Скачать в архиве
В книге представлен опыт психологических консультаций с использованием методов одного из самых современных направлений практической психологии — НЛП. Автор приводит примеры из собственной практики, излагая реальные истории своих клиентов, размышляя о ключевых принципах и обучая базовым понятиям НЛП.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся личностными изменениями и самосовершенствованием.
Благодарности
Выражаю признательность всем моим клиентам и участникам семинаров, которые меня многому научили и позволили стать мастером НЛП!
Также хочется сказать спасибо Ольге Евтихиевой, которая раскрасила истории этой книги волшебными линиями своих образов!
Я особенно благодарен за оказанную помощь своему хорошему другу и коллеге Андрею Хлынину, без которого эта книга вряд ли могла бы быть подготовлена в короткие сроки и на высоком редакционном уровне!
Введение
Я часто спрашиваю людей различных профессий: «Что такое психология?» И получаю на этот простейший вопрос самые разные ответы. Одни говорят, что это наука о характере и поведении человека; другие считают её способами самопознания; третьи думают, что это всего лишь тесты и диагностика. А если же спросить студента психологического факультета, то стандартным ответом будет расшифровка самого термина: «псю-хе» — душа, а «логос» — наука, то есть «наука о душе».
Когда я сам начинаю размышлять об этом, то задаю себе вопрос: «А что же такое душа?» Тем более, если воспринимать её как область научного исследования. Странное сочетание, не правда ли? Я полагаю, что душа — это самое личное и субъективное, что есть у человека. Таким образом, получается, что психология — наука о субъективности. Но тогда мой внутренний голос удивляется еще больше: а как же измерить эту субъективность? Какова структура нашего субъективного опыта? Ведь я давно понял: то, что мы можем измерить и описать, четко выделив структуру, может быть сознательно управляемым и передаваемым от одного человека другому. Можно ли измерить талант или интуицию? Можно ли узнать секреты одаренности или мастерства? Как стать гениальным? Гениальными рождаются или становятся? Дает ли психология ответы на эти и многие другие подобные вопросы?
Так как ответить на эти сложные вопросы возможно, лишь используя различные науки вместе, то стало необходимым создание интегративной области знаний — нейро-лингвистического программирования (НЛП).
Уже в начале своей деятельности авторы НЛП исследовали работу гениальных психотерапевтов, таких, как Ф. Пёрлз (гештальт-терапия), В. Сатир (семейное консультирование), М. Эриксон (недирективный гипноз), приоткрыв тайну их личной магии и структуру методов работы. Им удалось создать уникальный инструмент исследования и язык описания человеческого опыта.
После пяти лет использования НЛП у меня появилась мечта — написать книгу, в которой ключевые темы этого метода будут раскрыты в жизненных историях и которая будет сочетать в себе простоту изложения и одновременно профессиональный язык. Наконец мечта сбылась! Перед вами книга «Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха», содержащая в своей основе то, что называют сердцем нейро-лингвистического программирования, и позволяющая изучать структуру человеческого восприятия, мышления, поведения и коммуникацию, это:
модель 8.С.О.К.Е.;
модель Т.О.Т.Е.;
логические уровни;
рефрейминг;
субмодальности;
ассоциация/диссоциация;
раппорт;
якоря;
формулировка цели;
работа с вторичными выгодами.
Как мне кажется, преимуществом моей книги является то, что о современной практической психологии Вы, уважаемый читатель, узнаете из обычных ситуаций, моих размышлений и примеров консультационных сессий. Причём главы книги расположены в порядке возрастания сложности материала: от простейших якорей вы
с лёгкостью дойдёте до методов работы со сложнейшим комплексным симптомом, которые являются моей собственной разработкой.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересы которых лежат в сфере личностных изменений и практической психологии. Надеюсь, что она также будет полезна психологам, НЛП-консультантам, специалистам, ведущим семинары и тренинги в этой области. Кроме того, ей могут воспользоваться те, кто раздумывает, к какой школе консультирования обратиться за помощью. Уверен, что, прочитав эту книгу, вы сможете получить собственное представление о работе мастера НЛП и после этого сделать свой выбор.
Я полагаю, что моим коллегам она будет интересна в качестве заочного обмена опытом и прежде всего как возможность сверить приоритеты в консультировании и обогатить стиль своей работы.
