Андреас Стив "Паттерны магии Вирджинии Сатир"

В то же время, поскольку будущее еще не наступило, оно представляет собой гораздо более пластичный материал. В него намного легче поместить пресуппозиции относительно предполагаемых изменений, не вступая в конфликт с чувством реальности клиента. «Какие ресурсы, как вы думаете, позволят вам с большей легкостью сбросить вес?» «Что послужит первым указанием на то, что у вас есть все необходимое для поддержания веса на желаемом уровне?» «Когда вы сможете поддерживать желаемый вес, как вы думаете, оглянувшись назад, вы посчитаете странным, что весили слишком много, или вам кажется, что вы будете относиться с пониманием и сочувствием к себе прежнему?» Как только клиент начинает думать о желаемом результате как о чем-то, что почти неизбежно должно произойти, становится гораздо легче разработать конкретные вмешательства, позволяющие достичь поставленной цели.

Ниже приводится более подробный пример использования пресуппозиций времени с целью подготовки почвы для будущих изменений.

Клиентка: Я чувствую, что не могу отстоять себя перед му-

жем. Если я это делала, он думал, что я веду себя

непочтительно. Каждый раз, когда он говорит мне, чего он хочет, я просто чувствую себя ошеломленной, и мне кажется, что я должна сделать это. Но в то же время я с ума схожу от этого.

(Хотя клиентка не использует слово «когда», она описывает проблему, как постоянную во времени.)

Психотерапевт: Итак, до настоящего времени вы не могли отстоять себя так, как вы того хотите. Вы часто чувствовали, что должны делать то, что хочет он, но при этом вы сходили с ума от этого.

(Новая формулировка данной проблемы ограничивает ее прошедшим временем.)

И в чем будет отличаться ваша реакция, если вы реагируете так, как считаете правильным?

Используя выражения «будет отличаться», психотерапевт предлагает клиентке подумать о решении в будущем. Выражение «вы реагируете» сдвигает решение в настоящее путем изменения времени глагола. Позднее на этой же сессии психотерапевт полностью поместил проблему в прошлое и подкрепил решение словами: «Скажите, не это ли мешало вам заметить, что, отстаивая себя, вы в действительности проявляете больше уважения к своему мужу? Как вы думаете, не это ли удерживало вас от естественного выражения ваших собственных желаний в прошлом?»

» Намного потренировавшись, вы обнаружите, что научились комбинировать различные формы пресуппозиций и временных фреймов в еще более эффективные сообщения. «Сколько, как вы думаете, будет таких случаев, что вы ласково притронетесь к Билли, когда впервые осознаете, что это было именно то, что дает ему почувствовать всю силу вашей любви и привязанности к нему?»

Хотя данное предложение на первый взгляд может показаться вам несколько громоздким, сочетание пресуппозиций дает гипнотический эффект, особенно если сюда добавляется несколько временных сдвигов. Предложение начинается в настоящем времени, переходит в будущее («будет»), возвращается немного назад, в более близкое будущее («притронетесь»), снова переходит в будущее («когда»), обращается к более отдаленному будущему («впервые» подразумевает второй раз и все последующие), перемещается в прошлое («было»), которое превращается в настоящее («дает»). Более детально и глубоко использование времен

глагола обсуждается во второй главе книги «Измените свое мышле- 199 ние и воспользуйтесь результатами» (Change Your Mind and Keep the Change, Andreas S., Andreas C, 1987).

Невербальные пресуппозиции

Исследованию сравнительной значимости вербальной и невербальной коммуникации посвящено немало работ. Хотя в этих работах приводятся различные цифры, все они сходятся в том, что невербальный компонент коммуникации существенно важнее вербального, и его доля составляет от 65 до 85% всей передаваемой в сообщении информации. Хотя невербальная передача пресуппозиций, по меньшей мере, так же важна, как их вербальное конструирование, при подготовке психотерапевтов вопросами гибкого использования невербальных форм поведения, как правило, полностью пренебрегают.

Например, когда вы говорите по-английски, в конце вопросительного предложения голос повышается, а в конце утвердительного — нет. Команда, как правило, сопровождается понижением голоса. Если вы спрашиваете: «Как сильно вы его любите?» понижая при этом голос к концу предложения, очевидный вопрос будет действовать как команда, усиливая пресуппозицию, что «вы его любите». Хотя большинство людей четко реагируют на такие интонационно переданные сообщения, они почти никогда не осознают их, что повышает их эффективность.

Выделение той части предложения, которая является пресуппозицией или командой, с помощью жеста, или изменения голоса (тона или громкости), или того и другого вместе оказывает дополнительное воздействие.

