и «позволяет» некоторые мягкие формы стандартизированного стиля интерпретировать, как кооперативный стиль. Этому аспекту следует придать принципиальное значение. Дело в том, что в стандартизированном стиле первое место занимают методы и технологии, но люди не роботы и личное отношение, как и субъективность в гипнотерапии присутствует обязательно. В лабораторном исследовании изучаемый объект (лабораторную мышь) можно воспринимать как «чёрный ящик». Заранее реакция на метод неизвестна, но на то и существует эксперимент, чтобы получить какие-либо данные (факты). «Чёрный ящик» принципиально неизвестен, происходит своего рода психологическое отчуждение от исследуемого объекта, подразумевающее максимально объективный взгляд со стороны. Такое отчуждение отрицает интенсивное сопереживание и сочувствие. В итоге, стандартизированный стиль резко уменьшает способность гипнотизёра чувствовать то, что чувствует человек, с которым он гипнотически взаимодействует. Ориентация и моделирование тактики гипнотического воздействия становятся зависимыми от умозрительной, интеллектуальной активности в ущерб чувственному пониманию происходящего с конкретным человеком. В этом смысле стандартизированный стиль оперирует критериями сработало/не сработало, получилось/не получилось.
Многие исследователи считают, что уровень гипнабельности и восприимчивости к внушениям (суггестии) у разных людей разный. Вроде как примерно 15% восприимчивы, 20% невосприимчивы и 65% умеренно восприимчивы. В действительности любой стандартизированный метод не учитывает в полной мере многофакторный контекст личной ситуации конкретного человека и его внутренние интересы, часть которых бессознательны. Именно поэтому стандартизированный стиль даже в практике опытного мастера ограничен в результативности, которая определяется законом вероятности. Опыт и знания, безусловно, повышают степень эффективности, в тоже время, стандартизированный стиль явно органичен в гибкости и плохо уживается с неожиданными и парадоксальными решениями. Многие гипнотизёры применяют стандартизированный стиль в целях профессиональной «безопасности». Результативность гипнотических воздействий непосредственно связанна с профессиональной самооценкой и самоуважением. В свою очередь, стандартизированный стиль даёт возможность «свалить» ответственность за отсутствие желаемого результата на «невосприимчивость» субъекта. Получается, что гипнотизёр честно делал всё, что мог, от лица «правильного метода терапии», но 100% гарантию был не в силах предоставить из-за естественного фактора вероятности. Вроде как он тут и ни при чём, так как проблема отсутствия результата – проблема субъекта (клиента), но не его. Что и говорить, позиция удобная, помогает избегать неуверенности в субъективной оценке уровня личного мастерства. Часто гипнотизёры с малым опытом эффективности «прячутся» за формальными критериями оценки профессиональной компетентности, аппелируя то к морали, то к принципам какой-либо школы, то к позиции неких авторитетов, то ещё к чему-либо. Действуя, рассуждая и чувствуя от лица «метода, школы, авторитета» гипнотизёр невольно возлагает ответственность на лицо, с помощью которого себя представляет. В этом смысле представлять сугубо себя небезопасно. Критика беспощадна к профессиональному самоуважению, прежде всего, по отношению к тем, кто ещё не стал «матёрым» в своём деле.
И всё же стандартизированный стиль обладает весомыми преимуществами, которые делают его важной составляющей профессиональной деятельности. Многие люди бывают, противоречивы, погружены в какие-либо внутренние процессы, что-либо скрывают или что-то не позволяют себе осознавать, проявляют себя не в соответствии с основными чертами характера и т.п. Далеко не каждый гипнотизёр обладает феноменально развитой наблюдательностью, большим жизненным опытом и ёмкими знаниями о человеке. И даже в практике опытных мастеров нередко бывают случаи, когда трудно понять ключевые особенности конкретного человека. На выручку приходят стандартные методы, от результата которых в дальнейшем можно отталкиваться. В конце концов, бывают обычные типовые ситуации, к которым удобно применять типовые методы, не заморачиваясь на погружении в экзистенциальные глубины ищущей души относительно простого человека в относительно простых случаях. Стандартизированный стиль удобен, полезен и эффективен в ситуациях, когда время взаимодействия с субъектами довольно короткое или, когда задачи ставятся в русле получения статистических результатов. Кроме выше перечисленного важно отметить, что профессиональная деятельность гипнотизёра, как правило, начинается с использования стандартных методов, пока он не наберёт достаточную «весовую категорию» и опыт, чтобы позволить себе импровизацию. Если внимание гипнотизёра направленно на контролирование правильности использования метода, то главным аспектом деятельности становится метод, а уж потом всё остальное. Стандартизированный стиль, пожалуй, составляет основу обучения и мастерства, с него всё начинается.
Примеры:
1. Стандартизированный стиль бывает удобен и полезен в начале работы, когда внутренняя ситуация клиента непонятна. Стандартные действия носят характер изучения, исследования ситуации. Спонтанные реакции клиента в таком случае позволяют до какой-то степени увидеть и понять глубоко личные и сокровенные интересы. Когда становится виден живой, настоящий человек, тогда сочувствие и сопереживание синхронизируются с реальным миром клиента и гипнотические воздействия вызывают интенсивный чувственный отклик.
2. Применение стандартизированного стиля оправдано в основном секторе продаж. В особенности там, где продавец в течение дня взаимодействует с большим количеством потенциальных покупателей. Здесь стандартизированный стиль позволяет увеличить статистические показатели продаж.
3. Стандартизированный стиль является основой большинства направлений, школ и систематизированных методов. Таким образом, какая-либо школа претендует на уникальность, свой стиль, своё лицо, а заодно и на коммерческие перспективы. Школа основывается на конкретной системе и определённых методах. Где возникает импровизация и появляется готовность пересмотреть систему – школа, с её правилами, отходит на второй план. Поэтому представители школ так часто применяют стандартизированный стиль в своей практике.
4. Элементы стандартизированного стиля удобно и полезно применять в работе с группой. Во многом от того, как тренер создаст настрой, зависит эффективность упражнений. Кстати, применение стандартизированных методов гипносуггестии при оздоровительных массажах, психологических тренингах и комплексах оздоровительных упражнений повышает результативность.
Задание:
Приведите примеры различных сфер человеческой деятельности, где применение стандартизированных методов гипносуггестивного воздействия привело бы к повышению эффективности.
1_____________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________
Упражнение:
1. Упражнение выполняется в средних и больших группах. Ведущий проговаривает ряд типовых внушений, связанных с ощущениями в определённой части тела. Текст может быть, например, таким:
«Сосредоточьте внимание на ощущениях в правой руке. Ощущения в правой руке отличаются от ощущений в левой руке. Ладонь правой руки становится теплее, а сама руки более тяжёлая, чем левая рука. С каждым мгновением ощущения усиливаются. Через минуту ощущения становятся сильными, чёткими и абсолютно очевидными».
Далее каждый из участников упражнения описывает свои ощущения. Ведущий записывает результаты по четырём категориям; никаких ощущений, еле заметные (будто показалось), более менее заметные ощущения, ощущения яркие и очевидные. Каждый участник, выполнив это упражнение несколько раз, может составить статистику результативности. Кроме всего прочего, будет полезно задать вопросы представителям отрицательного результата, почему, по их мнению, они не почувствовали соответствующих ощущений.
2. Упражнение выполняется в парах. Сформируйте алгоритм (стандартную последовательность) действий для погружения субъекта в лёгкий расслабляющий гипнотический транс. Каждое действие представляет собой определённые, направленные на конкретную задачу, фразы и, возможно, определённые телодвижения для усиления эффекта. Общая продолжительность сеанса не должна превышать 10-20 минут. Этот же алгоритм следует применять для проведения сеансов с другими партнёрами, пока последовательность действий не сформируется в автоматический навык. Таким образом, желательно разработать несколько и более алгоритмов, адаптированных к разным целям и типам субъектов (клиентов). Алгоритм разрабатывается следующим образом. Пример:
Задача 1. Подготовить субъекта к сеансу. Текст:
«Прошу вас устроиться в этом кресле (на этом стуле) как можно удобнее и внутренне подготовиться к приятному опыту погружения в состояние комфорта и некой отрешённости от окружающей суеты».
Задача 2. Создать установку на отстранённость от внешних раздражителей. Текст:
«В течение сеанса на окраине вашего внимания могут возникать и существовать разные звуки: чьи-то шаги, шум улицы за окном, какой-нибудь разговор, телефонные звонки, дыхание, биение сердца. Позвольте всей этой какофонии звуков приятно окутать ваш комфорт и обволакивать так, словно вода ручья со всех сторон мягко огибает спокойный камень горного ручья».