Убеждён, она будет способствовать тому, чтобы развенчать миф, сложившийся вокруг НЛП благодаря бульварной прессе, как о кодирующей и жёсткой технологии исключительно прикладного характера, так как я описываю примеры эффективных и гуманных методов консультирования, являясь при этом исследователем человеческой души и субъективности.
Мне остаётся пожелать вам приятного чтения и лишь добавить, что все имена персонажей моих историй изменены и любые сходства случайны.
Когда мечты становятся реальностью
Когда мечты становятся реальностью
Наверное, одна из самых главных вещей в жизни, которой нужно овладеть каждому из нас, — это способность достигать цели, поставленной перед собой. Когда человек спрашивает себя, счастлив ли он, то в данном случае соизмеряет счастье с теми результатами, которых он добился в жизни. Именно эту главу, или, скорее, небольшое философское размышление, я хотел бы посвятить достижению цели.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое мечта? У меня есть маленькое определение этого прекрасного понятия. Мечта — это цель, лишённая ответственности; а результат — это мечта, соединённая с ответственностью.
От чего зависит достижение нашей мечты? Когда мечта сбывается, когда превращается в реальность? Если вы будете следовать идеям, изложенным в этой главе, то будьте уверены: вам придётся расстаться со многими мечтами, потому что они станут реальностью. Поэтому людям, любящим мечтать, лучше перевернуть эти несколько страничек и продолжить читать дальше мои истории. А людям, по-настоящему желающим достичь каких-либо результатов, я предлагаю хорошенько поразмышлять над теми пунктами, о которых я буду рассказывать.
Вообще-то, НЛП возникло из наблюдений за людьми, эффективно достигающими своих целей, — они умеют правильно их формулировать.
Первое правило гласит: «Научись позитивно мыслить о своей цели или результате». Не просто научитесь думать об этом, не просто научитесь позитивно мечтать в своём воображении, а научитесь об этом позитивно го-
11
ворить! Можно даже расширить это до рамок коммуникаций, потому что, я бы сказал метафорично, вся наша жизнь состоит из цепочки принятия решений. Когда общаемся с каким-либо человеком, то решаем, вступить с ним в коммуникацию или нет. Когда делаем покупки в магазине, то выбираем лучшее. Когда собираемся отдыхать, то думаем, как это приятнее сделать. Другими словами, можно сказать, что вся наша жизнь — это разговоры о достижении целей. Любой наш поступок — уже маленький результат. Поэтому я призываю тех, кто читает это небольшое размышление, научиться позитивно мыслить и говорить. Что я имею в виду? В одном из древних трактатов, как гласит мудрость, написано: «Не думайте о рыжей обезьяне... И если вы сумеете не думать о рыжей обезьяне, то станете мудрецом». Что подразумевали древние, предлагая в этом трактате, по сути, я бы сказал, маленькое психотренинговое упражнение? Если вы сможете овладеть способностью не думать о чём-то негативном, — значит, вы сможете достигнуть определённой мудрости, успеха.
Действительно, попробуйте сделать такое упражнение: не думайте о рыжей обезьяне. Получается? Это невозможно сделать, так как несчастная обезьяна так и лезет в ваше воображение и находится во всех внутренних картинках. Но всё-таки это преодолимо: подумайте, например, о зелёной обезьяне. Знаете, что это означает? Просто древние призывали нас быть позитивными.
Наш мозг так устроен, что не воспринимает отрицательную частичку «не». Предположим, необходимо представить, как собака не гонится за кошкой; или, что в палатке с мороженым нет «Эскимо». Для этого вам нужно представить палатку, в которой продают мороженое, и «Эскимо»; но то, что его там нет, вы поймёте немного позже. То же самое, если вы представите, как собака не гонится за кошкой, то всё равно в своём
12
Когда мечты становятся реальностью
воображении увидите собаку, преследующую кошку, и только потом поймёте, что этого не происходит.
Только так наш мозг способен понять, что мы чего-то не хотим представлять, что чего-то не существует. Это имеет колоссальное значение для достижения нашей цели, мечты и такое же огромное значение для формулировки результата.
Давайте рассмотрим разные жизненные ситуации. Например, вы хотите, чтобы ваша жена приготовила на обед то, что вы действительно любите. Очень часто муж говорит своей жене: «Дорогая, не готовь мне эти щи!» Согласитесь, что общение примет совершенно другое направление, если муж скажет: «Дорогая, я знаю, что ты умеешь варить очень вкусный грибной суп. Пожалуйста, приготовь его мне, я его просто обожаю». Как вы думаете, к чему ведёт первый способ общения, а к чему — второй? Не нужно быть необыкновенно проницательным человеком, чтобы догадаться, что первый способ — конфликт, маленькая обида или недопонимание. Второй же способ ведёт к ещё большему уважению, мотивации и желанию, действительно, сделать приятное и, в конечном итоге, получить то, что ты хочешь. В этом смысле, очень важно научиться говорить позитивно о себе и других людях, о своих планах и целях. Кстати, это особенно важно для руководителя или любой профессиональной области, где имеют значение взаимоотношения с людьми. Например, если вы — руководитель, подумайте, сколько времени посвящаете на планёрке негативной коммуникации? Вы разбираетесь, чего не произошло, какие ошибки были допущены работниками, вы говорите о том, чего не должно случиться, вы критикуете. И только потом даёте конкретные, ясные инструкции, что нужно делать.
Мой опыт работы в системе управления показывает, что почти всегда оперативное совещание любого уровня процентов на 60-70 состоит из негативной информации.
13
Огромное количество времени люди тратят на то, чтобы выяснить, кто прав, а кто виноват.
Об НЛП часто говорят, как о методике, которая может кодировать людей. Как раз этот пункт позитивности нашей речи и мышления может помочь осознать, сколько людей, буквально, негативно кодируют друг друга. Например, человек плачет, а вы говорите ему: «Не расстраивайся...» Как вы думаете, какую команду слышит мозг? Или люди ругаются, а вы подходите и говорите: «Перестаньте ссориться...» В этот момент наше мышление воспринимает коммуникацию как ссору, которая от этого ещё больше может усилиться. Мы говорим людям: «Не болейте...», вместо того чтобы сказать: «Выздоравливайте...» Я думаю, что негативное мышление часто уводит нас в сторону от желаемого результата.
На память приходит потрясающая табличка, находящаяся на одном из медицинских центров Стокгольма: «Можно ли по-настоящему найти инструмент для сохранения здоровья, всё время занимаясь исследованием болезней?» В некотором смысле это продолжение и соединение тем позитивного и негативного мышления и темы «Рефрейминг», о которой вы узнаете в одной из последующих глав. Люди тратят огромное количество денег и усилий на изучение болезней. А сколько вкладывается средств в то, чтобы исследовать количество излечившихся людей и абсолютно здоровых? Сколько людей вылечились от рака естественным способом? Кто-нибудь занимается такой статистикой? Чаще всего мы изучаем больных, которым требуется помощь, и проводим массу диагностических обследований. Вот почему меня потрясла эта надпись на медицинском центре и перевернула всё моё мировоззрение относительно медицины и здоровья.
Кто-то из моих знакомых рассказал мне очень яркую, на мой взгляд, историю о том, как устроена позитивная и негативная речь. Представьте себе час пик, переполнен-
14
Когда мечты становятся реальностью
ный автобус. Остановка. Выходят, выталкивая друг друга, люди. Мама и дочь оказываются по разные стороны хлынувшего из автобуса потока пассажиров. Мама кричит, что есть силы: «Дочка, не лезь в автобус, не лезь в автобус!!!» Но девочка всё равно пытается войти, натыкается на кого-то из взрослых и отлетает. Мама вновь кричит: «Не лезь в автобус, не лезь в автобус!!!» И так повторяется несколько раз, пока один из выходящих не говорит ребёнку: «Отойди!» И девочка моментально отходит.
Эта история, действительно, очень наглядно показывает, как действует позитивная и негативная речь. Мама, говорящая «не лезь в автобус», на самом деле произносит «лезь в автобус», и девочка следует этой инструкции. И как только один из пассажиров говорит: «Отойди!», девочка слышит позитивную команду и сразу же её выполняет.
Так что первое правило эффективного общения — это научиться позитивно мыслить и говорить. Этому же принципу следует любой целеустремлённый человек — позитивно думать о том, чего хочешь.
Кто отвечает за цель? Кто контролирует результат? Находится ли цель в вашей власти? Очень часто мы ставим такие цели, которые не могут находиться под нашим контролем. Ко мне как к консультанту НЛП приходит много женщин, которые хотят, чтобы их мужья бросили пить. К сожалению, НЛП - это не волшебная палочка, и мы не можем этого сделать, так как нельзя работать с целью, которая лишена ответственности. Другими словами, жена, недовольная поведением мужа, заявляет некоторый результат: она хочет, чтобы муж бросил пить. Но то, как это звучит, не находится под её контролем. И тогда очень полезно задать ей вопрос: «А как вы можете на это повлиять? Какие процессы, какие ресурсы контролируете? Располагаете ли вы достаточным временем, деньгами, какими-либо внутренними ресурсами, состояниями? Есть ли у вас что-нибудь, что может напрямую
15
повлиять на результат?» Она добьётся желаемого, только в том случае, если ответит на эти вопросы. Так и вы, когда ставите перед собой цель, подумайте с позиции реалиста, в какой степени можете на неё влиять. Перечислите все способы воздействия, которые вам известны.
Консультант в подобных случаях спрашивает (например, женщину, если речь идёт о пьющем муже): «Как вы сами можете повлиять на вредную привычку мужа?» И тогда вместе с ней начинает разбираться в ситуации: может, он пьёт оттого, что жена перестала интересоваться его жизнью; или она потеряла внешнюю привлекательность; возможно, он воспринимает себя неудачником и боится ей признаться; а может быть, он чувствует себя одиноким, не ощущает заботы и т. д. Здесь не стоит вопрос, кто виноват и как это произошло. Просто нужно понять, как жена может влиять на сложившуюся ситуацию, что может сделать. Поэтому знайте, чем больше в вашей жизни ситуаций, которые вы можете контролировать, тем более гарантированным и надёжным будет результат.
Наш мозг так устроен, что мы оперируем зрительными образами, звуками и чувствами. Когда размышляем о поставленной цели, то представляем её себе совершенно субъективно: мы видим определённую картинку. Возможно, кто-то видит себя, достигающего результата; другой слышит, как звучит формулировка его цели, произнесённая вслух, или слышит, как о поставленной цели отзываются значимые люди; а третий, буквально, ощущает себя в процессе её достижения. Например, вы мечтаете стать крупным бизнесменом. Наверное, самое важное — это представить, что будет свидетельством достижения данной цели. Хорошо бы вообразить ту организацию, фирму, которую вы собираетесь создать. Полезно также увидеть себя лидером: понять, как одевается, каким образом ведёт себя лидер, что говорит, чувствует, как общается с людьми, какое внешнее впе-
16
Когда мечты становятся реальностью
чатление производит, какие люди его окружают, какова структура этой организации. Чем тщательнее и лучше человек создаст в своём воображении эти образы будущего, тем быстрее эта цель из желательной превратится в желаемую, то есть в цель, которую человек очень близко ощущает, будто входя в неё и чувствуя её свершающейся. Люди, известные своей целеустремлённостью и настойчивостью в достижении результата, умели словно шагнуть в своё собственное будущее и оттуда, как бы глядя на настоящее, дать себе совет. Говорят, что таким талантом обладал Уолт Дисней, который мог отчётливо представить, что будет через пять, семь, десять лет, и с высоты воображаемого положения дать самому себе совет. Это уникальный способ и необычная рамка мышления. Чем лучше мы представляем образы, звуки и чувства достигаемой цели, чем больше элементов опыта задействуем, чем больше субмодальностей привлекаем, чем красивее, яснее и чётче видим картинку будущего, тем эффективнее будет результат.
Один из выдающихся физиологов Карл Прибрам в одной из своих книг ставит вопрос, что такое языки мозга? На мой взгляд, это внутренние образы, внутренние звуки, внутренние чувства. Другими словами, если вы хотите достичь цели, научитесь думать на языках мозга.
Следующий этап в достижении цели — разделение контекстов. Когда мы думаем о своей цели, то фокусируемся на том, где она станет уместна, и очень часто забываем, что результат может каким-то образом повлиять на смежные области нашей жизни. Человеку свойственно всё обобщать. Например, кто-то говорит: «Я хочу быть настойчивым...» А я его спрашиваю: «Насколько это находится под твоим собственным влиянием? Какие у тебя есть ресурсы, которые могут повлиять на твою настойчивость? Как ты представляешь, видишь, слышишь и чувствуешь эту настойчивость?» Клиенту, ответившему на
17
все эти вопросы, я обычно задаю следующий: «Теперь у тебя есть настойчивость. А существуют ли ситуации, где настойчивость не нужна?» Таким образом, я хочу привести человека к пониманию того, что бывают случаи, когда совершенно не нужно быть настойчивым. Даже в шутку могу спросить: «А хочешь ли ты быть настойчивым в ссоре, которая уже надоела?» Это примитивный приём, но для нашего мышления очень важный: если мы хотим по-настоящему управлять нашими стереотипами и привычками, то нужно аккуратно разделять контексты.
С моей знакомой, Людмилой, которая хотела стать категоричной, произошла забавная история. Она работала учителем рисования и всячески старалась поддерживать любые проявления собственной категоричности. Со временем у неё даже появилась особая привычка — рассекать ладонью воздух перед собой и говорить: «Молодец!» Нередко, воспитывая в себе такое качество, Людмила доходила до абсурда: она подходила к ребёнку, помогала ему рисовать и говорила: «Молодец!» Потом подходила к следующему, спрашивала о делах и снова говорила: «Молодец! Продолжай!» — при этом рассекая ладонью воздух. А однажды я пришёл к ней в гости. Вдруг на кухне что-то звякнуло, брякнуло. Я знал, что её папа, который, видимо, и находился на кухне, был большим начальником в одном из министерств. И Людмила, к тому времени сильно развив в себе это качество категоричности, вошла в сформулированный собой образ, и, как в фильме «Мистер Икс», когда главная героиня кричит: «Пелика-а-ан!», — примерно таким же голосом прокричала: «Па-а-па! Ты что там делаешь?» В ответ вышел такой медлительный, кинестетичный папа и сказал: «Еду себе разогреваю...» Людмила, рассекнув ладонью воздух, «категорично» заявила: «Молодец!» Ну, конечно же, все, кто были там, просто попадали со стульев от смеха. Для меня этот пример является ярким проявлением того, как люди
18
Когда мечты становятся реальностью
некоторые профессиональные привычки переносят в домашнюю обстановку, которые там оказываются совершенно неуместными. Поэтому часто я люблю спрашивать руководителей: «Вы хотите проявлять жёсткость в общении со своими конкурентами, партнёрами, друзьями или домашними?» Этот вопрос уберегает их от того, чтобы переносить выработанный стереотип поведения в ситуации, где это совсем не нужно.
И последнее, о чём я хотел бы упомянуть, — это экология. Читатель, наверное, удивится, потому что экологию обычно связывают с природой, с чем-то, что происходит вне нас. Но я убеждён, что данное понятие применимо также к внутреннему миру человека, и это является самой главной характеристикой нашего разума и мышления. Мне очень нравится книга Грэгори Бэйт-сона, замечательного, удивительного философа последних десятилетий, «Экология разума». Если мы по-настоящему хотим быть эффективными и добиваться поставленных целей, то нужно себя спросить: «Насколько экологичны будут последствия после достигнутых нами результатов?» Люди, мечтавшие повернуть реки вспять, не думали о тех негативных процессах, к которым может привести реализация их замысла. И это прежде всего вопрос экологии мышления. Например, когда мы засеваем злаками поля в тысячи гектаров, то часто забываем, что, таким образом, нарушаем природное равновесие, то есть поступаем неэкологично, так как обязательно это приведёт к росту числа грызунов, которые до этого момента, возможно, даже и не водились в данной местности. Поэтому рассмотрение возможности достижения любой цели нужно начинать с вопросов экологии. Иногда я спрашиваю самого себя: «Хорошо, я достигну цели. Каков будет эффект, насколько экологичными будут последствия? Только ли позитивный результат это принесёт?»
19
Вот наглядный пример. Ко мне обратился молодой человек, который хотел бы ускорить изучение английского языка, так как собирался на стажировку за границу. Мы убедились, что его цель сформулирована позитивно. Поговорили об ответственности, о том, как он может влиять на достижение своей цели, что находится под его контролем. Сформировали очень чёткий результат в колоритных зрительных образах, звуках и чувствах, очертили точный контекст его реализации. Я спросил своего клиента: «Допустим, теперь ты хорошо знаешь английский язык и уезжаешь на стажировку на три года. Есть ли что-нибудь, что тебя совершенно не устраивает?» Он задумался и ответил: «Вы задаёте хороший вопрос. Возможно, уехав на три года, я могу потерять свою семью — жену, ребёнка...» И тогда нам пришлось начать всё сначала и заново сформулировать цель. Теперь она звучала иначе: он хотел выучить английский, заработать денег и уехать на стажировку вместе с семьёй.
Это очень важный момент, потому что люди часто «зажигают бенгальский огонь» и начинают активно приближаться к поставленной цели. А достигнув её, терпят разочарование, потому что возможные негативные последствия могут даже перечеркнуть полученный положительный результат.
Итак, если вы хотите, чтобы ваши мечты сбывались, чтобы они становились реальностью и приносили вам удовлетворение, научитесь позитивно размышлять о своей мечте. Подумайте, в какой степени вы отвечаете за свой результат и как можете сами на него повлиять. Наполните его образами, звуками и чувствами. Решите, какие пределы уместности вашей мечты и насколько экологичными будут последствия! Если вы подробно ответите на все вопросы, поднимаемые в этой главе, то произойдёт удивительная магия: очень скоро наступит день, когда ваша мечта осуществится!
20
Сделайте так, чтобы вас посетила муза
Сделайте так, чтобы вас посетила муза
По-моему, одна из самых замечательных способностей, которая только может быть у человека, — это вживаться в ситуацию, в свой собственный образ или отстраняться от неё, то есть выходить за её рамки. Мы вовлекаемся в опыт, чувствуем свою эмоциональную причастность к ситуации в зависимости от того, насколько каждый из нас включён в события, которые в данный момент происходят и в которых мы участвуем. Или, наоборот, когда нам нужно дать самим себе совет, оценку, посмотреть на себя со стороны, принять решение, то чаще всего лучше отстраниться от опыта, взглянуть на себя как бы сверху, сделать выводы и после этого, возможно, что-нибудь изменить.
Наверное, сказанное выше, некоторым покажется не совсем ясным, запутанным. Будьте уверены, скоро всё прояснится, лучше попробуйте сделать довольно простое упражнение. Постарайтесь мысленно представить, что вы наблюдаете за самим собой, и неважно, где вы находитесь и читаете мою книгу: дома, в автобусе или в метро. Какой первый образ у вас возникает? Вы видите себя сбоку, со спины, может, вы смотрите себе прямо в глаза? Для большинства людей увидеть себя отчётливо таким образом достаточно сложно. И не только потому, что у нас нет такой способности, а, скорее всего, оттого, что мы не привыкли делать подобное осознанно, мы об этом не задумываемся. Наш мозг совершает это за нас — бессознательно и незаметно. Однако, когда человек испытывает особые эмоции — радость, восторг, то в этот момент он ассоциирован с самим собой, то есть нахо-
23
дится в своём собственном образе и полностью включается в ситуацию. Но когда человек желает избавиться от каких-либо переживаний, чувств, то он диссоциируется, то есть отстраняется, и находится не внутри себя, а как раз пытается посмотреть на себя со стороны.
Вспомните студенческие годы. Наверное, самое сложное в то время — это подготовка к экзаменам. Когда, склонившись над книжкой, вы представляли себе, например, какое-нибудь историческое событие, если вам предстоял экзамен по истории, или, собираясь сдавать экзамен по литературе, внимательно следили за сюжетом, рассматривали героев какого-либо художественного произведения, как бы попадая в изображённую автором ситуацию. С точки зрения терминологии НЛП, можно сказать, что вы были ассоциированы в это событие или сюжет. Между прочим, благодаря такому механизму нашего мышления (уметь ассоциироваться) мы познаём мир, и самым лучшим учителем подобного рода для нас с детства служили сказки. Когда дети ассоциируются в сюжет сказки или отождествляют себя с каким-либо героем, начинают действовать от его имени, то есть вести себя, как любимый персонаж, то таким образом они постигают, что такое добро и зло. Именно за счёт способности ассоциироваться мы с лёгкостью можем воспринимать различные метафоры, захватывающие истории, сказки и, возможно, даже такие книжки, как эта.
Другой механизм нашего мышления, который позволяет нам подключить аналитические способности мозга, — это диссоциация. У любого человека есть, конечно же, свои предпочтения относительно их выбора. Одни, можно сказать, по жизни используют механизм ассоциации. Такие люди постоянно действуют, стараются сделать свою жизнь более насыщенной. Другие являются как бы наблюдателями в жизни. Для того чтобы лучше
24
Сделайте так, чтобы вас посетила муза
это понять, представьте себе такую метафорическую ситуацию на тему «Ассоциация/диссоциация».
Футбольный матч. Игроки бегают по полю за мячом. Они настолько входят в раж игры, что абсолютно забывают обо всём, что делается вокруг. Для них главное — поле, партнёры по команде, соперники, идея забить гол и выиграть этот матч. И смысл происходящего заключается в том, что они действительно могут выиграть и стать победителями. Но также есть и другая позиция: её занимает комментатор в будке, который знает гораздо больше, чем какой-либо отдельно взятый игрок, о событиях, происходящих во время матча. У него есть сведения о том, когда и кем был забит гол, каково было расположение сил, что сделала защита и полузащита, что представляет собой каждый игрок — в общем, полностью владеет информацией об этой игре. Но, тем не менее, происходит забавная вещь: он не выигрывает... Он не участник матча, и у него нет возможности забить гол... Можно образно сказать, что тот, кто находится в будке, — наблюдатель, он диссоциирован от этой ситуации, от матча. А те, кто находится на футбольном поле, ассоциированы в игру и активно включены в опыт.
Например, если вы хотите достичь чего-то выдающегося в творчестве, то, скорее всего, вам нужно быть максимально включённым и ассоциированным. Наверное, каждый художник, музыкант или писатель, то есть человек, который занимается искусством, способен создавать что-нибудь новое, только активно включаясь в сам процесс творчества. Почему творческие люди часто говорят: «Вот когда меня посетит муза...» На самом-то деле, эта муза и называется ассоциацией.
А, скажем, люди, которые способны открывать всеобщие законы, думать о чём-то глобальном, размышлять о том, как устроено всё человечество, обладают хорошо
25
развитым механизмом диссоциации. Они могут легко отстраняться от мира, от событий, часто даже от времени.
И те, и другие могут казаться со стороны очень странными, если один из механизмов развит у них слишком сильно. Люди, умеющие сильно включаться в ситуацию, чересчур чувствительны и в силу этого могут быть достаточно обидчивыми. Например, когда у человека в большой степени развит механизм ассоциации, то во время просмотра какой-нибудь мелодрамы он может плакать, отождествляя себя с каким-либо героем. А диссоциированный человек частенько философствует, размышляет о жизни и может даже говорить о себе в третьем лице.
Кстати, в одном из выступлений М. С. Горбачёва мне очень понравилось, как он использовал диссоциацию. Возможно, это его сознательное психологическое предпочтение — быть часто отстранённым от событий. Это и понятно, потому что человеку, находящемуся на высоком посту, на серьёзной должности, необходимо рассматривать все происходящие события в их взаимосвязи. И, наверное, поэтому следует отстраняться от ситуации, чтобы принимать мудрые решения. В одном из интервью перед выборами его спросили: «Михаил Сергеевич, будете ли вы участвовать в выборах?» Его ответ был очень интересен с точки зрения НЛП. Прочтите его, обращая особое внимание на организацию речи: «Михал Сергеича действительно часто спрашивают, будет ли Михал Сергеич ба-латироваться на предстоящих выборах. У Михал Сергеича недавно была лекция в одном московском университете, на которой он спросил, будут ли студенты голосовать за Горбачёва. Но подняли руки не все сидящие в аудитории, и Михал Сергеич поинтересовался почему. Студенты ответили, что подумают. Так вот, мой ответ: Михал Сергеич подумает». Из речи М. С. Горбачёва журналистам ясно видно, что экс-президент СССР говорит о себе в третьем лице, как будто даже не был участником тех событий.
26
Сделайте так, чтобы вас посетила муза
Заслуга людей, разработавших НЛП, состоит в том, что они исследовали каждый подобный механизм. Идея заключается не только в том, чтобы знать, каким образом мы устроены и как используем тот или иной психологический приём, но и в том, чтобы создать баланс и использовать преимущества каждого из них сознательно.
Мне вспомнился один случай, когда я действительно понял, каким образом можно наиболее эффективно использовать диссоциацию.
Нашу команду тренеров, состоящую из четырёх человек, пригласили выступать в педагогический колледж «Измайлово». Это была конференция, на которую позвали всех психологов Москвы, работающих в сфере образования. Нас попросили рассказать что-нибудь о новейшей психологии, об НЛП, продемонстрировать несколько упражнений, то есть представить наше направление. На выступление нам дали всего четыре часа (кто сам является тренером НЛП, понимает, насколько это мало, чтобы сделать презентацию такой обширной области). Тем не менее, тогда мы использовали любую возможность, чтобы донести до людей новые идеи и знания из области психологии.
Мы вошли в огромную аудиторию, полную людей, сидевших за столами, которые располагались на больших ступенях, возвышавшихся друг над другом, а мы, выступающие, естественно, находились внизу. К сожалению, аудитория была совершенно не оборудована акустическими приспособлениями, поэтому говорить приходилось достаточно громко. В первый момент мы увидели следующую картину: практически все присутствующие (а их было примерно человек восемьдесят) держали в руках какую-то газету, которую, видимо, им раздали накануне, и сидели, уткнувшись в неё, не обращая на нас никакого внимания. Мы были потрясены, возмущены, переглянулись между собой и поняли,
27
что вряд ли начало нашего выступления будет лёгким и приятным. Мы постарались ассоциироваться в хорошее настроение, войти в свой самый удачный образ для проведения семинаров, вжиться в ситуацию выступления, вспомнить семинары, которые мы блестяще вели. И каково было наше удивление, когда мы, начав рассказ об НЛП, обнаружили, что никто даже не оторвался от чтения газеты.
В то время можно было редко встретить тренеров, работающих вдвоём и уж тем более вчетвером. Наша модель семинара тогда была довольно необычной: мы говорили на четыре голоса. При этом была такая хорошая организация, что казалось, выступает только один человек: так искусно каждый из нас был способен продолжать другого. Наш предыдущий опыт свидетельствовал совершенно об обратном: когда зрители видели четверых выступающих, то находились в лёгком недоумении, и внимание приковывалось именно к ним. Но в данной ситуации ничего подобного не произошло: никто не выпускал из рук газету.
Мы были крайне удивлены и ещё несколько минут по инерции продолжали говорить. Но ведь для нас, людей, занимающихся НЛП, важно замечать, какую реакцию мы вызываем. Одна из пресуппозиций НЛП так и гласит: смысл общения заключен в той реакции, которую оно вызывает. Вспомнив это положение, мы внимательно стали наблюдать за залом и поняли, что способ, который мы выбрали для выступления, в данной ситуации совершенно не подходит, не является эффективным, успешным, не оживляет аудиторию. И это совсем не означает, что мы делали что-то не так, это всего лишь представляет собой обратную связь.
Тогда я, поскольку был лидером нашей команды, первым стал думать, что можно было бы сделать, чтобы изменить реакцию аудитории. И вдруг сообразил, что
28
Сделайте так, чтобы вас посетила муза
мы очень сильно ассоциированы в ситуацию, включены в опыт, и нам как раз не хватает взгляда со стороны. И тут я вспомнил о механизме диссоциации и попытался представить себе нас стоящими перед аудиторией со стороны. Когда же я хорошо разглядел эту картинку в своём воображении, то заметил одну интересную особенность, которую в ассоциированной позиции трудно осознать: на фоне такого количества людей, возвышающихся над нами, мы казались такими маленькими, словно букашки. Хотя мы и старались говорить достаточно громко, но вполне вероятно, что сидящие на последних рядах нас вообще не слышали.
|