Хотя такие «встроенные команды» были заметной частью работы Милтона Эриксона, мало кто использует их систематически, особенно вне ситуации формальной гипнотической индукции. Вирджиния Сатир, однако, была одним из тех редких психотерапевтов, кто полностью использовал их возможности — и она в немалой степени обязана этому обстоятельству эффективностью своей работы.

В ходе тренинга с помощью специальных упражнений психотерапевт может легко повысить способность распознавать воз-

2OO действие своей невербальной коммуникации. Эти упражнения выполняются в тройках, состоящих из «клиента», «психотерапевта» и «наблюдателя», и в ходе их слушатели получают возможность проследить, как те или иные невербальные формы поведения помогают или препятствуют введению пресуппозиций (или любым другим их вмешательствам).

В роли «психотерапевта» слушатели пробуют различные формы поведения и наблюдают их воздействие на «клиента». В роли «клиента» они учатся распознавать свою субъективную реакцию на то или иное сообщение. Таким образом, они повышают восприимчивость к ощущениям своих клиентов и узнают, за какими именно невербальными сигналами, предъявляемыми клиентами, им следует наблюдать. В роли «наблюдателя» они учатся наблюдать невербальные взаимодействия между «психотерапевтом» и «клиентом» и отмечают то, что те упустили.

И «клиент» и «наблюдатель» могут давать «психотерапевту» соответствующую обратную связь, в особенности указывая на альтернативные способы невербальной коммуникации.

Как работают пресуппозиции

/

Хотя лингвисты описывали пресуппозиции в течение многих лет, до недавнего времени никто не исследовал вопрос о том, каким, собственно, образом они осуществляют изменение нашего субъективного опыта.

Один из наиболее часто используемых видов пресуппозиций — так называемые «подчиненные предикации времени» — основаны на таких словах и словосочетаниях, как «до того как», «после», «во время», «по мере того как», «с тех пор как», «когда», «в то время как», «раньше» и т. д. Все эти выражения помогают создать предполагаемые последовательности или связи между различными элементами опыта во времени (в противоположность явным, осознаваемым связям). На самом деле довольно легко обнаружить, как работают пресуппозиции, поскольку все, что требуется, — это обратить пристальное внимание на ваши собственные внутренние образы. Ниже в качестве примера приведен эксперимент, описанный в книге «Измени свое мышление» (Andreas S., Andreas С, 1987).

Попробуйте провести следующий эксперимент. Для начала создайте репрезентацию «обеда в ресторане». ...Затем создайте репрезентацию «обсуждения предложения». ...Теперь отметьте ваши внутренние ощущения в ответ на следующее предложение: «Давайте пообедаем в ресторане, прежде чем обсуждать предложение». ...Обратите внимание, как легко две репрезентации связываются вместе в вашем сознании. Если вы не слишком искусны в идентификации пресуппозиций, этот процесс происходит неосознанно. (Попробуйте прочитать это предложение, не связывая обе репрезентации.) Теперь попробуйте слегка изменить предложение: «Прежде чем обсуждать предложение, давайте пообедаем в ресторане». В этом случае первая репрезентация («обсуждение предложения») сместится на периферию вашего поля зрения, чтобы освободить место для «обеда в ресторане». В обоих случаях результат будет одинаковым: репрезентация того, что является пресуппозицией, связывается с другой, более осознанной репрезентацией. При этом процессы в томи другом случае будут немного различаться, что обусловлено разным порядком соединения частей этих двух предложений.

Теперь попробуйте использовать слово «когда». Обратите внимание, как вы репрезентируете предложение: «Когда будем обсуждать предложение, давайте пообедаем в ресторане». Теперь попробуйте обратный порядок: «Давайте пообедаем в ресторане, когда будем обсуждать предложение». В обоих этих предложениях репрезентации смешиваются в одном и том же временном фрейме. Большинство людей находят первое предложение более легким для обработки, поскольку стоящее в его начале слово «когда» указывает вашему сознанию, что вам придется сложить вместе две репрезентации. В то время как во втором случае вам приходится возвращаться назад и изменять уже сформированную, начальную репрезентацию.

Если вы продолжите эксперимент, используя все перечисленные выше указатели времени, вы сможете проследить, как они изменяют ваши репрезентации, связывая их вместе в вашем сознании.

Хотя мы можем научиться обращать внимание на эти тонкие различия субъективного опыта, в процессе «нормальной» беседы мы реагируем на них совершенно неосознанно. И в этом источник их силы.