Задача 3. Настроить бессознательное внимание и процессы субъекта для активного отклика на речь гипнотизёра. Текст:
«Вашему сознанию нет необходимости слушать мою речь. Ваше бессознательно возьмёт из моих слов те, которые наиболее вам подходят и полезны. Это произойдёт само собой, как происходит ваше дыхание и биение сердца. Просто позвольте моих фразам сопровождать вас в вашем чувстве комфорта и приятного спокойствия».
Задача 4. Направить сознательное внимание субъекта на внутренние процессы. Текст:
«В то время пока ваше бессознательное будет выполнять важную и очень позитивную внутреннюю работу, вы можете позволить собственному сознанию с интересом и удовольствием поисследовать внутренние ощущения. В разных частях тела могут возникать разные ощущения, какие-то из них почти незаметны, какие-то более активны, одни ощущения возникают и растворяются, другие плавно переходят в другие ощущения. Можно понаблюдать за своим дыханием, вдохом (сказать слово во время подъёма груди) и выдохом (соответственно, во время опускания), постараться почувствовать, как кровь внутренне активно перемещается по всем частям организма, охватывает всё тело полностью и распространяет кислород и нужные вещества. Вам нет необходимости думать, как это происходит, потому что это происходит само собой по могущественной и доброй воле вашего бессознательного, которому вы можете полностью довериться».
Задача 5. Перечислить по всем основным группам мышц с ног до головы, установки на расслабление. Текст:
«А сейчас переместите своё внимание в область ступней ног. Почувствуйте, как подошвы ног соприкасаются с полом и как ощущения правой ноги отличаются от ощущений левой ноги. Теперь дайте возможность ступням ног полностью расслабиться. Очень хорошо. Перемещайте расслабление выше, до колен, затем подымите расслабление до области таза, мышц ягодиц, мышц пресса, поясничных мышц. Теперь расслабляется полностью ваша спина и мышцы груди. Лёгкими и свободными становятся плечи. Расслабление полностью распространяется на предплечья и руки полностью. Расслаблены кисти рук. Расслабление охватывает мышцы шеи, голова занимает максимально удобное и комфортное положение. Расслабляются мышцы лица, щёки. Очень, очень хорошо».
Задача 6. Применить «правило доброго волшебника» (если используете кого-то в учебных или экспериментальных целях, то обязательно дополняйте гипнотическое воздействие позитивными установками, можно общими). Текст:
«С каждым мгновением ваше тело становится мягче. Позвольте удовольствию и чувству комфорта полностью завладеть вами. Замечательно. Сейчас в бессознательном максимально активизируются ваши уникальные возможности и таланты. Важные решения принимаются уверенно и легко. Знания, умения и жизненный опыт полностью принадлежат именно вам и делают вас успешным. Вы талантливый, умный человек. Лично у вас есть все возможности и таланты для решения любой задачи. У вас интересная, наполненная жизнь».
Задача 7. Использовать позитивные постгипнотические установки для возможных последующих гипнотических опытов. Текст:
«Ваши уникальные способности каждый день, каждый месяц, каждую неделю, каждый час, каждый год растут и увеличиваются. Бессознательное руководит развитием ваших талантов также, как руководит дыханием и снабжением кровью. Это происходит каждую минуту, каждое мгновение, когда вы спите, когда едите, когда заняты важным делом, когда разговариваете или когда занимаетесь чем-нибудь приятным. И каждый последующий транс позволит вам ещё глубже объединиться с вашим самобытным внутренним миром, с искренними и сокровенными желаниями, с тем, что для вас важно и дорого».
Задача 8. Вывести из гипнотического транса, возвратить в реальность здесь и теперь. Текст:
«Через некоторое время, может быть, через несколько минут или немного раньше позвольте себе сделать глубокий вдох и выдох, возможно, с удовольствием немного потянуться, открыть глаза (если глаза были закрыты) и вернуться в здесь и теперь. В комнату, где мы с вами сидим и приятно общаемся. Очень, очень хорошо».
Алгоритм может быть любым другим, точно также как и текст. Практика построения и проведения гипнотических сеансов подробно рассмотрена в разделе «Подготовка и проведение гипнотических сеансов».
Разработка и использование алгоритмов гипносуггестивной практики важный навык в профессиональной деятельности, который желательно взять в привычку, в особенности на первых этапах. Базовые шаблоны очень удобны. Тем ни менее, важно отслеживать, как те или иные шаблоны воспринимаются конкретным человеком. Статистика личной результативности – важнейшая составляющая профессионального опыта.
