Оленев Игорь "Полная палитра методов внушения в практике убеждения"

Безусловно, многие специалисты могут занять принципиальную позицию в пользу исследования причин возникновения проблемы. И этот подход также важен в терапевтической практике. Здесь следует обратить внимание на ряд нюансов. В любом проблемном (нежелательном) проявлении человека есть целый комплекс вторичных выгод. Ни одна привычка не возникает на пустом месте. В природе вообще нет ничего лишнего, но есть самые разные формы проявлений в действиях, мыслях и чувствах, которые удобны в одних случаях и неприемлемы в других. Одни привычки возникли в одном жизненном контексте и были необходимы, а в другой жизненной ситуации эти же привычки оказались недостаточными. Однако новую привычку бывает создать не так-то просто. Вторичные выгоды представляют собой положительные чувственные отклики, которыми сопровождаются прежние привычки. Если новая привычка не несёт в себе превосходящий по силе и интенсивности чувственный отклик, то она может просто не закрепиться. Новая привычка закрепляется, если несёт в себе мощные разноплановые выгоды и, прежде всего, выгоду роста самооценки. Такую привычку надо «накачать» положительным чувственным содержанием и встроить её в русло внутренних интересов субъекта. Экзистенциальные вопросы человек должен решать сам. У каждого свой «контракт с Богом».

Итак, решение – первично, проблема – вторична. М.Эриксон выдвигал на первый план не понимание прошлого, а результативность в достижении целей и удовлетворение актуальных потребностей в настоящем. Этот подход глубоко позитивен и эффективен в гипнотической практике.

Примеры (из личного опыта автора):

1. В свои 38 лет я решил серьёзно заняться фитнесом в спорт-зале. Мой вес составлял 115 кг, доля мышечной ткани занимала скромный процент от общей массы тела. Зеркальное отражение тела в полный рост было далеко не эстетически привлекательным. Досаждала быстрая утомляемость и склонность к мелким простудным заболеваниям. Но ещё больше не хотелось напрягаться при выполнении физических упражнений. Тем ни менее, неудовлетворённость собой пересекла «красную черту». Усилилось желание изменить своё тело и образ жизни. На упорные тренировки в спортзале настраивал себя около месяца. «Накачивал» себя мыслями, что для достижения больших жизненных целей мне необходим хороший мышечный тонус, сила и выносливость. Дополнительной идеей стало стремление натренировать мощное, спортивное тело, чтобы своим примером показать, как сильное тело может очень гармонично сочетаться с хорошим интеллектом учёного. Ещё одним важным фактором упорства тренировок послужило понимание, что надо развивать навык концентрации сил, как физических, так и психических. Этот навык очень важен, когда требуется энергетический рывок. В итоге упорных и результативных тренировок, помимо достижения поставленных задач, настолько улучшилось здоровье, что силовые тренировки стали частью образа жизни.

Во время тренировок в спортзале я хорошо видел, как большинство, приходивших на тренировки людей, «срывались» с первых же тренировок, хоть и планировали долго и упорно заниматься. Причина была простой и стандартной. Эти люди хотели избавиться от недостатков, а не стремились к конкретным (эмоционально важным) целям. Когда им не хотелось идти очередной раз в спортзал, они шли на поводу у лени. В свою очередь, я оказался в числе тех, кто не смог бы себе простить лени из-за ущерба самооценки, потому как результат был слишком важен.

2. Все попытки бросить курить быть безрезультатными пока действовала установка «хочу бросить курить». У меня случались приступы головной боли, часто досаждал кашель. Но, несмотря на трезвое понимание вреда приносимого курением, прямое сдерживание дурной привычки давало неизбежный сбой. Помогла установка «если гипнотизёр не может бросить курить, какой же он тогда гипнотизёр». Эта установка достигла такого уровня эмоциональной значимости, что первая же попытка привела к успеху. Более того, успех преодоления дурной привычки привёл к повышению самооценки и профессиональной уверенности. На момент написания данного примера я не курю более 3-х лет.