Если вы знаете, как различные виды пресуппозиций влияют на субъективный опыт, вы можете, зная, какое именно переживание вы хотите вызвать у клиента, выбрать ту пресуппозицию, которая окажет желаемое воздействие.

202

Сенсорная обратная связь

После того как вы обработали пресуппозицию и элегантно ее доставили, важно грамотно проверить, произвела ли она желаемое действие. В конце концов, «чтобы узнать, каков пудинг, надо его попробовать», и эффективность пресуппозиции измеряется не тем, насколько она изысканна, а тем, какую реакцию она вызовет у клиента.

И опять же, невербальная реакция скажет вам гораздо больше, чем вербальная. Иногда невербальные реакции бывают совершенно явными, а иногда — почти незаметными, однако они есть всегда и их выявление зависит от двух факторов. Первый — это сенсорная острота психотерапевта, т. е. его способность различать небольшие изменения позы, дыхания, мышечного напряжения, выражения лица и т. д. Второй — способность психотерапевта выявить устойчивые реакции через посредство его собственного невербального экспрессивного поведения.

Когда вы общаетесь с животными или с младенцами, которые еще не умеют говорить, вы можете использовать речь, однако поскольку ни те, ни другие не знают их значения, слова окажутся нерелевантными. И младенцы, и животные будут реагировать только на невербальные сигналы: тон и громкость голоса, скорость речи и т. д. Именно эти невербальные сигналы передают любовь, заботу и близость, которые ощущают младенцы, еще не владеющие человеческой речью.

Опыт, полученный при общении с грудными младенцами и животными, формирует у психотерапевта важнейшие невербальные навыки, позволяющие осуществлять изменение поведения. Если данная основа заложена, вы можете подумать об использовании языка с той же целью, с какой вы научились использовать все другие формы вашего поведения — в качестве способа вызвать соответствующую реакцию у клиента. Следующий шаг состоит в том, чтобы соединить эти реакции и поместить их в подходящий контекст, связав их с соответствующими ключами. Вирджиния Сатир в своей работе демонстрировала все эти навыки, которым вы можете научиться путем простых упражнений и увеличить, тем самым, силу своих вербальных пресуппозиций.

Приложение II Физический контакт*

На видеозаписи, которая называется «Цветы и камни» (Of Rocks and Flowers. Satir, 1983), показано, как Вирджиния работает со смешанной семьей, где супруги состоят в браке около года. Муж, Боб, в прошлом алкоголик, отец двоих детей: четырехлетнего Аарона и двухлетнего Робби. Дети неоднократно подвергались физическому насилию со стороны своей биологической матери — она сталкивала их с лестницы, пыталась топить в ванной и т. д. Отец сообщает, что за последний год брака с этой женщиной 13 раз отвозил детей в больницу с сильными ушибами и сигаретными ожогами. Мать в настоящее время проходит курс лечения в психиатрической клинике и не видится с детьми.

Аарон и Робби отличаются высокой активностью и проявляют склонность к насилию: они бьют других детей, и были даже отмечены две попытки задушить кого-то из детей.

Бетти, 27 лет, подвергалась жестокому обращению со стороны своего предыдущего мужа, который также был алкоголиком. Она беременна и панически боится, что эти мальчики что-нибудь сделают с ее ребенком, когда он родится. Если эти вспышки насилия не прекратятся, ей, как она опасается, придется оставить мужа, чтобы защитить ребенка.

* Данный раздел представляет собой расширенную и переработанную версию статьи «Прикосновение, опыт наблюдения за Вирджинией Сатир» (Gettingin Touch, with Virginia. Anchor Point: The International Journal for Effective NLP Communication, Vol. 3, No 1, January 1989 )

Если вы, прочитав это описание, уже нарисовали себе вполне мрачную картину, вы правы лишь отчасти. Хотя родители погрузились в свое несчастье, дети ведут себя естественно и открыто. Они также выражают тот гнев и насилие, жертвой которых они стали. Родители, отыгрывая свою фрустрацию и страх, реагируют на них жестко, что увеличивает склонность детей к насилию.

На протяжении всей сессии Вирджиния демонстрирует родителям, что она от них хочет, — как им прикасаться к своим детям и реагировать на них. Когда она говорит с одним из детей, она слегка прикасается к его плечу или к коленям, иногда поглаживая или чуть сжимая их. В какой-то момент, когда она хочет что-то сказать Аарону и ей нужно все его внимание, Вирджиния нежно поворачивает его голову, прикоснувшись к подбородку кончиком пальца. Несколько раз она касается запястья ребенка или держит его за руку, пока говорит с родителями. Вскоре она начинает аналогичным образом прикасаться к родителям.