3. Кооперативный стиль.
Пожалуй, главный вклад в развитии принципиального интереса к индивидуальным особенностям человека и основанному на сотрудничестве, кооперативному стилю принадлежит доктору медицины Милтону Эриксону. Его жизнь и профессиональная деятельность во многом определили развитие гипнотической практики, как чрезвычайно важной отрасли исследования, разработок и применения психотехнологий в русле использования колоссальных возможностей бессознательного. М.Эриксон оставил после себя внушительное наследство:
«…Гипноз должен быть в первую очередь результатом ситуации, когда межличностные и внутриличностные взаимодействия развиваются конструктивно и служат целям, как гипнотизёра, так и субъекта. Этого невозможно достигнуть, ни следуя жёстким процедурам и фиксированным методам, ни стремясь добиться какой-то одной конкретной цели. Сложность человеческого поведения и лежащих в его основе мотиваций требует учёта множества факторов, существующих в любой ситуации, когда два действующих лица заняты некоей совместной деятельностью».
«Какой бы ни была роль гипнотизёра, роль субъекта требует большего объёма активной психической работы – работы, определяемой способностями, знаниями и внутренним опытом личности в целом. Гипнотизёр может лишь руководить, направлять, присматривать и предоставлять субъекту возможность выполнять продуктивную работу. Чтобы этого добиться, он должен понимать ситуацию и вытекающие из неё требования, максимально оберегать субъекта и быть способным оценить проделанную работу. Он должен принимать и использовать возникающее поведение и уметь создавать возможности и ситуации, благоприятные для адекватного функционирования субъекта».
Говоря о сотрудничестве и кооперации важно внятно определить конкретное содержание этих понятий в гипнотической практике. Гипнотизёр и субъект представляют собой две уникальных вселенных. Позвольте особо обратить ваше внимание на то, что уникальной вселенной является внутренний мир субъекта и внутренний мир гипнотизёра. То есть кооперация в гипнотической практике это сотрудничество двух уникальных вселенных, максимальный резонанс между ними. В таком взаимодействии во всей полноте присутствуют индивидуальность субъекта и индивидуальность гипнотизёра. Если взаимные глубинные потребности и сокровенные желания объединяются, то итогом становятся феноменальные результаты. Кооперативный стиль очень сложен и требует внимательного изучения, чтобы быть применённым на практике.
В основе кооперативного стиля многие специалисты видят принцип утилизации. Утилизация означает использование уникальных особенностей субъекты в гипнотической практике. В действительности каждый субъект по-разному в каждый данный момент своей жизни может испытывать, погружаться и существовать в трансе и по-разному проживать гипнотический опыт. Кроме того, каждый человек далеко не всегда открыто демонстрирует свои истинные интересы и даже не всегда их осознаёт. Эти обстоятельства требуют внимательного наблюдения за какими-либо личностными и индивидуальными особенностями и использования их в конкретной ситуации для достижения конкретной задачи. Казалось бы всё понятно. Однако автору книги данный подход видится, как псевдо кооперативный стиль, явно похожий на более изощрённый вариант стандартизированного стиля. Такой продвинутый вариант манипулирования несёт в себе большое искушение видеть субъекта уникальной «подопытной мышью». Это не кооперация и не сотрудничество, это методы продвинутого «пользователя» с огромной вероятностью заражения чувством собственного превосходства по отношению к субъекту. Само по себе чувство превосходства может и не так уж страшно, но любой человек хорошо чувствует, когда его хотят использовать и потому вольно или невольно сопротивляется, что сильно уменьшает шансы на успех терапии.
В чём же тогда ключ к настоящему кооперативному стилю? Позвольте повторить ещё раз – в реальной кооперации и сотрудничестве. Мол, вы – уникальная вселенная, я – уникальная вселенная, так отчего бы нам не сотворить совместно что-нибудь творческое и удивительное. Здесь важно понять как «технически» происходит кооперация. Дело в том, что личные и сокровенные интересы субъекта должны плотно переплетаться с личными и сокровенными интересами гипнотизёра. Это происходит, когда в том, что глубоко интересует субъекта, также глубоко заинтересован гипнотизёр. Но гипнотизёр работает на субъекта, а потому именно от гипнотизёра зависит, что он найдёт для себя в сугубо личной ситуации субъекта, где правят индивидуальные интересы изначально не гипнотизёра. Этим кооперативный стиль чрезвычайно сложен. Во-первых, подавляющее большинство людей (гипнотизёры не исключение) эгоисты и, прежде всего, заняты личными заботами. Во-вторых, кооперация и сотрудничество в гипнотической практике могут быть только результатом знаний о многоуровневой природе человеческих интересов и потребностей. В-третьих, кооперативный стиль является следствием развитой личной философии и мировоззрения, в которых гипнотизёр видит свою человеческую роль в глубинных и тесных взаимосвязях с себе подобными. Способность остро и тонко чувствовать сокровенные желания и интересы конкретного человека развивается весьма не быстро. И тем более, сложно увидеть свою сопричастность к судьбам тех, с кем свели жизненные пути. В высоком смысле кооперативный стиль подразумевает сотворчество гипнотизёра с силами, творящими человеческие судьбы.
Кооперативный стиль, безусловно, высший пилотаж гипнотической практики. Для кооперации естественна творческая увлечённость и вовлечённость в процесс взаимодействия. Доверие возникает само собой и не требует каких-либо специальных подстроек и приспособлений. Природа умело согласовывает действия, мысли и чувства людей, искренне заинтересованных друг в друге. Когда субъект чувствует, что гипнотизёр явно на его стороне, принимает его таким, какой он есть (даже если субъект сам себе не нравится), искренне и увлечённо стремится своими знаниями и умениями поспособствовать его саморазвитию и достижению весомых результатов, то доверие и искреннее желание сотрудничать возникнут с позитивной необходимостью.
Особое внимание следует уделить природе индивидуальных интересов субъекта, которые могут идти в разрез с его же личными интересами. Бывает так, что конфигурация черт характера и привычек более или менее приспособлена к объективной реальности, но не адаптирована к сокровенным, потаённым, порой неосознанным желаниям индивидуальности конкретного человека. Более того, эта проблема не то, чтобы редко встречается, а видна почти в каждом случае. Такой расклад, по сути, уже делает малоэффективной работу со многими заявленными проблемами. Поэтому важно разделять интересы личности и интересы индивидуальности. Личность человека феномен социальный, существующий как следствие половой принадлежности, воспитания, социального уровня притязаний, принадлежности какой-либо культуре, образования, стечения житейских обстоятельств и т.д. и т.п. Индивидуальность человека – феномен трансцендентный (недоступный непосредственному восприятию). Индивидуальность может проявлять себя в личности человека, но только проявлять, а не быть личностью. Индивидуальность в своей основе существует с рождения и представляет собой сложный процесс специфической биохимической регуляции в организме. Индивидуальность проявляет себя в предпочтениях к той или иной деятельности и главном структурном компоненте движения психической энергии. Практически это выглядит, например, так: человек как личность считает, что что-то должен, но как индивидуальность делать этого не хочет и наоборот. Потому как именно индивидуальность руководит базовым распределением движения психической энергии, то есть руководит глубинными потребностями и интересами, тем, что человека может по-настоящему интересовать. Таким образом, кооперативный стиль подразумевает взаимный резонанс интересов индивидуальностей (субъекта и гипнотизёра) для творческой работы по разработке более эффективного существования в пространстве объективной реальности и, возможно, либо используя характеристики существующей личности, либо трансформируя личность на более удобную «модель». Впрочем, целей и задач – великое множество.
Примеры:
1. Кооперативный стиль особенно хорош в воспитании детей, когда отец и мать передают своему ребёнку свой внутренний мир, не мешая, и не конфликтуя друг с другом, а наоборот дополняя и обогащая знания, опыт и стремления. В данном стиле отец и мать действуют заодно, хоть и с разных вселенных. В итоге ребёнок получает мощный заряд целостности и внутренней энергии для активной и успешной самореализации в жизни. И может быть главное, что приобретает ребёнок, так это сложный, но крайне важный навык объединения полярностей. Значение объединяющего полярности опыта невозможно переоценить с точки зрения психологического развития, как личности, так и индивидуальности.
2. Когда тренер работает с потенциальным чемпионом, кооперативный стиль, пожалуй, просто необходим для достижения побед. Внутренний резонанс, возникающий между наставником и подопечным особенно продуктивен в сложном тренировочном процессе. В нём и доверие, и тесное переплетение личных интересов, и глубокое взаимное принятие характерных особенностей друг друга. Безусловно, спортсмен как бы на переднем плане, но участие тренера не в меньшей степени необходимо. Спортсмен и тренер находятся в единой связке, и от качества их взаимодействия напрямую зависит результат.
|