3. Настоящей «битвой» с самим собой была задача «не есть после 6-ти вечера». Идея «не есть» не срабатывала. Голод после рабочего дня предательски брал своё. Помогли следующие установки: «вечером лучше всего сжигать излишки жира», «желудок и кишечник ночью должны заниматься ремонтными работами, а остатки еды этому мешают». Постепенно мне удалось научиться получать удовольствие от ощущения пустоты в желудке вечером, а утренняя приятная лёгкость в теле помогла закрепить новую привычку.

Задание:

Приведите примеры из личного опыта, когда вам удалось сформировать новые позитивные привычки взамен прежних (привычка считается успешной, если просуществовала более трёх месяцев). Постарайтесь точно вспомнить внутренние формулировки идей, которые сработали.

1_____________________________________________________________________________

2_____________________________________________________________________________

3_____________________________________________________________________________

4_____________________________________________________________________________

Упражнение:

1. Упражнение выполняется в малых группах. Один из участников упражнения говорит о какой-либо своей нежелательной привычке, от которой он хочет избавиться. Другие предлагают формулировки позитивных решений. Формула следующая: вместо прежней негативной привычки предлагается новая позитивная привычка, явно более выгодная и повышающая самооценку. Удачная формулировка вызовет искренний позитивный отклик.

2. Упражнение выполняется в малых группах. Для всех приводится пример какой-либо дурной привычки (злоупотребление алкоголем, курение, использование наркотиков, зависимость от азартных игр, переедание, привычка опаздывать, чрезмерная раздражительность и т.д.). Задача всех участников упражнения предложить позитивные решения (каждый по каждому пункту), то есть, предложить новые, более выгодные и приносящие повышение самооценки привычки.

13. Каждый человек уникален.

Этот главный принцип своим существованием во многом обязан уникальной личности Милтона Эриксона, самого известного гипнотизёра 20-го века. Великий мастер, кроме всего прочего, не различал цвета (кроме пурпурного), страдал тональной глухотой и дислексией (нарушением речи), дважды перенёс паралич вследствие полиомиелита. М.Эриксон научился рассматривать свои особенности, как особые качества, позволяющие ему владеть эффективными навыками и умениями. Этот человек оставил за собой серьёзное наследие. Его последователи и ученики, которым удалось получить уроки у самого мастера, вспоминали своего учителя, как очень жизнелюбивого и доброго человека. Лично я уверен, что Милтон Эриксон глубоко принимал и отстаивал в своей психотерапевтической деятельности право каждого человека на собственную уникальность и полноту жизни. Жизнь так непросто далась самому мастеру, потому он и ценил её во всех проявлениях. С этих позиций М.Эриксон работал со своими пациентами, помогая использовать им свои особенности как основу для саморазвития.

Каждый человек уникален. Каждый человек такой же, как все. И то и другое утверждения верны. Потому следует определить пространство индивидуальности. Сначала условно разделим человека на врождённую и приобретённую составляющие. Затем сделаем акцент на ресурсе уникальности.

Врождённо человек приобретает уникальную психофизическую конституцию и, возможно, весь диапазон психических способностей, также как и любой другой человек. Людей можно сравнить с клетками человеческого организма. Все клетки несут в себе одинаковое ДНК, но одно и то же ДНК в разных клетках по-разному задействовано. Активность разных участков ДНК приводит к специализации клетки. Одна клетка становится клеткой печени, другая кровяной, третья костной и т.д. Похоже, что каждый человек также несёт в себе свою специализацию. Один и тот же опыт по-разному отражается в сознании разных людей и последующих психофизических реакциях. По мнению автора, уникальная психофизическая конституция конкретного человека содержит в себе не только наследственность, но и сложную комбинацию циклических ритмов на момент рождения. Это своего рода «заказ» на человека в сообществе (клетку в организме). Данная сложная комбинация циклических ритмов бессознательно определяет поведенческие модели и предпочтения. Автор книги выражает надежду, что психология как наука придёт к этому открытию, которое давно не секрет для многих специалистов.