Вирджиния всегда настаивала на использовании прикосновений в процессе передачи сообщения — для гарантии того, что и отправитель, и получатель внимательно отнесутся к нему. Например, в какой-то момент она спрашивает Боба (дословно): «Предвидите ли вы какие-либо трудности с тем, чтобы помочь Аарону и Робби понять, почему они не могут увидеться со своей [биологической] матерью?»

Когда он выражает неуверенность, Вирджиния сперва предлагает, что сказать: «Есть разница между тем, чтобы сказать... это дама, которая причиняет вред вам и проявляет гнев и не понимает, что она делает. Это не то же самое, что сказать, что она не очень хорошая».

Когда он соглашается, она предлагает сделать следующее.

«Дайте мне знать, хотите ли вы сказать обоим своим детям, что прямо сейчас они не смогут увидеться с матерью, потому что она причиняет им вред, и вы должны подождать, пока она поймет, как ей лучше контролировать себя. Потому что смотрите, это та же самая проблема, что у вас, когда вы пытаетесь научить их (детей), как себя вести, — что они могут не причинять вред, и вы защищаете их от этого, и я хотела бы знать, что вы почувствуете, просто подойдя к вашему сыну и сказав ему...»

Когда Боб начинает говорить, оставаясь на месте, Вирджиния настаивает на том, чтобы он прикоснулся к ребенку: «Нет.

Подойдите сюда. Подойдите сюда и просто повернитесь к нему лицом (делает жест в сторону Боба и подтягивает стул Аарона поближе к Бобу) и возьмите его за руки. И подвиньте его (стул), можете вы подвинуть его немного ближе? Теперь возьмите его за руки и скажите ему это».

После того как она в течение некоторого времени работала с родителями, Вирджиния ненадолго остается наедине с детьми.

Вирджиния {обращается к Аарону, держит его за плечи): Скажи, ты испытываешь добрые чувства по отношению к Бетти?

Аарон (рассеянно): Нет, хм, ну моя мама и папа, они... (Пово-

рачивается к Робби.) Робби выводит меня из себя.

Вирджиния (берет его за руку и подтягивает к себе): Посмотри на меня, будь добр. Я спрашивала тебя о тебе и Бетти.

Аарон (кладет левую руку на щеку Вирджинии). Мои мама и

папа, они привели меня в замечательное (Вирджиния кладет свою руку поверх руки Аарона, и он протягивает свою правую руку к лицу Вирджинии с другой стороны) место. (Интересно отметить, что на самом деле именно ребенок инициировал прикосновение к лицу. Теперь Вирджиния использует этот случай, чтобы соединить семью.)

Вирджиния: Мне нравится, как ты прикасаешься к моему лицу. (Она мягко берет Аарона за запястья.) Это действительно нежное прикосновение. Это хорошо. Можешь ли ты так же нежно прикоснуться к лицу Бетти? (Аарон касается своего лица и при этом кивает.) Хорошо. Нежно? (Аарон: «Ага».) Прекрасно. Я собираюсь отложить это (лист бумаги, который она держала) прочь. (Она берет обе его руки и снова кладет на свое лицо.) Сейчас посмотри на меня. И снова нежно прикоснись к моему лицу. Тебе это нравится? (Аарон кивает.) Позволь мне так же нежно прикоснуться к твоему лицу. (Она кладет руки на его лицо.) Тебе это нравится?

Аарон: Ага. (Поворачивается и начинает говорить с Робби.)

Вирджиния (берет его за плечи и мягко поворачивает лицом к себе): Посмотри, посмотри, посмотри на меня. (Аарон морщит лоб.) Ты не должен беспокоиться (Вирджиния слегка целует его) о нем (Робби) прямо сейчас. (Аарон: «Хо-

2О5

2Об

рошо».) Но я хотела бы, чтобы ты — если ты знаешь, как, и я сейчас показала тебе это, — нежно положил руки на лицо Бетти (Вирджиния снова берет лицо Аарона в свои руки и Аарон делает то же самое) и дал ей испытать добрые чувства от твоих рук, и ты можешь почувствовать ее руки. Ты можешь сделать это?

Аарон (весело): Ладно.

Вирджиния: Замечательно, теперь посиди здесь минутку. (Робби сидит, отвернувшись, и играет чашкой на низеньком столике. Вирджиния мягко притягивает Робби за плечи.) Робби, иди сюда, дорогой. Вынь свой палец из чашки. Мне нравится, когда ты делаешь вот так. (Она быстро берет его руки.) Посмотри на меня. (Она берет его руками за торс на уровне груди.) Можешь положить руки на мое лицо? (Робби взглядывает вверх и кладет левую руку на щеку Вирджинии.) Другую руку тоже. (Она кладет его правую руку на другую щеку и держит его за оба запястья.) Вот так. Тебе это нравится?

Робби (кивает): Да. Да.

Вирджиния (берет его лицо в свои руки): Прекрасно, теперь позволь мне, позволь мне положить руки тебе на лицо. Посмотри на меня теперь. Тебе это нравится? Теперь я попрошу твою маму войти сюда. Бетти... (Бетти и Боб возвращаются, Боб остается за пределами объектива камеры.) Можешь ли ты взять свои чудесные маленькие ручки и положить их на лицо Бетти, как сейчас? (Показывает ему, делая это сама.) Можешь ли ты сделать так? Просто сделать так? (Робби на короткое время'кладет руки на лицо Бетти.) Чуть больше похоже на это. (Показываетеще раз.) Просто держи ее, как... прекрасно, просто держи ее милое лицо. (Вирджиния поддерживает руки Робби, и Бетти тоже кладет руки на лицо Робби.) Теперь, можешь ли ты дать ей сейчас... (Робби смеется) дать ей почувствовать тебя тоже?

Аарон (протягивает руку к лицу Бетти): Теперь дай мне по-

чувствовать тебя.

Вирджиния (обращается к Аарону): Подожди, подожди минутку. (Вирджиния мягко опускает руку Аарона и поворачивается к Робби. Бетти все еще держит его лицо в руках.) Как ты

думаешь, ты смог бы несколько раз в день подойти к этой милой женщине и протянуть ей руки, как сейчас? Ты сможешь делать это? (Вирджиния снова показывает ему — одной рукой, и Робби копирует ее жест.) Ты сможешь делать это? Теперь ты, Робби, не можешь ли отодвинуться вот туда (Вирджиния обеими руками сажает Робби сбоку от себя и обнимает его левой рукой), а ты, Аарон, не сядешь ли здесь? (Аарон: «Хорошо».) Прямо здесь. (Вирджиния указывает на стул и направляет, держа рукой за плечо, пока он садится.)

Робби: Могу я сесть...

Вирджиния (обращается к Робби): А ты просто оставайся там, где ты сейчас. (Обращается к Аарону.) Не можешь ли наклониться сюда (Вирджиния показывает рукой) и положить свои милые нежные ручки на лицо своей мамы, и почувствуй это, просто почувствуй это.

Аарон (обращается к Бетти, с улыбкой): Это приятно?

Бетти (мягко): Угу.

Аарон: Теперь почувствуй меня. (Бетти кладет руки на лицо

Аарона.)

Робби: Я могу быстро бегать!

Вирджиния: О да, я знаю. (Обращается к Аарону.) Так, хорошо. Тебе нравится это. И как я вижу, Бетти это тоже нравится.

Аарон: Давай теперь пожмем руки, мам. (Аарон разводит руки,

и Бетти обменивается с ним рукопожатием. Аарон поворачивается к Вирджинии.) И вы пожмите руку. (Вирджиния левой рукой пожимает его левую руку.)

Вирджиния (обращается к Аарону, который все еще держит ее левую руку): Да, хорошо. Теперь я хотела бы узнать у тебя, можешь ли ты запомнить (гладит его по лбу правой рукой, отводя волосы со лба), что ты можешь, ты можешь так чудесно положить руки на лицо своей мамы. (Вирджиния кладет правую руку на лицо Бетти.)

Аарон: Угу. (Кладет свою правую руку на лицо матери, как

это сделала Вирджиния.)

Вирджиния: Обе руки вот так (показывает), так, чтобы ты держал ее. (Аарон повторяет жест двумя руками.) Держи ее лицо.

2О7

208 Аарон: Я держу тебя. (Он улыбается и целует Бетти, а потом

обнимает ее, в то время как Робби целует Вирджинию, и они обнимаются.)

Вирджиния: Теперь я хотела бы попросить вашего папу подойти сюда. (Боб садится и начинает прикреплять микрофон.) Итак, у вашего папы, как вы можете заметить, на лице много волос. (Вирджиния кладет одну руку на спину Робби, а второй мягко держит запястье Аарона.) Что вы могли бы — просто провести этими милыми ручками по его лицу, вот так (показывает), чтобы почувствовать прикосновение.

Аарон (кладет руку на лицо Боба): Тебе приятно, папочка?

Боб (все еще занят микрофоном): Угу. (Аарон целует Боба.)

Вирджиния (держит одну руку на талии Робби): Можешь ли ты теперь попросить своего папу, чтобы он сделал то же самое с тобой?

Аарон: Можешь сделать так со мной? (Боб отвечает «конеч-

но» и кладет руку на лицо Аарона, а затем целует его. Аарон взволнованно смеется.) Сделай еще раз! (Робби тянется к Бетти и притрагивается к ее лицу, она тянется к нему в ответ.)

Вирджиния (берет Аарона за руку): Итак, это может прозвучать немного странно. (Робби придвигается к Бобу и тянется к его лицу.) Да, ты тоже можешь это сделать — положи ручки на лицо своего папы (показывает). Обе руки, как будто держишь что-то особенное. Потому что это так и есть. (Робби забирается на колени к Бобу, а Аарон — на колени к Бетти, пока Вирджиния говорит с родителями.)

Эти маленькие ручки знают множество вещей, их необходимо обучить заново. Хорошо. Оба эти мальчика полны энергии, так же как и вы оба. И я собираюсь поговорить с вашим психотерапевтом о выделении для вас какого-то пространства, чтобы вы могли получить небольшую передышку (от детей). Однако используйте любую возможность, какая вам представится, чтобы практиковать такой вот физический контакт. И еще я хотела бы порекомендовать вам, чтобы вы оба четко понимали свои ожидания.

И чтобы вы (Боб) могли научиться у Бетти более быстро обращать внимание (на детей). Я хотела бы, чтобы сообщения, которые вы передаете, не содержали «нельзя», не содержали «перестань», и чтобы сила ваших руки, когда вы берете их... Я не знаю, смогу ли я объяснить вам... дайте мне, пожалуйста, вашу руку (беретБоба за предплечье). Позвольте мне показать вам разницу. Возьмите мою руку, как будто хотите схватить меня. (Боб захватывает ее руку.) Прекрасно. Смотрите, когда вы делаете это, мои мышцы начинают напрягаться, и я хочу вырваться. (Бобкивает.) Теперь возьмите мою руку, как будто хотите защитить меня. (Боб берет ее за руку.) Прекрасно. Сейчас я чувствую вашу силу, но у меня нет желания вырываться, как раньше. (Боб: «Да».)

И я хотела бы, чтобы вы много, очень много прикасались к обоим своим детям. И когда они начнут (плохо себя вести), просто подойдите — ничего не говорите — подойдите к ним и просто возьмите их (показывает оберегающее движение, беря Робби за оба предплечья). Но вы должны твердо знать, что не тянете их (Аарон быстро кладет руки поверх рук Вирджинии и Робби) вот так (показывает), а берете сильным движением (обеими руками поглаживает плечи Боба), как вы только что видели. Я тоже продемонстрирую это вам. Вначале я хочу схватить вас (показывает) вот так. (Боб: «Да-а».) Вы видите, вам хочется вырваться. Прекрасно. А теперь я хочу, чтобы вы почувствовали силу (держит его за плечо обеими руками. Робби гладит руку Вирджинии). Ноя не собираюсь просить вас делать что-то в ответ. Вот самое важное, с чего вы должны начинать.

(Вирджиния поворачивается к Бетти и протягивает ей руку.) Хорошо. Теперь я хотела бы проделать то же самое с вами. Итак, возьмите мою руку действительно крепко (Бетти захватывает руку Вирджинии; Аарон повторяет ее движение). Да-да, правильно, как будто вы действительно хотите показать мне «что почем». Хорошо. Замечательно. Теперь возьмите меня так, будто хотите поддержать меня, но в то же время ввести в определенные границы. (Аарон тянется к руке Бетти, и Вирджиния берет его за руку свободной рукой.) Чуть крепче, чуть крепче.

(Робби берет Вирджинию за плечо обеими руками, копируя жест Бетти.) Теперь (обращается к Бетти) попробуйте сделать это снизу и положите вторую руку сверху. (Бетти держит ее обеими руками.) Прекрасно. Сейчас вы сжимаете меня немного крепче, но я не буду вырываться. Я не чувствую, что хочу сделать вот так (тянетруку на себя). Это реакция нашего тела. (Аарон играет с очками Вирджинии.)

Итак, в следующий раз, когда вы увидите, что что-то происходит, вам надо подойти и взять их вот так (Вирджиния показывает, взяв Аарона за плечи), а затем мягко увести. (Вирджиния берет Аарона за руки и начинает снимать с колен Бетти.) Аарон, сейчас я хочу, чтобы ты подошел сюда, потому что я хочу быстренько показать кое-что твоей матери. (Аарон: «Хорошо».) Просто отодвинься сюда, в сторонку, это ненадолго. Теперь, допустим, в какой-то момент я не подумала и взяла вас вот так (внезапно хватает Бетти за плечи обеими руками.) Видите, что вам хочется сделать? (Бетти кивает.) Прекрасно. Теперь я хочу сделать это по-другому. Я передаю вам то же самое сообщение. (Вирджиния твердо держит плечи Бетти обеими руками, смотрит ей прямо в глаза и начинает вставать), но я делаю это вот так. И я смотрю на вас, и я передаю вам прямое сообщение. Хорошо. Сейчас ваше тело не собирается негативно на меня реагировать. Оно чувствует, что его остановили, но без негатива. А затем я беру вас вот так (Вирджиния обхватывает Бетти одной рукой за спину, а вторую кладет на плечо). Просто встаньте (Бетти встает). Я беру вас вот так. Я обхватила вас вот так (Вирджиния обхватывает Бетти обеими руками и притягивает ближе к себе), и теперь я буду держать вас. Я буду держать вас так некоторое время.

В интервью, которое она дала после этой сессии Рамону Кор-ралесу из Института семейной психотерапии в Канзас-Сити, Вирджиния дает пояснения по поводу того, как она использует прикосновения — и на этой сессии, и вообще (см. раздел «Основные паттерны работы Сатир» — «Физический контакт»).

Вто время как большинство людей сваливают все внутренние процессы обработки информации в одну кучу и называют это «мышлением», Ричард Бэндлер и Джон Грин-дер заметили, что можно с большой пользой разделить все мыслительные процессы по сенсорным модальностям.

Внутренние процессы обработки информации мы можем разделить на визуальные (зрение), аудиальные (слух), кинестетические (физические ощущения), обонятельные и вкусовые. Когда вы читаете слово «цирк», вы можете, определяя его значение, представить себе цирковую арену, слонов или воздушных акробатов, вы можете также услышать в своем воображении бравурную музыку, ощутить жесткое сиденье или тяжесть ребенка, сидящего у вас на коленях, почувствовать возбуждение, а также ощутить запах и вкус попкорна или сладкой ваты. Значение слова может быть представлено любым из этих пяти сенсорных каналов или любой их комбинацией.

Бэндлер и Гриндер также обратили внимание на определенную закономерность движений глаз человека — они обусловлены тем, в какой сенсорной модальности происходит в данный момент обработка информации. Эти движения глаз получили название ключи глазного доступа, и их можно отчетливо наблюдать в процессе взаимодействия Вирджинии Сатир и Линды на видеозаписи, транскрипт которой составляет основное содержание данной книги. Ключи глазного доступа позволяют получить

Приложение III. Ключи глазного доступа

! дополнительную ценную информацию относительно того, как данный человек организует свой внутренний опыт.

На рисунке на следующей странице указаны сенсорные модальности, соответствующие у большинства людей тому или иному положению глаз. Движения глаз примерно у 5% людей подчиняются обратным закономерностям, так что для них этот рисунок должен быть взят в зеркальном отображении.

Рисунок будет проще использовать, если вы наложите его поверх лица собеседника, так что когда вы увидите, что он смотрит в том или ином направлении, вы сможете представить надпись, соответствующую данному ключу глазного доступа.

Если вы просмотрите упомянутую видеозапись работы Вирджинии, вы сможете ясно увидеть сигналы, указывающие, к каким внутренним процессам она сейчас получает доступ. Она часто смотрит вверх и влево от себя, чтобы увидеть внутренний образ — либо того, что только что сказала Линда, либо того, что она сама собирается делать дальше. Вирджиния также часто смотрит вниз и влево от себя, вспоминая, что ей говорила Линда, или проговаривая про себя то, что собирается сказать дальше. Поскольку Вирджиния очень быстро получает доступ к чувствам — непосредственно от внутренних образов и слов, — вы почти не увидите, что она смотрит вниз и вправо от себя.

Линда также часто смотрит вверх и влево, воспроизводя множество внутренних образов, и редко — вниз и влево, вспоминая какие-то слова. Линда также смотрит вверх и вправо, когда визуализирует образы, которых на самом деле не видела, — например, когда она представляет, что ей хотелось бы изменить в будущем, или думает о том, как ей по-новому воспринимать свою мать. Многие из этих движений глаз отмечены в транскрипте, особенно ближе к началу.

Хотя эти ключи не так важны для понимания работы Вирджинии на данной сессии, они все же дают вам дополнительную информацию, позволяя отследить внутренние процессы, недоступные для непосредственного наблюдения.

Vr — Визуальное воспроизведение. Человек представляет себе образы, которые видел раньше, и именно так, как он их видел. Примеры вопросов, с помощью которых можно вызвать данный доступ: «Какого цвета глаза вашей матери?»; «Как выглядит ваше пальто?»

Vе — Визуальное конструирование. Человек представляет образы, которые до того никогда не видел, или уже виденные образы, но по-другому, не так, как видел их на самом деле. Пример вопроса, с помощью которого можно вызвать данный вид обработки: «На что будет похож оранжевый гиппопотам с фиолетовыми пятнами?»

Аг — Аудиальное воспроизведение. Человек вспоминает звуки, которые слышал раньше. Вызвать данный вид обработки можно, например, с помощью вопроса: «Как звучит сигнал вашего будильника?»

Ас — Аудиальное конструирование. Человек представляет звуки, которые до того никогда не слышал. Вопросы, с помощью которых можно вызвать данный вид обработки: «Как звучали бы аплодисменты, превратившиеся в пение птиц?»; «Как звучал бы ваш голос, если бы он был на октаву ниже?»

Ad — Аудиальный дигитальный. Внутренняя речь. Примеры вопросов, с помощью которых можно вызвать данный процесс: «Можете ли вы сказать себе то, что часто говорите себе?»; «Можете ли вы прочитать про себя Клятву на верность флагу?»

К — Кинестетика. Испытываемые эмоции, тактильные ощущения (воспринимаемые кожными рецепторами) или проприоцептивные ощущения (мышечные ощущения при движении и напряжении). Вопросы для вызова данного вида обработки: «На что похоже ощущение счастья?» «Что чувствуешь при прикосновении к сосновой шишке?» «На что похоже ощущение бега?»

Более подробно ключи глазного доступа рассматриваются в книге «Из лягушек — в принцы» (Frogs into Princes. Bandler, Grinder, 1979)

Приложение IV. Медитация Вирджинии Сатир

Во время семинаров, особенно в конце дня, Вирджиния часто предлагала провести то, что она называла «медитацией» или «процессом». Она просила присутствующих устроиться поудобнее, закрыть глаза и расслабиться. Часто она включала спокойную музыку и начинала говорить медленно и ясно.

Хотя Вирджиния нерднократно довольно резко отзывалась о гипнозе, поскольку ей не нравилась идея манипулирования людьми, эти медитации содержали те же виды вербальных и невербальных паттернов и пресуппозиций, что и явные гипнотические индукции.

Предлагаемая вашему вниманию медитация взята из книги «Медитации Вирджинии Сатир» {The Meditations of Virginia Satir. Banmen A., Banmen J., 1991). Сначала приводится полный текст медитации. Затем этот текст повторяется, но уже с комментариями, указывающими на вербальные гипнотические паттерны, которые Вирджиния использовала, чтобы создать усиливающие пресуппозиции относительно ресурсов, способностей и выбора.

Как сделать выбор, который вас устраивает

Когда мы рассматриваем ресурсы, которые у нас есть, осознайте и признайте всё, что мы когда-либо видели и слышали, ощущали и обоняли, к чему прикасались, все мысли и чувства, которые к настоящему времени стали частью нашей жизни, все варианты действий, которые мы выбирали, и все слова и движения.

У нас есть огромные возможности для выбора.

И если мы выбрали в прошлом один путь, это не значит, что мы обязаны следовать ему, но он может стать одним из вариантов, когда мы добавляем другие возможности.

По мере того как мы полностью входим в контакт с присущими каждому из нас от рождения способностями выбирать — из всего, что у нас есть на данный момент, — то, что нас устраивает больше всего, мы замечаем вещи, которые мы не используем.

Когда-то они были вполне уместными, но сейчас мы можем освободиться от них и отправить их идти своим путем, сказав спасибо за все, что они сделали для нас тогда.

Больше не приносят пользы такие мысли, как: «Я никогда не должен делиться своими чувствами, иначе ты можешь пострадать».

Может быть когда-то это действительно было уместно, но может быть это больше никогда не пригодится.

Если вам довелось обнаружить множество вещей, которым вы научились и которые больше не приносят вам никакой пользы, так может, позвольте себе и сделайте выбор — дайте им уйти, унося с собой вашу благодарность.

Когда-то они хорошо служили вам, но сейчас они вам больше не нужны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться