В предыдущей главе приводился пример психологических проблем мачехи, которая не могла справиться с раздражением по отношению к дочери мужа от первого брака, проживающей с ними. В данном случае стратегической задачей являлось развитие у мачехи отчетливого чувства нежности и заботы. Разговоры на уровне здравого смысла, разъяснения, объяснения и убеждения были мало эффективными. Напрямую, путём усиления соответствующей мотивации, быть нежной и заботливой «матерью», стратегическая задача не решалась. Пришлось разыскивать обходные пути или разрабатывать тактические методы, исходя из контекста ситуации. Мачеха представляла собой женщину с высокой степенью моральных требований к самой себе и не менее высокой самооценкой. Гордость не позволяла ей признаться в «материнском» поражении, учитывая, что она готовила кандидатскую по психологии. С другой стороны, ей не удавалось противостоять иррациональным протестным чувствам. Можно было бы начать продолжительный процесс анализа природы внутреннего конфликта, но в этом случае автор предпочёл тактическую хитрость. Он целый час рассказывал кошмарные истории, о том, что может произойти с несчастной девочкой, при этом погрузив коллегу в относительно неглубокое состояние гипнотического транса, тем не менее, достаточное, чтобы его слова воспринимались с неподвижными широко открытыми глазами. Безусловно, коллега натерпелась настоящих ужасов, которых по задумке автора должно было быть как можно больше. Придя, домой женщина испытала необычайно интенсивный прилив жалости, нежности, сострадания к ребёнку. Толчок был столь существенный, что на волне новых переживаний позволил мачехе заметно изменить характер взаимоотношений с девочкой, более того – постгипнотическим внушением было заякорено эмоционально острое переживание страха за ребёнка в ситуациях, когда накатывало непроизвольное раздражение. Рано или поздно постгипнотическое внушение ослабнет, но даст возможность вновь и вновь закрепить новый эмоциональный навык.
Тактические действия могут быть, на первый взгляд, абсолютно несвязанными и даже противоречащими стратегической цели. И всё же, именно разнообразие тактических подходов становится залогом успешности гипнотизёра. Можно сказать так: тактическое доброжелательное «коварство» в совокупности с готовностью к дерзким экспериментам делают работу гипнотизёра увлекательнейшим занятием, наполненным духом творчества и импровизации. Гипнотическая практика не любит штампов, если только речь не идее о формальных экспериментах. Каждый случай по-своему уникален. Стратегические задачи могут быть типовыми, но тактические действия – импровизацией.
Примеры:
1. Очень многие мужчины, знакомясь с девушками, не говорят прямо о своих целях (стратегических задачах) и потому начинают знакомство с тактических хитростей.
2. Любой бизнесмен, начиная собственное дело, по опыту знает, что усилия и эмоциональные переживания необходимо направлять на решение тактических, ситуативных задач. Успешное прохождение таких «ключевых точек» позволит кирпичик за кирпичиком сложить большое дело. Психологически ошибочно фиксировать львиную долю внутреннего внимания на главной стратегической задаче. Без удовольствия от маленьких побед общий энергетический потенциал начинает истощаться и человек, бывает, склонен избегать решения «мелких задач», терпя одно за другим тактические поражения.
3. Многие «целители» в каждом клиенте обязательно что-то «узрят», как следует напугают, а потом за хорошую плату «решат проблему». Увы, «целительство» в таком случае является не стратегической целью, а средством заработка. Иначе, зачем пугать или создавать настрой к исцелению на основе негативных переживаний?
Задание:
Приведите примеры тактических действий из собственного опыта, когда к решению стратегической задачи вы шли обходными путями.
1_____________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________
Упражнение:
Убедите сидящего напротив вас человека в необходимости абсурдного действия, например, в том, что надо забраться на растущее за окном дерево и громко прокричать какую-нибудь фразу. Упражнение будет считаться выполненным тогда, когда «клиент» искренне согласится с вами, что данное действие было бы в действительности для него очень полезным (при этом лезть на дерево и кричать ему необязательно).
Ради убедительности нужно применять тактические хитрости. Для этого рекомендуется связать абсурдное действие с различными реальными интересами из жизни «клиента». Упражнение следует повторить с не менее чем десятью вариантами абсурдных действий и таким же количеством «клиентов».
6. Принцип идеодинамики.
По принципу идеодинамики любая идея переживается динамически и соответственно, любое динамическое проявление осознанно или бессознательно сопровождается идеей. Другими словами, любое проявление человека проживается полностью всем психофизическим аппаратом человека. Чтобы осознать то, что вы сейчас читаете вам необходимо еле заметно проговаривать напечатанные слова про себя, т.е. задействовать не только части тела, ответственные за речь, но и подключать весь ассоциативный ряд, связанный со смыслом слов. Так возникает внутреннее понимание.
«Технически» слово – это определённый набор звуков. Сам по себе набор звуков не несёт какого-то особого смысла. Смысл слова заключается в ассоциациях, связанных с конкретным набором звуков. Идея, смысл слова не существует вне динамики физиологических процессов. Если угодно, слово – это ассоциативный рефлекторно закреплённый аналог объекта. Прочитайте слово «мама» и вспомните, что мгновение назад, когда вы читали слово, у вас подспудно возникли какие-либо образы, ассоциативно связанные с этим словом. Этот принцип проявляет себя абсолютно во всем, например, со словом «бегать» связано, повышение активности мышц, отвечающих за бег.
Отсюда следует вывести чрезвычайно важный для практики гипноза закон:
«Идея, слово понимается и воспринимается только тогда, когда проживается полностью всем организмом в соответствии с существующим в памяти тела опытом ассоциативно и рефлекторно связанным с данной идеей или словом».
Благодаря пониманию принципа идеодинамики, практикующий гипнотизёр направляет воздействие в область субъективного опыта. Делать ставку на формальное объективное понимание значения слов – безграмотно. Сказанное гипнотизёром слово, несёт в себе потенциал влияния на психические процессы субъекта сугубо в русле личного опыта субъекта, т.е. субъективного понимания значения слова. «Личный словарь» каждого человека, по сути, является кодом к динамике его психофизических процессов. Гипнотизёру необходимо отслеживать личную реакцию субъекта на слово, а не вкладывать в это же слово какой-то свой смысл. Можно сказать так, слова гипнотизёра адресуются не разуму субъекта (клиента), но направлены в сердце, душу конкретного человека с особым личным опытом. Критерием оценки удачности использованного слова или фразы является желаемая реакция субъекта. Речь гипнотизёра только по форме похожа на речь обычного человека. Гипнотизёр, формально при помощи слов, говорит с внутренним миром человека на «языке» именно этого человека.
Ответ М. Эриксона коллеге на вопрос о том, что такое гипноз:
«Гипноз – это полная жизни связь, возникающая в одном человеке при горячей поддержке другого».
Примеры:
1. Спящий человек, видя сновидение и не желая просыпаться, внешние шумы и ощущения тела воспринимает в образах сновидения, как бы вводит в него новые обстоятельства.
2. Во время просмотра какого-нибудь блокбастера даже самый ленивый зритель, отождествляясь с главным героем (который по сюжету агрессивно решает чрезвычайно сложную задачу), начинает ощущать прилив активности.
3. На этом принципе, в том числе, основан эффект внушения. Частым использованием определённых слов «накачивается» соответствующая динамическая установка, т.е. готовность к определённым действиям.
Задание:
Приведите примеры феномена идеодинамики из личного опыта (для ответа на вопрос можно использовать специальную справочную литературу).
1_____________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________
Упражнение:
1. Постарайтесь занять удобное положение тела, сидя в кресле или на стуле. Тихим голосом самому себе несколько десятков раз наговорите какую-нибудь фразу, побуждающую к желаемому действию. Так можно убедить себя помыть посуду, что-то починить, сходить в магазин или сделать какое-либо другое полезное дело.
2. Перед началом занятия по гипнозу уделите несколько минут самовнушению. Несколько десятков раз (до чувства специфического внутреннего удовлетворения) повторяйте следующую фразу: «Мои сознательные и бессознательные ресурсы и таланты максимально активизируются, я максимально эффективно усваиваю и закрепляю новые знания и умения». Такая «самонакачка» реально резко повысит результативность занятий.
7. Ассоциации и рефлексы.
Ассоциация (от лат. association – соединение) – связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т.п.).
Рефлексы (от лат. reflex us – повёрнутый назад, отражённый) – реакции организма на раздражение рецепторов. Возникшее возбуждение передаётся в центральную нервную систему, которая отвечает на него также возбуждением; последнее по эфферентным (двигательным, секреторным и др.) нервам передаётся к различным органам (мышцам, органам и др.). И.М.Сеченов ещё в 1863 году высказал мысль, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». И.П.Павлов врождённые рефлексы назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни – условными.
Нетрудно заметить родство этих понятий. Любая ассоциация формируется на основе рефлекторных механизмов. Поэтому понятие «рефлекс» можно в данной работе заменить понятием «ассоциация».
Именно ассоциация в гипнотической практике является, пожалуй, наиболее эффективным ключом к бессознательным процессам. Через использование ассоциаций становится возможным многоуровневое общение, когда внешне произносится что-то одно, но воздействие производится в ином направлении. Посредством ассоциаций удобно активизировать определённые бессознательные процессы в обход сознательного контроля. Также с помощью прямых ассоциаций очень удобно настраивать субъекта на соответствующие задачи. К примеру, если вы говорите о том, что многие вещи легко забываются, то субъект, ассоциируя ваши слова с личным опытом, довольно легко настраивается на волну забывчивости. А если вы говорите, что человеку бывает свойственно почти полностью отстраняться от внешнего мира, когда он погружается в мечты, то тем самым готовите субъекта к опыту гипнотических визуализаций, а может даже и галлюцинаторным переживаниям.
В гипнотической практике большую роль играет настрой субъекта на предстоящую работу. Часто гипнотический сеанс хорошо начинать рассказами из практики, в которых некие гипнотические субъекты (клиенты) переживали очень увлекательный и интересный гипнотический опыт, который сыграл в их жизни важную роль. Субъект постепенно ассоциативно настраивается на возможный новый опыт. Кстати, такой подход помогает преодолеть тревогу субъекта перед гипнотическим опытом и сопротивление взаимодействию с гипнотизёром.
Особую роль ассоциации играют в работе с образами. Можно сказать так, что язык ассоциативных образов – это язык кодов бессознательного. Например, через образы сновидений опытный символист и гипнотизёр может получить «технический» доступ к движению психической энергии. Возможности открываются колоссальные. Также хорошо известна роль терапевтических метафор в гипнотерапии. И здесь воздействие осуществляется по каналам ассоциативных связей. Умение работать с ассоциациями в несколько раз делает работу гипнотизёра более эффективной.
Примеры:
1. Ассоциации интенсивно используются в рекламе. Если с неким продуктом ассоциативно связывается позитивная эмоциональная реакция, то такой продукт становится эмоционально более привлекательным. Покупатель смотрит на продукт, у него автоматически (как правило, бессознательно) возникает ассоциативно внушённая эмоциональная реакция и усиливается желание приобрести данный товар.
2. Бывает так, что незнакомый человек напоминает какого-то старого знакомого, благодаря чему к незнакомому человеку мы автоматически относимся, как к другому человеку из прошлого.
3. Благодаря способности человека обильно создавать и воспринимать ассоциации мы наслаждаемся самыми разными искусствами, в том числе и живописью.
Задание:
Приведите примеры, когда вы используете, объясняя что-либо, язык образов или воспринимаете что-либо через образы.
1_____________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________
Упражнение:
1. Упражнение выполняется в малых группах. Ведущий рассказывает остальным на языке образов и аналогий о каком-нибудь из современных достижений (автомобиль, стиральная машина и т.д.) группе «средневековых крестьян». «Средневековые крестьяне», когда «не понимают» значения современного слова, переспрашивают рассказчика о его значении. Соответственно рассказчик использует только слова, которые были бы понятны несколько веков назад.
2. Упражнение выполняется в парах или малых группах. Ведущий рассказывает о «случаях из своей практики» (можно сочинить), когда с «его пациентами» происходило то, что через какое-то время должно произойти с его настоящими пациентами (то есть партнёром по упражнению или группой). Упражнение считается выполненным тогда, когда остальные проявят живой интерес и любопытство к возможности нового опыта.
8. Гипнотический транс естественен.
Переживания гипнотического транса не представляют собой чего-то, что было бы неестественно для обычного способа человеческого существования. Более того, данные переживания ежедневны и происходят сами собой вне зависимости от того, знаем мы, что это состояния гипнотического транса или нет. Достаточно вспомнить что-то из прошлого и эмоционально погрузиться в воспоминание или что-то представить себе и увлечься новой идеей. Влюблённость, грёзы наяву, просмотр кинофильма, эстетический восторг, увлекательная беседа, чтение романа и многое-многое другое, всё это, как правило, происходит в состоянии гипнотического транса. Особенность переживания гипнотического транса заключается в сосредоточенности внутреннего внимания на каком-либо объекте (идее, чувстве, предмете и т.д.), а также в интенсивности и продолжительности чувственного участия. Однако состояние гипнотического транса слишком вовлекает человека во взаимодействие с каким-либо объектом, невольно лишая его возможности быстро и тонко реагировать на иные раздражители. Этому аспекту следует уделить особое внимание.
С точки зрения эффективной адаптации на незнакомой территории, ориентации в меняющихся обстоятельствах или в ситуации вероятной опасности человеку важно находиться в состоянии бодрствования, когда его внимание охватывает максимальный диапазон объективной реальности. Стоит только на чём-то сосредоточиться и что-то другое будет упущено или не замечено (хорошо известна тактика отвлекающих маневров). Объективная реальность иногда в действительности бывает непредсказуемой и опасной, но бывают и случаи чрезмерных опасений, из-за чего тревожных субъектов сложно погружать в гипнотический транс. Настороженность противоречит чувству безопасности. В состоянии безопасности человеку много проще вовлечься в какое-либо переживание и практически полностью отключиться от остального мира. Тревожному, настороженному человеку сделать тоже самое на много сложнее, даже если он будет искренне этого хотеть. В последнем случае используются специальные методы гипнотизации, о которых подробно будет рассказано в разделе «Диссоциативные стратегии гипноза».
Процессы гипнотического транса присутствуют не только в опыте обычной жизнедеятельности, но и в симптоматических (проблемных) состояниях. В симптоматическом гипнотическом трансе человек может пожаловаться, что действия, чувства, мысли «просто случаются» автоматически, наперекор всем возможным усилиям справиться с самим собой. Так бывает при перееданиях, запоях, курении, демонстративной дурашливости, чрезмерной гневливости и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. В каждом из этих случаев идеодинамические проявления (идея и непроизвольное стремление реализовать её) демонстрируют развитие состояния гипнотического транса. Фиксация на идее (объекте) и чувственная вовлечённость могут достигать высокой и даже чрезмерной интенсивности. Так бывает, когда конфликт стремлений (желаний) закручивается и чрезмерно концентрируется на каком-либо проявлении, которое становится автоматическим.
Тот же принцип характерен в особых навыках и умениях, когда требуется высокая степень автоматизма. У бегуна появляется «второе дыхание» и он говорит, что «всё его тело двигалось само собой, без всяких усилий». А как бывает необходимо «второе дыхание» в решении сложных задач, требующих упорства?! И здесь список примеров может быть бесконечным. Идеодинамические навыки, доведённые до автоматизма, являются важной составляющей любого мастерства и особых умений. Иначе мы не умели бы говорить, ходить, думать, писать, читать и т.п. Опыт гипнотического транса не только неизбежен, но и абсолютно необходим в жизни любого человека.
Эриксон отмечает:
«Какие действия может совершить человек под гипнозом? В сущности, нет таких действий, совершаемых в состоянии гипноза, которых вы не могли бы совершить в обычном, повседневном бодрствующем состоянии. Преимущество гипноза - в том, что вы можете контролировать, направлять и продлевать то поведение, которое всего лишь мельком проскальзывает в обычной повседневной жизни. Может быть, лучший пример этого - амнезия. Если бы я попросил любого из вас что-то забыть, вам было бы весьма трудно сделать это в вашем обычном состоянии бодрствования. Сколько раз вас знакомили с человеком, говорили, как его зовут, вы повторяли его имя, обменивались с ним рукопожатием, имея твёрдое намерение запомнить сообщённое вам имя, - но стоило вам отпустить его руку, как вы его забывали? Мгновенное забывание помимо собственной воли столь же обычно в нормальном бодрствующем состоянии, как и в состоянии гипноза. Поэтому вы пользуетесь гипнозом, чтобы просить людей действовать так же, как они действуют в обычной повседневной жизни, но делать это в данный момент и на протяжении определённого промежутка времени. Вы просите их использовать свои способности и внутренний опыт так, как им до сих пор и в голову не приходило... Почти все мы даже не представляем себе, на что способны».
Примеры:
1. Возрастная регрессия может начаться с простых воспоминаний: друзей по детским играм; местности, где прошло детство; запомнившегося дня рождения; радости от подаренной игрушки; поездки с родителями на семейный отдых и т.д. Чем глубже погружение в воспоминание, тем интенсивнее переживания. В какой-то момент человек даже может «перейти» полностью в то время и те события. В практике случаются и такие крайние формы возрастной регрессии.
2. Находясь на волне фантазирования и проигрывания различных образов в своём представлении, практически любой человек может настолько «заиграться», что в какой-то момент вымысел воспринять за реальность. Достаточно вспомнить детские игры с привидениями. Галлюцинаторные переживания видений, ощущений, звуков, запахов и других психофизических проявлений могут непроизвольно возникать у любого самого здравомыслящего человека.
3. Почти каждый человек может вспомнить моменты в своей жизни, когда он чувствовал необычайную лёгкость в своём теле или каких-либо частях тела (например, в руке). Тело двигалось легко, как бы само собой, будто в невесомости. Этот феномен называется гипнотической левитацией.
Задание:
Приведите другие примеры обычных житейских состояний, действий или переживаний, являющихся «мостиком» к опыту феноменов гипнотического траса, таких как каталепсия (застывание всего тела или части тела), амнезия (забывание), возрастная прогрессия (перемещение в будущее), автоматические действия.
1_____________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________
Упражнение:
1. Возьмите за основу такие феномены гипнотического транса, как возрастная регрессия и прогрессия, амнезия, каталепсия, левитация, автоматические действия и т.д. Ваша задача, в парах или малых группах, подготовить «клиентов» к соответствующим феноменам (к каждому по отдельности) предварительными беседами или рассказами, настроить их на определённую волну.
2. Расспросите друг друга, в парах, о самых разных гипнотических феноменах, которые происходили сами собой в тех или иных жизненных обстоятельствах. Желательно чтобы каждый «клиент» вспомнил не менее 7-8 эпизодов.
9. Гипнотический транс – это, прежде всего,
чувственный опыт.
Гипнотическое внушение становится эффективным тогда, когда активизирует идеи или представления уже присутствующие во внутреннем мире субъекта (клиента). Важно знать и понимать, что идеи и представления во внутреннем мире могут проживаться в самых разных формах и модальностях. Они могут быть выражены в виде ощущений, образов, понятий, убеждений, знаний, двигательных актов и т.д. Так или иначе, чувственно задействуется всё тело с разницей в определённых акцентах. В гипнотической практике следует всемерно направлять внимание субъекта на процессы, идущие внутри него самого, на его собственные чувственные ощущения, воспоминания, эмоции, мысли, чувства, идеи, прежние знания и прежний опыт. Хорошие гипнотические техники, выстроенные таким образом, могут дать поразительный результат даже в тех случаях, когда, казалось бы, эффективная коммуникация невозможна. Слова и действия служат всего лишь средствами, инструментами стимулирования ресурсов субъективного личного опыта, приобретённого отчасти сознательно, а отчасти бессознательным путём.
Развитие гипнотического транса представляет собой передачу идей, которые вызывают у субъекта цепочку мыслей, переживаний, ассоциаций, приводящих к поведенческим изменениям (смене установок, мировоззренческих моделей, чувств и т.д.) Взаимодействие гипнотизёра и субъекта проживается субъектом, прежде всего, на уровне чувственных процессов и лишь в малой степени отражается на уроне абстрактного размышления. Именно поэтому логика внутренних изменений субъекта подчиняется логике чувственных процессов, в свою очередь, логика чувственных процессов подчиняется законам движения психической энергии (см. главу 4).
Рациональное понимание причинно-следственных связей практически не имеет никакого отношения к логике чувственных процессов. Последняя полностью зависит от баланса напряжения и разрядки. Начальник наорал на подчинённого, тот, по приходу домой, дал пинка своему верному другу, псу по кличке Позитив. А ведь могло достаться жене и детям. Справедливости, как видите, нет никакой. Если есть напряжение, то оно должно быть «сброшено», а повод – дело второстепенное. Закономерность такова: напряжение ищет сброс. Другими словами, по данному примеру, как только появилась возможность на что-либо разозлиться, тут же пошёл выплеск с эмоциональным накалом общей разрядки. Влюбляются порой также. На душе накопилась потребность в романтических отношениях (напряжение) и, в итоге, первому встречному достаётся «цунами» экзальтированной любви (разрядка). Логика чувственных процессов полностью иррациональна и находится вне морали и условностей хорошо/плохо, правильно/неправильно, справедливо/несправедливо. В переполненном резервуаре вода ищет первый попавшийся выход, а не обусловленный некими правилами. В поведении человека определённая склонность к накоплению напряжения и спонтанный, первый, попавшийся в своё время, способ сброса напряжения (в силу стечения обстоятельств) могут ассоциативно (рефлекторно) закрепиться и сосуществовать вместе. Так может возникнуть проблемная привычка (курить, пить, переедать, играть в автоматы, раздражаться по пустякам и т.п.). Копать рациональную причину бывает попросту бесполезно, а вот гипнотерапия здесь может оказаться очень эффективной.
Вода является удачным символом чувственности. Она также текуча и сама по себе не имеет определённой формы, как биохимический баланс организма. В кровь выбрасывается колоссально большое разнообразие различных веществ, гормонов и т.п. Организм можно сравнить с гигантской биохимической фабрикой, где вырабатывается фантастически разнообразная палитра всевозможной «продукции» на все случаи жизнедеятельности. Тем ни менее, бесконечно текучий процесс производства химических соединений не хаотичен. Сложнейший (и пока ещё не изученный) баланс веществ часто нарушается и тогда организм начинает испытывать «голод» по определённой «продукции». Химический перекос требует компенсации.
Например, некая молодая женщина с детства привыкла подчиняться требованиям строгой и даже деспотичной матери. Стремясь завоевать её нежность и любовь, она подавляла в себе раздражение и, тем самым, заставляла «голодать» свой организм по гормонам (или другим веществам) активности и агрессии, так необходимым в жизни. В один прекрасный день, организм в целях выживания дал команду «химической фабрике» компенсировать «голод». В итоге, четверо санитаров не могли удержать молоденькую и хрупкую женщину, чтобы надеть на неё смирительную рубашку, настолько сильная была абреакция. Психотический эпизод продолжался пока организм не насытился компенсаторными веществами. Далее потребовался продолжительный курс психотерапии, чтобы помочь женщине перестроить свою мировоззренческую систему координат на более адекватную её биохимии.
Можно с уверенностью сказать так, что в основе всех наших поведенческих актов, мыслей и чувств находится биохимическая «фабрика» организма. По сути, мы работаем на неё в прямом и переносном смысле. «Мозаику» химических элементов мы воспринимаем, как некое эмоциональное переживание. Другими словами, химия и эмоции в данном случае одно и то же. К.Юнг отнёс эмоции к сфере коллективного бессознательного, определив их как типовые реакции организма, а значит одинаковые для каждого человека. Важно эмоции отличать от чувств. Эмоции могут быть похожи, но чувства разные и, наоборот, чувство одно и тоже, а эмоциональное проживание разное. Эмоциональное проживание, пожалуй, почти никогда не бывает похожим одно на другое (текуче как вода), за редким случаем ситуаций, когда возникает ощущение «дежавю» (в основе этого переживания редкое эмоциональное совпадение, сопровождаемое идеей, что нечто уже было наяву или во сне).
Львиную долю чувственного опыта составляют эмоции. Именно эмоции являются регуляторами нашей деятельности. Если в организме не хватает каких-либо веществ, то эмоциональные переживания «сигналят» некомфортным состоянием. В этом случае любая деятельность является формальным способом химической (эмоциональной) регуляции. Каждая идея, чувство, действие проживаются чувственно, эмоционально. Можно даже сказать так, что какая бы ни была форма деятельности, главная её задача – спровоцировать (ассоциативно, рефлекторно) химический отклик и, тем самым, произвести биохимическую регуляцию. Сознательный выбор деятельности из возможных вариантов становится главным регулирующим инструментом принятия ситуативных и судьбоносных решений. Критерием оценки является чувственное, эмоциональное (химическое) предвкушение. Предвкушение как бы делает отмашку, «даёт добро» на деятельность.
Наиболее эффективная гипнотическая коммуникация подразумевает удачно встроенное воздействие в русло «химических» интересов субъекта. Субъект чувственно «ощупывает» идею, организм непроизвольно выдаёт эмоциональный отклик, далее субъект осознаёт (полуосознаёт) предвкушение и автоматически принимает решение в пользу идеи, если идея «химически» выгодна. Химические процессы организма совершенно точно не хаотичны. Более того, возникает впечатление, что этими процессами правит некое глубинное «Я» человека, не имеющее никакого отношения к многообразию личностей в которых человек склонен проживать свою судьбу. Это «Я» чем-то похоже на маленького запеленатого младенца, который на всё смотрит широко раскрытыми глазами, но при этом «правит» взрослыми, разумными личностями. Его величество – младенец: всё будет так, как захочет он! А что хочет он, того, возможно, хочет Бог. Наверное, развитие этого «Я» и является главной задачей человека. Всё остальное своего рода кокон, некое предлагаемое обстоятельство.
Автор заметил, что синхронизация гипнотической коммуникации с интересами глубинного «Я», порой, парадоксальными и очень неожиданными, даёт наиболее мощный резонанс. Происходит интенсивный чувственный отклик, активизируются глубинные интересы и потребности. Интересы внутреннего «Я» точно находятся вне социальных условностей, но ассоциативно вступают с ними в «отношения». Житейские и социальные интересы сами по себе пустышка, но ассоциативно наполняются глубинными интересами и чувственно переживаются как очень важные для конкретного человека. Успех гипнотического воздействия полностью зависит от умения почувствовать человека и точно встроить воздействие в русло его «химических» интересов. При достижении интенсивного чувственного отклика, в судьбе что-то меняется, происходит важное событие, благодаря которому человек становится ближе к собственному глубинному «Я» и своим истинным интересам.
Автор считает:
«Хороший сеанс гипноза – это важное Событие в жизни субъекта».
Продолжая метафору «младенца» и внутреннего «Я», можно привести ещё один образный пример. «Младенцу» понравилась игра в баскетбол. Взрослой личности игра в баскетбол не интересна. Однако каждый раз, когда взрослая личность видит игру в баскетбол, «младенец» просыпается и выбрасывает в кровь определённые нужные вещества. Взрослая личность постепенно всё больше и больше свыкается с идеей, что игра в баскетбол хорошее и полезное занятие. В итоге, мировоззренческие установки меняются в пользу баскетбола. А значит, гипнотизёру, прежде всего, надо договориться с «младенцем». Поскольку «младенец» сама чувственность и источник «химической» активности, следовательно, именно чувственное участие в гипнотической коммуникации показывает глубину отклика. Здесь важно учесть ещё один аспект. Глубокий чувственный отклик часто почти не виден. Иногда человек будто застывает или, вдруг, чем-то становится настолько поглощённым, что всё вокруг словно исчезает. Внешняя, порой, демонстративная эмоциональность бывает по сути своей неглубока. Иное дело – глубокий чувственный отклик, он настолько сокровенен для каждого человека, что о демонстрации и речь идти не может. Настоящая чувственность является глубоко личным, субъективным переживанием. Это и есть та потаённая область человеческого существа, где рождаются новые линии судьбы и куда должно проникнуть внимание гипнотизёра. Человек делает то, что ему наиболее важно, то, что вызывает в нём наибольшее чувственное участие. Таков принцип витальности (жизни).
Примеры:
1. Известна народная поговорка: «Любовь зла, полюбишь и козла». Смысл поговорки кроется в природе человеческой чувственности. Разум не правит душой, когда дело касается личных пристрастий. Рациональная логика здесь также бессильна. Душой правит чувственный отклик, чем острее реакция, тем серьёзнее последствия.
2. Любые проблемные привычки (курение, переедание, азартные игры, запои и т.д.) несут в себе львиную долю неконтролируемых чувственных «выгод». Здравый смысл уступает. Прямое волевое противостояние дурной привычке тоже не даст результата. Человеку остаётся только перекраивать свою личность так, чтобы кардинально изменились жизненные ценности. По сути, одни привычки надо заменить другими, и обязательно с большей чувственной выгодой.
3. Сексуальные отклонения (перверсии) являются, пожалуй, наиболее удобными для изучения моделями движения психической энергии. Перверт (слово «извращенец» несёт в себе излишне негативные ассоциации) испытывает более острое возбуждение при перверсном сексуальном поведении. Более того, перверсия часто бывает необходимым условием оргазма. Корректировать подобные отклонения крайне сложно. Перверты, как правило, не желают отказываться от опыта интенсивной чувственности, им гораздо проще изменить отношение к склонности и избавиться, таким образом, от чувства вины или собственной неадекватности. Считается, что, в особенности, нереализованные и неосознаваемые перверсии подспудно моделируют социальную жизнь человека. Это предположение подтверждается утверждением, что человек склонен делать то, что его возбуждает и от чего он получает удовольствие. Однако это тема отдельных и весьма ёмких исследований.
4. Практически у каждого человека есть знакомый, который, говоря о потенциальном претенденте на личные отношения, разумно отмечал существенные недостатки. Со слов рассказчика возникало впечатление, что отношения невозможны. Тем ни менее, всё складывалось иначе – что цепляло, то и притягивало.
5. В отношениях близких людей бывают острые ссоры. Сильное желание что-либо донести до сознания близкого человека, в случаях недопонимания, иногда может выплёскиваться в злость и агрессию. И вновь здравый смысл может покинуть игровую площадку, уступая место интенсивным чувственным вспышкам.
|