Приобретает человек весь комплект необходимых навыков и умений для сосуществования с себе подобными в социальном мире. Это мышление, речь, письмо, культурные ценности и многое другое. Приобретённые навыки и умения взаимодействуют друг с другом в социальных ролях. Социальная роль проживается конкретным человеком в образе самого себя, в том, как он себя представляет и в том, как он видит свои задачи. Поэтому автор книги предлагает следующую модель для исследования и понимания уникальности личности или социальной составляющей индивидуальности человека:

1) Внутренний сценарий.

2) Режиссура.

3) Актёрское исполнение.

4) Зрительская реакция.

Внутренний сценарий (1) представляет собой набор задач, подчинённых главной сверхзадаче. Во внутреннем сценарии нет рациональных алгоритмов, он глубоко чувственный по своей сути. Формируется сценарий с раннего детства, с мечты и грёз, которые предваряют жизненные и социальные интересы. Достижение сверхзадачи предполагает целеустремлённость и обретение сверхмогущества, то есть, способности реализовывать сокровенные желания. Подчинённые задачи предваряют достижение главной. Они, своего рода, тактические победы. Каждая такая тактическая победа усиливает предвкушение главной победы (над судьбой) и приближает к сверхмогуществу. По-сути, человек существует ради этой энергии и строит свою жизнь, как средство её получения. Иначе человек зачахнет (депрессивно саморазрушится) в прямом и переносном смысле из-за чувства беспомощности перед силами судьбы и низкой самооценки. Самооценка во многом зависит от исполнения сокровенных желаний. Задачи и сверхзадача ассоциативно (с раннего детства) закрепляются интенсивным позитивным чувственным откликом в психологической структуре конкретного человека. Другими словами, ради получения интенсивно переживаемой эйфории предвкушения сверхмогущества человек направляет свою деятельность (действия, мысли и чувства) в русло достижения задач и сверхзадачи. Суть человека – его сверхзадача. Если увидеть и понять сверхзадачу конкретного человека, то откроется доступ к его энергоресурсам. Это важно понимать. Формулировка сверхзадачи, как правило, социально не адаптирована. Вслух людям свойственно произносить некие компромиссные цели, являющиеся «осторожным» вариантом из-за необходимости соизмерять личные интересы с реальными возможностями. Настоящая идея сверхзадачи ближе к идеям величия, абсолютного превосходства и богоподобия. Обычно настоящую идею сверхзадачи человек удерживает в подсознании, чтобы избежать катастрофического чувства беспомощности и удара внешней реальности по самооценке.

Режиссура (2) это управление судьбой. Есть правила игры внешней реальности, но не все возможности видны невооружённым взглядом. Правила игры внешней реальности надо изучать, получать образование, внимательно следить за событиями и анализировать внешние и скрытые факторы. С другой стороны следует тщательно изучать самого себя. Для конкретного человека событие возникает на стыке внешней и внутренней реальности. И только от конкретного человека зависят методы, подходы, технологии, принципы и мировоззренческие представления о том, как надо реализовать задачи и сверхзадачу. Режиссёрски, в предлагаемых обстоятельствах, мы выстраиваем себя как личность, вырабатываем у себя определённые черты характера, привычки, знания, навыки и умения. Режиссура в данном случае – это стратегия, которая развёрнуто отвечает на вопрос – кто мы такие в этом мире.

Актёрское исполнение (3) ближе к житейской тактике. Человек, как актёр работает с образом самого себя. Именно в образе человек предстаёт в самых разных жизненных ситуациях. Обычно образов не бывает много. Безусловно, это обедняет диапазон возможных самопроявлений человека. «Актёрское амплуа» важно расширять, что вполне удаётся, когда человек любопытен к тем, кто его окружает и с удовольствием копирует своих знакомых в тех ситуациях, когда их образы более удачны с точки зрения особенности момента. Человеку врождённо дана потрясающая способность копировать и перевоплощаться. От этого внутреннее «Я» человека нисколько себя не умоляет, так как внутреннее «Я» никакого отношения не имеет к личности человека. Личность человека представляет интересы внутреннего «Я» во внешнем, социальном мире. Личность всегда инструмент, способ, средство. В гипнотическом трансе любой человек довольно легко может перевоплощаться в другой образ и действовать, мыслить и чувствовать совершенно иначе. Главное, чтобы образ был в интересах сценария и отрежиссирован. Смена образа на более удачный может дать мощный позитивный сдвиг в жизнедеятельности конкретного человека.

Зрительская реакция (4) подобна зеркалу, в котором человек видит самого себя. Однако это «зеркало» далеко не всегда отражает то, что человек хочет видеть. Факторов отражения много. С одной стороны, человек вовлечён в сложный баланс ролей. С другой стороны, восприятие одного человека другим человеком зависит, прежде всего, от субъективных представлений другого человека. То есть, меня воспринимают не так, как мне хочется, а в зависимости от субъективного опыта и предпочтений того, кто меня воспринимает. «Зеркало» не правдиво и не обманчиво. Оно как бы отражает «заказ» на «героя» в специфической конфигурации социальных ролей. Другими словами, меня воспринимают не во всём многообразии моей уникальности, а сугубо с точки зрения интересов людей в группе в данный момент. Человек может быть смешным и странным в одной ситуации, опасным и непредсказуемым в другой. При этом и там и там он был одинаков. «Зеркало» зрительской реакции имеет свои объективные правила, не зависящие от наших субъективных желаний. Чтобы получить желаемую реакцию (отражение) важно внятно представлять спрос на «героя». Иначе взаимоотношения с окружающими людьми могут превратиться в бесконечную битву с «ветряными мельницами». Люди никогда не увидят Вас, им нужен «герой» со страниц собственных романов. Этот аспект фундаментален, если гипнотизёр хочет быть эффективным коммуникатором.

Возвратимся к уникальной психофизической конституции конкретного человека, а также сложной врождённой комбинации ритмов бессознательного, определяющей поведенческие модели и предпочтения. По мнению автора, для каждого человека характерны индивидуальные циклические ритмы существования, с которыми связаны некоторые формы жизнедеятельности. Это значит, что производится биохимическая регуляция деятельности и жизненных интересов. Одни интересы находят внутренний отклик и получают чувственную поддержку, другие нет. Очевидно, здесь задействованы сложные ассоциативно-рефлекторные процессы. В итоге, человеку сложно заниматься тем, что не отвечает его биохимическим интересам и не находит положительного чувственного отклика. Компенсация может происходить в специфических моделях действий, мыслей и чувств, задачей которых является сброс напряжения. Так возникают фикс идеи, странные привычки и предпочтения, а также самые разные проявления неадекватности. В гипнотической практике за каждой странностью следует искать невыраженную в актуальной жизнедеятельности важную внутреннюю потребность.

Объединяет всех людей единая человеческая природа и, возможно, потенциал способностей. Но судьба каждого человека складывается особенным, неповторимым образом. И в этом многообразии судеб нет игры случайностей. Ошибочно считать, будто человек подобен чистому листу бумаги. Совершенно точно, что некая предопределённость существует. Именно предопределённость направляет жизненные интересы человека и невольно заставляет делать выбор в свою пользу из доступных вариантов. Это, весьма радикальное утверждение, поскольку оно заставляет гипнотизёра начинать каждое взаимодействие с субъектом (клиентом) в состоянии неведения и готовности сделать открытия иной человеческой «вселенной». Самопроявление и самовыражение конкретного человека представляют собой индивидуализированные модели «реальности», а эффективная терапия основывается на принятии (понимании) и утилизации (использовании) именно этих индивидуализированных моделей субъективных реальностей.

Милтон Эриксон много раз специально подчёркивал, что терапевтическое воздействие должно основываться не на теоретических соображениях и не на статистических вероятностях, а на действительных особенностях конкретного человека (клиента). Этот подход получил название «Утилизация». Утилизируется всё, что только возможно утилизировать: личные убеждения, привычки, субъективные интересы, мотивации, симптомы, характер ситуации и даже заблуждения. Каждый человек имеет право свыше прожить свою уникальную жизнь, со своими уроками и достижениями. Можно что-то предложить, но не навязать. В конечном счёте, выбор должен быть личным и отражать интересы индивидуальности человека. Гипнотизёру важно выработать у себя способность к изменению собственных мнений (дефреймингу), благодаря которой он отставляет в сторону свои собственные модели и представления, и усваивает другую «реальность».

Примеры:

1. Молодая 30-ти летняя женщина не могла устроить личную жизнь, пока не встретилась с 40-ка летним мужчиной, посвятившим свою жизнь творчеству и науке. Женщина много лет проработала в школе, посвящая себя воспитанию в детях высоких нравственных ценностей. Необычайное по интенсивности бессознательное чувство собственной исключительности не позволяло ей строить личные отношения с мужчинами, чьи жизненные перспективы и интересы были понятны и относительно невысоки. Отсутствие неординарных перспектив в судьбе избранников были бы причиной серьёзных внутренних конфликтов, связанных с утратой права на стремление быть такой, какой ей всегда хотелось быть. Однако столь сложная черта характера оказалась очень продуктивной в неписанном сценарии отношений с человеком, которому она отдала своё сердце. С ним она смогла по достоинству раскрыться, творчески создавая себя, как благородного и высоконравственного человека (мощное повышение самооценки). Её деятельность стала носить характер вклада не только в себя, но и в творческое будущее избранника. Идея «великая женщина может быть только с великим человеком» получила возможность реализации. Следует подчеркнуть, что эта женщина внешне и, по сути, несла в себе почти эталон скромности, терпения, доброты и искренности.

2. Один мой хороший друг и коллега с юности отличался неудержимостью желаний, склонностью к авантюрам и шальным поступкам. Его не могли образумить ни жёсткие уроки судьбы, ни друзья, ни его многочисленные подружки. Попытка получить высшее техническое образование не увенчалась успехом, а перспективы криминальных приключений самым серьёзным образом претендовали на львиную долю его социальной деятельности. Помогла неожиданно разгоревшаяся страсть к психоанализу. В то время в Москве появился коммерческий институт, в котором одной из специальностей был психоанализ. В течение нескольких лет его интересы практически полностью переключились в область познания и изучения психических способностей человека. Неудержимый нрав обратился в пользу науки. Много лет спустя этот человек стал самобытным учёным, автором ряда серьёзных научных работ и уникальным специалистом в области коммуникаций.

3. Жизненный путь другой моей знакомой начался с далёкой и глухой сибирской деревушки, где жил обслуживающий персонал зоны строгого режима. Несколько человек в деревушке были вольнопоселенцами из бывших осуждённых. Одним из них был её отец, простой человек, работавший в хлебопекарне. В 18-ть лет она приехала жить и учиться на Кубань, где жили дальние родственники и куда через время переехали отец и мать. После переезда зону расформировали, деревушка сгорела, а над пепелищем большую часть года лежали толстые слои снега и, вряд ли, человек хаживал в тех местах. Лет в 25-ть она увлеклась астрологией, что не помешало ей получить три высших образования (одно техническое и два гуманитарных). Через много лет она стала известна как специалист высокого класса. Её всегда окружало большое количество друзей, единомышленников и тех, кому было, за что её благодарить.

4. И ещё один пример мне бы хотелось привести в этой главе. Мы не были коллегами, он не получил специального образования, но обладал уникальной силой влияния на окружающих людей. Конечно, были и те, кто избегал общения с ним. Он обладал силой лидера секты. И дело не в каких-то особых знаниях, а в его способе мировосприятия и жизнедеятельности. Демонического в нём было больше и именно поддержкой демонической сути хотели заручиться его ученики и последователи. Он родился в маленьком украинском городке. Мама работала преподавателем музыки, судьба отца толком неизвестна. Ребёнок совместил в себе (по мнению автора) несколько особенных черт. Обладая физической привлекательностью, он не мог позволить себе одеться так, как это могли дети из более обеспеченных семей. Его терзала скрытая зависть, которую он переживал очень остро. Однако амбиции заставляли стремиться к чувству превосходства над другими. В желаниях неудержимый, с музыкально тонким восприятием мира и людей (несколько лет этот человек пел в церковном хоре), с развитым мистическим сознанием, расчётливый и беспощадный, щепетильно и аккуратно начал осваивать колдовские традиции и секреты ремесла. Приобрёл большой и довольно успешный опыт в сетевом маркетинге. Надеюсь, читатель простит меня, что я позволю себе опустить другие, явно сомнительные этапы его биографии. В итоге, несмотря на открытые смешки некоторых моих коллег по отношению к нему, его цели неотвратимо достигались.

Задание:

Приведите примеры, описывающие уникальный опыт в судьбе ваших знакомых, в котором они проявили какие-либо уникальные индивидуальные особенности.

1_____________________________________________________________________________

2_____________________________________________________________________________

3_____________________________________________________________________________

4_____________________________________________________________________________

Упражнение:

1. Упражнение выполняется в малых и средних группах. Участники упражнения рассаживаются по кругу. Выбирается один из участников. Все остальные в течение 5-10 минут внимательно его рассматривают. Задача упражнения состоит в следующем. По каким-либо нюансам и деталям внешнего вида надо определить не бросающиеся в глаза индивидуальные особенности конкретного человека. Далее объект внимания даёт личные оценки (согласен/не согласен) комментариям по поводу себя. И так по очереди.

2. Упражнение выполняется в малых и средних группах. Все участники упражнения представляют себя и друг друга всей компанией на острове, который принадлежит только им. Очень важно воображение отпустить на волю и позволить себе максимально свободно фантазировать на тему, что и кто на этом острове будет делать и, кем захочет там быть, если ему (ей) на то представятся полные возможности. Любые рациональные рассуждения об объективных способностях и возможностях кого бы то ни было надо полностью исключить. Задачей упражнения является поиск внутренних «сценарных» тенденций каждого из участников упражнения.

Стили гипнотической коммуникации.

Гипноз невольно и во многом мифически ассоциируется с самыми разными представлениями: магической властью, харизмой сильной личности, потерей самоконтроля, таинственностью, манипулированием, волшебными исцелениями и т.д. С одной стороны, все эти представления явно гипертрофированы, а то и просто неверны, но с другой стороны, гипноз очень разный и очень разные люди изучают и используют гипноз. Искусство гипноза несёт в себе колоссальный потенциал изменений форм существования человека, его границы неизведанны. На сегодняшний день вряд ли кто-то сможет победить в споре о том, что такое гипноз, пока это уникальное искусство не будет по достоинству исследовано и развито. И не надо бояться «джина в бутылке». Эта сила не хорошая и не плохая. Это сила, которая даёт огромные возможности, а человек слишком любопытен, чтобы упустить шанс обретения эффективных психотехнологий.

Обычно гипноз принято рассматривать как взаимодействие между двумя и более людьми. Один играет роль гипнотизёра, другой или другие роль субъектов (клиентов). Взаимодействие осуществляется для получения особого состояния «гипнотического транса», в котором открывается доступ к бессознательным процессам. Считается, что в этом состоянии поведение, ощущения, мысли и чувства субъекта изменяются по отношению к состоянию бодрствования. Открытый доступ к бессознательным процессам используется в целях, например, терапевтического вмешательства и изменения психологических установок.

Пожалуй, почти все гипнотизёры-практики согласятся с этим общим рассуждением, но во многом могут разойтись во мнениях, когда речь пойдёт о специфике природы взаимоотношений в гипнотической коммуникации. Возможно, большинство противоречий можно свести к трём ведущим стилям в гипнотических коммуникациях: авторитарному, стандартизированному и кооперативному (основанному на сотрудничестве, кооперации). Однако практика приветствует смешанный стиль, подразумевающий хорошее владение всеми тремя стилями и умелое их сочетание. Гипноз – это, прежде всего, психотехнические средства коммуникации, а не философское направление. Изучая гипноз, вы изучаете «инструменты» эффективного воздействия и взаимодействия. Каждый стиль обладает своими преимуществами, которые следует грамотно использовать.

1. Авторитарный стиль.

Крайнее проявление авторитарного стиля представляется «могущественной» личностью гипнотизёра, обладающего «особыми» способностями. «Могущественный» гипнотизёр владеет «гипнотическим взглядом» и настолько «сильной волей», что другой человек или люди, в его присутствии, невольно становятся относительно пассивными и готовыми подчиниться гипнотическим внушениям. Вроде как, противостоять такому «монстру» гипнотизёру может только человек с не менее «сильной волей» или тоже обладающий «особыми» способностями. В практике это «соревнование» можно часто наблюдать. Также миф о «могущественном» гипнотизёре подразумевает такую «принуждающую» силу внушений, что субъекты готовы выполнять почти любые приказы даже против собственной воли. С другой стороны, что не менее вредно для практики гипноза, такие «внушения» будто бы могут заставить человека сделать то, чего он не смог бы или не захотел бы сделать при обычных условиях (бросить пить, курить, переедать и т.д.). Обратите внимание, как удобно при таком мифе снимать с себя ответственность за принятие жёстких и сложных решений. Сторонники этой точки зрения о гипнозе часто могут говорить об «особой силе духа», «магической энергии», «высшей воле» и прочих атрибутах «избранных». Масла в огонь подливают окологипнотический фольклор, некоторые рассказы, кинофильмы, телевизионные шоу и различные слухи. Подобные представления открыто разделяют многие неспециалисты. Однако их придерживаются и многие психотерапевты, использующие гипноз в своей практике.

Тем ни менее, развенчать данный миф не так уж просто. Авторитарный стиль применяют многие гипнотизёры в клинической практике, правда, не всегда столь эффективно. Хотя эти же клиницисты имеют, как правило, иные намерения, например, терапевтические, они нередко втайне убеждены, что в ходе гипнотической коммуникации перехватывают управление над психическими процессами субъекта в свои руки. В действительности соблазн так считать, чрезвычайно велик. Есть воздействие – есть результат. Гипнотизёры в клинической практике авторитарно приказывают субъектам (пациентам) изменить нежелательное поведение, и результаты бывают позитивными. С позиции самолюбия очень «вкусно» считать себя реальным источником «волшебных» перемен и трудно внутренне чувствовать, что гипнотизёр – это только катализатор процесса изменений, если угодно, «инструмент» уже существующих интересов и мотиваций субъекта. С позиции профессионального самоуважения гипнотизёр может вполне адекватно осознавать себя человеком, умеющим глубоко входить в резонанс с внутренними интересами субъекта. Его влияние на людей необычно усиливается, но в основе этой «силы», во-первых, нацеленность на внутренние интересы конкретного человека и, во-вторых, развитая наблюдательность и способность к сопереживанию.

Учитывая, как сознательное, так и бессознательное стремление практически каждого человека к накоплению личной силы, становится понятным коварное искушение бессознательным фантазмом о личном всемогуществе. Возможно, почти каждый начинающий психотерапевт считает себя выполняющим «важную миссию» по спасению других людей. За идеями «миссии» частенько скрываются личные амбиции в стремлении к переживанию превосходства по отношению к «менее мудрым» пациентам. Однако помочь конкретному человеку также трудно, как и навредить. Существуют мощные психологические контрсилы и механизмы защиты, удерживающие деятельность конкретного человека в конкретном русле внутренних интересов. Это область сокровенного в судьбе человека и открытый доступ туда не получает никто. Кроме того, каждый человек стремится к повышению самооценки, а не её умалению на фоне статуса или достижений другого. Практикующему гипнотизёру важно знать:

«Никто, никогда, никому не прощает превосходство»!

Хотя представители авторитарного стиля часто (на сознательном уровне) питают самые лучшие намерения, увы, они же способствуют распространению заблуждений о гипнозе. Многие из них склонны бессознательные явления и феномены понимать не как свойства конкретной личности. Бессознательные явления и феномены часто понимают, как единые для всех функциональные возможности, с помощью которых нужно внедрять те или иные внушения. Считается, что такие внушения оказывают столь сильное влияние на действия, мысли и чувства человека, что иногда заставляют его идти наперекор собственным интересам и привычкам. Другими словами, конфигурация интересов конкретной личности остаётся за пределами профессионального интереса гипнотизёра. Может быть, самый грустный вывод, который из всего этого можно сделать, состоит в том, будто бы гипнотизёр обретает почти неограниченную власть над судьбой человека. Сосредотачивая внимание на власти и авторитете гипнотизёра, авторитарный стиль не учитывает уникальность любой человеческой индивидуальности с её знаниями, интересами, мировоззрением, чертами характера и привычками, самобытностью, личными убеждениями, правом на житейские эксперименты и особым опытом. Это в высшей степени ошибочное мнение сильно мешает развитию гипнотических психотехнологий и полноценному участию многих людей в гипнотических коммуникациях.

Кажется, немалую лепту в ограниченный взгляд на практику гипноза, внёс Зигмунд Фрейд. Его принципиальное отрицание гипноза на рубеже 19-го и 20-го веков нанесло жестокий удар по серьёзным научным исследованиям в этом направлении. В 1890-х годах З.Фрейд начинал свою практику с врачом Брейером. Брейер, пожалуй, был одним из лучших медиков-гипнотизёров того времени. З.Фрейд мало знал о гипнозе, плохо им владел и разделял общее заблуждение, что для получения хорошего результата нужен глубокий гипнотический транс. З.Фрейд практиковал гипноз, но добивался глубокого погружения в гипнотический транс не чаще, чем примерно с каждым десятым пациентом. Можно представить себе его неудовлетворённость методом, а ведь он, скорее всего, эгоцентрически (как и любой другой глубоко творческий человек) ощущал себя «мессией» в психотерапии и как показало время – не зря. Брейер добивался, куда лучших результатов. Видимо, их острое соперничество добавило «жару» в стремление Зигмунда Фрейда разработать в противовес практике гипноза новые методы, в частности, метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. От гипноза З.Фрейд отказался принципиально. И хоть его вклад в изучение психических процессов и психотерапию титанически велик, но его отказ от практики гипноза принёс большой вред, поскольку на многие десятилетия задержал развитие гипнотерапии. И сегодня очень малая часть психотерапевтов и психоаналитиков проявляют интерес к гипнозу. Остальные же ничего не знают о гипнозе, считают его бесполезным или даже вредным, например, заявляя, что он не решает причину проблемы. Многие из них твёрдо убеждены, что гипнотерапия сводится лишь к снятию симптома путём внушения (как это делал Бернгейм) и поэтому часто говорят, что гипнотерапия даёт лишь временные результаты. Впрочем, подобные комментарии по поводу гипнотерапии озвучиваются людьми несведущими и, тем более, не знакомыми с практикой гипнотерапии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться